106) Священник, служащий литургию без диакона, во время возгласа: «Твоя от Твоих», должен совершать возношение св. Даров руками крестообразно сложенными, так как возношение св. Даров есть одно из важнейших действий, из которых слагается принесение бескровной жертвы, почему самое приношение бескровной жертвы называется возношением св. Даров. По мнению составителей древнейших литургий Восточной Церкви (см., напр., чин греч. литур. ап. Иакова) и св. Василия Великого (см. в чине литур. Вас. Вел. евхаристич. молитву во время пения: «Свят, свят, свят»), и Сам Господь Иисус Христос, прияв хлеб на пречистые Свои руки, показал (вознёс) его Богу Отцу. Поэтому священник (когда служит литургию без диакона), если вместо возношения св. Даров только прикасается правой рукой до дискоса и потира или даже просто показывает десницей на дискос и потир, – поступает без оснований (Рук. д.с.п. 1885, 48; Ц.В. 1887, 5). – Замечания Служебников относительно подъятия диаконом дискоса и потира при возглашении: «Твоя от Твоих», не отличаются особенною ясностью: в одних говорится, что диакон при этом слагает руки крестообразно, в других (Чиновн.), – что протодиакон мало поднимает св. дискос и св. потир, причем о крестообразном сложении рук не упоминается. Первого рода практика принимается повсюду. Так как потир стоит по правую сторону, а дискос – по левую, то для возношения св. Даров крестообразно сложенными руками приходится брать дискос правой рукой, а потир левой; при этом, в виду того, что при крестообразном сложении рук, обыкновенно правая полагается поверх левой, и в данном случае поступают так же (Рук. д.с.п. 1887, 38). Впрочем, некоторые думают, что если Служебник не определяет того, какую руку нужно полагать сверху и какую снизу, то это означает, что здесь мы имеем дело с предметом безразличным: следует руководиться в данном случае практическими требованиями удобства и избегать произвольных символических толкований по отношению к действиям безразличным. Если некоторые из диаконов делают при этом крест дискосом и потиром, то поступают без достаточных оснований: хотя Евхаристия совершается во имя Голгофской жертвы, но Служебник не предписывает указанного действия и потому оно произвольно; оно даже прямо незаконно, потому что осенение крестом выходит из пределов полномочий диакона (Ц.В. 1887, 5; 1895, 21; сн. 1897, 4).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

. 35. В действительности же все гомеровские герои сражаются пешими, а скифы, напротив, в античной литературе всегда - всадники. На этом примере особенно хорошо видно, как поменяло оттенок слово " скифы " : если античный литературный топос причислял их к народам Востока, которые якобы всегда сражаются верхом, то у Льва Диакона скифы - один из северных народов, а для них у греков существовали свои клише. 36. Еще Ксенофан высказал гипотезу о связи между географической средой и внешностью обитающих в той или иной среде народов; ему первому принадлежит образ голубоглазых и белокурых северных " варваров " (Диль. 14) Вслед за тем Гекатей Милетский высказал мысль о зависимости от среды даже национального характера; на этом тезисе построена вся античная этнография. С особой последовательностью он проводился у стоиков и в распространившейся в поздней античности " астрологической этнографии " . У Льва Диакона здесь также нашел отражение античный стереотип " северных варваров " . 37. Илиада. I, 177. 38. Разрешение споров путем поединка было распространено среди " варварских " народов, но у нас нет данных, чтобы говорить об особой склонности к этому славян. Характерно, что, когда Цимисхий предлагал Святославу закончить войну единоборством, тот с презрением отклонил его предложение (Скилица. 307-308). 39. В действительности цитата из пророчества Иезекииля звучит так: " Вот Я-на тебя, Гог, князь Роша, Мешеха и Фувала! " (Иез. XXXIX, 1. Ср.: Бытие. XLVI, 21). В Библии слово " Рош " является ошибкой греческого перевода (Кениг. 1916, 92-96; Флоровский. 1925, 505-525), однако византийцы неизменно понимали его как название народа и начиная с V в., прилагали к различным " варварским " племенам, реально угрожавшим империи. Когда в IX в. на исторической арене появились росы, эсхатологическое сознание византийцев немедленно связало их с библейским " Рош " . Первым такое сближение произвел патриарх Фотий, но текст Иезекииля непосредственно применен к русским в первый раз в житии Василия Нового: " Варварский народ придет сюда на нас свирепо, называемый Рос и Ог и Мог " (Житие Василия Нового.

