648 Не совсем понятно, что архиепископ доносил св. Синоду слишком много спустя времени после Консистории. Не дается знать в доношении, но, может быть, дело нужно понимать так, что жители города Ржева подавали протест в св. Синод и что последним нарочито было требовано объяснение от архиепископа. 650 В 1703-м году митрополит Тобольский Филофей Лещинский хотел было перенести мощи Василия Мангазейского из Туруханска в Тобольск, но Петр Великий запретил это. В 1719-м году Филофей, бывший тогда уже схимником Феодором и после отказа от кафедры снова временно занимавший ее, свидетельствовал мощи Василия и после свидетельства запечатал их своею печатью и велел скрыть в землю, что и было сделано, см. хранящееся в архиве св. Синода дело 1744-го года о мощах несвидетельствованных, лл. 423–424 об. (рапорт св. Синоду митрополита Тобольского Антония от 7-го Февраля 1746-го года). 651 В отношении митр. Амвросия к министру внутренних дел дается знать, что когда-то до 1803-го года Василию Мангазейскому было праздновано как святому и что потом прекращено было празднование, – стр. 459 нач. 656 Из Монастырского Приказа, который распоряжался погребением св. Димитрия, нарочито предписано было казначею Яковлевского монастыря выслать камнем его могилу. Казначей не исполнил предписания Приказа, может быть, потому, что Димитрий вовсе не оставил денег на свое погребение (в своем духовном-завещании он писал: «Никто же убо да трудится по смерти моей, испытуя или взыскуя какового-либо келейного моего собрания, ябо ниже на погребение что оставляю, ни на поминовение, да нищета иноческая наипаче на кончине явится Богу; верую бо яко приятнее Ему будет, аще и едина цата по мне не останет, неже еда бы многое собрание было раздаваемо»). Но странно, что на этот оскорбительный для чести святителя обруб не обратил своего внимания погребавший его  Стефан Яворский . 657 Слов, поставленных в скобах, не читается в беловом подлиннике, находящемся в архиве св. Синода, но они читаются в списке, который имеем мы под руками. Так как слова требуются смыслом речи, то, но всей вероятности, дело нужно понимать так, что в беловом подлиннике они по ошибке пропущены, а что наш список снят с черновато подлинника, хранящегося в архиве Ярославской Консистории, в котором они читаются.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Служба преподобному Симону Радонежскому составлена архиепископом Рязанским и Касимовским Симоном. Литература: 1 . Кудрявцев М., диакон. История православного монашества в Северо-Восточной России со времен Преподобного Сергия Радонежского. Ч. 1. М., 1881, с. 40?41. 2 . Патерик Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Сост. М. В. Толстой . Сергиев Посад, 1893, с. 6. Пренесение мощей святаго праведнаго Василия, мученика и страстотерпца, Мангазейскаго чудотворца (Службу зри 22 марта) Тропарь, глас 8: От града Ярославля Божиим смотрением/в страну Сибирскую пришедшаго/и за целомудрие от господина своего/в Мангазеи пострадавшаго,/блаженнаго Василия почтим,/егоже Христос Бог мученическим венцем венча на Небеси,/нетлением и чудесы прослави на земли./Ты же, честный страдальче,/предстательством своим страну нашу в мире сохрани/и молися о спасении душ наших. Кондак, глас 4: Просветися Божественною благодатию, Боголюбче,/целомудрием и терпением течение свое мученически скончал еси,/темже и по смерти яви тя светлость жития твоего,/источаеши бо чудесы,/с верою приходящим к честному гробу твоему и вопиющим:/радуйся, святый Василие,/Мангазейский и всея Сибири чудотворче. Сведения о святом мученике Василии Мангазейском помещены в Минеях – Март (22 марта) и Апрель (4 апреля). Святаго и блаженнаго Симона, Христа ради юродиваго, Юрьевецкаго чудотворца (Службу зри 4 ноября) Тропарь, глас 8: Яко воистинну гласа апостольскаго/послушатель был еси, блаженне Симоне,/Христа бо ради изволив имети буйство,/в немже соблюл еси твоя к Богу добродетели, посреде молв некрадомы,/терпением убо пачеестественным Христа подражав,/посрамил еси льстиваго всю гордыню,/тем и в лютых ранах,/якоже древний Лазарь, в недра Авраамля преселился еси,/идеже и ныне утешаяся, посещай град твой,/почитающий любовию святую память твою. Кондак, глас 4. Подобен: Вознесыйся: Возгоревся рачением Горним,/жестость 37 вольнаго юродства паче всех сладких мира предпочел еси,/отонудуже повинуся ти огнь,/от егоже запаления град твой Юрьевец избавил еси,/и воды немокренно, яко по суху, прешел еси,/и хотящия быти предрекл еси,/прославльшу тя тако Богу,/к Немуже моляся и о нас,/поющих тя, блаженне Симоне, поминай. Блаженный Симон Юрьевский

