Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АВРААМИЕВ ГОРОДЕЦКИЙ В ЧЕСТЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МОНАСТЫРЬ Авраамиев Городецкий монастырь Авраамиев Городецкий монастырь (Галичской и Макарьевской епархии), в с. Ножкине Чухломского р-на, основан в кон. XIV в. прп. Авраамием Галичским (Чухломским, Городецким) на месте заброшенного «городка» («городца»), на сев. берегу Чухломского оз. Уже при жизни прп. Авраамия в кон. XIV в. в мон-ре насчитывалось ок. 100 насельников. После кончины преподобного (20 июля 1375) обителью управлял игум. Иннокентий, ученик прп. Авраамия, поставленный им в настоятели. Из последующих настоятелей мон-ря выделяется игум. Протасий (сер. XVI в.), автор житий преподобных Павла Обнорского и Авраамия Галичского. В XIV-XV вв. строения обители были деревянными. В 1608 г. «по вере и обещанию» царя Василия Иоанновича Шуйского в мон-ре был заложен первый каменный пятиглавый двухстолпный собор в честь Покрова Пресв. Богородицы с особым Ильинским приделом над гробницей прп. Авраамия (преставившегося в день прор. Илии). Из-за свержения в 1610 г. царя Василия Шуйского и событий Смутного времени строительство холодного Покровского собора было закончено лишь в 1631 г. В нач. 50-х гг. XVII в. над Св. вратами мон-ря был возведен одноглавый Никольский храм, а во 2-й пол. XVII в.- трехшатровый двухэтажный теплый собор Рождества Христова с приделом прп. Авраамия Галичского (разобран в 60-х гг. XIX в.). В 1764-1768 гг. построена каменная ограда с 4 небольшими башнями по углам. В 1857 г. Ильинский придел над гробницей преподобного был разобран и к Покровскому собору пристроен пятиглавый четырехстолпный собор в честь иконы Божией Матери «Умиление», освященный в 1867 г. В 1-й пол. 70-х гг. XIX в. возведена пятиярусная колокольня в эклектичном стиле. В ансамбль мон-ря вплоть до его закрытия входила деревянная надкладезная часовня на берегу Чухломского оз., поставленная на том месте, где первоначально поселился прп. Авраамий.

http://pravenc.ru/text/62892.html

общества, а также восприятие прославления св. царевича как акта всенародного покаяния способствовали тому, что изображения святого в первые годы после канонизации рассылались в разные регионы страны - прежде всего в юж. города, защищавшие границы Московского царства. Так, в авг. 1606 г. царица-инокиня Марфа отправила образ Д. И. «зашатавшимся» жителям Ельца, призывая их не верить самозванцам («посылаю образ своего Димитрия Ивановича, чтобы сердца ваши просветить» - СГГД. 1819. Ч. 2. С. 316). Еще одна икона в 1607 г. была послана царем Василием Шуйским в серпуховской Владычный мон-рь (ныне в собр. СГИХМ). На окладе этого небольшого образа, по иконографии близкого к московской надгробной иконе, находилась надпись, в к-рой объяснялись причины вклада: «…в то убо время бысть междоусобица... Божиею милостию и молитвами святаго царевича Димитрия бысть победа велия на богопротивныя тыя люди и лютыя разбойники» ( Рождественский В. А. Ист. описание Серпуховского Владычного мон-ря. М., 1866. С. 63). К времени царствования Василия Шуйского, очевидно, относилась чудотворная Владимирская икона Божией Матери, до нач. XX в. находившаяся в Задонском Богородицком мон-ре. Этот образ был принесен в обитель в 10-х гг. XVII в. ее основателями - монахами московского Сретенского мон-ря. На полях иконы находились изображения Д. И. и свт. Василия Великого - патронального святого царя Василия Шуйского. Св. царевич Димитрий. Покров. Сер. - 2-я пол. XVII в. (ГММК) Св. царевич Димитрий. Покров. Сер. - 2-я пол. XVII в. (ГММК) При первых царях из династии Романовых, к-рые считали Д. И. своим сродником, особое почитание Д. И. выразилось в посвящении ему ряда престолов и в создании икон. Во имя святого был освящен придел обетной ц. Покрова Богородицы в подмосковной царской усадьбе Рубцово-Покровское, выстроенной в 20-х гг. XVII в. царем Михаилом Феодоровичем; к нач. XX в. здесь сохранялся древний храмовый образ Д. И. (Сорок сороков. Т. 3. С. 215). При царе Михаиле развивалось почитание св. царевича и в окраинных землях гос-ва: после 1613 г.

