Со временем он получает разрешение поселиться в заброшенном ските греческого монастыря Пантократор, который вскоре возродится в огромный монастырь св. пророка Илии. Однако братия там была так бедна, что им приходилось ходить за милостыней в славянские монастыри, находящиеся в нескольких часах пути, к трапезе их допускали лишь на праздники. А у себя в скиту они были вынуждены постоянно пристраивать келии для новоприходящих и исполнять другие необходимые для налаживания жизни послушания. В устроении своей внутренней жизни прп. Паисий находился под руководством старца Василия Поляномерульского и духовника, иеромонаха Даниила . При этом он сам был духовником многих не только из своего братства, например бывшего патриарха Константинополя Серафима. Там, на Святой Горе, придя в соответствующий возраст, отец Паисий принял священный сан, в основном из-за многочисленных просьб братий, желавших видеть его главой в том числе и в богослужебной жизни и уставших ходить на службы в другие обители. В этот период он, помимо управления богослужением и общиной, организует поиск и переписывание святоотеческих рукописей Святой Горы, а также начинает их перевод сначала на молдавский, а потом и на славянский языки. В его братстве – до половины выходцы из Молдовлахии, но нашлись и иноки Макарий и Исаак, знающие древнегреческий язык . Паисий организует постройку келий, питание, поиск книг, путешествия в греческие и славянские обители. Наконец, вместе со всей братией Паисий переселяется в монастырь Симонопетра, успев наладить там функционирование всех служб в течение года. Однако в связи с непомерными и неожиданными финансовыми претензиями турецких чиновников он вынужден был организовать переселение братии на двух нанятых кораблях в относительно свободную и изобильную землю Молдовлахии. Отметим, что в афонский период и позже материальному состоянию братства помогали запорожские казаки – благотворители ; пожертвования на покрытие долга Симонопетры монахи Паисия, по благословению митр. Киевского Арсения (Могилянского), собирали и в Малороссии .

http://bogoslov.ru/article/6193036

Инок Платон некоторое время подвизался в скиту Трейстены, потом перешел в пустынный скит Кырнул. В этих обителях он, с самого начала стремившийся обрести наставника, сподобился наконец получить «и монашеское наставление, и великую духовную пользу» 15 , как сам рассказывал, от опытных старцев – преподобного Василия Поляномерульского , известного делателя умной молитвы, его сподвижника иеросхимонаха Михаила и пустынника схимонаха Онуфрия. Платон трудился на послушаниях, усердно занимался молитвой и чтением отеческих книг, испытывал и уединенную жизнь в пустынной келлии. Собирание духовных сокровищ на Афоне Посетив еще ряд молдавских обителей, в 1746 г. он отправился на Афон. Божественным Своим Промыслом Господь, по словам жизнеописателя старца, «взял его из отечества… привел его, наконец, во Святую Гору Афонскую, чтобы… он еще более увеличил свое духовное богатство, а потом дал бы его и всем ищущим у него духовного наставления… да обновит обветшавший монашеский чин, да восстановит падшее общее житие, и насадит в нем треблаженное послушание, просветив учением своим во тьме неведения сидящих, вразумит исправлением и новым переводом с греческого языка отеческих и богословских книг» 16 . Афонский период (1746–1763) – важнейший для духовного формирования и совершенствования личности преподобного Паисия. Удел Божией Матери и под трехвековым турецким владычеством оставался «непоколебимым хранилищем православной веры» 17 . Нужно заметить, что турки, обложив данью афонцев, не стесняли их духовную свободу, а свободолюбие политическое, часто несовместимое с христианскими заповедями, на Святой Горе не имело такого распространения, как в южной «свободной» Греции. Известный паломник В. Барский в 1744 г. отметил, что афонцы особенно терпеливы, «понеже обыкоша на себе иго турецкое носити», они «в молитвах, бдениях, постах, правилах и рукоделиях трудятся» 18 . И в новое время, в эту эпоху относительного упадка, так же, как в древности, Святая Гора оставалась духовной школой подвижничества, в которой возрастали и достигали святости многие молитвенники-исихасты.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/pre...

