Другие храмы Новой Мангазеи упоминаются в подробном описании 1739 года, составленном Г.Ф.Миллером в период его месячного проживания в этом городе. Историк указывает: «Недалеко от дороги, ведущей к воротам, друг подле друга стоят две церкви с одной общей колокольней. Одна посвящена Преображению…с боковым приделом трех святых – Петра, Алексея и Ионы и используется для службы зимой. Другая, в которой служат службу летом, носит имя Успения Богородицы». Основой приведенного описания была содержащаяся в портфелях Миллера Г.Ф. «Ведомость города Мангазеи», сочиненная в 1739 году в мангазейской провинциальной канцелярии. Она упоминает о двух церквях в Туруханске. Как следует из текста этого документа, обе эти церкви располагались на посаде «за городом» — вне крепостных стен. Кроме этих церквей в указанной «Ведомости» также отмечена часовня, находившаяся внутри крепости. В этой часовне хранилась церковная казна.  Судя по тексту «Ведомости», ее составители, сославшись на утрату документов от «пожарных случаев», не смогли определить время постройки не только городских церквей, но даже городского казенного строения. Видимо, в этой связи Миллером Г.Ф. были дополнительно истребованы сведения о туруханских церквях непосредственно у местных священнослужителей. Эти сведения содержатся в «справке» священника мангазейской соборной церкви Василия Селеванова, обнаруженной нами в архивных документах туруханского Троицкого монастыря. «Справка», датированная июнем 1739 года, была явно составлена во время нахождения Миллера Г.Ф. в Туруханске, и по своему содержанию, вероятнее всего, является ответом на один из разделов его анкеты. Из этой справки, составленной, очевидно, с привлечением документов церковного архива, становятся известными даты строительства туруханских храмов. Так, выясняется, что здешняя, названная в документе «старой» соборная Преображенская церковь была выстроена в 7160 году (1652/1653гг.) по челобитью жителей Новой Мангазеи и грамоте архиепископа сибирского Семеона, правившего в Тобольске с 1651 по 1664 годы. 

