В 1659 году по благословению Тобольского митрополита Симеона было произведено освидетельствование мощей праведного Василия, и с тех пор почитание его как истинного угодника Божия распространилось в Сибири. В 1670 году строитель Туруханского Троицкого монастыря иеромонах Тихон перенес святого Василия в свой монастырь. В 1703 году высокопреосвяшеннейший Филофей, недавно ступивший на епископскую кафедру, на себе испытал чудесное действие молитв новоявленного страстотерпца и решил перенести мощи Василия Мангазейского из Туруханска в Тобольск. В Петербург было направлено письмо с просьбой о высочайшем на то разрешении, но Петр I наложил на это прошение запрет. Из столицы пришел ответ: «Святых мощей из Туруханского монастыря не переносить». И все-таки летом 1719 года мощи были перенесены, но, с учетом монаршей воли, в пределах монастыря. Целую седмицу, бывая в посте и молитве, готовились иноки Троицкого монастыря к этому событию и в назначенный день совершили по чину обряд, водворив мощи в новой просторной церкви, построенной в честь Благовещения Богородицы. Службой правил сам митрополит Филофей, много потрудившийся для прославления святого Василия.. С той поры лень перенесения мощей (10 мая) стал в Туруханском монастыре праздничным. Но недолго суждено было мощам лежать в покое. Преемник Филофея, митрополит Антоний (Стаховский), распорядился честные останки Василия сокрыть в земле, где они пролежали более шестидесяти лет. Над местом захоронения была возведена часовня. Божьим милосердием к почитателям памяти святого Василия гроб с его останками через сто сорок лет снова был явлен миру: новая могила мученика и часовня над ней располагались на холме у обрыва; в 1788 году земля с обрыва стала осыпаться и перед очами православного люда предстал гроб Мангазейского чудотворца. Игумен Троицкого монастыря Михаил перенес гроб во вновь отстроенную каменную церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. В конце XVIII века снова возникли препятствия к почитанию святого. Преодолеть их смогла лишь сила любви к праведному Василию. Божьим попущением в конце 1802 года Туруханск поразила страшная эпидемия горячки. Причину Божьего гнева туруханцы увидели в том, что мощи святого Василия были зановосокрыты, службы в его честь прекращены, а иконы мученика вынесены из храма. И возроптал народ. Волнение приобрело такой размах, что потребовалось вмешательство томского губернатора. Весть о событиях в Сибири докатиласъ и до столицы, до Святейшего Синода, и решено было «оставить почитание в прежнем виде».

