Слова, действия и символы Литургии являют нам страдания и Смерть Сына Божиего, Господа нашего Иисуса Христа. Во время приготовления Святых Даров из главной просфоры священник специальным ножом, напоминающим копье, вырезает среднюю часть, которая на Литургии станет Телом Христовым. Хлеб, теряя форму круга, означающую совершенство Божества, приобретает форму куба. Этим символически изображается умаление, кенозис Иисуса Христа: то, что Господь «уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной». (Фил. 2:7,8). Эта часть просфоры, которая называется Агнец, надрезается крестообразно в воспоминание Распятия Христа со словами: «Приносится в жертву Агнец Божий, подъемлющий грех мира, за жизнь мира и спасение». Затем этот Хлеб прокалывается в воспоминание того, что воин копьем пронзил ребра Распятого Христа, и в чашу вливается вино и вода. Над Святым Агнцем устанавливаются две соединенные металлические дуги. Они называются звездицей в память о Вифлеемской звезде. Но соединены они крестообразно и тем напоминают, что Родившегося ждет Крест, что Христос пришел в мир на страдания за весь человеческий род. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16). В особые моменты Литургии священник молится, воздевая руки, напоминая о том, как на Кресте распростер руки Христос. Крест образуют руки священника или диакона, когда он возносит Святые Дары перед их преложением в Тело и Кровь Христа. На Литургии Сам Господь одновременно приносит Себя в жертву и принимает ее, как говорится в священнической молитве: «Ты приносящий и приносимый, и приемлющий, и раздаваемый, Христе Боже наш». Вспоминая о Страданиях и Смерти Сына Божиего, мы приобщаемся к Его Любви. На Литургии святителя Василия Великого после освящения Святых Даров священник молится такими словами: «Твой мир и Твою любовь даруй нам, Господи Боже наш».

http://patriarchia.ru/md/db/text/3718995...

Сперва, взяв просфору, из которой должно изъять священный хлеб, говорит: в воспоминание Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, по Его заповеди, ибо, сие творите, говорит Он, в Мое воспоминание. И это говорит иерей не об этом только хлебе, но о всей службе, как бы начиная священнодействие с заключения, так как Господь уже по совершении всего таинства присовокупил эти слова: сие творите в Мое воспоминание. Но в чем же состоит это воспоминание? Каким образом мы вспоминаем при священнослужении Господа? Какие Его действия и какое состояние? Я хочу сказать: о чем размышляем, о чем повествуем мы при этом воспоминании? Может быть, о том, что Он воскрешал мертвых, возвращал зрение слепым, останавливал Своим словом ветры, напитал досыта немногими хлебами тысячи, – что показывало в нем Бога и Всемогущего? Нет. Напротив, вспоминаем то, что, по-видимому, служит признаком немощи, – крест, страдания, смерть, – вот на чем Он повелел нам останавливаться при воспоминании о Нем 562 . Затем священник отрезает от агничной просфоры правую сторону со словами: «Яко овча на заколение ведеся». Затем надрезается левая сторона со словами: «и яко агнец прямо стригущаго Его безгласен, тако не отверзает уст своих». При надрезании верхней стороны священник произносит: «во смирении Его суд Его взятся». Надрезая нижнюю, он говорит: «род же Его кто исповесть?» Затем, после слов диакона «Возми, Владыко» («Подними, Владыка») от получившегося куба священник отрезает дно, произнося: «яко вземлется от земли живот Его». Все слова, произносимые священником, заимствованы из книги пророка Исаии, содержащей предсказание о страждущем Мессии: «Как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих. От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? ибо Он отторгнут от земли живых» ( Ис.53:7–8 ). После этого диакон произносит: «Пожри, Владыко» («Заколи, Владыка») 563 , и священник полагает Агнец на дискос со словами: Жрется Агнец Божий, вземляй грехи мира, за мирский живот и спасение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Эти же слова произносят священники и диаконы, подходя к архиерею для причащения Кровью Христовой. Причащая диакона, священник произносит: Причащается раб Божий, диакон (имярек), честныя и святыя Крове Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, во оставление грехов своих и в жизнь вечную. Причащается раб Божий, диакон такой-то, драгоценной и святой Крови Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, для оставления грехов и для жизни вечной. Аналогичную формулу