Среди церковной утвари имелись: «...крест, обложен серебром, оклад басмленой, золочен, с каменьем и з жемчюги... крест, низан жемчюгом; двои сосуды церковные оловяные; кадило медное». Из церковных облачений упоминаются «ризы дорогилные; оплечье, отлас червчат; ризы миткалинные; оплечье, отлас золотой по голубой земле; трои ризы полотняные, оплечье, бархателное; стихарь дьяконской миткалинной; оплечье, отлас червчатой; два стихаря поризных». В б-ке обители хранились: Евангелие «печатное, обложено бархатом, евангелисты серебряные, золочены»; Евангелие «писменое, евангелисты медные»; 12 рукописных Миней; 2 рукописных Октоиха; «Устав писменой»; Постная и Цветная Триоди; Учительное Евангелие; 4 рукописных Трефолоя; 2 Пролога «во весь год»; Апостол; Служебник; рукописный «Потребник» и др. На колокольнице висели 5 колоколов. Все это «церковное строение» досталось обители из государевой казны и от состоятельных прихожан (Там же. Стб. 40-42). На протяжении XVII в. основным источником существования монашеской общины была царская руга. По грамоте царя Василия Иоанновича Шуйского от 19 авг. 1606 г. зачатьевским священникам и диаконам выделялось «по пятинадцати алтын с денгою человеку на год; да на те ж панахиды зачатейской игуменье милостины по двадцати по одному алтыну по четыре денги на год, да старицам… и пономарем и проскурницам по четыре алтына по две денги человеку на год» (АИ. Т. 2. 69. С. 88). В нач. 20-х гг. XVII в. «к церкве Зачатию и в приделы на церковный обиход из государевых Нижегородцких четвертных доходов» отпускалось средств «за два ведра вина церковного, да за десять фунт ладану, да на свечи три пуда воску». «Кроме того государева жалования и руги» двум священникам, диакону, игумении, 59 старицам, просвирнице, пономарю и церковному сторожу выплачивалось общего годового жалованья 83 р. 23 алтына 4 деньги, 412 четвертей хлеба, осьмина ржи и столько же овса (Писцовая и переписная книги. 2011. Стб. 42-43). В 1682 г. государева руга почти не изменилась: на 2 попов, диакона, игумению, 60 стариц, просвирницу, пономаря и сторожа расходовалось в год 84 р.

http://pravenc.ru/text/2565212.html

Дионисий мог быть умен и сладкоречив; во многих хронографах он называется мудрым грамматиком, но, чтобы он действовал против Годунова из честолюбия, на это нет никаких современных свидетельств. Дионисий является вначале миротворцем между Годуновым и Шуйским; потом, когда тотчас же после примирения Годунов опять начал вражду, сославши неизвестно куда двоих приверженцев Шуйского, митрополит соединяется с последним, но позволяет уговорить себя Борису не начинать дело о разводе, ибо это дело долженствовало быть очень тяжело для совести святителя; Дионисий не мог не помнить, каким нареканиям подвергался митрополит Даниил за развод великого князя Василия. Наконец, когда, по прямому свидетельству летописца, Годунов, преследуя Шуйских, пролил много крови неповинной, Дионисий является явным обличителем неправд его пред царем и страдает за это. Душа человеческая темна; Дионисий мог действовать по разным побуждениям; но мы считаем непозволительным для историка приписывать историческому лицу побуждения именно ненравственные, когда на это нет никаких доказательств. Годунов освободился от всех соперников; после падения Шуйских и свержения Дионисия с Варлаамом никто уже не осмеливался восставать против всемогущего правителя, который был признан таковым и внутри и вне государства. Годунов величался конюшим и ближним великим боярином, наместником царств Казанского и Астраханского; правительствам иностранным давалось знать, что если они хотят получить желаемое от московского правительства, то должны обращаться к шурину царскому, которого просьбы у царя без исполнения не бывают; правительства иностранные поняли это, и мы видим, что Годунов переписывается и передаривается с императором, королевою английскою, с ханом крымским, с великим визирем турецким, принимает у себя послов. По известиям иностранцев, бывших в Москве, Борис был правителем государства по имени и царем по власти; ежегодный доход его вместе с жалованьем простирался до 93700 рубл. и больше; он получал доходы с области Важской, с Рязани и страны Северской, с Твери и Торжка, с бань и купален московских, с пчельников и лугов по обоим берегам Москвы-реки на 30 верст вверх и на 40 вниз по течению; говорят, что Годунов и его родственники могли выставлять с своих имений в 40 дней 100000 вооруженных людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

