Основан Преподобным Макарием Унженским и Желтоводским, в 1439 году. Обитель эта – скудная до конца XVI века – состояла тогда из незначительных деревянных строений и не была ничем особенно замечательна. В царствование Феодора Иоанновича, как кажется, начались чудотворения от мощей св. Макария; по сему-то поводу, вероятно, царь обратил внимание на обитель: ибо прислал сюда в 1596 году строителем бывшего боярина Хвостова (в иноч. Давида), и приказал ему доносить о всех нуждах монастырских. Но кончина царя, вскоре последовавшая, а за тем смутные времена отдалили на долго совершенное благоустройство Унженского монастыря. Старец Давид построил новые церкви, но также деревянные, а каменных, как видно, не мог, по неимению пособий, хотя и удалось ему испросить у царя Василия Иоанновича Шуйского право на владение никоторыми близлежащими селениями. – В начале XVII века, когда Филарет Никитич томился в плену у поляков, Великая Старица Марфа Иоанновна посетила обитель, вместе с малолетним сыном Михаилом Феодоровичем, и молилась у гроба св. Макария о возвращении Филарета. По вступлении на престол царя Михаила и чрез два месяца по восприятии родителем его Патриаршеского сана, царь совершил в 1620 году торжественное шествие в Унженский монастырь для поклонения мощам св. Макария и принесения благодарности Угоднику Божию за минование всех бед молитвами его. Для сего заблаговременно построен был в обители деревянный дворец. День прибытия царя, 4 октября, празднован был при жизни его особенным торжеством до 1645 года, а с того времени до ныне, совершается здесь соборная панихида. – В то время обитель именовалась уже Лаврою, и управляема была игуменом. В 1669 году все ее деревянные церкви и строения, в том числе и Царский Дворец, погорели; после чего церкви уже сооружены каменные. Ныне здесь находятся семь великолепных церквей, из коих: 1) Соб. Живоначальной Троицы, в которой почивают мощи св. Макария Желтоводского, в богатой раке. Храм этот построен был прежде над могилою Преподобного Макария деревянный; Строителем Давидом сооружен новый в 1596, также деревянный, с приделом Флора и Лавра, а каменный воздвигнут в 1669 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Игум. Евникию на посту настоятельницы Н. м. м. сменила игум. Стефанида (не позднее 1574 - не ранее 1586). В этот период в обители приняла постриг 3-я жена скончавшегося 19 нояб. 1581 г. после конфликта с отцом царевича Иоанна Иоанновича, Елена Иоанновна (урожд. Шереметева): «...пострижена в Новом монастыре, во иноцех Леонида, и государь дал ей в вотчину город Лух да волость Ставрову» (ПСРЛ. Т. 34. С. 228). После перерыва в источниках упоминается игум. Евдокия (Чулкова; не позднее 1597-1599), после к-рой мон-рем до 1602 г. управляла келарь Евдокия (Мещерская). В Смутное время настоятельницами Н. м. м. были Домника (Домникея (Близнецова); не позднее окт. 1603-1612) и Мария (Чирикова; 1613-1615). Из приходной книги Н. м. м. 1603-1604 (7112) гг. известно, что в обители в то время проживали 122 монахини, которым полагалась «годовая милостыня» (Приходная книга 1603-1604 (7112) г. 1985. С. 91). В приходной книге зафиксирован «приход деньгам… годовые милостыни игуменье и старицам...» за 7110, 7111, 7112 (1601/02, 1602/03 и 1603/04) гг. Составлялись списки с именами игумении, келаря, княгинь и боярынь, больших и меньших «крылошанок», рядовых стариц. За «111-м дьяк Василий Нелюбов привез в монастырь государевых милостынных денег и роздал игуменьи, келарю и старицам по рукам 228 рублев и 15 алтын. Игуменье четыре рубли и восемь алтын четыре денги, келарю да 20-ти боярыням да 24-м крылошанкам большим по 2 рубля и по 8 алтын по 4 деньге старице, да 10-ти крылошанкам по рублю старице. Да рядовым 75-ти старицам по пол-2 рубли старице. А не додал в прежний оклад против прошлого 110-го году 37-ми рублев и 21 алтына» (Там же). По некоторым данным, с 1610 г. в Н. м. м. жили инокиня Марфа (в миру кнж. Мария Владимировна, дочь удельного князя старицкого (с 1566 дмитровского) Владимира Андреевича, вдовствующая королева Ливонии) и инокиня Ольга (Годунова), к-рые в 1611 г. вместе с др. насельницами подверглись ограблению со стороны захвативших обитель казаков И. М. Заруцкого: «...а когда Ивашка Зарудный с товарищами Девичий монастырь взяли, то они церковь божию разорили донага, а других бедных черниц - королеву, дочь князя Владимира Андреевича, Ольгу, дочь царя Бориса, на которых прежде взглянуть не смели. Ограбили донага» ( Соловьёв. История. Т. 8. С. 645). В 1615-1620 гг. в обители была насельницей инокиня Елена (в миру царица Мария Петровна (урожд. кнж. Буйносова-Ростовская Екатерина), вдова царя Василия Иоанновича Шуйского), которой царь Михаил Феодорович отправил 40 соболей на новоселье в Н. м. м.

