34) Хождение Василия, гостя (купца) московского, 1466; Рукопись Синодальной Библиотеки отрывок из него в Историч. Христоматии Буслаева. М. 1861, столбец 750–751. См. Обзор арх. Филарета I, стр. 149. Г. Буслаев и другие напрасно указывают год путешествия 1464, если в самой рукописи означен год 6974–1466. 35) Хождение архим. Грефенья в Иерусалим, рукопись в библиотеке преосв. Филарета черниговского , под Упоминается в Труд. К. Д. Акад. 1875, кн. I, стр. 139–141 и Черн. Епарх. Изв. 1875, ч. неоф., стр. 181, примеч. По поводу имени Грефенья, о. ректор черниг. семинарии писал ко мне, что в собственноручном каталоге преосв. Филарета (который умел хорошо разбирать рукописи) ясно написано рукою владыки имя Грегентия. И то и другое имя в святцах наших не существуют. Ныне сборник находится в церковно-археологич. музее при Киев. Д. Академии; профессор Н. И. Петров приготовляет «Хождение» к изданию и относит его к XV веку. 36) Хождение в Иерусалим и иным св. местам купца Василия Позднякова, 1558, рукопись в Библиот. Общ. Ист. у Царского в библ. Ундольского, в списке XVII в., «Обзор» архиеп. Филарета, I, 226, указывает 1552 год, – это, конечно, опечатка; г. Викторов в своей брошюре указывает 1588 38 – и это, вероятно, опечатка, – иначе непонятно разноречие с показанием архим. Филарета на 36 лет. 37) В летописях под 1558 г. записано: «июня в 24 поехал к Москве (из Новгорода) софийский архидиакон Генадей, а ехати ему ко Царюграду и в Иерусалим, и во св. Гору, и в Египет по монастырям, с милостынею царскою, и обычаи в странах тех писати ему» (Карамз. Ист. Госуд. Росс. VIII, прим. 587, стр. 81–82). Не знаем, уцелело ли его описание, но рукопись его была у нашего историографа и оно предполагалось к изданию Моск. Обществом Истор. в 1820 г. Не одно ли и тоже оно с хождением Позднякова, с которым Геннадий был отправлен Грозным? 38) Путешествие диакона Арсения Селунского, неизв. времени, рукопись XVI в., у Царского, лист 97; по ней Арсений был в Иерусалиме семнадцать лет; рукопись в списке XVII в. 8 , в биол. Ундольского, сл. Сборн. XVII в. л. 31; напеч. в Сказаниях р. народа Сахарова, т. II, кн. 8, стр. 75 76. Мы считаем этого путешественника мифом: ни в одном хождении нет столько чудесного, легендарного, как в его сказании; ни в одном хождении нет столько ошибок фактических и грубых, как у него на одной странице (Елеон, напр., показан за 12 миль от Иерусалима, а он разделяется от него только долиною); из всех хождений только оно одно не приурочено ни к какому времени: это просто подделка века XVII или XVI, не ранее, и притом подделка фряжская, католическая, перешедшая к нам через Польшу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Камисий 2 , как это можно судить по изображениям святых чтецов и вообще низших клириков в известном лицевом Месяцеслове византийского императора Василия II Македонянина (1025) и на основании описания одеяния певцов Софийского храма, сделанного очевидцем, нашим путешественником в Константинополь в конце XIV века диаконом Игнатием Смолняниновым, который сопутствовал туда русскому Митрополиту Пимену, представлял из себя длинную широкую белую или пурпурную одежду на подобие рубашки, покрывавшую все тело носящого ее от головы до пят и имевшую широкие и длинные рукава, стягивавшиеся у самых кистей руки 3 . «Певци же стояху украшени чюдно, пишет диакон Игнатий, ризы имеяху, яки стихари, широци и долзи, а вси опоясани, рукава же риз их широци и долзи, ови камчати, ови шидны (вариант: шидяны), наплечши с златом и круживом. Старейший их бе красен, аки снег бел... На главах их оскрилци (воскрыльцы остры 4 со златом и с бисером и с круживом» 5 ). Но это камисий позднейшего времени и, быть может, парадный, надевавшийся в исключительных случаях, как напр., при коронации императоров, как это было в 1390 году при короновании императора Мануила, в приезд наших русских путешественников Митрополита Пимена и диакона Игнатия, но в большинстве случаев камисий был простою льняною нижнею одеждою без всяких украшений, как это ясно можно видеть и из лицевого Месяцеслова