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Праведный Василий Мангазейский (Туруханский) (+ 1602) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 23 (или 22) марта в связи с тезоименитством свищ. Василия Анкирского (IV в.), 10 мая в день перенесения мощей из Мангазеи в Туруханск и 10 июня вместе с Собором Сибирских святых Св. праведный Василий был родом ярославец и служил приказчиком у богатого купца. В 1602 г., когда ему было 19 лет, он повез вместе с хозяином товар в сибирский город Мангазею. Там хозяин его, человек недостойный и злой, обвинил его перед местным воеводой в краже и во время пытки убил его ударом ключей по виску. Тело праведника было положено в гроб и брошено в болото. В 1652 г. гроб его показался на поверхности, а в 1670 г., вследствие частых явлений праведника и чудес его, гроб был вскрыт, и мощи святого были обретены нетленными. Они были перенесены в ближайший монастырь и положены в часовне. Св. праведный Василий был безбородым и белорусым юношей — таким же он был в своих явлениях. Туземцы весьма чтут его и украшают часовню его шкурами диких зверей. 25 марта вечером в память св. праведного Василия в монастыре совершалось особое богослужение. • Св. прав. Василий — первый святой, прославленный на Сибирской земле. Родился он в 1583 г. в Ярославле. • Сибирский г. Мангазея, где принял мученический венец святой, был центром торговли и колонизации на севере Западной Сибири; рукоположен он был на р. Таз, являвшейся частью Мангазейского морского хода. Впоследствии гарнизон города, состоявший из березовских и тобольских казаков, был переведен на Енисей, в Туруханское зимовье, на месте которого был заложен г. Новая Мангазея (с конца XVIII в. стал называться Туруханском, ныне село, районный центр Красноярского края). • В 1670 г. строитель туруханского Троицкого монастыря иеромонах Тихон совершил с крестным ходом перенесение мощей святого из Мангазеи в свою обитель. Монастырь расположен близ впадения в Енисей Нижней Тунгуски, в 35 верстах от Турухан ска (Красноярская епархия). • Первоначально память святого праздновалась 6 июля, в день явления его мощей. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/437033/

Василию Мангазейскому, мч., прав., глас 8 Богатство видев чистыя души твоея, Василие,/украсти тщашеся праведных враг,/подусти господина твоего,/иже покраденнаго ради богатства своего предав тя судии,/и от того неповинне многия претерпел еси муки,/непобедим пребыв до смерти./Тем, яко приемый венец страдания от всех Владыки,/моли всем от напастей свободным быти,/чтущим любовию святую память твою. Перевод: Увидев богатство твоей чистой души, Василий, враг всех праведников (диавол) попытался украсть его, подучив хозяина твоего, который из-за украденного богатства своего отдал тебя судье, от которого ты, невиновный, претерпел многие мучения и остался непобедим в своем смирении до самой смерти. Поэтому, как принявший мученический венец от Владыки всех, молись о свободе от бед для всех, почитающих с любовью святую память твою. Ин тропарь, на перенесение мощей, глас 8 От града Ярославля Божиим смотрением/в страну Сибирскую пришедшаго/и за целомудрие от господина своего/в Мангазеи пострадавшаго,/блаженнаго Василия почтим,/егоже Христос Бог мученическим венцем венча на Небеси,/нетлением и чудесы прослави на земли./Ты же, честный страдальче,/предстательством своим страну нашу в мире сохрани//и молися о спасении душ наших. Перевод: Из города Ярославля по Божиему промыслу в край Сибирский пришедшего и за целомудрие от господина своего в Мангазее пострадавшего, блаженного Василия почтим, его же Христос Бог мученическим венцом увенчал на Небесах, нетлением и чудесами прославил на земле. Ты же, почтенный мученик, защитой своей страну нашу в мире сохрани и молись о спасении душ наших. Василию, Христа ради юродивому, Московскому чдтв., блж., глас 8 Якоже бо солнце и луна наготою своею не срамляются,/тако и ты, угодниче Христов Василие, наг сый, не срамляшеся,/восприят бо ризу Адама первозданнаго,/юже он ношаше прежде в раи,/ты же сию на земли поносил еси;/и был еси добрый купец:/елико имеяше, вся остави/и купи мздою терпения своего село,/на немже сокровен безценный Бисер, Христос./Сего ради явися всем грешным образ покаяния/и вселися в райскую широту,/и, предстоя Христови,/не забуди град, в немже обита, и люди, преблаженне,//и моли спасти души наша.

http://azbyka.ru/molitvoslov/tropari-pra...

