И если новые предводители новой ереси будут упорствовать в отвержении выражений, точно их изобличающих и загораживающих их нечестивый вымысел, как некогда ариане [отвергали слова] «единосущный» и «из сущности», говоря, что [эти термины] непривычны и их нет в Писании и прочее, то мы скажем им [мнение] Василия Великого , что «даже если кто-то скажет слова, которых нет в Писании, то это не имеет никакого значения, лишь бы мысль его была благочестивой; еретики же, даже если воспользуются [словами] из Писаний, ничуть не менее подозрительны и развращены умом " 965 . Однако мы не вводили выражений, которых нет в отеческих писаниях 966 . Глава 14. Что и те [выражения], которыми Варлаам и Акиндин притворно соблазняются, обличают их зломыслие И если они снова будут выставлять в качестве предлога, что существуют [люди], которых соблазняют слова [мои], то мы опять ответим таким же образом, говоря: »Если сами по себе слова оказываются соблазнительными для них, то тогда не некоторые, но все должны были бы испытывать из-за этих [слов] то же, что и они " 967 . Если же все остальные принимают ( γαπσι) эти [выражения] – и паче остальных те, у кого [есть] точное разумение и опыт того, о чём говорится, а письменно свидетельствуют им [подвижники], избранные из проводящих житие на Святой Горе и из возлюбивших священную и безмолвническую жизнь в Фессалониках, – то не очевидно ли доказывается, что не слова причина [соблазна] для них, но зломыслие превратно толкующих их? И обвинявшие послания апостола свидетельствовали не против него, а против своего собственного искаженного мышления. Но кто же, по их отговоркам, соблазняется и смущается? Из остальных, [принимающих эти выражения], никто [не со блазняется]. Если же это испытывают ученики Варлаама, притом более прочих развращенные им, то что удивительного, если они негодуют на опровергающих их зломыслия и стремятся защищать собственное заблуждение? Стало быть, слова, пригвождающие к позорному столбу их зломыслие, являются для них огорчением, но не соблазном. И потому пусть прекратят они роптать, чтобы не обнаруживать своей подверженности болезни оного [Варлаама] и не принуждать нас – призирающих на них, согласно заповеди 968 , и вместе с тем берущих в расчет вред, [проистекающий] от молчания, чтобы из-за нашего молчания не распространилась болезнь, – пользоваться подходящими для их болезни лекарствами, каковыми служат помещенные здесь ниже сочинения.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/vizant...