http://pravenc.ru/text/2577819.html

Литва. Литовцы – их верования. Литовцы и крестоносцы Миндовг. Гедимин. Ольгерд. Яголло и введение католичества. Витовт. Соединение Литвы с Польшею. Москва. Русь постепенно собирается около Москвы. Княжение Василия Дмитриевича. Нашествие Тамерлана и Эдигея. Княжение Василия II, Темного. Флорентийское соединение. Завоевание Константинополя турками. Княжение Uoahha III . Падение Новгорода. Брак с Софией Палеолог и его следствия. Конец татарского ига. Уничтожение уделов. Борьба с Литвою. Ереси. Развитие самодержавия. Василий III-й. Падение Пскова и других уделов. Войны с Литвою и татарами. Церковные дела. Московия в XV век по рассказам иноземцев (страна, прием послов; послы на государевом обеде; власть государя; военное дело. Нравы и обычаи; промышленность и торговля). Иоанн Грозный. Правление Елены Глинской и бояр. Личность царя Uoahha IV -го. Детство царя. Венчание на царство и первые годы правления. Суд и управление. Стоглав. Домострой. Взятие Казани и Астрахани. Книгопечатание. Войны с Швецией и Ливонией. Удаление Сильвестра и Адашева. Измена Курбского. Александровская слобода и опричники. Св. Митроп. Филипп. Новгородские и Московские казни. Покорение Сибири. Последние годы царствования Иоанна Грозного. Нравственное состояние русского общества в эпоху царствования Uoahha IV -го. Феодор Иоаннович и Борис Годунов. Личность даря. Домашняя жизнь. Значение Годунова. Войны и сношения с соседями. Учреждение Патриаршества. Убиение царевича Димитрия. Прикрепление крестьян к земле. Царствование Бориса Годунова. Лжедимитрий I-й. Смутное время на Руси. Царь Феодор Борисович. Царствование Лжедимитрия I-ro. Смерть Лжедимитрия. Василий Шуйский (полуцарь). Тушинский вор. Осада Троицкой лавры. Скопин Шуйский. Сведение с престола Василия Шуйского. Междуцарствие. Патриарх Иермоген. Народное движение против поляков. Русское ополчение под Москвою. Освобождение Москвы и избрание на престол Михаила Феодоровича. Царствование Михаила Феодоровича. Очищение русской земли от врагов. Столбовский мир. Деулинское перемирие. Патриарх Филарет и его деятельность. Азовское дело.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Prokopo...

