Спустя много лет, Вера Мартиновна сожалела, что не пожелала встретиться с Владыкой Лукой в 1926 году, когда в Красноярске, возвращаясь из ссылки, он прислал ей приглашение зайти к нему. Отца Мартина впоследствии арестовали за неподчинение властям, которое выразилось в том, что священник отказался присутствовать при вскрытии мощей св. мч. Василия Мангазейского, почивавших в бывшем Туруханском монастыре. Отец Мартин претерпел двенадцать лет ссылки и лагерей. В 1936 году он написал дочери, что хотел бы приехать в Красноярск. Она к этому времени считала отца давно погибшим. " При встрече, - вспоминает Вера Мартиновна, - отец показал мне целую пачку почтовых квитанций. Владыка Лука, оказывается, все это время делал ему ежемесячные переводы по 30, а чаще по 50 рублей " . Умер о. Мартин Римша в 1941 году, в доме своей дочери. [ 34 ] В операционной у Владыки Луки, как и в Ташкенте, на тумбочке стояла икона, а возле нее зажженная лампада. Рассказывают, что перед операцией Владыка ставил йодом крест на теле больного. [ 35 ] Эта высылка была равносильна преднамеренному убийству. В разгар зимы, которая в этот год выдалась особенно жестокой, отправить на открытых санях за полторы тысячи верст человека, не имеющего теплой одежды, значило обречь его на неизбежную гибель. Председатель Туруханского краевого совета (красный партизан, герой гражданской войны Ф.И. Бабкин) , как коренной енисеец, хорошо это понимал. [ 36 ] Еврей из Белоруссии, эсер Розенфельд был принципиальным атеистом и материалистом. На этой почве у него с епископом не раз происходили горячие схватки. Но как только Розенфельд узнал о ссылке Войно-Ясенецкого, он принялся обходить дома своих товарищей-эсеров и собрал в конце концов целую охапку теплых лещей и даже немного денег. [ 37 ] Однажды в Плахине епископа Луку навестил А.К. Константинов, в прошлом почтовый и торговый чиновник, а в двадцатых годах - уполномоченный Московской конторы по заготовке пушнины. Через него начальник туруханской почтовой конторы, у которого Владыка Лука спас больного ребенка, передал ссыльному епископу корреспонденцию, нарушая строгий запрет властей.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/910/...

23. Вторник 5-й седмицы. Прмч. Никона еп. и 199-ти учеников его. Прп. Никона, игумена Киево-Печерского. Мч. Василия Мангазейского (богослужебные тексты зри 22 марта). Литургия Преждеосвященных Даров . По Уставу (см. Типикон, 26 марта, 7-я Маркова глава), при совпадении праздника Благовещения Пресвятой Богородицы с четвергом 5-й седмицы Великого поста пение Великого канона прп. Андрея Критского («стояние Марии Египетской») переносится на утреню вторника 5-й седмицы Великого поста. Служба совершается по Триоди. Примечание. Служба прмч. Никона еп. и 199-ти учеников его переносится на повечерие в Неделю 4-ю поста вечером (см. 22 марта). Накануне в понедельник вечером совершается малое повечерие без канонов и поклонов. Кондак Триоди (Великого канона), глас 6-й: «Душе моя, душе моя…». Примечание. «Повечерие же глаголем малое в келлиях без поклонов. По Трисвятом кондак Андреева канона. Такожде и полунощницу» (Типикон, гл. 49, «В среду пятыя седмицы вечера»). Полунощница без поклонов. Утреня. Примечание. «Клеплет в 4-й час нощи, и собравшимся нам в церковь, бывает начало от иерея, по обычаю, и глаголем: Царю Небесный: Трисвятое, и Отче наш: Господи, помилуй, 12. Слава, и ныне, Приидите, поклонимся, и прочия два псалма...» (Типикон, гл. 49-я, «В четверток пятыя недели святых постов»). Иерей возглас: «Благословен Бог наш…». Чтец : «Аминь», «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Царю Небесный...», Трисвятое. По «Отче наш…» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство…». Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12 раз), «Слава, и ныне», «Приидите, поклонимся…» (трижды) и обычное двупсалмие. (Совершается обычное каждение.) Шестопсалмие. (Иерей читает утренние молитвы.) Великая ектения. «Аллилуия» и Троичны гласа (в данном случае – 8-го). Припев к окончанию первого Троичного тропаря: «Свят, Свят, Свят еси, Боже наш, молитвами Предтечи Твоего помилуй нас». Стихословится 12-я кафизма . Малой ектении нет. Седальны Октоиха (из приложения Триоди), глас 8-й: «Яко блудница припадаю Ти...»; стих: «Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажеши мене» – «День он страшный помышляющи...»; стих: «Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев» – мученичен: «Светом Небесным сияет днесь...». «Слава, и ныне» – Богородичен, глас тот же: «Недвижимое утверждение...». И читается первая половина Жития прп. Марии Египетской .