Василия II Македонянина 6 и из памятников византийской придворной жизни. По Обряднику императора Константина, в камисиях приглашались певцы и анагносты во дворец 7 на обед в числе прочих гостей; это же одеяние в подобных случаях имели на себе и диаконы 8 . Доместики певцов, появлявшиеся во дворец, чтобы вместе с певцами дивным пением стихир услаждать слух приглашенных на обед, надевали на себя не только камисии, но и фелони 9 белого цвета (λευκν φελωνων или λευχημονοντας). Г. Кодин в «De officiis», описывая обряды императорского двора своего времени, говорит также о том, что певцы во дворец императоров являлись за царский стол для исполнения своих обязанностей в камисиях поверх иматия и в покрывалах на главах, при чем доместик и протопсалт были одеты в камисии белые (λευκ καμισια), а прочие все певцы в камисии багряного цветга (πορφυρ) 10 . Несомненно, камисий имеют в виду и литургические памятники южно-славянского происхождения XVI века. В «последовании на поставление чътца и певца и вьсакого книгочиа или инии кои премудрости» говорится, что, по пострижении епископом и клириками «вь седалищи церковне», поставляемый в это звание «пакы приводитсе кь превьсщенникоу иеть и вьземь льненоу одеждоу и одевает иего» 11 . Эта белая льняная одежда в других чинах поставления низших клириков называется ,,τν τετυπωμνην στολν» 12 – уставленным одеянием» 13 или «проображенною одеждою» 14 . Едва ли, впрочем, можно отрицать и то, что к XVI веку «льняною одеждою», или «лъненица» южно-славянские чины называют уже и малую фелонь, в которую облекали в это время не только низших клириков, но даже и иподиаконов 15 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

А мужеложство со своей женой, в свою очередь, больший грех, чем мужеложство с чужой. Отсюда мы заключаем, что та супружеская пара, которая совершит противоестественный грех, подвергается более тяжелому наказанию, чем мужчина, который совершит мужеложство с мужчиной или чужой женой. Каков срок наказания согрешившего противоестественным грехом со своей женой, смотри в конце епитимий того же Постника. 369 Обрати внимание на то, что 70-е правило Василия извергает того диакона или иерея, который согрешит чем-то большим, чем поцелуй, т. е. нечистыми объятиями. И следовательно, согрешившего нечистыми объятиями Василий запрещает в служении. Поэтому мы, найдя одну согласную со словами Василия древнюю рукопись, в которой содержались правила Постника, приняли определение, которое в той рукописи прибавлено к настоящему правилу. В нем говорится, что у кого истечение попало на бедра, может стать иереем, в том, однако, случае: 1) если с ним произошло это один или самое большое два раза; 2) если он усердный и добродетельный; 3) если он будет оплакивать это происшествие всю свою жизнь; и 4) если он был малолетним ребенком, когда это с ним произошло. Те же, кто претерпел такие нечистые объятия или согрешил ими сам, будучи в сознательном возрасте, иереями, согласно Василию, стать не могут. 371 Арменопул (Краткое изложение правил. Разд. 5, тит. 3) излагает правило Постника так, что отдельно говорится о епитимии вольного убийцы и отдельно о епитимии невольного убийцы, почему мы и предпочли последовать этому образцу. А у Властаря (не знаю, почему) епитимия одного не отличается от епитимии другого, что несообразно. Сделаем здесь примечание об одном общем покаянном правиле и подвиге для убийц, воров, тех, кто вскрывает гробницы, святотатцев и совершивших иной тайный грех: если кто-либо из них окажется усердным в покаянии, он может сам предстать местному судье и получить наказание по гражданским законам, и особенно если другие, невиновные схвачены, посажены в тюрьму и несут наказание (как часто бывает) за убийство, воровство, святотатство или вскрытие гробниц, которое совершил он.