Закрыть День памяти преподобного Сергия (Сребрянского) Сегодня мы также вспоминаем скульптора-анималиста Е.А.Лансере, ученого М.М.Протодьяконова, Героев Советского Союза В.К.Олейника, И. Ф.Себрову, Н.Р.Андреева, космонавта В.И.Севастьянова 08:00 05.04.2024 62 Время на чтение 9 минут Фото: из открытых источников Сегодня Святая Церковь чтит память прмч. Никона еп. и 199-ти учеников его (251). Мчч. Филита, Лидии, супруги его, Македона, Феопрепия, Кронида и Амфилохия, чад их (117-138). Прп. Никона, игумена Киево-Печерского (1088). Мч. Василия Мангазейского (1600). «Сегодня день памяти и скорби» Сщмч. Константина пресвитера (1918). Сщмч. Макария пресвитера (1931). Сщмч. Василия, Стефана пресвитеров, прмч. Илии, прмц. Анастасии, Варвары, мч. Алексия (1938). Прп. Сергия исповедника (1948). Исповедник Сергий (в миру Митрофан Васильевич Сребрянский) родился 1 августа 1870 года в селе Трехсвятском Воронежского уезда Воронежской губернии в семье священника. Как и большинство детей священников, Митрофан закончил духовную семинарию, однако не стал сразу священником. Под влиянием народнических идей он поступил в Варшавский ветеринарный институт. Здесь, среди равнодушных к вере студентов, в католической Польше, он разочаровался в народничестве и стал усердно посещать православный храм. 2 марта 1893 года епископ Воронежский Анастасий рукоположил Митрофана в сан диакона к Стефановской церкви слободы Лизиновки Острогожского уезда, а 20 марта 1894 года епископ Острогожский Владимир рукоположил его в сан священника. 1 сентября 1897 года отец Митрофан был перемещен в город Орел и назначен настоятелем Покровского храма 51-го драгунского Черниговского полка, шефом которого была Ее Императорское Высочество Великая княгиня Елизавета Федоровна. Летом 1903 года в Сарове состоялось торжественное прославление преподобного Серафима. На этих торжествах был отец Митрофан. Здесь он был представлен Великой княгине Елизавете Федоровне и произвел на нее самое благоприятное впечатление своей искренней верой, смирением, простотой и отсутствием какого-либо лукавства.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/05/de...

Архив Пн Предстоятель Русской Церкви посетил строящийся Преображенский собор г. Салехарда 14 сентября 2015 г. 15:41 14 сентября 2015 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил строящийся в центре Салехарда Преображенский собор. Святейшего Патриарха сопровождали полномочный представитель Президента РФ в Уральском федеральном округе И.Р. Холманских, временно исполняющий обязанности губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Д.Н. Кобылкин, епископ Салехардский и Ново-Уренгойский Николай . У главного входа Предстоятеля Русской Православной Церкви встречал генеральный директор ОАО «Ямалтрансстрой» И.В. Нак. Он ознакомил Святейшего Патриарха с особенностями строительства храмового комплекса на вечной мерзлоте и преподнес Его Святейшеству икону святого Василия Мангазейского. На площадке близ храма Святейший Патриарх Кирилл совершил чин освящения колоколов для строящегося храма. Преображенский храм был заложен 4 марта 2012 года епископом Салехардским и Ново-Уренгойским Николаем в присутствии губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрия Кобылкина. Храм держат 93 сваи, уходящие в землю на 32-метровую глубину для обеспечения прочности и устойчивости конструкции в вечной мерзлоте. Кроме двухуровневого собора на 1500 человек, храмовый комплекс включает дом причта, воскресную школу на 250 человек; также здесь расположится епархиальное управление Салехардской епархии. Кроме того, на территории храма предусмотрены специальные площадки для спортивного досуга и отдыха с детьми, парковка для автомобилей прихожан. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 21 апреля 2024 г. (8 апреля ст.ст.) воскресенье Неделя 5-я Великого поста. Глас 5-й. Прп. Марии Египетской (переходящее празднование в 5-ю Неделю Великого поста). Апп. Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I). Свт. Нифонта, еп. Новгородского (1156). Прп. Руфа, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Мч. Павсилипа (117–138). Свт. Келестина, папы Римского (432). Сщмч. Сергия Родаковского пресвитера (1933). Литургия св. Василия Великого. Утр. – Ев. 2-е, Мк., 70 зач., XVI, 1–8 . Лит. – Евр., 321 зач. (от полу), IX, 11–14 . Мк., 47 зач., X, 32–45 . Прп.: Гал., 208 зач., III, 23–29 . Лк., 33 зач., VII, 36–50 . 21 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/4217981.ht...

