Архив Пн Енисейская епархия 24 декабря 2011 г. 13:25 Епархия сегодня Православные храмы и монастыри на канонической территории Енисейской епархии начали основываться еще в первой четверти XVII века, одновременно с освоением приенисейской Сибири. Тогда же принял мученическую кончину, а в середине XVII в. был прославлен первый на енисейских берегах местночтимый святой — святой мученик Василий Мангазейский. В 1618 году заложен ставший затем крупным духовным центром Восточной Сибири Енисейск. Здесь были основаны Свято-Спасский мужской и Свято-Иверский женский монастыри, мастерами-енисейцами возводились многочисленные храмы в традициях восточно-сибирского церковного зодчества, ряд из них сохранился до наших дней или восстановлен. В Енисейске были преданы земле честные останки местночтимого сибирского святого, праведного Даниила Ачинского. Значительную роль в православном миссионерском освоении северных территорий Енисейской губернии играл Свято-Троицкий мужской монастырь (быв. сел. Монастырское, ныне — Туруханск), место паломничества к святым мощам мученика Василия Мангазейского (в 20-е гг. ХХ века временно утраченным, в середине 90-х гг. вновь обретенным). Учредить Енисейскую епархию положено было еще на московском Соборе 1681 года, но епархия учреждена только в 1861 году, а до этого времени ее территория принадлежала сначала к епархиям Тобольской и Иркутской, потом к Иркутской и наконец к Томской . В 1861-1934 гг. Красноярская епархия именовалась Енисейской и Красноярской. Позднее — Красноярской и Енисейской. Пространство епархии 2246627 кв. верст, население 623494 человек; приходов 222, монастырей 7, в том числе 1 архиерейский дом и 1 скит; церковных библиотек 207, церковно-приходских попечительств 37; церковно-приходских школ 203 (7 двухклассных и 196 одноклассных). В Красноярске — духовная семинария, духовное училище и епархиальное женское училище. Первый енисейский правящий архиерей — Преосвященный Никодим (Казанцев), немало потрудившийся для духовного и культурного развития епархии и Енисейской губернии в целом. Его перу принадлежит ряд трудов по истории приенисейского края, в том числе — о святом мученике Василии Мангазейском и рукописных дневников, ныне готовящихся к публикации. Последующие архиереи всемерно продолжали при участии духовенства и прихожан эту благодатную деятельность, в результате чего к 1917 году на территории епархии было открыто более пятисот храмов (включая, помимо приходских, домовые церкви, молитвенные дома и часовни), действовали благотворительные, катехизаторско-просветительские, миссионерские учреждения, общества, братства, воскресные школы. Существовали также церковные хозяйственные предприятия. К 1917 году в Енисейской епархии было пять действующих, открытых в прошлые века монастырей, один общежительный скит, две новоустраиваемых женских обители. Приходов, включая приписные, начитывалось более трехсот.

http://patriarchia.ru/db/text/2225637.ht...

