Теснота; намерение перейти во Влахию 45. Отплытие Паисия с братией во Влахию. 46. Пожаловане ему монастыря Дрогомирна в Молдавии 47. Отец Алексий. 48. Пострижение Паисия в схиму 49. Обновление общаго жития по уставу святой Афонской горы 50. Отец Онорий 51. Труды Старца в переводе отеческих книг, и поучения от оных братий 52. Предвещание о разорении общежития от любоимения 53. Начальническия дарования Старца, и попечение отеческое о братии 54. Предуспеяние братии 55. Турецкая война. 56. Поступление части Молдавии с монастырем Драгомирною под римское владение 57. Общее сетование и призвание Паисия в Секул. 58. Преселение в Монастырь Секул 59. Теснота жительства в Секуле, прошение воеводе о даровании пространной обители. 60. Повеление преходити в Нямец. 61. Неутешная о сем печаль Старца 62. Сетование Нямецкой братии, и жалоба их Паисию 65. Отрицательное прошение к воеводе. 64. Подтверждение повеления преходити в Нямец 65. Шествие в Нямец 66. Приятие Монастыря Нямца 67. Последние труды Паисия 68. Посвящение его в архимандрита 69. Постепенное разорение прежняго жития еже и предувиде Блаженный 70. Крайнее прилежание в переводе книги 71. Дарования Старца 72. Прочия Его дарования, свойства и деяния 73. Имяше и дар предведения 74. Не от чудес, но от исполнения Евангельских заповедей познавается святость рабов Христовых 75. Предсмертная болезнь старца. 76. Преставление его 77. Похвала почившему в Бозе Отцу Паисию Писания Старца схимонаха Василия, спостника и друга блаженного отца Паисия Предисловие или предпутие хотящими чести книгу иже во Святых Отца нашего Григория Синаита, и не погрешати разума в ней лежащаго Предисловие на главизны блаженного Филофея Синайского Предисловие на книгу блаженного Исихия Надсловие на книгу блаженного отца Нила Сорского Пристежение Старца Поляномерульской обители Василия о ошаянии брашен возбраненных монахом Предисловие Изследование Писания старца Паисия Архимандрита молдовлахийския нямецкия обители Толкование на Господи помилуй Свиток. Сочинения Старца Архимандрита Отца нашего Паисия Предисловие Старца Паисия Блаженныя памяти отца нашего Старца Паисия.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

Сочинения их большей частью помещены в обширном сборнике аскетических писателей, в Добротолюбии. Из российских Отцов имеются сочинения о ней преподобного Нила Сорского, священноинока Дорофея, архимандрита Паисия (Величковского), схимонаха Василия Поляномерульского и иеромонаха Серафима Саровского. Все упомянутые писания Отцов достойны глубокого уважения по обилию живущих в них и дышащих из них благодати и духовного разума; но сочинения российских Отцов, по особенной ясности и простоте изложения, по большой близости к нам относительно времени, доступнее для нас, нежели писания греческих светильников. В особенности писания старца Василия можно и должно признать первой книгой, к которой в наше время желающему успешно заняться Иисусовой молитвой необходимо обратиться . Таково и назначение ее. Старец назвал свои писания предпутиями, предисловиями или таким чтением, которое приготовляет к чтению греческих Отцов. Превосходна книга преподобного Нила Сорского. Чтением ее должно также предварять чтение греческих писателей; она, постоянно ссылаясь на них и объясняя их, приготовляет к чтению и правильному пониманию этих глубокомысленных, святых учителей, нередко витий, философов, поэтов. Все вообще творения святых Отцов о монашеской жизни, и в особенности же о Иисусовой молитве, составляют для нас, монахов последнего времени, неоцененное сокровище. Во времена преподобного Нила Сорского, за три века до нас, живые сосуды Божественной благодати были крайне редки, до зела оскудели, по его выражению; ныне они так редки, что можно не останавливаясь и безошибочно сказать: их нет. За особеннейшую милость Божию признается, если кто, истомившись душой и телом в монашеском жительстве, к концу этого жительства неожиданно найдет где-либо в глуши сосуд, избранный нелицеприятным Богом, уничиженный перед очами человеков, возвеличенный и превознесенный Богом. Так Зосима нашел в заиорданской безлюдной пустыне, сверх всякого чаяния, великую Марию . По такому конечному оскудению в духоносных наставниках, Отеческие книги составляют единственный источник, к которому может обратиться томимая голодом и жаждой душа, для приобретения существенно нужных познаний в подвиге духовном.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4145...

