veteris, I, p.1-96). Между тем доказано, что этого сборника, из которого читаны были на халкидонском соборе правила, ныне уже не существует. См., между прочим, Drey, De collect. can., p.10, n.1. Правило 2. Аще который епископ за деньги рукоположение учинит, и непродаемую благодать обратит в продажу, и за деньги поставит епископа, или хорепископа, или пресвитера, или диакона, или иного коего от числящихся в клире, или произведет за деньги во иконома, или екдика, или парамонариа, или вообще в какую либо церковную должность ради гнусного прибытия своего: таковый быв обличен, яко на сие покусился, да будет подвержен лишению собственного степени: и поставленный им отнюдь да не пользуется купленным рукоположением, или производством: но да будет чужд достоинства, или должности, которые получил за деньги. Аще же явится кто и посредствующим в толико гнусном и беззаконном мздоприятии: то и сей, аще есть из клира, да будет низвержен со своего степени: аще же мирянин, или монашествующий, да будет предан анафеме. (Ап. 29; трул. 22, 23; VII всел. 4, 5, 15, 19; лаод. 12; сердик. 2; Василия Вел. 90; Геннадия посл.; Гарасия посл.). Настоящим правилом осуждается всякая симония; поводом же к изданию правила послужила жалоба, заявленная на 9-м и 10-м заседаниях этого собора против Ивы, епископа едесского, обвиненного между прочим и в симония О симонии мы уже говорили в 29 Ап. правиле и видели, что это правило требует сначала извержения, а затем и отлучения от церкви как того, кто рукополагает за деньги, так и того, кто рукоположение получает за деньги, Однако, это наказание применяется в данном правиле только к тем, которые покупают или продают рукоположение в строгом смысле этого слова, а именно, рукоположение в священослужительские степени: епископа, пресвитера и диакона. Настоящим правилом определяется наказание не только за рукоположение (εοο) за деньги, но и за всякое возведение (οο) за деньги на какую бы то ни было должность в церкви, причем назначается наказание как тем, которые принимают или дают деньги, так и тем, которые являются посредниками, и даже тем, которые хотя еще и не совершили данного преступления, однако доказано, что они были склонны совершить таковое.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1315...

Священник: Вонмем. Читается евангелие. По прочтении евангелия, священник принимает от диакона Евангелие и говорит ему: Мир ти благовествующему. А лик поет: Слава тебе, Господи, слава тебе. Целовав Евангелие, священник поставляет его на горней стране выше антиминса. Царские двери затворяются, а диакон произносит ектению: Рцем вси... Во время ектении священник тайно читает молитву прилежного моления: Господи Боже наш…, и по окончании ектении произносит возглас: Яко милостив и человеколюбец Бог еси... Лик: Аминь. Диакон произносит ектению: Помолитеся. оглашении, Господеви..., а священник тайно читает молитву: Боже, Боже наш, Создателю и Содетелю всех...; но окончании же ектении говорит возглас: Да и тии с нами славят... Лик: Аминь. После возгласа «Да и тии с нами славят» священник, как указано в чине литургии св. Златоуста. «простирает антиминс» (стр. 118), или, иначе, «развивает антиминс», как говорится в чине литургии св. Василия Великаго » (стр. 209); но по установившейся богослужебной практике священник развертывает илитон и антиминс, кроме верхней половинки последнего, ранее, и именно по прочтении молитвы прилежного моления, при начале же возгласа: «Да и тии с нами славят»..., развертывает и верхнюю половину; а когда произносит возглас, то антиминсной губкой делает на антиминсе крест, целует губку и полагает ее на правой стороне антиминса вверху. Диакон возглашает: Елицы оглашении, изыдите. Оглашении, изыдите. Елицы оглашении, изыдите: да никто от оглашенных, елицы вернии, паки и паки миром Господу помолимся. Лик: Господи, помилуй. После этого в Служебнике напечатано: «сия точию глаголются даже до третия и четвертыя седмицы поста; от среды же средопостныя по еже рещи священнику: «Да и тии с нами славят», глаголются и сия диаконства от диакона на преждеосвященных точию литургиях, аще и празднуемый день, кроме суббот и недель: Елицы оглашении, изыдите; оглашении, изыдите; елицы ко просвещению, изыдите; помолитеся, иже ко просвещению, и т. д.», (стр. 179 и 180). Это значит то, что вышеприведенные слова произносятся только в течение первых трех седмиц Великого поста: на четвертой же седмице, начиная со среды, после возгласа: «Да и тии с нами славят»..., на преждеосвященных литургиях произносится ектения о просвещаемых.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

