Большинство храмов было переведено на содержание приходов. Церковная жизнь стала в большей мере зависеть от благотворителей и меценатов из числа зажиточных людей. Собор в честь Воскресения Христова («Старый») в Красноярске. 1773 г. Фотография. Нач. ХХ в. Собор в честь Воскресения Христова («Старый») в Красноярске. 1773 г. Фотография. Нач. ХХ в. На протяжении XVIII в. важную роль в церковной жизни, а также в развитии духовного образования и просвещения в крае продолжали играть Спасский и Троицкий мон-ри. При Троицком мон-ре в 1722 г. была открыта миссионерская школа для обучения новокрещеных детей инородцев (первая в Вост. Сибири). С учетом многоязычности коренного населения в регионе ставилась задача обучить детей инородцев рус. языку и основам Православия. Обучение взрослых затруднялось по причинам отсутствия кадров, территориальной разбросанности селений и кочевого образа жизни жителей в сев. и юж. частей региона. При Троицкой обители в нач. XVIII в. существовала большая б-ка с редкими и рукописными книгами, летописями. До секуляризации для хозяйственной жизни мон-ря были значимы пушные, соляные и рыбные промыслы, владение непахотной и пахотной землей. В сер. XVIII в. 23 промысловых зимовья принадлежали мон-рю; в Усольской вотчине добывалось до 10 тыс. пудов соли в год, использовался наемный труд; к 1763 г. за мон-рем числилось 399 ревизских душ. После 1764 г. мон-рь вынужден был резко ограничить миссионерскую деятельность. Из-за уничтожившего церкви, постройки, ризницу и монастырскую б-ку пожара 1726 г. мон-рь отстраивался заново. До секуляризации Спасскому мон-рю основной доход давали сельскохозяйственное производство и солеваренные промыслы. Монастырская б-ка насчитывала более 300 книг, велась летопись. В нач. 1719 г. митр. Тобольский Филофей (Лещинский) в ходе поездки по митрополии посетил Енисейск, а возвращаясь из Забайкалья, поклонился мощам мч. Василия Мангазейского в Троицком мон-ре. Несмотря на неоднозначное отношение столичного и епархиального священноначалия к канонизации мученика, росло его местное почитание, к его мощам приезжало много паломников. В 1759-1760 гг. прот. красноярского Воскресенского собора Алексий Михайловский основал русско-лат. духовную школу для детей духовенства из всех 3 заказов Енисейской пров. Первым учителем был диак. собора Григорий Скрябин. По указу 26 февр. 1763 г. школа была переведена для облегчения доступа в нее в Енисейск (на Абалацкое подворье Троицкого мон-ря). После упразднения подворья в 1775 г. школа перемещена в Спасский мон-рь. Духовно-образовательная деятельность позволяла решать проблему с кадрами священников в регионе и содействовала дальнейшему миссионерскому окормлению и катехизации коренного населения.

