Д.С. Бирюков Сотирих Пантевген. Полемика, в которой участвовал Сотирих и в результате которой он был признан еретиком, связана со словами в тексте Литургии свт. Василия Великого и свт. Иоанна Златоуста , присутствующими в тайных молитвах священника на Великом входе: «Ты бо еси приносяяй [т. е. приносящий], и приносимый, и приемляяй [т. е. принимающий], и раздаваемый». Спор начался после того, как некий диакон Василий в проповеди, посвященной этим словам, истолковал их так, что Христос есть и Жертва, и Тот, Кто принимает Жертву за грехи мира. Знаменитые ученые мужи Константинополя – Михаил Фессалоникийский, магистр риторов, и Никифор Василака, ритор и преподаватель толкования Апостольских посланий в патриаршей школе, обвинили Василия в том, что тот, таким образом, разрывает Христа на две ипостаси. Обвинителей поддержали Евстафий, еп. Эпидамны, и Сотирих Пантевген, влиятельный диакон собора Св. Софии в Константинополе, избранный патриархом Антиохийским, но еще не возведенный на патриарший престол (он был т. н. «нареченным патриархом»). Важнейшими защитниками позиции диакона Василия были Николай Мефонский и Георгий Торник, еп. Эфесский. Стоит отметить, что в целом данная полемика имеет за собой не только богословскую составляющую, но она связана и с борьбой влиятельных партий в Константинопольском клире (впрочем, эти составляющие находятся в тесной взаимосвязи). Для разрешения спора по инициативе Киевского митрополита блаж. Константина 26 января 1156 г. был созван собор под председательством Константинопольского патриарха Константина IV Хлиарена и Иерусалимского патриарха Николая, на котором в качестве соборного определения было признано положение, предложенное Киевским митрополитом Константином, согласно которому Жертва была принесена Христом и приносится доныне и всегда в Евхаристии не одному Богу-Отцу, как считали противники диакона Василия, но всей Троице. На соборе 1156 г. никто персонально не был осужден, но была наложена анафема на упорствующих в противоположном принятому на соборе мнении.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/knig...

Московская церковь св. Василия Кесарийского на 1-й Тверской-Ямской Церковь свт. Василия Кессарийского на 1-й Тверской-Ямской Знаменитая, но не сохранившаяся до нашего времени церковь во имя св. Василия Кесарийского, одна из самых роскошных и богатых в старой Москве, стояла до революции на углу 1-й Тверской-Ямской и Васильевской улиц. Ее основание в древней Тверской слободе московских ямщиков обычно связывают с именем великого князя Василия III и его тезоименитством, хотя есть версия, что церковь построили переселенцы из Пскова, которые освятили ее в память о храме св. Василия Кесарийского, стоявшего в их родном городе с 1377 года.    Св. Василий Великий, архиепископ Кесарийский, один из Отцов Церкви и Учителей Вселенских, автор множества богословских трудов, родился около 330 года в малоазийском городе Кесарии. Его родители были благочестивыми христианами, а бабушка, нареченная Макриной, в молодости слушала проповеди св. Григория Неокесарийского. В семье родилось 10 детей, и пятеро из них были  причислены Церковью к лику святых, вместе с самим святителем Василием и их матерью, праведной Эмилией. Свое первое образование св. Василий получил в детстве от отца, адвоката и преподавателя риторики. После его смерти одаренный юноша поехал учиться: пять лет  в Константинополе, а затем в Афинах он постигал различные науки – риторику, философию, медицину, математику, астрономию, физику. «Это был как корабль, столь нагруженный ученостью, сколь сие вместительно для человеческой природы», - говорили о святителе. В Афинах он познакомился со св. Григорием Богословом, и их дружба сохранилась на всю жизнь. По свидетельству св. Григория, для них в Афинах было две дороги – одна в церковь, другая – в училище. После окончания учения св. Василий вернулся в родную Кесарию. Где стал преподавать риторику. Но духовная жизнь влекла его, и вскоре он отправился на Восток, где подвизались в монашестве святые подвижники. Святитель посетил Египет, Сирию и Палестину, посещая святых отшельников и обучаясь у них, а в конце путешествия совершил паломничество к Святой Земле. В 362 году по пути домой, находясь в Антиохии, св. Василий был посвящен в сан диакона, а в Кесарии, спустя два года – в сан пресвитера.  Рукоположи его сам Евсевий, епископ Кесарийский, автор знаменитой «Церковной Истории». Однако поначалу их отношения были омрачены: Евсевий невзлюбил святителя,  и тот удалился в пустыню, дабы не сеять смуту и раздор в родном городе. В уединении он вновь оказался вместе с Григорием Богословом, и они составили труд «Добротолюбие».