http://sobory.ru/article/?object=21410

При следующем митрополите Сибирском и Тобольском Антонии (Стаховском; 1721–1740) мощи святого Василия были сокрыты под спудом, в земле, в пределах монастырской ограды; над этим местом устроили часовню. В 1788 году гроб святого вновь показался из земли наружу. Игумен Троицкого монастыря Михаил перенес его во вновь построенный каменный храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и устроил особое надгробие. Все это время местное почитание святого Василия практически не прекращалось: верующий народ по-прежнему прибегал к его молитвенному предстательству и по вере своей получал облегчение в болезнях и исцеления. Почитание святого Василия Мангазейского немало способствовало обращению из язычества в Православие различных местных народностей Севера: тунгусы, эвенки и юраки молились святому как покровителю охотников. В конце 1802 года – начале 1803 года Туруханский край охватила эпидемия. Жители Туруханска усмотрели причину бедствия в том, что иконы святого Василия вынесены из Троицкого монастыря, мощи его находятся под спудом, а службы в его честь прекращены. Архиепископ Тобольский Амвросий (1806–1822) предписал игумену Туруханского Троицкого монастыря внести в соборный храм образ святого Василия и не чинить препятствий к его почитанию. В 1907 году по благословению Святейшего Синода было отпечатано цветное литографическое изображение святого Василия Мангазеиского. На иконах святого Василия изображают «лицем млада, мала возрастом, образом священнолепна, очи имуща светлы, взирающе прелюбезне, власы же главы его русы». Среди жителей Туруханска сохранилось предание, что несколько десятилетий назад святой Василий явился во сне одному благочестивому эвенку и повелел ему взять из монастырского храма святые мощи и сокрыть их в тайге, что и было исполнено. Память святому Василию Мангазейскому совершалась первоначально 6 июля, в день явления из земных недр его мощей; 10 мая совершалось торжество перенесения мощей святого из Мангазеи в Туруханск. 22 марта является днем особого празднования памяти святого Василия Мангазеиского, тезоименитого прославляемому в этот день Церковью священномученику Василию Анкирскому († IV в.).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Тихон за 500 верст отправился в Мангазею, которая теперь уже приходила в запустение и уступала свое значение новой Мангазее. 668 Он обрел в указанном месте нетленное тело и 10 мая принес его на себе в обитель. Житие рассказывает об исцелении многих больных призывавших имя Василия в обители или на месте кончины. В часовне, на месте древней Мангазеи, и теперь видят звериные шнуры, – приношения юраков и других инородцев и каждый считает святотатством взять что-нибудь из часовни в собственность. У поселенцев туруханского края с 1672 г. сохраняются иконы св. Василия мангазейского. На одних он представляется свежим, белокурым, юношей, в белой рубашке, а сбоку представлено истязание ему при купце и воеводе; на других изображен Троицкий Туруханский монастырь, а над ним молящийся Василий, в рубашке и без обуви; в 25 д. марта в обители Троицкой совершается всенощное служение, в честь св. Василия. 669 Почитая память св. Василия, повторим учение апостола о добродетели, за которую пострадал Василий. «Храни себя в чистоте, поучает апостол ( 1Тим.5:22 ). Заботься о том, чтобы быть святым по телу и душе ( 1Кор.7:31 ). Не обманывайтесь: ни блудники, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни пьяницы, ни хищники не наследуют царствия Божьего» ( 1Кор.6:9, 10 ). Тело не для блуда, а для Господа и Господь для тела ( 1Кор.6:13 ). Блуд и всякая нечистота и любостяжание даже и именоваться не должны у вас, как прилично святым ( Еф.5:3 ). Умертвите земные члены наши – блуд, нечистоту, сладострастие, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение» ( Кол.3:5 ). 24 д. Страдание СТЕФАНА и ПЕТРА, мучеников казанских Когда Тимофей, протопоп кремлевского собора, находился в Свияжске, быв послан туда с посланием митрополита к войску, (это было в 1552 г.) 670 : то пришел к нему татарин из арской стороны и объявил, что желает он креститься. Протоиерей спросил его: не от бедности ли или не от страха ли ищет он крещения? В ответ на это татарин рассказал следующее: я лет 30 был болен ногами, так что не мог твердо стоять на них.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ВАСИЛИЙ МАНГАЗЕЙСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Мч. Василий Мангазейский Мч. Василий Мангазейский И все-таки летом 1719 года мощи были перенесены, но, с учетом монаршей воли, в пределах монастыря. Целую седмицу, бывая в посте и молитве, готовились иноки Троицкого монастыря к этому событию и в назначенный день совершили по чину обряд, водворив мощи в новой просторной церкви, построенной в честь Благовещения Богородицы. Службой правил сам митрополит Филофей, много потрудившийся для прославления святого Василия. С той поры день перенесения мощей ( 10 мая ) стал в Туруханском монастыре праздничным. Преемник Филофея, митрополит Антоний (Стаховский) , распорядился честные останки Василия сокрыть в земле, где они пролежали более шестидесяти лет. Над местом захоронения была возведена часовня. Новая могила мученика и часовня над ней располагались на холме у обрыва; в 1788 году земля с обрыва стала осыпаться и обнаружился гроб Мангазейского чудотворца. Игумен Троицкого монастыря Михаил перенес гроб во вновь отстроенную каменную церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. В конце XVIII века снова возникли препятствия к почитанию святого. Но в конце 1802 года Туруханск поразила страшная эпидемия горячки. Причину ее туруханцы увидели в том, что мощи святого Василия были заново сокрыты, службы в его честь прекращены, а иконы мученика вынесены из храма. Народ возроптал. Волнение приобрело такой размах, что потребовалось вмешательство томского губернатора. Весть о событиях в Сибири докатиласъ и до столицы, до Святейшего Синода, и решено было «оставить почитание в прежнем виде». Церковное предание, исторические хроники и официальные акты хранят память о Мангазейском чудотворце и его заступничестве с начала XVII века и до наших дней. Канон святому еще в 1719 году составил митрополит Филофей (Лещинский) , тогда же появилась и «Повесть о блаженном страстотерпце Василии». К концу первой трети XVIII столетия были написаны три службы и несколько поучений на дни памяти праведного Василия.