А данный текст «Берии» напоминает донос вражеского шпиона, который навешивает на себя всех «собак». Вот такое «предвзятое» непредвзятое впечатление от этой «клюквы». При этом я хочу отметить, что как историк и журналист-исследователь я НЕ ЗНАЮ, что произошло в Катынском лесу в 1939 или 1940 году. Была ли это никак не задокументрованная операция нацистских спецслужб или аналогичная акция НКВД. В настоящее время нет однозначно убедительных свидетельств для ответа на эту альтернативу. К сожалению, материалы советского расследования Катынского преступления против Польского Народа, польских офицеров и других служащих Польше граждан, не дает однозначного ответа, хотя оно было весьма убедительным, доказательным. Но в следственных материалах есть те же самые проблемы, которые остались после расследования Князя Василия Ивановича Шуйского в связи с убийством Царевича Димитрия Иоанновича Углицкого в 15 Мая 1591 года. Вместе с тем, характер действия сотрудников НКВД, известных из современных доступных источников, не позволяет мне предполагать, что это была именно «советская» акция. Скорее всего поляков расстреляли нацисты, это было выгодно им как месть за то реальное сопротивление, которая оказала Третьему Рейху Польская Армия в Сентябре 1939 года. Это логика момента. «Документы», якобы обнаруженные в начале 1990-х годов, которые «доказывают» однозначную «виновность» в этом преступлении советской стороны, являются фальшивками, для меня понятно и однозначно. Зачем нужны эти фальшивки?! Вот в чём вопрос! 25. Ответ на 23., Алексей Карамазов: Что, не было ни миллионов " раскулаченных " и высланных крестьян, ни многих десятков тысяч репрессированных командиров РККА? Или этого вам недостаточно, чтобы считать Сталина кровавым? 24. Ответ на 22., Борис Утробин: А у вас какой синдром какого состояния? Вы в принципе способны что-либо обсуждать без ругани и перехода на личность? 23. Литература. Хорошо написанная книга,которая очень простым языком опровергает бред про " кровавого Сталина " , " массовые репрессии " и т.д.

http://ruskline.ru/analitika/2012/04/23/...

Все было тихо в столице, в Думе и при дворе; но недолго. Чтобы явно не нарушить данного обещания, Годунов лицемерно совестный, искал другого предлога мести, оправдываясь в уме своем злобою врагов непримиримых, законом безопасности собственной и государственной, всеми услугами, оказанными им России и еще замышляемыми в ревности к ее пользе – искал и не усомнился прибегнуть к средству низкому, к ветхому орудию Иоаннова тиранства: ложным доносам. Слуга Шуйских, как уверяют, продал ему честь и совесть; явился во дворце с изветом, что они в заговоре с Московскими купцами и думают изменить Царю. Шуйских взяли под стражу; взяли и друзей их, Князей Татевых, Урусовых, Колычевых, Быкасовых, многих Дворян и купцев богатых. Нарядили суд; допрашивали обвиняемых и свидетелей; людей знатных и чиновных не коснулись телесно, купцев и слуг пытали, безжалостно и бесполезно: ибо никто из них не подтвердил клеветы доносчика – так говорил народ; но суд не оправдал судимых. Шуйских удалили, хваляся милосердием и признательностию к заслуге Героя Псковского: Князя Андрея Ивановича, объявленного главным преступником, сослали в Каргополь; Князя Ивана Петровича, будто бы им и его братьями обольщенного, на Белоозеро; у старшего из них, Князя Василия Федоровича Скопина-Шуйского, отняли Каргопольское Наместничество, но дозволили ему, как невинному, жить в Москве; других заточили в Буй-городок, в Галич, в Шую; Князя Ивана Татева в Астрахань, Крюка-Колычева в Нижний Новгород, Быкасовых и многих дворян на Вологду, в Сибирь, в разные пустыни; а купцам Московским (участникам заговора против Ирины), Федору Нагаю с шестью товарищами, отсекли головы на площади. Еще не трогали Митрополита; но он не хотел быть робким зрителем сей опалы и с великодушною смелостию, торжественно, пред лицом Феодора назвал Годунова клеветником, тираном, доказывая, что Шуйские и друзья их гибнут единственно за доброе намерение спасти Россию от алчного властолюбия Борисова. Так же смело обличал Правителя и Крутицкий Архиепископ Варлаам, грозя ему казнию Небесною и не бояся земной, укоряя Феодора слабостию и постыдным ослеплением.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

