Последние примеры суть незаконные ветви на древе страстотерпцев. Но народное почитание Василия Мангазейского было одно время оцерковлено. Сын Ярославского купца Василий служил приказчиком в сибирском городе Мангазео (ныне не существующем). Хозяин, заподозрив его в краже, истязал его, пытал в воеводской избе и наконец убил, ударив ключом в висок. Боясь ответственности, тело несчастного зарыли без погребения (1602), но через пятьдесят лет над этим местом стали совершаться знамения. В XVII веке над могилой построили часовню, потом перенесли тело в Туруханский монастырь, где оно, в золоченой раке, было выставлено для поклонения. В 1803 г. во время эпидемии в Туруханске для успокоения волновавшегося народа было разрешено поставить образ Василия и поднять надгробие (перед этим удаленные из церкви) для совершения «молений». Так как митрополит Амвросий, давая разрешения на молебны для успокоения народного движения, в то же время характеризует его как суеверие, то назвать это разрешение культа канонизацией невозможно. Василий остался почитаемым усопшим. К числу страстотерпцев никак не могут быть отнесены братья Алфановы: Никита, Кирилл, Никифор, Климент и Исаакий – мощи которых покоятся под спудом в новгородском Антониевом монастыре. Это, может быть, самый загадочный случай в русской агиологии: канонизация целой семьи, о которой не сохранилось никаких сведений. Неизвестно даже время их жизни. Предание считает их посадниками новгородскими и строителями Сокольницкого монастыря, откуда их мощи были перенесены после пожара 1775 г. Вероятно, братья почитались в своем монастыре как благочестивые ктиторы (создатели). Но культ их имеет не народный характер, а местно-церковный. При большом числе святых мирян на Руси удивляет отсутствие канонизации священников из белого духовенства. Известны два имени святых иереев: Максима Тотемского († 1650) и Симеона Малопинездского († 1585). Но первый был юродивым и к тому же не канонизован, а второй принял схиму перед смертью и, следовательно, вошел в святцы в чине преподобных.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

Восстановление церковных празднований местночтимых святых, начавшееся с кон. XVIII в., в царствование Николая II стало осуществляться значительно быстрее. В 1897 г. по указу Святейшего Синода было восстановлено местное празднование сщмч. Исидору, пресв. Юрьевскому, и пострадавшим с ним 72 мученикам. В «Житиях святых на русском языке», изданных московской Синодальной типографией (1903–1916), были помещены жития преподобных Авраамия и Василия Мирожских, Афанасия Высоцкого, Иоанна, затворника Псковского, Сергия Малопинежского. В сборнике «Молитвы Господу Богу, Пресвятой Богородице и святым угодникам Божиим, чтомыя на молебнах и иных последованиях», изданном по благословению Святейшего Синода (Пг., 1915), появились молитвы преподобным Герасиму Болдинскому, Гурию Шалочскому, Симону Юрьевецкому. Официальный «Православный календарь», издававшийся при Святейшем Синоде, включил в нач. ХХ в. имена свт. Симеона Тверского, преподобных Савватия и Евфросина, Саввы и Варсонофия Тверских, Вассы Псково-Печерской, прав. Василия Мангазейского, прп. Герасима Болдинского, свт. Серапиона Владимирского и др. ( Афанасий (Сахаров) , иером. О внесении в церковный месяцеслов всех русских памятей//БТ. 1998. Сб. 34. С. 357–358). В 1904 г. архиеп. Тверской и Кашинский Димитрий (Самбикин) освятил престол в честь Собора Тверских святых, составил службу и издал «Тверской патерик» (1908). Общий день празднования Собора Тверских святых тогда не утвердился, но в 1979 г. он был установлен в неделю 1ю после 29 июня. Восстановление местного почитания святых лишь в редких случаях сопровождалось особым указом Святейшего Синода, а осуществлялось большей частью освящением престола в честь святого, распоряжением местного архиерея, внесением имени святого в месяцесловы или тексты богослужебных книг, изданных по благословению Святейшего Синода. Нет смысла утверждать, что вышеописанная практика должна быть признана за образец, но церковная жизнь избирала такие пути, вероятно, потому, что иные были слишком затруднены. Канонизация святых в синодальный период испытала, т. о., и глубокий упадок (XVIII в.), и возрождение (XIX в.), и подъем (кон. XIX – нач. ХХ в.), и высшее проявление – торжественное прославление прп. Серафима Саровского летом 1903 г., когда гроб с честными мощами угодника Божия несли вместе имп. Николай II, великие князья, архиереи в окружении многих тысяч людей, собравшихся со всей России.

http://azbyka.ru/kanonizaciya-svyatyx-v-...

