Великомученика Феодора Стратилата и Св. Мученицы Ирины;  – а третий освящён в 1609 году, Мая 9, во имя Св. Николая Чудотворца во время осаждения монастыря от Поляков, для испрошения у Бога, с помощью молитв Святителя, освобождения от усилившейся на многих осаждённых цинготной болезни. На оной церкви средняя великая глава позолочена червонным листовым золотом тщанием Лаврского Архимандрита Афанасия, бывшего потом Епископа Ростовского, иждивением же монастырским между 1754 и 1758 годов. В 1781 году с западной стороны у того собора сделано для всхода парадное крыльцо. При этой Успенской церкви погребены Царь Борис Феодорович Годунов, супруга его Мария Григорьевна, сын их Феодор Борисович и дочь их Ксения. Их троих тела по повелению Царя Василия Иоанновича Шуйского в 1606 году перенесены были из Варсонофьевского, что в Москве бывшего монастыря, в Троицкой монастырь, где погрести их велено было честно; а дщерь их Ксения Борисовна после, а именно в 1622 году, (быв пострижена по повелению Гришки Отрепьева и наречена Ольгой) по смерти своей погребена при гробе своих родителей. Внутри же оной церкви на западной стороне за левым клиросом погребены: 1) Королева Марфа Владимировна, дочь Князя Владимира Андреевича Старицкого, который был сыном Князя Андрея Иоанновича, брата родного Великого Князя Василия Иоанновича, а дяди родного Царю Иоанну Васильевичу. Она была в супружестве за Принцем Датским Магнусом, Королём Лифляндским; 2) Королевна Евдокия, дочь того Принца Датского Магнуса и Марфы Владимировны. 6.  ЦЕРКОВЬ Сошествия Святого Духа каменная, стоящая в длину на 7 саженях с двумя аршинами, а в ширину на 6 саженях. Она основана в 1559 году, Мая 16, в неделю Пятидесятницы повелением Царя Иоанна Васильевича во имя Святой Троицы, и на основании был сам Царь с Царицей Анастасией и с детьми Царевичами Иоанном и Феодором, и с братом своим Георгием Васильевичем и с Царём Казанским Александром; а закладывал Гугий, владыка Рязанский, (бывший прежде Игуменом в сей обители) при Игумене Иоасафе.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Сходка порешила: бить челом Василию, да оставит царство; и он должен был уступить силе... С 17-го июля 1610 года началось на Руси самое тяжкое безгосударное время, – лихолетье междуцарствия. Верховная власть перешла в руки семи знатнейших лиц боярской думы, в главе которых стоял князь Мстиславский. Настроение народа в Москве было мрачное. Говорили, что пред низложением Василия Иоанновича слышали в полночь в усыпальнице Русских Царей, – Архангельском Соборе, плач великий и чтение 118-го псалма: „Блаженни непорочнии», который читается и поется на Страстной неделе в ночь с великой пятницы на субботу. Слышалось там и пение„вечной памяти». Каждый по своему, объяснял это предзнаменование. Приверженцы самозванца из черни хотели пустить его в столицу, к которой подходил с войсками победитель Димитрия Шуйского польский гетман Жолкевский, для завоевания под власть Польши самой Москвы, в которой было немало польских приверженцев. Среди усиливающегося малодушия, разлада и измены, твердо и мужественно стоял на высоте положения предстоятель церкви патриарх Гермоген и напрягал все свои силы, чтобы не допустить в Москве ни иноземного, ни самозванческого владычества, как гибельных для России. Прежде всего, он старался возвратить на престол беззаконно низведенного Василия Иоанновича, молился за него в храмах, как за Государя законного и венчанного и помазанного на царство церковью, и даже открыто уговаривал народ, чтобы снова призвать его нам престол. Но враги его, совершившие государственный переворот, насильственно постригли в иночество его и его жену. Патриарх объявил незаконным такое пострижение и считал монахом того князя Тюфякина, который читал иноческие обеты за Василия Иоанновича, когда его, держа за руки, облачали в монашескую одежду, Первосвятитель говорил о Василии Иоанновиче: „Егда Владыка мой Христос на престоле владычества моего укрепит мя, совлеку от риз и иночества свобожу его“.Указывал также патриарх и другой выход из безгосударного времени: он советовал призвать на царство нового государя, но непременно Русской крови и Православной Веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Ermogen_Moskov...