Но воеводы, сбыв с рук одного короле­вича, отделались и от другого. Богдану Дубровскому дали такой от­вет: «того у нас и на уме нет, чтобы нам взяти иноземца на Московское Государство: а что мы с вами ссылались из Ярославля, и мы ссылались для того, чтобы нам в те поры не помешали, боя­ся того, чтобы не пошли в московские городы; а ныне Бог Москов­ское Государство очистил, и мы ради с вами за помощью Божиею биться и идти на очищение Новгородского Государства». 134 Какая смелость! Русь не только не хочет принять королевича – хочет да­же выгнать Шведов из Новгорода. Не менее самоуверенности вы­сказали Русские и в том еще, что отказались принять вспомогатель­ное войско, прибывшее из Англии. Англичане предлагали Свои услу­ги – помочь Русским избавиться от Поляков – но Русские поблагода­рили короля Якова за это позднее предложение и сказали, что у них теперь и своих сил довольно. Теперь наступило время подумать и о царе своем, православ­ном. Нужно было поспешить этим делом, чтобы уничтожить бедственную для всех анархию, чтобы собрать воедино разрозненные ча­сти государства, чтобы уврачевать тяжкие раны ему нанесённые. Нуж­но было и потому, чтобы успеть собраться с силами для ожидаемой новой борьбы с Польшей и Швецией, из которых та и другая го­товили удары России, желая возвратить мнимые на нее права или мстить за мнимое вероломство. Смертью Феодора Иоанновича пресек­лась прямая линия властителей Рюрикова Дома; оставались линии баковые. Решились всею землею выбрать царя; указывали на несчастный опыт не единодушного избрания Василия Шуйского, которое открыло путь многим беспорядкам и возмущениям. Составили Совет и послали во все города грамоты с предписанием, чтобы из каждого города явились в Москву знатные люди духовного и светского чина, а от низших сословий выборные люди. Призываемые скоро собрались в Москву, ибо все пламенно желали, чтобы на Москве не было безгосударно. Искательный Трубецкой воспользовался обстоятельствами, не хотел дожидаться награды от будущего государя и получил от Земского Совета Вагу, бывшую отчину царя Бориса (город Шенкурск с уездом).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Спасите душу погибающую, чтобы и над вами исполнилось слово и благословение Писания, которое говорит: Аще изведеши честное от недостойного, яко уста Моя будеши ( Иер. 15:19 ). Ради Бога, приобретите себе такую благодать и такое воздаяние и благословение от Бога. Предоставьте суд Судящему всех праведно, ибо и Отец не судит никомуже, говорит Слово Божье, но суд весь даст Сынови ( Ин. 5:22 ). Другую благодать прошу у вас – отдайте мне греческие книги, которые я оттуда привез с собою для своего назидания и на утешение духовное окаянной души моей. Окажите и мне христианское милосердие, как вы оказали его, по своему благоразумию, многим другим. Этим вы доставите большую славу блаженной душе приснопамятного царя и государя вашего, и моего государя и благодетеля, великого князя Василия Иоанновича всея России. Благоволите, как благоразумные и верные его соправители и помощники в царском управлении благоверной державы Российской, прибавить блаженной душе его светлой славы – тою вашею милостию, какую окажете мне. Яснейшим доказательством благоразумия и верности благорассудительных князей и бояр служит то, если они, и по преставлении отсюда своего государя, заботятся о доставлении ему там большей славы посредством оказываемого ими здесь за него всякого человеколюбия и различных милостынь всем вообще убогим и страждущим в темницах. Слово это не мое, но всех вообще боговдохновенных отцев. Предлагать здесь их свидетельства, которые хорошо вам известны, я рассудил не совсем уместным; ибо вы хорошо сведущи в божественном писании и очень искусны, более всякого другого, и потому в излишнем напоминании не нуждаетесь. Да сохранит всех вас Господь Иисус Христос во здравии, во всяком спокойствии и крепости. Аминь. Читать далее Источник: Сочинения преподобного Максима Грека в русском переводе. - [Сергиев Посад] : Св.-Троицкая Сергиева лавра, собственная тип., 1910-1911./Ч. 1: Нравоучительные сочинения. - 1910. - IV, 287, III, с., л. портр. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/nr...