Указом Святейшего Синода 1881 года утверждены дни празднования памяти святителя Василия: 3/16 июля — в день блаженной кончины и 10/23 июня — в день перенесения его святых мощей, местное празднование святителю Василию совершается также 21 мая/3 июня. В настоящее время святитель Василий особенно почитается в Рязанской земле. В каждом храме Рязанской епархии имеется его икона, а в большинстве храмов, кроме того, настенное изображение святителя, плывущего по воде на мантии с Муромской иконой Богоматери в руках. В кафедральном соборе каждую среду вечером ему совершается акафистное пение. Собор Сибирских Святых С присоединением Сибири к России началась история Тобольско-Сибирской епархии, утвержденной в 1620 году как архиепископии, а затем преобразованной в митрополию, из которой впоследствии были образованы другие Сибирские епархии. Бывший «стольный град Сибири» Тобольск, основанный в 1587 году, стал кафедральным городом. Из Тобольска во все концы Сибири уходили миссионеры просвещать людей светом Христовой веры. В самом начале своего бытия Тобольская епархия имела в лике святых, благодатью Божией прославленных, святого праведного мученика Василия Мангазейского († 23 марта 1600 г.). В последующее время Господь явил здесь множество других подвижников веры и благочестия, прославивших землю Сибирскую святостью своей жизни и трудами на благо Церкви и отечества. В 1984 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена, в связи с подготовкой к празднованию 1000-летия Крещения Руси, было установлено празднование в честь Собора Сибирских святых, которое определено совершать 10/23 июня, в день памяти святителя Иоанна, митрополита Тобольского и всей Сибири чудотворца (1711–1715). 10/23 июня 1984 года в Тобольске (ныне в составе Омско-Тюменской епархии) в Покровском храме, где почивают мощи святителя Иоанна, было совершено первое празднование Собору Сибирских святых. На малой вечерне в канун праздника епископ Омский и Тюменский Максим совершил в сослужении клириков акафист святителю Иоанну перед гробницей с его святыми мощами и освятил икону Собора Сибирских святых, написанную к празднику иконописцами мастерской Московской Патриархии. На иконе изображены следующие святые и подвижники благочестия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