Преподобная Евфросиния скончалась в 1173 г., 23-го Мая, в Иерусалиме, когда она отправлялась для поклонения св. местам. В 1873 г. исполнится семьсот лет со времени блаженной кончины ее. К этому времени весьма прилично было бы возвратиться нетленному телу Преподобной Евфросинии в ее отечественный град Полоцк и в созданную ею Спасскую Обитель. 15) В половине XIII века перенесены были нетленные тела свв. мучеников Михаила, Князя Черниговского, и Феодора болярина его, из Орды, где они пострадали в 1245 г. от татарского хана Батыя, в Чернигов; а затем из Чернигова в Москву, где и ныне почивают в Архангельском Соборе. Память сего перенесения совершается 14-го февраля. (Пролог. Минея-Четия под 20-м числом Сентября. Месяцослов Вершинского). 16) В 1395 г., в Княжение Великого Князя Василия Димитриевича, по случаю нашествия на Россию Тамерлана, перенесена была из Владимира в Москву Чудотворная Икона Божией Матери, именуемая ныне Владимирскою. Празднование 26-го Августа. (Минея-Четия). 17) В 1404 г. последний Смоленский Князь Юрий Святославич, быв изгнан Литовским Князем Витовтом, удаляясь из Смоленска, взял с собою и принес в Москву древнюю Чудотворную икону Божией Матери. По прошествии 52 лет, жители Смоленска испросили себе у Великого Князя Василия Васильевича принадлежавшую им святыню обратно; и в 1456 г. икона Божией Матери торжественно отпущена была из Москвы в Смоленск, а для Москвы сделан был с этой иконы точный список, который и находится ныне в Новодевичьем монастыре. (Пролог под 28 ч. Июля; Месяцослов Вершинского под тем же числом). 18) В 1606 г., по воле Царя и Великого Князя Василия Иоанновича Шуйского и по совету Патриарха Гермогена, перенесены были из Углича в Москву мощи св. Димитрия Царевича, «да положатся, сказано в Минеи-Четии, со отцем его и дедом и с прочиими прародительми его на утверждение царствующему граду». Память сего события совершается Июня в 3-й день. (Минея-Четия под сим числом). 19) В 1591 г., по просьбе братии Соловецкого монастыря, перенесено было нетленное тело Филиппа, всероссийского Митрополита, из Тверского Отроча монастыря, где он скончался в 1569 г., в Соловецкую обитель, где был Игуменом; а отсюда в 1652 г., по совету Новгородского Митрополита Никона, благочестивый Царь Алексей Михайлович повелел св.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Такое бедственное происшествие могло ли не вооружить весь народ против Шуйских? Они отняли у него того, кто один мог спасти Россию в это трудное время. Все знали, что и Поляки, и самозванец, и Русские изменники боялись только одного Михаила, и все ожидали, что с известием о его кончине они все оживут новыми надеждами. Так и случилось: все они снова обратились к Москве. Один Сигизмунд не хотел оставить Смоленска, но зато он отправил к несчастной Русской столице одного из своих самых умных и храбрых полководцев — гетмана Жолкевского и с ним несколько тысяч войска. К многочисленным врагам Василия Иоанновича прибавился еще новый род злодеев — люди, уверявшие народ, что он был причиной смерти племянника. Это обвинение, вовсе несправедливое, довершило погибель Шуйского. Число ненавидящих его вдвое увеличилось, и Полякам еще легче было теперь склонять Русских к измене Василию. Они и Русские изменники действовали так усердно, что раньше, чем прошли три месяца после кончины Михаила — 17 июля 1610 года, Василий Иоаннович был вывезен силой из дворца вместе со своей молодой супругой и на другой день был насильно пострижен в монахи. Но на этом еще не кончились страдания государя, в полной мере заслужившего название несчастного. Впоследствии неблагодарные подданные выдали его как пленника Полякам. Увезенный в Варшаву, он должен был видеть торжество Польши над своим бедным Отечеством, должен был перенести всю тяжесть унижения для Русского царя — быть пленником в Польской столице! Но он перенес его с честью, достойной знаменитой короны, четыре года украшавшей его голову. Это можно заключить из немногих слов, сказанных им в минуту, самую горькую для него и самую приятную для Поляков. Когда во время торжественного представления Василия при Польском дворе гордый Сигизмунд со всей надменностью победителя принимал своего царственного пленника, сидя на великолепном троне, Поляки захотели, чтобы он поклонился королю, но Василий с благородной гордостью ответил им: «Царь Московский не кланяется королям! По воле Бога я пленник, но взят не вашими руками: меня выдали вам мои подданные — изменники». Такая твердость и чувство собственного достоинства в безнадежном положении удивили Поляков и заставили их уважать Василия.