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Вы крайне обязали бы меня, преосвященнейший, если бы благоволили приказать отобрать по одному экземпляру дел разного содержания из числа решенных и препроводить ко мне на краткое время, для образца и для руководства в производстве дел по моей консистории. За целость и сохранность этих дел я ручаюсь. Вот еще одна моя просьба к вам. Еще в бытность мою в Москве подано было мне прошение диаконом Троицкой г. Дмитрова церкви Богословским о принятии его в Полоцкую епархию. Я решился его принять, если не будет препятствия со стороны Московского епархиального начальства, а препятствия, ажется, быть не может. Этому диакону я намерен поручить должность иподиакона, но его надобно предварительно обучить исправлению этой должности, и непременно в Москве, потому что в Витебске учить этому решительно некому. Посему не благоволите ли этого диакона вызвать в Москву и, поместив его на короткое время. в вашей обители, приказать вашему иподиакону обучить его, сколько можно, приемам и порядку иподиаконского служения». Приближалось 1-е октября день моего ангела. На этот день назначено было освящение храма, устроенного из бывшего Тринитарского костела усердием витебского купца Волковича. Дела о передаче этого костела в православное ведомство началось в 1847 г., но по разным интригам ксендзов, не без участия впрочем и мнимо-православного архипастыря Василия, оно отлагалось с году на год, пока, наконец, консистория, воспользовавшись болезнью архиеп. Василия, не донесла, по настоятельному требованию приходского священника лукашевича, Св. Синоду, с просьбою об окончательной передаче костела в Полоцкое епархиальное ведомство. Дело, столь долго длившееся, получило, разумеется, благоприятный исход потерпеть, как он сам мне передавал, от своего архипастыря немалую неприятность. – Как бы то ни было, но ко времени моего прибытия в Витебск костел преобразован был в православный храм и приготовлен к освящению. К 1-му числу октября сделаны были все необходимые распоряжения для совершения освящения и приглашены уже были к этому торжеству из Риги родственники обновителя и украсителя храма, в это время уже умершего, почему все распоряжения по сему случаю делаемы были его супругою.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

1967, 183). 57. Лев находился при войске в качестве императорского дьякона в 986 г., а не в 981, как утверждает Газе (XVIII) (см.: Фишер. 1886, 354). Льву Диакону тогда было около 35 лет. Некоторое время в историографии обсуждался вопрос, был ли он вообще придворным дьяконом? Газе (XVIII) первым усомнился в этом. Фишер (1886, 376), однако, показал, что положение Газе лишено аргументации. Опубликование энкомия Льва Диакона Василию II не оставляет сомнений, что именно этот император приблизил его ко двору в качестве дьякона (Энкомий. 19). 58. Лев Диакон по памяти цитирует Библию (Псалтырь. XXII, 2), допуская поэтому неточности. 59. Поражение византийцев точно датировано у Яхъи - 17 августа 986 г. (Розен. 21). 60. В датировке начала мятежа источники расходятся; согласно Скилице (332), это случилось 15 августа 15 индикта, по Яхъе (Розен. 23), который дает полную дату, - в среду, 14 сентября 987 г., в праздник Воздвижения креста. Дата приведена и по селевкидскому календарю, и по хиджре. За год до этого Склира выпустили из багдадской тюрьмы, где он сидел с 979 г., и Яхъя сообщает, что давние противники - Варда Фока и Варда Склир - заключили после этого соглашение, по которому первому доставались - европейские фемы с Константинополем; второму - азиатские. Но Варда Фока, желая устранить соперника, вскоре заключил его в крепость, а сам провозгласил себя императором. Он опирался на фемное войско и флот и имел мощную отборную гвардию из грузин. Этот мятеж оказался настолько грозным для Василия, что он решил просить помощи у киевского князя Владимира, обещав скрепить союз браком Владимира с сестрой императора Анной и ставя условием крещение Владимира (Розен. 23; 200, 203; Скилица. 336; Пселл. 1926, 11; см. интересный текст Абу-Шоджи (391-395) об участии русских в этой войне.) 61. Мелиссины - один из древнейших византийских родов, известный с VIII до рубежа XII-XIII вв. (Каждой. 1974, 125, 146). Лев Мелиссин находился под подозрением у Василия II уже в 986 г. (Скилица. 331). 62. Хрисополь (совр.

