Кстати, примечательно, что в авангарде критиков оказалась, например ... Наталья Самовер, " координатор выставочной деятельности Сахаровского центра " . Какую такую выставочную деятельность организует живущий на западные гранты Сахаровский центр, нам всем хорошо известно – после одной " православной " выставки прихожане приходили поделиться впечатлениями и от полноты чувств разнесли вдребезги бесценные шедевры, а руководство центра ответило по суду. Поэтому не Сахаровскому центру обсуждать проекты храмов в Москве – репутация не позволяет. С другой стороны, и сами аргументы " против " очень надуманны и продиктованы именно " бессмысленным и беспощадным " болотным чувством протеста, а не историческим реалиями. " Сретенский монастырь посвящен спасению от нашествия Тамерлана, – говорит Самовер, – а если строится такой огромный храм с другим посвящением то сакральный фокус всей территории переходит на другое событие... Для того чтобы сохранить память о новомучениках, мы принижаем память о событиях XIV в " . Интересно вот это " мы принижаем " . Кто это " мы " ? Но важнее другое – все эти аргументы о " сакральных фокусах " легко опровергаются фактами. Троице-Сергиева лавра посвящена преподобному Сергию, мощи которого лежат в небольшом храме 1422 года, однако в центре обители стоит огромный Успенский собор, построенный столетием позже, и никакой фокус никуда не переместился. То же самое можно видеть и в Николо-Угрешском монастыре под Москвой – храм посвящен святителю Николаю, а шире – событиям 1380 года, когда Дмитрий Донской двигался на Куликовскую битву, однако в центре монастыря стоит большой собор 1880-х годов во имя Преображения Господня, но фокус сохраняется, память не принижается, все прекрасно сосуществует. А, кроме того, довольно наивно считать, что одни события в церковной истории, особенно связанные с подвигами, конкретными людьми, важнее и значимее других, что одно событие можно " вытеснить " другим. Наоборот, такого рода сплетения исторических судеб часто придают памятникам дополнительную смысловую глубину – достаточно посмотреть на Покровский собор на Красной площади, который иностранцы триста – четыреста лет назад называли " Иерусалимской церковью " , сегодня его все знают, как храм Василия Блаженного, а специалисты помнят, что изначально он вообще Троицкий на Рву. И все это уживается в одном храме и раскрывает для нас самые разные стороны и храма и истории страны и истории Церкви.

http://religare.ru/2_102906.html

Вот это — о кладбищах — поразило старика больше всего. Он представил, как по его Анастасии идет трактор, как хрустит и вжимается в землю крест, — нет, это было невыносимо. Но сыновьям, видно, крепко приказали что-то решать с отцом. Они приехали на тракторе с прицепом, стали молча выносить и грузить вещи старика: постель, посуду, настенное зеркало. Старик молчал. Они подошли к нему и объявили, что, если он не поедет, его увезут насильно. Он не поверил, стал вырываться. Про себя он решил, что будет жить в лесу, выкопает землянку. Сыновья связали отца — «Прости, отец» — посадили в тракторную тележку и повезли. Старик мотал головой и скрипел зубами. Песик бежал за трактором, а кот на полдороге вырвался из рук одного из сыновей и убежал обратно в деревню. Больше старик не сказал никому ни слова. Вскоре он умер. Великое на Великой Дорога до села Великорецкого от областного города Кирова (Вятки) какая-то очень русская. Редкие деревни вдалеке, увалы, печальные поля, лес, то подбегающий к дороге, то удаляющийся и дающий простор взгляду, мосты через тихие заросшие реки и постоянное ожидание радости. Мы едем в Великорецкое! А Великорецкое — это святое место вятской, а значит, и русской земли. После Великорецкого дорога приводит нас к реке Великой, к часовням над целебным источником и исчезает, выполнив свое назначение. А дальше Великорецкого ехать уже никуда не хочется. Тут не просто хорошо — тут благодатно. Это счастье, что в России есть такое село. Оно живет сегодняшней жизнью и оно как бы застыло в вечности. Слава на это село упала с небес. Здесь, на высоком берегу Великой, явилась чудотворная икона святителя Николая. Она приносила исцеления от болезней: слепые прозревали, разбитые параличом вставали на ноги, бесплодные рожали… Быстро понеслась молва об иконе по всей Русской земле. Когда мы стоим на Красной площади в Москве и смотрим с радостью и замиранием сердца на собор Василия Блаженного, то вспоминаем, что среди его церквей есть церковь, освященная именно во славу пресвятителя Николая. Собор этот обращен к Спасским воротам Кремля, а названы они так потому, что над воротами ранее был образ Спаса Нерукотворного, обретенного тоже в Вятской земле. Вот как влияли на судьбы России святыни такой далекой от Москвы северной русской земли!

