Особый статус Сарских епископов был подтвержден на Соборе в 1551 г. (см. «Стоглав» ): «А в которое время митрополиту не поможетца, и он в свое место повелевает судити архимандритов, и игуменов, и игуменей, и протопопов, и весь священнический и иноческий чин в духовных делех Сарскому и Подонскому владыце со всеми архимандриты и игумены соборне по тем же священным правилом» ( Емченко Е. Б. Стоглав: Исслед. и текст. М., 2000. С. 360; АИ. Т. 1. 155. С. 273). После учреждения Московского Патриархата в 1589 г. Сарский и Подонский еп. Геласий был возведен в сан митрополита с правом заведования делами Патриаршей области . Митр. Геласий в 1591 г. отпевал в Угличе царевича св. Димитрия Иоанновича , участвовал в следствии по делу о его убийстве. К нач. XVII в. подворье Сарских и Подонских епископов имелось в Московском Кремле - рядом со Спасскими воротами, напротив Чудова в честь Чуда арх. Михаила в Хонех мужского монастыря . В Смутное время К. к. занимал митр. Пафнутий (1605-1611), бывш. архим. Чудова монастыря, который в 1605 г. свидетельствовал о Лжедмитрии I как о сыне Иоанна IV Васильевича Грозного, впосл. способствовал восшествию на престол Василия Иоанновича Шуйского и, по-видимому, являлся одним из претендентов на Патриарший престол. Сарский и Подонский митр. Иона (Архангельский) после кончины патриарха сщмч. Ермогена был местоблюстителем Патриаршего престола с дек. 1613 по июнь 1619 г., в 1620 г. осужден на церковном Соборе в Москве за то, что настаивал на присоединении католиков и протестантов к Православию через миропомазание, а не через перекрещивание. После кончины патриарха Иоасафа I общецерковное управление в кон. 1640 - нач. 1642 г. осуществлял Сарский митр. св. Серапион (Сысоев) . После смещения патриарха Никона в 1658 г. в течение мн. лет местоблюстителями были митрополиты Сарские и Подонские Питирим (впосл. патриарх) и Павел III . При престарелом патриархе Адриане , в 1699-1700 гг., делами Патриархии управлял митр. Трифиллий (Инихов) . В кон. XV - нач. XVI в.

http://pravenc.ru/text/2462071.html

Четверть века провел преподобный Иринарх закованным цепями и веригами, в тяжелых трудах. Подвиги его обличали нерадиво живших в обители, и они солгали игумену, что старец учит не ходить на монастырские работы, а подвизаться подобно ему. Игумен поверил клевете и изгнал святого старца из обители. Смиренно покорившись, преподобный Иринарх опять ушел в Ростов и прожил в монастыре Святого Лазаря один год. Между тем борисоглебский игумен раскаялся в своем поступке и послал иноков за преподобным Иринархом. Он возвратился, укоряя себя, что живет не так, как братия, несущая праведные труды, которых он лишен. Преподобный продолжал носить свои тяжкие вериги и, трудясь, изготовлял нищим одежду, вязал волосяные свитки и клобуки. Он спал ночью лишь один час или два, остальное же время молился и бил свое тело железной палкой. Святому Иринарху было видение о том, что Москву захватит Литва, а церкви по местам будут разорены. Он стал горько плакать о предстоящем бедствии, и игумен повелел ему ехать в Москву и предупредить царя Василия Иоанновича Шуйского (1606–1610) о грозящей беде. Преподобный Иринарх выполнил послушание. Он отказался от предложенных ему царем даров и, вернувшись, стал усердно молиться, чтобы Господь помиловал Русскую землю. Враги явились на Русь, стали завоевывать города, избивали жителей, грабили монастыри и церкви. Лжедимитрий и второй самозванец стремились покорить Русь польскому королю. Борисо-Глебский монастырь также был захвачен врагами, которые вошли к святому затворнику и удивились прямым и смелым речам старца, предсказавшего им гибель. Лютый гетман Ян Сапега, остановившись в Борисо-Глебском монастыре, пожелал видеть сидящего в цепях старца и удивился его подвигу. Когда паны, пришедшие с Сапегой, сказали ему, что старец молится за Шуйского, преподобный смело сказал: «Я в России рожден и крещен, за русского царя и Бога молю». Сапега отвечал: «Правда в батьке велика — в которой земле жить, той земле и служить». После этого преподобный Иринарх стал убеждать Сапегу уйти из России, предсказывая ему в противном случае смерть.

http://e-vestnik.ru/reports/borisoglebsk...