В соборе имеется ковчежец со святынями (часть Креста Господня, часть дуба Мамврийского, св. ап. и ев. Марка, преп. Германа Аляскинского, сщмч. Владимира, митр. Киевского, свт. Филарета, митр. Московского, преп. Герасима Иорданского, свт. Луки, архиеп. Красноярского, свт. Иоанна Хозевита, еп. Кесарийского, преп. Евфимия Великого, преп. Саввы Сторожевского, преп. Моисея Угрина, св. ап. Андрея Первозванного, свт. Николая, архиеп. Мирликийского, свт. Иоасафа Белгородского, св. блгв. вел. кн. Александра Невского, свт. Филиппа, митр. Московского, св. вмч. Анастасии Узорешительницы, свт. Иннокентия, митр. Московского, свт. Тихона, Патриарха Всероссийского, сщмч. Фаддея, архиеп. Тверского). Кроме того, в соборе имеются иконы сибирских святых с частицами их святых мощей: свт. Иннокентия, митрополита Московского, свт. Иоанна, митрополита Тобольского, сщмч. Гермогена, епископа Тобольского, мученика Василия Мангазейского, св. прав. Феодора, старца Томского, св. блж. Матроны Московской. Имеются также и другие святыни: камень с горы Фавор - места Преображения Господня, иконы Божией Матери «Скоропослушница» и «Отрада и Утешение», освященные на первообразах на Святой Горе Афон (Греция), икона Апокалипсиса, с частицей из пещеры Апокалипсиса на острове Патмос (Греция), икона свт. Николая, архиеп. Мирликийского, освященная на его святых мощах в г. Бари (Италия). Храм Рождества Пресвятой Богородицы (Черногорск) : Монастыри Хакасии [ править править код ] В Республике Хакасия строится первый женский монастырь при храме Рождества Пресвятой Богородицы в Черногорске . Храмы Хакасии [ править править код ] Основные храмы Хакасии Храм Рождества Пресвятой Богородицы (Черногорск) [ править править код ] В 2007 году Черногорскому храму Рождества Пресвятой Богородицы исполнилось 15 лет. Первая служба была проведена 26 апреля 1992 года на Пасху. Но по традиции «День Рождения» храма празднуют 21 сентября, в престольный праздник, когда церковь вспоминает Рождество Пресвятой Богородицы. Памятная надпись у входа в храм, выполненная на мраморной плите:

http://azbyka.ru/palomnik/Республика_Хак...

ст. Тобольская и Тюменская епархия , в юрисдикцию к-рой были включены все приходы Сибири. В 1652 – 1653 гг. в месте впадения в Енисей реки Н. Тунгуски (ныне - с. Туруханск) была воздвигнута деревянная церковь во имя Преображения Господня. В 1657-1660 гг. енисейским монахом Тихоном (Семёновым) в Туруханске была основана монашеская община, в 1664 г. получившая статус мон-ря. Туруханский Мангазейский во имя Святой Троицы мужской монастырь сыграл значительную роль в социально-экономическом и миссионерском освоении Туруханского края. Насельники обители активно занимались просветительской и миссионерской деятельностью, духовно окормляя церковные общины при зимовьях. В Туруханское зимовье был переведен гарнизон пострадавшей от опустошенной пожарами 1642 и 1662 гг. Мангазеи. В 1672 г. на месте зимовья был заложен г. Нов. Мангазея (с 1780-х гг. Туруханск, ныне дер. Старотуруханск Туруханского р-на). В 1670 г. в Троицкий мон-рь из Мангазеи были перенесены мощи св. мч. Василия Мангазейского . В XVII в. была построена церковь в с. Дудинском. В 1844 г. была возведена каменная Введенская ц. Храм быстро пришел в негодность, и в 1855 г. енисейскими казаками Киприяном и Петром Михайловичами Сотниковыми была построена новая деревянная церковь. В 1880 г. иждивением купца Петра Михайловича Сотникова и казака Ивана Даурского, к дудинской церкви была пристроена небольшая колокольня. По данным метрических книг дудинской Введенской ц., до революции 1917 года её приход составлял 1178 человек, 596 человек составляли инородцы, т.е. коренные жители, проживающие по Енисею. В 1719 г. было основано зимовье Инбатское (ныне с. Верхнеимбатск Туруханского р-на), в к-ром появился приход крещеных во время миссионерских поездок Тобольским митр. Филофеем (Лещинским) остяков и был построен Успенский храм. Деревянная ц. в Инбатске сгорала дважды, поэтому после последнего пожара в 1789 г. был построен каменный двухэтажный Успенский храм. В 1803 г. было совершено освящение нижнего храма во имя свт. Николая Чудотворца, а в 1834 г.