http://pravenc.ru/text/2458967.html

Так же другой монах из того же монастыря в 1649 году с казаком Семеном Шелковником положил основание Косому острожку, где ныне г. Охотск. Сам архиепископ Герасим широко содействовал восстановлению Тобольска после великого пожара 1648 года. Он же положил начало полезной церковной критике написанием для духовенства первого «Алфавита неудобь разумеваемых речей, иже обретаются во святых книгах словенского языка». Сверх того, архиепископ Герасим, будучи иконописцем, положил начало художественному образованию В Сибирских обителях и сам написал образ Святителя Николая Чудотворца, сохраняемый в Междугорском Иоановском монастыре в 10-ти верстах от Тобольска при реке Шапталыке. Благодаря трудам и влиянию владыки Герасима установилась система в преподавании образовательных знаний и развилось в населении особенное влечение к восприятию наук того времени и к основанию новых рассадников просвещения, как подспорья для христианского духа против враждебного язычества. Сам владыка с особенным усердием распространял в народе и среди духовенства первую русскую печатную азбуку Бурцева, вышедшую в свет в 1637 году. Поэтому, при пятом Сибирском архиепископе Симеоне из игуменов Боровского Пафнутьевого монастыря Калужской губ., – святительствовавшем с 9-го 1651 г. до 1664 г., – владычество православного просвещения в Сибири проникло не ТОЛЬКО к устьям Енисея в Туруханск, где в 1663 году был основан Троицкий монастырь, но еще и на берег реки Лены в далекий Якутск, а также в страну хаминганов (тунгусов), кочевавших на всем протяжении р. Амура до Анадыря. Это воинственное племя, происходившее из Манчжурии и называвшееся тогда «сущень», было объяснено русскими в 1657 году. Основались в 1653 г. г. Балаганск и монастырь в Конде, а также Тобольский Иоанно-Введенский Междугорский женский монастырь во имя Образа Почаевской Божией Матери. При владыке Симеоне насчитывалось по Сибири белого духовенства до 1500 и монашествующих до 100 человек. Незначительное по сравнению с числом монастырей количество монашествующих свидетельствует, что в сущности монастыри того времени, по мысли архипастыря Симеона и его предшественников, основывались только «для научения царствию Христову словом и житием» и поэтому служили пристанищами для учащихся и призреваемых, руководимых монахами. При владыке Симеоне в 1660 году основан на р. Тунгуске соловецким       старцем Тихоном Троицкий монастырь, в который о. Тихон перенес из старой Мангазеи тело 19-ти летнего убиенного юноши Василия Мангазейского (См. «Ир. Еп. В.» за 1864 г., «Источники русской агиологии» Н. Барсукова, стр. 87–88 и в «Страннике » за 1866 г., 12, стр. 104–112).

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

10. Четверг 3-й седмицы по Пасхе. Апостола Симона Зилота. Свт. Симона, еп. Владимирского и Суздальского. Прп. Симона Радонежского. Блж. Симона, Христа ради юродивого, Юрьевецкого (службу зри 4 ноября) . Перенесение мощей мч. Василия Мангазейского. Служба апостола Симона Зилота полиелейная, совершается вместе со службой Триоди. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры на 8: праздника Триоди, глас 2-й – 3, и апостола, глас 4-й – 5 (первые две стихиры – дважды). «Слава» – апостола, глас 2-й: «Ревности тезоименит...», «И ныне» – праздника Триоди, глас 1-й: «Приидоша на гроб...». Вход. Прокимен дня. Паримии апостола – 3 . На стиховне стихиры апостола, глас 1-й (со своими припевами) . «Слава» – апостола, глас 6-й: «Тварь, яко орел...», «И ныне» – праздника Триоди, глас 2-й: «Возлияша мира...» (см. на стиховне вечера). По Трисвятом – тропарь праздника, глас 2-й: «Благообразный Иосиф...». «Слава» – тропарь апостола, глас 3-й; «И ныне» – тропарь праздника, глас 2-й: «Мироносицам женам...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 2-й: «Благообразный Иосиф...» (единожды), тропарь воскресный, глас тот же: «Егда снизшел еси...» (единожды). «Слава» – тропарь апостола, глас 3-й; «И ныне» – тропарь праздника, глас 2-й: «Мироносицам женам...». Кафизмы 13-я и 14-я. Малые ектении. По 1-м стихословии – седален апостола, глас 2-й: «Уловив языки...» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас тот же: «Мира, Спасе...» (см. в седальнах по 2-м стихословии) . По 2-м стихословии – седален апостола, глас 4-й: «Лучу, яко солнце правды...» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 2-й: «Мира, Спасе...» (см. в седальнах по 2-м стихословии). Полиелей. Величание апостола и избранный псалом. Седален апостола по полиелее, глас 8-й: «Мрежею словес...» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 2-й: «Мира, Спасе...» (см. в седальнах по 2-м стихословии). Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен апостола, глас 4-й: «Во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их»; стих: «Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь». Евангелие – апостола. «Воскресение Христово видевше...» (единожды). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостола...». Стихира апостола, глас 6-й: «Иже Божественнаго Духа...».

