Вокруг монастыря на ранее безлюдном месте стали селиться люди, затерявшиеся на просторах приенисейского Севера. Вскоре поселение получило название – село Монастырское, затем город Туруханск – центр Туруханского края. Монастырь, таким образом, с самого начала своего образования собирал вокруг себя людей, давал работу, учил хозяйствовать, но прежде всего, был духовным центром: помогал людям, оказавшимся в языческом мире, сохранить веру, христианскую культуру и бытовые традиции. Эту часть Сибири населяли тунгусы, остяки, кеты, якуты и другие кочевые народы Севера. Они говорили на разных языках, которые мало общались между собой в силу различий языка, культуры, быта, способов хозяйствования и маршрутов передвижения. В таких условиях монастырь стал единственным фактором присутствия России в этих местах, оторванных на десятки и сотни верст от станков первопроходцев. В этих условиях он взял на себя неофициальную миссию поддерживать оказавшихся здесь русских людей и налаживать связь с местным населением. Свято-Троицкий монастырь задолго до организации здесь миссионерской деятельности государства начал активное православное просвещение местного населения, организовал обучение русскому языку детей кочевников, создав школу для детей инородцев с интернатом для проживания. Школа эта просуществовала до прихода к власти большевиков. В синодальный период и, особенно в годы земельных реформ, осуществляемых Екатериной II, положение монастыря резко ухудшилось. Лишение мест лова рыбы и охоты, земель и, особенно, соляных промыслов, привело богатый монастырь на грань нищеты. После определения монастырских штатов Свято-Троицкий Туруханский монастырь стал третьеклассным. Число братии стало резко уменьшаться, в условиях сурового климата и крайней бедности рассчитывать на ее пополнение не приходилось. В пореформенный период штаты монастыря так и не были заполнены. Не прекращалась только богослужебная, учебная деятельность монастыря и поддержание памяти святого мученика Василия Мангазейского. Велось летописание и сбор материалов для его жития, собирались документы для прославления основателя обители блаженного Тихона, пока все не сгорело в пожаре 14 ноября 1726 года.

http://sobory.ru/article/?object=20849

Древнерусские жития. С. 341). Продолжали создаваться жития блгв. князей (особенно живших в XII-XIII вв.) Георгия Всеволодовича, Глеба Андреевича, Романа Угличского, кнг. Анны Кашинской; святителей XIII-XVI вв. Максима, Герасима, Питирима и Ионы Пермских, Германа Казанского, Иакова Ростовского, Феодора Ростовского; праведных мирян Артемия Веркольского, Афанасия Наволоцкого, Кирилла Вельского, в т. ч. «младенцев» Боголепа Черноярского, Иоанна Чеполосова и жен (прежде всего Житие Иулиании Лазаревской (20-е гг. XVII в.), содержащее элементы бытовой повести), Параскевы Пиринемской; юродивых Арсения Новгородского, Георгия Шенкурского, Иоанна Большой Колпак, Иоанна Самсоновича, Лаврентия Калужского, Прокопия Вятского, Симона Юрьевецкого. Эпоху расцвета пережил в XVII в. жанр сказаний о чудесах святых, о жизни к-рых ничего известно не было, кроме явления мощей и последующих чудотворений. Так, зародившаяся сибирская агиография представлена Житиями праведных Василия Мангазейского и Симеона Верхотурского, основанными исключительно на фактах исцелений от мощей и на посмертных явлениях святых, в к-рых были открыты их имена и факты жизни. К тому же виду памятников относятся Жития преподобных Евфимия Архангелогородского, Елисея Сумского, старца нижегородского Печерского мон-ря Иоасафа, иерея Петра Черевковского ( Ромодановская Е. К. «Святой из гробницы»: О нек-рых особенностях сибир. и севернорус. агиографии//Рус. агиография: Исслед., публ., полемика. СПб., 2005. С. 143-159), прав. Прокопия Устьянского и др. и Сказания о них. Иногда перечень чудес сопровождается краткими сведениями о деяниях и о времени