И говорят: те насмеялись над Ним, и мы сделаем то же. И нанесли они множество оскорблений иконе Господней, о которых и говорить мы не дерзаем. Потом говорят: мы слышали, что те пригвоздили Его руки и ноги; это и мы сделаем Ему. Тогда пронзили они гвоздями руки и ноги иконе Господней. Еще говорят беснующиеся: мы слышали, что те напоили Его уксусом и желчью с губки, – это сделаем Ему и мы; и сделали, приложив к устам иконы Господней губку, напоенную уксусом. Опять говорят: мы узнали, что отцы наши били Его тростью по голове; то же и мы сделаем; и взяв трость, ударяли по голове Владыки. Наконец говорят: мы точно знаем, что те копьем пронзили бок Его; ничего не опустим, но прибавим и это. И, приказав принести копье, заставили одного из них взять копье и пронзить бок на иконе Господней; и когда это было сделано, тотчас истекло из нее множество крови и воды». Верно это слово, мудрейшие, с одной стороны потому, что знамения бывают для неверных, но не для верующих, а с другой, чтобы и мы знали, что оскорблением иконы оскорбляется Первообраз ее и, напротив, почитанием иконы он почитается. Вот изречение Великого Василия в похвальном слове мученику Варлааму: «Да будет изображен на картине и Подвигоположник во бранях, Христос». И здесь, светлейшие, точное повеление о поставлении иконы. Ибо богоносный муж говорит не о том, чтобы воображать или представлять в душе написанного Христа, как пустословят некоторые, но иметь в сердцах «верою», как взывает апостол ( Еф.3:17 ), живущего в нас Христа. Притом, прибавлением союза «и» он указывает на предыдущие слова, которые суть следующие: «Восстаньте теперь предо мною вы, славные живописатели подвижнических заслуг. Восполните вашим искусством изображение военачальника. Цветами вашей мудрости осветите неясно представленного мною венценосца! Пусть буду побежден вашим живописанием доблестных дел мученика; рад буду признать над собою и ныне подобную победу вашей крепости; посмотрю на эту, точнее изображенную вами, борьбу руки с огнем. Посмотрю на этого борца, живее изображенного на вашей картине.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Fr. Vladimir Eremine 5 сентября 2013, 18:06 Как сказал Чичиков про любовное письмо уездной барышни: " Кудряво написано " . Нина 5 сентября 2013, 17:13 2вопрос. Насколько Франкфуртская школа неомарксизма соотносится с марксизмом, как таковым. Не нам ли, пролившим столько крови и пота поручено разобраться самим в вопросе о марксизме и большевизме,сталинизме и коммунизме,Церкви и государственности. 3вопрос. Автор, как я понимаю,жил, учился, работал в среде западных ценностей, воспитанный ими, как Варлаам, приехал научить нас как правильно понимать что такое хорошо и что такое плохо. Может стоит хорошенько разобраться, а не доверять первому впечатлению? Надежда 5 сентября 2013, 17:12 Руслану " ...которые слились в тесной симфонией с нашим священноначалием(прости Господи за осуждение) " Не надо поверхностно на всё смотреть и осуждать священноначалие оч. большой грех. Вы ПОХИЩАЕТЕ у Бога Его Суд. А хорошие и святые представители священноначалия будут ВСЕГДА. Нина 5 сентября 2013, 17:10 Да... Ох и вызов нам дан. Наш долг дать ответ на него.В этом процессе главное отличить добро от зла и не ставить себе задачи до времени повыдергать плевелы, чтобы утвердить абсолютную ПРАВДУ на Земле или в отдельно взятом регионе нашей планеты. Нельзя увлечься отдельными даже правильными частностями в ущерб целому.К чему это сказано? Поясню... Автор и его статья вызывают много вопросов: 1вопрос. Всемирный конгресс семей, Фонд Василия Великого содержатся на средства злейших " друзей " России, т.наз. " неоконов " вроде Дика Чейни и его окружения.(Они хотят нам блага?)и,насколько известно, имеют целью привлечь массы своей приверженностью к традиционным ценностям ( как мусульман в арабских странах) но не для возврата к жизни в соответствии с этими ценностями как семья, православие, самодержавие, империя,а,замкнув традиционные ценности на себя и противопоставив этим себя развращенным, потерявшим доверие " власть имущим " , носителям либеральных европейских ценностей, предложив восстановление православной монархии и далее " по списку " обеспечить себе решающую роль в будущей России, но опять повторяю: не для торжества Правды а " корысти ради " , что однозначно нашей смерти.