Пасмурный был и я из-за температуры. Сейчас занялся епархиальными делами и добираюсь до горы писем, чтобы хоть сколько-нибудь ответить. Виноват перед Петром Николаевичем, т. к. давно не смог ему ответить на его милое, доброе письмо. Спаси его Господи. Это раб Божий смиреннейший и богатый верой и умом человек. Милости Господни да сопутствуют ему в его добродетельной жизни. Моя воспитанница Наташенька пишет сейчас для Вас преподобного мученика Василия Мангазейского. Когда поеду, то привезу лично Вам. В Православном церковном календаре св. Василий отмечен 23 марта ст. ст. за 1947 год как преподобный. За нынешний, 1958 год он совершенно не упоминается. У Булгакова 223 упоминается как святой местно-чтимый в Сибири. Я полагаю, что Василий скорее святой мученик, т. к. его истязали и купец убил его связкой ключей в висок. Юноша был глубоко верующий и нравственный, так что если его считать преподобномучеником, то ошибки не будет, или просто мучеником. Юноша изображается и на коленях, а также есть изображение стоя, с разбитым лицом ключами. К иконе я приложу описание его жизни и святости по его мученической кончине и привезу Вам. А Вы, дорогой Владыка, имеете ли сведения о его житии? И что Вам известно? Моя дорогие чада духовные, о. иеродиакон Сергий и семья Карауловых просят Вашего святительского благословения и все мы – Ваших св. молитв. С сердечной братской любовью, преданный недостойный М. Нестор 5/VIII-58 г. 114 224 Епископу Афанасию (Сахарову) 4 ноября 1958 г. [г. Одесса] 22/Х Иконы Казанской Божией Матери св. равноап. Аверкия Ваше Преосвященство, дорогой, добрый друже и собрат во Христе Святитель Афанасий. Спаси Вас Господи за сердечное молитвенное поздравление в день, Божией Милостию, 42 года Архиерейской хиротонии моего недостоинства. Столько прослужил и ничего доброго и полезного не соделал, а грехами оброс, как ракушками. Но молитва Ваша и сердечность облегчают мое убожество. Знаю, что и 27/X-9/XI Вы помолитесь, и заранее благодарю. Так же я, Бог даст, служа Божественную литургию в Успенском монастыре, многажды раз с молитвой помяну Ваше святое имя.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Василий, митрополит Екатеринодарский и Кубанский (Кулаков Аркадий Юрьевич) Дата рождения: 18 октября 1971 г. Дата хиротонии: 24 июля 2019 г. Дата пострига: 4 апреля 1997 г. Страна: Россия Биография: Родился 18 октября 1971 г. в Томске. Крещен в 1979 г. В 1988 г. окончил среднюю школу в Томске. В 1988-94 гг. обучался в Томском медицинском университете, получил диплом по специальности «Лечебное дело». В 1996 г. окончил клиническую ординатуру при Сибирском государственном университете по специальности «Терапия». В феврале 1997 г. принят в число братии Михаило-Архангельского мужского монастыря в с. Козиха Новосибирской области. 4 апреля 1997 г. епископом Новосибирским и Бердским Сергием (Соколовым) пострижен в монашество с именем Василий в честь праведного Василия Мангазейского. 23 апреля 1997 г. в Вознесенском кафедральном соборе г. Новосибирска епископом Новосибирским Сергием рукоположен в сан иеродиакона, 23 августа — в сан иеромонаха. В монастыре нес различные послушания, связанные с финансово-хозяйственной деятельностью (заготовка и переработка леса, снабжение, ремонт техники и др.). С осени 1997 г. по 2000 г. нес послушание настоятеля монастырского подворья в с. Верх-Чик Ордынского района Новосибирской области. За этот период в селе был построен храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. В 1998-2000 гг. обучался на заочном отделении Томской духовной семинарии. В 2001 г. нес послушание на подворье монастыря в Новосибирске — на строительстве нового собора в честь Святой Троицы. В 2002 г. по благословению архиепископа Новосибирского и Бердского Тихона нес послушание настоятеля храма Спаса Нерукотворного в пгт. Венгерово Новосибирской области, на месте которого планировался монастырь. В 2002-2005 гг. нес послушание в пгт. Ордынское Новосибирской области. Помогал в строительстве двух храмов: каменного, в честь Святой Троицы, и деревянного, в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина». В 2002-2004 гг. обучался в Московской духовной академии . Получил диплом со степенью кандидата богословия.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5469099...