http://azbyka.ru/fiction/bosikom-po-nebu...

Русское монашество XVI века подвизалось во время сложения централизованного государства и последующего покорения Казани. Каменная “летопись” Московской Руси того времени свидетельствует об этом славном событии. В память великой победы в Москве был воздвигнут обетный храм у Флоровских ворот — собор Покрова на рву, известный ныне как храм Василия Блаженного на Красной площади 8 . Во время штурма Казани походная церковь, в которой молился царь, стояла на Зилантьевой горе. Там были затем погребены павшие воины и устроен монастырь во имя Успения Пресвятой Богородицы и Всех святых 9 . “В честь взятия Казани в Коломенском кремле основывается Брусенский монастырь и строится каменная шатровая соборная церковь Успения” 10 . В Муроме на месте царской стоянки был воздвигнут шатровый храм святых бессребренников Космы и Дамиана 11 . Будучи в 1545 году в Ростове, Иоанн Грозный взял оттуда святыню — посох преподобного Авраамия Ростовского (†1077; пам. 29 окт.), которым был некогда сокрушен идол Велес. Позднее над гробницей святого был построен собор в благодарность “за отнятую от гроба трость на победу и одоление Казанского царства” 12 . Во время похода на Казань Иоанну Грозному во сне было явление Тихвинского образа Богоматери. Это произошло в Нижегородских пределах “близ погоста Сакмы”. Затем на данном месте благодарный царь построил храм и устроил Троицкий на реке Пьяне Сакминский монастырь, прислав из Тихвина копию чудотворного образа 13 . В связи с царским венчанием в 1547 году было сделано важное распоряжение о старшинстве монастырей в Русской Церкви, а в 1561 году первой обителью в Русской Церкви стал Троице-Сергиев монастырь. Время становления каждой обители — это особое, духоносное время, характерное своего рода духовным лучеиспусканием, когда насельники данного монастыря становятся основателями других монастырей, неся и распространяя традиции своей обители. Светочем и родоначальником монашества в Московской Руси является преподобный Сергий Радонежский (†1392; пам. 25 сент.). У него было множество учеников, стопам которых последовали их ученики. В последующее время они были причислены Русской Церковью к лику святых. Среди русских святых встречается имя потомка татарского баскака — преподобного Пафнутия Боровского (†1477; пам. 1 мая). Он основал обитель во имя Рождества Пресвятой Богородицы. О его духовной родословной узнаем из текста челобитной царю Иоанну Грозному Рязанского епископа Леонида (1573–1586): “Пафнутья, государь, постриг старец Никита, ученик Сергея Чудотворца” 14 . В обители преподобного Пафнутия полагали начало своим подвигам преподобный Иосиф Волоцкий, преподобный Левкий Рузский, преподобный Давид Серпуховской, преподобный Даниил Переславский, святитель Макарий Московский (†1563; пам. 30 дек.).

http://pravmir.ru/monastyiri-i-monashest...

