Россия, как единоверная с греческой церковью, всегда разделяла с ней чувства усердия и благоговения к Иверской иконе Божией Матери. В 1647 году, в царствование благочестивого царя Алексея Михайловича, прибыл в Москву, для сбора приношений в пользу Афонских монастырей, Пахомий, архимандрит Иверского монастыря. Тогда царь Алексей Михайлович поручил ему снять точный список с Иверской иконы Богоматери. Пахомий, по прибытии на Афон, поспешил исполнить благочестивое желание царя и в следующем 1648 году принёс в Москву новонаписанную икону Богоматери с екклисиархом Пахомием и некоторыми другими иноками. Вместе с иконой привезено было и письмо царю, в котором описываются обстоятельства написания сей иконы. «Иноки прежде написания иконы», пишет Пахомий, «сначала совершили молитвословие водоосвящение, потом со святой водой соединяли святые мощи с этой водой обливали чудотворную икону Пресвятой Богородицы Портаитиссы и собирали опять эту воду в великую лохань и снова обливали сею же водою кипарисную доску, и собравши воду служили потом литургию, дали потом святую воду иконописцу Иамвлиху, чтобы он святую воду и святые мощи смешал с красками и написал Иверскую икону Богоматери. Инок Иамвлих был один из великих подвижников Афонской горы; он употреблял пищу только дважды в неделю – в субботу и воскресенье. Этот пост он соблюдал в особенности в то время когда писал икону Богоматери; иноки же постоянно совершали молитвословия и литургии. По написании иконы Богоматери, пишет Пахомий, «новонаписанная икона ничем не разнится от подлинной чудотворной иконы, ни длиною, ни шириною, ни ликом, только слово в слово – новая, аки старая». Эта новонаписанная икона Богоматери привезена была в Москву афонскими иноками 13 октября 1648 года. Царь Алексей Михайлович, патриарх Иосиф, духовенство и народ с великой радостью встретили в Москве Иверскую икону Богоматери и вознесли самые тёплые молитвы ко Пресвятой Богородице, подвигшейся Своей иконой из столь отдалённой страны, и не оставившей своим покровительством царствующего града Москвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Уже в семье: Влад , о котором писали в декабре 2009 года (см.: Фома, 2009, С.42-43). – С.52; Денис. Видеопаспорт ih 76 ( Обо мне; Я люблю; Мои достижения; Мои документы). – С.52-53; Рустам. Видеопаспорт t 6 s 2 ( Обо мне; Я люблю; Мои достижения; Мои документы). – С.52-53; Куда обращаться будущим родителям Дениса и Рустама . – С.53; Семейный совет: Двести пять видеопаспартов . Рассказывает Министр социального развития и труда Астраханской области Екатерина Анатольевна Лукьяненко //Фома. - – июль 2011. – С.53. – (раздел « Люди », рубрика « У вас будет ребенок. Семейный совет »). Ксения Сочилова . Возвращение домой. Рассказ о чуде и попытке его разоблачения . Фото Carlos O. Quandt и Владимира Ештокина//Фома. - – июль 2011. – С.54-56. – (раздел « Люди »). Реклама : С.57. КУЛЬТУРА (раздел). – С.58-86. Юрий Пущаев . Покровский собор. Что мы не знаем о храме «Василия Блаженного» . 12 июля, в день первоверховных апостолов Петра и Павла, исполняется 450 лет знаменитому Покровскому собору на Красной площади. Ил.: Красная площадь во второй половине XVII века. Аполлинарий Васнецов. 1925. Фото Владимира Ештокина//Фома. - – июль 2011. – С.58-65. – (раздел « Культура »). На врезке к статье (С.62-63) – иллюстрированная схема и информационные справки о Покровском соборе и каждой из восьми его церквей, расположенных симметрично вокруг главного храма в виде восьмиконечной звезды. Игумен Петр ( Еремеев ), ректор Российского православного Православной физики не бывает, но университет может быть христианским . Беседовал Алексей Соколов . Фото Владимира Ештокина//Фома. - – июль 2011. – С.66-67. – (раздел « Культура »). в 2011 году указом Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на базе существовавшего в Москве еще с 90-х годов Российского православного института имени Иоанна Богослова. Надежда Михайлова , художник-мультипликатор, заведующая лабораторией классической и объемно-кукольной анимации мультимедиа ВГИКа, режиссер мультфильма «Сказание о Петре и Февронии». «Сказание о Петре и Февронии». Нарисованная история настоящей любви . Подготовила Валерия Посашко. Ил.: Кадры (с относящимся к ним текстом) мультфильма «Сказание о Петре и Февронии»//Фома. - – июль 2011. – С.68-71. – (« Культура »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-7-99-i...