После сугубой ектении Святейший Патриарх Кирилл совершил молитву о мире на Украине. Также Святейший Патриарх совершил молитву о упокоении душ погибших в результате трагедии на одной из шахт Норильска, произошедшей 11 сентября с.г., и «всех в шахтах, рудниках, на производстве в земле Норильской погибших и в узах умученных». Проповедь перед причастием произнес протоиерей Димитрий Харцыз, клирик кафедрального собора «Всех скорбящих Радость» г. Норильска. По завершении Литургии Святейшего Патриарха Кирилла приветствовал епископ Норильский и Туруханский Агафангел. В дар Его Святейшеству епископ Агафангел преподнес икону Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом . В дар собору Святейший Владыка передал Албазинскую икону Божией Матери. Епископу Агафангелу Святейший Патриарх вручил памятную панагию, выпущенную в связи с интронизацией Его Святейшества, митрополиту Пантелеимону — юбилейную панагию, изготовленную по случаю 1000-летия преставления святого равноапостольного князя Владимира. Духовенству Предстоятель передал богослужебные Евангелия. Затем Святейший Патриарх вручил высокие церковные награды. Во внимание к помощи Норильской епархии президент ГМК «Норильский никель» В.О. Потанин награжден орденом святого благоверного князя Даниила Московского I степени. Юбилейная медаль «В память 1000-летия преставления святого равноапостольного князя Владимира» была вручена губернатору Красноярского края В.А. Толоконскому В благословение за чадолюбие и жертвенное материнское служение Патриаршие знаки материнства были вручены многодетным матерям. Патриаршим знаком I степени была награждена С.А. Пирогова; II степени — Т.Н. Пучканева, Т.И. Кушнир и О.И. Найвоседо. Верующим были розданы иконки святого мученика Василия Мангазейского с Патриаршим благословением. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 21 апреля 2024 г. (8 апреля ст.ст.) воскресенье Неделя 5-я Великого поста. Глас 5-й. Прп. Марии Египетской (переходящее празднование в 5-ю Неделю Великого поста). Апп. Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I).

http://patriarchia.ru/db/text/4221150.ht...

Ряд православных образовательных инициатив был осуществлен при участии КГПУ им. В. П. Астафьева. Устроение выставок, связанных с историей и совр. состоянием православной жизни региона, осуществлялось при поддержке Гос. универсальной научной б-ки Красноярского края и Красноярского культурно-исторического музейного комплекса. Красноярскими архитекторами начато восстановление в крае традиций правосл. сибир. зодчества. С авг. 2001 г. стал выходить официальный печатный орган Красноярской епархии газ. «Православное слово Сибири» (ныне - печатный орган Красноярской митрополии); 13 янв. 2005 г. начал работу офиц. сайт епархии. Основные направления внебогослужебной деятельности курировались отделами ЕУ. К 2010 г. тюремное служение в 7 округах епархии осуществляли 37 клириков, в пенитенциарных учреждениях действовали 38 храмов, работали 12 сестричеств милосердия, в т. ч. при храме свт. Луки в КГМУ им. проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого, 37 приходских социальных церковных учреждений и орг-ций и 23 больничные церкви; были созданы Ассоциация православных инвалидов во имя свт. Луки (Войно-Ясенецкого) и Об-во православных врачей России им. свт. Луки (Войно-Ясенецкого); ежегодно проводилось обучение сестер милосердия с выдачей удостоверений гос. образца. Для помощи наркозависимым действовали консультационный кабинет, правосл. реабилитационный центр, центр социальной адаптации. Работали Братство трезвения в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша», попечительский центр во имя св. мч. Василия Мангазейского. Молодежное служение осуществляли 5 правосл. гимназий и воскресных школ, 31 приходское и внецерковное православное объединение (молодежные клубы, евангельские кружки, художественные секции, хоры, правосл. театры, студенческие патриотические клубы, скаутские объединения и т. д.). Широкий общественный резонанс вызвали организованные епархией при поддержке руководства края просветительские и миссионерские программы, в ходе которых с 1994 г. проводились международные «Славянские чтения». В 2005 г. в Красноярске состоялись Дни культуры и духовности Сербии и Черногории. Мероприятие получило продолжение в последующих межславянских духовно-просветительских проектах. Периодически выходили буклеты, календари, альманахи: «Старое и новое», «Журнал Красноярской епархии», «Возрожденная епархия»; в 2008 г. опубликовано основанное на выявленных архивных источниках исследование по истории Красноярской епархии «Судьба Церкви - в судьбе храма». В рамках прошедших 12-15 окт. 2011 г. торжеств по случаю 150-летия епархии были подведены итоги полуторавековой деятельности и обсуждены перспективы развития епархии. 2011-2019 гг.

