Этим начинается литургия верных, т.е. главная часть ее. Священник читает молитву верных первую: Литургия Златоустого: Литургия св. Василия: «Благодарим Тя, Господи Боже Сил ( Откр. 11:17 ; Пс. 83:9 ), сподобившаго нас предстати и ныне Святому Твоему Жертвеннику и припасти ко щедротам Твоим о наших гресех и о людских неведениих ( Евр. 9:7 ): приими, Боже, моление наше, сотвори ны достойны быти, еже приносити Тебе моления и мольбы, и жертвы безкровныя о всех людех Твоих: и удовли нас, ихже положил еси в службу Твою сию, силою Духа Твоего Святаго, неосужденно и непреткновенно, в чистем свидетельстве совести нашея ( 1Тим. 3:9 ) призывати Тя на всякое время и место: да послушая нас, милостив нам будеши во множестве Твоея благости». Обычно, большинство суточных чинопоследований (вечерня, утреня, литургия оглашенных), а по аналогии с ними и некоторые службы частного богослужения (панихида, молебное пение и другие) начинаются с великой ектении, после которой бывает возглас «Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение...» Литургия верных также, до некоторой степени, выдерживает эту линию. Хотя первая ектения в ней и содержит всего два прошения, но оканчивается она после диаконского возгласа «Премудрость» обычным возгласом «Яко подобает...» После этой ектении сразу произносится вторая ектения, «Паки и паки...», представляющая собой сокращенную великую ектению и состоящая из прошений: «О свышнем мире...», «О мире всего мipa...», »О святем храме сем...», «О избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды...», »Заступи, спаси, помилуй...», " Премудрость». Священник, после прочтения тайной молитвы, провозглашает: «Яко да под державою Твоею всегда храними, Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков». Если священник служит без диакона, то он говорит только первое прошение »Паки и паки...« и последнее »Заступи, спаси, помилуй«. Во время этой второй ектении читается священником »молитва верных вторая»: Литургия Златоустого: Литургия св. Василия: «Паки, и многажды Тебе припадаем, и Тебе молимся, Благий и Человеколюбче, яко да призрев на моление наше ( 3Цар. 8:28 ), очистиши наша душы и телеса от всякия скверны плоти и духа ( 2Кор. 7:1 ), и даси нам неповинное и неосужденное предстояние Святаго Твоего Жертвенника.

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/e...

Толкования Зонара . Диаконы, впадшие в блуд, говорит (святый отец), должны быть извергаемы из диаконства, но не удаляемы от (церковного) общения; приводит и причины: первую ту, которая указана и в 25м Апостольском правиле: не отмстиши дважды за едино ( Наум.1:9 ); другую – что миряне, лишаясь, за грехи стояния с верными, опять через покаяние возвращаются на то место, которого лишились; посвященные же уже не возвращаются в священство, которого лишились. Итак, поскольку они имеют в извержении достаточное наказание за свой грех , то и не отлучаются от общения. Так, говорит, « по уставам », то есть по обычаю, издавна установившемуся (в церкви). Вообще же, врачеванием падения он называет удаление от греха и удручение плоти воздержанием и подвигами. А те, кому поручено врачевание душ, должны знать и то, и другое – и принадлежащее к совершенству покаяния, и принятое в обычай. И если согрешившие принимают то, что требуется совершенством покаяния, пользовать их согласно с этим; если же они вследствие крайней строгости ожесточаются, в таком случае следовать преданному уставу, то есть (смягчающему) обычаю. Синопсис . Диакону, если согрешит блудом и станет в разряд мирян, не должно быть возбраняемо приобщение. Аристен . Извержение есть достаточное наказание для диакона, потому что он не имеет надежды снова занять то место, которого лишился; поэтому не должно налагать на него еще другое наказание, но пусть он беспрепятственно сподобляется божественного причащения. Вальсамон . 25е Апостольское правило и настоящее говорят только о епископе и диаконе; а 32е правило святаго Василия определяет, чтобы всякий посвященный, хотя бы согрешил грехом к смерти, был только извергаем, но не отлучаем от общения с верными, то есть от церковного собрания. В настоящем правиле святый (отец) указывает две причины такой практики, одну – (в словах Писания): не отмстиши дважды за едино ( Наум.1:9 ) другую – ту, что миряне, лишились за грехи стояния с верными, посредством раскаяния снова возвращаются в то место, которого лишились; а посвященные уже не возвращаются в священство, которого лишились.

http://azbyka.ru/pravo/vasiliya-velikogo...

