в Новгородской I летописи в 1131/32). В XIV-XV вв. происходил процесс внутренней колонизации, связанной с освоением водоразделов. Свидетельством этого является массовое распространение жальников и селищ с белоглиняной керамикой. В составе Русского гос-ва (с 1478) Новгородская земля сохраняла определенную автономию. В посл. четв. XV в. окончательно сложилось ее деление на пятины - Бежецкую, Водскую, Деревскую, Обонежскую, Шелонскую, каждая из к-рых включала часть территории совр. Н. о. В XV-XVII вв. пятины делились на половины. Система расселения, сложившаяся к кон. XV в., зафиксирована в писцовых книгах. В XVI-XVII вв. параллельно с делением на пятины существовало деление Новгородской земли на уезды. Из известных 18 уездов Новгородской земли на территории совр. Н. о. размещались Демянский, Новгородский, Старорусский и Холмский. Уезды делились на погосты (по данным К. А. Неволина, в XVI в. их насчитывалось 343), состоявшие из определенного количества деревень и сел. С нач. XVI в. на Новгородской земле на базе крупных вотчин времен Новгородской республики начали формироваться волости, что связывается исследователями с появлением в регионе дворцового землевладения. К нач. XVII в. волости были отделены от погостов и стали особыми территориальными округами. Регион сильно пострадал от похода опричного войска под рук. царя Иоанна IV Васильевича Грозного на Новгород в 1569-1570 гг.: была подорвана экономика, замерла торговля, нанесен огромный урон культурным объектам. В февр. 1581 г., в ходе завершающего этапа Ливонской войны 1558-1583 гг., польско-литов. войска сожгли и разграбили Ст. Руссу. По Тявзинскому миру 1595 г. Новгород стал свободным для швед. торговли (швед. купцы могли иметь в городе недвижимое имущество, в т. ч. торговые склады). Значительные изменения в административно-территориальном и экономическом развитии Новгородской земли произошли в Смутное время. В 1609 г. Новгород стал центром формирования войска кн. М. В. Скопина-Шуйского для похода на Москву и освобождения ее от польско-литов. интервентов. В 1610 г. 1-м воеводой Новгорода стал кн. И. Н. Одоевский Большой Мниха, который, даже получив известие о свержении царя Василия Иоанновича Шуйского, остался ему верен. Лишь после приезда из Москвы осенью 1610 г. боярина И. М. Салтыкова Большого кн. Одоевский был вынужден вместе с 3 младшими воеводами присягнуть королевичу Владиславу (буд. польск. кор. Владиславу IV Вазе) и занять пост 2-го воеводы. 12 марта 1611 г. кн. Одоевский поддержал переворот, имевший целью смещение Салтыкова, а, возможно, был одним из его организаторов. Вновь став 1-м воеводой Новгорода, кн. Одоевский поддержал действия Первого ополчения.

http://pravenc.ru/text/2577771.html

В настоящее время в сей церкви имеются три престола: в холодной – в честь Казанской иконы Божией Матери и в двух теплых приделах: во имя Святителя и Чудотворца Николая и во имя св. апп. Петра и Павла. Казанской церкви принадлежат здания: каменная сторожка и деревянный амбар с погребом. Земли при церкви: усадебной 3 десятины 1,896 кв. саж., пахотной 82 десят. 508 кв. саж. и сенокосной 21½ десятины. Копии метрических книг с 1802 года и исповедных росписей с 1829 года хранятся в целости. Опись церковного имущества составлена в 1854 году и хранится в церкви. Причта по штату положено: два священника, диакон и два псаломщика. – На содержание свое причт получает: от земли 310 р., от сбора хлебом 50 руб. и за требоисправления 1,118 р., а всего в год до 1,481 р. Дома у священно-церковнослужителей собственные и построены на церковной земле. Приход: село и деревни: Малышево, Самгино, 48 Кизляново, Малыгино, 49 Кузнечиха, Федулово, 50 Верхутиха, Базимово, Сергейцево, Ручье и Побочнево 51 . Расстоянием означенные деревни от приходской церкви находятся не далее 5 верст; препятствий к сообщению с ними не имеется. – Дворов в приходе 389, в них душ мужеского пола 1,500 и женского пола 1,655 душ; сверх того раскольников душ мужеского пола 2 и женского пола 11 душ. Ряхово Село Ряхово, при колодцах, находится от уездного города в 30 верстах и от губернского в 45 верстах. – До 1861 года Ряхово было деревней прихода села Веретева. В старинных документах Ряхово в первый раз упоминается в «жалованной грамоте Суздальскому Покровскому женскому монастырю Царя Василия Иоанновича, от 1606 года», из которой видно, что деревня Ряхово принадлежала означенному монастырю еще при Царе Иоанне Грозном; но кем и когда была пожертвована монастырю, – неизвестно. Покровский монастырь имел на деревню Ряхово жалованные подтвердительные грамоты от Царя Василия Иоанновича Шуйского, от 1606 года, и Царя Михаила Феодоровича, от 1623 года 52 . Церковь построена в 1861 году усердием братьев купцов Швецовых; зданием каменная, с таковою же колокольнею и оградою.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

