Антония, который управлял новг. епархиею спустя несколько лет после преставления Варлаама (1212–1220, 1225–1229). О чудесах пр. Варлаама при жизни в Coф. II лет. стр. 135 и в Путешеств. по св. Русск. местам стр. 340–342. 1048 В житии пр. Варлаама, писанном на пергамене 1438 года, на л. 49 приводится его завещание к братии: «наставник же будет вам в мое место и сверстник мой Антонией.» В Coф. II летописи (стр. 135) подобное завещание приводится также от лица пр. Варлаама. 1051 Новг. III лет. стр. 241–243. Ист. Росс. Иерарх. ч. VI стр. 622–624. От этого события остаются в целости обожженная пламенем деревянная дверь и трость в. князя. После сего очевидна неверность предания, по коему относят чудесное знамение от гробницы преподобного к Иоанну Васильевичу Грозному. О пребывании же в Хутынском монастыре Uoahha IV с государынею и царевичами, в Новг. II лет. стр. 170 и 171 под 1572 годом. 1052 Первою из оставшихся в монастыре грамот дана 1532 года от в. к. Василия Иоанновича. Она в подлиннике хранится в ризнице монастырской и напечатана в Ист. Росс. Иерарх. ч. VI стр. 627–633. 1054 Новг. III лет. стр. 245–247. Ср. Путешеств. по св. Русск. мест. ч. II стр. 344. Изображение чудесного явления пр. Варлаама и избавления Новгорода от наказания изображено на большой иконе, принадлежащей по письму к XVII веку и теперь находящейся в паперти Преображенского собора. По описи монастырской за 1642 год на л. 30, образ этот был тогда в церкви и назван: «Видение преподобного чудотворца Варлаама о погибели В. Новаграда и о граде ко Господу моление». 1056 Там же. При описании чудесного явления пр. Варлаама пономарю Тарасию, в летописи замечено: «А сие чудо о потопе выписано ноября в 6 день из жития преп. Варлаама чудотворца из полного; и после преставления его бысть, и после первого строения церкви каменной Спаса минуло 312 лет». после сего очевидно, как неверно сказание Ист. Иерарх. (ч. VI стр. 610), что первый храм стоял около 270 лет, и показание противоречащей самой себе летописи (Новг. III лет. под 7016 и 7023 год.), что храм стоял 273 года. 1058 В рукоп. житиях пр. Варлаама говорится, что, в. к. Василий Иоаннович, по особенному благоговению к преподобному, принял на себя в иночестве имя его и наречен был Варлаамом.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Уже с середины XV века, после чуда с постельничим Григорием Тумганом, княжеский дом почитал Варлаама Хутынского своим покровителем (ПСРЛ. Т. 6. Стб. 182–184; т. 16. Стб. 200–202), а при Василии III «окрестный новгородский мона­стырь становится средоточием московского влияния и попадает под постоянное покровительство великого князя» (Гордиенко Э. Д. Новгород в XVI веке и его духовная жизнь. СПб., 2001. С. 53). Одно из посмертных чудес Варлаама было связано с излечением князя Константина Дмитриевича (сына Дмитрия Донского), в 1407 году тяжело заболевшего в пути. Согласно «Повести», облегчение предсмертной болезни Василия III также произошло «пред чюдотворцовою памятью Варлама Хутынского» (Повесть о болезни и смерти Василия III//ПЛДР: Середина XVI века. М., 1985. С. 24), и перед кончиною князь принял постриг с именем Варлаама (Там же. С. 42). Распространённая (первоначальная, не дошедшая до нас) и Особые редакции Жития Варлаама Хутынского складываются в первой четверти – 30-х годах XVI столетия – в Распространённой редакции два рассказа о мощах: об осмотре останков Варлаама архиепископом Евфимием II и о наказании великого князя московского Ивана III Васильевича, захотевшего вскрыть гробницу Варлаама. В Особой редакции устранена анти-московская направленность эпизода о вскрытии гробницы (см.: Дмитриев Л. А. Житие Варлаама Хутынского//Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 1 (XI – первая половина XIV века). Л., 1987. С. 138–142). В Житии Варлаама описано следующее чудо: в 1462 году князь Иван Васильевич был в монастыре, хотел видеть открытыми мощи преподобного, но удалился, чудесно поражённый изшедшим из гроба пламенем. «Государь... устрашась... бросил там посох свой, который и доныне в монастыре находится» (Словарь исторический о святых, прославленных в Российской церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых. СПб., 1862. С. 42). По свидетельству архимандрита Макария, в XIX веке в монастыре сохранялись «в целость обожжённая пламенем деревянная дверь и трость великого князя» (Макарий, архим Археологическое описание... Ч. 2. С. 434).