http://patriarchia.ru/bu/2024-05-23/

Енисей замерз в хаотическом нагромождении огромных льдин. Санный путь по нему должен был установиться только в середине января. Только один из ссыльных - эсер Чудинов - был задержан при отходе последних пароходов и должен был ехать вместе со мной. К нему в ссылку приехала жена с десятилетней дочерью, которая внезапно умерла в Туруханске. В последнее время я постоянно замечал в церкви стоявшего у двери Чудинова, который внимательно слушал мои проповеди. По Енисею возили только на нартах, но для меня крестьяне сделали крытый возок. Настал долгожданный день отъезда... Я должен был ехать мимо монастырской церкви, стоявшей на выезде из Туруханска, в которой я много проповедовал и иногда даже служил. У церкви меня встретил священник с крестом и большая толпа народа. Священник рассказал мне о необыкновенном событии. По окончании Литургии в день моего отъезда вместе со старостой он потушил в церкви все свечи, но когда, собираясь провожать меня, вошел в церковь, внезапно загорелась одна свеча в паникадиле, с минуту померцала и потухла. Так проводила меня любимая мною церковь, в которой под спудом лежали мощи святого мученика Василия Мангазейского. Тяжкий путь по Енисею был тем светлым архиерейским путем, о котором при отходе последнего парохода предсказал мне Сам Бог словами псалма Тридцать первого: Вразумлю тя и наставлю тя на путь сей, воньже пойдеши, утвержу на тя очи Мои. Буду смотреть, как ты пойдешь этим путем, а ты не рвись на пароход, как конь или мул, не имеющий разума, которого надо направлять удилами и уздою. Мой путь по Енисею был поистине архиерейским путем, ибо на всех тех остановках, в которых были приписные церкви и даже действующие, меня встречали колокольным звоном и я служил молебны и проповедовал. А с самых дальних времен архиерея в этих местах не видали. В большом селе, не доезжая 400 верст до Енисейска, меня предупредили, что дальше ехать нельзя - опасно, так как на Енисее образовалась широкая трещина во льду, а у берегов вода широко вышла поверх льда, образовав так называемые " забереги " , да и дороги в прибрежной тайге не было. Но мы все-таки поехали.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/910/...

С деятельностью К. исследователи связывают редактирование 2 крупных лит. памятников Сибири. С 30-х гг. XVII в. фиксировались чудеса от иконы Божией Материв Абалацком погосте под Тобольском. Большинство исследователей согласны, что первые варианты Сказания об иконе были созданы в 30-40-х гг. XVII в. В дальнейшем Сказание дополнялось новыми чудесами, в т. ч. и связанными с именем К. В частности, по прибытии К. на кафедру в 1665 г. в Тобольске шел «зельный и бесчисленный дождь», прекратившийся лишь после перенесения иконы в кафедральный собор и проведения молебна перед образом. В память об этом событии был установлен обычай ежегодного принесения образа в Тобольск с 8 по 23 июля. Сам К. получил по молитве у чудотворной иконы исцеление от болезни. По мнению Е. К. Ромодановской, позднейшие чудеса 1672-1675 гг. ( Абрамов. 1854. С. 32; Юрьевский. 1902. С. 449) были добавлены в Сказание лично К. или по его поручению ( Ромодановская. 1992. С. 317). Исследователи также согласны, что К. принимал непосредственное участие в создании Книги записной - наиболее ранней редакции Сибирского летописного свода (см.: Солодкин. 2012). В мае 1670 г. по благословению К. произошло перенесение мощей св. прав. Василия Мангазейского . Мощи, от к-рых происходили многочисленные чудеса, были перевезены из Мангазеи в Туруханский мон-рь строителем последнего Тихоном ( Абрамов. 1854. С. 33; Ромодановская. 1986. С. 205). К. оставил вклады в ризницу тобольского Софийского собора, в частности, напрестольное печатное Евангелие 1615/16 г. и 3 напрестольных серебряных креста с золочением ( Абрамов. 1854. С. 34). К. умер 23 дек. 1677 г. «нощи в 8-м часу» в тобольском в честь иконы Божией Матери «Знамение» муж. мон-ре , приняв схиму (ПСРЛ. Т. 36. С. 170). Известие о смерти Сибирского митрополита поступило в Москву лишь 30 янв. 1678 г. от боярина и воеводы П. В. Шереметева Меньшого. К. похоронен в Сергиевской ц. Тобольска, близ архиерейского дома ( Абрамов. 1854. С. 34), впосл. прах перенесли в тобольский Софийский собор (ИРИ. Ч. 1. С. 110).