Послушание Платона было стеречь монастырский виноград. В трудах он однажды, не услышав монастырское било, проспал на богослужение. Дойдя до церкви ко времени чтения канона, «от смущения не дерзнул войти в нее, впал в отчаянный плач и сетование, и даже на литургию и трапезу не явился, седяше под древо на земли и горько плакаше». Инок Афанасий по повелению игумена отыскал его и принудил явиться перед братиею. Платон упал перед игуменом и собором «на землю, плача горько, и рыдая неустанно, и прося прощения». Старец Михаил, видевший слезы Платона, сказал: «Видите, братие, сего брата, толику ревность по Бозе и печаль огненну имуща: пусть он будет всем вам в образ и в подражание к усердному на правило востанию и хождению». После этого события инок Платон, чтобы более не проспать, решил совсем не ложиться на одре, но отдыхать только, сидя на лавке. Но через некоторое время Платон вновь решил отправиться в путь. На этот раз он пошел в горный скит Кырнул во имя св. Архистратига Михаила. Здесь с благословения старца Михаила Трейстенского и начальника Кырнульского скита иеромонаха Феодосия началось пустынножительство отца Платона, который, «седе в келлии своей радуяся и со слезами славя Бога, обучаяся истинному монашескому безмолвию — матери покаяния и молитвы». К этому времени плодом странствования отца Платона по обителям и пустыням Малороссии и Молдо–Влахии явилось опытное знание послушания и смирения и умной молитвы, в сердце совершаемой, которую старец непрестанно совершал до самой своей смерти. Наконец, инок Платон оставляет и это место, отправляясь в новое странствие, на сей раз на гору Афон. Это было последнее путешествие, которое преподобный совершил по своему желанию; все последующие его хождения были вынужденными оставлениями монастырей. До Афона отец Платон поселялся в пустынях, а после Афона — в общежитиях. Умолив старцев Василия Поляномерульского, Михаила Трейстенского и Онуфрия Кырнульского отпустить его и благословить на гору Афон, добрался Платон до Святой Горы со многими трудностями и, спустя четыре дня по прибытии на Афон, отец Платон остался один — спутник его иеромонах Трифон, заболев, скончался. Многие места Святой Горы обошел инок Платон, ища старцев, сильных в подвиге и в знании святоотеческих писаний и, не найдя таковых, вселился один в пустыню, пробыв в этом подвиге сорок месяцев. «Кто же может исповедать вся его подвиги, егда пребываше один с Единым Богом, сущу ему в разженном богорачении». В это время на Афон явился отец молдавских пустынников и старцев Василий Поляномерульский. Найдя блаженного Платона, беседовав с ним несколько дней и ночей, по просьбам пустынника облачил его в мантию с переменой имени на Паисий. Ему в это время было двадцать восемь лет. Спустя некоторое время монах Виссарион пришел к старцу Паисию, прося оставить его жить при себе в послушании. Старец, знающий на опыте своем такую же жажду, предложил Виссариону жить вместе и творить равно для обоих все подвиги — телесные и духовные.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