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Помяни Господи князей младенец: Георгия, Андрея, Ивана. Помяни Господи княгинь младенец: Анну, Евдокию, Анастасию, Фетинию, Аксению, Евфимию, Ирину, Марию, Василиссу. Помяни Господи князей младенец: Наума, Ивана, Прова, княгинь младенец: Ульяну, Аксению, Анну, Евфросинию. Род Дмитрия Китаева. Помяни Господи: Василия, (жена его) Евпраксию, (сын его) Димитрия, (жена его) Аксению. Помяни Господи князя Александра (Черкасской) младенца княжну (дочь его) Парасковию. Помяни Господи инока князя Василия, князя Феодора (Алабышев), кн. Михаила (Репнин), кн. Георгия (Гепнин), кн. Андрея (Стригин), кн. Ивана (Бельский), кн. Димитрия (Немой). Род князя Михаила Глинскаго. Помяни Господи кн. Лазаря, (сын его) младенца кн. Петра, кн. Василия (Глинской). Род Льва Салтыкова. Помяни Господи: инока Леванида, (жена его) Анну, (сына его) Михаила, (сына его) Василия, (дочерь его) Генадию, Якова (Салтыкова), (жену его) Анну, (дочерь его) Марию. Помяни Господи кн. Петра, Ивана, Ивана, кн. Василия во иноцех Варлаама (Серебрякова), (жену его) кн. Аксению во инокинях Евпраксию, (сына его) кн. Бориса, кн. Петра (Серебрякова), Даниила (Романов), кн. Алексея, Василия. Помяни Господи князя Владимира, (жену его) кн. Агрипину, (сына его) кн. Василия, инока Сергия, ин. Иосифа, Якова, Ивана, Ирину, Агрипину, Елену. Помяни Господи архимандритов: Якима, Максима. Помяни Господи иереев: Симеона, Павла, Феофана, Давида, Герасима. Помяни Господи инока Иону, Алексея; инокини: Евфросинию, Агрипину, Татьяну, Улиту. Иноков: Даниила, Петра, Алексея, Деомида; инокинь: Марфу, Ирину, Агрипину, Варвару, Марину, Анисию (Павла Губастаго), инокиню Маремьяну, Татьяну; иноков: Георгия, Артемия (Савина), Василия (Баба), Бориса, Петра (Губастой), Георгия, Феодора (Лобанщика), Марью, Андрея, Василия, Никиту, (жену его) Феодору, Димитрия, Ивана, Иосифа, Петра (Петеля), Максима, Илию, Давида (Голодной) Григория, Исаия (меньшей), (сын его) Бориса, Пантелеймона (Фомина), Афанасия, инока Боголепа (Перепечин), инока Козьму (Баграков), Самоила, Артемия (Гневаш), Стефана, инока Давида, инока Захарии (Чертов), Мартирия (Чертов), инока Романа (Басалаев), Ивана (Сыдавной), (сына его) Василия, Наума (Суетин), Ульяну, Василия, Никиту, Никиту, Василия (Часовников), Петра, Ивана, Феодора, Ананию, Михаила, Ивана (Донской). Евфимию (сваю), Анну, Исаия (Губа), Аксению, Евфимию, Прокопия, Парасковию, Пелагию, Ивана, Макария, Георгия (Донской), Бориса, (заяд), Василия, Михаила, Олеферия Феодора (Максимов), Ананию (Пятой), Ирину, Александру, Ферапонта (Фара), Григория (Голодной) Михаила, млад. Ивана, млад. Григория, млад. Василиссу, Петра, Ивана, Феодора, инока Евфимия, Ивана, (Сахаров), Ивана, Феодора, Олеферия (Перепечин), Василия (Гомтюков), Симеона, Ивана инока. Онуфрия, Ивана, Аникия, Алексея, Симеона, Симеона (водовоз), Дея, Льва (Рылов), Петра, Ивана, Ивана (Рылов), Священноинока Варлаама, Ивана (Шемякина), Федора, Василия, Гавриила, Григория (Зыков).