http://pravenc.ru/text/2458703.html

Память святому Василию Мангазейскому совершалась первоначально 6/19 июля, в день явления из земных недр его мощей, 10/23 мая совершалось торжество перенесения мощей святого из Мангазеи в Туруханск, 22 марта/4 апреля является днем особого празднования памяти святого Василия Мангазейского, тезоименитого прославляемому в этот день Церковью священномученику Василию Анкирскому († IV b.). Симон, Юрьевецкий чудовторец, блаженный Блаженный Симон Юрьевецкий родился в селе Братском Костромской области в благочестивой семье крестьян Родиона и Марии Шитовых. Во святом крещении он был назван Симоном, в честь святого апостола Симона Зилота (память 10/23 мая). С юношеских лет Симон принял на себя особый подвиг юродства Христа ради и ушел из родительского дома в дремучие леса, около села Елнати. Однажды елнатские поселяне увидели в лесу человека, изможденного, в одной рубахе, босого, который назвал им только свое имя — Симон, о нем сообщили местному священнику Иосифу, и тот взял блаженного в свой дом. Святой Симон начал ходить по домам елнатских жителей и помогал им в исполнении самых трудных работ, но плату не брал. Несмотря на постоянные труды, он часть дня и ночи усердно молился, изнурял свое тело постом и любил посещать храм Божий. Зимой и летом он ходил только в льняной рубашке и босым, так что кожа его почернела, и спал на голом полу. Неразумные люди нередко жестоко били его. Блаженный кротко переносил все оскорбления и насмешки, и не платил злом за зло, но молился за обидчиков, а себя постоянно укорял и называл «глупцом» и «несытой гортанью». 15 лет жил в Елнати блаженный Симон, а потом перешел в город Юрьевец-Поволжский. Любимым местом пребывания его там были церковные паперти, где он возносил горячие молитвы Богу. Особенно часто святой приходил в Богоявленский монастырь, где на паперти усердно молился перед иконой Пресвятой Богородицы. Подвиг полного самоотречения, который очистил душу его, был угоден Богу, и он еще при жизни получил дар прозрения: многое предвидел и предсказывал будущее во славу Божию для врачевания недугов и нравственного исправления ближних.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

И все же не они определяют дух нации, в которой не угасают ни жажда подвига, ни живое сострадание. Доказательством тому служит немеркнущая популярность в народном сознании одного из типов русских святых, страстотерпца – человека, принявшего мученическую смерть по вине своих единоверцев. Так, сострадательное народное православие причислило к лику святых не только невинно умершего под хозяйской пыткой Василия Мангазейского, но и затравленного до самоубийства Кирилла Вельского. Кстати, в очерке Горького есть некоторые намеки на возможность подобной посмертной судьбы несчастного Коськи, безропотно принявшего мученическую кончину вместо желанного ему похода на богомолье. Завершает очерк «Зрители» упоминание об одном из самых юных православных святых – малолетнем мученике Кирике («Житие Кирика-Улиты» на языке «зрителей»). Это упоминание производит двойственное впечатление. Едва ли печальный рассказ о судьбе двух христианских мучеников, матери и младенца-сына, изменит что-то в душах «зрителей», однако память о невинно пролитой детской крови неистребима в душе народа 210 . Вообще убеждение в святости всякого принявшего мученическую кончину, ставшее основой особой агиографической модели, прочно укоренилось в сознании нации, преодолев все атеистические гонения. (Зарождение культа такого местночтимого святого на Пинеге в 80-х гг. XX века описал Ф. А. Абрамов.) Неожиданно актуальным для современного народного сознания оказалось и архаическое, возможно, еще дохристианское представление об особой святости до срока и насильственно прерванной молодой жизни 211 . Об этом говорят некоторые сведения, сообщаемые современными средствами массовой информации. Так, несколько лет назад центральное телевидение поведало о поклонении могиле Павлика и Феди Морозовых, а некоторые материалы интернета превратили Зою и Шуру Космодемьянских в неких «ангелов во плоти», неузнанное людьми пришествие которых в мир якобы предсказал их мученически погибший в годы продразверстки дед-священник. При всей курьезности эта информация эпохи русского религиозного ренессанса отразила неистребимую человечность в душе народа, которую нации удалось сохранить среди кровавых испытаний и соблазнов «железного века». Об этом же говорит и немеркнущая популярность в народном сознании таких древних сюжетов, как история сострадательного гуляки Вонифатия. «Яма» А. И. Куприна и Житие преподобного Виталия