– 9) Соловецких Чудотворцев, Зосимы и Савватия, при больничных кельях, которые существуют с 1635 года. – 10) Петра и Павла, домовая архимандритов Лавры, устроена в Палате, называемой Патриаршею в 1758 году, сперва во имя Казанской Божией Матери, а 1795 митрополитом Платоном возобновлена и украшена, с переименованием в честь верховных Апостолов. Ризница Лаврская, находящаяся в особом флигеле, есть богатейшая во всей России и преисполнена неисчислимыми сокровищами: тут, в четырех палатах собраны дары, в течение пяти столетий принесенные, от Великих Князей, царей и императоров русских, также и от других лиц; были здесь без сомнения, вклады и Димитрия Донского, но полагать должно – они истреблены, вместе с обителью, в нашествие хана Едигея. – Подробно описать все находящиеся здесь драгоценности невозможно; довольно упомянуть кратко о заслуживающих особенное внимание, каковы суть: деревянные сосуды и крашенинная риза Чудотворца Сергия; такие ж сосуды и камчатные ризы Преподобного Никона; сандалии кожаные, бывшие 30 лет на ногах св. Сергия, во гробе; серебряное кадило 1495 года; простые, но замечательные древностью, панагии прежних русских Святителей; много древних образов и складней, из которых два, Корсунские, сохранили на себе Византийские украшения гривнами, цатами, ряснами и монистами; крест царя Юстиниана, с надписью, принесенный из Синайской горы митрополитом Ираклийским Дионисием, в 1624 году; одежда на престол, с бриллиантами и жемчугом, которую ценят в 1 1/2 миллиона рублей; золотые сосуды Великих Князей Василия Димитриевича и Василия Васильевича, царя Бориса Годунова и императрицы Екатерины II; золотое блюдо царя Иоанна Васильевича, в 18 ф. весом; драгоценные панагии, митрополитов: Киевского Арсения (Могилянского) и Московского Платона; архиерейские и архимандричьи облачения, украшенные алмазами, изумрудами и крупнейшим жемчугом; пелены, шитые шелками, из которых замечательна работы Великой Княгини Софии Фоминичны, бабки царя Uoahha IV ; также шитые покровы на раку Преподобного Сергия, с жемчужными надписями – дары В. К. Василия Дмитриевича, царей Иоанна Васильевича, Феодора Иоанновича, Бориса Годунова, Василия Шуйского, Михаила Феодоровича и Алексия Михайловича; ферезь царя Uoahha IV из палевой шелковой материи, и проч. и проч.; также замечательны харатейные Евангелия: 1. В. К. Симеона Иоанновича, 1344 года; 2. в золотом окладе, с каменьями, 1232 года, пожалованное царем Феодором Алексиевичем боярину Богдану Хитрову, а от него принесенное в дар обители в 1677 году; 3. в серебряном окладе, В. К. Василия Димитриевича, писанное в конце XIV века; 4. в золотом окладе с драгоценными каменьями, царя Михаила Феодоровича, и другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДИМИТРИЙ ИОАННОВИЧ (19.10.1582, Москва - 15.05.1591, Углич), св. царевич (пам. 15 мая, 3 июня, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), Угличский, Московский, сын царя Иоанна IV Васильевича и царицы Марии Федоровны Нагой. Источники О жизни Д. И. сохранились немногие отрывочные свидетельства. Напротив, о его смерти, переносе останков в Москву и канонизации, о совершенных святым посмертных чудесах сохранился большой круг разнообразных источников, создававшихся на протяжении XVII и нач. XVIII в. Св. царевич Димитрий. Икона 1621-1622 гг. Мастер Назарий Истомин Савин (СИХМ) Св. царевич Димитрий. Икона 1621-1622 гг. Мастер Назарий Истомин Савин (СИХМ) Офиц. версия об обстоятельствах и причинах смерти Д. И. изложена в материалах комиссии, посланной в Углич для расследования этого дела. Следственное дело сохранилось почти полностью, утрачено лишь неск. начальных листов. Рукопись, как показало исследование, представляет собой в основной части беловую копию