преставления святого, как в случае с прп. Герасимом Вологодским и новгородскими братьями Алфановыми , иногда, как в случае с Вассианом и Ионой Пертоминскими , о жизни преподобного ничего не сообщается. Составленные через много лет после кончины святых жития содержали большое количество неточностей и ошибок, что при определенных обстоятельствах могло повлечь за собой отмену канонизации, как в случае с блгв. кнг. Анной Кашинской. Однако рассказы о чудесах, совершавшихся по молитвам к святым, зачастую являются ценным источником сведений о регионе и его населении. Авторы мн. житий и редакций XVII в. известны по именам: как правило, это иноки или представители белого духовенства, хотя встречаются и исключения (подьячий Борис Козынин). Крупным агиографом XVII в. следует признать Сергия (Шелонина) († ок. 1663), представителя соловецкой лит. школы (см. Соловецкий в честь Преображения Господня мужской монастырь ). Иером. Сергий составил сводный Алфавитный патерик (РНБ. Солов. 652/703), тексты которого неоднократно редактировал, написал Похвальное слово русским святым, Сказание о преподобных Иоанне и Логгине Яренгских, особую редакцию Жития свт. Филиппа, митр. Московского.

http://pravenc.ru/text/182317.html

После сооружения первого деревянного храма Святой Троицы в 1664 году монахи возвели еще три деревянных храма, пока не был сооружен великолепный Троицкий храм с приделом в честь Благовещения Божией Матери (1779–1787) по образу одноименного Енисейского енисейскими же мастерами и освящен 29 ноября 1801 года. Материалы доставляли водой из Енисейска. В храме покоятся с 1670 года под спудом мощи святого мученика Василия Мангазейского (ум. в 1602 году). В настоящее время сохранился только нижний корпус здания этого храма. При монастыре были: Троицкий храм, часовня, настоятельский корпус, братский корпус, башня, погреб и баня, на берегу Тунгуски стояла сторожевая башня. Монастырь имел мощный солеваренный завод и торговые магазины в Мангазее и в Енисейске. Монастырская начальная школа для детей коренного населения (1722 год) – первое учебное заведение в Приенисейском крае. Свято-Троицкий Туруханский монастырь – самый северный монастырь в мире. Монастырь участвовал в христианизации местного коренного населения. Так, в 1880х годах игумен монастыря Мисаил распространял православие в далеком от монастыря Красноярском уезде. Туруханская православная миссия (основана при Троицком монастыре) состояла из двух священников и двух причетников (1850), имела походный храм. За 22 года просветительской деятельности миссионеры Туруханской православной миссии крестили в православную веру более 3 тыс. человек коренного населения. Во все времена в Туруханск отправляли ссыльных. Была тюрьма и на территории монастыря. В эти края обычно ссылали старообрядцев, но также и настоящих преступников. Позже сюда ссылали декабристов. В 1827 году в монастыре находился декабрист Н.С. Бобрищев-Пушкин. В Туруханской ссылке побывали и многие известные революционеры. В советское время сюда переводили особо опасных и неугодных заключенных с Соловков. В 1924 году здесь был в ссылке святитель Лука (Войно-Ясенецкий) . Владыка служил в храмах монастыря, проповедовал, работал в городской больнице. Позднее, в 40е годы, какой-то период он занимал Красноярскую кафедру. И хотя святитель Лука. прославлен как архиепископ Крымский, его с полным основанием можно называть архиепископом Красноярским и Енисейским. Святитель особо, наряду с Василием Мангазейским, почитается в Туруханске. Оба они – святые целители.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