http://sedmitza.ru/lib/text/433437/

Повелеваем, чтобы из вступивших в клир безбрачными могли жениться, если желают, только чтецы и певцы. (IV Всел. 14; VI Всел. 6; Карфаг. 19:33; Василия Велик. 69.) Толкование Пресвитеры, диаконы и иподиаконы имеют право до рукоположения жениться и после брака принимать рукоположение. Если же они женятся после рукоположения, то их извергают из сана, по VI Всел. 6. А чтецы, певцы и низшие клирики имеют право невозбранно жениться и после того, как станут клириками, при этом они могут продвигаться на более высокую степень. Поэтому настоящее правило и позволяет им жениться уже после вступления в клир, однако на православной, а не на инославной, по IV Всел. 14. Правило Карфаг. 19 определяет, что когда чтецы придут в юношеский возраст, т. е. достигнут 14 лет, их должно понудить или жениться, или дать обет воздержания, т. е. девства. Но после того как они женятся, не следует принуждать их воздерживаться более установленного, согласно 33-му (34-му) правилу того же Собора. А 69-е правило Василия Великого говорит, что чтец, если он падет со своей обручницей прежде венчания, должен быть запрещен в служении на один год, а затем пусть будет принят, но на более высокую степень да не восходит. Если же он вступил в связь с женщиной тайно, без обручения, пусть прекратит служение. В правиле VI Всел. 6 дословно излагается настоящее правило [ 388 ] . Правило 27 Епископа, или пресвитера, или диакона, если он бьет верных за грехи или неверных за несправедливые поступки и желает этим внушить страх, повелеваем извергать. Ибо Господь нас такому не учил вовсе. Напротив, когда Его Самого били, Он не отвечал ударами: Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал ( 1Пет. 2:23 ). (Двукрат. 9; Антиох. 5; Карфаг. 57, 62, 76, 83, 99, 100, 106, 107.) Толкование Преподавая ученикам Свои Божественные заповеди, Господь говорил: «То, что Я говорю вам, Моим ученикам, Я говорю всем христианам» (см. Мк. 13:37 ). Одна из Его заповедей повелевает нам обращать левую щеку к тому, кто ударит нас в правую (см. Мф. 5:39 ). Итак, если эту заповедь должны соблюдать все христиане, то тем более священнослужители, в особенности епископы, о которых божественный Павел писал Тимофею, что епископ не должен быть бийцей ( 1Тим. 3:3 ). Поэтому и настоящее правило говорит: «Мы повелеваем извергать того епископа, или пресвитера, или диакона, который бьет христиан, согрешающих против него, или неверных, которые обижают других, и этими побоями, видимо, хочет заставить остальных его бояться. Ведь Господь ни в одном месте Евангелия не учит нас так поступать, и более того, Своим собственным примером Он научил нас совершенно противоположному. Когда воины и иудеи били Его во время страданий, Он не поднял руки, чтобы ударить их в ответ. Когда Его обвиняли и оскорбляли, Он не оскорблял и не обвинял. И, страдая на Кресте, Он не угрожал им наказанием, но умолял Своего Отца простить их».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