http://sedmitza.ru/lib/text/433440/

Но Фока разрешил вопрос в свою пользу простым вероломством. Он предложил своему сопернику поделить империю полюбовно и, когда тот явился в лагерь противника для переговоров, схватил его и посадил в одну крепость. Фока один начал борьбу против законных императоров, сыновей Романа; летом 988 года он покорил большую часть Малой Азии и стоял на Босфоре, угрожая Константинополю, когда его успехи были остановлены – в начале 989 года; в апреле этого года он был разбит и потерял голову. После этого Варда Склир воротил себе свободу и еще раз взволновал восток, но уже не надолго. Убедившись в невозможности держаться против энергии Василия, старый ветеран явился в палатку молодого императора, сняв с себя порфиру, но забыв раздеть красную обувь; гневно взглянул на это Болгаробойца и отказался принять больного старика, поддерживаемого двумя прислужниками, прежде чем он снимет с своих ног красные символы императорской власти. Склир, повиновался, получил милостивую аудиенцию и даже приглашение сесть на одном ковре с императором. Он скоро умер 58 . В-третьих, оставляем в стороне южную Италию, в которой Греки должны были бороться с весны 976 года с сицилийскими Арабами, а потом защищать свои владения в Апулии и Калабрии против Оттона II, женатого на сестре императоров Василия и Константина, но стремившегося подчинить себе всю Италию. Византийская политика противопоставила немецкому оружию союз с Фатимидским халифом в Каире, и в июле 983 года Оттон II потерпел роковое поражение при Базентелло (в Калабрии, к югу от Cotrone) 60 . Правда, Византийцы скоро рассорились с своими союзниками, и в 987 году Сарацины взяли город св. Кириака и опустошили всю Калабрию; правда, в самом местном населении скоро вспыхнуло восстание, и Барийцы убили, в 986 г., своего катапана; но все-таки отсюда грозила наименьшая опасность. В числе иноплеменных пародов, нашествие которых было предсказано кометою Льва Диакона, мы можем подразумевать и парод русский. Наша начальная летопись, не обнаруживая близкого знакомства с положением Византии в 988 году и вообще не представляя в своем рассказе признаков современного событиям источника, не только говорит о враждебных действиях русского князя против империи, но и заставляет Владимира грозить Василию II взятием Константинополя, и без того угрожаемого ополчением Варды Фоки.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vasile...

При походе 985 года под Телнасу во главе войска стоял, по словам ал-Мекина, Лев Мелиссин: интриги какого-то Бринки, которому царь Василий, рассердившись, приказал сидеть дома, возбудили мятеж в войске, и оно отступило от Телнассы (Ниша), так что Мелиссин должен был ходить туда во второй раз. Лев Мелиссин есть лицо, очень хорошо известное по источникам византийским 103 , и по тем же источникам нечто подобное с ним действительно случилось, но только при походе самого царя на Сардику-Средец. Один из врагов Мелиссина взвел на него пред царем обвинение в измене; ночью явившись в царскую палатку, он заставил Василия поверить, что Мелиссин, оставив указанную ему позицию, с большою поспешностью пошел на Константинополь с очевидным намерением захватить столицу и власть. Боязнь измены была причиной отступления и бедственного поражения византийской армии. Но клевета после обнаружилась: оказалось, что Мелиссии стоял на указанном ему месте. Тем не менее личный враг Мелиссина стоял на своем и перед лицом самого царя доказывал справедливость своего обвинения, так что раздраженный император соскочил с своего престола и, схватив его за волосы и бороду, поверг на землю. Такая история рассказывается у Скилиция, Кедрина и Зонары, хотя у Льва Диакона, очевидца и современника, нет даже и намека на что-либо подобное. Уже другие исследователи (Гильфердинг) высказали мысль, что вся эта история сочинена для оправдания жестокой неудачи, понесенной лично императором, хотя в основе и должно быть что-нибудь истинное. Нам кажется, что рассказ ал-Мекина может служить к разрешению вопроса. Отступление Мелиссина случилось ранее одним годом похода на Сардику; оно по месту близко сходится с историей Сардико-Средского отступления, ибо Ниш лежит немного севернее Средца. Если ж у ал-Мекина виновником интриги называется какой-то Бринка, между тем как у византийцев именуется в этой роли Стефан Малый, то это легко может быть соглашено, если под Бринкою разуметь правителя Василия, главного византийского интригана, скрывшегося за спиною недовольных Василием магнатов и генералов и вскоре совсем устраненного юным императором от дел государственных, даже подвергшегося прямой опале 104 . За Контостефаном мог скрываться сам президент Василий.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vasile...