материалов следствия, представленную на рассмотрение совместного заседания Боярской думы и Освященного Собора 2 июня 1591 г. Первые рассказы, излагавшие иную версию событий - убийство царевича по приказу Бориса Феодоровича Годунова, помещены в составе повестей, написанных весной-летом 1606 г., после низложения и убийства Лжедмитрия I , в окружении нового царя - Василия Иоанновича Шуйского. В этих произведениях содержатся также наиболее ранние сообщения о переносе останков Д. И. в Москву и его прославлении. Наиболее подробный рассказ об этих событиях читается в «Повести 1606 г.». Источником, содержащим важные сведения о переносе останков царевича в Москву, является грамота царя Василия Шуйского от 6 июня 1606 г., извещавшая об этом население России. Концом 1606 г. исследователи датируют написание 1-го Жития Д. И., вошедшего в состав Четьих-Миней Германа (Тулупова), один из списков этого произведения был создан в 1607 г. Житие включает не только рассказ о жизни и смерти святого, близкий к рассказу повестей, но и повесть «о обретении и о перенесении честных и многочюдесных» мощей царевича в Москву. Повесть в составе Жития сохранилась в 2 вариантах - кратком и пространном, к-рые расходятся между собой в деталях. Во мн. списках Жития повесть об обретении и перенесении мощей Д. И. опущена, но имеются предисловие и заключительное «Слово похвальное».

http://pravenc.ru/text/178207.html

Оставив многих едва живыми, они бросились для грабежа по келлиям. Вошедши в келлию Ефрема, после многих мучений, они просекли ему шею; с ним находились два брата, Мина и Митрофан; первому из них просекли голову и ранили в плечо. Мирян, бывших в монастыре, также предали мечу. Таким образом сбылось порочение святого Павла. Ефрем после того жил 10 дней и, причастившись Святых Таин, с упованием предал дух свой Господу. Мина, долгое время поболев, выздоровел; другие, как то Герасим и Исакий, через несколько дней умерли от ран. Варвары, разграбив монастырь, зажгли его и удалились. VI.Oбpemehue мощей преподобного Павла; причисление его к лику святых Через восемь лет после разорения татарского и через 116 по преставлении преподобного Павла, в 1546 году, игумен Протасий рассудил устроить над гробом преподобного каменную церковь во имя его и блаженного учителя его Сергия Радонежского. При копании рвов под основание открылось шесть нетленных мощей неизвестных мужей и часть гроба преподобного Павла, нисколько не повредившаяся. Игумен Протасий, посоветовавшись с братиею, хотел с постом и молитвой приступить к освидетельствованию мощей преподобного; но угодник Божий, явясь ему, когда он, по прочтении правила ко Святому Причащению, между утренней и обедней, сел и несколько воздремал, строго запретил касаться своих мощей и с угрозой повелел немедленно заделать свой гроб. Воспрянув от ужаса, игумен призвал к себе мастера именем Григория и повелел тотчас заделать гроб святого. Но его молитвами вскоре над мощами его устроена каменная двухэтажная церковь во имя его и преподобного Сергия Радонежского, существующая доныне 8 . В 1547 году преподобный Павел, весте с другими угодниками, соборно причислен к лику святых 9 . VII.Oбoraщehue монастыря вкладами державных лиц В 1546 году Царь и Великий Князь Иоанн IV Васильевич, к пожалованным Павлову монастырю дедом его деревням Вантиеву и Кебасу, прибавил деревни: Скалино в Костромском и Инжевар в Белоезерском уездах с многими окружными деревнями, угодьями, починками и урочищами. В последнем уезде деревня Инжевар с принадлежащей к ней вотчиной только утверждена была царской грамотой за монастырём, а дана вкладом на поминовение души князем Семёном Шелешпальским. Около того же времени, по указу Царя Uoahha IV, 1541 года, выменяны на монастырское село Козлятино, деревни: Дор, Ермолино, Кокорево, Звягино, Филино и другие. В 1585 году эта грамота была писана на имя Царя Феодора Иоанновича. В 1599 году – на имя Царя Бориса Феодоровича. В 1607 году – на имя Царя Василия Иоанновича Шуйского. Последними двумя грамотами Царей Бориса Феодоровича и Василия Иоанновича пожалована монастырю, к прежним дачам, рыбная ловля на истоке речки Вексы, в устье реки Вологды.