П 10 =Бумажный Евхологион 1633 года. Был некогда собственностью архимандрита (после епископа) Порфирия, теперь хранится в Имп. Публичной Библиотеке под Размер листа см.; размер письма см.; строк на странице 14. Всего листов 112, из которых листы 71 и 89 остаются кругом незанятыми. Письмо курсивное, с большими сокращениями, правильное. На листе 112 v рукою того же писца отмечено: χ λ г ουν κ μρα. Рукопись в прочном переплете из толстой папки; на корешке вытиснено: А. Porfirius. Кроме трех литургий, содержатся чины хиротонии: в чтеца, иподиакона, диакона,  пресвитера и епископа. Литургия Василия Великого занимает листы 30 г –70 v 10 . §V. Краткое описание Московских рукописей. Всех Московских рукописей использовано для издания восемь; из них три сохраняются в Румянцевском Музее и пять в Синодальной Библиотеке (при Синодальной Конторе). Они суть следующие: М 1 =Пергаментный Евхологион X–XI века. Хранится в Румянцевском Музее под (474), куда поступил, как дар, от знаменитого путешественника по востоку, П. И. Севастьянова (†10 янв. 1867 г.), вместе с прочей его коллекцией рукописей и других древностей 11 . Размер листа см.; размер письма см.; строк на странице 16. Всего листов 259, из которых лист 1-й ничем не занят; на листах 2 и 3 письмо выцвело (на листе З г часть оглавления содержания рукописи); также не удобочитаемы листы 256 г –259 v . Письмо мелкое курсивное, но очень красивое, правильное. Рукопись в толстых обложках, покрытых черной кожей; на передней обложке остались следы гвоздей, прикреплявших какое-либо украшение; на задней обложке вытиснена по средине четырехугольная рамка с украшениями в виде цветков, и к обложке прикреплен плетеный ремешок, заканчивающийся длинным шнурком из зеленой материи. Ширина корешка переплета 6,5 см. Литургия Василия Великого стоить первою, занимая листы 4 r –24 v . Пред нею, на листе 3 v помещено изображение Василия Великого , покрытое золотом и с надписью вверху по сторонам, полууставными литерами: Ο ΑΓΙΟ ΒΑΣΙΛΕΙΟΕ. Текст этой литургии был раньше обнародован Н. Красносельцевым , но со многими неточностями 12 . На полях, против текста молитв, сделаны во многих местах другою рукою приписки из ектений и антифонов. Ниже дастся у нас точное факсимиле страницы из этой рукописи, в натуральную величину.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Orlov/l...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Использованные материалы ПРОЕДР Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Проедр (греч. πρεδρος - " председатель " ) - почетный титул в Восточной Римской империи и в Православной Церкви История Светский титул Титул " проедра " был учрежден в 963 году как светский, когда император Никифор Фока почтил Василия - незаконнорожденного сына Романа Лакапина - новым высоким саном и должностью " председателя сената " ( " проедрон тин синклиту " ) . До смерти в 1025 года императора Василия II Болгаробойцы " проедром " не стал больше ни один человек. Однако уже брат Василия II Константин VIII , правивший до 1028 года, пожаловал титул " проедра " троим своим приближенным. С каждым новым правителем число " проедров " увеличивалось и вскоре, для того чтобы выделить особо отличившихся в служении императору, был учрежден титул " протопроедра " . В. Лоран самый ранний случай употребления византийскими источниками (в том числе и сфрагистическими) титула " протопроедр " относил к 1070-м годам. Реформа, проведенная Алексеем I Комнином в 1092 году, ликвидировала гипертрофированную титулатуру предшествующего времени, тогда же, вероятно, исчез и титул " протопроедр " . Титул " проедра " имел различные значения, подразумевая начальника или председателя. По мнению Ш. Диля, с момента создания и до своего исчезновения должность " проедра " была ни чем иным, как только почетным титулом. Церковный титул " Проедры " и " протопроедры " появились и в духовенстве и присваивались архиереям . С XIII века этот термин был сопряжен с занятием одним архиереем нескольких кафедр. На церковных печатях, по мнению В. Лорана, титул " протопроедр " являлся сокращением пышного титула " протопроедр протосинкеллов " . Современное употребление Ныне употребляется в титулатуре архиереев Кипрской Православной Церкви . Использованные материалы   По известию Льва Диакона. Редакция текста от: 01.02.2020 16:46:54 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/13055.html