http://azbyka.ru/fiction/istoriya-rossii...

Церковные документы хранятся в целости: копии метрических ведомостей с 1802 г. и исповедные росписи с 1823 г. Опись церковного имущества составлена в 1894 г. – хранится в церкви. Земли при сей церкви: усадебной две десятины, сенокосной 3 десятины, пахотной 23 десятины и неудобной 7 десятин. План на землю имеется. Причта по штату положено: священник и псаломщик. – На содержание причт получает: за требоисправления 500 руб., от хлебных и других сборов 30 руб., от земли 80 руб. и процентов с причтового капитала 30 руб. 40 коп., а всего в год 640 руб. Дома у причта собственные, построенные на церковной земле. Приход: село и деревни: Арефино, Вакурино, Ступино и Балнышево; расстоянием сии деревни от церкви не далее 2½ верст. Всех дворов в приходе 165, душ мужеского пола 619 и женского пола 738 душ. С 1887 года в селе существует церковно-приходская школа и помещается в верхнем этаже вышеупомянутого церковного дома. Веретево погост Погост Веретево, при колодцах, от уездного города находится в 27 верстах и от губернского города в 50 верстах. Веретево, или Никольский на Веретее погост, в старинных документах значится вотчиной Суздальского Покровского женского монастыря и принадлежало ему еще в XVI столетии. Монастырь имел подтвердительные жалованные грамоты на право владения Веретевым Царя Василия Иоанновича Шуйского, от 1606 года, и Царя Михаила Феодоровича, от 1623 года. В последней «жалованной грамоте Покровскому монастырю» написано: «положили оне (игуменья Ульянея и сестры) пред нами Царя Василия Ивановича жалованныя четыре грамоты 114 года...» А в третьей жалованной грамоте написано: «вотчина их монастырьская, в Володимерском уезде, волость Талецкая, а в ней погост, а на погосте церковь Николы Чудотворца да теплая церковь Ильи Пророка, а к тому погосту деревень: деревня Ряхово, деревня Денисово, деревня Лушки, на речке Возотме, деревня Волково, деревня Скородня, деревня Заозерье, деревня Хмелники над Кладковым болотом, деревня Чертовик, деревня Боблово на болоте на Боблове на обе стороны, деревня Ивишенево, деревня Мишино, на речке Ивешеневе, деревня Сереброво, деревня Леженица на реке на Ступице, деревня Ступино на речке на Ступенке, деревня Ямное на Веретеях, деревня Парфеново на речке на Секше, деревня Тынцово на речке Секше, деревня Скалозубово на речке на Секше, деревня Хмелники, починок Елхов Мокрецо, пустошь Истопниче... и Мы Великий Государь Царь и Великий Князь Михаил Феодорович Покрова Пречистыя Богородицы девича монастыря игуменью Ульянею с сестрами пожаловали, велели те прежния жалованныя грамоты переписати на наше Государево имя» 44 . Вотчиной Покровского монастыря Веретево, вероятно, оставалось до 1764 года.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

Грамота писана на столбце за печатью Царства Казанского, за скрепою дьяка Богдана Иванова 12). 4) На вторую половину Салмачей, что было в поместье за Иваном Стрешневым, да на сельбище Теребурдеевское, и пустоши Тетеевскую и Беляковскую и на новый остров Анчибар с прочими дана была грамота от царя Василия Ивановича Шуйского, при чем были прописаны и межи. Грамота дана была на имя архимандрита Арсения в 1606 году, за подписью дьяков Ивана Зубова да Афанасья Овдокимова 23). О сих угодьях д. Салмачей было упоминание в грамоте Государя Царя Михаила Феодоровича от 16 декабря 1614 года, которою предоставлены были архимандриту Макарию пустоши Теребурдеевская, Тетеевская и Беляковская и др. Права эти были подтверждаемы Алексеем Михайловичем, а также Иоанном и Петром Алексеевичами 35). На Теребурдеевское сельцо в 1646 году выдана была межевая книга, равно как и на пустоши Баишеву, Тетеевскую и Беляковскую 33). 