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ot-proto...

В середине XVII века были основаны Иоанно-Предтеченский под Тобольском и северный Кондинский Троицкий монастыри, обретены мощи праведного отрока Василия Мангазейского. В 1667 году на Большом Московском Соборе Сибирская архиепископия ввиду ее особой значимости была возвведена в степень митрополии, и тогдашний архиепископ Корнилий стал первым митрополитом Сибирским. В 80-е годы XVII века при митрополите-строителе Павле I в Тобольске были возведены первые за Уралом каменные сооружения - Кремль и Софийско-Успенский собор (1686 г.). Тогда же в Абалаке по указу царя Фёдора Алексеевича построили каменный Знаменский собор в честь чудотворной иконы Божией Матери, в тобольские церкви царями делались богатые вклады. К началу XVIII века в России были остро поставлены вопросы христианизации северных народов и борьбы с расколом. Во исполнение царского указа митрополитом Филофеем (Лещинским) в 1703 году при архиерейском доме была открыта первая в Сибири школа и развернута широкая миссионерская деятельность. Вскоре он по болезни оставил управление и в Тюменском Троицком монастыре принял схиму с именем Феодор. На его место назначили кроткого и нищелюбивого молитвенника Черниговского архиепископа Иоанна (Максимовича) , по смерти которого в 1715 году митрополия вновь была вверена святителю Филофею (Феодору), окончательно отошедшему от дел только в 1720 году. Во все время пребывания на кафедре, а потом и на покое, он не оставлял миссионерских трудов, предпринимая поездки в самые отдаленные места своей обширной епархии. По блаженной кончине, последовавшей в 1727 году, он, согласно завещанию, был похоронен у порога Троицкого собора, дабы и по смерти не оставить подвига смирения. За свою жизнь святитель Филофей выстроил 288 церквей и крестил около 40000 человек из местных племён, объездив и исходив всю Сибирь от края и до края. Управлявший Тобольской митрополией после святителя Филофея святитель Антоний (Стаховский) также почитался сибиряками за святость жизни. В 1741 году митрополитом Тобольским некоторое время был св.Арсений (Мациевич), непримиримый противник секуляризации, впоследствии пострадавший при Екатерине II за защиту достояния и канонов Церкви.