Можно было бы привести много других примеров – и древних и современных, – когда люди приобретали преуспеяние в Иисусовой молитве в условиях, казалось бы, совершенно не подвижнических, не будучи ни отшельниками, ни даже монахами, а живя в миру, имея семью, детей. Ничто не может помешать человеку молиться, еще раз говорю и настаиваю, кроме нечистой совести. Монашествующие, то есть отрекшиеся от мира, имеют более благоприятные условия, и с нас больший спрос, потому что мы более свободны для того, чтобы заниматься умным деланием. Но и мирянам не следует свое нерадение оправдывать объективными обстоятельствами, потому что заповеди нужно исполнять всем одинаково. А как исполнить заповедь без помощи Божией? Да и сама молитва Иисусова – это также заповедь. Почему же мы пренебрегаем ею? Поэтому, внимая всему тому, что я сейчас сказал, глядя на те примеры, которые я привел, руководствуясь святыми отцами, будем стараться упражняться в молитве Иисусовой. Как самое первое и необходимое руководство, хотя не единственное и не объемлющее всего учения, советую книгу «Ключ разумения. Беседы о молитве Иисусовой», недавно выпущенную совместно двумя издательствами, Московской Патриархии и Ново-Тихвинского монастыря 402 . В ней содержатся поучения русских подвижников благочестия: святителя Игнатия (Брянчанинова) , преподобных Нила Сорского и Василия Поляномерульского . Там есть и повествование о возвышенных молитвенных состояниях известного русского монаха-пустынника, подвизавшегося в наших краях, возле Туринска, преподобного Василиска Сибирского. Хотя, конечно, творения этих отцов адресованы преимущественно монахам, но многое из них с некоторой оговоркой могут принять к сведению и миряне и таким образом приступить к этому необходимому, важному для всякого христианина – подчеркиваю, для всякого христианина – деланию. Как бороться со сном во время совершения Иисусовой молитвы? Пока делаешь поклоны – худо-бедно молишься, а потом сон начинает так одолевать, что нет сил сопротивляться, не помогает даже холодная вода. Если молиться по времени раньше, то это уже не будет считаться молитвой перед сном. Как быть? У меня склонность к пониженному давлению, и мне кажется, что на второй сотне Иисусовых молитв мое давление резко падает. Может ли так быть или это искушение от врага? Что посоветуете?

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Прп. Василий Поляномерульский. Икона. XX в. Румыния (Пояномэрульский) (ок. 1692 - 25.04.1767, скит Пояна-Мэрулуй [Poiana Mrului], Молдавия), прп. (пам. 25 апр., пам. рум. 15 апр.), схим. Основные сведения о В. П. содержатся в «Автобиографии» прп. Паисия (Величковского) . Как сообщает прп. Паисий, до переселения в Валахию В. П. жил в России и в Мошенских горах (недалеко от Киева) ( Tachiaos. P. 76-77). Нек-рые исследователи (Г. Кокора, П. Давид и др.) предполагают малороссийское происхождение В. П. и даже его родство с прп. Паисием, однако Д. Ракканелло опроверг эту гипотезу ( Raccanello. La preghiera. Sibiu, 1996. P. 37). По-видимому, В. П. покинул родину в 20-х гг. XVIII в., когда для монашества в России наступили трудные времена, особенно после реформы 1724 г., запрещавшей жительство монахов в пустынях. В сложном положении находились и укр. обители на территории Польши из-за притеснений со стороны католиков и униатов. На протяжении XVIII в. мн. рус. и укр. иноки переселились в княжества Молдо-Влахии и были здесь благосклонно приняты гражданскими и церковными властями. Вместе с монахами Михаилом, Стефаном, Онуфрием и Варфоломеем В. П. поселился в пуст. Валя-Шкьопулуй. Потом он перешел в Дэлхэуцкий скит, где был рукоположен во иерея. Поскольку инок обладал даром духовного наставничества и был богословски образован, вокруг него постепенно стали собираться монахи. Ок. 1730 г. из-за увеличения числа братии В. П. ушел из Дэлхэуцкого скита с 12 иноками, подыскав себе уединенное место у истоков речки Бузэу в зоне изгиба Карпат. С согласия Рымникского мон-ря, к-рый являлся владельцем тех земель, и с позволения тогдашнего господаря Валахии Николе Маврокордата В. П. начал строительство Поляномерульского скита с деревянным храмом в честь Рождества Пресв. Богородицы (строительство завершено в 1733). В. П., возглавивший братство, установил в скиту общежительные правила св. Василия Великого и богослужение по афонскому уставу, как было принято в др. румын. обителях. Впосл. Поляномерульский скит стал одним из самых значительных духовных центров Молдо-Влахии, под духовным руководством В. П. находились 11 скитов и пустыней.