http://pravenc.ru/text/2577961.html

Тропарь мученику младенцу Гавриилу Белостокскому, глас 5 Святый младенче Гаврииле,/ты за Прободеннаго нас ради от иудей/люте от онехже в ребра прободен был еси/и за Источившаго кровь Свою за нас/все тело твое на истощение крове/в лютыя язвы предал еси,/ныне же во славе вечней с Ним вселился еси./Тем помяни и нас, молим, зде чтущих память твою,/прося нам здравие телеси/и спасение душам нашим. Кондак, глас 6 Отечество твое Зверки бысть,/мучениче Христов Гаврииле,/идеже от истых зверей-иудеев восхищен:/абие родителей лишен еси,/таже вся поряду люте претерпев,/в отечество Небесное преселился еси./Восхищай и нас зде от всяких напастей и скорбей/и умоли, молим тя,/улучити вечное наследие твое. Величание Величаем тя,/страстотерпче святый младенче Гаврииле,/и чтим честная страдания твоя,/яже за Христа/претерпел еси. Тропарь святителю Николаю, архиепископу Мирликийскому, ради чудотворного его образа «Зарайского», глас 4 Пресветлый храме Святаго Духа,/Богомудре отче Николае,/благодатию Небес освяти души наша,/заступи и покрый всечестным твоим омофором,/егоже приял еси от рук Пречистыя Девы,/и просвети нас светом заповедей Христа,/от Него бо приял еси глаголы жизни./Моли благость Отца Небеснаго,/во еже спастися/православно чтущим тя,/даруя нам велию милость. Кондак, глас 6 Дивнаго в чудесех чудотворца/воспоем, вси людие,/празднующе новаго источника щедрот явление,/издалече к нам притекшаго,/великаго святителя хотением:/припадающе к нему верою,/напояем жаждущия души своя,/любовию зовуще,/о преславный Николае,/пастырю наш добрый,/помози нам, немощным и убогим,/в житии сем многотрудном/и вечныя жизни наследники нас сотвори. Величание Величаем тя,/святителю отче Николае,/и чтим святую память твою,/ты бо молиши за нас/Христа Бога нашего. 10/23 Апостола Симона Зилота (I). Святителя Симона, епископа Владимирского и Суздальского, в Киеве, в Ближних пещерах почивающего (1226). Преподобного Симона Радонежского (XIV-XV). Блаженного Симона, Христа ради юродивого, Юрьевецкого (1635). Перенесение мощей праведного Василия Мангазейского, мученика и страстотерпца (1670). Киево-Братской иконы Божией Матери (1654).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Красноярский Успенский монастырь в Красноярском округе. Эта нештатная необщежительная обитель расположена в 6 верстах от города Красноярска. Учреждена она в 1787 году, по ходатайству Антония, епископа енисейского. В настоящее время при ней существуют богадельня, школа иконописи, школа ремесленная и больница для духовных лиц. Монастырь управляется архимандритом – наместником епископа Енисейского. Туруханский Троицкий монастырь в Туруханском краю. Монастырь стоит на берегу р. Енисея, близ впадения в него речки Нижней Тунгуски, недалеко от села Монастырского; в 15 верстах от него есть выселок Селивановский, а в 35 верстах – заштатный город Туруханск. Основана обитель иеромонахом Тихоном в 1660 году. Храм в ней один, во имя Св. Троицы, с приделом, освященным в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. В храме этом покоятся под спудом чтимые панихидами мощи мученика Василия Мангазейского, скончавшегося в 1602 году. В обители покоятся останки и строителя ее Тихона. При монастыре имеется миссионерская школа. Управление – игуменское. Женские обители Енисейский Иверский монастырь в Енисейске. Енисейский Иверский (бывший Христорождественский) монастырь находится в самом городе Енисейске, за речкой Мельничной, через которую устроен деревянный мост, соединяющий главную часть города с Заречьем. Монастырь расположен на левом берегу реки Енисея, который и принимает в себя тут же вливающиеся в него две речки: Лазаревку, текущую между Енисеем и оградой монастыря на северной стороне, и Мельничную, имеющую мелководное русло и обтекающую монастырь с западной стороны. Первоначально монастырь назывался Христорождественским от церкви, построенной во имя Рождества Христова и существовавшей еще до учреждения церковных штатов в 1764 году. После пожара, бывшего в г. Енисейске 27 августа 1869 года, Св. Синод, по ходатайству игуменьи Афанасии, благословил именовать на будущее время Енисейский Христорождественский женский монастырь Иверским, по вновь построенному в нем взамен бывшей Христорождественской церкви, храму во имя Иверской Божией Матери.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