http://patriarchia.ru/bu/2022-04-05/

Феодора 1578, Андрей смоленский 1398, Юлиания вяземская 1406 в. кн. Евфросиния 1407, Федор острожский 1435, кн. Иоасаф 1451, кн. Иоанн – Игнатий углицкий 1523, кн. София 1592, Димитрий царевич 1591. Конечно, из этих 47 царственных святых значительная часть получила канонизацию вследствие иночества и мученичества: но не мало канонизовано и таких князей, которые умерли мирянами. В общем итоге их было больше, чем византийских царственных святых, – между прочим и потому что русская династия рюриковичей была многоветвистее, чем когда-либо, какая-либо визант. династия. За то число святых мирян из простого сословия очень ограниченно; и кроме мучеников: Феодора и Иоанна варягов и т. д., мы можем указать только Юлианию Ольшанскую ок. 1540, Артемия Веркольского, 1545 Василия мангазейского 1600, Иулианию лазаревскую 1604, Гавриила младенца 1692, и нескольких св. юродивых, которых можно считать на половину иноками. Биография Иулиании Лазаревской по ясности изображаемого в ней идеального характера может соперничать с биографией Филарета милостивого. 5). Исторические события, занесенные в минеи четьи События эти трех родов: а) вселенские соборы б) церковные торжества (напр. перенесения мощей, освящения храмов) и наконец в) происшествия чудесные и поразительные, потрясшие современников и увековеченные для памяти потомства (напр. землетрясения, явление креста на небе и т. д). Перечень всех этих событий не будет продолжителен. Обозначим их вместе с теми днями, под какими в четьях минеях сообщаются о них исторические сведения. Вселенские соборы I вс. собор 318 отец в Никее в 325 г. при имп. Константине великом против Ария. На сем же соборе решен вопрос о времени празднования пасхи и о браке клира. Ежегодное воспоминание собора – 29 мая и в 6-е воскресение по пасхе. В греч. часослове 470 под днем воспоминания помещено следующее историческое известие о соборе: «Арий, всем известный ересиарх, родом ливиец, протопресвитер александрийской церкви, начал около 315 г. изрекать хулы на Сына и Слово Божие, называя Его не Богом истинным, единосущным Отцу, но творением и созданием, чуждым существа и славы Отчей.

http://azbyka.ru/otechnik/Filipp_Ternovs...