Р. Трубецкому с товарищи, то мы на государеву службу готовы, а станут грамоты приходить к князю Трубецкому и к князю Хворостинину, то нам меньше князя Хворостинина быть невместно». В следующем году опять Трубецкой и Хворостинин были назначены в Тулу воеводами большого полка, а в передовом – князь Андрей Голицын: последний разболелся, будто болен, не хотя в меньших быть у князя Трубецкого. Князья Ногтев и Одоевский сказали: «На государеву службу готовы, а меньше князя Ивана Голицына быть нам невместно»; князь Петр Буйносов сказал: «Меньше мне князя Одоевского быть невместно»; князь Туренин сказал: «Меньше мне князя Буйносова быть невместно». Князь Михайла Одоевский, приехав на службу, списков с именами служилых людей не взял для князя Ивана Голицына; князь Иван Туренин списков не взял для князя Буйносова, а князь Буйносов на службу не поехал для Одоевского. В 1597 году высланы были на берег (Оки) для предосторожности от крымцев знатнейшие бояре: Мстиславский, Годунов (Борис), Шуйские, Трубецкой, Голицын, и вот князь Тимофей Романович Трубецкой, воевода сторожевого полка, бьет челом на князя Василия Ивановича Шуйского, воеводу правой руки; Иван Голицын, воевода левой руки, бьет челом на князя Трубецкого, князь Черкасский бьет челом на князя Ноготкова, Буйносов – на Голицына, Шереметев – на Ноготкова и Буйносова, Кашин – на Буйносова и Шереметева. Когда дело было неясное, правительство назначало суд: судили обыкновенно боярин и дьяк; в разрядных книгах встречаем известия, что иногда бояре решали дела по пристрастию: так, в 1586 году Федор Колычев был оправлен пред Романом Алферьевым, и разрядная говорит: «Тем судом промышлял боярин князь Иван Петрович Шуйский для Крюка Колычева». В судьи по делу князя Тимофея Трубецкого с князем Андреем Голицыным назначен был первенствующий боярин – князь Феодор Мстиславский. Когда Трубецкой подал память, то Мстиславский сказал: «Князь Тимофей Романович Трубецкой в памяти написал, что дед мой, князь Феодор Михайлович, был с князем Микулинским; но дед мой меньше князя Микулинского не бывал, тем меня князь Т.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

После убийства Лжедмитрия I и удаления Игнатия (май 1606) И. 1 июня 1606 г. возглавил венчание на царство Василия Иоанновича Шуйского. Во время церемонии И. обратился к царю с речью, возможно им написанной (ААЭ. Т. 2. С. 104-105, 47). И. участвовал в поставлении на Патриарший престол избранного по воле царя сщмч. Ермогена. По благословению патриарха Новгородский митрополит в 1606 г. рассылал грамоты с повелением молиться о победе правительственных войск над повстанцами под рук. И. Болотникова. От патриарха, сторонника перекрещивания католиков и протестантов при присоединении их к правосл. Церкви, И. мог получить список Сводной редакции чиноприемов, содержащей, в частности, требование присоединения неправосл. христиан к Православию через крещение. Известен Требник из келейной библиотеки И. с его владельческой записью (РНБ. Соф. 1071), включающий Сводную редакцию. Какое-то время И. мог следовать этим нормам. И. поддержал переговоры новгородского воеводы кн. М. В. Скопина-Шуйского со швед. полковником Я. Делагарди в 1608 г. о приглашении наемников для борьбы с Лжедмитрием II . В ходе повстанческого движения, охватившего Новгородскую и Псковскую земли, митрополит приложил значительные усилия для удержания населения Новгорода под властью царя Василия Шуйского. В критический момент отъезда из Новгорода кн. Скопина-Шуйского И. способствовал прекращению мятежа и сумел убедить горожан не присягать Лжедмитрию II. Правительство Василия Шуйского подписало в февр. 1609 г. в Выборге договор о союзе со Швецией, по к-рому в обмен на военную помощь Россия уступила Швеции г. Корела (ныне Приозёрск). Население Корелы отказалось признать швед. власть и присягнуло Лжедмитрию II. Оборону города от швед. войск возглавил Корельский еп. Сильвестр. Рус. правительство настаивало на передаче Корелы Делагарди и организовало перенесение из города и окрестностей святынь и вывод мон-рей. В 1-й пол. мая 1610 г. в Новгород к воеводе И. Н. Одоевскому Большому и И. были направлены царские грамоты о переводе Коневского в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря в новгородский Деревяницкий в честь Воскресения Христова мон-рь , что и было исполнено.