http://pravenc.ru/text/149765.html

старчеством XIX-XX вв. Оптинские старцы (см. Оптина в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы пустынь ), издавая в 1847 г. Житие прп. Паисия (Величковского), присовокупили к нему «предисловия» ученика прп. Паисия св. Василия Поляномерульского к книгам святых Григория Синаита, Филофея Синайского, Исихия Пресвитера и Нила Сорского, акцентируя те моменты в их учении, к-рые оказались созвучными старчеству Нового времени. На Руси на рубеже XV и XVI вв. взгляды преподобных Нила Сорского и Иосифа Волоцкого первоначально не противопоставлялись и вполне укладывались в русло древних сосуществовавших аскетических традиций. Однако вмешательство гос. власти вывело подвижников из тишины монашеских келий на Церковный Собор 1503 г., где вел. кн. Иоанн III Васильевич , поддержанный прп. Нилом и др. белозерскими пустынниками, поставил вопрос «о землях церковных, святительских, монастырских», а церковные иерархи отстояли их незыблемость. Это было начальным этапом длительной борьбы по поводу монастырских имуществ, гл. обр. недвижимых, завершившейся секуляризацией в XVIII в. Если для прп. Нила главным был поиск путей духовного совершенствования и спасения, а тип монастырского устройства должен был обеспечивать внешние условия для этого, то светская великокняжеская власть была заинтересована в ограничении монастырского землевладения. Прп. Нил Сорский не оставил пространного дискурсивного изложения своей позиции, ограничившись неск. высказываниями с осуждением практики «съдеръжания сел» и «притяжания многых имний», но они вполне содержательны, если учесть лаконизм его писаний. Согласно «Письму о нелюбках», на Соборе 1503 г. старец Нил предложил, «чтобы у монастырей сел не было, а жили бы черньцы по пустыням, а кормили бы ся рукоделием» (Послания Иосифа Волоцкого. 1959. С. 299). Это была попытка добиться осуществления нестяжательского идеала правовым, каноническим способом, т. е. с помощью законодательного соборного определения. Гос. власть не могла повторить новгородские конфискации кон.

http://pravenc.ru/text/2564108.html

Нам сопутствовал некто странник О. Павел, знавший хорошо все святыя русские места. Мы прибыли в Киев 4-го сентября, а 7-го приехал туда Государь Император Александр Павлович. Он изволил слушать обедню в пещерах; никого из посторонних не пускали; но мы, благодаря ходатайству всех знающего и всеми знаемого проводника нашего, были допущены. Государь сам подпевал певчим и внимал Божественной службе с чувством сердечного умиления, выражавшегося слезами. Встречал Императора, по чиноположению, Митрополит Серапион. Государь милостиво принял поднесенные иконы. Когда мы пришли к Митрополиту просить его напутственного благословения, Старец удержал нас еще на сутки, ибо намеревался на другой день сам служить литургию в пещерах, и дал нам на благословение один из больших, нарочито приготовленных для Государя благословенных хлебов, сказав: «Это Вам на благословение, и всем пустынножителям разделите!». Были мы также обласканы и Наместником Лавры, тогда еще иеромонахом Антонием, скончавшимся в сане Архиепископа Воронежского. Ехали обратно на Сафрониеву пустынь, где были знакомы нам Старцы: Настоятель Игумен Варлаам, Казначей Герман, Духовник Симеон, – все из учеников О. Архимандрита Феодосия, ученика мудрого Старца Василия Поляномерульского , которого учеником и пострижеником был и Старец Паисий Величковский . «Вместе с нами из Киева выехал иеромонах Исаакий, по приглашению коего заехали в единоверческий Максаковский монастырь, где он и остался на время 12 . Далее посетили Глинскую пустынь (Курской губернии), где тогда жил О. Василий Кишкин, бывший Велобережский Строитель; он принял нас с любовью и приглашал остаться здесь навсегда. Заезжали и в Площанскую пустынь, где в первый раз видели О. Макария, тогда еще бывшего в сане иеродикона, а в проезд чрез Орел видели известного Старца, Игумена Филарета, Настоятеля Глинской пустыни; наконец через Белые берега и Свенский монастырь, возвратились в свое пустынное пребывание». «В 1819 году, ездили вдвоем с братом в Оптину пустынь на одной лошадке.

http://azbyka.ru/otechnik/Yuvenalij_Polo...