В Царствии Божием отпадут символы, останутся только реальности. Там мы не будем причащаться Тела и Крови Христовых под видом хлеба и вина, но будем «непосредственно (истее)» причащаться Самого Христа – Источника жизни и бессмертия. Но, хотя изменится вид, образ, форма нашего приобщения к Богу, не изменится его сущность: это всегда будет личная встреча человека с Богом, причем человека не изолированного от других, но находящегося в общении с другими. В этом смысле справедливо говорится о том, что Литургия, совершаемая на земле, – лишь часть той непрестанной Литургии, которая совершается человеками и ангелами в Царстве Небесном. Иеромонах Микаэл Арранц. О древней практике произнесения ектении и чтении евхаристических молитвословий (+2008), СПб.ДА, лекции. О древней практике произнесения ЕКТЕНИи и чтении евхаристических молитвословий В древности все ектении были «мирными», т.к. имели в начале призыв: «Миром (т. е. в полном душевном покое, в молчании) Господу помолимся». На первом прошении верные, молча, «ничтоже отвещавая», умиряли чувства и возводили свой ум «горе» – к невидимому Богу. Диаконские прошения на мирной ектении, начиная от «О свышнем мире…», верные уже выслушивали коленопреклонно. Внешним знаком к коленопреклонению на иных ектениях служило первое возглашение «Паки и паки («миром»), преклоньше колени, Господу помолимся». Знаком перехода к стоянию собрания верных служило возглашение: «Заступи, спаси, помилуй («возстави») и сохрани…» Просительные возглашения диакона («Дне всего совершенна») выслушивались всеми стоя и, как правило, без произнесения «Господи, помилуй» (как в Литургии св. Иакова). Некоторые молитвы Евхаристии полагалось читать «во услышание народа», а иные, чтобы слышали только сослужащие («тайно»). Молитва священника на ектении выслушивалась, как правило, также коленопреклонно. Место священнической молитвы было перед возглашением диакона «Заступи, помилуй…» или, что более естественно, перед распевным произнесением священником возгласа. Диакон часто подавал знак к общей молитве возглашением «Премудрость», т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

В подлиннике начало настоящего правила гласит: Δικονος ν χελεσι μιανθες (Diaconus qui pollutus est in labris). Согласно толкованию Зонары, эти слова означают, что данному каноническому наказанию подвергается диакон, дошедший, в своих отношениях к женщине до страстного, любовного поцелуя (τν μχρι φιλματος μπαθος κα ρωτικο φθσαντα πρς γονακα) По Вальсамону, это означает нечто гораздо хуже, до чего доходят люди, распаленные огнем Афродиты, сквернящие губы свои с женщиною неким особенно гадким образом Судя по наказанию, налагаемому на данного диакона, осквернившего уста свои, мы думаем, что надлежит принято мнение Зонары, ибо, если бы усвоить мнение Вальсамона, тогда подобный диакон заслуживал бы лишения даже имени христианина, ибо подобный грех нельзя предположить ни у самого простого и самого испорченного мирянина, это показывало бы еще, что таковой диакон совершенно ( " насквозь " ) испорчен и душею и телом. Наказание, которое данное правило налагает на диакона или и пресвитера (τ δ αυτ κα πρεσβτερος) за подобный грех, заключается в запрещении священнослужения, с сохранением диаконской (пресвитерской) чести и причащения вместе с сотоварищами; если же диакон или пресвитер совершив какой-либо больший грех подобного рода, тогда должен быть извержен (καθαιρεθσεται) совершенно из своего чина и перейти в разряд мирян. Относительно первого наказания Зонара говорит, что его надо понимать в смысле лишения диаконства только на время, ибо это совершенно достаточное для подобного греха наказание, причем свое положение доказывает тем, что правило лишает диконства окончательно только лиц, совершивших больший грех, и, следовательно, не может тому же наказанию подвергнуть и того, кто совершит помянутый меньший грех; продолжительность же наказания, временного лишения диаконства (пресвитерства), зависит от усмотрения и суда подлежащего епископа. Подобное суждение Зонары о наказании за меньший грех (если принять, что грех заключается только в том, в чем его видит комментатор) оправдывается и 4 правилом неокесарийского собора, согласно которому Божией благодати должно быть приписано то, что человек не впал в тяжкий грех.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1331...