произносит архиерей, причащая священников и диаконов. Перед тем как принять в руки Тело Христово для того, чтобы причаститься самому, архиерей или священник произносит: Се прихожду к безсмертному Царю и Богу моему. Честное и пресвятое Тело Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа преподается мне, (имярек), архиерею, или священнику, во оставление грехов моих и в жизнь вечную. Вот, я подхожу к бессмертному Царю и Богу моему. Драгоценное и святое Тело Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа преподается мне, архиерею или священнику такомуто для оставления грехов моих и для жизни вечной. Перед причащением Крови Христовой архиерей или священник произносит: Се паки прихожду к безсмертному Царю и Богу моему. Честныя и святыя Крове Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, причащаюся аз, раб Божий, архиерей (имярек), или (имярек) священник, во оставление грехов моих и в жизнь вечную. Вот, я снова подхожу к бессмертному Царю и Богу моему. Драгоценной и святой Крови Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа причащаюсь я, архиерей или священник такой-то для оставления грехов моих и для жизни вечной. После причащения он произносит: Се прикоснуся устнам моим, и отымет беззакония моя, и грехи моя очистит. Вот, [Святыня] коснулась уст моих, и удалит беззакония мои, и грехи мои очистит. Эти слова являются аллюзией на видение пророка Исаии, которое, как уже говорилось, является прообразом Евхаристии. Прикасаясь раскаленным углем, взятым с божественного жертвенника, к устам пророка, Серафим в описанном у Исаии видении говорит: «Вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен» ( Ис 6:6–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Я рассмотрел письма, которые твоя святость прислала (нам), и прочитал письмо великолепнейшего и славнейшего квестора 762 (к тебе), которое ты препроводил нам чрез боголюбезнейших – пресвитера Доната и диакона Акакия. Я прочитал также и другие письма друзей и нашел, что все они увещевают нас в пользу мира. Ведь твоя святость помнит, что я с самого начала говорил, что письмо, присланное Египтянином ( Кириллом Александрийским ), православно и не имел никогда никакого разногласия относительно его. Итак: рассудивши сам с собою все это, а равно и то, что учение Церкви одно и что сила тех еретических «глав» упразднена (evacuata), поскольку провозглашаются два естества вместо одного и исповедуется бесстрастность божества, – я вступил в переговоры с господином моим, боголюбезнейшим епископом (Антиохийским) Иоанном, и нашел, что он ревностно состязается за православие, стремится к устроению соединения Церкви и совсем не требует подписи низложения (Нестория) от тех, которые не желают делать этого. Я нашел также, что из второй Киликии отправили к нему общительное письмо 763 . Посему я счел необходимым отправить (к тебе) почтеннейшего и досточтимейшего пресвитера Василия с этими письмами и просить твою священную главу: не предавай (не теряй) порученное тебе стадо, когда к сему нет никакой причины, ибо, – по благодати Божией, – и правая вера возобладала и к несправедливости (по отношению к Несторию) никто не побуждает нас. Еще раз умоляю твою святость не откладывать писем, но писать и спасти Церковь , чтобы не терзалась совесть твоя. Ведь Праведный Судия не потребует от нас оправданий в чужой несправедливости, ибо Он говорит: «Кто связывает ношу, тот и понесет. И кто будет есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина будет» 764 . Нам следует прекратить состязания, соединять церкви, а не предавать вверенных Богом овец, чтобы не получить за это мучений. Письмо 257. (глава 161). Письмо епископа Феодорита Кириллу Аданскому 765 , которого он просит, чтобы тот позаботится о мире, будучи убежден, что от него не требуют ничего, кроме только общения.