В предостережение им нахожу необходимым сказать, что хуление молитвы именем Иисуса, приписание зловредного действия этому имени равновесны той хуле, которую произносили фарисеи на чудеса, совершаемые Господом... Невежественное, богохульное умствование против молитвы Иисусовой имеет весь характер умствования еретического» (Там же, § 382). Желающие более подробно узнать учение свт. Игнатия об Иисусовой молитве и о прелести могут найти его в полном собрании его сочинений (т. 1). Хотя свтт. Феофан и Игнатий не считают необходимыми те внешние приемы обучения Иисусовой молитве, о которых говорит в своих предисловиях на книги св. отцов старец схимонах Василий, но оба они с большою похвалою и одобрением отзываются о его писаниях и о писаниях прп. Паисия Величковского , рекомендуя руководствоваться их наставлениями при обучении молитве Иисусовой. Свт. Феофан пишет: «Вы читаете Добротолюбие – хорошо. В статьях Игнатия и Каллиста, Григория Синаита и Никифора не запутайтесь. Поищите, нет ли у кого жизни старца Паисия Нямецкого. Там помещены предисловия к некоторым статьям Добротолюбия, составленные старцем Василием. Сии статьи много разъясняют значение механизма в производстве молитвы Иисусовой. Они и Вам помогут понять все как следует...» (Умное делание, § 383). Свт. Игнатий со своей стороны пишет следующее: «Все писания отцов греческих достойны глубокого уважения по обилию живущих в них и дышащих из них благодати и духовного разума, но сочинения российских отцов, по особенной ясности и простоте изложения, по большей близости к нам относительно времени, доступнее для нас, нежели писания греческих светильников. В особенности писания старца Василия можно и должно признать первою книгою, к которой в наше время желающему успешно заняться Иисусовою молитвою необходимо обратиться. Таково и назначение ее. Старец назвал свои писания предпутиями, предисловиями, или таким чтением, которое приготовляет к чтению греческих отцов» (Там же, § 384). Этими отзывами двух известных епископов-подвижников и наставников Иисусовой молитвы мы и закончим нашу беседу о писаниях старцев – схимонаха Василия Поляномерульского и схиархимандрита прп.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/besedy...

Сочинения их большею частию помещены в обширном сборнике аскетических писателей, в «Добротолюбии». Из российских Отцов имеются сочинения о ней преподобного Нила Сорского, священноинока Дорофея, архимандрита Паисия Величковского, схимонаха Василия Поляномерульского и иеромонаха Серафима Саровского. Все упомянутые писания Отцов достойны глубокого уважения по обилию живущих в них и дышащих из них благодати и духовного разума; но сочинения российских Отцов, по особенной ясности и простоте изложения, по большой близости к нам относительно времени, доступнее для нас, нежели писания греческих светильников. В особенности писания старца Василия можно и должно признать первою книгою, к которой в наше время желающему успешно заняться Иисусовою молитвою необходимо обратиться Таково и назначение ее. Старец назвал свои писания предпутиями [предначатиями. — Ред.], предисловиями, или таким чтением, которое приготовляет к чтению греческих Отцов. Превосходна книга преподобного Нила Сорского. Чтением ее должно также предварять чтение греческих писателей; она, постоянно ссылаясь на них и объясняя их, приготовляет к чтению и правильному пониманию этих глубокомысленных, святых учителей, нередко витий [ораторов. — Ред.], философов, поэтов. — Все вообще творения святых Отцов о монашеской жизни, и в особенности же о Иисусовой молитве, составляют для нас, монахов последнего времени, неоцененное сокровище. Во времена преподобного Нила Сорского, за три века до нас, живые сосуды Божественной благодати были крайне редки, до зела оскудели, по его выражению; ныне они так редки, что можно не останавливаясь и безошибочно сказать: их нет. За особеннейшую милость Божию признается, если кто, истомившись душою и телом в монашеском жительстве, к концу этого жительства неожиданно найдет где-либо в глуши сосуд, избранный нелицеприятным Богом, уничиженный пред очами человеков, возвеличенный и превознесенный Богом. Так Зосима нашел в заиорданской безлюдной пустыне, сверх всякого чаяния, великую Марию По такому конечному оскудению в духоносных наставниках, Отеческие книги составляют единственный источник, к которому может обратиться томимая голодом и жаждою душа для приобретения существенно нужных познаний в подвиге духовном.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1898...