http://drevo-info.ru/articles/12556.html

При построении каменного храма мощи преподобного видели нетленными и над ними построен был храм в его имя 223 . Ныне местное празднование преподобному совершается 15 мая, в день иноческого ангела преподобного. – В приходском храме закрытого Сыпанова монастыря в день памяти преподобного бывает многочисленное стечение народа, и верующие получают исцеления при раке преподобного. † Страдание святого Василия Мангазейского Слаженный Василий, по ркп. житию его 224 , был Ярославский уроженец, сын Ярославского мелкого торговца Феодора. Поступив в приказчики к богатому купцу, отправился он с его товарами в Мангазею, тогда новое поселение Русских между инородцами на реке Тазе. Блаженный Василий с юных лет жил в страхе Божием: он усердно молился Богу и хранил себя в чистоте. – Купец-хозяин был человек сладострастный и жестокий; он хотел пользоваться Василием как орудием для удовлетворения скотским страстям. К сожалению, это тогда бывало нередко между поселенцами Сибири, – так показывает строгая грамота патриарха 225 . Но и чём общее был гнусный порок, тем строже был к себе Богобоязненный Василий. Он был честен и верен хозяину по торговле, но твёрдо помнил, что не призвал нас Бог на нечистоту, а на святость. Купец за несогласие на его дикую волю грозил мщением; 19-летний Василий предал себя в волю Божию. В ркп. святцах читаем: «святой мученик Василий отрок, иже в Мангазеи граде, новый чудотворец, пострадавший от господина своего за целомудрие». По ркп. житию, это было так. В праздничную утреню обокрадена была лавка у купца. Купец донёс о том воеводе Пушкину и объявил, что это воровство – дело Василия, – не могло оно совершиться без его участия. Пушкин, по настоянию озлившегося купца, тотчас же велел привести Василия в съезжую избу и подверг его пытке. – Василий говорил одно, что он – невинен. Пытки были так жестоки, что Василий несколько раз падал мёртвым, но, приходя в себя, повторял, что он невинен. Рассвирепевший хозяин ударил связкой ключей в висок Василия; страдалец тяжело вздохнул и закрыл глаза. Когда снова подняли его на дыбу, увидели, что он уже скончался. – Пушкин приказал немедленно положить тело в гроб и бросить в болотистое место, подле съезжей избы, в которой замучен был Василий; гроб погружен был в болото, и через него положили доски для прохода просителей, стрельцов и других, в съезжую избу. Так думали скрыть преступление несчастные грешники 226 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Василий Мангазейский, прав. - житие Святой мученик Василий Мангазейский (Память: 23 марта, 10 мая, 23мая(Собор Ростово-Ярославских святых), 6 июня(местночтимый), 10 июня (Собор Сибирских святых) по старому стилю) Первый прославленный на Сибирской земле святой Василий Мангазейский принял мученическую кончину 23 марта 1600 года и с середины XVII столетия благоговейно почитается за множество чудесных проявлений своей святости — в помощи недужным, скорбящим и бедствующим, прибегающим к его ходатайству перед Богом. Блаженный Василий, сын благочестивого купца Феодора, родился в Ярославле. По торговым делам он оказался в сибирском городе Мангазее, где поступил приказчиком к одному богатому купцу. С самых юных лет честность его была очевидна всем. Кротость и смирение украшали отрока, а сердце его было исполнено искренней веры в Бога и нелицемерного благочестия. Любовь к молитве заставляла его во время совершения службы оставлять житейские дела и молиться в храме. Едва Василию исполнилось девятнадцать лет, как Всевышний, видя его добродетели, призвал его к следованию за Собой узким и прискорбным путем. Как свидетельствует церковное предание, однажды блаженный Василий молился за Пасхальной заутреней, воры разграбили лавку его хозяина. Василия потребовали к ответу. Несмотря на то, что хозяин несколько раз звал его, праведный Василий остался в храме до конца богослужения. Купец, заподозрив его в краже, подверг его в воеводской избе пыткам и истязаниям и наконец убил, ударив в висок связкой ключей. Боясь наказания, тело несчастного зарыли без погребения, но через пятьдесят лет над этим местом стали совершаться знамения. Сохранившиеся списки жития Василия Мангазейского свидетельствуют о многих чудотворениях, бывших по молитвам к этому святому. Первым гроб святого обрел в 1642 году житель Мангазеи Степан Ширяев, а стрелец Тимофей Сеченов устроил над местом погребения блаженного Василия часовню.