В то время и я сам (добавляет автор), описывающий сие бедствие, по несчастию находился при государе в должности диакона " 59 . Из передачи этого факта другими современными историками отметим следующие, не лишенные вероятия, варианты. Яхья говорит, что император не добровольно оставил осаду города, а поспешно бежал, и что это бегство вызвано было неожиданно пущенным по войскам слухом о том, что горный перевал отрезан неприятелем 60 . Асохик сообщает, что Болгары, «окружив в горных проходах царя со всем его войском, всех предали мечу; только армянская пехота, спереди и сзади обступив царя Василия, другою горною дорогою вывела его в Македонию. Вся же конница (греческая) со всем скарбом и царским убранством предалась неприятелю 61 . Это случилось 17 августа 986 года. Это страшное поражение имело решающее значение на ход последующих событий; постигшее императора несчастье придало смелости его врагам; а врагов у него было немало. Самым опасным на этот раз оказался Варда Фока. Василий, по-видимому, еще раньше заподозривал его в честолюбивых замыслах и поэтому, лишив его военного поста доместика (главнокомандующего) над всею восточною (азиатскою) армией, назначил дукою (губернатором) над востоком и правителем Антиохии и всех областей востока, – т. е. повторил в отношении к нему тот же прием, какой раньше применен был в отношении к Склиру. Честолюбивый Фока и его сторонники ждали лишь удобного случая для того, чтобы поднять против императора знамя бунта. Такой случай скоро представился. Неудача императора в болгарском походе вызвала надежды и в старом бунтовщике Склире, которого эмир все еще держал в заключении. «И дошло это (слух о поражении Василия) до Склира и он послал к Сам-сам-ал-дауле, прося его отпустить его, чтобы он мог воспользоваться случаем; и просил его помочь ему людьми и припасами, и обещал ему исполнить то, к чему он обязался пред его отцем Адуд-ал-даулой 62 . И согласился Самсам-ал-даула на это и взял со Склира, его брата Константина и Романа, сына Склира, клятвы и обязательства в честном выполнении всего этого.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

159 Васильевский предполагал, что Ал-Макин воспользовался неизвестными сирийскими хрониками; но он верно догадывался, что у арабского историка было под руками продолжение истории патриарха Евтихия (журн. М. Н. Пр. 1876 г. мар. 130–13 стр.). Голубинский думал, Что Ал-Макин заимствовал свои сведения у какого-нибудь греческого летописца (Ист. р. ц. I, i, 220 стр.). 160 Под строкой мы будем указывать важнейшие отступления Ал-Макина от Яхъи. Подчеркнутые нами слова у Ал-Макина выпущены. 162 Это чрезвычайно важное указание Яхъи Ал-Макин выпустил. Он передает: «... поставил условием принятие христианства и отправил к нему митрополитов...». 163 Подробность эта Ал. Макином выпущена; у него читается следующий вариат: «и отправился царь русов со всеми войсками своими к услугам царя Василия и соединился с ним». 164 Далее у Яхъи рассказывается, что весть о Хрисопольской битве дошла до Требизонда, где действовал Таронит, отправленный туда еще тогда, когда войска бунтовщиков расположились при Хрисополе. И эта и предыдущие подробности о действиях Василия после битвы при Скутари у Ал-Макина опущены. 165 Ал-Мак. не упоминает о двух сражениях с Фокой: и «отправились на него сушею и морем и обратили его в бегство и завладел Василий всем своим государством и победил Варду Фоку...» 166 Бар. Роз. извлеч. из лет. Яхъи ант. 23–25 стр. Рус. перев. Ал-Мак. у Васильевск. (Ж. М. Н. Пр., 1876 г. март., 139–140 стр). 167 Бар. Роз. Вас. Болгар. Извл. из лет. Яхъи ант. 201 стр. Слич. журн. М. Н. Пр., 1876 г. мар., 147 стр. 176 Возражения против взгляда г. Успенского см. в Труд. Киевск. дух. акад 1886 г. III, 601 стр. Ibid. 1888 г. I, 140–143 стр. Ср. журн. М. Н. Пр., 1876 г. мар., 148–155 стр. 177 Свидетельство арабов о знамениях небесных «предсказывавших взятие Корсуни русскими», мы проводили выше (см. начало III гл.). Оно имеет значение только при сопоставлении со словами Льва диакона, так как у арабских писателей нет известий о завоевании св. Владимиром Херсонеса Таврического. Не подлежит, однако, сомнению, что Яхъя (и Ал-Макин) оказали в данном случае незаменимую услугу русской церковно-исторической науке.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikandr_Levits...