http://pravoslavie.ru/84.html

В 1828 году служили: Благочинный священник Иаков Гаврилов - 44 года. Окончивший богословский курс по аттестату данному семинарским правлением, науки проходил при честном поведении с хорошим успехом. Проповеди сказывает. Не вдов. Во священника произведен в 1805, а благочинным в 1819 годах. Граммату имеет. Родства между собою ни какаго не имеют. В дурных поступках не замечены. Жена его Ольга Алексеева - 41 год. Дети их: Михаил ­ 13 лет в Старицком вышшем уездном училище, прозванием Зверев, Глеб - 10 лет в Старицком вышшем уездном училище прозванием Дедов, Любовь - 5 лет, Елисавета - 1 год. Диакон Андрей Степанов - 27 лет. Читает и поет хорошо. Окончиший богословский курс по аттестату выданному семинарским правлением принадлежит ко 2-му разряду. Проповеди сказывает. Не вдов. Во диакона произведен в 1827 году. Грамоту имеет. До диакона подозрительнаго дела не было. Жена его Елена Алексеева - 18 лет. Дьячек Иван Иванов - 33 года. Читает и поет хорошо. Из уезднаго училища. Женат 1-м браком. Определен был дьячком и в стихарь посвящен Тверскаго уезда в село Копылево в 1816, а в оное переведен в 1826 годах. Грамоту и переходящий указ имеет. Оный дьячек в бытность его Тверскаго уезда в селе Копылеве дьячком же за драку тогож села с священником Прокопием наказан был отрешен от дьяческой должности и был послан в монастырь на год. Жена его Евдокия Иванова - 31 год. Дети их: Василий - 9 лет в Старицком нижшем прих. училище прозванием Томилин, Матрена - 6 лет, Пелагея - 3 года. Пономарь Алексей Михайлов - 21 год. Читает и поет порядочно. Из нижшаго отделения уезднаго училища. Женат 1-м браком. Определен пономарем и в стихарь посвящен в 1825 году. Грамоту имеет. До пономаря подозрительнаго дела не было. Жена его Федосья Андреева - 21 год. Сын их Иван - 1 год. Умершаго диакона дети: Андрей - 17 лет в Старицком вышшем уездном училище позванием Гусев, Евдокия - 15 лет, Елена - 13 лет. Стефановы. Вдовая дьячиха Евдокея Иванова - 31 год. Дети ея: Сергей - 12 лет в Старицком вышшем приходском училище прозванием Тархов, Ирина - 10 лет, Константин - 8 лет в Старицком нижшем приходском училище прозванием Тархов, Мария - 6 лет. Ивановы. Вдовая пономарица Агрипена Петрова - 40 лет. Сын ея Михаил Матвеев - 19 лет в философии прозванием Молков.