Бог да простит всех». Литературное наследство преподобного Нила состоит из многочисленных посланий к его ученикам на темы духовной жизни и обширного, в одиннадцати главах, «Монастырского», или «Скитского», устава. Последний представляет не устав в собственном смысле, а систематический, почти исчерпывающий, несмотря на свою сжатость, трактат по православной аскетике. Нил Сорский прекрасный писатель. В посланиях он раскрывается более с личной стороны, делясь и своим опытом и горением любви. В Уставе он обнаруживает огромную начитанность в греческой мистической литературе и редкий на Руси дар систематического изложения. В XV в. еще не существовало «Добротолюбия». Но его отчасти заменяли для Нила сборники из древних аскетических писателей, составленные Никоном Черногорцем («Пандекты» и «Трактикон»). Георгий Федотов «Преподобный Нил Сорский» («Святые Древней Руси») Флоровский «6. “Осифляне” и “заволжцы” — два религиозных замысла, два религиозных идеала») Смолич в книге «Русское монашество» Глава IV. Иосиф Волоцкий и Нил Сорский. Спор между двумя аскетическими направлениями Концевич в книге «Стяжание Духа Святаго в путях Древней Руси» «Преподобный Нил Сорский» Предисловие прп. Василия Поляномерульского Статьи о Ниле Сорском и его творения в книге — Прохоров Гелиан Михайлович «Преподобные Нил Сорский и Иннокентий Комельский. Сочинения» Категории Категории Группа Вконтакте Новинки Новинки/ По алфавиту По алфавиту Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин, Михаил Пселл, Григорий Палама, Августин, Эриугена, Гуго Сен-Викторский, Альберт Великий, Фома Аквинский, Дунс Скот, Экхарт, Ибн Габирол, Фараби, Ибн Сина, Газали, Ибн Рушд, Нил Сорский, Максим Грек и др. < читать далее > Читать Аудиокнига, собравшая в себя наставления Григория Паламы, Василия Великого, Паисия Величковского, Нила Сорского, Иоанна Лествичника, аввы Дорофея, Феодора Студита, Феофана Затворника, Иннокентия Херсонского, Иоанна Златоуста < читать далее > Слушать < читать далее > Книга предваряется обстоятельной статьей Прохорова «Преподобный Нил Сорский и его место в истории русской духовности». За ней идут «исследование об автографах преподобного Нила Сорского. Далее, во второй части книги, читатель найдет тексты. < читать далее >

http://predanie.ru/nil-sorskiy-prepodobn...