Яблоко царского чина – золотой шар, украшенный драгоценными камнями и увенчанный крестом; иначе называется яблоком владомым, яблоко державным, яблоком вседержавным или великодержавным и просто яблоком, также державою Российского царствия. Вместе с скипетром яблоко служит «видимым образом самодержавия, даннаго государю от Вышняго над людьми, к управлению их и ко устроению всякаго желаемаго им благополоучия» 1077 . О торжественном вручении яблока царю при венчании на царство упоминается в первый раз при венчании на царство Василия Иоанновича Шуйского (1 июня 1606 г.) 1078 . В чине венчания Михаила Федоровича на Всероссийское царство (11 июля 1613 г.) сказано, что при перенесении царского сана из Казенного двора в Золотую подписную палату, а оттуда в Успенский собор «скифетр нес боярин Дмитрей Михайлович Пожарский, яблоко царскаго чину казначей Микифор Васильевичь Трананиотов, блюдо нес диак Сыдавной Васильев, стоянец (для яблока) нес диак же Олексей Шапилов» 1079 . При самом венчании, по возложении на царя животворящего креста, святых барм и царского венца, митрополит подал «царю и великому князю скифетр в правую руку, а яблоко в левую руку» 1080 . – Впрочем и до царя Василия Иоанновича, при торжественных приемах послов употреблялось яблоко, как принадлежность царского чина: 22 мая 1597 года, при представлении царю Федору Иоанновичу знатного посла Австрийского, «государь был в большой в Грановитой в подписной полате …, у государя стоял Борис Федорович Годунов, а держал царского чину яблоко золотое» 1081 . Из Выходных книг видно, что и впоследствии, когда государь в царском наряде Большой казны торжественно принимал послов и некоторых других лиц (напр. Сибирского царя, Кызылбашских купчин), на переднем окне палаты, где происходил прием, по левую руку государя, обыкновенно ставился стоянец, а на нем яблоко 1082 . – Хранящиеся в Московской Оружейной Палате: яблоко великодержавное старинное, яблоко великодержавное Греческого дела и малая золотая держава изображены и подробно описаны в Древностях Российского Государства 1083 . Яблочки