Верхней одеждой низших клириков, в которой они главным образом отправляли свои обязанности, была краткая фелон (φελνιον или φαινλιον). «Своеобразную форму древней клирической фелони, по словам академика Е. Е. Голубинского , описать вразумительно довольно трудно. Кто видел католические священнические ризы (точнее сказать, казулу. надеваемую во время литургии священником, так как pluviale или superpelliceum в настоящее сравнение идти не могутъ), тому мы просто скажем, что малая фелонь, как она является в Менологии, весьма похожа на эти ризы; кто не видал этих риз, тот пусть вообразит себе широкий, мешок, пусть на дне его сделает такое отверстие, чтобы в него могла войдти голова, пусть наденет его на себя в это отверстие, затем с обеих сторон, начиная от спуска с плеч, пусть разрежет его до низу; чрез это получится одежда, надетая на шею и висящая спереди и сзади в виде двух отдельных платов, – это приблизительно и будет малая фелонь в том виде, как мы ее находим в Менологии императора Василия. О происхождении формы мы, заключает наш историк, ничего не можем сказать» 23 . Действительно, в Менологии императора Василия можно видеть краткие фелони описанной проф. Голубинским формы 24 , но рядом с этою формой малой фелони здесь же можно находить и другие, которые весьма напоминают современные нам краткие фелони клириков или же священнические обычные фелони, но в значительно укороченном виде 25 . Изображения в Менологии имп. Василия II этих фелоней, устроявшихся в древности из тонких материалов – льна (χ λινο 26 ), шелка (μεταξωτο 27 ) и. в редких случаях, из золотой парчи (χρυσον 28 ), ясно показывают, что они легко и свободно собирались на плечи надевавших их, в виде красивых складок, когда являлась необходимость иметь руки свободными и открытыми, и легко спускались, если такой надобности не предвиделось, покрывая всю верхнюю часть тела до самого пояса, а иногда даже и ниже. Такова, напр., краткая фелонь, надетая на диаконе 29 , держащем при персях евангелие, а в другой руке кадило, в миниатюре, изображающей крестный ход по случаю землетрясения, бывшего в Константинополе при Феодосии II 25 сентября месяца 447 года: здесь левая сторона фелони опущена, а правая лежит на плече 30 . «И облекоша царя, по словам диакона Игнатия Смолнянинова, в (священный) фелонец мал, до пояся, багрян (еже есть ризлицы малы багряны точию до поеса), и иде царь на выходь, свеща в руце держа» 31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

I. «Эпитома» на Книгу Притчей Соломоновых Прокопия Газского (Προκοπου χριστιανο σοφιστο τν ες τς Παροιμας Σολομντος ξηγητικν κλογν πιτομ; «Прокопия христианского софиста сокращение экзегетических извлечений на Притчи Соломона»; CPG, N 7432=C. 91; тип B, по классификациям Фаульхабера и Девреса; тип II по Каро-Лицману) сохранилась в 2 редакциях рукописей: 1) Ath. Ivir. 379, X-XI вв., и Ath. Ivir. 38, XIII в., и др.; 2) Paris. gr. 153, XI-XII вв.; Paris. gr. 154, XII-XIII вв.; Ath. Ivir. 676, XIV в., и др. Катена схожа по структуре с «Эпитомой» Прокопия на Песни Песней, она содержит снабженные леммами фрагменты из сочинений Оригена, свт. Василия Великого, Евсевия Кесарийского, Дидима Слепца, Евагрия Понтийского и др. «Эпитома» на Книгу Притчей Соломоновых остается неизданной. Греч. текст, помещенный в «Патрологии» Миня (PG. 87. Col. 1221-1544), не принадлежит Прокопию. Фрагменты «Эпитомы» на Притч 4. 