года его войска стояли уже под стенами К-поля. Ввиду смертельной опасности, нависшей над Македонской династией, имп. Василий II отправил посольство на Русь к Владимиру Святославичу с просьбой о помощи. Киевский князь согласился, но ценой брака на визант. принцессе Анне, родной сестре Василия, дочери имп. Романа II (959-963). К-поль вынужден был согласиться, выдвинув, однако, в качестве условия Крещение князя. В 988 г. в Византию отправилось рус. войско, которое и помогло Василию II нанести мятежникам 2 решительных поражения (зимой 988 у Хрисополя и в апр. 989 при Авидосе), в последнем из которых погиб и сам Фока Варда, а царевна Анна отбыла на Русь. О взятии русским войском Херсонеса в этих источниках речи нет, но о нем сообщает визант. историк 2-й пол. X в. Лев Диакон (Leo Diac. X, 10. P. 175), хотя и в контексте, никак не связанном с Крещением рус. князя, о котором он вообще умалчивает. Взятие «тавроскифами»-русью Херсонеса у Льва Диакона «знаменовали» некие небесные «огненные столбы», которые обычно сопоставляются с «огненным столбом», наблюдавшимся в небе близ Каира, согласно Яхье, 7-12 апр. 989 г. Если так, то взятие Корсуни надо датировать периодом между апр. и июлем - авг. 989 г., т. к. появившаяся в июле - авг. комета Галлея, по Льву Диакону, предсказывала уже следующее бедствие - землетрясение в окт. 989 г., приведшее к падению купола в храме Св. Софии в К-поле (В. Г. Васильевский, В. Р. Розен). Эту ставшую уже традиционной т. зр. оспорила Н. М. Богданова, предложив понимать глагол «знаменовали» (греч. paredhloun) не в смысле предзнаменования, а как указание на свершившийся факт и тем самым относить падение Херсонеса ко времени незадолго до апр. 989 г. Неубедительна основанная на неверных хронологических подсчетах датировка взятия Корсуни маем-июнем 990 г., выдвинутая О. М. Раповым, вряд ли основательно настаивавшим, что у Льва Диакона и Яхьи речь идет о разных метеорологических явлениях. По той же причине трудно согласиться и с датировкой дек. 988 г. (А. Л.

http://pravoslavie.ru/38465.html

За переводом и комментарием следуют две главы: в одной мы стараемся определить место и время, к которым относятся события, описываемые в записке топарха, а в другой и последней – пытаемся дать ей общее историческое объяснение на основании приобретенных результатов. – Присоединяем здесь замечание, которое следовало сделать уже несколько выше. Мы сказали, что рукописи, бывшей в руках Газе, то есть, кодекса X века с письмами Василия Великого , Фаларида и т. д., едва ли теперь следует искать в Ватиканской библиотеке. Мы имели при этом в виду любопытное письмо знаменитого Газе к Э. Миллеру (Miller), известному Французскому эллинисту, обогатившему древнюю и византийскую литературу целым рядом блистательных открытий в библиотеках Запада и Востока. Оно напечатано в статье Э. Миллера: Le cabinet des manuscrits (в Journal des savants, février 1876, стр. 104 сл.). Здесь Газе сообщает Миллеру, находившемуся в декабре 1848 г. в Риме, список тех Ватиканских кодексов, которые некогда гостили в Париже, и которым Газе некогда составил каталог (последний теперь хранится в Cabinet des manuscrits). Судя по этому списку, кодекса с важными для нас отрывками не было в числе рукописей, поступивших в Национальную библиотеку в виде контрибуции римской. Конец письма содержит пикантную, хотя со стороны Газе, пользовавшегося щедротами русского вельможи и при его помощи составившего себе славу изданием Льва Диакона, не совсем уместную выходку против русских ученых 156 – При переводе отрывков мы обращаем внимание как на первую, так и на вторую редакцию, то есть, не оставляем без перевода и зачеркнутые, либо замененные другими слова и предложения, но только отмечаем их квадратными скобками. При объяснении значения и смысла отдельных выражений будем обращаться, кроме Льва Диакона, преимущественно к истории Агафия (цитуя его по изданию Диндорфа: Historici graeci minores, t. II), так как Газе доказал, что именно этот писатель был особенно изучаем в X веке и служил, на ряду с Библией в переводе семидесяти и с Гомером, источником и образцом фразеологии.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vasile...