13. Иоанн (Картушин), архиепископ Московский и всея России Белокриницкой иерархии//Православная энциклопедия. Т. 23. М., 2010. С. 408–410 ( в соавторстве с В. В. Боченковым ). 14. Корнилий Выговский//Большая российская энциклопедия. Т. 15. М., 2010. С. 333–334. 14. Лазарь [священник, деятель раннего старообрядчества, писатель]//Большая российская энциклопедия. Т. 16. М., 2010. С. 587–588. 15. Памятники книжной старины Русского Севера: коллекции рукописей XV—XX веков в государственных хранилищах Республики Карелия. СПб., 2010 ( в соавторстве с М. Г. Бабалык, В. М. Быковой, А. Б. Ипполитовой, Е. Н. Кутьковой, Ф. В. Панченко, А. В. Пигиным, Е. В. Плетневой, Н. В. Савельевой, Л. С. Харебовой ). 16. Кирнозе З. Пьер Паскаль. Протопоп Аввакум и начало раскола//Вопросы литературы. 2012. 2 ( рецензия ). 17. Покровский собор (храм Василия Блаженного) на Красной площади. М., 2011 ( автор текста, составитель ). 18. Старообрядческий храм у Тверской заставы//На память будущему: Альманах. М., 2011. С. 70–80. 19. Четии Минеи братьев Денисовых. Новые находки//Русская агиография: Исследования. Материалы. Публикации/Отв. ред. Т. Р. Руди, С. А. Семячко. СПб., 2011. С. 302–308. 20. Купцы Царские и их вклад в историю старообрядчества и культуры// Старообрядчество: история, культура, современность. Материалы X международной конференции, проходившей в Москве-Боровске 15 – 17 ноября 2011 г. Т. 1. М.; Боровск, 2011. С. 271–284. 21. «Иконы все самые пречудные, письма самого искусного» [Текст]: Собрание Григория Лепса. М., 2012 ( в соавторстве с В. В. Горшковой ). 22. Старообрядческий центр за Рогожской заставою. Изд. 2, испр. и доп. М., 2012 . 23 . Покровители семьи и брака святые Петр и Феврония Муромские. М., 2012 ( составитель, перевод, автор вступ. статьи ). 24 . История старообрядчества и пути миграции сторонников старой веры//Дни в Романовке: Японские фотографии, запечатлевшие русское старообрядческое село в Маньчжурии на рубеже 1930-х – 1940-х годов, из собрания Приморского государственного объединенного музея имени В. К. Арсеньева во Владивостоке. М., 2012. С. 14–39.

http://sedmitza.ru/lib/text/9410377/

— Почему необходимо такое большое здание? Доводилось читать, что из общей площади застройки, 10 000 квадратных метров, только пять процентов будет задействовано собственно под храм. — Это неправда. Пятьдесят процентов строящихся площадей будет задействовано под верхний и нижний храмы и их службы, ризницы, а также необходимые лестницы, эвакуационные пути, коридоры. В подклети храма предполагается музей новомучеников, лекторий, воскресная школа, издательство и необходимые технические помещения. Вроде бы все, казалось бы, на все вопросы мы ответили. Но нам снова и снова, и упорно, возражают. Последний аргумент: постройте храм где-нибудь еще, только не здесь. Теперь почему? Храм слишком высок, отвечают нам, он выше Успенского собора в Кремле! Ну и что из этого? В Москве множество церквей более высоких, чем Успенский собор, например храм Василия Блаженного на 20 метров выше, и никакого сакрального значения это не имеет. Снесенная после революции колокольня Сретенского монастыря была около 50 метров. Такой же примерно высоты будет и новый храм, так что его строительство восстановит историческую высотную доминанту. Но тем, кто действительно хочет услышать наши аргументы, наверное, нет нужды объяснять, почему храм Новомучеников и исповедников Российских мы хотим построить именно на трагически известной в двадцатом столетии Лубянке. И почему надеемся освятить его в феврале 2017 года. Храм должен нести в себе идею Небесного торжества Новомучеников, радость и свет победы Воскресения Христова, Церкви Христовой над злом этого мира, вечной жизни — над смертью. Беседовал Петр Скоробогатый «Эксперт» /Патриархия.ru за темою Кирил благословив повернутися до До питання про час та обставини заснування монастиря [Стаття] монастиря м. Санкт-Петербурга з возведення в сан : та звернення] Насельники центри Кирил звершив освячення Володимирського храму в в 2-гу Великого посту. Освячення Володимирського храму в м. Москви. (Тихонова) на Колпашевського Стрежевського у 2-гу Великого посту у Володимирському в м.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3391995...