Юрия Дмитровского, кн. Андрея Старицкого и его потомков). Уже в структуре некрополя 1507 г. было выделено место для погребения династии донатора собора вел. кн. Василия III - у алтарной преграды возле юж. стены положили его деда и отца (Василия II и Иоанна III). Здесь же в 1533 г. похоронили самого Василия III, в 1553 г. в его гробницу опустили тело его внука царевича Димитрия. В 60-х гг. XVI в. царь Иоанн IV устроил в юж. предалтарии новый придел, предназначенный для царской усыпальницы, выделив тем самым царский род из династии московских государей. В 1581 г. здесь похоронили царевича Иоанна Иоанновича, в 1584 г.- царя Иоанна Грозного, в 1598 г.- царя Феодора Иоанновича . В 1605 г. в приделе положили тело царя Бориса Феодоровича Годунова , но в том же году его прах был вынесен Лжедмитрием I в Вознесенский Варсонофьевский мон-рь. Св. блгв. кн. Александр Невский. Роспись Архангельского собора Московского Кремля. Сер. XVII в. Св. блгв. кн. Александр Невский. Роспись Архангельского собора Московского Кремля. Сер. XVII в. Развитие в XVI в. представлений о богоустановленности царской власти определило и отношение к крещеным татар. царям. В 1523 г. в А. с. был похоронен казанский царевич Петр Ибреимович (Куйдакул), муж сестры вел. кн. Василия III Евдокии, в 1566 г.- последний казанский царь Александр Сафа-Киреевич (Утемиш-Гирей). В 1610 г. при царе Василии Иоанновиче Шуйском была, видимо, сделана попытка устроить в А. с. особую усыпальницу новой династии: в приделе в честь Обретения главы Иоанна Предтечи покоятся останки близкого родственника царя полководца кн. М. В. Скопина-Шуйского, однако это единственное захоронение в приделе. Сам царь Василий Иоаннович, умерший в польск. плену в 1612 г., был похоронен в 1635 г. в сев.-зап. углу А. с., возле гробниц опальных князей Андрея Ивановича и Владимира Андреевича Старицких. Царей из рода Романовых хоронили уже в наосе у средних столпов собора. История некрополя закончилась в 1730 г., когда было совершено последнее захоронение,- у юж.