http://sobory.ru/article/?object=04737

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 14 (27) апреля Священноисповедник Александр Орлов Священноисповедник Александр родился в 1878 году в селе Макковеево Касимовского уезда Рязанской губернии в семье учителя Самыловской церковноприходской школы Василия Евдокимовича Орлова. Вскоре после рождения сына Василий Евдокимович был рукоположен во диакона к Покровскому храму в селе Макковеево. Окончив церковноприходскую школу и духовное училище, Александр с 1905 года стал служить псаломщиком в Покровской церкви в родном селе. В 1919 году он был рукоположен во диакона к этой церкви. Диакон Александр часто посещал известную в тех краях подвижницу, жившую в деревне Анемнясево Касимовского уезда, блаженную Матрону ; она и посоветовала ему рукополагаться во иерея к находящемуся в четырех километрах от Анемнясева храму. В январе 1932 года архиепископ Рязанский Иувеналий (Масловский)  рукоположил диакона Александра во священника ко храму великомученицы Параскевы в селе Шеянки Касимовского района, и с этого времени он стал духовником блаженной, которой было тогда шестьдесят два года; отец Александр приходил к ней служить в большие праздники молебны, причащал ее раз в полтора месяца, иногда соборовал. В семь лет Матрона заболела оспой и полностью лишилась зрения, а когда ей было десять лет, ее несправедливо и жестоко наказала мать; девочке явилась Царица Небесная и утешила ее. Матрона рассказала об этом видении матери, и та с еще большей жестокостью избила ее. С этого дня девочка не могла ни ходить, ни сидеть, а только лежать и терпела много скорбей от близких родных, все утешение находя в молитве к Богу. За этот чрезвычайный подвиг, терпение и смирение Господь оделил ее дарами прозорливости и исцелений, и со временем по ее молитвам стали утешаться и исцеляться многие люди. Блаженная с большим почтением и любовью относилась к духовенству и монашествующим, как к людям, имеющим сугубое служение Богу, а отца Александра любила в особенности. Изнемогая в течение многих лет от болезней, однажды она почувствовала себя особенно нездоровой и, предчувствуя близость кончины, попросила почитать канон на исход души; по окончании она с грустью и в раздумье сказала, что не так уже она теперь жалеет людей, как жалела раньше, что вся земная жизнь отдаляется от нее, уходит. «И уже никого мне теперь не жалко, никого не жалко, – несколько раз повторила блаженная, – только отца Александра немножечко, немножечко жалко».

http://fond.ru/kalendar/381/aleksandr/

Статистика Евагрий Понтийский, авва Об Евагрие Понтянине, скитском монахе и авве, известно, что он родился около половины 4-го века, в городе Иворе близ Черного моря. Род или способности его обратили на него внимание, процветавших в то время, великих святителей: Василия Великаго, Григория Нисского и Григория Богослова. Под их руководством он возрастал и развивался в духе и познаниях о вере и жизни во Христе Иисусе Господе нашем . Василий Великий поставил его чтецом, Григорий Нисский диаконом, и оставил его в Константинополе, бывши там на Соборе втором вселенском!.. Одно обстоятельство, подвергавшее опасности его чистоту, заставило его удалиться из Константинополя. И он , побыв немного в Иерусалим, направился в Египет, где и подвизался сначала в Нитрии, потом в келлиях, и наконец Скит, под руководством и в содружестве с тогдашними великими аввами. Палладий, ученик его, по Сократу, пишет о нем в Лавсаике, гл. 73: я, находя несправедливым умолчать о делах Евагрия, знаменитого диакона Христова, мужа жизни Апостольской, напротив признав за справедливое предать оные писанию, для назидания читателей и прославления благодати Спасителя нашего, я предложу сначала, как поступил он в монашество и каст, потрудившись достойно своего обита, скончался в пустыне 54 лет, по словам Писания: скончався вмале, исполни лета долга, угодна бо бе Господеви душа его. Родом он был Понтиец, из города Иворы, сын пресвитера, св. Василием, епископом Кесарийским, поставлен в чтеца к церкви в Аргос. По преставлении св. епископа Василия, св. Григория епископ. Нисский, брат. епископа Василия, стяжавшаго славу Апостольскую, мудрейший, безстрастнейший и весьма знаменитый ученостью, обратив внимание на способность Евагрия, рукоположил его в диакона. Пришедши потом с ним на великий собор Константинопольский, св. Григорий епископ оставил его там у блаженного епископа Нектария, как искуснейшего в опровержении всех ересей. И стал он славиться в великом городе, мужественно побуждая словами всякую ересь. Случилось, что этот муж, которого во всем городе уважали за отличную честность нравов, был уязвлен страстною любовью к женщине, как он сам рассказывал нам после, когда уже освободился от сего искушения. Женщина взаимно полюбила его; а была она из знатного дома. Евагрий, так как и Бога боялся, и своей совести стыдился, и представлял себе скверну порока и злорадование еретиков, усердно молил Бога воспрепятствовать намерению женщины, которая, быв распалена страстью, усиливалась вовлечь его в грех. Он хотел отдалиться от нее, но не мог, удерживаемый узами одолжений.