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Свою обитель прп. Варлаам поручил прп. Антонию Дымскому, который совершил путешествие в Константинополь и Святую Землю. Исцеления от мощей его начались с XIV в. Во время ежегодного крестного хода в память преподобного одного расслабленного положили в церкви около его раки. Вдруг он увидел исходящее от нее пламя и воскликнул: «Раб Божий, помилуй меня!» — и встал здоровым. Были и другие чудеса. В XV в. святые мощи прп. Варлаама были обретены нетленными и положены святителем Евфимием (память его 11 марта) в открытой раке. Известны два случая воскрешения им умерших. В первый раз это был купец, который вез милостыню в обитель и потонул уже в виду монастыря. Тело его было извлечено из воды без всяких признаков жизни. Внезапно он ожил и заявил, что жизнь ему возвратил прп. Варлаам. Во второй раз прп. Варлаам воскресил в 1460 г. молодого постельничего вел. князя Василия Темного — Григория. Воскресший рассказал, что по кончине он был немедленно окружен роем бесов, обвинявших его в разных грехах. Но тут же явились ему святитель Николай и прп. Варлаам. Святитель сказал ему, что его немногие добрые дела имеют более силы, чем все его грехи, известные его духовнику. А прп. Варлаам сказал так: «Хорошо было бы тебе здесь остаться, но родители твои будут скорбеть без тебя; иди утешь их, и я помогу тебе!» Он стал невидим, а умерший ожил. В 1521 г. престарелая монахиня высокой духовной жизни во время нашествия на Москву орд крымского хана Мехмет-Гирея увидела, что московские святители покидают Кремль, унося с собой чудотворную Владимирскую икону Божией Матери. Но их встретили прпп. Сергий и Варлаам и, преклонив колена, умоляли их не покидать город, но молить за него Бога. После этого они все вместе отслужили молебен и вернулись в Кремль. Москва была спасена. До последнего времени мощи прп. Варлаама почивали в открытой раке в Спасо-Преображенском монастырском соборе. • Празднование памяти преподобного в 1-ю пятницу Петрова поста связано с предуказанным им архиепископу Новгородскому чудом. В этот день совершался крестный ход из Софийского собора в Хутынский монастырь.

http://sedmitza.ru/lib/text/437855/

Д.С. Бирюков Варлаам Калабрийский и Григорий Акиндин. Варлаам Калабрийский (ок. 1290 – 1348) родился в Калабрии (Южная Италия). Он воспитывался в православии, хотя и в окружении латинских обычаев. В юности Варлаам принял монашеский чин и поступил в монастырь, где соблюдался устав св. Василия Великого . Варлаам изучал греческую и латинскую словесность, был знаком с выдержками из писаний схоластов. В 1330 г. Варлаам прибыл в Константинополь, где в 1331/32 г. имел диспут с Никифором Григорой, описанный последним в диалоге «Флорентиец», и был в ходе этого диспута побежден Григорой. Тем не менее в Константинополе Варлаам стал преподавать платоновскую философию и аристотелевскую логику; он обратил на себя внимание императора Андроника III и стал приближенным к императорскому двору. Григорий Акиндин (ок. 1300 – 1348) родился в Македонии. Образование Акиндин получил в Пелагонии и Фессалониках. Одним из учителей Акиндина был Варлаам Калабрийский. В городе Веррии Акиндин познакомился со свт. Григорием Паламой , которого, вероятно, он хотел видеть в качестве своего духовного отца (свт. Григорий подвизался в пустыни около Веррии, прибыв туда из пустыни Глоссия из-за турецких набегов). Известно, что в это время свт. Григорий из-за смерти матери отправился в Константинополь; возвратившись оттуда, он передал Акиндину трактат (или, может быть, комментарии к трактату «О сновидениях» Синесия Киренского) Никифора Григоры. Покинув спустя пять лет пустынь около Веррии из-за набегов сербов, свт. Григорий возвратился на Афон и удалился в скит в пустыни свт. Саввы. Во время пребывания свт. Григория на Афоне туда прибыл Григорий Акиндин, принявший монашество, вероятно, под влиянием свт. Григория; Акиндин хотел по протекции Паламы быть принятым в Лавру, однако, несмотря на поддержку со стороны свт. Григория и его ученика, будущего патриарха Каллиста, Акиндин получил отказ, и не только в Лавре, но и в других афонских монастырях. Начало полемики свт. Григория с Варлаамом Калабрийским относится к 1335 г., когда возобновились дискуссии с латинянами.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/knig...