http://pravenc.ru/text/2458967.html

7) ОГРАДА на 216 саженях с 4 башнями. До учреждения в 1764 году Духовных Штатов было за монастырём сим 47 душ крестьян; а по Штатам оставлен на своём содержании. Малоярославецкий монастырь Малоярославецкий Николаевский Черноостровский мужской, упразднённый. См. Черноостровский Николаевский Малоярославецкий. Малышевский монастырь Или на Малышеве Горе Иванский Ладожский мужской, упразднённый. Находился близ Старой Ладоги. В нём исстари была церковь во имя Иоанна Предтечи, а около 1628 года построена во имя Вознесения Господня с трапезой. Тогда, т. е. в 1628 году, было 8 келий новых. Игумен Иона. См. Иоанновский Предтечев Староладожский. Мальский или на Малах Рождественский монастырь Мужской, упразднённый и в приходскую церковь обращённый. Находился от пригорода Изборска в 4 вёрстах, и был приписан до Штатов 1764 года к Псковскому Архиерейскому дому. Монастырь этот основан Преподобным Онуфрием, скончавшимся в 7000 году, Июня 12. В нём ЦЕРКВИ две: 1) во имя Рождества Божьей Матери; 2) Преподобного Онуфрия, Основателя этой обители, которого и мощи почивают в ней под спудом. Мамантова Николаевская пустынь Мужская, упразднённая. До Штатов 1764 года находилась в Тамбовской Епархии и была приписана к Савину Сторожевскому монастырю. Мангзейский или Туруханский Троицкий монастырь Тобольский Епархии мужской, упразднённый. Находился прежде в городе Мангазее, иначе называемом Турухане, при устье реки Нижней Тунгуски, впадающей в Енисей. Строения в нём были все деревянные; потом перенесён за 32 версты от прежнего места. В нём почивают мощи под спудом мученика Василия Мангазейского. Настоятельство было Игуменское. Прибавление из VI тома Маркова Введенская пустынь Мужская. Находилась в Вологодском уезде, близ заднего села, на озере Белавинском. См. Белавинская Богоявленская пустынь. Мартемьянов монастырь Так именовался Ферапонтов Белоезерский, по имени Преп. Мартиниана, преемника Ферапонтова. См. ч. VI, стр. 853. PDF стр. 854–855. Текст начало «Но по 8 летах и сам Преподобный Масленская пустынь