http://lib.cerkov.ru/authors/699

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Декабря 13 (26) Священномученик Александр Поспелов Священномученик Александр родился 21 марта 1883 года в городе Владимире в семье чиновника государственного казначейства, коллежского асессора Василия Владимировича Поспелова. Василий Владимирович рано овдовел и женился во второй раз. В первом браке у него было трое детей – Александр, Николай и Мария, а во втором – пятеро. Семье жилось трудно, зарплаты государственного служащего не хватало, так что пришлось испытать и голод, и в этом случае семье помогали сердобольные соседи. После смерти в 1898 году Василия Владимировича попечение о сиротах взяли на себя родственники, сестры покойной матери и ее брат, священник Михаил Антонович Крылов. Благодаря их поддержке братья Александр и Николай получили хорошее образование. Александр окончил Владимирскую Духовную семинарию и был направлен в село Ваганово Владимирской губернии, где, по-видимому, стал работать учителем в школе. Здесь он познакомился с дочерью диакона Лидией Константиновной Тимофеевской, которая была учительницей в школе. Они поженились, и впоследствии у них родилось шесть детей – пять сыновей и дочь, два сына умерли в младенчестве. В 1904 году Александр Васильевич был рукоположен в сан диакона, а впоследствии во священника и служил некоторое время в селе Ваганово Владимирского уезда, а затем в храме в селе Тетерино Торчинской волости Суздальского уезда Владимирской губернии, где и пришлось ему встретить одно из самых беспощаднейших гонений в истории Церкви. Условия жизни стали настолько суровы, что ради прокормления семьи отец Александр стал подрабатывать счетоводом в потребкооперации. В марте 1929 года скончался священник в селе Кибергино. На похоронах присутствовало несколько священников из соседних приходов и среди них отец Александр Поспелов; после панихиды он был приглашен прихожанами и старостой послужить в их храме в ближайшее воскресенье. Отец Александр согласился и отслужил в воскресенье литургию. Его служение и проповедь понравились прихожанам, и они стали просить его остаться у них на постоянно и, в свою очередь, стали просить архиерея Иваново-Вознесенского, чтобы тот благословил отца Александра служить в их селе. После того как архиерей направил священника служить в храме села Кибергино, отец Александр переехал сюда.