http://pravenc.ru/text/2001546.html

К. Василия II, Иоанн; дети В. К. Василия Темного: Юрий Дмитровский, Борис Волоцкий и Можайский, Андрей (большой) Углицкий и Можайский и Андрей (меньшой) Вологодский; сын В. К. Uoahha II Иоанн 3 ; сын В. К. Uoahha III Иоанн, отец несчастного Димитрия. Гробы этих князей были выносимы на все время перестройки, и потом, в 1508 году, торжественно внесены в новый собор, где уже находилась гробница В. К. Uoahha III , погребенного в неоконченном еще храме. Эти 24 гроба поставлены, с строгим соблюдением родового порядка, в том положении, в каком они ныне видимы. После их погребены здесь: Великий Князь Василий Иоаннович IV; цари: Иоанн IV (Грозный), Феодор Иоаннович, Василий Иоаннович (Шуйский) , Михаил Феодорович, Алексей Михайлович, Феодор Алексеевич, Иоанн Алексеевич и император Петр II; сын В. К. Василия IV Юрий; дети В. К. Uoahha III : Андрей Старицкий, скончавшийся в заточении; Димитрий (Жилка) Углицкий, Симеон Калужский и Юрий Дмитровский; внук Uoahha III ; Димитрий Иоаннович, торжественно коронованный дедом его в сани Великого Князя, и кончивший несчастную свою жизнь в заточении; дети Иоанна Грозного и младенцы: Иоанн, Василий и назначаемый от отца преемником престола, Димитрий; сын царя Феодора Иоанновича, младенец Илия; дети царя Михаила Феодоровича: Василий и Иоанн; дети царя Алексия Михайловича: Алексий, младенец Димитрий и Симеон; сын Петра Великого, Александр. Сверх того, тут же погребены: князь Михаил Васильевич Скопин-Шуйский, племянник царя Василия Шуйского; принявшие христианскую веру – Александр Сафагиреевич, царь Казанский, сын знаменитой Сююньбеки; и Петр (Кудагуйло) Ибрагимович, царевич Казанский, зять В. К. Uoahha III . – Рядом с гробом царя Василия Шуйского, которого останки, находившиеся в Польше 23 года, перевезены сюда, 1635, по просьбе царя Михаила Феодоровича, стоят три какие-то неизвестные гробницы, без надписей; все эти четыре памятника складены, как приметно, в одно время и между собою соединены; думают – и весьма основательно – что в двух из них погребены братья царя Василия, томившиеся с ним в плену: их гробы перевезены в Москву в одно время с царем Шуйским; а в третьей, может быть положен кн.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Как и др. архиереи, Е. был включен Лжедмитрием I (1605-1606) в сенат. Имеются свидетельства, что из рус. архиереев только Казанский митрополит выступил против брака царя с Мариной Мнишек, если она не примет Православие. За это Е. был приговорен к лишению сана. По «Сказанию и повести, еже содеяся в царствующем граде Москве, и о растриге Гришке Отрепьеве», написанным современником событий, Лжедмитрий приказал не только выслать Е. из Москвы в Казань (архиерей был вызван в столицу для участия в работе сената), но также «в монастырь заточити», что не было выполнено из-за свержения Лжедмитрия 17 мая 1606 г. (ЧОИДР. 1847. Кн. 9. Отд. 2. С. 20). После избрания на престол Василия Иоанновича Шуйского и сведения с Патриаршего престола поставленного Лжедмитрием Игнатия встал вопрос о новом патриархе. Есть основания предполагать, что 1-м кандидатом на Патриарший престол являлся Ростовский и Ярославский митр. Филарет (именно он отправился 3 июня 1606 в Углич за мощами царевича св. Димитрия Иоанновича ). Польск. современники писали, что причиной расхождения царя Василия Шуйского с митр. Филаретом и наречения патриархом Е. была приверженность Филарета Лжедмитрию I, при к-ром Филарет стал митрополитом. По предположению Платонова, неудовольствие царя вызвала связь митр. Филарета с Шереметевыми, организовавшими против царя заговор. 3 июля 1606 г. Е. был возведен на Патриарший престол в соответствии с чином интронизации патриарха Иова (предполагавшим повторение епископской хиротонии). Чин поставления Е. в патриархи сохранился не полностью (РГАДА. Ф. 135. Древл. 6). Новгородский митр. Исидор вручил Е. посох свт. Петра , царь - панагию, белый клобук и др. посох. («Новый летописец» содержит ошибочное сообщение, что Е. 1 июня 1606 венчал на царство Василия Шуйского, в действительности чин венчания на царство совершил Новгородский митр. Исидор.) Патриаршество Е. пришлось на Смутное время . Почти все рус. источники высоко оценивают роль Первосвятителя в сохранении правосл. Церкви и государственности в России в эти годы. В «Новой повести о преславном Российском царстве», «Плаче о пленении и конечном разорении Московского государства», сочинениях И. Хворостинина , «Новом летописце» о Е. рассказывается как о мученике за православную веру, сохранившем ее в России ценой своей жизни. В польск. источниках у Е. отмечены те же качества, что и в рус. текстах, но с противоположной оценкой.

http://pravenc.ru/text/190175.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010