Благовещенский собор, где совершались бракосочетания царей, превращен был в конюшню; лошади кормились у алтаря и портили копытами мозаичный пол. Так как каменные церкви почти все уцелели от пожара, то солдаты всех национальностей расположились именно в них, оскорбляя русских осквернением святыни, употреб­ляя иконы вместо столов, шутки ради одеваясь в священнические облачения, примешивая элемент маскарада к ужасающей драме века». Признали французы роль Наполеона в разрушении великих произведений русской культуры и священных для России творений. Это он отдал приказ «взорвать многоглавую мечеть», как он называл своеобразную и прекрасную церковь Василия Блаженного (к счастью, приказ не был исполнен.) В той же книге Лависса и Рамбо сказано, что Наполеон «велел снять крест с колокольни Ивана Великого и поручил оставленному в Москве Мортье взорвать храмы и дворцы Кремля». Отмечали, что «вследствие взрыва 23 октября кремлевские башни дали трещины, дворец Екатерины был совершенно разрушен». Масштабы грабежей неописуемы. Вокруг наружных стен Успенского собора стояли горны; французы плавили ободранные ими оклады с образов и похищенные в храмах металлы. Количество их было записано мелом: «325 пуд. серебра и 18 пуд. золота». «Наглости всякого рода и ругательства, чинимые в церквах, столь безбожны, - говорит очевидец, - что перо не смеет их описывать: они превышают всякое воображение». Престолы были всюду опрокинуты: на них ели и пили; иконы рубили на дрова, ставили как щиты для стрельбы. Все, кто мог и хотел, одевались в церковные ризы. В Чудове монастыре были лошади, в Благовещенском соборе валялась бездна бумаги, бутылок и бочек... В Успенском соборе «неприятель не только оборвал ризы со всех святых икон, не оставляя и верхних окладов со всеми их украшениями, но и самые местные и около передних столпов большие иконы, древностию своею доселе прославившиеся, похитил или истребил, оставляя одни пустые места. Три сосуда из повседневного употребления, два креста серебряные, подсвечники выносные и малые, лампады, большое паникадило, кадила, блюда, ковши, тоже всегда употребляемые, - также похитил.

http://ruskline.ru/opp/2017/dekabr/30/be...