Гонцы по возвращенш своем, со слов Новгородцев, заявили, что действительно в этот день и час начался было в Новгороде пожар, но откуда-то появился неизвестный там никому нагой человек, который, поливая огонь из водоноса, быстро прекратил пожар. Через несколько времени, приехавшие в Москву Новгородцы узнали в лице св. Василия человека, погасившого пожар в их городе, и заявили об этом москвичам. – Но многие из современников блаженного, не понимали глубокого смысла юродства блаженного, и, не видя скрытых под этим юродством добродетелей блаженного, смущались его непонятным поведением, странными поступками и – порицали его, а некоторые даже дерзали насмехаться над ним и оскорблять его. Блаженный, желая смирить свою душу, не старался защищаться от наносимых ему оскорблений и терпеливо переносил их и, если наказывал когда кого из оскорбителей, то не затем, чтобы повредить им, а чтобы вразумить их. Однажды он проходил по рынку, где девушки продавали свои рукоделия. Увидав нагого Василия, девушки посмеялись его наготой и все тотчас же внезапно ослепли. Одна из ослепших, искренно сожалея о своем легкомысленном смехе, умоляла блаженного простить её и исцелить, обещаясь более никогда над ним не смеяться. Блаженный усмехнулся, дунул ей в глаза и она прозрела. Исцеленная молила блаженного исцелить и её ослепших подруг. Он согласился и, после того, как они испросили у него прощения, исцелил их, причем дал надлежащее наставление. Но прощая своим оскорбителям и вообще снисходителыно относясь к слабостям человеческим блаженный не терпел безстыдной наглой лжи и строго карал за это. Однажды был такой случай. Св. Василий любил одного боярина и заходил к нему в дом; и боярин любил блаженного и почитал его. Раз в сильный мороз блаженный пришел к этому боярину. Боярин стал просить его, чтобы он в такой мороз прикрыл чем-нибудь свое тело и для этого предложил свою лисью шубу, крытую сукном алого цвета, умоляя принять ее. Блаженный, по любви к боярину, принял этот подарок и, надев шубу, ушел от него. Увидав блаженного в такой дорогой шубе, несколько обманщиков замыслили хитростью взять ее у него. Один из них лег среди дороги и притворился мертвым, а другие, подойдя к блаженному, стали просить у него на погребение товарища, яко бы умершого. Святый, желая привести их к раскаяшии, со вздохом спросил: «действительно ли товарищ ваш мертв?» Те снова солгали: «да, он сейчас умер». При виде такой нераскаянности, св. Василий снял с себя шубу, и, покрывая мнимого умершего, сказал: «будь отныне мертв во веки за твое лукавсто, ибо те которые лукавят, потребятся». И притворившейся умершим действительно умер, его товарищам пришлось погребать его на оставленную блаженным шубу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вскоре вспыхнули Кремль, Китай город и Большой Посад; вся средняя часть Москвы сделалась жертвою огня: царские палаты, соборы, церкви приходские и монастырские со всею казною и сокровищами – все сгорело. О спасении их нечего было и думать, когда от огня железо рдело, как в горниле и расплавленная медь текла по земле, как вода. Одних взрослых (не считая младенцев) сгорело тогда 1700 человек. Вот какое страшное бедствие оплакивал блаженный! – Знал блаженный и тайные мысли других и при случае обличал их, если оне того были достойны. Однажды Грозный, стоя в храме, вместо молитвы думал, как бы красивее выстроить дворец, заложенный на Воробьевых горах близ Москвы. В храме стоял и блаженный, но царь его не заметил во время службы. После литургии блаженный пошел за царем вслед. Царь, как только заметил его, спросил, где ты был? Св. Василий ответил: «там, где и ты». «Как же я тебя не видал?», сказал царь. На это блаженный отвечал: «а я тебя видел и узнал, что истинно – ты был не в храме, а ходил на Воробьевых горах и думал о постройке начатого дома». Царь принужден был сознаться в справедливости слов блаженного.Блаженный своим духовным видением созерцал события, совершавшияся вдали от Москвы, и там, когда было нужно, оказывал свою помощь. Так, однажды он был на именинной трапезе у Грозного. По приказанию царя подана была заздравная чаша и блаженному, но блаженный вместо того, чтобы выпить ее с добрым пожеланием царю, вылил ее за окно. Чашу наполнили и подали ему опять, и опять он ее вылил. То же сделал и третий раз. Царь разгневался, но блаженный сказал ему: «не гневайся, царь, знай, что этим я угасил огонь, которым объят был весь Новгород». Затем блаженный быстро вышел из дворца. Слуги царские было хотели догнать его, но без успеха возвратились и доложили, что блаженный, добежав до реки Москвы, прошел по ней, как по сухой земле, и стал невидим. Царь сначала не поверил словам блаженного о пожаре в Новгороде, но, заметив день и час, когда были сказаны эти слова, для проверки их послал гонцов в Новгород.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