http://pravicon.com/info-1936

Подробное жизнеописание Василия Мангазейского, останки которого Митрополит Филофей хотел было перенести в Тобольск, напечатано в «Записках о Енисейской Губернии, Пестова», и в Житиях Святых Русских, Муравьева, за Август месяц; но первая из поименованных книг в настоящее время уже библиографическая редкость, а последняя написана чрезвычайно витиеватым слогом, да и не у многих, особенно лиц светских, они и есть. Потому для читателей «Чтений в Обществе Истории и Древностей Российских», сделаю о нем (Василии) извлечение из Статьи Князя Кострова: «Туруханский монастырь», напечатанной в 8 «Москвитянина» на 1852 г. Василий Мангазейский, не новокрещенный Монгол, Василий Борисов, поступивший в Туруханский монастырь в 1692-м году, как несправедливо предлагал автор «Истории Русской Церкви» (ч. III, стр. 62), а Ярославский уроженец, сын тамошнего мещанина. Отец, по недостаточному своему состоянию, отдал его в прикащики к одному богатому, Ярославскому же купцу, который, производя торговлю с Сибирью, привез его в город Мангазею (находившийся на р. Тазе и называвшийся так от бывших там хлебных магазинов) и поручил ему лавку... С ранней молодости Василий отличался кротостью, благонравием и набожностью. Один раз, и именно в самую заутреню Светлого Христова Воскресения, когда он находился в церкви, воры обокрали его лавку. Хозяин, подозревая Василия в участии с ворами, подал на него жалобу Мангазейскому Воеводе, Пушкину, который взял его в съезжую избу и при хозяине подверг пыткам. Василий, как невинный, не сознавался и молчал, хотя муки его так были жестоки, что он несколько раз падал замертво. Считая молчание страдальца упорством, озлобленный хозяин ударил его связкой тяжелых ключей (от обокраденной лавки) в висок, и Василий испустил дух. Это случилось в 1602 г., когда Василию было только 19-ть лет от роду. Воевода и купец, для предотвращения молвы в городе, велели поскорее положить замученного ими прикащика в гроб и, как бы нераскаянного грешника, закопать, без отпевания, в болоте, близ самой съезжей избы. Но в 1652-м, при Воеводе Игн. Корсакове, гроб Василия сам собою поднялся из грязи и тины. Молва напомнила народу, как благочестиво жил и какою мученическою кончиною помер Василий. Почему гроб перенесен был на другое, более удобное, место, и над новою могилою была устроена часовня. Но в 1670-м году, в следствие явления Василия во сне Настоятелю лишь устроенного перед тем Туруханского монастыря, Тихону, останки его перенесены были этим благочестивым иноком в Туруханский монастырь (Мангазеи тогда уже не существовало, а вместо её был выстроен Туруханск) и погребены в церкви... В память сего события, в день его, в монастыре и теперь отправляется каждогодно торжественное всенощное бдение. Митрополит Филофей был в Туруханском монастыре в 1719 году, и написал, в честь Василия Мангазейского, тропарь и кондак, и будто бы даже канон, ныне, впрочем, не существующий.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Sulo...

Ура, ура, ура и слава! Учитесь детки и Вы и будете так же великими людьми и изобретателями полезных новшеств на благо Родины. Будьте здоровы. Ваш любящий Дединька. 1/I –59 г. 117 227 Епископу Афанасию (Сахарову) 2 февраля 1959 г. [г. Кировоград] Преп. Евфимия Великого Ваше Преосвященство, дорогой Владыка Афанасий! Вероятно, я делился с Вами тем, как меня епископ Флавиан Свердловский клеветнически изгнал из Новосибирской епархии на покой якобы по моей просьбе; ни наяву, ни во сне не просил я ни его и никого об увольнении меня на покой. Но Святейший и митрополит Николай поверили клевете епископа Флавиана и убрали меня «на основании якобы моей просьбы». Естественно, этот несправедливый указ меня ошеломил, и мне пришлось деликатно, но решительно потребовать у всех архиереев и у Святейшего пояснения, а епископа Флавиана осудить за клеветнический доклад. Но слава Богу и благодаря уяснению сего события Святейший Патриарх при личном моем свидании сказал мне, что в Жировицы ездить не надо, и назначил меня на Кировоградскую епархию. И так я был на покое, но не спокойный, ровно один месяц. Сожалею только лишь о том, что не побывал в святой Жировицкой обители с ея великими святынями, но добрый о. архимандрит Антоний прислал мне снимок с чудотворной иконы Божией Матери Жировицкой. Ныне, благодарение Господу Богу, по Его милости служу на юге Украины в епархии, богатой древними типовыми храмами. 248 церквей. От этих величественных храмов веет старой Русью церковной. При свидании я вручил Святейшему два образочка святого мученика юноши Василия Мангазейского и сказал, что оставшиеся немногие старые люди почитают и признают Василия Мангазейского святым и в честь Его дают мальчикам имя Василия. Указал Святейшему, что в Патриаршем календаре 23 марта ст. ст. св. Василий Мангазейский упоминается, но ошибочно помечен вместо мученика преподобным. Рассказал и краткое житие и особенно кончину и последствия муч[еничества?] Василия. К моему огорчению, мне не пришлось побывать в далеком Туруханском крае, куда для проезда много трудностей и препятствий.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Однако преемник свт. Филофея свт. Антоний (Стаховский) распорядился, чтобы мощи В. М. «были сокрыты в земли внутрь монастырской ограды» (ГАТОТ. Ф. 144. Оп. 1. 51. Тетр. 19. Л. 2 об.), над мощами была устроена часовня. Отсутствие синодального решения о канонизации иногда становилось поводом для запрета почитания. В 1755 г. Тобольская консистория запретила совершать молебны В. М. и поминать его на отпусте, в 1756 г. было разрешено служить панихиды по особому чину. Часовня, где покоились мощи святого, находилась у обрыва, в 1788 г. земля с обрыва стала осыпаться и гробница вновь показалась наружу. Игум. мон-ря Михаил перенес гробницу во вновь построенную каменную ц. в честь Благовещения Пресв. Богородицы и положил их под спуд под особым надгробием. Зимой 1802/03 г., когда вслед за Томском и Енисейском в Туруханске и его окрестностях распространилась эпидемия, жители города причину бедствия увидели в том, что «иконы святаго мученика Василия Мангазейского... вынесены из церкви, мощи его скрыты и отправляемые в честь его службы перестали». О народном волнении было доложено Святейшему Синоду и министру внутренних дел В. П. Кочубею, Тобольский архиеп. Антоний предписал игумену Троицкого мон-ря внести в церковь образ и не чинить препятствий к почитанию святого (Голубинский. С. 462). В XIX в. почитание В. М. в Сибири ширилось. В Енисейске, Туруханске, Красноярске были распространены иконы святого, среди населения Енисейского Севера бытовали «большие деревянные складни, некоторые в металлических ризах, с изображениями Василия Мангазейского» (Островских. С. IV). Как небесный покровитель охотников и звероловов В. М. почитался среди коренных жителей Енисейского Севера. На месте Мангазеи, в часовне, где до 1670 г. почивали мощи В. М., юраки и тунгусы оставляли звериные шкуры в дар святому, а во время выходов из тайги к Енисею посещали Туруханский мон-рь. В 1893 г. местное епархиальное начальство вновь возбудило ходатайство перед Синодом о подтверждении канонизации святого, в ответ Синод предписал завести книгу для записи чудес, происходящих от мощей В. М. В нач. XX в. имя В. М. было внесено в офиц. «Православный календарь», изданный при Святейшем Синоде.