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Вышняго повелением тученосным облаком небо помрачившим, и молниям блистающим, грому же возшумевшу с прещением, испустил еси душу твою в руце Господеви, премудре Артемие, и ныне предстоиши Престолу Владыки всех, о иже верою и любовию приходящим к тебе, подая исцеление всем неотложно, и моляся Христу Богу, спастися душам нашим. Величание: Величаем тя, страстотерпче Христов, Артемие, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего. Кондак, глас 8: Возсия днесь пресветлая память премудраго Артемия: богоданная благодать яко реки изливает, от святоцелебныя раки мощей его, дивная исцеления, имиже от многоразличных недуг избавляемся, с верою приемлюще я, и взывающе: радуйся, Артемие богомудре. 6839 Пинега – река Вологодской и Архангельской губернии, Сольвычегодского и Пинежского уездов, правый (судоходный) приток Северной Двины. Кеврола или Кевроль – главное селение волости, получившей от нее свое имя, теперь – село Воскресенское, откуда впоследствии уездное управление было переведено в погост Волок-Пинежский, переименованный потом в город Пинегу. 6842 Макарий был митрополитом Новгородским с 1619 по 1626-й год. По его же благословению и распоряжению, составлено было житие Артемия с сказанием о посмертных чудесах его, которые с 1605 г. записывались со слов самих исцеленных. 6843 Мангазея – урочище Енисейской губернии в Туруханском крае, на правом берегу р. Таза, где ныне стоит часовня св. мученика Василия Мангазейского. Мангазея – первый русский город в восточной Сибири, основан в 1601-м году, но через 60 лет совершенно запустел; теперь от него сохранились лишь одни следы. 6844 Память праведного Артемия, Веркольского чудотворца, совершается 23 июня и 20 октября. В Иконописном подлиннике под 20 октября значится: «иже со отцом своим Козьмою земледельцем изшед на поле, умре от грома велика, млад отрок 12 лет, в рубашке, в руке лоза, колени голы». – В настоящее время мощи св. Артемия почивают под спудом в упраздненном Веркольском монастыре. Читать далее Источник: Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святого Димитрия Ростовского/12 книг. – Москва : «Ковчег», 2010.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Он говорит: «Вразумлю тя и наставлю тя на путь сей, воньже пойдеши, утвержу на тя очи Мои. Не будите, яко конь и меск, имже несть разума: броздами и уздою челюсти их востягнеши, не приближающихся к тебе» (Пс. 31: 8–9). И внезапно наступает глубокий покой в моей смятенной душе… Пароход дает третий гудок и медленно отплывает… Я слежу за ним с тихой, радостной улыбкой, пока он не скрывается от взоров моих… Иди, иди – ты мне не нужен… Господь уготовал мне другой путь, не путь в грязной барже, а светлый, архиерейский путь!» с. 60.] Через три месяца Господь повелел отпустить владыку, послав ему маленькую варикозную язву голени с ярким воспалением кожи вокруг нее. Его обязаны были отпустить в Красноярск. Енисей замерз в хаотическом нагромождении огромных льдин. Санный путь по нему должен был установиться только в середине января… Только один из ссыльных – эсер Чудинов – был задержан при отходе последних пароходов и должен был ехать вместе со мной. К нему в ссылку приехала жена с десятилетней дочерью, которая внезапно умерла в Туруханске. «По Енисею возили только на нартах, но для меня крестьяне сделали крытый возок. Настал долгожданный день отъезда… Я должен был ехать мимо монастырской церкви, стоявшей на выезде из Туруханска, в которой я много проповедовал и иногда даже служил. У церкви меня встретил священник с крестом и большая толпа народа. Священник рассказал мне о необыкновенном событии. По окончании литургии в день моего отъезда вместе со старостой он потушил в церкви все свечи, но когда для проводов меня вошел в церковь, внезапно загорелась одна свеча в паникадиле, с минуту померцала и потухла. Так проводила меня любимая мною церковь, в которой под спудом лежали мощи святого мученика Василия Мангазейского. Тяжкий путь по Енисею был тем светлым путем архиерейским, о котором при отходе последнего парохода предсказал мне Сам Бог словами псалма 31-го: «Вразумлю тя и наставлю тя на путь, воньже пойдеши, утвержу на тя очи Мои. Буду смотреть, как ты пойдешь этим путем, а ты не рвись на пароход, как конь или мул, не имеющий разума, которых надо направлять удилами или уздою».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Красноярск Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… 56.010569; 92.852572 Россия, Красноярск Красноярск, Красноярский край Россия Храм Рождества Христова (Красноярск) Красноярск (произношение (инф.)) — город в России, крупнейший культурный, экономический, промышленный и образовательный центр Центральной и Восточной Сибири. Административный центр Красноярского края (второго по площади субъекта России) и городского округа город Красноярск. Основанный в 1628 году, является крупнейшим из старинных городов Сибири. Во времена «золотой лихорадки» долгое время был крупным процветающим купеческим центром Сибири. Самый восточный город-миллионер в России. Город расположен в центре России, на обоих берегах Енисея на стыке Западносибирской равнины, Среднесибирского плоскогорья и Саянских гор; в котловине, образованной самыми северными отрогами Восточного Саяна. Содержание Православие в Красноярске [ править править код ] Судьба храмов Красноярской епархии драматична, как и судьба всех церквей России. К началу Великой Отечественной войны в результате антицерковной государственной политики на территории Красноярского края (как и на территории всей Сибири) практически не осталось ни одного действующего храма. Большинство из них были разрушены или приспособлены под хозяйственные нужды. Немногочисленные оставшиеся - были просто закрыты. До революции почти в каждом храме Енисейской епархии хранились частицы мощей святых, почитаемых в православном мире, раки с мощами святых местночтимых. 7 десятилетий Советской власти пагубным образом сказались и на судьбе этих святынь. Мощи сжигались в музейных топках, выбрасывались на помойки и только некоторые святыни были спасены верующими с большим риском для жизни. В годы возрождения Красноярской Епархии были вновь обретены мощи особо почитаемого в Сибири мученика Василия Мангазейского, которые пребывают ныне в Туруханском Свято-Троицком мужском монастыре. По последним данным вновь обретена могила праведного Даниила Ачинского (в городе Енисейске), считавшаяся невозвратно утраченной.

http://azbyka.ru/palomnik/Красноярск

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010