При всем великолепии своего внешнего облика, внутри Покровский собор совсем небольшой. Во время службы там могло поместиться немного людей. Когда на Красной площади во время больших церковных праздников совершались богослужения, она вся заполнялась народом, духовенство занимало Лобное место, куда ставили аналой, а Покровский собор становился алтарем огромного Храма под открытым небом. Идейная композиция Красной площади, где храм Покрова главенствует, представляет собой решение самой сложной проблемы - создание образа Нерукотворного Храма Града Божия в городе земном (в Небесном Иерусалиме нет храма, а " есть только Престол Его " ). Красная площадь и представляет собой такой Храм, где алтарем, престолом и надпрестольной сенью является собор Василия Блаженного, амвоном - Лобное место, наосом - само пространство площади, входом - Воскресенские ворота, а роль купола выполняло открытое небо. В пользу этой теории, предложенной М.П. Кудрявцевым, свидетельствует и допетровский обычай празднования Входа Господня в Иерусалим (Вербное Воскресенье). Молящийся московский люд собирался на Красной площади, и туда же из Успенского собора через Спасские ворота направлялся крестный ход. В Покровском храме совершалось богослужение, и процессия возвращалась в Кремль. Впереди шествия ехал патриарх на белой лошади, которую под уздцы вел сам царь - в воспоминание о Входе Господнем в Иерусалим. Площадь действительно превращалась в огромный молящийся Храм, а ее идейная композиция развивалась от входа через Воскресенские ворота (с XVII века мимо часовни Иверской Божией Матери - Вратарницы и Заступницы) через Казанский собор - образ Церкви Воинствующей к Лобному месту - московскому символу Голгофы, и оттуда устремлялась к Покровскому собору - в Небесный Иерусалим. Этот храм был главным символом не только на Красной площади, но и во всей Москве, являясь геометрическим центром ее градостроительного ансамбля. Его сорокашестиметровый шатер был самым высоким в средневековой столице до конца XVI века, когда Борис Годунов достроил колокольню кремлевской церкви Иоанна Лествичника до 81 метра, и в Москве появился Иван Великий.