http://pravicon.com/info-1936

Память свт. Василию отмечается 3/16 июля и 10/23 июня (обретение мощей в 1609). Василиск Сибирский Преподобный старец († 29.12.1824), пустынник и молитвенник XVIII-XIX вв. Он жил отшельником в лесах Чувашии, потом среди брянских пустынников при известном старце прп. Адриане, от которого и принял постриг в мантию с именем Василиск. Здесь он встретил своего будущего сомолитвенника и друга прп. Зосиму (Верховского) . Трогательная духовная дружба связала их на всю жизнь. Василий теплый Народное название двух дней в году. 1) Свмч. Василия, пресвитера Анкирского (362–363), 22 марта/4 апр. Утром в этот день выходили смотреть восходящее солнце: если вокруг него замечали красные круги, то считали, что урожай будет хороший. В этот день полагалось также печь калачи, своей формой символизировавшие солнце. До приема другой пищи считалось необходимым съесть по калачу. По крестьянским поверьям, родившийся в этот день будет отличаться удалью и веселым характером. Крестьяне верили, что из них получаются хорошие кузнецы. 2) Св. прав. Василия Мангазейского (1600), 23 марта/5 апр. По крестьянским поверьям, в этот день прилетают зяблики, «весну-красну торопят, на хвосте приносят». В это время очищали дом от мусора и кропили святой водой от нечистой силы. Первым делом сжигали залежалую за зиму солому из матрацев. Вместе с соломой сжигали и другой сор. Бабы в доме мыли полы, лавки, стены. Чтобы избавиться от затхлого запаха, с чердака приносили душистые травы. Считалось, что родившийся в этот день будет заботиться о домашнем порядке и сумеет бороться с нечистой силой. Василиса (Василиса-Домна) Народное название дня мц. Василисы 3/16 сент., На Василису бабы собирали в доме всякую рухлядь, чтобы обрести благополучие на осень. Особенно ценились ошметки, стоптанные лапти как верное средство от сглаза; их вешали в хлевах, на заборах и пр. Празднуемая в этот же день мц. Домна была олицетворением домашнего порядка. Василиса в былинах 1) Василиса Микулишна, жена Ставра Годиновича, хвастающего ею на пиру у кн. Владимира и посаженного за это в погреба глубокие; Василиса является к князю, выдавая себя за посла Василия, приехавшего свататься к племяннице его, Забаве Путятичне. Когда подозревают ее пол, то она устраняет это подозрение силой, ловкостью, хитростью и проворством. После пира, на который позвали Ставра играть на гуслях, Василиса просила у князя позволения погулять со Ставром и, открывшись своему мужу, возвращается с ним к Владимиру. 2) Василиса Никулишна, жена Данилы Ловчанина; желая жениться на ней, кн. Владимир посылает убить Данилу его же братьев (родного и названного), но Данила сам себя убивает. Василиса просит у князя позволения проститься со своим мужем и убивает себя у его трупа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