20-5. 19 изданы Ч. Пазини по рукописи Ambros. B 85 sup., XI-XII вв. ( Pasini. 2000. P. 425-429). Опубликованный лат. перевод Кордье (PG. 87. Col. 1779-1880) сделан с рукописи Brux. 03895 (30 A), XVIII в. (2-я редакция). Согласно общепринятому мнению, «Эпитома» представляет собой сокращение и переделку утерянной катены на Книгу Притчей Соломоновых Прокопия Газского. П. Жеэн показал, что большая часть схолий Евагрия Понтийского представлена в «Эпитоме» в сокращенном или видоизмененном виде ( G é hin. 1987. P. 39-41). Велика вероятность того, что фрагменты др. авторов также не являются дословными цитатами. Фрагменты Оригена на Притч 30. 15-31 из «Эпитомы» Прокопия изданы Ришаром по 4 рукописям обеих редакций ( Richard. 1972). Издание схолий Евагрия, предпринятое Жеэном, основано как на свидетелях прямой традиции, так и на рукописях, содержащих «Эпитому» Прокопия ( Gé hin. 1987). II. Катена Полихрония диакона (Catena Polychronii - CPG. С. 90; тип C по Фаульхаберу-Девресу; тип I по Каро-Лицману). Составителя данной катены диакона Полихрония (VI в.) следует отличать от Полихрония, еп.

http://pravenc.ru/text/1681377.html

Возглас: Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Возглас: Ибо Тебе подобает вся слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков. Лик: Аминь. Хор: Аминь. Благослови, душе моя, Господа: И прочая по чину. Священнику глаголющу молитву тайно во олтари, в то время диакон глаголет вне олтаря ектению. И прочее по уставу. Священник читает молитву тайно в алтаре, в то время как диакон произносит вне алтаря ектению. Аще же несть диакона, священник по молитве и по возгласе глаголет ектению: Если же нет диакона, священник после молитвы и возгласа произносит ектению: Паки и паки, миром Господу помолимся. Снова и снова в мире Господу помолимся. Лик: Господи, помилуй. Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию. Хор: Господи, помилуй. Защити, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию. Лик: Господи, помилуй. Пресвятую, пречистую, преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянувше, сами себе и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим. Хор: Господи, помилуй. Пресвятую, пречистую, преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянув, сами себя и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу предадим. Лик: Тебе, Господи. Священник глаголет молитву втораго антифона: Хор: Тебе, Господи. Молитва второго антифона Господи Боже наш, спаси люди Твоя и благослови достояние Твое, исполнение Церкве Твоея сохрани, освяти любящия благолепие дому Твоего. Ты тех воспрослави Божественною Твоею силою и не остави нас, уповающих на Тя. Господи, Боже наш, спаси народ Твой и благослови наследие Твое, полноту Церкви Твоей сохрани, освяти любящих благолепие дома Твоего! Ты их прославь божественной Твоею силою, и не оставь нас, надеющихся на Тебя. Возглас: Яко Твоя держава и Твое есть Царство и сила, и слава, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Возглас: Ибо Твоя власть, и Твои – Царство, и сила, и слава, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда, и во веки веков.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/liturgiya...