http://zavet.ru/kalendar/bm/pokr-002.htm

- Какие уроки можем мы извлечь из нашей истории? Как одолеть нынешнюю смуту? - Зло нельзя победить, не сотворяя добра. Всюду, где раньше висели портреты Ленина, надо повесить портреты Александра III, Столыпина, по инициативе которого осваивались незаселенные земли, создавались банки для крестьян. Надо не потребителя ублажать, а созидателю оказывать помощь. Мы часто слышим по телевизору: «образовательные услуги школы». А Церковь, школа, искусство - это не услуги. Услуги - это парикмахерская. Образование - это приближение к образу Божьему. Потому что человек создан по образу и подобию Божьему. То есть человек является иконой Бога. И задача школы в том, чтобы из ребёнка не ушёл этот образ Божий, чтобы ребёнок учился творить благо, что бы, как минимум, удержать его от зла. Из-за отсутствия идеологии сегодня всё трещит по швам и разваливается. Но чем-то люди должны быть объединены. Есть православная цивилизация, ключевые аспекты Православия. Есть, святые, есть священство, и есть культурное поле: музыка Свиридова, стихи Рубцова, современные документальные фильмы, есть постижение духовных смыслов истории. Есть и современные философы. Например, Александр Панарин, которого я очень ценю, автор работы «Православная цивилизация в глобальном мире». - Как проходило становление Ваше как художника, как сохранили Вы своё великодержавное мировоззрение? - Я помню Советский Союз уже не агрессивно большевистским. Тарковский уже снял фильмы «Андрей Рублёв», «Зеркало». Мы посещали Ярославль, Углич, Романов-Борисоглебск. И я всегда делал зарисовки. Бабушка моя - псковитянка - возила меня в Псково-Печерскую лавру, в Михайловское. Родители читали Пушкина , Василия Белова «Лад», мама преподавала музыку, любила музыку Мусоргского. Оставалось только однажды понять, что Пушкин, и Белов, и Мусоргский не просто русские, но и православные по внутреннему строю своей души. В семь лет меня привезли из Иркутска в Москву. А входить на Красную площадь - все равно, что входить в церковь. Первое, что я нарисовал в Москве - собор Василия Блаженного. Ещё в детстве я делал иллюстрации к «Пророку» Пушкина. Всегда были альбомы по искусству. А если даже европейское искусство брать: Голландию, Нидерланды или Германию, там тоже и Распятие, и «Христос перед Пилатом», и сюжеты Воскресения. В общем-то, никакое атеистического государство не может отлучить человека от Бога, если не отлучит его от культуры...

http://ruskline.ru/analitika/2012/02/18/...

2. Денежные знаки Российской Федерации 2.1. Монеты и банкноты с изображениями православных храмов В Российской Федерации православные храмы впервые появились на монетах в 1992 году. Причем на двух мельхиоровых монетах (тираж каждой 600 тыс. шт.) купола храма Василия Блаженного на Красной площади попали даже на аверс (т.е. лицевую сторону) монеты, а на реверсе была изображена языческая богиня Победы Виктория (отсылка к ранней Византии?). В июне вышла монета («1 рубль») в честь «годовщины государственного суверенитета России» (так сказано в описании монеты на сайте Банка России) 1 , а в августе – монета («3 рубля») «Победа демократических сил России 19–21 августа 1991 года» (имеется в виду провал путча ГКЧП) (рис. 12). Рис. 12. Монета «Победа демократических сил России 19–21 августа 1991 года». Банк России, 3 руб. Аверс (слева): «в центре диска – рельефное изображение куполов собора Покрова на Рву на Красной площади и Спасской башни Московского кремля, слева вверху – эмблема Банка России (двуглавый орел с опущенными крыльями), внизу – номинал. Реверс (справа): символическое изображение богини Победы на фоне Дома Советов Российской Федерации в Москве, правой рукой опирающейся на щит с изображением герба Москвы, левой рукой держащей горн и попирающей ногой меч; справа от нее – надпись в три строки: “19–21 АВГУСТА 1991 г.”, в нижней части слева и справа от изображения – дубовая и лавровая ветви»2.      В том же году в исторической серии «Эпоха просвещения. XVIII век» на реверсе одной серебряной монеты этой серии был изображен Троицкий собор Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге с надписанием названия серии над ним (рис. 13). Рис. 13. Монета «ТРОИЦКИЙ СОБОР САНКТ-ПЕТЕРБУРГ». Серия «ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ. XVIII век». Серебро. Банк России, 1992 г.      В следующем 1993 году Банк России выпустил мельхиоровую монету (тираж 350 тыс. шт.) в честь 50-летия освобождения Киева от фашистских захватчиков , на реверсе которой были изображены главные символы города: статуя Матери-Родины, входящей в ансамбль Украинского государственного музея Великой Отечественной войны 1941–1945 гг., колокольня Софийского собора, памятники Богдану Хмельницкому и Владимиру Святославичу 3 (рис. 14). Таким образом, религиозных и светских символов было изображено поровну. Заметим, что, несмотря на очередную «годовщину государственного суверенитета России», отмеченную на монете годом ранее, освобождение от гитлеровцев столицы также суверенной уже Украины Банк России, очевидно, рассматривал как значимое событие общей истории двух стран.