http://fond.ru/foto/1500/Aleksandr/

Евагрий Понтийский Нравственно-аскетические труды Послания Евагрий Понтийский Монах, аскетический писатель, богослов. Биография На пути к монашеству К сожалению, твёрдых исторических памятников, сообщающих о жизни и деятельности Евагрия Понтийского, известно не много. Исходя из тех данных, что имеются в распоряжении современных исследователей, его жизнь представляется следующим образом. Местом рождения аввы Евагрия был небольшой понтийский город Ивора (располагавшийся недалеко от Аннисы, где находилось родовое имение братьев-святителей Василия Великого и Григория Нисского ). Дата рождения Евагрия традиционно определяется 345-м или 346-м годом. По всей видимости, отец Евагрия был хорепископом, рукоположенным самим Василием Великим. Не исключается, что он был знаком с Григорием Богословом и Григорием Нисским. В довольно молодом возрасте Евагрий был посвящен в звание чтеца и принят в состав клира святителя Василия Великого. В дальнейшем он стал ему близок как ученик и верный последователь. Эти отношения длились вплоть до смерти святого Василия, последовавшей 1 января 379 года. Обескураженный кончиной своего учителя и архиерея, но горевший желанием продолжать изучать Божественные догматы, Евагрий покинул Каппадокию. Вскоре духовные поиски привели его в столицу Византии, Константинополь, где он примкнул к сторонникам святителя Григория Богослова (вероятно, он знал его лично и прежде, как близкого друга святого Василия) В то время Константинополь был переполнен сторонниками арианства. В этой связи единомышленникам Григория Богослова, ревностного защитника Православия, приходилось испытывать множество трудностей и опасностей. Для осуществления богослужения и душеспасительных бесед они могли довольствоваться лишь небольшой домовой церковью Анастасии. Святитель Григорий взял Евагрия под своё пастырское окормление и стал его новым учителем. Со временем он рукоположил Евагрия во диакона. Состоявшийся в 381 году, в Константинополе, Второй Вселенский Собор утвердил Никейскую веру, дополнил Никейский Символ новыми членами. В спорах между арианами и Православными была поставлена важная догматическая точка: арианство было окончательно осуждено.

http://azbyka.ru/otechnik/Evagrij_Pontij...

2. Вступивши в Корол. Библиотеку и осмотревши ее совершенно, я удостоверился у что и после трудов Гоара (Goar), Поссина (Posainue), Дюканжа (Ducangius) и Комбефизия (Combefisius), извлекшего из забвения разные древние памятники, можно много еще почерпать из нее, как из неиссякаемого источника для дополнения собрания Византийских писателей. Особенно два Историка сохранились там в целости, Лев Диакон и Михаил Пселл , коих издание, давно ожидаемое учеными, было уже начато, но не кончено. Комбефизий, по свидетельству Гарлезия (Harles. Biblioth. Graec. VII. 684. C.), имевший намерение издать в свет Греческих особенно Церковных и Византийских писателей, получивши сведение о Льве и Пселле, при рассматривании Корол. Библиотеки, приготовил их издание. Но в 1679 году он скончался; – и из обещанных им двух томов Византийского дополнения (Auctarii Byzant.) и первого не успел отпечатать. Сей том, содержащий в себе писателей, следующих за Феофаном, т. е. Константина Багрянородного о жизни Василия, неизвестного (безымянного) продолжателя Феофанова, Иоанна Камениата, Георгия монаха и других, вышел в свет из Корол. Типографии уже спустя шесть лет после смерти его 1685 г., под надзором Себастиана Мабре-Крамоиза. Спустя почти тридцать лет, поручено было Михаилу Лекиену (Le Quien), по запискам Комбефизия изготовить издание второго тома, заключающего в себе Льва Диакона и Пселла (Vid. Echard. Scriptorr. ordinis Praedicator. II. 684. C.). Он немедленно приступил к делу и начал уже печатать Льва Диакона в Корол. Типографии (Vid. Le Quien Orient. Christian. 1.255. D.); но начавшаяся в то время война за Испанское наследство остановила, как говорит Ехард (II. 684 С.), его предприятие. Таким образом и труды Комбефизия и намерение Лекиена, умершего в 1733 г., были безуспешны. Удивительно, что и отпечатанные им листы совершенно пропали. Желая отыскать остатки сего издания, я расспрашивал Агентов Корол. Типографии, опытных в своем деле и притом ведущих верные записки всем печатанным у них книгам; но ничего не мог от них узнать. По сему я думаю, что все сии экземпляры или нарочно, или особенным каким-нибудь случаем были истреблены совершенно.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Неделю святителя Григория Паламы в академическом храме совершены священническая и диаконская хиротонии марта 2015 Во вторую неделю Святой Четыредесятницы Церковь Христова празднует память одного из величайших богословов восточного христианства - Фессалоникийского архиепископа Григория Паламы, изложившего и мужественно отстоявшего православное учение о действии благодати Божией в мире и возможности для человека быть ее причастником. 7-8 марта 2015 года в домовых храмах Санкт-Петербургской православной духовной академии прошли всенощное бдение и Божественная литургия второй Недели Великого поста. В храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова богослужения совершил ректор Духовной академии архиепископ Петергофский Амвросий . За Литургией владыка рукоположил студента 4 курса бакалавриата диакона Владимира Первушина-фон-Дитц в сан пресвитера, а магистранта II курса церковно-практического отделения иподиакона Рустика Антонова возвел в сан диакона. Накануне в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова архиепископ Амвросий в сослужении протоиерея Виталия Грищука, проректора по воспитательной работе, иеромонаха Марка (Святогорова), старшего помощника инспектора, и духовенства академического храма совершил воскресное всенощное бдение. В память святителя Григория Паламы учащиеся Факультета иностранных студентов Духовной академии архимандрит Тимофей (Цисмалидис) и Мильтиадис Драйнакис исполнили тропарь святого на " Бог Господь " и великое славословие византийским распевом на греческом языке. Перед чтением первого часа архиепископ Амвросий возвел чтеца Рустика Антонова в иподиакона. В воскресный день за Божественной литургией святителя Василия Великого владыке ректору сослужили: архимандрит Софроний (Смук); архимандрит Тимофей (Цисмалидис); иеромонах Марк (Святогоров), старший помощник проректора по воспитательной работе; священник Глеб Санюк; иеромонахи Афанасий (Букин) и Виталий (Морозов); священники Евгений Миози и Александр Дорохов; протодиакон Кирилл Журавлев; диаконы Герман Ранне и Владимир Первушин-фон-Дитц.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