5) От царя государя Феодора Иоанновича в 1592 году марта 1 дня дана грамота на вотчину: „на сельце Клык и Средний Клык, на починок Шамаяр и на прочие оброчныя деревни, починки и пустоши, на лесныя угодья, сенные покосы и рыбныя ловли“... Грамота за красною висячею печатью. Назади грамоты подписано: „Царь и Великий Князь Феодор Иванович, всея России». (N2 13). 6) Грамотою Царя и Великого Князя Василия Ивановича от Казанских воевод Степана Александровича Вольского да от Князя Михаила Семеновича Туренина, на имя (монастырского служителя) Матвея Бруткова дано было Ивановское поместье Данилова сына Онучина, на деревни Биму и Каип и чтоб крестьяне М. Бруткова слушали и пашню пахали и доход платили. Грамота писана в 1606 году на столбце, за скрепою Афан. Овдокимова, за справою Ивашки Трусова 24). Но так как вскоре этими вотчинами завладели другие, то в 1610 году было подтверждение, на котором сделана была подпись Государя Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича в 1614 году с повелением ходить во всем по тому, как в грамоте значится. Грамота за подписью дьяка Семена Ефимова сына Протопова 31).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Допустимо предположить, что дьяк Иван Тимофеев уже в 1598 году был близок к князю В.И.Шуйскому, ведь с родственником Царя Василия Иоанновича, выдающимся русским полководцем князем М.В.Скопиным-Шуйским Иван Тимофеев был направлен Царем в начале 1607 года в Великий Новгород. Не стал спешить Иван Тимофеев возвращаться в Москву и после свержения Царя Василия, видимо, не ожидая для себя ничего хорошего. Эта предполагаемая довольно тесная взаимосвязь между Иваном Тимофеевым и Шуйским могла определять его политическую позицию. Не хочу упрекать старинного русского писателя в лукавстве и двойных стандартах. Подобные упреки историографически нелепы. Однако сопоставить некоторые противоречия необходимо. Возможно, Иван Тимофеев лично не участвовал в Покаянном Соборе в Феврале 1607 года, он мог быть отправлен в Новгород в самом начале 1607 года или даже немного раньше. Хотя с содержанием главных Соборных грамот должны были знакомить и местное чиновничество, в том числе и в Новгороде. Возможно, главку «О крестном целовании Борису» он писал еще до 1613 года. Но, как служивый человек, он, несомненно, приводился к Царской присяге Московского Собора 1613 года и был ознакомлен с содержанием новой Утвержденной Грамоты, где содержалась практически слово в слово клятва 1598 года. Изменено было только Царское имя. И хотя Иван Тимофеев заканчивал свое произведение уже в новом Царствовании, он не посчитал нужным исправить свои рассуждения о клятве 1598 года. Оценки же Ивана Тимофеева, после первой публикации в 1891 году его «Временника» С.Ф.Платоновым(250), перекочевали в труды многих историков как достоверные свидетельства современника, а не как политически тенденциозные, своевольно оценочные суждения. 9. Другие документы Собора 1598 года В ААЭ помимо Утвержденной Грамоты был опубликован ряд документов, имевших прямое отношение к Собору 1598 года. К ним можно отнести: 1. Март. 15. Окружная грамота Патриарха Ioba, о трехдневномъ мoлeбcmbiu, по случаю bocшecmbiя на престолъ Царя Бориса еодоровича, съ npuлoжehieмъ формъ ектеньи и многолетия (с. 1-6).

http://ruskline.ru/analitika/2011/10/03/...