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Несчастную княжну Мстиславскую, как опасную соперницу Ирины, постригли в монахини: Годунов пользовался и низкими средствами для достижения своих целей. Однажды слуга Шуйских пришел во дворец и сообщил, что его Господа в Заговоре с московскими купцами и думают изменить царю. Шуйских взяли под стражу. Были взяты также князья Татевы, Урусовы, Колычевы и другие. Собрался суд, допрашивали обвиняемых и свидетелей, но никто не подтвердил клеветы доносчика. Однако суд не оправдал подозреваемых. Шуйского удалили: князя, боярина Андрея Иоанновича, главного виновника, сослали в Каргополь, князя Иоанна Петровича - в Белоозеро, у князя Василия Федоровича Скопина-Шуйского (старшего в роду) отняли наместничество и не разрешили жить в Москве. Других виновников сослали в Буйгород, Галич, Шую, Вологду, Нижний Новгород, Сибирь. Семи купцам, участвовавшим в заговоре против Ирины Годуновой, на площади отсекли головы. Пока еще не трогали митрополита, но он не захотел быть робким зрителем происходящих событий. Митрополит перед лицом царя назвал Годунова клеветником, тираном, доказывая, что Шуйские и его товарищи невиновны. То же самое говорил и архиепископ Крутицкий Варлаам. Вскоре Дионисия заточили в Хутынский монастырь, а Варлаама - в Новгородский. Борис дал указание удавить двух главных Шуйских - Андрея Иоанновича и знаменитого князя Иоанна Петровича. Так погиб герой Пскова, которого знала вся Европа. С этого времени начались злодейства Бориса Годунова. Смирив двор опалой Шуйских, духовенство - свержением митрополита, а граждан столицы - казнью знатных московских гостей, окружив царя и заняв Думу своими близкими родственниками, Годунов уже не видел никакого сопротивления, никакой для себя опасности до конца жизни царя Федора. Современники царя так описывают его быт. Федор вставал обычно в четыре часа утра и ждал духовника в спальне, полной икон, освещенной днем и ночью лампадами. После встречи с духовником, он шел к жене Ирине. В девять часов утра Федор слушал литургию, в одиннадцать - обедал, после обеда спал не менее трех часов, затем снова шел в церковь к вечерне.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Подле Великой Княгини Марии, супруги Василия Васильевича Тёмного. 4 1485 года, Июля 24 В. Княгиня Мария, в инокинях Марфа, урождённая Княжна Донская, супруга Василия Васильевича Тёмного В углу церковном 1503 года, Апреля 7 В. Княгиня Софья Фомична, урождённая Княжна Палеологова, супруга В. Князя Ивана Васильевича Подле В. Княгини Марии Борисовны. 3 1538 года, Апреля3 В. Княгиня Елена Васильевна, урождённая Княжна Глинская, супруга В. К. Василия Ивановича Подле Софии Фомичны. 5 1550 года Княжна Мария Ивановна, дочь Царя Ивана Васильевича Подле Царицы Ирины Михайловны. 24 1563 года, Августа 7 Царица Анастасия Романовна, первая супруга Царя Ивана Васильевича Подле В. К. Елены Васильевны. 6 1570 года, Сент. 1; по другим в 1568 году Царица Мария Темрюковна или Феодоровна, урождённая Княжна Черкасская, вторая Супруга Царя Ивана Васильевича. См. Зерцало Российских Государей стр. 390 и Путеводитель к древностям Московским, т. I, стр. 243 Подле Царицы Анастасии Романовны. 8 Царевна Феодосия Феодоровна, дочь Царя Феодора Иоанновича Подле Царевны Марии Иоанновны. 