http://pravenc.ru/text/178207.html

По великой воинственной славе и родству наших первых благоверных Великих Князей с царями Греции священно–царская утварь, как-то: Царский венец, наперсный крест (заменивший Ветхозаветную гривну или цепь Притч.1:9 ), Бармы или украшение из золотых цепей и дорогих каменьев с священными изображениями, возлагаемые на грудь и плеча царей, при торжественных случаях, присланы были из Греции в Россию, «как жребий от царского племени на славу и честь и на венчание великого самодержавного царствия». В грамоте константинопольского патриарха Иоасафа, писанной в 1561 году Царю Иоанну IV Васильевичу, которою утверждался за ним сан Царя, по выражению грамоты, законно и церковно 12 , говорится: «Владимир, супруг царевны Анны, сестры царя багрянородного, Константина Мономаха (1242–1054), венчан митрополитами ефесским и антиохийским, посланными с дарованными регалиями 13 ». По короновании Владимира, просветителя России Православною верою, Царские регалии императоров греческих вероятно опять возвращены были в Константинополь. Ибо оне совершенно подарены были Великому Князю Владимиру Всеволодовичу Мономаху (1052–1125), по матери внуку императора Константина Мономаха. Владимира Всеволодовича венчал Императорским венцем и возгласил его Царем росским Неофит митрополит ефесский. С той поры Царским Мономаховым венцем венчаются русские Самодержавные Цари 14 . В 1498 году чин венчания на Царство, ныне соблюдаемый Церковию, с особенною полнотою изображен в летописях, по случаю венчания на царство пятнадцатилетнего Димитрия Иоанновича 15 . В последующие времена находим некоторые пополнения в чинах венчания на царство, а именно в них упоминается о всенощном церковном бдении на кануне Коронования; о торжественном в самый день Коронования перенесении Царской утвари в собор, о торжественном в собор шествии Государя, о священном и таинственном Его Миропомазании и Причащении в день венчания на царство. В чине Коронования Феодора Иоанновича упоминается о Скипетре, Миропомазании и приобщении св. Таин; в чине Коронования Василия Иоанновича Шуйского упоминается о яблоке или Державе; в чине венчания Михаила Феодоровича – о всенощном бдении на кануне Коронования; – Феодора Алексеевича о Порфире и о пространнейшем Коронуемым исповедании Прав.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Авраамиево-Городецкий мужской монастырь (Костромской и Галичской епархии), в с. Ножкине Чухломского района, основан в конце XIV в. прп. Авраамием Галичским (Чухломским, Городецким) на месте заброшенного «городка» («городца»), на северном берегу Чухломского озера. Уже при жизни прп. Авраамия в конце XIV в. в монастыре насчитывалось около 100 насельников. После кончины преподобного (20 июля 1375 г.) обителью управлял игум. Иннокентий, ученик прп. Авраамия, поставленный им в настоятели. Из последующих настоятелей монастыря выделяется игум. Протасий (сер. XVI в.), автор житий преподобных Павла Обнорского и Авраамия Галичского. В XIV-XV в.в. строения обители были деревянными. В 1608 г. «по вере и обещанию» царя Василия Иоанновича Шуйского в монастыре был заложен первый каменный пятиглавый двухстолпный собор в честь Покрова Пресвятой Богородицы с особым Ильинским приделом над гробницей прп. Авраамия (преставившегося в день прор. Илии). Из-за свержения в 1610 г. царя Василия Шуйского и событий Смутного времени строительство холодного Покровского храма было закончено лишь в 1631 г. В начале 50-х г.г. XVII в. над Святыми вратами монастыря был возведен одноглавый Никольский храм, а во 2-й половине XVII в.- трехшатровый двухэтажный теплый собор Рождества Христова с приделом прп. Авраамия Галичского (разобран в 60-х г.г. XIX в.). В 1764-1768 г.г. построена каменная ограда с 4 небольшими башнями по углам. В 1857 г. Ильинский придел над гробницей преподобного был разобран и к Покровскому собору пристроен пятиглавый четырехстолпный собор в честь иконы Божией Матери «Умиление», освященный в 1867 г. В 1-й половине 70-х г.г. XIX в. возведена пятиярусная колокольня в эклектичном стиле. В ансамбль монастыря вплоть до его закрытия входила деревянная надкладезная часовня на берегу Чухломского озера, поставленная на том месте, где первоначально поселился прп. Авраамий. В XV-XVIII в.в. Авраамиево-Городецкий монастырь активно занимался хозяйственной деятельностью, являясь в масштабах края довольно крупным собственником. Уже к середине XV в. ему принадлежали соляная варница и несколько четвертей других варниц в Соли Галицкой (г. Солигалич), освобожденные в 1450 г. великой княгиней Марией Ярославной, супругой великого князя Василия II Темного, от всех пошлин. Варницами обитель владела вплоть до XVII в. Во 2-й половине XV в. великий князь московский Иоанн III Васильевич выдал монастырю жалованную грамоту на исключительное право рыбной ловли в реках, «которые... истари к тому монастырю тянут»: Вексе, Святице, Соне и Мокше. На 1622 г. на территории современных Чухломского, Солигаличского и Галичского районов обители принадлежали: 1 погост, 2 сельца, 29 деревень, 3 починка и 7 пустошей. В г. Галиче на посаде у монастыря был свой двор. Свои вотчины монастырь сохранял до реформы 1764 г., накануне которой число монастырских крестьян составляло 833 чел. Монастырские ярмарки приносили ежегодный доход около 250 р. серебром.