Вторая часть рассматриваемой главы Жития Варлаама Важского тоже представляет собой такой повторный рассказ о добродетелях святого, о которых впервые говорилось в первой главе основной части Жития при описании жизни посадника Василия в Новгороде. Примечательно также, что, как и в Житии Антония Сийского, во втором рассказе о добродетелях Василия-Варлаама подчёркивается их возросшая степень: «конечное приятнищелюбие» (ЖВВ, с. 17), рассказ более подробен, в нём используются уподобления, которых не было в первом, кратком варианте. Таким образом, в структуре двух житий наблюдается очевидное сходство. Описание добродетелей святого предваряет динамичное повествование об основании монастыря, за которым следует подобное первому описание добродетелей святого на новом месте, представленных в превосходной степени. Очевидно, что такое сходство в структуре двух житий не случайно. Скорее, оно традиционно. В Житии Варлаама Важского агиограф заменил описание иноческих добродетелей на праведнические, как более подходящие к реальной жизни героя Жития. Глава «О пострижении святаго» В третьей главе основной части Жития Варлаама Важского рассказывается о причинах, побудивших посадника Василия принять монашеский постриг, и о его иноческих добродетелях. Глава составлена на основе ряда топосов, свойственных описаниям подобных сюжетов в житиях преподобных. Сопоставим текст этой главы Жития Варлаама Важского с текстом Жития Антония Сийского, где те же художественные средства используются при описании соответствующих обстоятельств жизни преподобного. 1) Принятие святым решения об уходе в монастырь. Житие Варлаама Важского: «По семъ же убо великий Василие разсуждает многомятежие мира сего, могуства и прелесть его, яко суть суетна и прелестно зло, и къ сему же и реченное во ум приемля, еже рече богоотецъ Давидъ: „Кая польза во кров моемъ, внегда ходити ми во истлние?“ И паки: „Изволихъ примтатися къ дому Бога моего, паче ниже жити ми въ селхъ грешничих“. И сего ради оставляетъ блаженный жену и дти и весь домъ свой, и отходитъ въ монастырь апостола и евангелиста Иоанна Богослова, егоже самъ созда и учредивъ братию милостынею довольно» (ЖВВ, с. 18).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Теперь рассмотрим основную часть Жития, имея в виду, что черты образа святого, представленные в ней, должны соответствовать формулировкам понятия святости, выведенным в предисловии 490 . Основная часть Жития делится на три главки, имеющие свои, в большинстве рукописей написанные киноварью, заголовки. Обратим внимание на соотношение объёмов главок основной части Жития на основании текста, опубликованного А.И. Григоровичем. Общий объём основной части Жития – шесть с половиной печатных страниц (с. 12−19). Глава «О отечествии святаго, и о пришествии его на Вагу, и о создании святаго места сего» занимает полторы страницы (с. 12−13). Объём второй главы («О создании места сего, и о прозорливом даре святаго, и о пророчествии его о святем месте сем») – четыре с половиной страницы (с. 13−18). Название этой главы не вполне отражает её содержание. После рассказа о божественных знамениях, выборе места для обители и пророчестве основателя о её будущем идёт повествование о благотворительности посадника Василия и о строительстве приходских церквей в Поважье, занимающее одну печатную страницу из четырёх (с. 17−18). Объём третьей главы («О пострижении святаго») – одна печатная страница (с. 18−19). Таким образом, самой значительной по объёму оказывается вторая глава, повествующая об основании монастыря и о благотворительности посадника Василия (мирское имя Варлаама). Только в одной главе говорится об иноческом периоде жизни Варлаама Важского. По объёму она занимает всего лишь одну десятую основной части Жития (или одну шестую, если не учитывать главу «О явлении мощемъ преподобного»), что, очевидно, не