Многие защитники крепости погибли в кровопролитных боях, а оставшееся татарское население было выселено за пределы укреплений. Начинается процесс активного заселения Казани и ее окрестностей русскими переселенцами. Происходит смена культурных традиций, формируется новый уклад городской жизни. Остатки былого величия столицы уничтожались, приспосабливались русскими поселенцами под новый город. Постепенно город расширяется. Площадь посадов разрастается почти в два раза. К началу XVII века число дворов увеличивается до двух тысяч. В этот период окончательно определяются границы стен кремля, сохранившихся поныне. Город становится одним из крупнейших городов России и является одной из наиболее укрепленных крепостей Русского государства, защищающих его восточные рубежи. В городе была сосредоточена административная и военная власть над обширнейшим завоеванным регионом. Здесь были собраны значительные вооруженные силы, позволяющие держать под контролем местное население. В 1556-1562 годах по поручению Ивана Грозного псковскими мастерами во главе с Постником Яковлевым и Иваном Ширяем. Которые возглавляли строительство собора Василия Блаженного на Красной площади в Москве началось строительство восстановление стен и башен кремля. Территория крепости была значительно расширена. Основная часть стен и башен кремля, как и посада, была из дерева. В общей сложности во вновь отстроенных стенах кремля насчитывалось 13 башен, из которых 5 были проездными. Шесть башен построили из камня. Окончательная замена деревянных оборонительных сооружений Казанского кремля на каменные происходит только через 30 лет - в 90-е годы XVI века. Топография кремля сочетала в себе формирующуюся планировку построек русской крепости и сохраняла основные линии застройки булгаро-татарского времени. В кремле в этот период насчитывалось шесть улиц. Три из них существовали с булгаро-татарского времени. Две такие улочки выявлены. Застройка кремля была относительно плотной, но не достигала уровня периода ханства. В общей сложности во второй половине XVI века в кремле насчитывалось около 200 построек, из которых подавляющее большинство представляло собой подворья. Строится большое количество православных храмов и монастырей. За 13 лет после взятия Казани в нем насчитывалось уже 8 храмов, из которых два каменных - Благовещенский собор и церковь Николы Чудотворного, а также два монастыря - Троице-Сергиевский и Спасо-Преображенский. Служителям культа в кремле принадлежало около 30 жилых дворов и большой архиерейский двор. Территория под церковными постройками и их дворами занимала почти половину кремля.

http://sobory.ru/article/?object=17090

Много чудес совершил покров Богородицы на Русской земле. Тысячами Покровских храмов украсили ее русские люди. Помимо храма на Нерли уже в XII веке существовал Зверин монастырь в честь Покрова Богородицы в Великом Новгороде. Чтимые иконы Покрова имелись во многих городах и селах — в храмах и монастырях. В Москве это прежде всего Покровский собор (его называют еще храмом Василия Блаженного по имени погребенного в одном из его приделов московского юродивого), заложенный царем Иваном Васильевичем Грозным по возвращении из победного похода на Волгу (именно в праздник Покрова русское воинство взяло Казань), а также церковь Введения в Барашах, Покровский храм Красного села. Из русских обителей местночтимые образы во имя Покрова имелись в Покровском Паисиевом монастыре напротив Углича (затоплен водами Угличского водохранилища), в Дионисиевом Глушицком монастыре Вологодской губернии, в Покровском Добром монастыре близ города Лихвин Калужской епархии. 1 октября в многочисленных Покровских храмах России служились и служатся праздничные службы. Из века в век вспоминает Святая Русь дивное видение, бывшее Андрею юродивому и его ученику Епифанию во Влахернском храме. И верит Святая Русь, что распростерт над нею чудесный покров Богородицы, чему веками давались всё новые подтверждения. Среди них — осада Пскова в 1581 году, когда град сей осажден был еретическим войском польского короля Стефана Батория. Тогда Пречистая явилась некоему благочестивому иноку Досифею и повелела обнести образ Покрова из Печерского монастыря по псковским стенам, после чего город удалось отстоять, несмотря на пробитые польскими орудиями огромные проломы в его стенах. В память об этом вблизи проломов была построена церковь и специально для нее написан образ — особый извод Покрова, известный как Псково-Покровский, или «Явление Богородицы старцу Досифею». Владычица пишется здесь вместе с преподобными Антонием и Корнилием Печерскими в окружении благоверных князей киевских и псковских. Самые ранние из известных икон Покрова относятся к XIII веку. Уже к следующему столетию сложились два основных извода этой иконы. Московский извод изображает само чудесное видение, которого удостоились Андрей с Епифанием; здесь Пречистая Сама держит покров в Своих руках. В изводе новгородском Богородица пишется в позе Оранты, с подъятыми вверх руками, а покров держат парящие пред Нею Ангелы — считается, что это изображение того чуда, которое еженедельно свершалось во Влахернском храме.