http://pravenc.ru/text/76446.html

ЛУКИАНОВА, пуст. муж. отстоящая от уездного города Александрова в 10, а от Переславля-Залеского в 25 верстах. Она основана в 1594 году, и была сначала известна под названием Богородицкой по церкви Рождества Богоматери, которая построена деревянная священником Григорием, по благословению патриарха Иова. Впоследствии времени церковь эта и обитель перенесены на нынешнее место, на урочище, называемое исстари Псковитиново Раменье. После разорения в XVII веке поляками, монастырь возобновлен, в 1640 году, строителем иеромонахом Лукианом, почему обитель с тех пор и стала именоваться Лукиановой. – Ныне здесь три церкви: 1) соб. Рождества Богородицы, существовавшая сначала, как выше сказано, с 1594 деревянная, вместо коей, в 1648 году, по желанию вкладчиков, Александра Феодорова Баркова и Тимофея Николаева, сооружена такая же вновь; а нынешняя каменная построена в 1707 году, по благословению Блюстителя Патриаршего Престола, митрополита Стефана Яворского . 2) Великомученицы Екатерины, теплая; построена в 1713 году. 3) Больничная, Богоявления Господня, с приделом Феодора Стратилата, существует с 1680 года. Все здания этой обители, также и ограда с башнями, каменные. В день Рождества Богородицы, 8 сентября, бывает при обители ярмарка. ПОКРОВСКИЙ, женский 1 класса, в уездном городе Суздале. Основан в 1364 году В. К. Нижегородским и Суздальским, Андреем Константиновичем. Здешняя соб. церковь , Покрова Богородицы, построена в одно время с монастырем. В ней показывают гробницу первой супруги В. К. Василия Иоанновича, княгини Соломонии (в иночестве Софии) Юрьевны, урожденной Сабуровой, местно-чтимой за богоугодную жизнь, которая 17 лет пребыла здесь в подвигах иночества и скончалась 16 декабря 1542 года. Тут же, как некоторые летописцы утверждают, схоронена пятая супруга царя Иоанна Васильевича, Анна, из фамилии Васильчиковых. – Здесь в обители, жили: царица Мария (в иноч. Елена), супруга царя Василия Иоанновича Шуйского, и царица Евдокия, первая супруга Петра Великого, которая с 1698 содержалась в заточении и пострижена в иночество; а потом, за участие в деле сына ее, царевича Алексия Петровича, переведена в старую Ладогу, потом в Шлиссельбургскую крепость, откуда возвращена в Москву внуком ее, императором Петром II.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Варнавино. Церковь Николая Чудотворца. /// Объект утрачен Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Однопрестольная деревянная холодная церковь с шатровым завершением, изначально устроена как храм бывшего здесь Троицкого монастыря, основанного Варнавой Ветлужским (+1492) в XVI в. Церковь построена вместо прежней деревянной того же посвящения над захоронением основателя монастыря. После упразднения монастыря (1778) обращена в приходскую. Ремонтировалась в 1854. В 1912 из-за угрозы подмыва берега мощи преп. Варнавы Ветлужского перенесены из Никольской церкви в Троицкую. В 1930-х закрыта, позже уничтожена. В 1999 на месте Никольской церкви установлен памятный крест. Церкви Костромской епархии. - Спб., 1909, с. 72 Основана, вероятно, во 2-й пол. XV в. на местеподвигов и погребения прп. Варнавы Ветлужского († 1445?), на т. н. Красной горе, на правом берегу р. Ветлуги (ныне пос. Варнавино Нижегородской обл.). Первое надежно засвидетельствованное упоминание В. п. содержится в жалованной грамоте царя Иоанна IV Васильевича 26 июля 1551 г. строителю мон-ря Савватию. В монастырских актах упоминается грамота мон-рю вел. кн. Василия III Иоанновича 1530 г., однако при передаче содержания этой грамоты допущены анахронизмы, заставляющие сомневаться в ее существовании. Варнавиной пустынь впервые названа в грамоте царя Василия Иоанновича Шуйского 1607 г. Находясь на границе русских земель, В. п. долгое время была единственной православной обителью Поветлужья и сыграла большую роль в распространении христианства среди ветлужских черемисов (марийцев), при этом монастырь испытывал постоянную угрозу захвата своих угодий со стороны как черемисов, так и русских крестьян, осваивавших новые земли. В 30-х гг. XVI в. насельники В. п. скончались от морового поветрия (очевидно, эпидемии чумы), обитель пришла в запустение, но в кон. 40-х гг. была возобновлена строителем Савватием. В 1610/11 г. в ходе крестьянского бунта В. п. была сожжена, монахи были разогнаны. Настоятель просил духовные власти о приписке пустыни к казанскому в честь Преображения монастырю, что и произошло в 1614 г.; по-видимому, к 40-м гг. XVII в. В. п. снова стала самостоятельной.