В августе 1660 года архиепископ Симеон самовольно выехал в Москву с жалобой на тобольского воеводу, боярина князя И. А. Хилкова. Дело это он не выиграл, но получил полное удовлетворение своего ходатайства о нуждах епархии. 1 марта 1663 года вторично выехал в Москву, по вызову государя. 16 февраля 1664 года уволен на покой и отправлен на обещание в Московский Покровский монастырь. В том же году на него возложена должность смотрителя и старшего справщика церковных книг на печатном дворе в Чудовом монастыре. В 1675 году патриархом Иоакимом послан в Макариев-Желтоводский монастырь для свидетельствования мощей преподобного Макария, скончавшегося 25 июля 1444 года. Скончался архиепископ Симеон в Московском Чудовом монастыре, но неизвестно когда (в 1678 году был еще жив). Архиепископ Симеон был человек прямой, энергичный, ревниво оберегал свои права и отстаивал права угнетаемых. «Повелено нам, богомольцам твоим, – говорил он в одной записке царю, – беспомощным в напастях руку помощи подавать», поэтому у него были частые столкновения с воеводами. Много потрудился святитель над благолепием службы, над благоустройством церквей. Во время его управления Сибирской епархией в ней были основаны монастыри: Межугорский Иоанно-Предтеченский (1653), Кодинский Свято-Троицкий, Спасский в городе Якутске, Турханский Троицкий (1660), Алексиевский (во имя Алексия, человека Божия) в городе Томске (1662), Троицкий в Киренске (1663). Время управления Сибирскою епархией преосвященным Симеоном ознаменовано прославлением некоторых чудотворных икон и явлением мощей мученика Василия Мангазейского († 1602; память 22 марта/4 апреля). В августе 1659 года по благословению архиепископа Симеона было произведено свидетельствование мощей святого Василия. Литература: Стафилевский И. Краткое сказание о жизни и чудесах преподобного Макария Желтоводского и Унженского чудотворца. – СПб., 1891. Сулоцкий А. И., протоиерей. Тобольские и томские архипастыри, или Краткая история Тобольской и Томской епархии. – Омск, 1881.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Святой мученик Василий Мангазейский В Уставе есть приятная пометочка: если во Святую Четыредесятницу выпадет престольный праздник, то людям, которые молились на службе престола, в этот день дозволяется на трапезе рыба. Так-то Великим постом лишь два раза: на Благовещение и на Вход Господень в Иерусалим... Кто постится без рыбы, тот понимает. А кто постится без рыбы в нашем месте пересечения 62-й параллели с 74-м меридианом, тот трижды понимает. И у нас в монастыре как раз такой случай – один из престолов Успенского собора освящен в честь мученика Василия Мангазейского, «егоже память» 4 апреля нового стиля, а значит, выпадает на Четыредесятницу очень часто. В годы, когда Пасха ранняя, Великим постом у нас еще болезненно мало солнца, пугающе много мороза, а всё «рыбоядение» смещается к концу поста. И прихожане, после работы добравшиеся до всенощной престола, стоят с такими умильными лицами... сразу видно, что силы их на исходе, и это уставное указание не просто позволяет им подкрепиться рыбой, а дарит надежду вообще – как таковую. И есть что-то особенно удивительное в том, что святые – люди наиболее самоотверженные в своей земной жизни – облегчают наши обычные житейские нужды. Иногда даже вот так, совсем прозаично – через Устав. Святые – люди наиболее самоотверженные в своей земной жизни – облегчают наши обычные житейские нужды Житие мученика Василия беспощадно пронзительно. И, думается, весьма важно для нашего времени, когда люди рассуждают, что, вот, на Святой Руси жизнь была приспособлена для цветения святости, как хорошие теплицы. А нынче они не работают – так что, мол, извините. История. Самое начало XVII века. Город-фактория Мангазея недалеко от Обской губы привлекает множество торговцев «мягкой рухлядью» – пушниной, дающей баснословные прибыли. Сюда едут, невзирая на опасный и изнурительный путь. Но город не только географически отдален от благоустроенных земель, он к тому же расположен в климатически тяжелом районе. Жизнь в нем не менее трудна, чем дорога сюда. Провиант и товары первой необходимости доставляются с неимоверными сложностями; их не хватает, и они д о роги. Самые убийственные формы авитаминозов развиваются не столько из-за нехватки продуктов, сколько из-за нехватки солнца и тепла...

http://pravoslavie.ru/129917.html

Смысл подвига страстотерпцев нам уяснили Борис и Глеб, первые русские святые. Мы видели других страстотерпцев-князей. С особенным религиозным благоговением русское благочестие относится к младенцам, погибшим насильственной смертью. Здесь жертвенное заклание соединяется с младенческой чистотой. Отсюда канонизация убиенного царевича Димитрия и отрока Гавриила Слуцкого († 1690), в котором видели жертву ритуального убийства. В Менюжском монастыре, в сорока верстах от Новгорода, чтутся мощи младенцев Иакова и Иоанна, скончавшихся при Грозном. По новгородским преданиям и месяцесловам, пятилетний Иоанн во время игры убил нечаянно брата, а сам, испугавшись, спрятался в печь, где задохся от дыма. Еще более случаев неканонизованного, народного почитания страстотерпцев. В Угличе, не довольствуясь святым царевичем, народ чтил младенца Иоанна Чеполосова († 1663), семи лет от роду убитого работником отца, углицкого посадского человека. Всем известен народный культ в Петербурге, создавшийся вокруг гробницы убитого императора Павла. Последние примеры суть незаконные ветви на древе страстотерпцев. Но народное почитание Василия Мангазейского было одно время оцерковлено. Сын Ярославского купца Василий служил приказчиком в сибирском городе Мангазсо (ныне не существующем). Хозяин, заподозрив его в краже, истязал его, пытал в воеводской избе и наконец убил, ударив ключом в висок. Боясь ответственности, тело несчастного зарыли без погребения (1602), но через пятьдесят лет над этим местом стали совершаться знамения. В XVII веке над могилой построили часовню, потом перенесли тело в Туруханский монастырь, где оно, в золоченой раке, было выставлено для поклонения. В 1803 г. во время эпидемии к Турухапске для успокоения волновавшегося народа было разрешено поставить образ Василия и поднять надгробие (перед этим удаленные из церкви) для совершения " молений " . Так как митрополит Амвросий, давая разрешения на молебны для успокоения народного движения, в то же время характеризует его как суеверие, то назвать это разрешение культа канонизацией невозможно. Василий остался почитаемым усопшим.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010