могло не отразиться на созданном в Житии образе святого: самый важный период в жизни типичного преподобного очень скупо освещён в Житии Варлаама Важского. Рассмотрим теперь последовательно содержание всех четырёх глав основной части Жития. Глава «О отечествии святаго, и о пришествии его на Вагу, и о создании святаго места сего» Происхождение Варлаама Важского описано в Житии крайне скупо: «Повдаютъ же святаго сего Варлаама отъ славныхъ родителей быти, отчьством убо и родомъ и воспитаниемъ преименитаго великаго Новаграда, владниемъ же и честию превозведенъ бысть паче сверстникъ своихъ, повдаютъ бо его яко бысть посадникъ въ великомъ Новград, нарековажеся имя его Василие» (ЖВВ, с. 12). Затем следует пассаж с упоминанием имён московского, тверского и рязанского князей, митрополита и новгородского архиепископа, а также даты – 6934 (1426) г. Этот фрагмент текста был откуда-то заимствован Ионой, так как почти дословно совпадает с фрагментом текста Жития Зосимы и Савватия Соловецких. По-видимому, Ионе была необходима какая-то дата, указывающая на ранний период жизни и деятельности Василия (Варлаама Важского), и, не имея точных сведений, он вставил подходящий фрагмент из другого текста. Возможно, этим текстом был один из не дошедших до нас списков Жития Зосимы и Савватия Соловецких 491 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

9) Наконец, Варлаам говорит, что в 1605 г. он прибыл в Смоленск. Это очевидная нелепость. Как мог человек, обличавший разстригу и за то пострадавший, освободившись из тюрьмы, отправиться в государство, где властвовал тот, кого он обличал и кому мог быть вреден? Замечательно противоречие между челобитною Варлаама и грамотою патриарха Иова. В грамате патриаршей Варлаам назван монахом Чудовским, а в челобитной он себя сам называет постриженником Пафнутьевского Боровского монастыря. Варлаам говорит, что Гришка прожил в Киеве всего три недели, ушел прочь из Киева к Острожскому, и когда он уходил к Острожскому, то это считалось удалением из монастыря. А в грамате Иова, по показанию Венедикта, – Гришка, живя в Киеве в Печерском монастыре, служил в то время и у Острожского в Киеве, как Киевского воеводы, и чрез это не разрывал своей связи с Печерским монастырем. Варлаам говорит, что когда он сделал извет, что Гришка хочет уйти к Острожскому, архимандрит сказал, что «здесь земля вольная, кто как хочет, в такой вере тот и пребывает.» А в показании Венедикта говорится, что тот же самый архимандрит посылал достать Гришку; тогда он ушел не к Острожскому, как показывает Варлаам, а к запорожцам. Венедикт показывает, что Гришка пришел ко князю Адаму Вишневецкому от запорожцев. Варлаам показывает, что он туда пришел из Гощи. По грамате патриарха Иова, какой-то чернец Пимен водил Гришку с товарищами через границу; Варлаам не знал Пимена, а знает в этом случае иное лицо, какого-то Ивашку-вожа. Кто же из них лгал? Существует документ очень замечательный, свидетельствующий о действительном товариществе Григория с Варлаамом и Мисаилом. Это надпись на книге Василия Великого , хранящейся на Волыне в Загоровском монастыре, такого содержания: «Лета от сотворения мира 7110 месяца августа в 31 день, сию книгу Великого Василия дал нам, Григорию с братиею в Варлаамом да Мисаилом: Константин Константинович, нареченный во святом крещении Василий, Божиею милостию пресветлое княже Острожское воевода киевский».