http://sobory.ru/article/?object=38987

Попечением Патриарха Иова возобновилось печатание богослужебных книг, которых повсеместно не хватало, особенно в присоединенных землях — Казани, Астрахани, Сибири. По благословению святителя Иова впервые были изданы Триодь Постная, Триодь Цветная, Октоих, Минея Общая, Чиновник архиерейского служения и Служебник. Святитель предпринял также некоторые меры по исправлению существовавших неточностей в богослужебных книгах. При Патриархе Иове были прославлены новые русские святые: святой Василий Блаженный, преподобный Иосиф Волоколамский (святитель сам написал ему канон и «исправил службу»), святители Казанские Гурий и Варсонофий, благоверный князь Роман Угличский, преподобные Антоний Римлянин и Корнилий, блаженный Иоанн Московский, преподобные Игнатий Вологодский и Мартирий Зеленецкий. Некоторым святым, уже чтимым на Руси, были установлены новые дни празднования. При святителе Иове развивалась миссионерская деятельность, направленная на укрепление православной веры в отдаленных районах государства (в Сибири, на Русском Севере), а также в Грузии. По благословению Патриарха православные миссионеры возрождали храмы и монастыри на окраинах России, несколько новых обителей было основано и в европейской части страны, в Москве был устроен Донской монастырь . Со смертью царя Феодора Иоанновича 7 января 1598 г. пресеклась мужская линия династии Рюриковичей, начался период государственных нестроений, известный в истории России как Смутное время. В эти тяжелые времена святитель Иов первым возглавил борьбу с польско-литовскими захватчиками, рассылая по городам грамоты с призывом к защите веры и Отечества. В январе 1605 г. Патриарх Иов предал анафеме Лжедмитрия I и поддерживающих его изменников. 3 апреля 1605 г. после внезапной кончины царя Бориса Годунова в Москве вспыхнул бунт, город был сдан самозванцу и полякам. Патриарх Иов был низложен и сослан в Успенский Старицкий монастырь, где святитель начинал свой иноческий путь. После свержения Лжедмитрия I u воцарения 1 июня 1606 г. Василия Иоанновича Шуйского святителю было предложено вернуться на Патриарший престол, однако он отказался, сославшись на слепоту и преклонный возраст. Патриархом был избран митрополит  Казанский  Ермоген . В феврале 1607 г. Патрирх Иов был приглашен царем Василием Иоанновичем, освященным Собором и всеми «чинами» русского общества в Москву. 20 февраля 1607 г. Патриарх Иов и Патрирх Ермоген совершили богослужение в Успенском соборе Московского Кремля, народ просил у них прощения за нарушение крестного целования царю Феодору Борисовичу Годунову и за признание самозванца. В соборе была прочитана разрешительная грамота, составленная от имени двух Первосвятителей.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1245782...

Полагаясь на косвенные летописные свидетельства, мы можем обозначить лишь два трагических события в ранней истории обители. Первое из них датируется 1238 годом, когда взявшие Владимир татары учинили в нём резню, а напоследок сожгли город. Второе относится к 1411 году - в том несчастливом году кочевники вновь " град пожгоша " . Огонь бушевал с такой силой, что от него " колокола разлияшася " . Видимо, около того времени был разрушен и монастырский собор, а сама обитель пришла в полное запустение. Во всяком случае, в жалованной грамоте великого князя Московского Василия III Иоанновича от 1512 года монастырь назван " новым " . Именовали его тогда ещё и " новодевичьим " , а это доказывает, что на рубеже XV-XVI веков обитель была возобновлена на практически пустом месте. В XVI-XVII Княгининская обитель видела в своих стенах представительниц царских семейств, появившихся здесь при печальных обстоятельствах... Так во второй половине XVI века в обители подвизалась инокиня Параскева, в недавнем прошлом царевна Пелагея Михайловна, вторая жена царевича Иоанна Иоанновича, сына Иоанна Грозного, за бездетность свою в 1579 году постриженная в монахини. Вторая известная насельница - дочь Бориса Годунова Ксения, в иночестве Ольга, помещённая в Успенский монастырь при царе Василии Шуйском. То есть Княгинин монастырь и в новое время вполне оправдывал своё первоначальное имя. При всём при том, что будучи возобновлён заново, определение " Княгинин " он утерял, вернув его лишь в 1900 году. До 1640-х годов монастырь пребывал в скудости, средств катастрофически не хватало, а потом, к счастью, нашёлся щедрый благотворитель - Патриарх Иосиф. В обители тогда появилась шатровая колокольня, выросла ограда с воротами, монастырская ризница пополнилась новой утварью, было устроено покрытие приделов Успенского собора... Но самое главное, с нашей сегодняшней точки зрения главное, - в 1647-1648 годах алтарь, столпы, стены, своды и барабан соборного храма украсились сплошной росписью, в стилистистеском отношении наследующей росписи Успенского собора Московского кремля. Мы знаем имена по крайней мере двух мастеров, участвовавших в украшении Успенского собора Княгинина монастыря, - их автографы были обнаружены при открытии записанных в XIX веке фресок. Это - жалованный иконописец Марк Матвеев и ярославский мастер Степан Ефимьев. Согласно автографу первого, он работал " со товарищи " - считается, что именно Марк Матвеев руководил артелью мастеров, выполнивших росписи в Успенском соборе. Это была его последняя работа - в 1648 году выдающийся богомаз скончался. Предыдущим же документированным трудом Марка Матвеева и Степана Евфимьева были росписи Успенского собора Московского Кремля.