http://pravenc.ru/text/150815.html

Только 8 церковнослужителей, не имевших систематического богословского образования, но знавших все церковные каноны и предписания, были старше 40 лет. Значительное число иереев (22) были старожилами, знавшими местные условия и нужды своих прихожан, но не имели систематического образования. На 1 окт. 1924 г. только в 67 приходах Ачинского у. было 66 протоиереев и священников. Несмотря на репрессии кон. 20-х гг. XX в., в регионе сохранилась легальная административно-церковная система. После перерегистрации религиозных общин в кон. 1929 г. только в Минусинском окр. действовали 96 патриарших и 26 обновленческих приходов. В кон. 20-х гг. XX в. на территории края существовали самостоятельные Красноярская и Минусинская епископии. В янв. 1934 г. была образована самостоятельная Ачинская епископия. В рамках атеистической пропаганды в 1931-1934 гг. в регионе было закрыто, по офиц. данным, 19 церквей, из них 2 были снесены, 1 отдана под школу, все остальные использовались в культурно-просветительских целях. Массовое закрытие правосл. храмов началось во 2-й пол. 30-х гг. XX в. В 1935-1941 гг. в крае закрыли 181 церковь. Из-за жесткого контроля церковная жизнь ушла в «катакомбы», что позволило сохранить общины верующих. Священники совершали групповые крещения, заочные отпевания, исповеди по переписке. Возникло такое явление, как «попы-передвижники», когда священники ездили из деревни в деревню и обслуживали население. Возникло «самосвятство», когда сами верующие объявляли себя посвященными в сан священника и совершали религ. требы на дому (ГА Красноярского края. Ф. П-26. Оп. 1. Д. 152. Л. 54 об.- 55; Д. 844. Л. 132, 133; Ф. П-1474. Оп. 1. Д. 351. Л. 36). Часовня во имя мч. Василия Мангазейского на территории Троицкого кладбища в Красноярске. Фотография. 2008 г. Часовня во имя мч. Василия Мангазейского на территории Троицкого кладбища в Красноярске. Фотография. 2008 г. В 1942 г. Красноярская епархия была восстановлена. В период Великой Отечественной войны духовенство Красноярской епархии сыграло значительную роль в сборе денег на нужды фронта.