http://pravoslavie.ru/155352.html

Через двенадцать лет после кончины Преподобного, “по повелению” святителя Макария, ставшего к тому времени Всероссийским митрополитом, учеником Преподобного игуменом Иродионом пишется его Житие. Агиограф говорит о своем труде: “Списано же бысть житие се у Живоначальней Троици в обители преподобнаго отца Александра в созданнем от него монастыре в лето 7053 в второенадесять лето по преставлении святаго отца Александра в христолюбивое царство государя великаго князя Ивана Васильевича Всея Русии самодерьжца повелением господина преосвященного Макариа митрополита всея Руси и по благословению господина преосвященного Феодосиа, архиепископа Великаго Новаграда и Пскова”[ 21 ]. А через два года, в 1547 г., на Соборе русских архиереев под председательством Митрополита Макария было постановлено “…праздновати новым чюдотворцам в Русской земли, что их Господь Бог прославил, Своих угодников, многими и различными чудесы и знаменми и не бе им до днесь соборнаго пения праздновати в царствующем граде Москве в соборной церкви и по всем священным церквам и по всем святым монастырем и по всем градом великаго царства Росийскаго пети праздновати повсюду августа в 30 день, новому чюдотворцу Новгородскому преподобному игумену Александру Сверскому”[ 22 ]. Столь раннее прославление святого и то участие, которое мы видим в этом со стороны Митрополита Макария, говорит о многом. Явление Святой Троицы преподобному Александру Свирскому. Прорись иконы XVII в. (фрагмент) Самый первый храм в Москве в честь “нового чюдотворца Александра Сверь­скаго” был Покровский собор, построенный в память победы над Казанью, известный ныне как храм Василия Блаженного на Красной площади. Освящение его было совершено в 1560 г. в присутствии царя Иоанна IV, покорителя казанского ханства, и множества бояр, “а свящал Макарей митрополит всея Русии со всем священным собором”[ 23 ]. “Севе­ро-восточный придел посвящен Александру Свирскому, на день памяти которого 30 августа пришлась победа над войсками Епанчи”[ 24 ]. Об иконе Преподобного, написанной в это время для Успенского кремлевского собора, известно следующее: “Бе же образ новопросиявшаго в чюдесех преподобнаго Александра Свирского, иже бе поставлен у столпа противу чюдотворнаго гроба блаженнаго сего Ионы митрополита и от того образа многа тогда исцеления быша…”[ 25 ] Прославляя Своего угодника, Господь ниспослал Свою милость и на икону великого подвижника. Вполне возможно, что данный образ был написан в иконописной мастерской Митрополита Макария, который и сам был “навычен иконному писанию”.

http://pravmir.ru/prepodobnyj-aleksandr-...