http://sobory.ru/article/?object=00158

4. В 1609 году, во время смятений, бывших в Москве после Гришки Отрепьева назвавшего себя ложно Царевичем Димитрием, в царствование Великого Князя Василия Иоанновича Шуйского, при Архимандрите Иоасафе, Монастырь Троицкий от Поляков, под предводительством Гетмана Петра Сапеги и Пана Александра Лисовского, жестоко был осажден: но чрез год и четыре месяца, быв в облежании неприятельском, от всех страшных и сильных их приступов невредимо сохранен. При начале осады сея оные Сапега и Лисовский, пользуясь слабостию в верности многих из Россиян тогдашнего времени, и против Обители сея, прежде оружия вздумали употребить лесть и угрозы. Почему, совет гетману Сапеге и Лисовскому сице уложившим, как пишется в Троицком летописце, в 29 день месяца Сентября прислаша в град Троицкой Сергиев Монастырь сына боярского Безсона Руготина с листом, такоже и Архимандриту с братиею, имеющь образ сицев: Грамоты От Великого Гетмана Петра Павловича Сапеги Маршалка, и Секретаря Кирепецкаго, и Третисвяцкаго, и старосты Киевскаго, да пана Александра Ивановича Лисовскаго, в град Троицкой Сергиев Монастырь Воеводам, Князю Григорию Борисовичу Долгорукову, да Алексею Ивановичу Голохвастову, и Дворянам и детям Боярским, и слугам монастырским, и Стрельцом, и Козаком, и всем осадным людям и множеству народа, пишем к вам милуючи и жалуючи вас, покоритесь Великому Государю вашему Царю Дмитрию Ивановичу, сдайте нам град, зело пожаловани будете от Государя Царя Дмитрия Ивановича: аще ли не сдадите, да весте, яко на то есма пришли, не взяв града прочь не отъити: на и пачежь сами весте, колицы гради Царя вашего Московского взяхом, и Столица ваша Москва и Царь ваш сидит в осаде мы же пишем к вам снабдяще благородие ваше, помилуйте сами себе, покоритеся великому имени Царю нашему и вашему: да аще учините тако, будет милость и ласка к вам Государя Царя Дмитрия, яко ни един великих вас у вашего Царя Василия Шуйского пожалован есть. Пощадите благородство свое, соблюдите свой разум, не предайте себе лютой и безвременной смерти; соблюдите себе, и паки соблюдите сами себе и прочих: аще же за сею ласкою аз увидите лице наше, а мы вам пишем Царским словом, и со всеми избранными Паны заистинствуем, яко не токмо во граде Троицком наместники будете от Государя нашего и вашего прироженнаго, но и многие грады и села в вотчину вам подаст, аще сдадите град Троицкий Монастырь: аще ли же и сему не покоритеся милости нашей и ласки, и не сдадите нам града, а даст Бог возмемь его, то ни един от вас во граде милости от нас не узрит, но умрет зле.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Собор низложил Патриарха свт. Иова и на его место избрал грека Игнатия (бывш. еп. Иерисоса и Св. горы, с 1603 архиеп. Рязанский). 8 мая 1606 г. А. Э. участвовал в короновании Марины Мнишек, 11 мая явился во дворец с поздравлениями и подарками новобрачным Лжедмитрию и Марине. 19 мая А. Э. был среди высшего духовенства Русской Церкви, когда после расправы с Лжедмитрием состоялось избрание царем Василия Иоанновича Шуйского . Вслед за этим Игнатий был низложен и Патриархом избрали Казанского митр. сщмч. Ермогена . Далее А. Э. стал свидетелем появления Лжедмитрия II и пленения поляками Василия Шуйского (июль 1610), пожара в Кремле (1611), при к-ром пострадал и дом А. Э. После ареста поляками 1 мая 1611 г. Патриарха Ермогена А. Э. стал главой правосл. духовенства в Москве и в этом качестве участвовал в переговорах боярского правительства с кор. Сигизмундом III , 5 окт. 1611 г. Архангельский архиепископ подписал 2 грамоты Сигизмунду и его сыну Владиславу, содержавшие «убеждение королевича к скорому приезду в Москву» для последующего коронования на царство. Потерявший почти все свое имущество и голодавший во время осады Кремля рус. ополчением в авг.-окт. 1612 г., А. Э. сподобился явления ему прп. Сергия Радонежского , к-рый предсказал скорое избавление от бедствий. 27 нояб. во главе московского духовенства А. Э. с Владимирской иконой Божией Матери встречал вступавшее в Москву рус. войско. 2 мая 1613 г. он вместе со всем духовенством встречал близ Москвы Михаила Феодоровича Романова и его мать Марфу и сопровождал их к царским гробницам, где служил молебен. 11 мая он поставил свою подпись на грамоте об избрании царем Михаила Феодоровича, 11 июля участвовал в венчании юного царя. В 1613 г. А. Э. был назначен на Тверскую кафедру (наиболее ранний известный документ, в к-ром он назван «архиепископом Тверским и Кашинским», датируется июлем 1613 - ААЭ. Т. 3. СПб., 1836. 4. С. 7), за ним был также сохранен титул «архиепископ Архангельский». В 1613 г. А. Э. подписал антиминс для храма в Оршине мон-ре .