Общая память трем святителям (кроме памяти, совершаемой в день кончины каждого) установлена 29 января 1607 года Соборным определением при Святейшем Патриархе Гермогене и царе Василии Иоанновиче Шуйском. Паисий Угличский, преподобный Преподобный Паисий Угличский родился в селе Богородском, неподалеку от города Кашина, в Нерехотском стану. Его отец, Иоанн Гавренев, служил у князя угличского Андрея Васильевича, сына великого князя Василия Темного. Ксения, мать преподобного Паисия, была дочерью полководца Василия Ананьевича Кожи и родной сестрой преподобного Макария Калязинского († 1483; память 17/30 марта). Мальчик, названный в святом крещении Павлом, был рано обучен грамоте и уже в детстве много читал. Часто он бывал с родителями в Калязинском монастыре у своего дяди, где проникся любовью к иноческой жизни. В десятилетнем возрасте Павел осиротел и был взят на воспитание в Троицкую Калязинскую обитель. Вскоре настоятель обители преподобный Макарий, уступая настойчивым просьбам своего племянника, которому не исполнилось еще одиннадцати лет, постриг его в иночество с именем Паисий. Под руководством опытного дяди, в тишине обители юный инок рос по духу, не тревожимый опасными волнениями и советами мира; с юных лет научился он подвигам послушания, поста и молитвы. В монастыре ему было поручено переписывание священных книг. Известно, что в начале XX века в Калязинском Троицком монастыре хранились творения святителя Григория Богослова, переписанные иноком Паисием. Не засоряемый впечатлениями мирскими и очищаемый подвигами самоотречения, дух его стал способен и к созерцанию мира духовного. Раз во время ночной молитвы явился ему Ангел и сказал: «Ты должен быть наставником для многих; ты выйдешь отсюда и будешь жить там, где тебе велят: так надобно для славы Божией». Преподобный Паисий со страхом выслушал эту весть и пересказал наставнику своему прп. Макарию, но никому другому. Через некоторое время это чудесное предсказание осуществилось. В 1476 году князь угличский Андрей Васильевич, хорошо знавший родителей преподобного Паисия, обратился с просьбой к Калязинскому игумену — отпустить инока Паисия из обители для того, чтобы под его руководством основать новый монастырь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Иулиания Дмитровна, невестка Царя Uoahha IV 56 , Царицы Ирина Феодоровна, супруга Царя Феодора Иоанновича и Елена дочь Князя Петра Ивановича Буйносова-Ростовского, супруга Царя Василия Шуйского, наконец порфирородные девы Царевны Анна, София, Екатерина и Евдокия. Сия иноческая обитель видела в стенах своих Поляков, Литовцев, Наполеоновской дружины и чудесное спасение свое в 1812 г. Как обетное приношение Божией Матери Великого Князя Московского за возвращение Московской державе древней отчины Смоленска, это священное новоселье Одигитрии, по справедливости может назваться Царским монастырем, потому что не только основатель, но и строители его были Царь Борис Годунов и Царевна София. Эта предприимчивая соперница великого своего брата, как мы заметили выше, и здесь в заточении своем именовала себя Самодержицей. Обитель сию любили и жаловали почти все Русские Цари и Царицы, начиная от основателя ее Василия III; чему служат блистательным доказательством их вклады, жалованные грамоты и богомоленные посещения для поминовения здесь лежащих родичей своих и для поклонения святыням дома Пресвятой Богородицы. Издревле в этой обители славилось вышивание шелком и золотом; чему служит свидетелем драгоценный его памятник –плащаница, принадлежавшая Виленскому Базилианскому монастырю и шитая в Московском Новодевичьем монастыре, в 1545 и 46 годах. Она теперь хранится в Пулавах Князя А.А. Чарторыжского; на ней изображены след. надписи: «Лета 7053, при державе благовернаго Великаго Князя Ивана Васильевича всеа Руси и при священнем Макарьи Митрополите всеа Руси замышлен быст ст вздух мсца Декабря 26 д. повелением Господина священноепископа... Пречистые его матери и великих чюдотворец, верою же и подвигом и молитвами Господина Епископа Гурия совершися великое сие Божие дело лет 7054 м. П. 29. А делан в пречестней обители Пречистые Богородицы Одигитрия в новом монастыре на Москве смиренными инокинями в честь и славу Пресвятой Богородицы 57 ». В описи ризницы Крутицкого Архиерейского дома 1763 г. упоминается рукомойное полотенце Новодевиченское, употреблявшееся при Архиерейском служении. Искусство вышивания и доныне процветает в Новодевичьем монастыре; им занимается 80 летняя монахиня Елисавета Васильевна.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010