http://sobory.ru/article/?object=05331

В 1613 г. владения М. м., Шалочской Гурьевой пуст. и соборного Рождественского храма были «подвергнуты дозору», и оказалось, что формально вотчина запустела более чем в 2,5 раза. Если размер обложения в кон. XVI в. по результатам описания кн. Бельского был определен в 65 четей, то по дозору 1613 г.- только в 24 чети. Но и это было тяжелым налоговым бременем. Игумен просил, чтобы всякие подати «платить с посадом вместе, а в уезд к сохам [единица измерения кадастрового состояния земли.- Авт.] не приписывать... и доходов никаких с уездными сохами не имать», т. к. с 1609 по 1613 г. они платили «всякие подати и острог ставили, и пушки ковали с устюженцы, с посадцкими людьми вместе» (Указные грамоты. 2012. 13). К тому времени М. м. приобрел в Устюжне дополнительную недвижимость. По купчей и по вкладной грамотам, М. м. владел мельницей с двором и огородом на р. Вороже, принадлежавшей ранее посадскому человеку Василию Степанову сыну Тормасову (ГАВО. Ф. 1009. Оп. 1. Д. 48. Л. 37 об.- 39). До 20-х гг. XVII в. М. м. был независим от местной власти, а тем более от посада, и фактически обладал полным иммунитетом на свои владения. В основе его статуса лежали жалованные грамоты московских государей. Сохранилась копия жалованной тарханной грамоты, полученной М. м. в окт. 1607 г. от царя Василия Иоанновича Шуйского (Там же. Л. 20-21 об.), в ее основе - 2 грамоты, полученные мон-рем от царя Иоанна IV Васильевича Грозного в 1578 г. и от его сына Феодора Иоанновича в 1585 г. В тексте перечислены льготы, которыми пользовался М. м., предоставлявшие обители практически полный податный, таможенный и судебный иммунитеты. Кроме того, жалованная грамота освобождала М. м. от экономического и адм. подчинения Новгородскому архиерею. Все льготы мон-рю были даны, видимо, еще царем Иоанном Грозным, а затем подтверждались Феодором Иоанновичем, Борисом Феодоровичем Годуновым , а также Лжедмитрием I в 1605 г. (Там же). В 1620, 1623 и 1626 гг. М. м. получил новые жалованные грамоты от царя Михаила Феодоровича .