http://pravenc.ru/text/76326.html

156 Успенский Троицкий Дубенский монастырь близ села Стромыни Московской губернии Богородского уезда. Основан Прп. Сергием Радонежским по просьбе князя Димитрия Донского, обещавшего устроить монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы (Куликовская битва состоялась за несколько дней перед этим праздником), если он одержит победу над татарами. После Смуты пришел в запустение, поэтому в 1616 г. приписан к Троице-Сергиевой Лавре (ср.: комм. 80). 157 Пятницкая башня находится в юго-восточном углу монастыря, против нее, вне стен монастыря, располагалась Свитошная слобода. В Пятницкой башне существовал каменный «мешок», куда сажали преступников. 158 Иоаким IV, Патриарх Антиохийский, первый из четырех Восточных Патриархов, посетивший Россию, прибыл в Москву в июне 1586 г. По указанию Царя Феодора Иоанновича Борис Годунов вел с Иоакимом переговоры о возможности учреждения Московской Патриархии. 8 июля этого же года Патриарх Иоаким посетил Троице-Сергиев монастырь. 159 Иеремия II, Патриарх Константинопольский, занимал Константинопольский престол в 1572–1579, 1580–1584, 1586–1595 гг. В 1588 г. посетил Россию с целью сбора средств для обнищавшей Греческой Церкви. Был принят Царем Феодором Иоанновичем и беседовал с Борисом Годуновым, который сумел убедить Иеремию согласиться на создание Московской Патриархии. 26 января 1589 г. Патриарх Иеремия возвел Митрополита Московского Иова в достоинство Патриарха, а в 1590 г. созвал в Константинополе Собор православных Патриархов, который утвердил создание Московской Патриархии. Летом 1591 г. Иеремия направил в Москву терновского митрополита Дионисия с известием о признании русского Патриарха Константинопольским Собором. 160 Свт. Иов, первый русский Патриарх, в миру Иоанн, родился в Тверской губернии, принял монашество в 1556 г. в Старицком Успенском монастыре, где достиг сана Архимандрита; был Архимандритом Симонова монастыря, в 1575–1580 гг. возглавлял Новоспасский монастырь, с 1581 г. – епископ Коломенский. С 1586 г. – Митрополит Московский; в 1589 г. был возведен в достоинство Патриарха. В 1605 г. по распоряжению Лжедмитрия свт. Иов на телеге, в простой монашеской рясе, был отправлен в ссылку в Старицкий Успенский монастырь, Настоятель которого, Архимандрит Дионисий, встретил его с почестями и постарался сделать его ссылку по возможности безболезненной. В период правления Василия Шуйского Патриарх Иов отказался вернуться в Москву, продолжая жить в Старицком монастыре, и приезжал в столицу только один раз, по требованию Шуйского, – 20 февраля 1607 г., когда состоялась его встреча с Царем и новым Патриархом Гермогеном. Преставился свт. Иов в Старице 19 июня 1607 г. Его прах был перевезен в Успенский собор Московского Кремля в 1652 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Premu...