В Красноярской епархии завершилась просветительская и паломническая поездка по водам Енисея «Славянский ковчег» 6 июля 2009 г. 19:07 Завершена просветительская и паломническая поездка по водам Енисея «Славянский ковчег», прошедшая в Красноярской епархии по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с 21 июня по 4 июля. Ряд богослужений в городах и поселках приенисейской Сибири были совершены двумя архиереями —  архиепископом Красноярским и Енисейским Антонием и почетным гостем поездки епископом Женевским и Западно-Европейским Михаилом  ( РПЦЗ ). В ходе поездки были, в частности, совершены: Божественная литургия в храмах, расположенных в центрах церковных округов — в Енисейске, Туруханске и Норильске; чин освящения места под строительство храма в селе Ворогово и в таежном поселении Бахта; освящение двух памятников в городе Дудинке; панихиды по погибшим в годы Великой Отечественной войны и жертвам репрессий у мемориалов и памятников; молебны Сибирским святым и свв. равноапп. Кириллу и Мефодию в Верхнеимбатске и в храме Игарки; крестные ходы во всех посещенных населенных пунктах. В День молодежи преосвященные архиереи во время городского праздника обратились с архипастырским словом к юным норильчанам, а в Индустриальном институте Норильска состоялась встреча-дисскусия «Церковь и молодежь — XXI век». Архиепископ Антоний также возглавил служение Божественной литургии в Благовещенском храме поселка Ярцево и в одном из крупнейших храмов за Уралом — Крестовоздвиженском соборе г. Лесосибирска, а также совершил молебен в храме во имя мученика Василия Мангазейского в поселке Бор. За время поездки более полусотни сибиряков приняли Таинство Крещения. В паломничестве по одной из самых крупных рек мира принимали участие как красноярцы, так и гости из ближнего и дальнего зарубежья и разных городов России. В начале поездки в общении с паломниками приняли участие руководитель информационно-издательского отдела и отдела по делам молодежи Смоленской епархии протоиерей Святослав Худовеков и заведующий миссионерской службой Иркутской епархии протоиерей Вячеслав Пушкарев. В посещенных городах и поселках была представлена концертная программа «Покров над Енисеем», состоялись встречи с сибирскими композиторами, художниками и писателями. В рамках работы «Кирилло-Мефодиевского плавучего православного университета» во всех городах и селах столичные и красноярские профессора прочитали десятки лекций по истории, географии, психологии, музыковедению, филологии и литературе. В ходе поездки среди жителей также проводилось комплексное исследование религиозности приенисейского севера и отношения молодежи к религии. Пресс-служба Красноярской епархии /Патриархия.ru    Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/687135.htm...

Если в иконе подразумевается какая-то цитата, скажем, из Евангелия или из акафиста, то на нее дальше всё ориентируется в иконе, вплоть до колорита. – Есть у вас какие-то любимые образы? – Я, еще когда сама была ребенком, любила рисовать детей. Потом на Арбате, когда я рисовала портреты, специализировалась именно на детских. Мне с детьми легко находить общий язык, мы отлично друг друга понимаем. Так что в иконописи у меня тоже очень востребована детская тема. Например, мне предложили в сургутском храме подумать, что написать на свободной стене, и я выбрала святых детей – мучеников, страстотерпцев, преподобных… Когда я стала изучать эту тему, то была потрясена, насколько она удивительна и вдохновляюща. Половина из икон, написанных в кафедральный собор Сан-Франциско в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», – тоже иконы для детей и часто самих детей. И мерные иконы. Святые Артемий и Параскева Пинежские Очень люблю искать иконографически приемлемую новизну. Однажды меня попросили написать Артемия Веркольского. Почитав, обнаружила вторую святую его семьи – сестренку. Так двоих и написала – Артемия и Параскеву, Пинежских чудотворцев. Люблю писать святителя Спиридона. Наш семейный покровитель. Не повторяюсь, очень люблю искать разные художественные решения одного образа, стараясь исследовать новый стиль. Святитель Спиридон, 2017 Вообще, когда сочиняю образ святого, стараюсь не только изучить его житие, но и понять время, в которое он жил, страну, местность и так далее. В этом мне, кстати, помогал опыт, полученный во ВГИКе, ведь мы, обучаясь на художников-постановщиков, много работали с текстами, изучали литературу, материальную культуру. Это так и называлось – «прочтением». В иконе тоже может быть это самое прочтение. Однажды был образ мученика Василия Мангазейского. Он не был в общем иконописном ряду, поэтому в стилистике можно было быть свободнее. Чем больше я вычитывала детали жития, тем интереснее была палитра возможностей иконографии. Два храма: один нарисован контурно в большом городке – это вымершая Мангазея, и поодаль, в другой привычной стилистике, – храм, где хранились его мощи. По наитию в фонах я проложила тему весны пасхальной на северных снегах, а потом только дочитала, что собственно смерть свою он принял на Пасху.