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

Когда самозванец Лжедмитрий и приверженцы его желали водворить латинскую веру и свергнуть Иова с патриаршего престола, тогда он потерпел тяжкие испытания. Однажды, когда совершал он Божественную литургию в церкви Успения Богоматери, то мятежники схватили его и вывели на позор народа. Когда выходил он из церкви, то снял с себя святительские одежды и панагию и положил их пред образом Богоматери «здесь я удостоен был», говорил патриарх, «святительского сана и доселе хранил неприкосновенность веры, теперь вижу торжество ереси и обмана: Мати Божия, спаси православие! » Иов отправлен был в заключение в Старицкий монастырь. Гермоген, занявший престол патриарший после Иова, зная заслуги его церкви и отечеству, посылал сказать заключенному Иову: «удостой нас видеть тебя и слышать твой сладкий голос». Иов приехал и прибыл в церковь Успения Богоматери, наполненную народом. Он стал подле патриаршего места. Гермоген и народ при виде Иова, плакали и рыдали и просили его, уже ослепшего и престарелого старца, простить их согрешения. Все клялись быть верными церкви и отечеству, и умоляли Иова, как святого старца, благословить царя Василия Иоанновича и всю Россию. Отправившись в прежний Старицкий монастырь, Иов скоро скончался. Это было 8 марта 1607 года. Патриарх Гермоген Второй Всероссийский патриарх был Гермоген. Он возведен был на патриарший престол из Казанских митрополитов 1606 г. июня 25. Гермоген был ревностным и незабвенным пастырем церкви. Когда, после самозванца Лжедмитрия, воцарился другой, под именем Тушинского, бояре и русская чернь взволновались и производили возмущения. Народ, помня веселые дни самозванца Лжедмитрия, желал, чтобы вместо Царя Василия Иоанновича Шуйского возведен был на царство самозванец. Гермоген крепко стоял за Царя. Когда происходила осада Троицкого монастыря поляками, и когда Москва и почти все города были разорены, в Москве вспыхнуло возмущение. Мятежники требовали, чтобы царем русским был польский королевич Владислав. Все убеждения патриарха были тщетны.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРНАВИНА ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКАЯ ПУСТЫНЬ Церковь во имя свт. Николая Чудотворца в Варнавиной пуст. 1666 г. Фотография. 1908 г. Церковь во имя свт. Николая Чудотворца в Варнавиной пуст. 1666 г. Фотография. 1908 г. основана, вероятно, во 2-й пол. XV в. на месте подвигов и погребения прп. Варнавы Ветлужского († 1445?), на т. н. Красной горе, на правом берегу р. Ветлуги (ныне пос. Варнавино Нижегородской обл.). Первое надежно засвидетельствованное упоминание В. п. содержится в жалованной грамоте царя Иоанна IV Васильевича 26 июля 1551 г. строителю мон-ря Савватию ( Антонов. С. 152). В монастырских актах упоминается грамота мон-рю вел. кн. Василия III Иоанновича 1530 г., однако при передаче содержания этой грамоты допущены анахронизмы, заставляющие сомневаться в ее существовании (Там же. С. 150). Варнавиной пустынь впервые названа в грамоте царя Василия Иоанновича Шуйского 1607 г. (Там же. С. 153). Находясь на границе русских земель, В. п. долгое время была единственной православной обителью Поветлужья и сыграла большую роль в распространении христианства среди ветлужских черемисов (марийцев), при этом монастырь испытывал постоянную угрозу захвата своих угодий со стороны как черемисов, так и русских крестьян, осваивавших новые земли. В 30-х гг. XVI в. насельники В. п. скончались от морового поветрия (очевидно, эпидемии чумы), обитель пришла в запустение, но в кон. 40-х гг. была возобновлена строителем Савватием. В 1610/11 г. (см. Смутное время ) в ходе крестьянского бунта В. п. была сожжена, монахи были разогнаны. Настоятель просил духовные власти о приписке пустыни к казанскому в честь Преображения монастырю , что и произошло в 1614 г.; по-видимому, к 40-м гг. XVII в. В. п. снова стала самостоятельной. В XVI-XVII вв. в В. п. имелись деревянные Троицкий храм и Никольская ц., возведенная над местом погребения прп. Варнавы. В 1666 г. вместо сгоревшей Никольской ц. над Красной горой был построен новый шатровый храм с таким же посвящением, в к-ром находилась гробница прп. Варнавы. Рядом с ним стояли небольшая Троицкая ц., высокая шатровая колокольня и часовня (возможно, на месте кельи прп. Варнавы). У подножия Красной горы, на берегу Ветлуги, располагалась надкладезная часовня - над источником, изведенным, по преданию, по молитве прп. Варнавы. Вероятно, во 2-й пол. XVI в. близ В. п. возникла небольшая монастырская слобода с деревянной часовней во имя прп. Варнавы.