1212 В православном Синодике встречаются прямые анафематствования «мессалианских» мнений о причастности Божескому естеству (Le Synodikon de l’Orthodoxie. Edition et commentaire/Ed. J. Gouillard//TM 2 (1967), p. 81, lin. 574–584; p. 85, lin. 628–633). 1213 Ср.: «С некоторой вероятностью можно думать, что Варлаам попал в цель, употребив приведенное выражение [то есть назвав свой трактат Против мессалиан. – А. Д.]» (Успенский 1891, 323). 1214 Гл. 28, § 21 по русскому переводу Лествицы (Сергиев Посад, 71908, репр. Тр.-Серг. Лавра, 1991, с. 235–236). 1216 Quaest. et dubia [CPGS 7689], 124 (цит. по: Φιλοκαλα τν νηπτικν κα σκητικν. T. 14 A. Θεσσ., 1992, 186). 1226 Главы о молитве, 37 «О созерцании» (цит. по: Φιλοκαλα τν νηπτικν κα σκητικν. Τ. 21Α. Θεσσ., 1997, p. 82, lin. 9–12). Этот текст приписывается в Добротолюбии Каллисту-патриарху (Φιλοκαλα. Τ. 4. θ., 1976, p. 321), причем в первом издании греческого Добротолюбия (и соответственно в славянском переводе старца Паисия Величковского и в русском – свт. Феофана Затворника ) помещена только часть глав (полностью они были включены только во второе издание Филокалии). ИАБ 6, 1562–1576. 1228 Из более поздних толкований следует особо упомянуть о старце Василии – сподвижнике Паисия Величковского . Он также связывает молитву Иисусову с «пятью словами» 1Кор. 14:19 , однако с другим счетом («Господи Иисусе Христе, помилуй мя»), хотя у него встречается и более полный вариант «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя» (Rigo 1992a, 279 со ссылкой на Raccanello 1986,100–101 и 106; СМ. также: Четвериков 1927/1998,137; Raccanello 1988). Согласно изложению А. Риго, Василий не придавал внимания и психосоматической технике. Таким образом, в отличие от древнерусского толкования, у Василия мы имеем дело с вполне православной рецепцией той же традиции. О старце Василии Поляномерульском , помимо книги Ракканелло, СМ. также обстоятельную статью этого же автора в DSAM (Raccanello 1994, там же новейшая литература); Савчук 1999, 158–170; Пелин 2004; ИАБ, по именному указателю.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Что же именно в его трудах вы не принимаете? Разве не все у этого писателя можно применять к себе на 100%? Ответ. Я не могу сказать, что бесспорно не принимаю тех или иных его слов. Святитель Игнатий - писатель чрезвычайно осторожный, описывающий все виды, все моменты, даже все тонкости духовной жизни. Что касается меня, то из всего того, чему мы вас учим, вы видите, что кардинальное, первостепенное значение мы придаем молитве Иисусовой, умному деланию. Святитель же Игнатий наряду с учением об умном делании говорит, допустим, и о том, как нужно читать псалмы, как совершать прочие молитвословия, проявляя тем самым некую умеренность и осторожность. А вот на меня, в этом отношении, сильно повлияло чтение таких, может быть, скромных и кратких, но чрезвычайно ценных по своему содержанию творений, как " Предисловия… " схимонаха Василия Поляномерульского, написанных им в качестве своего рода комментариев к некоторым сочинениям святых отцов и имеющих в своей основе учение об умном делании. Старец Василий говорит, что умное делание, молитва Иисусова, может заменить все правила. Сравнительно недавно, года два назад, я познакомился с " Описанием молитвенных действий старца Василиска Сибирского " , также подтверждающим подобное мнение. Сам старец Василиск Сибирский вначале сомневался, нужно ли заменять вычитываемое правило молитвой Иисусовой. Но когда он решил провести такой эксперимент, то получил необыкновенную пользу и даже сподобился откровения. Вот в этом смысле я как бы и расхожусь немного с мнением святителя Игнатия, поскольку считаю, что именно в наше время без умного делания, без Иисусовой молитвы, никакие подвиги, никакие даже добродетели ничего человеку не дадут; без Иисусовой молитвы все останется пустым занятием, - я это испытал на себе лично. Когда я спрашивал у своего духовника о том, как упражняться, например, в памяти смертной, он только махал на меня рукой и говорил: " Молись и все " . Действительно, как я всячески ни старался, все равно никакой памяти смертной не имел, а было у меня одно только воображение.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