( < < back) умер в 363-м г. по Р. Хр. ( < < back) по смерти был похоронен в языческом капище, впоследствии же тело его было перенесено в Константинополь и положено в церкви св. апостолов рядом с телом его супруги, но без отпевания, как тело отступника. ( < < back) св. Артемия последовала 20 октября 363 г. Мощи его впоследствии были положены в храме св. Иоанна Предтечи, построенном императором Анастасием, который и стал называться храмом св. Артемия. ( < < back) Память праведного Артемия, Веркольского чудотворца по разным спискам древнего жития. река Вологодской и Архангельской губернии, Сольвычегодского и Пинежского уездов, правый (судоходный) приток Северной Двины. Кеврола или Кевроль — главное селение волости, получившей от нее свое имя, теперь — село Воскресенское, откуда впоследствии уездное управление было переведено в погост Волок-Пинежский, переименованный потом в город Пинегу. прав. Артемия последовала 23 июня 1545 года. праведного Артемия были обретены в 1577 году. был митрополитом Новгородским с 1619 по 1626-й год. По его же благословению и распоряжению, составлено было житие Артемия с сказанием о посмертных чудесах его, которые с 1605 г. записывались со слов самих исцеленных. урочище Енисейской губернии в Туруханском крае, на правом берегу р. Таза, где ныне стоит часовня св. мученика Василия Мангазейского. Мангазея — первый русский город в восточной Сибири, основан в 1601-м году, но через 60 лет совершенно запустел; теперь от него сохранились лишь одни следы. праведного Артемия, Веркольского чудотворца, совершается 23-го июня и 20-го октября. В Иконописном подлиннике под 20 октября значится: «иже со отцом своим Козьмою земледельцем изшед на поле, умре от грома велика, млад отрок 12 лет, в рубашке, в руке лоза, колени голы». — В настоящее время мощи св. Артемия почивают под спудом в упраздненном Веркольском монастыре. Житие преподобного отца нашего Илариона Великого родителей преп. Илариона Великого еллинами здесь нужно разуметь главным образом в смысле образованных язычников, преданных греко-римской религии. Отсюда и получает значение дальнейшее сравнение их с шипами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

1890 Сын рязанского купца, с 15 лет подвизался в Лукьяновой пустыни, затем в обители свв. Бориса и Глеба в Переяславле, где 30 лет провёл в затворе. Приняв схиму, скончался 22 июля 1693 г., похоронен в церкви Смоленской Божией Матери. Почитание было велено прекратить в 1721 г., см.: Булгаков С. Настольная книга для священно-церковнослужителей. 2-е изд. Харьков, 1900 (репринт, изд.: Graz, 1965). С. 253. 1891 Родился в Костромской губернии, проживал в городе Юрьевце Поволжском, притворяясь лишённым рассудка. Имел дар прозрения. Умер мученически: избит до смерти одним воеводой в 1584 г. Мощи обнаружены в 1619 г. нетленными. В 1635 г. патр. Иоасаф благословил написать его икону и почитать с прочими святыми (4 ноября, 10 мая). Празднование было прекращено Св. Синодом в 1722 г., но память блаженного свято чтится в Юрьевце и окрестностях: Булгаков С. Настольная книга. С. 401. 1892 Иван Иванович Мелиссино (1718−1795) – государственный деятель. Был директором Московского университета и обер-прокурором Святейшего Синода. В 1767 г. внёс в Синод так называемые Пункты – о желательных преобразованиях в Русской православной церкви. Ими предлагалось, между прочим, сокращение постов и богослужений в православии, уменьшение числа икон, отмена обычая ношения образов по домам и поминания покойников; Синод уклонился от рассмотрения проекта. Уволен в 1768 г. от должности обер-прокурора, видимо, в связи с этой историей, см.: www.hrono.ru/biograf/bio_m/melissino.html. 1893 В 1745 г. запрещено церковное почитание святых благоверных кн. Владимира и кнг. Агриппины Ржевских (сер. XIII в., память 15 июля); в 1746 г. – блгв. кн. мч. Феодора Стародубского († 1330, память 21 июня) и мч. Василия Мангазейского († 04.04.1602, память 22 марта); в 1778 г. – преп. Савватия Тверского († не позднее 1434, память 2 марта), а в 1801 г. – прав. Прокопия Устьянского (кон. XVI – 1-я пол. XVII в., память 8 июля). 