4. Ковчег с частями святых мощей священномученика Константина, пресвитера Богородского. Пострадал в 1918 г. 5. Ковчег с 18 частицами мощей святых Угодников Божиих – Благоверных князей Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина Ярославских чудотворцев; князей Василия и Константина Ярославских; князя Романа Угличского; святителя Димитрия Ростовского ; святителя Игнатия Ростовского; святителя Игнатия Брянчанинова; святителя Феофана, затворника Вышенского; святителя Агафангела исповедника, митрополита Ярославского; священномученика Николая Любомудрова; священноисповедника Георгия Даниловского; праведного Иоанна Русского, исповедника; праведного воина Феодора Ушакова; блаженной Матроны Московской; преподобного Никиты, столпника Переславского; преподобного Давида Серпуховского. Ковчег с частью святых мощей Святителя Иннокентия, Митрополита Московского, Апостола Дальнего Востока (Благовещенский собор) 6. Ковчег с 18 частицами мощей святых Угодников Божиих - Святителя Иннокентия Иркутского; муч. младенцев Вифлеемских; прпмч. отцев Хозевитских; преп. Саввы Сторожевского; преп. Саввы Стромынского; преп. Илариона Троекуровского; преп. отцов и старцев Оптинских: Амвросия , Льва, Макария, Моисея, Антония, Иосифа, Анатолия Старшего, Анатолия Младшего, Варсонофия , Исаакия, Нектария, Иллариона (в нижнем храме). 7. Икона преподобного Афанасия Высоцкого с частицей его святых мощей. Благословение Высоцкого монастыря г. Серпухова Биробиджанской епархии. 8. Список Владимирской чудотворной иконы Божией Матери. Написан в 2006 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ II и освящен у чудотворного Владимирского образа в храме святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской Галерее в Москве и приложен к древнему образу. В алтаре собора хранятся другие святыни. Они выносятся для поклонения верующим в дни их празднования, в дни Светлой седмицы, а так же по просьбам паломников. 1. Старинный храмовый образ Святителя и чудотворца Николая (Никола Можайский) XVII века.

http://azbyka.ru/palomnik/Паломничество_...

Croix d " autel en argent doré, entourée d un chapelet de perles-fines et contenant des saintes reliques. Don du tsar -Michel Théodorovitch St de son père le patriar- che Philareth en 1623. Серебрянные, вызолоченные: потир, дискос Бархатные, шитые серебром, покровы – два малые и большой (воздух) для покрытия и блюдце для просфор. Св. Даров. Calice, patène et soucoupe pour le pain sacré, Couvertures en velours brodées d’argent; l’une pour couvrir la patène, l’autre pour le Saint Sacremen en agrent doré Серебряный, вызолоченный оклад напрестольного Евангелия Reliure d’évangile d’autei, en argent doré Площадка перед ризницей и дверь в ризницу в северо-восточной части верхнего собора. Palier et porte de la sacristie, du cté Nord-Est de la basilique supirieure Входная лестница и площадка перед Никольским приделом в юго-западной части верхнего собора. Escalier et palier devant l’église-annexe de St. Nicolas, dans la partie Sud-Ouest de la basilique supérieure Площадка перед Входо-Иерусалимским приделом в верхнем соборе. Palier devant l’entrée de l " église-annexe de l " Entrée de N. S. J-C. à Jérusalem, dans la basilique supérieure Икона Знамения Божией Матери на восточной наружной стене нижнего собора. Image de l’apparition de la Sainte-Vierge; cté Est extérieur de la basilique inférieure Св. Василий Блаженный, Христа ради Юродивый. (Снимок со старинной иконы на правом клиросе Васильевского храма). St. Basile le Bienheureux, insensé pour l’amour du Christ. (Facsimilé d’une ancienne image, dans le choeur à droite de l’église St. Basile) Иконостас Покровского храма в верхнем соборе. Iconostase de l " église de l’Intercession, dans la basilique supérieure Купол Покровского храма верхнего собора. Intérieur de la coupole de l’église de l’Intercession, dans la basilique supérieure Северные входные двери Покровского храма. Porte septentrionale dans l’église de l’Intercession Западные входные двери Покровского храма (в верхнем соборе). Porte occidentale dans l’église de l’Intercession

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010