22. Понедельник 5-й седмицы. Сщмч. Василия, пресвитера Анкирского. Прмч. Евфимия Константинопольского (службу зри 1 мая). Мч. Василия Мангазейского . Иконы Божией Матери, именуемой «Изборская». Вечерня. Подробное изложение порядка богослужения в Неделю вечера см. 21 февраля. Кафизмы нет. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: стихиры покаянные Октоиха, глас 8-й – 4 (две – из стихир на стиховне вечера, две другие – из стиховных стихир утрени), Триоди, глас 3-й и глас 7-й – 3, и стихиры священномученика, глас 4-й – 3 (с 22 марта, сщмч. Василия, пресвитера Анкирского). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Яко во глубины...». Вход с кадилом. «Свете Тихий». Поется великий прокимен, глас 8-й: «Не отврати лица Твоего…», со стихами (по обычаю). На стиховне стихиры Триоди, глас 7-й и глас 6-й (с обычными припевами). «Слава, и ныне» – Богородичен Триоди, глас 6-й: «Архангельски воспоим...». Молитва прп. Ефрема Сирина читается с тремя великими поклонами (без малых). Окончание вечерни великопостное (см. 21 февраля). На малом повечерии в Неделю вечером поется служба прмч. Никона еп. и 199-ти учеников его (с 23 марта – вторника 5-й седмицы Великого поста) . Примечание. Канон Богородицы (Октоиха) на повечерии в Неделю вечером не поется, так как накануне совершалось всенощное бдение. Полунощница, утреня и часы с изобразительными. Подробное изложение общего порядка богослужения см. 22 февраля. На утрене – кафизмы 4-я, 5-я и 6-я. На 1-м часе – кафизма 7-я ; на 3-м часе – кафизма 8-я; на 6-м часе – кафизма 9-я; на 9-м часе – кафизма 10-я. Примечание. По Уставу (см. Типикон, 26 марта, 7-я Маркова глава), при совпадении праздника Благовещения Пресвятой Богородицы с четвергом 5-й седмицы Великого поста пение Великого канона прп. Андрея Критского («стояние Марии Египетской») переносится на утреню вторника 5-й седмицы Великого поста. В этой связи на вечерне в понедельник вечера к стихирам на «Господи, воззвах» добавляются 24 стихиры Великого канона (см. в Триоди в среду вечера 5-й седмицы Великого поста) . К вечерни – «звон в красныя: такожде... ко утрени и вечерни [с Литургией Преждеосвященных Даров]» (ср.: Типикон, гл. 49, «В среду пятыя седмицы вечера»).