1896 «Сумасброднейший, всешутейший и всепьянейший собор» был антиповеденческой пародией на традиционное устройство иерархии Русской Православной Церкви. Сам Пётр лично составлял, например, программы «избрания и доставления князя-папы» и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 23 мая 2024 года 10. Четверг 3-й седмицы по Пасхе. Апостола Симона Зилота. Свт. Симона, еп. Владимирского и Суздальского. Прп. Симона Радонежского. Блж. Симона, Христа ради юродивого, Юрьевецкого (службу зри 4 ноября) . Перенесение мощей мч. Василия Мангазейского. Служба апостола Симона Зилота полиелейная, совершается вместе со службой Триоди. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры на 8: праздника Триоди, глас 2-й – 3, и апостола, глас 4-й – 5 (первые две стихиры – дважды). «Слава» – апостола, глас 2-й: «Ревности тезоименит…», «И ныне» – праздника Триоди, глас 1-й: «Приидоша на гроб…». Вход. Прокимен дня. Паримии апостола – 3 . На стиховне стихиры апостола, глас 1-й (со своими припевами) . «Слава» – апостола, глас 6-й: «Тварь, яко орел…», «И ныне» – праздника Триоди, глас 2-й: «Возлияша мира…» (см. на стиховне вечера). По Трисвятом – тропарь праздника, глас 2-й: «Благообразный Иосиф…». «Слава» – тропарь апостола, глас 3-й; «И ныне» – тропарь праздника, глас 2-й: «Мироносицам женам…». На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 2-й: «Благообразный Иосиф…» (единожды), тропарь воскресный, глас тот же: «Егда снизшел еси…» (единожды). «Слава» – тропарь апостола, глас 3-й; «И ныне» – тропарь праздника, глас 2-й: «Мироносицам женам…». Кафизмы 13-я и 14-я. Малые ектении. По 1-м стихословии – седален апостола, глас 2-й: «Уловив языки…» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас тот же: «Мира, Спасе…» (см. в седальнах по 2-м стихословии) . По 2-м стихословии – седален апостола, глас 4-й: «Лучу, яко солнце правды…» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 2-й: «Мира, Спасе…» (см. в седальнах по 2-м стихословии). Полиелей. Величание апостола и избранный псалом. Седален апостола по полиелее, глас 8-й: «Мрежею словес…» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 2-й: «Мира, Спасе…» (см. в седальнах по 2-м стихословии). Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен апостола, глас 4-й: «Во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их»; стих: «Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь». Евангелие – апостола. «Воскресение Христово видевше…» (единожды). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостола…». Стихира апостола, глас 6-й: «Иже Божественнаго Духа…».

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

С присоединением Сибири к России началась история Тобольско-Сибирской епархии, утвержденной в 1620 году как архиепископии, а затем преобразованной в митрополию, из которой впоследствии были образованы другие Сибирские епархии. Бывший «стольный град Сибири» Тобольск, основанный в 1587 году, стал кафедральным городом. Из Тобольска во все концы Сибири уходили миссионеры просвещать людей светом Христовой веры. В самом начале своего бытия Тобольская епархия имела в лике святых, благодатью Божией прославленных, святого праведного мученика Василия Мангазейского († 23 марта 1600 г.). В последующее время Господь явил здесь множество других подвижников веры и благочестия, прославивших землю Сибирскую святостью своей жизни и трудами на благо Церкви и отечества. В 1984 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена, в связи с подготовкой к празднованию 1000-летия Крещения Руси, было установлено празднование в честь Собора Сибирских святых, которое определено совершать 10/23 июня, в день памяти святителя Иоанна, митрополита Тобольского и всей Сибири чудотворца (1711–1715). 