В епархии: группы, ссоры, раздоры, местничество и т. п. В ответ мои послания, прещения, перемещения, заштаты и проч. Вот слабый фон нашей жизни... Все же самое отрадное – это путешествие по епархии, радость верующих. Богослужение, проповеди, беседы, попутные дела, умиротворение и награждение. Недавно объехал всякими способами 11 приходов. Пробирались чрез высочайший Саянский перевал, через снежные горы на автомобиле, а кругом среди снегов дивные горные полевые цветы. Интересный и опасный путь, по бортам пропасти, и на пути встречались аварии машин, срывавшихся в пропасть от неосторожных пробегов возле пропасти. Посещал приходы, где никогда нога архиерея не бывала и люди впервые видели епископа и его служение. Встречи, радость, слезы, приветствия весьма трогательны. Слава и благодарение Богу за все! Словно я снова в любимой Камчатушке!.. Совершив огромное путешествие всеми способами передвижения в далекий Кызыл, Чебаки и прочие города и села, едва возвратился домой, а через день снова выехал в Иркутск на церковные торжества по случаю исполнившегося 40-летия со дня прославления св. Софрония, Иркутского чудотворца, куда пригласил меня архиепископ Вениамин по благословению Святейшего Патриарха. Радостное и духовно-светлое церковное торжество у сибирских святынь (в больших иконах св. мощи святителя Софрония и Иннокентия), Абалацкая икона Божией Матери – сибирская святыня. Служение, поездка на Байкал, в храмы Иркутской епархии – все это прекрасно и духовно-радостно. Доброе, братское отношение Владыки архиепископа Вениамина, смиреннейшего, радость иркутян верующих... Там же случайная встреча бывших моих воспитанниц, сироток из Дома Милосердия, уже семейных, – это, конечно, взаимная радость до слез. В данное время остаюсь дома с недельку, а потом снова по епархии на пароходе по Енисею. Если Бог благословит, то ближе к осени поеду по делам в Москву и, быть может, в Одессу со своими глазами к профессору Шевалеву, а тогда, Бог даст, увидимся с Вами, дорогой Владыка. Давно ищу сказание о св. Василии Мангазейском. Наконец в Иркутске нашел весьма краткое описание, каковое сообщаю Вам. Один добрый человек обещал мне достать изображение (иконочку), издание Фесенко, св. муч. Василия Мангазейского. Моя воспитанница Наташа-иконописка напишет в нашем соборе его икону и также напишет для меня и для Вас, дорогой Владыка.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Сергий (Ларин), епископ Будущий архиепископ Сергий (в миру Сергей Иванович Ларин) родился 11 марта 1908 г. в Санкт-Петербурге в семье почтового служащего. В 1925 г. уклонился в обновленческий раскол и исполнял должность иподьякона и псаломщика Казанского кафедрального собора в Ленинграде. С 1926 г. служил в сане «диакона», а с 1930 г. в сане «пресвитера». В 1930 г. окончил обновленческий богословский институт в Ленинграде. Служение проходил на приходах города Ленинграда и Ленинградской обл. С 1938 г. «архимандрит», благочинный обновленческих церквей Москвы. 11 октября 1941 г. обновленческими епископами был рукоположен во «епископа» Звенигородского, второго викария Московской епархии. 27 декабря 1943 г. принес покаяние и был принят в общение с Православной Церковью в звании монаха. 15 августа 1944 г. был посвящен в епископа Кировоградского, викария Одесской епархии. До конца 1947 г. управлял приходами Одесской и Кировоградской епархий, а с 1947 г. был переведен на Ростовскую кафедру. В 1949 г. был переведен на Житомирскую кафедру, в следующем году – на Гродненскую. С 1951 по 1952 г. находился на покое. В 1952 г. был назначен епископом Тульским и Белевским, а в 1954 г. – Астраханским и Сталинградским. 27 июля 1959 г. определен на Омско-Тюменскую кафедру. 