А иначе начнем видеть в монастырской жизни какие-то недостатки: якобы мы здесь не можем помогать ближним. Выйдем из монастыря, станем помогать ближним, но это тоже нам покажется тяжелым. Ведь больной может кряхтеть, роптать, ругать нас - так часто бывает. Мы скажем: " И это тяжело " , и в конечном счете просто придем к такому образу жизни, который для нас будет легким. Вот и все. Взялся за гуж, не говори, что не дюж. Монашество существует очень давно. Если брать не ту точку зрения, согласно которой уже сами апостолы были монахами, а точку зрения церковных историков, более или менее рационалистически оценивающих события и факты, то получится, что монашество существует с IV столетия, то есть уже 1600 или 1700 лет. 1700 лет существует в Православии монашество, значит, оно является целым институтом и таким образом жизни, который Церковь одобряет и рекомендует своим чадам, желающим его избрать. В течение тысячи семисот лет все - и Антоний Великий, и Сергий Радонежский, и Антоний и Феодосий Печерские, и Серафим Саровский и прочие - уединялись, подвизались, спасались. И тут вдруг у нас такое сомнение: а может быть, это неправильно, а может быть, лучше все-таки ближним помогать? Такого сомнения быть не должно. Ответ. Очень хорошо об этом состоянии написано у святителя Игнатия (Брянчанинова) в статье " Слово о молитве Иисусовой " и у старца Василия Поляномерульского в его " Предисловиях " . Жар бывает разный, то есть может быть вызван различными причинами: иногда он возникает от более сильного движения крови, или от того, что мы стремимся сосредоточиться в сердце, или от прелести; возможно и от неправильной молитвы какое-либо вредное разгорячение, иногда даже соединяющееся со сладострастием; но, конечно, и действие благодати может вызвать жар. Существует несколько духовных признаков этого - прежде всего, жар не должен быть сам по себе, но только в сопровождении всевозможных духовных ощущений - тишины, мира, покаяния, сокрушения, которые могут быть и взаимоисключающими: например, иногда пребываешь в сильнейшем покаянии, сокрушении сердца, а иногда - в необыкновенном мире.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Этот опыт, это осознание своей немощи, приводит нас в такое состояние, что от горечи пребывания в столь опасном, страшном положении, мы не можем не сокрушаться. Вот что есть истинное покаяние. Но оно возможно только в том случае, если человек поставит перед собой не какую-то теоретическую, а именно настоящую, жизненно важную цель - жить по Евангелию, когда он постоянно, каждый день, каждый час, будет думать только об одном: как исполнить заповеди, как не нарушить их, не пойти против них. И когда монах предъявит к себе такое строгое требование, он увидит, насколько его трудно исполнить. Если же человек станет рассуждать так, как описывается это, например, у старца Василия Поляномерульского: " Кто в наше время может исполнить заповеди? Это такое нереальное дело! Слава Богу, что мы не пьянствуем или еще чего-нибудь страшного не совершаем " , - то, конечно, такой человек будет чувствовать себя спокойно и своей греховности не увидит. Разве что, по попущению Божьему, он впадет в какой-нибудь тяжкий грех или сделает что-то особенное, - тогда только он ее осознает. А тот, кто ведет внимательную жизнь, тот хотя внешне как будто никак и не проявляет своего покаяния, никак не выказывает внутренней борьбы, на самом деле каждый день опытно познает свою немощь и греховность. Многократно побеждая и побеждаясь, он все более и более убеждается в том, что он самый последний, худший из всех, хуже, как говорит прп. Григорий Синаит, даже самих демонов и животных. Это смирение может выражаться в разных словах. Старец Силуан, например, говорил о себе, что после смерти будет в аду; Пимен Великий уверял своих учеников, что по кончине будет там, где сатана; другие подвижники утверждали, что они хуже всякой твари; Антоний Великий считал, что все спасутся, а только он один погибнет. Неважно, какими словами выражается смирение. Иной человек, может быть, и вовсе не умеет выразить словами свое чувство, но при внимании, при строгой требовательности к себе в исполнении заповедей, при внутренней борьбе он истинно смиряется. Это и есть, собственно, покаяние, от подобной борьбы рождаются настоящие слезы. Подвижники, совершавшие знамения и чудеса, плакали день и ночь, ибо предъявляли к себе требования Евангелия.