Святому Иринарху было видение о том, что Москву захватит Литва, а церкви по местам будут разорены. Он стал горько плакать о предстоящем бедствии, и игумен повелел ему ехать в Москву и предупредить царя Василия Иоанновича Шуйского (1606 - 1610) о грозящей беде. Преподобный Иринарх выполнил послушание. Он отказался от предложенных ему даров и, вернувшись, стал усердно молиться, чтобы Господь помиловал Русскую землю. Враги явились на Русь, стали завоевывать города, избивали жителей, грабили монастыри и церкви. Лжедимитрий и второй самозванец стремились покорить Русь польскому королю. Борисоглебский монастырь также был захвачен врагами, которые вошли к святому затворнику и удивились прямым и смелым речам старца, предсказавшего им гибель. Сапега, остановившийся в Борисоглебском монастыре, пожелал видеть старца, сидящего в цепях, и удивился такому подвигу. Когда паны, пришедшие с Сапегой, сказали ему, что старец молится за Шуйского, преподобный смело сказал: " Я в России рожден и крещен, за русского царя и Бога молю " . Сапега отвечал: " Правда в батьке велика - в которой земле жить, той земле и служить " . После этого преподобный Иринарх стал убеждать Сапегу уйти из России, предсказывая ему в противном случае смерть. Преподобный Иринарх следил за ходом войны и послал князю Димитрию Пожарскому свое благословение и просфору. Он велел ему идти под Москву, предсказав: " Увидите славу Божию " . В помощь Пожарскому и Минину преподобный передал свой крест. С помощью Божией русские одолели Литву, князь Пожарский овладел Кремлем, и в Русской земле постепенно начал водворяться мир. Старец Иринарх по-прежнему непрестанно молил Бога со слезами об избавлении Руси от врагов и, обладая силой творить чудеса, исцелял больных и бесноватых. Ему был открыт день кончины, и он, призвав своих учеников, Александра и Корнилия, стал давать им наставления и, простившись со всеми, тихо отошел ко Господу в вечный покой (+ 13 января 1616 года). После святого старца осталось 142 медных креста, семь наплечных вериг, цепь в 20 сажен, которую он носил на шее, железные ножные путы, восемнадцать ручных оков, " связни " , которые он носил на поясе, весом в пуд, и железная палка, которой он избивал свое тело и прогонял бесов. В этих трудах, как называл их старец, он прожил 38 лет, в миру прожил 30 лет, скончался же 68-ми лет от роду. После смерти преподобного Иринарха совершалось много чудес при его гробе, особенно же исцелений больных и бесноватых при возложении на них крестов и цепей святого подвижника.