http://pravenc.ru/text/2563912.html

Тогда Борис Годунов решился на крайнюю меру. Попытка отравить юного царевича с помощью Василисы Волоховой, кормилицы Димитрия Иоанновича, не увенчалась успехом: смертоносное зелье не вредило отроку. Через своего сообщника Андрея Лупп-Клешнина Борис отыскал знакомого человека, дьяка Михаила Битеговского, взявшегося собственноручно умертвить царевича. Посланный в Углич со своим сыном Даниилом и племянником Никитой Качаловым будто бы для управления земскими делами и хозяйством вдовствующей царицы, Битеговский поручил Волоховой вывести в назначенное время царевича во двор. В субботний день 15 мая 1591 года он был зверски убит заговорщиками ударами ножа в горло и другие части тела и сброшен с лестницы. При виде этого страшного злодеяния пономарь соборного храма ударил в набат, созывая народ. Сбежавшиеся со всех концов города люди отомстили за невинную кровь восьмилетнего отрока Димитрия, самочинно расправившись с жестокими заговорщиками. Впоследствии через своих людей, посланных в Углич для судебного разбирательства, Борис Годунов сумел убедить царя Феодора Иоанновича в том, что его младший брат якобы страдал падучей болезнью и умер, нечаянно упав на нож. Царевич Димитрий был погребен в Угличе в дворцовом храме в честь Преображения Господня. Уже в царствование Бориса Годунова у гробницы благоверного царевича Димитрия стали совершаться исцеления больных. 3 июня 1606 года, в царствование Василия Шуйского, при Патриархе Ермогене, святые мощи страстотерпца были обретены нетленными и перенесены в собор во имя Архистратига Михаила в Москве митрополитом Ростовским и Ярославским Филаретом, отцом будущего царя Михаила Феодоровича Романова. Господь прославил мощи благоверного царевича Димитрия многими чудотворениями. Святитель Димитрий Ростовский составил Житие и описание чудесных исцелений по молитвам святого царевича Димитрия, из которого видно, что особенно часто исцелялись больные глазами. В Угличе, на месте убиения святого царевича Димитрия, был построен храм его имени, который в народе получил название « церковь царевича Димитрия на крови». В этом храме хранилось рукописное Житие благоверного царевича, написанное святителем Димитрием, митрополитом Ростовским.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Когда же изгнаны были шведы и начали возвращаться окрестные жители по своим местам, пришел один из любимых учеников усопшего, Григорий, на пепелище его обители и прослезился, увидев ее разорение и избиенных братий. Предавши земле их трупы, поставил он келью свою на запустевшем месте, и часовню во имя Преображения Господня. Несколько лет спустя явился ему во сне преподобный Антоний и сказал: «Отче Григорий, поди в Великий Новгород и скажи преосвященному Киприану Митрополиту и вельможам города, чтобы меня положили в созданной мною обители Преображения Господня». Но старец Григорий еще не решился идти к Владыке после первого явления: оно повторилось и, наконец, в третий раз уже в страшном виде явился ему блаженный учитель, испуская огненные лучи и сказал: «Если не исполнишь моих слов, явлюсь в другом месте, ты же погибнешь». От страшного сего явления пал, как мертвый, ученик его; пошел он в Великий Новгород к Владыке и вельможам. Митрополит с крестным ходом, при великом стечении народа вступил в церковь Евангелиста Луки; там, раскопав могилу блаженного Антония, обрели святые мощи его совершенно нетленными, подняли их с молебным пением и понесли в бывшую его обитель. Как только их открыли, совершилось первое чудо: исцелился слепой человек по имени Иосиф, три года ничего не видевший; а на пути близ Аркажского монастыря прозрел другой слепец, по имени Стефан. Святитель велел архимандриту Юрьева монастыря Дионисию со всеми игуменами Новгородскими с великой честью проводить тело блаженного Антония в его обитель, где было оно положено на месте подвига, и многие исцеления истекали от святых мощей его. (Из рукописи сборника житий святых, Новгородской семинарии.) Житие преподобномученика Симона Устюжского В первое лето царствования благочестивого царя Феодора Иоанновича, родился преподобный Симон в отчине монастыря Иосифа Волоколамского, и был воспитан в благочестии родителями, оставаясь в доме их до двадцатилетнего возраста. Когда же при державе Василия Иоанновича Шуйского и в первый год святительства Гермогена Патриарха, восстала рать на землю Русскую и повсюду были убийства и крамолы, отец юноши Михаил, обнищав, удалился в другие пределы, осиротевший же сын его пошел в Москву и там занялся ремеслом ризошвейным; потом пошел в поморские страны и, водворившись в городе Устюге, питался трудами рук своих.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010