http://pravenc.ru/text/154291.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Свт. Ефрем Казанский. Шитый образ для хоругви. Нач. XX в. (ГИМ) († 26.12.1613, Казань), митр. Казанский и Свияжский. В июле 1606 г. патриарх Московский и всея Руси сщмч. Ермоген возглавил хиротонию Е. во митрополита Казанского, осенью того же года Е. прибыл в Казань. (Высказываемые в лит-ре предположения о том, что до поставления на Казанскую кафедру Е. был архимандритом казанского в честь Преображения Господня мужского монастыря , неверны. При этом несомненным является факт, что Е. до хиротонии был связан с Казанью, поскольку его поставление совершилось по воле сщмч. Ермогена, бывш. Казанского митрополита, в 1606 возведенного на Патриарший престол.) В 1607-1610 гг. (см. Смутное время ) вместе с казанскими воеводами В. П. Морозовым и Б. Я. Бельским Е. управлял Казанью и Казанским краем, поддерживал царя Василия Иоанновича Шуйского . Позиция архиерея способствовала успехам властей в подавлении сторонников И. И. Болотникова и Лжедмитрия II . Летом или в начале осени 1606 г. Казанский митрополит отлучил от Церкви отказавшихся от присяги царю Василию Иоанновичу жителей Свияжского у., после чего Свияжск вернулся под власть царя (отлучение с жителей уезда было снято по указу патриарха Ермогена 22 дек. 1606). В 1606-1607 гг. все главные монастыри Казанской епархии (Спасо-Преображенский, Свияжский в честь Успения Пресвятой Богородицы , казанский Троицкий, казанский Зилантов в честь Успения Пресвятой Богородицы ) получили от царя Василия Иоанновича подтверждение на свои владения. 17 июля 1610 г. царь Василий Шуйский был свергнут. В авг. в Казань из Москвы была доставлена грамота о призвании боярским правительством на рус. престол польск. королевича Владислава, в сент. Е. принял у казанцев присягу королевичу. 8 янв. (по др. данным, 7 марта) 1611 г., когда в Казани узнали о занятии Москвы поляками (это произошло в ночь с 20 на 21 сент. 1610), возможно, тогда же в Казань пришло известие об освобождении патриархом Ермогеном россиян от присяги Владиславу, было решено присягнуть Лжедмитрию II.

http://pravenc.ru/text/182117.html

Важнейшим событием в России при митрополите Варлааме было взятие и воссоединение с нею города Смоленска, более ста лет находившегося под властию князей литовских. Вслед за тем последовало и присоединение Смоленской епархии к митрополии Московской от Литовской. Но это радостное событие как для государства, так и для Церкви имело свою и печальную сторону. Смоленским епископом был тогда Варсонофий. Он явился первым ходатаем пред Василием Иоанновичем, осаждавшим Смоленск, и во главе всего духовенства и граждан предложил великому князю сдачу города. Он же потом, когда жители начали присягать в верности русскому государю, сам добровольно произнес такую же присягу, хотя государь от него этого не требовал. Он со всею торжественностию встретил (1 августа 1514 г.) Василия Иоанновича, вступавшего в Смоленск, и после молебствия в соборной церкви и многолетия приветствовал князя следующими словами: «Божиею милостию радуйся и здравствуй, преславный царь Василий, великий князь всея Руси и самодержец, на своей отчине и дедине, в городе Смоленске, на многие лета». И что же? Едва успел великий князь выехать из Смоленска (10 сентября), как туда пришла весть о кровопролитном бое русского войска с литовским под предводительством князя Константина острожского, происходившем 8 сентября на левом берегу Днепра у Орши, и о совершенном поражении русских. Весть эта поразила всех в Смоленске, особенно же некоторых бояр и епископа; думали, что русские теперь не в силах уже отстоять город; не могли не ожидать страшных для себя последствий и казней от литовского государя. Под влиянием таких мыслей епископ в согласии с некоторыми боярами поспешил отправить к королю Сигизмунду своего племянника с известием: «Если теперь двинешься к Смоленску сам или пошлешь воевод со многими людьми, то возьмешь город без труда». Но другие бояре и мещане передали об этом умысле наместнику русского государя в Смоленске князю Шуйскому, который немедленно велел схватить заговорщиков. И хотя вскоре князь острожский явился под Смоленском с шеститысячным отрядом, но не имел никакого успеха: все злоумышленники в городе, на которых он рассчитывал, были повешены на городских стенах в виду литовского войска за исключением одного Варсонофия. А этот несчастный епископ был потом отправлен к великому князю Василию Иоанновичу, который приказал сослать его на Кубенское озеро в Каменный монастырь . Нового епископа на Смоленскую кафедру избрали в Москве из своих, именно чудовского архимандрита Иосифа. В половине февраля 1515 г. он был рукоположен митрополитом Варлаамом, а в марте отправился в Смоленск .