В настоящее время считается возможным совершить поставление в один и тот же день в чтеца, иподиакона и диакона, а в пресвитера — на следующий день.    Praescrip.,41    Подробнее об этом см. в моей статье «Таинства и тайнодействия», Православная мысль, 8, 1951,17—34    1-е послание Климента, 44, 3.    «Учение двенадцати апостолов», 15.    В Византии еще в XII веке знали о первоначальном значении термина «хиротония». В своем толковании 1-го Апостольского правила Зомара писал следующее: «Ныне хиротонией называется совершение молитв посвящения над избранным во священство и призывание на него Святого Духа, потому что архиерей, благословляющий рукоположение, простирает руку (τενει τν χερα). A в древности и самое избрание называлось хиротонией. Ибо, когда городскому народу дозволялось избирать архиереев, народ сходился, и одни желали одного, а другие другого. И так, чтобы голос большего числа получил перевес, производившие избрание, говорят, протягивали руки и по ним считали избирающего каждого. Желаемый большим числом почитаем был избранным на архиерейство. Отсюда и взято наименование хиротонии; это наименование в том же смысле употребляли и отцы соборов, называя и избрание хиротонией…» (русский перевод, стр.1). Наоборот, Вальсамон старался отгородиться от такого толкования. Явно полемизируя с Зонарой, он настаивал, что хиротония имеет значение не избрания, а священнодействия поставления: «И это правило (2-е Апостольское правило), последовательно давая предписания о хиротонии, побуждает относить и предыдущее правило к хиротонии епископов, а не к избранию их. Ибо мы не имеем предписания пресвитера, или диакона, или другого клирика прежде подвергать избранию и таким образом рукополагать его» (русский перевод, стр.3).    Возможно, что на Востоке некоторое время, пока окончательно не сложились чины поставлений, в разных церквах существовала разная практика. Это различие практики обуславливалось разным пониманием состава клира. Так, в 51-м правиле Василия Великого говорится о хиротонисанных и нехиротонисанных членах клира.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Нельзя закрывать глаза на два факта, которые имели реальное и неоспоримое значение в истории Болгарии во второй половине X в. Это прежде всего походы Святослава в Болгарию, которые имели такое же решительное значение для восточной половины Болгарского царства, как опустошительная война Василия II Болгаробойцы для западной половины. Далее, во весь исторический период непреодолимое препятствие к образованию государственности на Балканском полуострове и к прочному сцеплению разнородных этнографических элементов, затронутых притом же двумя противоположными культурными влияниями – римским и византийским, католическим и православным, составляли те же центробежные силы, которые действуют и по настоящее время: это непримиренная разность болгарских и сербских притязаний, албанских и влашских. Этими фактами и нужно объяснять испытанные Болгарией потрясения при царе Петре. Итак, попытаемся выяснить значение указанных фактов на северной границе. Повод, вызвавший поход Святослава в Болгарию в 968 г., заключался, по словам Льва Диакона, в следующем. После взятия Тарса и по возвращении императора Никифора в столицу явились к нему от болгар послы с требованием положенной дани. «Раздраженный царь велел бить послов по щекам и выгнать их из столицы, а сам с великим ополчением отправился против болгар в поход и овладел всеми пограничными городами. Но, пришедши к убеждению, что эта война представляет много трудностей, возвратился в столицу и, почтивши достоинством патрикия отважного и пылкого Калокира, послал его к тавроскифам, которых мы обыкновенно называем руссами, с тем чтобы он, выдав им 15 кентинариев золота, привел их в землю болгар для ее завоевания. Пришедши в Скифию, – продолжает тот же писатель, – патрикий Калокир понравился начальнику тавров, подкупил его дарами и убедил идти против болгар (мисийцы у Льва Диакона) с великой ратью, с тем чтобы, покоривши их, удержать их страну в собственной власти, а ему содействовать в завоевании римского государства и получении престола. Святослав, услышав сии слова, не мог удержать душевного стремления и, собрав ополчение, состоящее из 60 тысяч храбрых воинов, отправился против болгар с патрикием Калокиром, которого полюбил как родного брата».