http://pravoslavie.ru/63855.html

И в том, и в другом он видит лишь простые природные свойства, не выходящие за пределы тварного. Этим он вводит в икону понятие тварной благодати. И вот эту «живоподобную» красоту противники новой живописи «возненавидели», говорит Владимиров. «Глаголют на соблазн христианом красоты святых воображаются» . Он возмущается, что живописные изображения возбуждают у их противников не молитвенное чувство, а греховное, и уподобляет их содомлянам. «Зри, блюзнере, како не боишись лукаво позирати на образы святых и прелесть помышляти в сердцы [...]. Истинному бо и благочестивому христианину, — наставляет он, — и на самых блудниц взирав, прелыцатися не подобает, а не еже на иконы святые зря разжизатися». Владимиров требует, чтобы к телесной красоте изображенного человек подходил духовно, а не телесно, и не соблазнялся. Другими словами, по рассуждению самого Владимирова, живоподобный образ ставит человека в то же положение, как и смотрящего на блудницу, и реакция требуется та же самая. Человек молится уже не благодаря иконе, а несмотря на нее. Живоподобный образ должен, считает Владимиров, передавать смену физических и психических состояний в зависимости от тех обстоятельств, в которых находится изображаемое лицо (так, перед Пилатом — Спаситель умилен стоящ, на Кресте увиденными чувствы . А Ушаков, ссылаясь на известное слово св. Василия Великого в день памяти мученика Варлаама, пишет: «Тщимся мученическая страдания живо воображати во еже бы зрящих, сердцем к болезнованию возбудившимся, заслуг их общником быти». Это уже открытое воздействие духовных идей Запада . Здесь не только римокатолическое понятие заслуг, но и представление об образе как возбудителе естественных эмоций. И действительно, образ, воспроизводящий натурально человека и его душевно-телесную жизнь, конечно, не может претендовать ни на что другое, как на соответствующую же душевно-телесную реакцию человеческой природы, на эмоциональное воздействие. Итак, если формально авторы трактатов в своих теоретических рассуждениях и связаны с византийскими теоретиками и опираются на них, то по существу, повторяем, в своем восприятии самого образа, его содержания, красоты, света...

http://sedmitza.ru/lib/text/440368/

Его полемика не принимает никогда абстрактного и отделенного от духовной жизни характера, не становится сухой и рационалистической» (с. 104). Данная черта личности накладывает свой неповторимый отпечаток и на всё учение этого отца Церкви, которое «может быть резюмировано как богословское оправдание возможности непосредственного общения человека с Богом». Причем, такое «непосредственное единение человека с Богом сделалось возможным благодаря Воплощению, которое, как говорит Палама, нарушило ангельскую иерархию, как бы стоящую между Богом и людьми. Здесь Палама чувствительно отличается от Псевдо-Дионисия и совершенно устраняет неоплатонические элементы богословия этого писателя в пользу чисто библейского представления о Боге и человеке». Подобное творческое преодоление сугубого «иерархизма» Дионисия Ареопагита стало предметом особых нападок Варлаама, горячего сторонника этого узко понятого «иерархизма». Точка зрения Паламы в данном вопросе «согласовалась вполне с его антропологическим учением, в котором человек рассматривался как существо, одаренное творческими способностями и предназначенное для царствования над материальным миром, и тем самым, более созданное по образу Божию, чем ангелы, пассивные исполнители Божественных повелений» (с.107–108) 34 . В целом же, миросозерцание св. Григория Паламы «представляет собою в жизни и мышлении Православной Кафолической Церкви новое движение, творческое и традиционное одновременно. Это великий синтез богословия и мистики, богословие, основанное на опыте духовной жизни Церкви, творческий возврат к святоотеческим источникам и к библейскому Откровению, в котором Палама нашел свое представление о человеке, созданном по образу Божию в своей душевно-телесной целостности» (с.113–114). Архимандрит Киприан Керн как исследователь богословского наследия св. Григория Паламы Работы архиепископа Василия Кривошеина , отличающиеся внутренним духовным пониманием личности и мировоззрения Паламы и высокой богословской культурой, вкупе с исследованием Г.

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/a...