http://pravenc.ru/text/2458975.html

Окончательному разрушению обитель подверглась в 1933 году, были поруганы и мощи святого мученика Василия Мангазейского. О месте их нахождения долгое время ходили легенды. Почитание святого угодника не угасало никогда: и в советское время в Туруханск приезжали не только туристы, но и паломники, которые прикладывались к стенам храма, превращенного в склад. Богатая библиотека монастыря частично сохранилась в краевом архиве и отделе редких книг краевой научной библиотеки. С 1991 года в Свято-Троицком монастыре возродилась богослужебная жизнь. В 1994 году здесь возникло самое северное сестричество – во имя святой равноапостольной Марии Магдалины. Наконец, в 1996 году, определением Священного Синода, открылся Свято-Троицкий Туруханский мужской монастырь. При восстановлении соборного Троицкого храма монастыря были чудесным образом обретены нетленные мощи святого Василия Мангазейского в сентябре 1997 года. В монастыре два храма под одной крышей: соборный Троицкий с Благовещенским приделом с северной стороны. После того как в январе 2004 года Троицкий храм отреставрировали, святые мощи были перенесены туда. Богоявленский Старо-Голутвин мужской монастырь Россия, Московская обл., г. Коломна, ул. Голутвинская. Голутва – «вырубка, поляна в лесу». Такая голутва была недалеко от Коломны в одном из лесных непроходимых массивов на слиянии двух замечательных русских рек: Моск вы и Оки. Здесь преподобным Сергием Радонежским по просьбе Московского князя Дмитрия Донского в 1385 году был основан монастырь, в год его примирения с рязанским князем Олегом, и назван Голутвиным. Вместе с Бобреневским монастырем он являлся «сторожем» на подступах к Коломне и играл значительную роль в обороне Москвы как звено заградительной линии на юго-востоке. Великий князь Димитрий Донской сам выбрал место для монастыря и просил преподобного Сергия прийти благословить его. Сергий, как всегда, пешком пришел в Коломну, благословил место, выбранное для обители, и храм в честь Богоявления Господня. Икону Богоявления в киоте и серебряной ризе с богатыми золотыми украшениями вели кий князь пожертвовал монастырю из своей молельной. Он просил преподобного Сергия, чтобы тот благословил одного из своих учеников быть настоятелем будущей обители. Выбор преподобного Сергия пал на инока святой и добродетельной жизни Григория, который и был вскоре возведен в сан игумена.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

2, вып. 2, с. 2 8). А вот известный в XIX в. эпизод чудотворения от иконы в Берлюковой пустыни (находившейся недалеко от Суздаля), народный слух о котором обошел даже страницы столичных духовных журналов. Казначей пустыни доносил митрополиту, что солдатка Татьяна Кузнецова просила отслужить молебен перед иконой Спасителя, которая находилась в пекарне монастыря. Она утверждала, что видела эту икону во сне и ей было сказано, что если она помолится именно перед этой иконой, то получит исцеление от своей болезни «в голове и в глазах». Братия монастыря перенесла икону в церковь и отслужила молебен. И сразу же прошел слух, что женщина получила исцеление; народ стал во множестве стекаться к иконе, а отдельные монахи стали служить заказные молебны без ведома верховных властей. В связи со всем этим на рапорте иеромонаха Геннадия митрополит Филарет наложил резолюцию: «Икону для лучшего усмотрения оставить в церкви, и будет ли приходить народ, и что последует, велеть рапортовать ко мне каждую неделю» (Филарет, 1903, т. 2, вып. 2, с. 153). Остается понять, какими мотивами руководствовались при регулировании реальной практики иконопочитания. Известно, что официальная церковь шла порой на компромиссы, что подтверждает случай с почитанием икон и мощей безвинно пострадавшего Василия Мангазейского, культ которого вызывал сомнения у духовного начальства. Повальный мор 1803 г. в городе Туруханске народ стал связывать с «Божием гневом за то, что иконы святого мученика Василия Мангазейского, находящиеся в Троицком тамошнем монастыре, вынесены из церкви, мощи его скрыты и отправляемыя в честь ему службы престали». В этой связи церковные власти пошли на уступки, предписав местному игумену «взнести образ и надгробие, ежели народ не престает желать и просить того» (Голубинский, 1903, с. 462). Интересный материал содержится в работе Дм. Соснина «О святых чудотворных иконах в церкви христианской», из которой вытекает, что церковь зачастую должна была приноравливаться к народной ментальности. Как в Древней Руси, так и в императорской России не так трудно, например, было найти убеждение, что все иконы чудотворные или что чудотворной силой обладают все иконы Николы (Успенский Б., 1982, с.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