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Ответ. Я думаю, что правильно. Вот я скажу про отца Андрея. Он как наставник был очень простым человеком, говорил простые фразы, похожие на афоризмы, без всяких доказательств и рассуждений. Он, казалось, был не способен к этому: не имел образования и учености. Но как-то отец Андрей дал мне один совет и очень настаивал, неоднократно повторял, чтобы я его исполнил. И когда я этому совету последовал, то получил огромную пользу, у меня в душе все перевернулось до такой степени, что я даже стал сомневаться в некоторых других поучениях самого отца Андрея. А совет был такой: " Читай святителя Игнатия " . Я думаю, что, может быть, в своих сомнениях я был и прав, ведь отец Андрей говорил такие вещи, которые для меня в тот момент были недоступны. Не потому, что он плохо учил, но для меня это было преждевременно. И ответ на свои колебания я также нашел у святителя Игнатия. Но было время, когда отец Андрей настаивал, а для меня святитель Игнатий был никто: это же не Иоанн Лествичник, не авва Дорофей, - тогда он и к лику святых не был причислен. А ничему современному я не доверял. Я считал, что только в древности все было хорошее, а современные писатели - что от них ожидать? Поэтому для меня святитель Игнатий не был авторитетом, ничего не значил. Но отец Андрей так настаивал, чтобы я прочитал, что я наконец достал некоторые его книги. (Только во время перестройки мне удалось прочитать всего святителя Игнатия.) Действительно, можно сказать, что после этого в моей душе произошел переворот. Всего несколько творений святых отцов на меня произвели такое впечатление. Ранее - предисловия Василия Поляномерульского, потом сочинения святителя Игнатия. Еще раньше, в молодости, на меня произвела впечатление беседа Серафима Саровского с Мотовиловым " О цели христианской жизни " . Казалось, ничего особенного отец Андрей не сказал, просто настаивал на том, чтобы я читал святителя Игнатия. Я послушался его совета, и получил большую пользу. Вот видите, бывает, что как-то неожиданно, и через очень скромного по духовному преуспеянию наставника (я сейчас имею в виду не отца Андрея, а нас: сестру А., сестру Д; о себе говорю не рисуясь), можно получить пользу, если доверяешь ему, и иногда даже таким странным образом: посоветовали что-то почитать. Или как-то иначе. Действительно, многое зависит от доверия. Конечно, есть такие люди, которым совершенно нельзя доверять, они никогда не скажут тебе ничего полезного. Но есть и такие, которым в основном доверять можно. Если за них молиться, если относиться с верой к их наставлению, то Господь через них может открыть истину. Именно по вере, в особенности если молиться. Поэтому, действительно, своим старицам можно доверять, но я бы посоветовал за них молиться, особенно перед откровением помыслов. Это и для их поддержки, и для того, чтобы самому с большей верой относиться, чтобы Господь вразумил. И за меня, конечно, тоже всегда надо молиться.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Святой Иоанн Лествичник († 563), см. его «Лествицу». Святой Исаак Сирин (VII в.), см. его «Слова подвижнические». Святой Симеон Новый Богослов (XI в.). Святой Григорий Синаит (XIV в.). Святитель Григорий Палама , архиепископ Солунский (XIV в.). Патриарх Каллист и сподвижник его Игнатий, Ксанфопулы (XIV в.). Пяти последних отцов наставления о молитве имеются в пятом томе «Добротолюбия». Блаженный Никодим Святогорец (XVII в.), см. его «Невидимую брань». Преподобный Нил Сорский († 1508), см. его «Предание, или Устав ученикам своим о жительстве скитском». Блаженные старцы Василий Поляномерульский († 1797) и Паисий Величковский († 1794), см. «Житие и писания старца Паисия (Величковского) , с присоединением писаний Василия Поляномерульского ». Преосвященный Игнатий Брянчанинов († 1867), см. его «Аскетические опыты». Преосвященный Феофан, Вышенский затворник († 1894), см. его труды: «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться», «Письма о христианской жизни», «Начертание христианского нравоучения», «Письма о духовной жизни», «Путь ко спасению», «Святоотеческие наставления о молитве и трезвении» и др. Протоиерей Иоанн Сергиев Кронштадтский († 1908), см. его дневник «Моя жизнь во Христе». К этим признанным в своем высоком достоинстве писаниям мы и отсылаем своих достопочтенных слушателей и читателей за частными указаниями