http://pravoslavie.ru/136780.html

30 мая 1924 года православные общины Ташкента направили заявление в Президиум ВЦИКа с просьбой о возвращении епископа Луки из ссылки; устно им ответили, что их просьба будет иметь благожелательный исход; докладную записку с сообщением об этом они направили Патриарху Тихону, который, ознакомившись с этим известием 7 июня 1924 года, написал: «Слава Богу!» Безбожные власти, однако, по своему обыкновению обманули просителей и отправили епископа еще дальше в глушь, в деревушку в восемь домов под названием Хая, в ста двадцати верстах от небольшого районного городка Богучаны. Здесь епископ жил и служил в доме, где за ночь замерзала вода; отсюда он писал родным: «Обо мне не беспокойтесь. Господь отлично устроил меня в Хае. Я радостен, глубоко спокоен, никаких нужд не испытываю – монахини с большой любовью заботятся обо мне» . Вскоре власти распорядились отправить владыку в Туруханск. В Туруханске, когда епископ сошел с баржи, толпа народа, ожидавшая его, вдруг опустилась на колени, прося благословения. Владыку разместили в квартире врача больницы и предложили вести врачебную практику; здесь ему пришлось совершать вместе с двумя помощниками-фельдшерами довольно сложные операции. В Туруханске находился закрытый безбожниками мужской монастырь, и в его храме, обращенном в приходской, старик-священник Мартин Римша совершал все положенные по уставу богослужения, но он подчинялся Красноярскому обновленческому архиерею, и здесь владыка молиться не мог; он стал увещевать священника, чтобы тот оставил раскол. Заблуждавшийся пастырь принес покаяние перед народом, и епископ Лука стал молиться на его службах, на каждой проповедуя. Впоследствии, когда священника арестовали и осудили за отказ присутствовать при кощунственном вскрытии мощей святого мученика Василия Мангазейского и безбожница-дочь уже считала, что отец умер, и забыла о нем, он неожиданно для всех вернулся домой после двенадцати лет ссылок и лагерей и, благодаря Бога за помощь, которую ему в течение этих лет оказывал святой архиерей, показал дочери бережно хранимые им почтовые квитанции тех денежных переводов, которые ему посылал епископ.

http://fond.ru/kalendar/453/luka/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛИЙ (Кулаков Аркадий Юрьевич; род. 18 окт. 1971, город Томск), епископ Армавирский и Лабинский. Родился в семье врача. В 1988 г. окончил среднюю школу в Томске. В 1988-94 гг. обучался в Томском медицинском университете, получил диплом по специальности «Лечебное дело». В 1996 г. окончил клиническую ординатуру при Сибирском государственном университете по специальности «Терапия». В феврале 1997 г. принят в число братии Михаило-Архангельского мужского монастыря в селе Козиха Новосибирской области. 4 апреля 1997 г. епископом Новосибирским и Бердским Сергием (Соколовым) пострижен в монашество с именем Василий в честь праведного Василия Мангазейского. 23 апреля 1997 г. в Вознесенском кафедральном соборе города Новосибирска епископом Новосибирским Сергием рукоположен во диакона, 23 августа — во иерея. В монастыре нес различные послушания, связанные с финансово-хозяйственной деятельностью (заготовка и переработка леса, снабжение, ремонт техники и др.). С осени 1997 г. по 2000 г. являлся настоятелем монастырского подворья в селе Верх-Чик Ордынского района Новосибирской области. За этот период в селе был построен храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. В 1998-2000 гг. обучался на заочном отделении Томской духовной семинарии. В 2001 г. нес послушание на подворье монастыря в Новосибирске — на строительстве нового собора в честь Святой Троицы. В 2002 г. по был назначен настоятелем храма Спаса Нерукотворного в поселке Венгерово Новосибирской области, на месте которого планировался монастырь. В 2002-2005 гг. нес послушание в поселке Ордынское Новосибирской области. Помогал в строительстве двух храмов: каменного, в честь Святой Троицы, и деревянного, в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина». В 2002-2004 гг. обучался в Московской духовной академии. Получил диплом со степенью кандидата богословия. В марте 2005 г. направлен во Владивостокскую епархию для организации монашеской жизни в Свято-Троицком Николаевском мужском монастыре. 11 марта 2005 г. архиепископом Владивостокским и Приморским Вениамином (Пушкарём) назначен наместником Свято-Троицкого Николаевского мужского монастыря в поселке Горные Ключи Кировского района Приморского края. Утвержден в этой должности решением Синода РПЦ от 27 декабря 2005 г. . Указом Святейшего Патриарха Алексия II 15 апреля 2006 г. возведен в сан игумена.