Экспансия, наступательные войны нужны были для укрепления положения феодализирующейся знати. Пассивность и повиновение в отношении императора, активность в борьбе с внутренними и внешними врагами – вот идеалы, утверждаемые Львом в его «Истории». Опора на традицию, нежелание думать о новых явлениях в истории естественны в условиях переходного строя и должны были рождать, по-видимому, настроение обреченности. Трудности развития вызывали особенно пессимистические представления о будущем Византии. Последняя четверть X в. была для империи наиболее трудной, полной гражданских войн, неудач и стихийных бедствий. Сознание этого обусловило почти мистическое направление мысли Льва Диакона, связанное с верой в неотвратимость силы Тихи и Промысла. У таких лиц, как Симеон Новый Богослов , подобное умонастроение – несколько позднее – выразилось в мистическом сосредоточении на самом себе и в стремлении к таинственной связи с божеством. В широких же массах эти настроения обреченности приводили к мыслям о скоро грядущем конце света. Однако при некоторой стабилизации и укреплении внутреннего и внешнего положения Византии эти страхи уменьшились, и временно свойственный Льву Диакону пессимизм, как и мистицизм Симеона Нового Богослова , сошли с арены духовной жизни империи. Только в XIV в. эти настроения вновь всецело завладели византийским обществом. Лев Диакон не понял глубины противоречий между провинциальной крупной землевладельческой знатью и столичной чиновной аристократией. Он видел (это ясно по энкомию) угрозу благу империи от действий динатов, расхищающих крестьянскую собственность, и поэтому одобрял политику Василия II, направленную на ограничение своеволия крупных землевладельцев. Тем не менее в «Истории» эта позиция писателя не нашла отражения. Все-таки Лев по своему происхождению принадлежал к провинциальной знати, был сам динатом. Поклонник Фок, он не сумел полностью пересмотреть свои позиции. Трудно было ожидать от него ясно выраженных похвал политике Василия II против провинциальной знати.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

5) диаконом, состоявшего по вине в сей должности при том же соборе Дмитрия Смородского – и предоставил мне привести сие в исполнение в такое время, какое, по моему усмотрению, окажется удобнейшим, и о дне определения их донести Святейшему Синоду. Определение протоиерея Ипполита Гомолицкого к должности кафедрального протоиерея последовало уже от меня в 4 день февраля месяца сего года, после увольнения сего протоиерея от должности ректора семинарии, и жалованье ему получать по кафедральному собору назначено с того времени, с которого прекращено ему таковое по семинарии, то есть с 12 февраля сего года. За сим, по предстоящему перемещению в Вильно епархиального управления, предлагаю консистории: привести в действие определение к должностям по кафедральному Виленскому собору и прочих четырёх, Святейшим Синодом утверждённых, духовных, именно: протоиереев Василия Попова и Виктора Гомолицкого, священника Василия Матусевича и диакона Дмитрия Смородского, а с тем вместе распорядиться, чтобы как сим духовным, так и протодиакону Иоанну Павловичу производимо было жалованье по новому штату с 1 числа наступающего мая месяца. Литовской консистории, от 4 апреля за 901, о назначении причётникам Виленского кафедрального собора жалованья по новому штату При Виленском Николаевском соборе состоят четыре причётника, именно: Севастиан Лукович, Николай Соколов, Степан Пигулевский и Платон Шаворовский, пользуясь жалованьем по прежнему штату по 150 руб. серебром. Между тем, с переименованием сказанного собора в кафедральный, по штату для него, Высочайше утверждённому в 6 день мая 1844 года, на церковную прислугу, сторожам, звонарям, а также и на просфирню, положено всего 1.000 рублей серебром, так что требуется особое соображение насчёт содержания низших причётников при кафедральном Виленском соборе. Предлагаю консистории: означенным выше четырём причётникам жалованье по прежнему штату произвести только по 1 число наступающего мая месяца, а между тем представить мне своё заключение, какую нужно содержать прислугу при кафедральном соборе, и кого на каком жаловании оставить из сказанных четырёх причётников. При сем консистория не упустит из виду, что причётники Николай Соколов и Платон Шаворовский неоднократно свидетельствуемы были неодобрительно соборным протоиереем Василием Поповым. Святейшему Правительствующему Синоду, от 6 апреля за 925, с донесением о замещении должностей по штату Виленского кафедрального собора