Было бы желательно, чтобы наименование Никита Акоминат было принято всеми. О положении Хон ср. Jf. Bonnet, Narratio de miraculo a Michaele Archangelo Chonis patrato (Paris 1890), стр. XXVII u XXXVII и IV. Ramsay, The church in the Roman empire (London, 1893), стр. 465–480. В менологии Василия Македонянина PG CXVII, 34 это название объясняется так: κα χνευε τα δατα ν ατ, κα κλθη τπος κτοτε Χναι. 64 La conquete de Constantinople par Geoffroi de Ville-Hardouin avec la continuation de Henri de Valenciennes. Texte original, accompagne d " une traduction par Natalis de Wailly 2-e ed. Paris 1874. 66 Guntheri Alemanni scholastici monachi et prioris Parisiensis De expugnatione urbis Cpolitanae ed. comte Riant (Genf. 1875). 67 Ф. Успенский. Византийский писатель Никита Хониат (СПБ. 1874), стр. 140 и след.; Успенский хочет усмотреть в этом очерке о статуях следы позднейшего происхождения. 69 В изданиях Фила Wernsdorf " а и Miller " а также у Boissonade Pachymeris declamationes XIII стр. 253–260. 71 Впоследствии этим вопросом занимались и другие византийцы, как, напр., Исаак Аргир. Удивительная ирония судьбы: как раз греки, среди которых впервые возникла идея улучшения календаря, после того, как это улучшение было произведено на самом деле Григорием XIII, отказываются приступить к его осуществлению до сего дня. Ср. Γ. Καραβαγγλου, πιστημονικ στορικ διατριβ περ τς ορτς το Πσχα. (ΚΠ 1884), СТр. 114 и след. 72 Варлаамитские споры, которые велись с слепой яростью в то время, как жалким остаткам древней империи угрожали опаснейшие враги, вызвали необозримое море писаний, большая часть которых и по сие время вполне заслуженно покоится в библиотеках. Несколько памфлетов против Григоры, мелочность которых рисует в самом непривлекательном свете характер и образование его противников, напечатаны в СВ: Gregoras Praef. стр. 61 и след. Патриарх Филофей упрекает Григору в пафлагонском происхождении, говоря, что он еще хуже тех пафлаговцев, которые, будучи варварами только по языку, нравственно чисты.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

Ведь я же научился, пользуясь им (угломером — Пер. ), приобретать более ясное представление об этих [вопросах] и отчетливо увидел всю истину благочестия. Таким образом, мы говорим о почитании Единого неделимого Духа, когда Дух называем сущностью или Самой Ипостасью, но и многочастным считаем Его и научены, что семь [духов] есть один Дух 55 , и утверждаем, что Он различным образом причастен в Божественных проявлениях и энергиях Единого Божественного Духа. Итак, ты называешь непричастной сущность и природу Бога? Феоф.: Да, [называю] ее безымянной и сверхымённой. Феот.: Причастной же и познаваемой [ты называешь] силу и энергию, о которой Василий Великий говорит, что она воспринимается из творений 56 ? Феоф.: Именно. При этом причастия Божии многообразны, как это указано нами в [сочинении] “О Божественных энергиях и причастности к ним” 57 и в предшествующем ему сочинении 58 . 12. Феот.: Но ты говоришь, что, хотя энергия и отличается от сущности, она от нее неотделима? Феоф.: Как и Ипостась от сущности 59 , хотя значением наименования различаются друг от друга. Феот.: Итак, ты не считаешь энергию Ипостасью? Феоф.: Ни в коем случае. Ибо ни одна из этих энергий не ипостасна, то есть не самоипостасна по словам Василия Великого 60 . Феот.: Но ты говоришь, что через эту энергию Бог делается причастным причащающемуся? Феоф.: По мере возможности. Феот.: А по сущности Сам Бог непричастен? Феоф.: Именно так. Феот.: Поистине, их (Варлаама и Акиндина — Пер. ) речи вздор по сравнению с твоими. Ибо как одно может быть другим? Как, опять-таки, само исхождение (προδος) на все [тво­рение] будет неподвижностью, непричастием причастие и сокровением проявление? Ведь они с необходимостью различаются друг от друга. Однако могут и не различаться, но только если они не созданы. Феоф.: Если же среди них существует тварное и нетварное, дорогой Феотим, то, значит, они имеют и различные сущности? Феот.: Почему же нет? Феоф.: Следовательно, многобожники те, кто якобы истинно так их разделяет. Как только они так всецело противополагают сокровение проявлению, исхождение неподвижности и постоянству и Божественную причастность и участие непричастности, то это то же самое, что считать Божественную благодать и энергию сущностью Бога.

http://pravmir.ru/feofan-ili-o-bozhestve...