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Г. Корсунский так и поступает, отводя первый отдел своего сочинения решению этой задачи (7–191 стр.). Выбрав, —365— соответственно своей теме, лишь письма, имеющие связь с сношениями Василия с Западом, он разделяет их на восемь отдельных групп, по единству обсуждаемых в них лиц и фактов, и определяет хронологическое положение каждого письма внутри его группы; затем, исследует взаимное отношение групп, и в заключении первого отдела даёт, так сказать, хронологический остов всех событий, обнимающих собой сношения Василия с Западом (см. таблицу, стр. 185–190). Второй, более обширный, отдел сочинения (стр. 192–514) излагает саму историю этих сношений в её последовательном развитии. Предпослав ей пространное введение, содержащее в себе характеристику состояния церковных дел на Востоке ко времени избрания Василия в епископы, автор различает в ней два периода, по различию вопросов, занимавших Василия, подробно описывает поводы, обстоятельства и ход каждого посольства на Запад; указывает их результаты и отмечает отношение к ним Василия и значение их в условиях тогдашнего положения восточных церквей. Сочинение заканчивается изображением заслуг св. Василия Великого в борьбе за православие. Из представленного очерка содержания сочинения г. Корсунского видно, что центр его научной тяжести лежит в первом отделе его, значимостью которого обусловливаются и достоинства второго отдела. Насколько автору удалось внести свет в запутанную хронологию писем Василия? В суждении об этом вопросе нужно иметь в виду, что история двух последних посольств на Запад не вызывает больших недоумений, так как даты их отчасти указаны в письмах Василия, отчасти хорошо определяются из современных им исторических обстоятельств. Споры касаются главным образом раннейших попыток Василия завязать сношения с Западом, но в этом-то именно пункте выводы автора и страдают наибольшей неточностью. Так, произвольно истолковав смысл 63 письма Василия к Афанасию Александрийскому , он заставил диакона Дорофея, посланца Василия, два раза путешествовать из Кесарии в Александрию и обратно в течение одной зимы, что само по себе невероятно и не оправдывается источниками. Правильно установленный им факт, что

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Можно ли в литургии, по малом входе, диакону произносить заупокойное моление об усопших и провозглашать им вечную память? Так поступать принято всюду. На такой обычай должно смотреть, как на местный, не оправдываемый общею практикою Русской Церкви и не находящий для себя основания в существующих чинопоследованиях литургии. К тому же нужно заметить, что он привносит в существующие чины литургии такую прибавку, которая не находится в прямо связи ни с воззванием: «Господи, спаси благочестивыя», ни с заключением иерея: «яко свят еси Боже наш»… (Р.д.С.П. 1887 г. Должен ли священник, служащий без диакона, произносить: «Господи, спаси благочестивыя и услыши ны»? Возглашение «Господи, спаси благочестивыя и услыши ны» не из таких, которые принадлежат только диакону; посему оно должно быть произносимо самим священником, когда нет служащего диакона, как это и делается некоторыми иереями (произносят с обращением к предстоящим). (Р.д.С.П. 1886 г. Должен ли диакон на литургии св. Василия Великого возглашать: «Господи, спаси благочестивыя и услыши ны»? Возглашение «Господи, спаси благочестивыя»… находится в тесной неразрывной связи с пением «Трисвятаго». А так как пение «Трисвятаго» полагается не только на литургии Златоустовой, но и на литургии Василия Великого, то, без всякого сомнения, пение «Трисвятого» на той и другой литургии должно предваряться возглашением диаконом слов: «Господи, спаси благочестивыя и услыши ны» и произнесением слов: «и во веки веков» (Р.д.С.П. 1886 г. Должен ли священник, отходя к горнему месту, целовать св. Евангелие, а диакон в тоже время целовать св. престол? Обыкновенно священник пред тем, как отойти к горнему месту, целует престол, а не Евангелие, а за священником тоже делает и сослужащий ему диакон, т. е. Также целует престол (Р.д.С.П. 1889 г. Должен ли священник целовать Евангелие, подавая его диакону для благовествования на амвоне и обратно принимая его из рук диакона, по прочтении? Обыкновенно священник целует св. Евангелие как в то время, когда подает его диакону для благовествования на амвоне, так и в то время, когда обратно принимает его из рук диакона, по прочтении (Р.д.С.П. 1889 г.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