http://patriarchia.ru/bu/2022-04-04/

При построении каменного храма мощи преподобного видели нетленными и над ними построен был храм в его имя 456 . Ныне местное празднование преподобному совершается 15 мая, в день иноческого Ангела преподобного. В приходском храме закрытого Сыпанова мона­стыря в день памяти преподобного бывает многочисленное стечение народа, и верующие получают исцеления при раке преподобного. Страдание святого Василия Мангазейского Блаженный Василий, по рукописному житию его 457 , был ярослав­ский уроженец, сын ярославского мелкого торговца Феодора. Поступив в приказчики к богатому купцу, отправился он с его товарами в Ман- газею, тогда новое поселение русских между инородцами на реке Тазе. Блаженный Василий с юных лет жил в страхе Божием: он усердно молился Богу и хранил себя в чистоте. Купец-хозяин был человек сла­дострастный и жестокий; он хотел пользоваться Василием как орудием для удовлетворения скотским страстям. К сожалению, это тогда бывало нередко между поселенцами Сибири, – так показывает строгая грамота патриарха 458 . Но чем общее был гнусный порок, тем строже был к себе богобоязненный Василий. Он был честен и верен хозяину по торговле, но твердо помнил, что не призвал нас Бог на нечистоту, а на святость. Купец за несогласие на его дикую волю грозил мщением; 19-летний Василий предал себя в волю Божию. В рукописных святцах читаем: «святой мученик Василий отрок, иже в Мангазеи граде, новый чудот­ворец, пострадавший от господина своего за целомудрие». По руко­писному житию, это было так. В праздничную утреню обкрадена была лавка у купца. Купец донес о том воеводе Пушкину и объявил, что это воровство – дело Василия, не могло оно совершиться без его участия. Пушкин, по настоянию озлившегося купца, тотчас же велел привести Василия в съезжую избу и подверг его пытке. Василий говорил одно, что он – невинен. Пытки были так жестоки, что Василий несколько раз падал мертвым, но, приходя в себя, повторял, что он невинен. Рассви­репевший хозяин ударил связкой ключей в висок Василия; страдалец тяжело вздохнул и закрыл глаза. Когда снова подняли его на дыбу, уви­дели, что он уже скончался. Пушкин приказал немедленно положить тело в гроб и бросить в болотистое место, подле съезжей избы, в которой замучен был Василий; гроб погружен был в болото, и чрез него поло­жили доски для прохода просителей, стрельцов и других, в съезжую избу. Так думали скрыть преступление несчастные грешники 459 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

IV. Смесь 1. Приступ турок под Очаков в 1737 г. Сообщил И.С. Беляев 2. К истории западнорусских церковных братств. Патриаршая грамота на учрежде-ние Минского Петропавловского братства в 1620 г. Сообщил Член-Соревнователь А.И. Миловидов 3. Синодик благочестивых князей гор. Слуцка. Сообщил Член-Соревнователь А. Миловидов 4. Наставление XVII в. библиотекарю С.Б. 5. О мощах св. Василия Мангазейского. Отношение Амвросия митрополита Нов-городского к министру внутренних дел (от 15 мая 1803 года). Сообщил И.Ф. Русанов 6. О построении Московского Покровского (Василия Блаженного) собора. (Новые летописные данные). Священник Иван Кузнецов 7. 1587 г. февраля 24 д. Грамота боярина и конюшего Б.Ф. Годунова в Кокшенской стан выборным судьям об отводе порожних земель и лесу к монастырю святителя Нико-лая на Маркуши. Сообщил Действит. Член А.Н. Зерцалов 8. Материалы для истории патриарха Московского Питирима. Сообщил М.Г. По-пов Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете. 1896 год. Книга вторая Объявление о пятом соискании премии Г.Ф. Карпова I. Материалы исторические 1. Из актов Тверского Огроча монастыря (7052–7146 гг.). Сообщил Член-Соревнователь С.А. Шумаков 2. Церковные земли в Ростовском уезде в XVII в. Сообщил Действит. Член А.А, Титов II. Материалы историко-литературные 1. Письма Павла Иосифа Шафарика к О.М. Бодянскому (1838–1857 гг.). С прило-жением писем П.И. Шафарика к В.И. Григоровичу (1852–1856 гг.). Приготовлены к изда-нию Действит. Членом П.А. Лавровым и Членом-Соревнователем М.Н. Сперанским (Окончание) III. Материалы иностранные 1. Какаш и Тектандер. Путешествие в Персию через Московию 1602–1603 гг. Пе-ревод с немецкого Члена-Соревнователя А.И. Станкевича IV. Исследования 1. Сильвестр Медведев. (Его жизнь и деятельность). Опыт церковно-исторического исследования Александра Прозоровского. (Глава 1-ая: очерк литературы. – Глава 2 и 3: С. Медведев до 1678 г.) V. Смесь 1. 1506 г. февраля 11. Грамота великого князя Василия Ивановича Владимирскому Рождественскому монастырю с подтверждениями 1534 и 15551 годов царя Ивана IV-ro. Сообщил Действит. Член А. Н. Зерцалов

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010