Стратиотский эпос претерпел изменения, соответствовавшие переменам в византийской фемной армии, превращавшейся из народной в «рыцарскую» (Кучма. 1971, 96–97). Эпический народный герой-богатырь в конце концов становился подлинным феодальным динатом. Лев Диакон осознавал, что в его эпоху происходит общественный переворот в развитии Византии, но не понимал его сущности: завершался «дофеодальный период», когда крестьянство в основном еще не было закрепощено феодалами, когда еще полностью не оформились феодальные институты и когда еще не оформился и не консолидировался класс феодалов (Сюзюмов. 1972, 1–25). Окончание этого периода было связано с преодолением внутренних и внешних трудностей, и именно эти трудности привели Льва Диакона к пессимистическому пониманию современности, к мыслям о полной гибели государства. В таком ключе этот автор и завершил описание современных ему событий. Биография Льва Диакона Переходя к биографии Льва, мы встречаемся со значительными трудностями. Для нас Лев Диакон интересен прежде всего как историк, и поэтому его общественное положение, участие в переживаемых им событиях и отношение к окружающей действительности, его социальные взгляды должны в первую очередь привлечь наше внимание. Вопрос осложняется тем, что мы вынуждены черпать сведения о жизни Льва только из его собственного труда. Лев родился около 950 г. В своей «Истории» он пишет, что во время народного движения в Константинополе в 967 г. он был юношей, учеником в школе, meirakion. Так называли мальчиков 14–16 лет. Но иногда это понятие могло означать и молодого человека, достигшего возмужания: так, Варду Фоку Лев Диакон (III, 4) называет meirakion, хотя у того уже пробивалась бородка. Судя по введению, Лев происходил из провинциальной семьи, не занимавшей особо видного положения. Иначе он сообщил бы звание и титул своего отца Василия. Родина его – Калоэ – «прекрасное местечко в Азии» на реке Каистр, во Фракисийской феме. Территориального названия «Азия» как провинции или «Асий» как населенного пункта в X в. не было, но Лев по возможности хочет придерживаться терминологии Гомера: ведь в Илиаде (II, 462) есть такие строчки: «Стада журавлей долговыйных в злачном Асийском лугу при Каистре широкотекушем» ... Везде, во всех терминах, географических и этнографических, Лев придерживается этой архаизации.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В энкомии Лев проявил себя ловким дипломатом. На первый взгляд, его сверхльстивая речь с самыми гиперболическими сравнениями кажется исполненной сервилизма, но по существу автор не исказил образа императора: все упомянутые в энкомий достоинства были действительно присущи Василию IÏ и воинская доблесть, и личная воздержанность, и забота о делах государства. В связи с этим думается, что упоминавшийся дипломат Лев, посланный с Филагатоном в Рим, являлся действительно историком Львом Диаконом: было бы естественным со стороны Василия II выдвинуть Льва на дипломатическое поприще, тем более что он уже при Василии Скамандрине выполнял, весьма вероятно, самые щекотливые поручения. Но, к сожалению, мы не располагаем достаточными фактами для уверенной идентификации такого рода. В чем же заключалась, по нашему мнению, общая политическая направленность «Истории» Льва Диакона? Она довольно легко определима – Лев ярко тенденциозен. Напряженная деятельность Никифора омрачается народными выступлениями в столице, блеск правления Цимисхия – мятежами претендентов на престол, Василия II Лев считал неопытным императором в сравнении с Никифором и Цимисхием. Его правление, по представлениям Льва, почти довело Византию до гибели. Выступления знати были всегда связаны с участием в них простого народа, массы рядовых воинов – стратиотов. Историк сознавал опасность для империи народных движений и поэтому резко осуждал вождей этих выступлений как «тиранов», даже если восстания поднимали лица из любимого им рода Фок. Народ, по убеждению Льва, должен быть пассивен, его долг – подчиняться императорской власти. Если престол будут занимать такие лица, как Никифор II, перед которым Лев преклонялся, то будут и победы над врагами, будет и благоденствие всей страны и народа. При слабых же правителях Византии грозит гибель. Несколько позднее, в своем энкомии, Лев нашел новый предмет преклонения – Василия II. Но и деятельность императора и полководцев подвергается регулированию, и делает это сама Тихи – судьба, божественное провидение, которое возвышает и укрощает надменных правителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010