10/23 июня 1984 года в Тобольске (ныне в составе Омско-Тюменской епархии) в Покровском храме, где почивают мощи святителя Иоанна, было совершено первое празднование Собору Сибирских святых. На малой вечерне в канун праздника епископ Омский и Тюменский Максим совершил в сослужении клириков акафист святителю Иоанну перед гробницей с его святыми мощами и освятил икону Собора Сибирских святых, написанную к празднику иконописцами мастерской Московской Патриархии. На иконе изображены следующие святые и подвижники благочестия. Первый нижний ряд слева направо: митрополит Киевский Филарет (в схиме Феодосий) († 1857; память 21 декабря/3 января); архимандрит Синесий, сподвижник святителя Софрония, епископа Иркутского († 1787; память 10/23 мая); святитель Софроний, епископ Иркутский († 1771; память 30 марта/12 апреля); святитель Димитрий, митрополит Ростовский († 1709; память 21 сентября/4 октября); святитель Иоанн, митрополит Тобольский и всея Сибири чудотворец († 1715; память 10/23 июня); святитель Иннокентий, митрополит Московский († 1879; память 31 марта/13 апреля); святитель Павел, митрополит Тобольский († 1770; память 4/17 ноября); святитель Иннокентий, епископ Иркутский († 1731; память 26 ноября/9 декабря и 9/22 февраля); святитель Филофей (в схиме Феодор), митрополит Тобольский († 1727; память 31 мая/13 июня).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Прошу принять на память это скромное приношение Вам, дорогой Владыка. Хочу успеть, пока ходят пароходы, побывать в местах, куда не доберешься в другое время года. Один путь из Новосибирска на теплоходе чрез Томск в Тогур. Второй путь очень дальний – от Красноярска по Енисею в Енисейск и др[гие] приходы. Там тоже не был архиерей. К Святейшему ранее осени не попаду. Погода в Новосибирске все лето дождливое, пасмурное. Пасмурный был и я из-за температуры. Сейчас занялся епархиальными делами и добираюсь до горы писем, чтобы хоть сколько-нибудь ответить. Виноват перед Петром Николаевичем 938 , т. к. давно не смог ему ответить на его милое, доброе письмо. Спаси его Господи. Это раб Божий смиреннейший и богатый верой и умом человек. Милости Господни да сопутствуют ему в его добродетельной жизни. Моя воспитанница Наташенька 939 пишет сейчас для Вас преподобного муч[еника] Василия Мангазейского. Когда поеду, то привезу лично Вам. В Православном церковном календаре св. Василий отмечен 23 марта ст. ст. за 1947 г. как преподобный. За нынешний 1958 г. он совершенно не упоминается. У Булгакова 940 упоминается как святой местночтимый в Сибири. Я полагаю, что Василий скорее св[ятой] мученик, т. к. его истязали и купец убил его связкой ключей в висок. Юноша был глубоко верующий и нравственный, так что если его считать преподобномученик, то ошибки не будет, или просто мучеником. Юноша изображается и на коленях, а также есть изображение стоя с разбитым лицом ключами. К иконе я приложу описание его жизни и святости по его мученической кончине и привезу Вам. А Вы, дорогой Владыка, имеете ли сведения о его житии? И что Вам известно? Моя дорогие чада духовные, о[тец] иерод[иакон] Сергий и семья Карауловых просят Вашего Святительского благословения и все мы – Ваших св[ятых] молитв. С сердечной братской любовью, преданный недостойный М[итрополит] Нестор. 5/VIII–58 г. Д. 34. Л. 94–95. Подлинник. Автограф. 31. 4 ноября 1958 г. 22/Х–58 г. Иконы Казанской Божией Матери, св[ятого] равноапостольного Аверкия

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Сибирь в числе бывших тогда митрополий получила четвертое место, а именно после Новогородской, Казанской и Астраханской 44 . В 1675 году, в январе, приезжал из Москвы в Тобольск Государев Стольник Алексей Петрович Салтыков, и, будучи в соборной церкви Софии Премудрости Божией, сказывал Преосвященнейшему Корнилию от Царя Алексия Михайловича Его Государское милостивое жалованье и призрительное слово Богомольцу своему. По выслушании сих слов, Митрополит со всем освященным собором отправлял молебствие о здравии и благоденствии Государя 