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Грабители начали проникать и в сторону Волоколамского уезда, но здесь встретили неожиданное противодействие. Явился человек, который, «видя погибающих собратий своих от несытого врага, взял меры усилиться против них и своей деятельностью и смелостью, не страшась и того, что, если за веру, Государя и отечество положит живот свой» 231 . Это был дьячок села Рюховского, Волоколамского уезда, Василий Григорьевич Рагузин – личность весьма замечательная. Свои патриотические подвиги он начал с того, что, однажды увидев небольшой неприятельский отряд, состоящий из семи солдат, он один «бежал за ними в погон» шесть верст, ударяя по церквам, встречавшимся на пути, в набат. Но, несмотря на набат, никто не приходил к нему на помощь, кроме диакона села Тимошева, который «с ним соединился» 232 . И вот уже вдвоем они продолжали погоню за неприятелями еще десять верст. Погоня увенчалась успехом. Рагузин с упомянутым Тимошевским диаконом и подоспевшими крестьянами «переловили помянутых семерых неприятелей в лесу» 233 . На другой день, после поимки неприятелей, вечером опять начались разбои и грабежи. Тут Рагузину пришла мысль организовать из крестьян, которые доселе «пребывали в страхе», воинский отряд, который мог бы дать отпор грабителям. Указывая на свой личный пример неустрашимости и отваги, Рагузин вместе с Тимошевским диаконом собрали 500 крестьян и «согласили их быть вооруженными день и ночь и защищать свои селения» 234 . Отряд поступил под команду Рагузина и означенного диакона и действовал весьма успешно. Успешные действия предводительствуемого Рагузиным партизанского отряда побудили Волоколамского исправника Беляева примкнуть к этому отряду «со всем своим дворянством» 235 . Это обстоятельство усиливало означенный отряд не только морально, но и со стороны его численности. Исправник Беляев также с своей стороны «созывал государственных и помещичьих крестьян из разных селений и ободрял их неустрашимыми быть и защищаться от неприятеля» 236 . И эти, вновь собранные, крестьяне также поступили под команду того же дьячка Василия Рагузина.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Niko...

Правило 2 Четвертого Вселенского Собора, Халкидонского Аще который епископ за деньги рукоположение учинит, и непродаемую благодать обратит в продажу, и за деньги поставит епископа, или хорепископа, или пресвитера, или диакона, или иного коего от числящихся в клире, или произведет за деньги во иконома, или екдика, или парамонариа, или вообще в какую либо церковную должность ради гнусного прибытия своего: таковый быв обличен, яко на сие покусился, да будет подвержен лишению собственного степени: и поставленный им отнюдь да не пользуется купленным рукоположением, или производством: но да будет чужд достоинства, или должности, которые получил за деньги. Аще же явится кто и посредствующим в толико гнусном и беззаконном мздоприятии: то и сей, аще есть из клира, да будет низвержен со своего степени: аще же мирянин, или монашествующий, да будет предан анафеме . ( Ап. 29 ; Трул. 22 , 23 ; VII Всел. 4 , 5 , 15 , 19 ; Лаод. 12 ; Сердик. 2 ; Василия Вел. 90 ; Геннадия посл. ; Тарасия посл. ) . Настоящим правилом осуждается всякая симония; поводом же к изданию правила послужила жалоба, заявленная на 9-м и 10-м заседаниях этого собора против Ивы, епископа едесского, обвиненного между прочим и в симония 803 . О симонии мы уже говорили в 29 Ап. правиле и видели, что это правило требует сначала извержения, а затем и отлучения от церкви как того, кто рукополагает за деньги, так и того, кто рукоположение получает за деньги, Однако, это наказание применяется в данном правиле только к тем, которые покупают или продают рукоположение в строгом смысле этого слова, а именно, рукоположение в священослужительские степени: епископа, пресвитера и диакона. Настоящим правилом определяется наказание не только за рукоположение ( χειροτονα) за деньги, но и за всякое возведение ( προβολ) за деньги на какую бы то ни было должность в церкви, причем назначается наказание как тем, которые принимают или дают деньги, так и тем, которые являются посредниками, и даже тем, которые хотя еще и не совершили данного преступления, однако доказано, что они были склонны совершить таковое.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010