7 1605 года Ноября 14 Царица Марфа Васильевна, урождённая Собакина, третья супруга Царя Иоанна Васильевича Подле Царицы Марии Темрюковой. 9 1608 года, Июля 20 Царица. Мария Феодоровна, урождённая Нагих, супруга Царя Иоанна Васильевича Грозного Около 1610 года Царевна Анна Васильевна, дочь Царя Василия Ивановича Подле Царевны Пелагеи Михайловны. 16 1622 года, Января 6 Царица Мария Владимировна, урождённая Княжна Долгоруких, первая супруга Царя Михаила Феодоровича За левым столбом подле западных дверей на левой стороне на первом месте 1626 года в Июле Царица Мария Петровна, в инокинях Елена, урождённая Княжна Буйносова Ростовская, супруга Василия Иоанновича Шуйского Подле Царицы Натальи Кирилловны. 30 1629 года, Января 25 Царевна Пелагия Михайловна, дочь Царя Михаила Феодоровича Подле Царевны Марфы Михайловны 17 1632 года, Сентября 2 Царевна Марфа Михайловна, дочь того же Царя Михаила Феодоровича Подле Царевны Софьи Михайловны. 18

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

48 Сохранилось предание следующее: когда переправляли в Рождественский собор при архиепископе Симоне; хотели, будто, по желанию преосвященника открыть гробницу. Вышло пламя, и едва не опалило предстоявших. То же, говорят, повторилось при архиепископе Филарете, когда переделывали пол в той же церкви. 49 Рязанские губернские ведомости. 1845. 43. Повесть, взята из книги, находящейся в соборной церкви города Михайлова. 54 Крест сей, сделан был в 1655 году на Рязанское Троицкое подворье, находившееся в Москве на Лубянке, и хранится ныне в ризнице Рязанского кафедрального собора. 55 Копия с прошения, поданного Алтуховым Стефану Яворскому (15 Января 1712 г.), находится в синодике Борисоглебского собора, писанном в 1717 году. Воздвиженский Т.Я. Историческое обозрение Рязанской иерархии. С. 29. Достопримечательности Рязани § 134. 56 Воздвиженский Т.Я. Историческое обозрение Рязанской иерархии. С. 20; Достопримечательности Рязани § 134, прим. 58 Подлинное прошение священника Старо-Успенского собора Ивана хранится в архиерейском доме. Оно начинается так: «Всепресветлейший Державнейший Император и Самодержец Всероссийский Петр Великий Отец отечества, Государь всемилостивейший». В конце подписано: «Вашего Императорского Величества нижайший Богомолец Переславля Рязанского старого Успенского собора поп Иван 1723 году января дня». 59 Мощи преп. Антония Римл. обретены нетленными в 1597 году 1-го июля. Следовательно, за 12 лет до обретения мощей Святого Василия. Исторический словарь о святых, прославленных в Российской церкви, с. 26–28: . 65 Там же, с. 21 и 22. В этой надписи год перенесения мощей (1592) ошибочно показан, потому что падает на год царствования еще Феодора Иоанновича (1584–1598), тогда как мощи святого Василия перенесены в царствование Василия Иоанновича Шуйского, который вступил на престол 19 мая 1606 года, а лишен его 1610 года 17 июля (Арцыбашев М.П. Повествование о России. Т. III, кн. V, с. 142 и 241): . Притом архиепископ Феодорит управлял церковью с 1605 по 1617 год. Также ошибочно показан и месяц. Неисправность сию заметил преосв. Симон и исправил, сделав надпись на раке святого Василия.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

– Внутри Лавры, на открытом и пространном месте между колокольней и Троицким Собором, сооружен из дикого камня обелиск, вышиной в 14 аршин, верх коего украшен мрамором и на нем поставлен позлащенный шар. Сверх тумбы укреплены с трех сторон солнечные часы, а на тумбе со всех четырех сторон сделаны из белого мрамора доски, на коих вырезаны кратко достопамятности, коими в разные времена сия обитель прославилась. Обелиск сей устроен тщанием Преосвященного Митрополита Платона. – За монастырем находятся: 1) Каменная часовня, построенная по случаю бывшего в 1709 