45 . По вступлении Государя Феодора Адексиевича на престол, в следующем году, 23 февраля, приехал из Москвы Стольник Князь Тимофей Афан. Козловский привесть к вере за Великаго Государя. Воевода Боярин Петр Михайлович Салтыков с сыном своим Петром и товарищем Воеводою Иваном Федор. Пушкиным, Дьяки, Головы, дворяне, дети Боярские и всяких чинов служилые люди принимали присягу в соборе при Митрополите Корнилии. Обещание верной исповеди читал Знаменского монастыря Архимандрит Герасим, целовальную запись – Воевода Салтыков. После сего Митрополит со всем собором служил молебен и говорил титлу царского здравия 46 . По благословению Преосвященного Корнилия в 1670 году строитель Туруханского Троицкого монастыря иеромонах Тихон перенес из города Мангазеи в свой монастырь мощи местночтимого Праведного Василия Мангазейского и поставил в церкви возле левого клироса 47 . В 1672 году основан Иркутский Вознесенский мужеский монастырь на берегу реки Ангары. В 1677 году, 29 мая, в продолжение одного часа, в Тобольске от молнии сгорели: на горе – город (укрепление), соборная церковь со всею утварью, Архиерейский дом, семь приходских церквей, гостиный двор и Приказ; под горою, в Знаменском монастыре – три церкви, келлии и ограда; а потому в следующем году построили на горе новый рубленый город о девяти башнях, а в десятой башне и стене – церковь Вознесения 48 . Чувствуя приближение смерти, в начале 1678 года Митрополит Корнилий принял схиму и 23 декабря скончался в Тобольском Знаменском монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Отношение Тобольского архиепископа Антония к Тобольскому губернатору, от 12-го Июля 1803-го года. «Превосходительный Господин! Милостивый Государь! Почтенное отношение ко мне ваше, от настоящего числа сего месяца, под 1831-м, с приложением отношений Новгородского митрополита и кавалера Амвросия прошедшего Мая от 15-го дня и господина внутреннего министра, сенатора и кавалера, графа Виктора Павловича Кочубея прошедшегоИюня от 13-го дня в копиях, касательно изнесения надгробия и образа Василия Мангазейского, а имел честь получить. Равномерно имею честь уведомить ваше превосходительство, что и мною от преосвященного митрополита Новгородского Амвросия получено отношение, минувшего Июня от 15-го дня, одного содержания с вашим и вышеписанными двумя копиями. В следствие чего я имею обязанность дать предписание Туруханскому игумену относительно к помянутому образу и надгробию, сообразное полученному повелению, ибо предположение преосвященного митрополита, высочайше Его Императорским Величеством утвержденное, не ограничено временем болезни, по целью имеет искоренение суеверия чрез временное снисхождение.-В протчем имею честь навсегда пребыть с истинным моим почитанием и усердием Вашего Превосходительства, Милостивого Государя, покорнейший слуга Антоний Архиепископ Тобольский. 1391. 1803-го года июля 12-го дня». Далее собственной рукой архиепископа Антония написано: «Игумену я предписываю взнести образ и надгробие, ежели народ не престает желать и просить того. Посему прошу Ваше Превосходительство предписать тамошней полиции, чтоб народ не впускала толпами в церковь , ежели нужно будет выставить икону и надгробие, а болезни сколько-нибудь еще надобно остерегаться; или если бы, что да отвратит Бог ! появилась какая болезнь» (Рукопись библиотеки Московской Духовной Академии, пожертвованная в библиотеку, если не ошибаемся, тем же г. Русановым, которым сообщено в Чтения отношение митр. Амвросия). XIV. Дело (не конченное) об открытии (не состоявшемся) мощей князя Михаила и княгинь Анастасии и Ксении Ярославских (ркп. Синодальной библиотеки 781) 652 I. Челобитная Ярославских посадских людей Иоасафу митрополиту Ростовскому и Ярославскому (1691–1701) с просьбою рассмотреть дело о новооткрывающихся чудотворцах.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010