3 апреля 1961 г. епископ Сергий был переведен в Пермскую епархию с возведением в сан архиепископа. В октябре 1962 г. назначен архиепископом Берлинским и Среднеевропейским, экзархом Средней Европы и одновременно временно управляющим Пермской епархией. В 1964 г. переведен в Ярославскую епархию. Как глава делегации Русской Православной Церкви, он побывал в Югославии, Румынии, Индии, Дании, Франции, Чехословакии, несколько раз в Японии. 12 сентября 1967 г. скоропостижно скончался 620 . 1. 8 июня 1960 г. ЕГО ПРЕОСВЯЩЕНСТВУ, ПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕМУ ЕПИСКОПУ АФАНАСИЮ ВАШЕ ПРЕОСВЯЩЕНСТВО, ДОРОГОЙ СОБРАТ И ВЛАДЫКА! Я долго не отвечал на Ваше теплое письмо. Хотел кое-что выяснить у настоятеля Покровского собора г. Тобольска, у Преосвященного Венедикта 621 , бывшего епископа Хабаровского. Но Владыка до сих пор мне не ответил. Хотя лично его я просил не замедлить с ответом. Владыка обещал мне описать все обстоятельства прославления Василия Мангазейского. Жду подробных сообщений.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Литература: Житие Василия Мангазеиского и повествование о начале Туруханского Троицкого монастыря. Под ред. П. Е. Островских. СПб., 1910; Н. Абрамов. Блаженный мученик Василий Мангазейский. – «Странник». СПб., 1866, Н. Н. Оглоблин. Мангазейский чудотворец Василий. М., 1890; Е. К. Ромодановская. Легенда о Василии Мангазейском и Туруханская литературная традиция. – В сб.: «Вопросы истории Сибири досоветского периода». Новосибирск, 1973; Протодиакон Борис Пивоваров. Святой праведный Василий Мангазейский. – Журнал Московской Патриархии, 1977, с. 59–68. Преподобномученика Евфимия Константинопольскаго (Службу зри 1-ого мая) Тропарь, глас 4: Постнически предподвизався на горе,/умная врагов ополчения всеоружием креста погубил еси, всеблаженне,/паки же ко страдальчеству мужески облеклся еси,/убив Копронима мечем веры/и обоих ради венчался еси от Бога,/преподобномучениче Евфимие приснопамятне. Кондак, глас 2: Яко постника благочестна и искусна/и страдальца произволением честна,/и пустыни жителя сообразна,/в песнех достойно восхвалим Евфимия приснохвальнаго:/той бо змия попрал есть. Преподобномученик Евфимий Новый, Афонский Преподобномученик Евфимий Новый, Афонский в миру Елевферий, родился в 1794 году в семье благочестивого торговца в селении Димитцани в Пелопоннесе (Греция). Окончив училище в Константинополе, уехал в г. Яссы, чтобы помочь своему отцу в делах торговли. За два года пребывания в Яссах у юноши появилось желание принять иночество. С этой целью он решил отправиться на Святую Гору Афонскую, но из-за военных действий между Россией и Турцией (1811 г.) оказался сначала в Одессе, а затем в Бухаресте. В Бухаресте юноша не выдержал плотских искушений и впал в пучину разврата, а затем, пристав к туркам, принял мусульманство. Через некоторое время, уже в Константинополе, он опомнился и, терзаемый угрызениями совести и глубоким раскаянием, бежал из дома своего турецкого господина в Русское посольство. Здесь его приветливо приняли и помогли ему добраться до Святой Горы Афонской. После 40 дней покаянных молитв в Лавре святого Афанасия Елевферий был возвращен в Православие через миропомазание. Впоследствии он ревностно подвизался на Афоне в скиту святой Анны, в Дохиарской, Эсфигменской, Иверской, Ставроникитской и других обителях, слезами покаяния, постом и молитвой, усердными трудами иноческими искупая грех вероотступничества. В скиту Иоанна Предтечи Елевферию явилась Пресвятая Богородица, после чего он принял монашество с именем Евфимий.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Меня обязаны были отпустить в Красноярск. Енисей замерз в хаотическом нагромождении огромных льдин. Санный путь по нему должен был установиться только в середине января... По Енисею возили только на нартах, но для меня крестьяне сделали крытый возок. Настал долгожданный день отъезда... Я должен был ехать мимо монастырской церкви, стоявшей на выезде из Туруханска, в которой я много проповедовал и иногда даже служил. У церкви меня встретил священник с крестом и большая толпа народа. Священник рассказал мне о необыкновенном событии. По окончании Литургии в день моего отъезда вместе со старостой он потушил в церкви все свечи, но когда для проводов меня вошел в церковь , внезапно загорелась одна свеча в