http://sedmitza.ru/lib/text/435972/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЕОНТЬЕВ Димитрий († между 1616/17 и 1624/25), протопоп Никольского собора в Зарайске (совр. Московская обл.). Не принадлежал к роду священников, наследственно состоявших при чудотворной иконе свт. Николая Мирликийского, которая хранилась в соборе. Возможно, Л. имел связи с правящими кругами в Москве, о чем говорит рост внимания к чудотворному образу в протопопство Л. Во «второе лето государства» Василия Иоанновича Шуйского «прозбою и молением протопопа» для зарайского образа свт. Николая был изготовлен серебряный оклад, украшенный драгоценными камнями и жемчугом. Вероятно, с заступничеством Николая Чудотворца связывали победу над участниками восстания И. И. Болотникова (осень 1607): среди изображений святых на окладе было помещено изображение царевича Димитрия Иоанновича , с чудесным вмешательством к-рого также связывали эту победу. В янв. 1610 г. царь Василий Шуйский приложил к образу золотую дщицу в память об освобождении Зарайска от «воровских людей». В соборе хранилось Евангелие (М., 1606), к-рое по традиции считалось вкладом царя Василия. Летом 1608 г., во время взятия Зарайска войсками А. Ю. Лисовского, Л. был захвачен в плен, где находился до тех пор, пока Лисовский не был разбит в сражении на р. Москве «на Медвежьем броду». Вместе с др. освобожденными Л. был отвезен в Москву, где «царь Василей их пожаловал» (ПСРЛ. Т. 14. С. 81). Протопопство Л. совпало со временем пребывания на воеводстве в Зарайске кн. Д. М. Пожарского . После перехода весной - летом 1610 г. Коломны и Каширы под власть Лжедмитрия II жители Зарайска предложили и своему воеводе «целовать крест» Тушинскому вору. Он отказался это сделать, а «никольской же протопоп Дмитрей крепляше ево и благословляше умерети за истинную православную веру» (ПСРЛ. Т. 14. С. 99). В результате переход зарайска под власть Лжедмитрия II не состоялся. Тревожная ситуация в районе Зарайска сложилась в дек. 1610 г., когда город подвергся нападению войск И. Н. Сунбулова, посланного боярским правительством Москвы против П. П. Ляпунова. «Помощию же и чюдесы великого чюдотворца Николы» противник потерпел поражение (Там же. С. 107). После этого события кн. Пожарский дал вкладом в собор «Устав, сиреч Око церковное» (М., 1610) и учредил в нем поминание своих предков. В храмовой описи 1822 г. упоминается также Евангелие - вклад Пожарского в Никольский собор.