http://pravicon.com/info-2570

В 1601 году М.А.Молчанов был пожалован чином стольника, известно, что он интересовался чернокнижием. За это М.А.Молчанова били кнутом на Пыточном дворе. После смерти Царя Бориса Феодоровича М.А.Молчанов в числе первых переметнулся на сторону Самозванца. Голландский купец Исаак Масса, оказавшийся по торговым делам в России: «...в Москве его [Самозванца] самыми близкими и надежными друзьями были Петр Басманов, которого он поставил главным воеводою над всеми войсками, и Михаил Молчанов, который всегда оказывал ему помощь и содействие... это был большой плут и льстец, не боявшийся ни Бога, ни людей; эти трое сообща творили безчестные дела и распутничали, ибо Молчанов был сводником и повсюду с помощью своих слуг выискивал красивых и пригожих девиц, добывал их деньгами или силою и тайно приводил через потаенные ходы в баню к царю; и после того как царь вдосталь натешится с ними, они еще оказывались довольно хороши для Басманова и Молчанова». 17 Мая 1606 года в Столицу вошли отряды новгородских дворян, сторонников князей Шуйских. Сразу после гибели первого Самозванца М.А.Молчанов бежал из Москвы в сторону западной границы, начал распространять слухи, будто вместо «Дмитрия» был убит другой человек, а сам «царь» спасся. В появлении нового Самозванца были заинтересованы многие общественные силы, как связанные со старым, так и просто недовольные властью Царя Василия Иоанновича. Прибыв в Самбор к теще Самозванца, он сделался центром интриг против Шуйского. Не решившись сам стать во главе поднявшихся во имя Димитрия «севрюков», Молчанов прислал к ним в качестве воеводы уверовавшего в него Болотникова. В начале 1609 года Молчанов очутился в Москве, строил заговоры против Царя, а после неудачного, не приведшего к низложению Шуйского мятежа 25 Февраля «выбежал» в Тушино к Вору и там, возведенный в «окольничьи», играл видную роль в его думе. После бегства Вора в Калугу (Январь 1610 года) Молчанов вместе с другими тушинцами явился под Смоленск к королю Сигизмунду просить Владислава на Русский Престол.

http://ruskline.ru/analitika/2011/09/23/...

Последующие Митрополиты–Варлаам и Даниилъ–были поставлены исключительно по указу великого князя Василия Иоанновича, еще более властного, чем его отец. Поставив своею властью Варлаама, великий князь не усумнился своею же властью свести его с престола, а на место Митрополита назначить более угодливого кандидата: игумена Волоколамского монастыря Даниила, который в малолетство Иоанна Грозного, подобно своему предшественнику насильно был сведен с престола правителем Василием Шуйским. Преемник Даниила Митрополит Иосаф был избран особым чином, о котором до него не сохранилось известий. Он, по примеру Новгородских владык, избран был из трех кандидатов путем жребия. В виду чрезвычайной заинтересованности борющихся в малолетство Иоанна Грозного партий (Шуйского и Бельского) в том или другом кандидате на Митрополичий престол нужно полагать, что все три кандидата одинаково были желательны для властвующего в то время Шуйского. В скором же времени Шуйский, убедившись, что симпатии Митрополита Иосафа на стороне противной партии, насильственно свел его с престола. Совершенно согласно канонам был избран преемник Иосафа Митрополит Макарий (1542–1563) из архиепископов Новгородских; в его избрании принимал деятельное участие собор из 8 епископов, а не только светская власть, при чем долгое время Макарий отказывался от каедры Митрополита. По смерти Митрополита Макария последующие Митрополиты Аанасий, св. Филипп, Антоний и Кирилл самовластным царем Иоанном Грозным назначались и низводились по произволу. Даже при смиреннейщем царе Феодоре Иоанновиче, по наущению Бориса Годунова, был насильно удален с каедры Митрополит Дионисий. Последний Митрополит и первый патриарх Иов был избран царем Феодором Иоанновичем и правителем Борисом Годуновым из епископов Ростовских. Мы нарочито довольно подробно остановились на моментах избрания и низведения Митрополитов, чтобы уяснить, как обстояло дело с этой стороны в вопросе об отношении церковной и гражданской власти. Русские митрополиты были избираемы в общем с соблюдением канонических правил. Великий князь оказывал на это избрание влияние, но по всем данным до 2-й половины XV века принимал в соображение и голос собора епископов и прежде всего голос Митрополита, называвшего себе преемника еще при жизни и только со времени великого князя Ивана Васильевича III, отличавшегося особой властностью, были случаи, когда великий князь по своему желанию назначал Митрополитов. d) 4. Влияние церковной власти на государственные дела.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/vz...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010