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Сирия по течению Евфрата или Евфратская провинция видела при Константе знаменитого Евдоксия, епископа Германикии, который путем интриг последовательно занимал антиохийскую и константинопольскую кафедры. Во времена императора Валента здесь жил еще знаменитый епископ совсем иного типа, епископ Самосатский Евсевий 922 , друг Мелетия и Василия, также тесно связанный с движением, направлявшим Восток в сторону никейского православия. Его независимое поведение довело его до ссылки во Фракию (374 г.). Он не был писателем, но хорошим советчиком и человеком большого практического смысла. Глубоко убежденный в важности для церкви иметь хороших епископов, он внимательно следил за всеми посвящениями. В 361 году он принимал участие в посвящении Мелетия в Антиохии, позднее в посвящении Василия кесарийского; после смерти Валента он сам посвятил одного епископа в Эдессе 923 . При одном таком посвящении он погиб в Долихе, куда приехал рукополагать нового епископа Мария: когда он проходил по улице, одна старая арианка бросила в него черепицей, которая попала ему в голову и смертельно ранила. Евлогий, посвященный Евсевием в Эдессе, был, как и тот, возвращенным изгнанником. Он был выслан из Эдессы одновременно с епископом Варсесом, который уже не вернулся из своего места изгнания, отдаленной Филе. Христиане этого поколения помнили святого диакона Ефрема (Афреим) в Нисивии, поэта и выдающегося экзегета 924 . Когда Нисивия была отдана персам (363 г.), Ефрем удалился в пределы империи и поселился в Эдессе, где продолжал свою писательскую деятельность. Его толкования на библию, бывшие в большой славе в те времена, были вскоре переведены на греческий язык, а позднее на армянский. Для евангелий он держался текста Диатессарон, сборника, где изложение четырех евангелистов было соединено вместе в один связный рассказ 925 . Это расположение евангельских повествований было очень древним; оно восходило к знаменитому апологету Татиану, уроженцу этих стран, говоривших по-сирийски; Осроенские церкви давно приняли его в свой богослужебный обиход. Василий был знаком с ученым «Сирином» и весьма уважал его 926 . Более всего прославился он своими стихотворениями. В Нисивии он воспевал подвиги своих соотечественников, осажденных персами, а в Эдессе приложил особые старания в борьбе с еретической литературой. Вардесан и его сын Армоний оставили после себя целое наследие популярных песен, которые распространяли и увековечивали их учение. Ефрем составил иные песни размером семисложного стиха, в которых он энергично нападал не только на вардесанитов, тогда еще многочисленных, но и на маркионитов, манихеев и других еретиков, и насаждал вместе с христианской моралью подлинное церковное вероучение. Он умер в 373 году в тот момент, когда поднималось гонение, отправившее в ссылку и его епископа Варсеса, и столько других осроенских епископов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Тот, кто похитил чужую невесту, должен вернуть ее жениху, даже если растлил ее, согласно Анкир. 11 и Василия Велик. 22. Смотри также Анкир. 25 558 . (VI Всел. 98; Анкир. 11, 25; Василия Велик. 22, 69.) Образцы некоторых грамот Образец представительной и отпустительной грамоты Апостольские и соборные правила повелевают, чтобы священнослужителей, желающих покинуть отечество, рукоположившие их снабжали представительными и отпустительными письмами. Представительными – для свидетельства об их вере, жизни и рукоположении, а в особенности – о затемняющих их репутацию обвинениях. А отпустительными – для подтверждена права (которое они получили от рукоположивших их) священнодействовать, куда бы они ни отправились 559 . Потому и мы, следуя этим божественным и священным правилам, через настоящую представительную и одновременно отпустительную грамоту прежде всего представляем находящимся повсюду священнослужителям и мирянам предъявителя этой грамоты – благочестивейшего и всепреподобнейшего во иеромонахах (или досточтимейшего во иереях) господина (имярек), свидетельствуя, что он и православного учения держится, и жизнь ведет благопристойную, и репутацию имеет безупречную и что он благодатью совершающего освящение Всесвятого Духа был рукоположен нами законно и канонично, по общему свидетельству его духовного отца и других заслуживающих доверия лиц, поочередно в чтеца, иподиакона, диакона и пресвитера во всесвященном храме (такого-то святого). Дал ее, мы освобождаем его и даем ему власть, куда бы он ни пошел, беспрепятственно священнодействовать с канонического разрешения и согласия местного архиерея. Для удостоверения и утверждения этого настоящая наша грамота выдана ему на руки. Март 1864 г. (См. также Апост. 12) Образец грамоты с благословением принимать исповедь Мерность наша (или смирение наше) благодатью совершающего освящение Всесвятого Духа возлагает на тебя, всепреподобнейшего во иеромонахах (или во иереях) господина (имярек), как мужа почтенного и заслуживающего уважения, служение духовного отцовства.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