относительно дела молитвы. Чтение наставительных писаний о молитве и духовной жизни удобнее начинать с представителей ближайшего к нам времени, каковы преосвященные Феофан и Игнатий. Весьма годится для начального чтения также «Невидимая брань» Никодима Святогорца . Писания отца Иоанна Кронштадтского , как лишенные системы, удобнее читать после других. При сем необходимо помнить, что надлежаще уразуметь силу и действие молитвенного художества можно только в личном достойном и достаточном опыте, а не посредством одних наставительных писаний. В знаменование труда по стяжанию непрестанной умной молитвы каждому иноку с древних времен всегда вручалась так называемая вервица с узелками или, по древнерусскому обычаю, лестовка кожаная, а по-нынешнему четки, изготовляемые из разнообразных материалов. Это, так сказать, маятник в механизме труда молитвенного. В Древней Руси, столько явившей нам прославленных Господом князей, княжон и простых людей, многие миряне молились по четкам. Вышенский владыка Феофан о себе повествует, что о молитве по четкам в первый раз он услышал также от мирянина, а не от монаха. В разных домах теперь приходилось нам видеть фамильные портреты бабушек с четками в руках, но только бабушек. Во время же наших путешествий по Востоку и Западу, особенно в Иерусалиме и в Риме, теперь много приходилось нам видеть во святых храмах с четками в руках мужчин и женщин из мирян. Но это теперь – вне России.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Св. Иоанн Лествичник († 563), – см. его «Лествицу». Св. Исаак Сирианин (VIII в.), – см. его «Слова подвижнические». Св. Симеон Новый Богослов (XI в.). Св. Григорий Синаит (XIV в.). Св. Григорий Палама , архиепископ Солунский (XIV в.). Патриарх Каллист и сподвижник его Игнатий, Ксанфопулы (XIV в.). Пяти последних отцов наставления о молитве имеются в пятом томе Добротолюбия . Бл. Никодим Святогорец (XVII в.), – см. его «Невидимую брань». Преп. Нил Сорский († 1508), – см. его «Предание или Устав ученикам своим о жительстве скитском». Бл. старцы Василий Поляномерульский († 1767) и Паисий Величковский († 1794), – см. «Житие и писания старца Паисия Величковского , с присоединением писаний Василия Поляномерульского » (Изд. Козельской Оптиной пустыни). Преосвящ. Игнатий Брянчанинов († 1867), – см. его «Аскетические опыты». Преосвящ. Феофан Затворник († 1894), – см. его труды: «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться», «Письма о христианской жизни», «Начертание христианского нравоучения», «Письма о духовной жизни», «Путь ко спасению», «Святоотеческие наставления о молитве и трезвении» и др. Прот. Иоанн Кронштадский († 1908), – см. его дневник «Моя жизнь во Христе». К этим признанным в своем высоком достоинстве писаниям мы и отсылаем своих достопочтенных слушателей и читателей за частнейшими указаниями относительно дела молитвы. Чтение наставительных писаний о молитве и духовной жизни удобнее начинать с представителей ближайшего к нам времени, каковы преосв. Феофан и преосв. Игнатий. Весьма годится для начального чтения также «Невидимая брань» Никодима Святогорца . Писания о. Иоанна Кронштадтского , как лишенные системы, удобнее читать после других. При сем необходимо помнить, что надлежаще уразуметь силу и действие молитвенного художества можно только в личном достойном и достаточном опыте, а не посредством одних изображающих его писаний. В ознаменование труда по стяжанию непрестанной умной молитвы, каждому иноку с древних времен всегда вручалась, так называемая, «вервица» с узелками, или по древнерусскому обычаю «лестовка» кожаная, а по нынешнему «четки», изготовляемые из разнообразных материалов. Это, так сказать, маятник в механизме труда молитвенного. В древней Руси, столько явившей нам прославленных Господом князей, княгинь и простых людей, многие миряне молились по четкам. Вышинский Владыка Феофан о себе повествует, что о молитве по четкам в первый раз он услышал также от мирянина, а не от монаха. В разных домах теперь приходилось нам видеть фамильные портреты бабушек с четками в руках, но только бабушек. Во время же наших путешествий по Востоку и Западу, особенно в Иерусалиме и в Риме, теперь много приходилось нам видеть во святых храмах с четками в руках мужчин и женщин из мирян. Но это теперь – вне России.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010