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Далее особым письмом пишется: помяни Господи душы святейших моех, патриархов: Иова, Ермогена, Филарета, Иосафа, Иосифа, Иосафа, Питирима, Никона, Иоакима,. Адриана. Князи Владимирские: вел. кн. Георгия, в. к. Андрея, в. к. Всеволода, нареч. в святом крещении Димитрия, в. к. Ярослава. Князи Московские: в. к. Даниила, в. к. Георгия, в. к. Димитрия, в. к. Иоанна, в. к. Симеона, в. к. Иоанна, в. к. Димитрия, в. к. Василия, в. к. Иоанна, в. к. Василия, в. к. Георгия, в. к. Василия, во иноцех Варлаама. (Чрез две страницы – ). Помяни Господи души преосвящен. митрополитов Киевских, Владимирских и Московских: Михаила, Леонтия, Иоанна, Ферапонта, Кирилла, Илариона, Ефрема, Георгия, Иоанна в. Никифора, Никиты, Михаила, Феодора, Константина, Иоанна, Никифора, Гавриила, Петра, Дионисия, Матфея, Кирилла, Алексия, Кирилла, Максима, Иосифа, Пимена, Феогноста, Киприана, Фотия, Ионы, Феодосия, Филиппа, Геронтия, Зосимы, Симона, Варлаама, Даниила, Иосифа, Макария, Афанасия, Кирилла, Филиппа. Далее скорописью приписано: Архиепископа Варлаама, схимонаха Василия Киевского, Архиеп. Иосифа, Архиеп. Платона, Митроп. Тимофея, Митр. Арсения, Архиеп. Амвросия убиенного, Митр. Рафаила. Потом на трех четвертушках разорванного листа пишется: Помяни Господи души митрополитов и Архип. Новгородских: Иоакима, Луки, Стефана, Феодора, Германа, (Никиты) (Нифонта), Аркадия, Иоанна, Григория, Мартирия... Митрофана, А.... Спиридона, Дал... Давида, Климента,.... Феоктиста, M... Иоанна, Симеона,... Андроника, К... Иоакима, Саввы,... Митр. Александра, Митр. Варлаама, Митр. Исидора, Митр. Киприана, Митр. Авфония, Митр. Макария,... Евфимия... Корнилия,... Иова, ....фана, Епископа Аарона, Еписк. Маркелла. На следующей странице: благоверные цари московские: благоверн. царя и в. кн. Иоанна, во иноцех Ионы, царевича Димитрия, царевича Василия, Иоанна, благоверн. царя и в. кн. Феодора, благоверн. царя и в. кн. имярека (?) во иноцех Боголепа, царевича Феодора, ц-ча Иоанна, ц-ча Василия бл. и в. к. Василия, бл. ц-ча в. к. Михаила Феодоровича всея России, ц-ча Димитрия, ц-ча Симеона, бл. ч-а и в. к. Алексия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Ноября 6 (19) Преподобномученик Варлаам ( Никольский ) Преподобномученик Варлаам (в миру Василий Михайлович Никольский) родился в 1872 году в селе Люторичи Епифанского уезда Тульской губернии в семье волостного писаря. Василий окончил духовное училище и в 1895 году поступил послушником в Чудов монастырь в Москве, где вскоре был пострижен в монашество с именем Варлаам. Около 1909 года он был рукоположен в сан иеродиакона, а затем – в сан иеромонаха. С 1917 по 1925 год иеромонах Варлаам служил в Москве в церкви Никола-Плотники на Арбате, с 1925 по 1929 год – в храме Спас-Пески на Арбате. В 1929 году он был возведен в сан игумена. 28 декабря 1930 года игумен Варлаам был арестован. В это время были проведены аресты священнослужителей и насельников монастырей, многие из которых после закрытия обителей жили на частных квартирах или при храмах. 31 января 1931 года следователь допросил игумена Варлаама, и он сказал: «На заданный мне вопрос о моем отношении к существующему строю показываю: я монах, сторонник Церкви тихоновской ориентации, поэтому привык к повиновению, и поскольку такая политическая власть дана Богом, то, следовательно, я ей полностью подчиняюсь и даже поддерживаю. Родственников, как в пределах Союза, так и за границей, кроме упомянутого мною брата, не имею и переписки также, поэтому вращаюсь исключительно в среде своих прихожан». По окончании допроса следователь подписал постановление, в котором говорилось: «Имеющиеся в деле материалы полностью подтверждают контрреволюционную деятельность Василия Михайловича Никольского, выражавшуюся в антисоветской агитации». На этом следствие было закончено, и Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило игумена Варлаама к трем годам ссылки в Казахстан. После возвращения из ссылки отец Варлаам был направлен служить в Покровский храм в село Дьяково Московской области. 20 октября 1936 года он был переведен служить в Покровскую церковь в село Андреевское Дмитровского района.

http://fond.ru/kalendar/1171/varlaam/

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010