http://pravenc.ru/text/301386.html

Некоторые современники отмечали сложность характера Н., его конфликтность и «неуживчивость». Так, по мнению архим. Григория (Воинова-Борзецовского) , издавшего в 1877 г. записки Н., «причины неблестящего положения его заключались, надо полагать, в нем самом, в том именно, что, при кажущейся простоте и ангельской доброте своей, он как-то не сходился, не уживался с людьми, вследствие, должно быть, неосторожности, неподатливости и неустойчивости характера» ( Никодим (Казанцев). О Филарете. 1877. Кн. 2. С. V). Но архим. прп. Пимен (Благово) писал, что епископ «был характера весьма кроткого и смиренного и вел жизнь самую уединенную, почти никого не принимая и никуда не выезжая» (Архим. Пимен, настоятель Николо-Угрешского мон-ря: Биогр. очерк (1810-1880). М., 1881. С. 334). Н. одним из первых начал заниматься сибирской агиографией. Считается, что во время одной из поездок по епархии он обнаружил рукопись XVIII в., к-рая содержала 2 редакции Жития св. прав. Василия Мангазейского . Епископ написал к ним предисловие и комментарии и опубликовал (Повесть о блж. Василии Мангазейском и о начале Туруханского Троицкого мон-ря//Иркутские ЕВ. 1864. Приб. 7, 8, 10-12, 14, 17-19, 21, 23; отд. изд.: Иркутск, 1864). Н.- автор ряда сочинений мемуарного, публицистического, богословского характера. С 1829 по 1874 г. вел дневники (в ГА Красноярского края (Ф. 561) сохранилась 21 тетрадь за 1829-1873), часть к-рых использовал для написания автобиографии, часть обработал для различных публикаций (путевые записки напечатаны в 47 номерах «Енисейских ЕВ» за 1908-1913). По объему, широте географического и хронологического охвата, откровенности и нелицеприятности оценок мемуарное наследие Н. уникально. Книжное (ок. 80 томов) и рукописное собрание Н. по его завещанию от 27 янв. 1874 г. поступило в б-ку красноярского кафедрального собора, затем в Государственный музей Приенисейского края (ныне в ГА Красноярского края. Ф. 561), иконы - в домовую церковь архиерейского дома. Соч.: О публичных концертах с благотворительной целью.