«При почтеннейшем отношении вашего сиятельства изволили доставит мне в списке представление к вашему сиятельству г. Тобольского гражданского губернатора, что в городе Туруханске повальная болезнь появилась и что жители города того по старому суеверию приписывают сие приключение Божиему гневу за то, что иконы святого мученика Василия Мангазейского, находящиеся в Троицком тамошнем монастыре, вынесены из церкви, мощи его скрыты ы отправляемые в честь ему службы престали. В сей же бумаге показаны распоряжения при сем происшествии местного преосвященного по сношению с ним Тобольского г. губернатора, и (пропущено: изволите?) объявить, что на доклад вашего сиятельства о сем Его Императорское Величество высочайше повелеть соизволил, дабы я, рассмотрев и сообразив их, уведомил ваше сиятельство для немедленного донесения Его Величеству о заключении моем, какие меры в сем случае наиудобнее приняты быть могут, согласуй и настоящее беспокойство жителей Туруханских и обстоятельство, чтобы суеверие не могло сугубо тут вкорениться. Во исполнение чего честь имею вашему сиятельству сообщить, что учиненное по сему делу им, преосвященным, распоряжение признаю обстоятельству сообразным, а сверх того полагаю чрез негоже дозволить, снисходя усердию жителей, производить моление, не запрещая как образ· поставить, так и надгробие поднять по-прежнему впредь до исследования о житии имощах Василия Мангазейского (которого наследования однако же не делать), ибо опыты показали, что таковые в народе движения успокаиваются одним снисхождением, а продолжение времени, в которое не было ни запрещений каковых-либо, ни исследований, прохлаждало жар и тем самое суеверие ежели не испровергало, по малой мере много уменьшало. Касательно нынешней болезни нужно взять осторожность гражданскому начальству, чтоб, не допущая народ в церкви стесняться, удалить прикосновение к больным, в чем и игумену того монастыря благоразумными наставлениями вспомоществовать, что по немноголюдству города удобно кажется сохранить можно. Впрочем, какое последует высочайшее о сем повеление, прося покорнейше меня известить» (напечатано в 1 кн. Чтен. Общ. Ист. и Древн. за 1896-й год, – Смеси стр. 18–19).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Рыбникове, Рыбинский острог при р. Верхней Тунгузке, Тасеевский при р. Усолке, Дубческая слобода при р. Енисее. В Мангазейском уезде – самом обширном, простиравшемся от Обской губы до р. Анабары, русских жителей было еще меньше. Безлюдный город Туруханск (осн. в виде зимовья еще в 1607 г.), Троицкий монастырь – при впадении Нижней Тунгузки в Енисей, поставленный в 1660 г. старцем Тихоном, куда в 1670 г. были перенесены из Старой Мангазеи мощи убиенного 19-летнего юноши Василия Мангазейского, два-три погоста, 15 казенных зимовьев, кроме промышленных, вот и все населенные места Мангазейского уезда. В Красноярском уезде, также обширном, как и Енисейский уезд, населения было в семь раз больше. В нем было 5 острогов – вверх по Енисею – Караульный, Абакинский (осн. 1707 г.), Саянский (осн. 1718 г.), к востоку Канский на р. Кане, Удинский при р. Уде и Наупорожная слобода. 396 Сравнительная густота населения Красноярского уезда объясняется тем, что в бассейнах Енисея, а также Лены, русская колонизация тяготела к югу и юго-востоку, а не к холодному северу. Из Илимского острога, осн. в 1631 г., ныне заштатного города Киренского округа Иркутской губернии, еще в 1647 г. снаряжена была знаменитая экспедиция Хабарова. Побывав в Якутске в 1650 г., Ерофей Хабаров очутился на Амуре, а в 1651 г. – основан Албазинский острог, уничтоженный по Нерчинскому трактату в 1689 г. 397 В сороковых годах XVII века возникают остроги Верхоленский (1641 г.), Ангарский (1647 г.), Нижнеудинский (переименованный так в 1649 г. из Торгового городка, осн. в 1648 г.), Братский острог, осн. в 1648 г., для покорения бурят; в 1649 г. возник Верхнеудинский острог. В 1652 г. было поставлено Иркутское Зимовье, в верховьях Ангары, близ устья Иркута; с 1661 г. оно переименовано в острог. В 1653 г. был основан Балаганский острог для сбора ясака с бурят, в 1654 г. – Нерчинский на левом берегу р. Нерчи, в 1690 г. переделанный в крепость; в 1666 г. построен Селенгинский острог, 398 также перестроенный в 1726 году в крепость.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