году пожара, в который мощи Св. Сергия вынесены и поставлены были на сем месте; 2) Гостиный двор; 3) загородный дом по Александровской дороге. – Достопамятные происшествия, случившиеся в Лавре, суть следующие: I Преподобный Сергий в 1380 году утвердил В. Кн. Димитрия Иоанновича сразиться с Татарским Князем Мамаем, угрожавшим России крайним разорением, и отправил с ним двух храбрых иноков, Александра Пересвета и Иродиана Ослябя, кои мужественно сражались. Великий Князь по одержании над Мамаем совершенной победы, возвратясь в Москву, пришел в обитель воздать благодарение старцу за совет его и молитвы, при чем одарил щедро обитель. II В 1609 году, во время смятений, бывших в Москве после Димитрия Самозванца, в царствование Василия Иоанновича Шуйского, при Архимандрите Иоасафе, монастырь Троицкий был в осаде от Поляков один год и 4 месяца, но от всех сильных их приступов невредимо сохранен. Большая часть защищавших обитель воинов состояла из монастырских слуг, под предводительством Воеводы Г. Б. Долгорукого и Алексея Голохвастова. Причиной осады сего монастыря было то, чтоб лишить Москву всякого сообщения с Северными городами, и алчная надежда найти в нем великие сокровища; ибо в то время монастырь ссужал и самого Царя Василия Иоанновича деньгами, коих дано ему было более 18,000 рублей на военные нужды. По снятии же осады монастыря, по просьбе Государя, отправлены были в Москву все монастырские сокровища, состоящие в златых и серебряных сосудах, на уплату жалованья военным людям; ибо Царская казна в крайнем находилась оскудении.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

к игум. Исидору датирована маем 1597 - СПбИИ РАН. Колл. 2. Оп. 1. 127). Назначение состоялось по благословению патриарха св. Иова и при содействии фактического правителя страны Бориса Феодоровича Годунова. При И. Ипатиевский монастырь получал от Годуновых дары, в т. ч. богато украшенные храмовые врата ( Антыпко М. И. Врата с золотой наводкой из Троицкого собора Ипатьева мон-ря и древнерус. традиция оформления храмовых врат//Иконографические новации и традиция в рус. иск-ве XVI в. М., 2008. С. 251-266). В издании соборного определения 1598 г. об избрании на царство Бориса Годунова архимандрит Ипатиевского мон-ря не назван в числе участников собора, а в списке подписавшихся фигурирует ипатиевский игум. Иоаким (ААЭ. Т. 2. 6. С. 41-42, 46). Р. Г. Скрынников выявил 2 списка избранной грамоты и соборного определения 1598 г.: РНБ. O.IV.17. Л. 87-210 (1-я четв. XVII в.) и РНБ. Солов. 852/962. Л. 128-227 (рубеж XVI и XVII вв.) ( Скрынников Р. Г. Россия накануне «Смутного времени». М., 1980. С. 122). Их сопоставление позволяет установить, что подписался под документом именно И., а «Иоаким» появился в историографической традиции в XIX в. по ошибке. За время настоятельства И. в Ипатиевском мон-ре были проведены значительные строительные работы: укреплена и обновлена крепостная стена, начатая при предшественнике И., возведена колокольня и проч. (см.: Рогов И. В., Уткин С. А. Ипатьевский мон-рь: Ист. очерк. М., 2003). После восшествия 1 июня 1606 г. на престол царя Василия Иоанновича Шуйского И., очевидно, попал в немилость из-за близости к Годуновым. Имя И. как настоятеля Ипатиевского мон-ря в последний раз встречается в монастырских документах под 20 июня 1606 г., 26 авг. того же года грамота мон-рю была выдана уже на имя «Ипатцкого монастыря келаря старца Селиверста з братьею, или кто по нем в том монастыре иный архимарит будет» ( Антонов. 2001. С. 104, 107, 153). В 1607 г. по указу Василия Шуйского И. был отправлен «на покой» на свое «обещание», т. е. в Соловецкий мон-рь (грамота 1607 г.

http://pravenc.ru/text/200179.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010