http://pravenc.ru/text/2565588.html

Кроме того, в соборе имеются иконы сибирских святых с частицами их святых мощей: свт. Иннокентия, митрополита Московского, свт. Иоанна, митрополита Тобольского, сщмч. Гермогена, епископа Тобольского, мученика Василия Мангазейского, св. прав. Феодора, старца Томского, св. блж. Матроны Московской. Имеются также и другие святыни: камень с горы Фавор - места Преображения Господня, иконы Божией Матери «Скоропослушница» и «Отрада и Утешение», освященные на первообразах на Святой Горе Афон (Греция), икона Апокалипсиса, с частицей из пещеры Апокалипсиса на острове Патмос (Греция), икона свт. Николая, архиеп. Мирликийского, освященная на его святых мощах в г. Бари (Италия). Храмы [ править править код ] Спасо-Преображенский собор (Абакан) [ править править код ] Несмотря на свой относительно малый возраст, Спасо-Преображенский кафедральный собор прошел большой и нелегкий путь становления, сумев завоевать славу главной архитектурной достопримечательности Абакана и любовь его жителей. В 1994 г. администрацией г. Абакана был выделен участок земли под строительство Спасо-Преображенского собора. Проект будущего храма, архитектором которого был Крылов А. В., разрабатывался институтом «Абакангражданпроект» под управлением главного инженера проекта Усова А. В. В 1999 г. началось строительство собора. Главным спонсором стало крупнейшее предприятие Хакасии — Саянский алюминиевый завод (СаАЗ). Подрядчиком выступило ООО «Стройсервис». 27 мая 1999 г. епископ Абаканский и Кызылский Викентий освятил и заложил первый камень в основание строящегося собора. 19 августа 2001 г., в праздник Преображения Господня, в строящемся соборе состоялось освящение нижнего храма в честь новомучеников и исповедников Российских. 23 декабря 2001 г. состоялось малое освящение верхнего храма кафедрального собора в честь праздника Преображения Господня. Полное освящение было невозможно, так как не был закончен иконостас. 19 августа 2005 г., в год 10-летия Абаканской и Кызылской епархии, собором 4-архиереев совершилось великое освящение верхнего главного храма собора.

http://azbyka.ru/palomnik/Абакан

Тропарь, глас 3: Прославим, вернии, благочестие возлюбившаго/ и от юности иго Христово усердно восприимшаго,/ревностнаго святителя Церкве Российския,/в Богоспасаемом граде Тобольске подвизавшагося./Ты же, Богомудре отче Павле,/телом убо в нетлении почивая,/духом же Престолу Божию предстоя,/моли спастися всем нам. Кондак, глас 8: Звезду церковную, от Киево-Печерския Лавры возсиявшую/ и чрез Новград в Сибирскую страну достигшую,/идеже ревностно служением своим сияющую,/святителя почтим,/Тобольския митрополии столетие венчавшаго:/радуйся, отче Павле, всея Сибири чудотворче. Собор Сибирских святых С присоединением Сибири к России началась история Тобольско-Сибирской епархии, учрежденной в 1620 году как архиепископия, а затем преобразованной в митрополию, из которой впоследствии были образованы другие сибирские епархии. Бывший «стольный град Сибири» Тобольск, основанный в 1587 году, стал кафедральным городом. Из Тобольска во все концы Сибири уходили миссионеры просвещать людей светом Христовой веры. В самом начале своего бытия Тобольская епархия имела в лике святых, благодатию Божиею прославленных, святого праведного мученика Василия Мангазейского († 23 марта 1600). В последующие времена Господь явил здесь множество других подвижников веры и благочестия, прославивших землю Сибирскую святостью своей жизни и трудами на благо Церкви и Отечества. В 1984 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена, в связи с подготовкой к празднованию 1000летия Крещения Руси, было установлено празднование в честь Собора Сибирских святых, которое определено совершать 10/23 июня, в день памяти святителя Иоанна, митрополита Тобольского  и всей Сибири чудотворца (1711–1715). 10/23 июня 1984 года в Тобольске (ныне в составе Омеко-Тюменской епархии) в Покровском храме, где почивают мощи святителя Иоанна, было совершено первое празднование Собору Сибирских святых. На малой вечерне в канун праздника епископ Омский и Тюменский Максим совершил в сослужении клириков акафист святителю Иоанну пред гробницей с его святыми мощами и освятил икону Собора Сибирских святых, написанную к празднику иконописцами мастерской Московской Патриархии. На иконе изображены следующие святые и подвижники благочестия:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010