260 Правильно понял мысль св.отца один только Вальсамон. По его толкованию, обе половины правила Василия Вел. относятся к диакону, впадшему в блуд. Но и Вальсамон погрешает против подлинногосмысла правила в том отношении, что находит в нем мысль о возможности подвергнуть диакона, виновного в означенном грехе, не только лишению сана, но и публичному покаянию наравне с мирянами-блудниками. По крайней мере в конце своего толкования он ссылыется на 59 правило Василия В., относящееся к этому предмету. 261 Уже выше замечено, что в толковании 3-го правила Василия В. Зонара и Вальсамон несогласны между собою: первуй толкует это правило и как особеннон, относящееся только к клирикам, и как общее, относящееся ко всем верующим; а последний понимает его, как одно правило, относящееся исключительно к клирикам. 262 Нельзя не заметить, что удивительный по своей оригинальности толкования проф. Суворова отчасти внушены ему официальным переводом слов κρβεια и κρτης в нашей Книге Правил. В 3-м правиле Василия В. оба эти слова переведены одинаково: «совершенство покаяния», что вполне согласно с общим смыслом всего правила. Но уже выше замечено, что в правиле Трулльского собора слова эти, переведенные в Книге Правил: «ревность каюшегося» (κρβεια) и «совершенство покаяния» (κρτηε), в связи с контекстом всей соборной речи, получают другой смысл, именно означают «точные требования канонических правил относительно сроков покаяния», как понимает слово κρβεια и проф. Суворов и притом не только в правиле Трул. собора (стр.118), но и Василия В. (стр. 116). Но настаивая на тожестве смысла обоих правил и, очевидно, следуя переводу Книги Правил, наш ученый канонист придал слову κρτης значение отличное от κρβεια, именно – значение «совершенства покаяния», хотя оба слова суть явные синонимы (на что прямо указал Зонара в своем толковании на 3-е правило Василия В.: κρτης=κρα κρβεια), и хотя оба они имеют указанное значение («совершенства покаяния») только в правиле Василия В. Так состоялось у проф. Суворова наружное соглашение обоих правил. Зато тем резче обозначилось противоречие в переводе двух слов, различных только по своей внешней форме, но не по значению. В официальном переводе Книги Правил нет, по крайней мере, этого противоречия, хотя он тоже требует исправление – не только по указанию Зонары, который, конечно, знал свой родной язык лучше переводчиков названной Книги, но и по контексту речи в последних словах обоих правил, где явственно выступает параллелизм двух понятий, протнвополагаемых в двух рядом стоящих и логически связанных предложениях: в одном предложении κρβεια и συνθεια, в другом κρτης – παραδοθες и τπος.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Резолюция учитывала сложившееся положение вещей: шла Первая мировая война, вследствие чего Преосвященный Мефодий не хотел посвящать в священный сан военнообязанного. Иначе говоря, кандидату в сан диакона необходимо было представить свидетельство об освобождении от воинского призыва, оставшееся в архиве Тобольской духовной консистории. Также Омской консистории необходимо было получить прочие документы, оставшиеся со времени служения псаломщика Бовы в Тобольской епархии. 12 октября, спустя месяц, в Тобольскую консисторию была отправлена «спешная» телеграмма с запросом. 29 октября ответ был выслан Тобольской консисторией почтовым сообщением с приложением оригиналов требуемых документов . 7 ноября кандидатом была собственноручно подписана «Присяга производимому во диакона» и заполнен «Допрос ставленнику перед рукоположением во диакона». Причём последний документ интересен присутствием различных официально-деловых пометок. Так, в самом верху первого листа стоит резолюция Преосвященного Мефодия: «К духовнику на исповедь, если не будет канонических препятствий, то к рукоположению». Исповедь состоялась в тот же день: в конце документа присутствует соответствующая запись проводившего таинство священнослужителя. Ещё ниже находится подробная информация о дате и месте состоявшейся хиротонии, а также о степени усвоения практической стороны совершения богослужений. Здесь же на полях документа имеется информация о выдаче указа с назначением с пометками об исполнении (в данном случае указ был выдан 25 ноября, что говорит об отсутствии ныне распространённой практики прохождения длительного служения в кафедральном храме) . Таким образом, 8 ноября 1915 года Василий Иосифович Бова в Вознесенском соборе г. Петропавловска епископом Петропавловским Мефодием (Красноперовым), викарием Омской епархии, был рукоположён в священный сан диакона . В 1920 г. последовало его рукоположение в сан пресвитера, однако это произошло уже после завершения синодального периода в истории Российской Православной Церкви и хронологически не относится к предмету настоящего исследования. Впоследствии священник Василий Бова разделил трагическую судьбу многих представителей православного духовенства Русской Церкви, закончив свою жизнь мученически в ночь на 20 ноября 1937 г. .