прав. Василия Мангазейского, и были найдены фрагменты его останков, которые ныне находятся в мон-рском храме и являются главной святыней епархии. В 1995 г. был образован приход в р-не Кайеркан г. Норильска, обустроен временный храм, в к-ром совершаются богослужения. В 2006 г. в Норильске был образован приход во имя свт. Луки, архиепископа Красноярского. В 2010 г. был заложен новый храм, основная часть строительных работ завершилась к 2018 г. Ист.: Письма преосв. Никодима [Казанцева], еп. Енисейского и Красноярского к проф. И. В. Платонову. Серг. П., 1896; Определения Освященного Собора РПЦ//ЖМП. 1990. 9. С. 6-9 (здесь С. 7). Лит.: Повесть о блж. Василии Мангазейском и о начале Туруханского Троицкого мон-ря//Иркутские ЕВ. 1864. 7, 8, 10-12, 14, 17-19, 21, 23; Кривошапкин М.Ф. Енисейский округ и его жизнь. СПб., 1865, 2014. 2 т.; Словцов П. А. Историческое обозрение Сибири. СПб., 1886; Буцинский П.Н. К истории Сибири: Мангазея и мангазейский уезд (1601 г.–1645 г.)//Зап. Имп. Харьковского ун та. Х., 1893. Кн. 1. С. 33-98; Урванцев Н. Н. Таймыр – край мой северный. М., 1978; Зольникова Н. Д. Ведомость 1781 г. о составе приходов Тобольской губ.//Христианство и церковь в России феод. периода: Мат-лы/СОАН СССР, ИИФиФ. Новосиб., 1989. С. 261–315; Степанов А. П. Енисейская губерния. Красноярск, 1997; Красноярский материк: Времена. Люди. Документы. Красноярск, 1998; Лука (Войно-Ясенецкий), архиеп. «Я полюбил страдание….»: Автобиография. М., 2000; Визгалов Г. П. Русское посадское домостроение на севере Зап. Сибири в XVII в. (по мат-лам новых исслед. Мангазеи)//Русские: Мат-лы VII Сибирского симп. «Культурное наследие народов Зап. Сибири» (9-11 дек. 2004 г., г. Тобольск). Тобольск, 2004. С. 19 – 25; Дулов А. В., Санников А. П. Православная церковь в Вост. Сибири в XVII – нач. XX в. Иркутск, 2006; Пархимович С. Г. Новые исследования мангазейского городища//Земля Тюменская: Ежег. Тюменского обл. краевед. Музея, 2005. Тюмень, 2006. Вып. 19. С. 159–167; Потапов И. Ф. Енисейская губерния: История в документах и фотографиях.

http://pravenc.ru/text/2577961.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010