паникадиле, с минуту померцала и потухла. Так проводила меня любимая мною церковь , в которой под спудом лежали мощи святого мученика Василия Мангазейского. Тяжкий путь по Енисею был тем светлым путем архиерейским, о котором при отходе последнего парохода предсказал мне Сам Бог словами псалма 31-го: «Вразумлю тя и наставлю тя на путь, в оньже пойдеши: утвержу на тя очи Мои. Буду смотреть, как ты пойдешь этим путем, а ты не рвись на пароход, как конь или мул, не имеющий разума, которых надо направлять удилами или уздою». Мой путь по Енисею был поистине архиерейским путем, ибо на всех остановках, в которых были приписные церкви и даже действующие, меня встречали колокольным звоном, и я служил молебен и проповедовал. С самых давних времен архиерея в этих местах не видели 58–61]. Богатый духовный мир святителя-исповедника раскрывается в письмах, которые епископ Лука писал своим детям. Трое сыновей и дочь – за них болело отцовское сердце. Из первой сибирской ссылки он писал старшему сыну Михаилу: «Неспокоен я за тебя. В таком возрасте, когда тебе всего больше необходимо мое постоянное воспитательное влияние, ты давно оторван от меня и почти предоставлен самому себе. Никогда еще развращающее влияние среды не было так страшно, как теперь, никогда еще слабые юные души не подвергались таким соблазнам.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

В Красноярской епархии завершился просветительский проект «Славянский ковчег» Красноярск, 7 июля 2009 г. Завершена просветительская паломническая поездка по водам Енисея«Славянский ковчег», прошедшая в Красноярской епархии по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с 21 июня по 4 июля. Целый ряд богослужений в городах и поселениях приенисейской Сибири были совершены двумя архиереями - архиепископом Красноярским и Енисейским Антонием и почетным гостем поездки епископом Женевским и Западно-Европейским Михаилом: Божественная литургия в храмах, расположенных в центрах церковных округов — в Енисейске, Туруханске и Норильске (причем двое из этих храмов монастырские); чин освящения места под строительство храма в селе Ворогово и в таежном поселении Бахта; освящение двух памятников в городе Дудинке; панихиды по погибшим в годы Великой Отечественной войны и жертвам репрессий у мемориалов и памятников; молебны Сибирским святым и свв. равноапп. Кириллу и Мефодию в Верхнеимбатске и в храме Игарки; Крестные ходы во всех поселениях. В День молодежи владыки обратились к юным норильчанам на городском праздновании, а в Индустриальном институте Норильска состоялась встреча-дисскусия " Церковь и молодежь — XXI век " , сообщает епархиальный сайт . Архиепископ Антоний возглавил Божественную литургию в Благовещенском храме поселка Ярцево и крупнейшем храме за Уралом - Крестовоздвиженском соборе г. Лесосибирска, а также молебен в храме во имя мч. Василия Мангазейского в поселке Бор. За время совершения миссии более полусотни сибиряков приняли Святое Таинство Крещения . В поездке по одной из самых крупных рек мира принимали участие как красноярцы, так и гости из Ближнего и Дальнего зарубежья и городов России. Первые сутки в общении с участниками паломничества провели руководитель информационно-издательского отдела и отдела по делам молодежи Смоленской епархии протоиерей Святослав Худовеков и заведующий миссионерской службой Иркутской епархии протоиерей Вячеслав Пушкарев. В населенных пунктах прошла концертная программа «Покров над Енисеем». Состоялись встречи с сибирскими композиторами, художниками и писателями. В рамках работы «Кирилло-Мефодиевского плавучего православного университета» во всех городах и селах столичными и красноярскими профессорами были прочитаны десятки лекций по истории, географии, психологии, музыковедению, филологии и литературе. " Кирилло-Мефодиевской социлогической лабораторией " среди жителей проводилось комплексное исследование религиозности приенисейского севера, а также отношения молодежи к религии и современных моделей православной семьи. 7 июля 2009 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/31065.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010