http://pravenc.ru/text/2463567.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИХАИЛ ФЕОДОРОВИЧ (12.07.1596, Москва - 13.07.1645, там же), первый рус. царь из династии Романовых (1613-1645). Сын боярина Федора Никитича Романова (буд. Московского патриарха Филарета) и Ксении Ивановны Шестовой. Двоюродный племянник царя Феодора Иоанновича (правил в 1584-1598). В 1600/01 г. разлучен с родителями после их пострига в монашество в результате опалы на род Романовых. В июне 1601 г. сослан на Белоозеро; в сент. 1602 г. переведен в с. Клины Юрьев-Польского у. (ныне Кольчугинского р-на Владимирской обл.). В царствование Василия Иоанновича Шуйского получил чин стольника (1606/07). В 1610-1612 гг. жил с матерью в Москве; покинул столицу вместе с др. боярами и членами их семей, удерживаемыми в городе во время присутствия там польско-литов. гарнизона. После освобождения Москвы войсками Второго ополчения 1611-1612 гг. в кон. 1612 - нач. 1613 г. находился в с. Домнине Костромского у. или в самой Костроме. С этим временем связана история подвига местного крестьянина Ивана Сусанина, к-рый, согласно грамоте, врученной его родственникам в 1619 г., не выдал местопребывание буд. царя. Согласно нек-рым преданиям, М. Ф. разыскивал польско-литов. отряд, заведенный Сусаниным в находящееся поблизости от с. Домнина огромное «Чистое болото». Возможно, это были «черкасы» - запорожские казаки, пришедшие вместе с кор. Сигизмундом III Вазой под Волок (ныне Волоколамск) и направившиеся оттуда в поход на сев. уезды Русского гос-ва в кон. 1612 г. На Земском соборе, созванном руководителями объединенных ополчений 1611-1612 гг., планировалось рассмотреть ряд кандидатур на рус. престол, в частности швед. принца Карла Филиппа, договор о призвании к-рого на Русское царство был заключен с Новгородом во время стояния ополчения в Ярославле в 1612 г. Однако затем на соборе постановили выбрать царя «из русских родов». Рассматривались кандидатуры главных воевод ополчения кн. Д. Т. Трубецкого и кн. Д. М. Пожарского, представителей родов князей Шуйских, Голицыных, Черкасских и Пронских. Кандидатура М. Ф. была выдвинута на Земском соборе служившими в подмосковных «таборах» вольными казаками, ее поддержали влиятельные родственники и приближенные самих бояр Романовых. После избрания 21 февр. 1613 г. М. Ф. царем к нему и его матери в Кострому из Москвы от Земского собора было направлено посольство во главе с архиеп. Рязанским Феодоритом и боярином Ф. И. Шереметевым с просьбой дать согласие на свое избрание на рус. престол. 14 марта того же года М. Ф. согласился занять рус. трон. 11 июля 1613 г. его венчал на царство в Успенском соборе Московского Кремля Казанский и Свияжский митр. Ефрем .

http://pravenc.ru/text/2563774.html

Перед кончиной преподобный Александр Свирский изволил завещать братии предать его тело погребению в болотистом месте. Но братия не согласились. Тогда он просил, чтобы его тело погребли не в обители, а в «отходной пустыни». Преставился преподобный Александр 30 августа 1533 года, 85 летним старцем. В житии преподобного Александра рассказывается о множестве чудес, совершенных по его молитвам. Он имел дар исцелять больных и возвещать будущее. В 1545 году ученик и преемник преподобного Александра Иродион, по повелению архиепископа Новгородского Феодосия, составил житие святого. Через два года началось местное празднование памяти преподобного и была составлена ему служба. 17 апреля 1641 года честные мощи подвижника чудесным образом были обретены нетленными и положены в Преображенском храме, с приделом во имя преподобного Александра Свирского . В том же году началось общецерковное почитание святого: 30 августа – день преставления и 17 апреля – день прославления. В благочестивом народном сознании преподобный Александр Свирский почитается «новозаветным Авраамом», ибо удостоился явления Святой Троицы в виде Трех Ангелов. В «Иконописном подлиннике» о преподобном Александре сказано: «Подобием стар и сед, власы просты, брада бела, редка, широка, длиною с Сергиеву, ризы преподобнические, рука благословенная, в другой свиток, а в нем написано: «Терпите, братия, скорби и беды, да избавитеся муки вечныя», одежда его бе свита толста вельми и искрашена, яко рубищем на ризе его многим изошвенным быти; поживе 85 лет». Александро-Свирский монастырь стал одной из наиболее значительных обителей на севере Руси, духовно-просветительным центром для всего Олонецкого края. Сам г. Олонец был основан в 1647 году на средства Александро-Свирского монастыря, при непосредственном участии его братии. Большую помощь оказал монастырь и при основании Санкт-Петербурга в 1703 году. Обитель, основанная преподобным Александром Свирским , имела исключительно важное значение для сохранения целостности Русской Державы и неприкосновенности ее границ на севере. Во время нашествия Литвы, в период Северной войны со шведами, во время Отечественной войны 1812 года обитель вносила огромные денежные средства и продовольственные припасы «на ратных людей» и вообще «на государево дело». В обители хранились списки с грамот царей: Михаила Федоровича, Иоанна Грозного, Феодора Иоанновича, Василия Иоанновича Шуйского, Алексея Михайловича, Петра Великого, а также множество присланных ими для нужд монастырской братии церковных облачений и священных сосудов.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010