Его милость пана Павла Кувечинскаго, писавшаго ваш лист в небытности брата моего, любезно и приятельско приветствую и благодарствую за безмерное его ко мне смирениеи чрез звичай писанную покорность, которою вызнаю лучшаго мене быти и не имети от мене никаковаго требования, обаче ползуюся от великой его ко мне склонности, Сии два листи Греческии от меня писаннии молю вручити тщательно с нижайшим поклонением: един отцу Симону Тодорскому, а другий его наместнику отцу Лащевскому и ответа от них приявши извольте мне прислати. Сия извещая, есм вашей родительской пречестной старости покорный сын Василий, всяких благ желающий. С Константинополя 1744, месяця Июня. Письмо 10. Честная и дражайшая моя родителько с прелюбезным твоим сыном и моим единоутробным братом и с всемы ближнимы и далекимы сродниками, всем вам здравия, благополучия, долгоденствия и душевнаго спасения усердно желая, извещаю, яко многых ради случившихся препятий не могох намеренно моему остатися в Константинополе для исполнения моей нужды. Для того и не хотя отдалихся оттуду и приехал с всею моею тяготою в землю Мултянскую, Богу нечто лучше о мне же и о вас предзревшу, да небезпутно труди странствия моего совершенство приймут. И обретаюся ныне в Букурештах, управляя и окончевая мои дела, донележе мимо идет зима; и лета сего, аще Бог изволит, прибуду к вам кроме препятия. Уже бо и лист нарочно прислал к мне всечестнейший и мудрейший в учителех господин отец префект школ Киевоподольских Варлаам Лащевский, в котором именами и соизволением преосвященных архипастиров Псковскаго кир Симона и Киевскаго кир Рафаила благословение и благоволение их мне предпосилающи, советует и поощряет всячески скоро прибыти в отчество ради поучения Еллинскаго диалекта. Которых так знаменитых персон совета а6ие послушати нельзя было для благословной и нуждной зело причины, но впреди преслушати не прилично. Вину же малаго моего и уже последняго и не безполезнаго медления, аще хощете, можете уведати с ответа, который не давно писах к отцу префекту Октоврия 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Grigor...

Итак, неужели будет не смешно, если кто-либо скажет, что созидательность – сущность, что промыслительность – тоже сущность, а равным образом и предведение, и вообще будет считать сущностью всякую энергию? И если все эти [имена] относятся к одному означаемому, то совершенно необходимо, чтобы они имели один и тот же смысл, как дело обстоит с многоимёнными [вещами] – как, [например] одного и того же мы называем Симоном, Петром и Кифой. Стало быть, услышавший о неизменности Бога будет приведен [к выводу] о бессмертии, а услышавший о неделимости заключит о созидательности. И что же может быть нелепее такого смешения, когда, отняв у каждого имени его собственное значение, он вводит законы, противоположные общему употреблению и учению Духа?» 259 Что может быть яснее этой истины? Недостаточно ли в одном этом [отрывке доводов] для доказательства предлежащего дела, необнаруживает ли он явственно, что [мнения] противников нелепы? Кто из разумных людей смог бы допустить, что великий [Василий] когда-либо мыслил противоположное этому? Это [между тем] допускают противники – они выводят это из того, что он сказал: «У простой и бестелесной природы энергия воспринимает то же определение, что и сущность 260 » . 14 Мы, утверждая, что так обозначается общность имен, узнаем так же и из этого речения, что Божеством называется и сущность, и энергия, и, таким образом, показываем, что намерение Великого исполняется и в этом утверждении, и сохраняем его во всех отношениях созвучным и себе, и остальным богословам. Они же, утверждающие, будто [Василий] учит, что сущность и энергия – во всех отношениях одно и то же и неразличимо, – пусть скажут, как они не обнаруживают, что здесь он [как будто] противоречит сам себе. Какой же общий смысл может быть в том, чтобы сначала говорить: «не знаю, как [эти люди], все измышляющие, приводят наименование „Божество» для указания на природу – ведь оно есть указующее на энергию, а слово, обозначающее сущность, еще ненайдено» 261 , или: «Смешно утверждать, будто созидательность есть сущность, и промыслительность, и предведение, и вообще всякую энергию считать сущностью, ибо это противоречит общему употреблению и учению Духа» 262 , – [сначала говорить такое] а затем, будто бы раскаявшись, утверждать, что энергия неотличима от сущности и во всех отношениях одно и то же? Если же усматривать противоречия в словах великого Василия нелепо, то одерживает верх, конечно же, наше [толкование].