Quodcunque ergo imperator per epistolam constituit, vel cognoscens decrevit, vel edicto praecepit, legem esse constat 30 . Т. е. в содержание quod placuit входят императорские epistolae или rescripta, decreta и edicta 31 . Различие теорий византийского и римского империализма, таким образом, у г. Грибовского плод недоразумения: оно оказалось только потому, что автор заставляет римских юристов подразумевать под quod placuit... каприз и произвол, а византийским императорам позволяет «домостроительствовать помимо и вопреки законам» только на благо народа. Такое самоуправство автора, разумеется, никого ни к чему обязать не может. В заключение рассуждениям г. Грибовского противопоставим авторитет Фюстель де Кулянжа. Этот знаток и превосходный толкователь римского государственного строя в одном месте отмечает с виду неважное, но очень характерное явление, что во всё время существования империи на Западе не переставало употребляться очень часто слово respublica. Анализируя этот факт, Фюстель де Кулянж приходит к заключению, что слово respublica не было простым переживанием, а термином, имевшим живой содержательный смысл. Оно выражало то воззрение общественного мнения, что управление государством, сосредоточенное в руках одного, было делом всех, в интересах и к благу всех – res publica. Даже при худших императорах эта концепция никогда не затиралась и пережила империю 32 . Наконец, едва ли можно доказать, что римляне когда-либо расставались с исходной максимой своего государственного права: salus populi suprema lex esto. После всего сказанного можно думать, что «проникнув» в действительный, а не сочинённый г. Грибовским, «смысл римской монархии, грек» едва ли «определил бы её словом тирания». Приведёнными соображениями далеко не исчерпывается запас доказательств г. Грибовского в пользу мысли о различии теорий византийского и римского империализма. Автор делает ещё выписки из «Царского свитка» диакона Агапита, представленного Юстиниану, «Завещания Василия Македонянина сыну Льву», «Царского воспитания Феофилакта Болгарского » и «Советов византийского боярина XI b.» Чтобы правильно толковать выражения «Свитка» Агапита и «Завещания» Василия, следует только обратить внимание на то, что первый предназначался для «романизованного до мозга костей славянина», а второе приписывается основателю новой династии, который пытался создать для византийцев une religion monarchique 33 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Andreev/o...