епископ Григорий (Граббе) Скачать epub pdf Правила Святых Апостолов Часть 1 Правила Св. Апостолов относятся к самому раннему преданию Церкви и приписываются ученикам Христовым. Никто не думает, что все они были сформулированы и записаны лично святыми Апостолами в том виде, в каком они дошли до нас. Однако, они с первых веков христианства имели высокий авторитет, как записанное апостольское предание. Уже I Вселенский Собор ссылается на эти правила как на нечто общеизвестное, не называя их, потому что других общеизвестных правил до этого Собора не существовало. Т.н. первое правило этого Собора ясно имеет в виду 21 Апостольское, а 2 пр. 80 Апост. правило. Антиохийский Собор 341 г. большую часть своих правил основывает на Апостольских правилах. VI Всел. Собор во 2 правиле подтвердил авторитетность Апостольских правил, провозгласив, «чтобы отныне... тверды и нерушимы пребывали принятый и утвержденный жившими прежде нас святыми и блаженными отцами, а также и нам переданный именем святых и славных Апостолов восемьдесят пять правил». Особая важность правил Св. Апостолов заключается не только в их древности и высоко авторитетном происхождении, но и в том, что в них содержатся, в сущности, почти все главные канонические нормы, впоследствии дополненные и развитые Вселенскими и Поместными Соборами и Святыми Отцами. 1 . Епископа да поставляют два или три епископа. Ср. I Всел. IV; VII Всел. 3. Епископы являются преемниками апостольской благодати. По своей духовной власти они все равны между собою и потому поставляются не кем-нибудь одним, а от лица всего епископата. В Книге Правил тут употреблено выражение «поставляют», которое может означать и избрание. Однако в греческом тексте стоит слово «хиротонисают», т.е. рукополагают. Т.о. правило говорит не об избрании, а о совершении таинства хиротонии епископа, для которого требуется минимально два или три епископа. 2 . Пресвитера и диакона и прочих причетников да поставляет один епископ. Ср. Гангр. 6; Лаод.13; Василия Вел. 89. Поставление епископа есть акт, совершаемый от лица Собора. Поставление же пресвитера, диакона или церковнослужителей принадлежит целиком к компетенции епископа, почему он и совершает его единолично.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanony...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010