http://azbyka.ru/otechnik/David_Disipat/...

«Я, гр. Андрухов Николай Яковлевич, работал водителем в Крымском епархиальном управлении с марта 1985 года до конца 1991 года. С 19 февраля 1990 года правящим архиереем Симферопольской епархии был назначен архиепископ Варлаам (Ильющенко). На тот момент я был единственным водителем в Крымском епархиальном управлении. С февраля по апрель 1990 года владыка Варлаам вообще не покидал пределы епархии. Он ежедневно находился в Епархиальном управлении и по выходным и праздничным дням совершал богослужения в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Симферополя. 30 и 31 марта и 1 апреля 1990 г. Высокопреосвященнейший архиепископ Симферопольский и Крымский Варлаам (Ильющенко) совершал уставные богослужения в Свято-Троицком соборе г. Симферополя, поскольку это был период Великого поста. Более того, могу добавить, что владыка не пропускал ни одной службы. Владыка Варлаам пользовался исключительно автомобилем (ГАЗ-24 черного цвета, гос. номер 03-16 КРА и ГАЗ-24 белого цвета, гос. номер 48-56 КРА) при поездках по епархии. За пределы епархии Владыка не выезжал. Владыка объективно не мог совершить епископскую хиротонию 31 марта 1990 г. в с. Михайлевичи Львовской области и за полдня вернуться назад в Крым и успеть принять участие в вечернем богослужении 31 марта и литургии — 1 апреля. Во всех поездках сопровождал его я. В марте 1990 года владыка Варлаам вообще не покидал Крым, тем более не посещал Львовскую область и, соответственно, не мог принимать участие в “хиротонии” Василия Боднарчука. Как я уже говорил, ранее единственным водителем и помощником владыки Варлаама на тот момент являлся я. Поэтому достоверно могу свидетельствовать об этом. Ни у владыки Варлаама, ни у меня в то время не было не только видео/кинокамеры, но и даже фотоаппарата. Снимать на видео я вообще не умел и не умею» . Аналогичные свидетельства представил и отец Василий Марущак, который в 1990 г. в Симферопольской епархии при архиепископе Варлааме (Ильющенко) нес послушание архиерейского протодиакона. В частности, отец Василий Марущак нотариально засвидетельствовал, что «в период Великого поста, а именно 30 и 31 марта и 1 апреля 1990 г. архиепископ Варлаам (Ильющенко) совершал богослужения в Свято-Троицком соборе г. Симферополя, чему я являлся сослужителем. Владыка Варлаам пользовался автомобилем в поездках по епархии. При посещении приходов епархии владыку сопровождал я с водителем Андруховым Н.Я. Насколько я помню, за пределы епархии в этот период владыка Варлаам не выезжал… Заявления представителей УАПЦ/ПЦУ, которые были обнародованы в СМИ и интернет-изданиях задним числом, уже после кончины приснопамятного владыки Варлаама, о том, что он будто бы совершал хиротонию первого “епископа” УАПЦ считаю неправдой, ввиду того что они не соответствуют действительности. Не помню, чтобы владыка Варлаам в своих проповедях и беседах что-либо упоминал об УАПЦ. В моей памяти архиепископ Варлаам (Ильющенко) навсегда остался ревностным архипастырем и верным сыном Матери-Церкви» .

http://bogoslov.ru/article/6025766

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010