   Книга Jeremy Rifkin Algeny больше не печатается, рекоменду­ем обратиться в антикварные магазины или в фонд межбибли­отечного обмена.    ВСЕ ДРУГИЕ КНИГИ И ВИДЕО, указанные в этом разделе, можно заказать в Institute for Creation Research, P.O. Box 2667, El Cajon, CA 92021. Заказы по телефону: 800—628 — 7640. www.icr.org    Институт Исследования Сотворения Мира, Общество Ис­следования Сотворения Мира и Ответов по книге Бытия пред­лагают бесплатные иллюстрированные каталоги. Выпускаемые ими бюллетени называются: Acts and Facts, Creation Matters и Answers Update (в соответствующем порядке очередности).    Возлюбленные читатели! Помяните в своих молитвах о здравии тех, кто потрудился над этой книгой:     Составитель и редактор иеромонах Дамаскин (Христенсен)    Перевод с английского     Сергей Ярлыков,     Дмитрий Токарев, Екатерина Марченко     Редактор русского текста Вячеслав Марченко     Консультант Ричард (Фома) Бэттс     Верстка Дмитрий Родионов    Ответ Евномию, кн. 11, с. 299 в английском издании Эрдмана — пер. на русск. яз. диакона Виктора Щурова    Недавно доктор Джонафан Уэллс, молекулярный биолог, разъясняя учение свят. Василия о Шести Днях Творения, послужил опровержению тех, кто неоднократно пытался сблизить это учение с эволюционизмом. Цитируя Беседы на Шестоднев свят. Василия, доктор Уэллс пишет: «В Шестодневе в целом предельно ясно выра­жена мысль, что за первым мгновением [творения] последовали несколько особых творческих деяний. Когда было создано небо, оно было «безвидно», так как «не были еще сотворены» солнце, луна и звезды. Они были сотворены позднее, деянием самого Бога: «В начале сотворил Бог небо и землю; затем сотворил Он свет, а затем сотворил твердь». Первоначально воды «были разлиты повсюду», и собрались вмес­те только после того, как Бог сказал: «Да соберется вода, которая под небом, в одно место». А земля оставалась «пустой» после ее сотворения, так как ей не хватало «всякого рода растительности», до того как Бог не повелел земле «произрастить зелень» и «дерево плодовитое». (Jonathan Wells, «Abusing Theology,» Origins & Design, том 19, 1).-Ред.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3870...

Жалобу крестьянина оставили без последствий как неосновательную. В пьянстве и вымогательстве обвиняли крестьяне деревни Каменки Богородского уезда своего священника Василия Крылова. Обвинения были оставлены за недоказуемостью 433 . Прихожане села Воскресенского подали прошение «с жалобой на местного священника Сергея Успенского о неправильном расходовании им церковных денег и о том, что он позволяет себе в пьяном виде играть на гармонике и плясать в домах прихожан» 434 . По словам благочинного, «письменные объяснения священника Сергея Успенского и допросы... прихожан обрисовали дело в следующем виде: жалоба на священника Успенского была вызвана подстрекательством в 1910 г. местного псаломщика (теперь заштатного) Смирнова, весьма неблагонадежного в поведении человека. Находясь всегда почти в пьяном виде, он не мог принимать замечания и выговоры от отца Успенского за свое поведение как нечто заслуженное им, а всегда оскорблялся ими и всегда старался распространять о нем слухи, подрывающие его пастырский авторитет. Усилия псаломщика Смирнова достигли своей цели: ему удалось подговорить трех-четырех прихожан написать кляузу и подписать ее, взваливая на священника свою нетрезвость...» Священник же не только не пил, но даже в 1909 г. открыл приходское общество трезвости 435 . К подобным жалобам могли приводить бытовые ссоры. Крестьянка Балалайкина г. Серпухова подала жалобу на диакона Ивана Соколова , который, по ее словам, находясь в нетрезвом виде, ее избил. На основании донесения благочинного свящ. Сергея Боголепова жалоба была отклонена, так как о. Соколова пьяным никто никогда не видел, истица сама пришла и стала ругаться с диаконом, тот вывел ее из своего дома и запер дверь. Что побудило Балалайкину на такой поступок и из-за чего она ругалась, Консистория не расследовала 436 . Непонятны мотивы прихожан Успенской церкви села Вышегорода, Верейского уезда, жаловавшихся в 1911 г. на священника Алексея Златоустова. В донесении они писали, что отец Алексей Златоустов, 42-летний вдовец, отец пятерых детей, выпускник семинарии, прослуживший священником 20 лет, брал много за требы, пьяный приходил служить, торговался из-за платы за требы, не служил молебны 437 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010