http://bogoslov.ru/article/6172617

—366— Дорофей в 371-м году не был в Риме, повлёк за собой неправильное заключение, что и посольство Дорофея осталось без всякого успеха. Отсюда и прибытие на Восток диакона Собина в 372 году с посланием римского собора, прямо отвечавшим на просьбу Василия, оказалось у него не мотивированным. Вызывают недоумения также и рассуждения автора о деятельности Санктиссима по составлению нового посольства на Запад, относимой у него к 374 году, вопреки мнению всех прежних исследователей. Так как посольство отправлено было только в конце 376 года, то все эти старания Санктиссима в 374 году, окончившиеся по автору ничем, являются каким-то странным эпизодом, нарушающим последовательную связь событий. Наконец, неоправданным осталось у автора и принятое им разделение сношений на два периода. Основание для такого деления он находит в том наблюдении, что в первый период сношений до 374 года предметом главных жалоб Василия является арианство, во втором же его сменяют внутренние распри самих противников арианства. На деле же, во всех письмах Василия на Запад арианство занимает первое место, за исключением только последнего послания, отправленного в 377 году, но выделять это посольство в особый период, очевидно, нет побуждений. Но отмечая эти недочёты, мы отнюдь не намерены ставить их в особую вину автору. В такого рода сложных и запутанных вопросах, как хронология писем Василия, недосмотры и ошибки всегда возможны и даже неизбежны. Само качество указанных выше недочётов свидетельствует о том, что они возникли на почве стремления автора к наибольшей самостоятельности своей работы и объясняются не недостатком изучения источников, а желанием сказать своё слово. Вообще же говоря, сочинение г. Корсунского имеет немало добрых сторон. В исследовании хронологии писем Василия он, как выше сказано, применил свой метод, разбив письма на отдельные группы, и этим достиг значительного упрощения вопроса, сообщив своим выводам наглядную убедительность. В изложении сношений св. Василия с Западом он собрал богатый материал, ценный для истории внутренней церковной жизни за малоизученную ещё эпоху второй половины

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

При соборном служении первые три стороны антиминса развертываются вторым и третьим священниками, а четвертая (верхняя) сторона развертывается четвертым и пятым священниками; в том и другом случае, развертывавшие антиминс, совершив это действие, делают молитвенный поклон пред престолом и затем кланяются предстоятелю. Предстоятель же после развертывания первых трех сторон антиминса целует его, а после развертывания четвертой стороны, делает крест губкой я проч. (см. выше). Если служат два диакона: 1-й Диакон: «Елицы оглашеннии, изыдите». обращается при этом к народу лицом, на остальные возглашения к востоку). 2-й Диакон: «Оглашеннии, изыдите». 1-й Диакон: «Елицы оглашеннии, изыдите». «Да никто от оглашенных, елицы вернии, паки и паки миром Господу помолимся». (Если один диакон или только священник, то все эти возглашения говорит он один). Хор: «Господи, помилуй». Литургия верных Начинается с возглашения диакона: «Да никто от оглашенных, елицы вернии...» Священник тайно читает первую молитву верных: «Благодарим Тя, Господи Боже сил...» (на литургии Василия Великого : «Ты, Господи, показал еси...») Диакон: «Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию». Хор: «Господи, помилуй». Диакон: «Премудрость». Священник: (закончив первую молитву верных, возглас): «Яко подобает Тебе...» Хор: «Аминь». Диакон: «Паки и паки...» Хор: «Господи, помилуй». Диакон: «О свышнем мире...» Хор: «Господи, помилуй». Диакон: «О мире всего мира...» Хор: «Господи, помилуй». Диакон: «О святем храме сем...» Хор: «Господи, помилуй». Диакон: «О избавитися нам...» Хор: «Господи, помилуй». Священник во время второй малой ектении тайно читает вторую молитву верных: «Паки и многажды...» (на литургии Василия Великого : «Боже, посетивый...») Диакон: «Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию». Хор: «Господи, помилуй». Диакон: «Премудрость». Входит в алтарь северной дверью. Священник по окончании второй молитвы верных возглашает: «Яко да под державою...» Если священник служит один без диакона, то он произносит только «Паки и паки...» и «Заступи, спаси...», и возглас.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010