35 . Истолкование Молитвы Господней словами святых отцов. М. 1896. СПб. 1996. 160. 36 . Как бороться с помыслами. М. 2001. 78. 37 . Кассиан (Безобразов) , еп. О молитве Господней//Правосл. мысль. 1949. 7. 58–84. 38 . Кассиан (Безобразов) , еп. К вопросу о построении молитвы Господней//Правосл. мысль. 1951. 8. 56–85. 39 . Ключ разумения. Русские подвижники благочестия о молитве Иисусовой/Сост. Авраам (Рейдман) , игумен. М.; Екатеринбург 2003. 368. [Тексты свв. Нила Сорского , Игнатия (Брянчанинова) , старцев Василия Поляномерульского и Зосимы Верховского ; полные описания их см. в Разд. 9 , 13 . Готовится переизд.] 40 . Макарий, иером. Подвиг христианской молитвы, по учению Слова Божия и изречениям святых отцов и Богомудрых подвижников благочестия. Спб. 1900. 41 . Мень А., прот. Практическое руководство к молитве. Изд. 2, доп. М. 1995. 222. 42 . Молитвы и наставления подвижников благочестия: Молитвы, которыми молились подвижники келейно. М. 1991. 32. же: Б.м. Б.г. 32. 43 . Мусхелишвили Н. Л. К проблеме сопоставления Умного делания и системы «духовных упражнений» Игнатия Лойолы//Синергия 1 .161). 230–248. 44 . Мусхелишвили Н. Л., Шрейдер Ю. А. Семантика и ритм молитвы//Вопросы языкознания. 1993. 1. 45–51. 45 . Мусхелишвили Н. Л., Шрейдер Ю. А., Спивак Д. Л. В поисках общего значения. Сравнительный анализ восточных и западной молитв//Страницы. 1996. 4. 80–91. 46 . Непрестанно молитесь! О молитве Иисусовой. Мюнхен 1990. 173. 2 М. 1992. 47 . Никольский А., свящ. Молитва и ее значение в жизни христианина. Смоленск 1909. 48 . О молитве, внутренних свойствах и внешних действиях ее по учению Священного Писания , св. отцев, учителей и писателей церковных. Одесса. Б.г. Mahopac, NY 1991. 64. 49 . О молитве вообще и Молитве Господней в особенности. М. 1896. 2 М. 1912. 61. 50 . О молитве и трезвении. Из творений Святых Отцов Василия Великого , Иоанна Златоуста , Ефрема Сирианина.//Надежда. 1980. 4. 17–40. [Тексты Отцов – по рус. «Добротолюбию " ]. 51 . О молитве и трезвении. Преп. Нил Синайский . Исихий, пресвитер Иерусалимский . Преп. Филофей Синайский. Св. Исаак Сириянин//Надежда. 1981. 5. 16–44. [Тексты Отцов – по рус. «Добротолюбию " ].

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010