Подчиняясь, однако, более взрыву негодования, чем серьезному обсуждению, он поторопился овладеть страною в один прием, но злая судьба обманула его надежды. Ибо хотя он пробрался по тесным и скалистым тропинкам и приблизился к Сардике, которая по-скифски называется также Триадицей, раскинул здесь свой стан и, окружив город, стоял под ним 20 дней, однако, по неспособности стратегов, войско проводило время в беспечности и праздности и ничего не достигло осадой города. И так болгаре сначала сделали засаду на тех, которые выходили из лагеря искать корму для людей и скота и произвели между ними большой бой и угнали множество коней и вьючных животных. Затем стенобитные и другие машины по неопытности людей, приставлявших их к стенам, не оказывали ожидаемого действия и были сожжены врагами. Наконец, начал ощущаться в войске недостаток в необходимых предметах, так как все привезенные с собою запасы уже оказались израсходованными вследствие неумеренного ими пользования. Все это побудило царя отступить с войском и направиться в Константинополь. После дневного перехода он остановился, чтобы дать отдых народу. На следующий день войску пришлось проходить по лесистой и овражистой котловине, – едва только миновало оно эту местность и стало занимать подъемы, как болгаре напали на греков, перебили между ними великое множество людей, захватили царскую палатку и казну и разграбили весь военный обоз. Тогда был на том месте и я, который описываю эту печальную историю, находясь при царе в качестве диакона. И я бы, конечно, погиб и сделался добычей скифского меча, если бы Божественное промышление не избавило меня от беды, помогши мне ускакать на коне. Остальное войско с большим трудом спаслось от болгар, воспользовавшись непроходимыми горными тропинками, и дошло до византийских пределов, потеряв конницу и весь обоз». Этим описанием очевидца рокового поражения византийского войска в горах по дороге в Софию отмечается первое военное предприятие царя Василия. Поражение имело место 17 августа 986 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

верст 918 . От посещения Речицкого и Мозырского уездов пр.Василия удержало бездорожье и он ограничился тем, что вызвал в Бобруйск, по его словам 919 , a по другим сведениям, в м.Паболово Речицкого уезда 920 , благочинных: Речицкого – Фараевича с двумя или тремя священниками и Мозырского, прот.Кирилла Сковышинского. За время ревизии Лужинский, при содействии благочинных, собрал подписки от ста священников, одного диакона и двух учителей 921 . Между прочим, выдал подписку Новобыховский благочинный Кон.Мальчевский, заподозренный Скрипициным в неблагонадежности. Его пр.Василий испытывал с особенным вниманием и, убедившись в его благонамеренности и усердии, возвел в сан протоиерея 922 . Выдали также подписки Бобруйский благочинный Ант.Глыбовский, Речицкий – Адам Фараевич, – оба 20-го октября возведенные в сан протоиерея 923 , – и другие. Некоторые из благочинных проявили особенное усердие в собирании от своих священников подписок. Быховский благочинный П.Карбовский представил подписки от 18 священников 924 , а благочинный, прот.Ант.Глыбовский – от 27 священников. 10-го ноября пр.Василий писал обер-прокурору: «вси священники, с которыми при нынешнем обозрении церквей я имел случай видеться и беседовать, а иногда и пугнуть, представили мне нужные подписки. В Микулинском благочинии, по Витебскому и Бабиновичскому уездам, в Оршанском, Быховском и Рогачевском – Могилевской губернии, и Бобруйском – Минской губернии нет теперь ни одного неблагонадежного священника» 925 . Карать в эту поездку пр.Василию пришлось немногих. Священники Бобруйского уезда: Свислочской церкви Пашковский и Коссаржицкой – Фалевич, Обольской – Полоцкого уезда И.Лаппо и Витебской Заручево-Воскресенской церкви Гр.Стратонович за неблагонадежность, первый же и за пьяиство, были вызваны в Полоцк, а Бялыничской церкви Ант.Довгялло, кроме того, и отрешен от места 926 . 10-го ноября Лужинский был в Могилеве, где виделся с пр.Смарагдом и губернатором, а затем отбыл в Полоцк 927 . Так закончилась последняя ревизия в Белорусской епархии. Более в униатский период Белорусской епархии пр.Василий уже не осматривал церквей. Ревизия эта не была бесплодна: она показала, что и в Белорусской епархии значительная часть ее совершенно готова к воссоединению. Но, обратимся к прежнему, было бы несравненно лучше, если бы пр.Василий в сентябре избрал другой путь: Лепель-Дрисса-Дисна, проверил бы деятельность Игнатовича, Томковида и К°, и даже, может быть, не хуже вышло бы, если бы он остался в Полоцке и оттуда зорко следил за деятельностью этих заправил. Тогда они, может быть, не осмелились бы на тот шаг, который сделали, воспользовавшись отъездом еп.Василия в далекие уезды Могилевской губернии. Мы переходим к знаменитому делу Игнатовича и Томковида, к которому примкнули одни волей, другие неволей, и гораздо больше неведением, чем ведением, 111 священников Белорусской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010