http://azbyka.ru/palomnik/Тюмень

Женщины в русской литературе. В чем их сила и их слабость. Автор курса: Алла Митрофанова — преподаватель кафедры мировой литературы и культуры МГИМО. Записаться и оплатить курс «7 ярких героинь русской литературы». Осознанность. Учимся жить со смыслом. Автор курса: Александр Ткаченко — психолог, автор журнала «Фома», писатель, публицист. Отец четверых детей. Записаться и оплатить курс по осознанности. КУЛЬТУРА (раздел). — С.78-97. Эдуард Бояков. «Страшно оказаться перед Богом, когда уже не сможешь ничего исправить». О фильме «Русский крест», чуде в Оптиной пустыни и Святой Руси. [В пасхальные дни на экраны выходит новый фильм «Русский крест». В основе сценария одноименная поэма Николая Мельникова (1966–2006) — рассказ о судьбе человека, который переживает глубокое покаяние, и о судьбе народа, ищущего выход из тьмы безвременья. «Фома» расспросил режиссера фильма Эдуарда Боякова о его размышлениях и переживаниях, связанных с этой работой]. Беседовала Сабина Кухарчук. В материале использованы кадры со съемок фильма «Русский крест»//Фома. апрель2023. — С.78-82. — (раздел « Культура »). Реклама: С.83; Реклама РЖД: С.84-85. Семейное чтение: Наталья Харпалёва . Суд над Иисусом: хроника страшной ночи. (Читаем вместе с детьми 9+). Рисунки Галины Воронецкой//Фома. апрель 2023. — С.86-95. — (раздел « Культура », рубрика « Семейное чтение» ). См. также: 3 вопроса о «Фоме» . Отвечает медиаменеджер, продюсер по оригинальному контенту онлайн-кинотеатра Okko Гавриил Гордеев //Фома. апрель 2023. — С.98-99. — (рубрика « Эпилог »). Строфы: Совместный проект журналов «Фома», «Новый мир». Сухбат Афлатуни. Из «Нового тропариона» . Подборка стихотворений (3 апреля. Прп. Серафима Вырицкого (1949)/«приходят к нему с обыском...»/; 4 апреля. Прп. Исаакия Далматского (IV)/«трудно говорить с императорами...»; 5 апреля. Мч. Василия Мангазейского (1600)/«горят пасхальные свечи...»). Автор вступ. заметки Павел Крючков , заместитель главного редактора журнала «Новый мир». Фото. Рисунок Анны Тененбаум//Фома. апрель 2023. — С.96-97. — (раздел « Культура », рубрика « Строфы »).

http://foma.ru/bibliografija-foma-4-240-...

Свято-Троицкий Туруханский мужской монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Свято-Троицкий мужской монастырь в Туруханске был основан в 1657 году иеромонахом Тихоном. Утвержден царем Алексеем Михайловичем в 1664 году. Содержание История [ править править код ] В 1657 году на безлюдном берегу Енисея в месте впадения в него реки Нижней Тунгуски в 30 верстах от последнего населенного пункта на пути продвижения первопроходцев, осваивающих Восточную Сибирь, высадился монах Тихон. Он построил часовню и келью и приготовился к долгому пустынножительству. Но его планам не удалось сбыться: к нему стали стекаться люди, как он ищущие спасения и склонные к монашеству. К 1660 году вокруг монаха Тихона уже собралось много братии, а на месте часовни строился храм Живоначальной Троицы. Братия просила своего наставника принять сан священника и встать во главе монастыря. Уступив их просьбам, монах Тихон отправился в Тобольск, где была архиерейская кафедра. Через несколько месяцев он вернулся к братии в сане священника и с указом об образовании монастыря. Братия возрастала, укреплялось и материальное положение монастыря. Но подлинный его расцвет и усиление духовного влияния началось с 1670 года, когда иеромонах Тихон перенес в монастырь мощи первого сибирского святого Василия Мангазейского из умирающего города Мангазея. К мощам первого сибирского святого, горячо почитаемого местным населением, включая язычников, стекалось много паломников. Царскими указами 1662, 1664, 1689 годов за монастырем были закреплены места лова рыбы и земли, на которых расцветало и множилось разнообразное монастырское хозяйство. Особенное укрепилось оно после получения в конце XVII века по духовному завещанию богатых соляных ключей и крупнейшего в Сибири солеваренного завода. Вокруг монастыря на ранее безлюдном месте стали селиться люди, затерявшиеся на просторах Сибири. Вскоре поселение получило название – село Монастырское, затем город Туруханск – центр Туруханского края. Монастырь, таким образом.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Троицкий...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010