http://pravoslavie.ru/1938.html

Наиболее древнее из сохранившихся изображений Покрова в виде фрески обнаружено на западных вратах Суздальского собора и датируется 30-ми годами XIII в. В Москве в честь Покрова царь Иоанн Грозный построил на Красной площади большой собор, известный иначе как храм Василия Блаженного. В 1552 г., во время похода на Казань в этот праздник произошло решающее сражение с татарами, в котором московское войско одержало победу. И на другом конце Русской земли, во Пскове со знамением Покрова связана была успешная оборона города от войск польского короля Стефана Батория в 1581 г. Во время осады кузнецу Дорофею было видение Божией Матери и обещание помощи. Псковичи тогда выиграли битву и отогнали врагов от стен города. В своем дневнике секретарь Батория ксендз Станислав Пиотровский отметил: " Сегодня в полночь, без всякой причины, неизвестно кто начал так кричать, что за ним вся пехота подняла страшный крик и гам. В королевском лагере забили тревогу; все в одних рубашках повыскакивали из шатров и бросились к коням, даже сам гетман; мы думали, что русские, побивши всю стражу, напали на нас... Как можно видеть, натерпелись мы большого страху. Сегодня и в прежние ночи видны на небе какие-то знаки, как бы столбы, которые представляют как бы подобие двух конных войск; еще какие-то подобия крестов. Но дива тут нет никакого, а скорее какая-нибудь игра природы, испарения и пр. Шуйский возбуждает в городе народ, говоря, что какому-то нищему старику явилась ночью Божия Матерь и убеждала граждан храбро защищаться, обещая, что король города не возьмет... " Икона " Псковского Покрова " , которая тогда была на стенах вместе с защитниками, на протяжении многих веков была почитаемой святыней. Во время гитлеровской оккупации Пскова в 1941-1944 гг. ее вывезли в Германию, где следы ее затерялись. Но в 1970 г. она была обнаружена в одной из частных коллекций. 16 июня 2000 г., во время визита Президента В. Путина в ФРГ, немецкие власти официально заявили о намерении вернуть икону в Россию. 7 сентября 2001 г. древний образ вернулся в Псков (ныне находится в Свято-Троицком кафедральном соборе псковского Кремля).

http://ruskline.ru/analitika/2005/10/18/...

По его словам, представительство Русской Православной Церкви в «сердце Европы» уже стало культурным и притягательным центром, площадкой, на которой все чаще поднимаются ключевые вопросы прав человека, в том числе его прав на исповедование и защиту своей веры. Храм Всех святых расположен в живописном районе Страсбурга, где сливаются река Иль и канал Марн, в десяти минутах ходьбы от важнейших европейских институтов — Совета Европы, Страсбургского суда по правам человека и Европарламента.Белокаменная церковь возводится в традициях русской северной шатровой архитектуры. Шатровый стиль, зародившийся на Руси в XVI веке, представлен в Москве такими жемчужинами архитектуры, как ансамбль храма Вознесения в Коломенском и собор Василия Блаженного на Красной площади «Я жду каждый учебный год со внутренним волнением» Объяснить, как устроена мировая политика, что ждать от политических процессов и глобализации и как могут повлиять на нее события, подобные исторической встрече Патриарха Кирилла и Папы Римского Франциска на Кубе, в Общецерковной аспирантуре и докторантуре пытается преподаватель кафедры внешних церковных связей и общественных наук, доктор юридических наук, профессор Алексей Кожемяков. «Я каждый год жду с внутренним волнением, и каждый раз наибольшее впечатление на меня производит многообразие состава слушателей – как многообразие их происхождения, языков, на которых они говорят, так и разнообразие их опыта. Они чрезвычайно восприимчивы, здесь почти не встречаешь равнодушия», — отмечает профессор. По его словам, в ОЦАД каждый может найти «дух взаимной дружбы, человеческую доброту и гармонию внутренних отношений», а высказывания о том, что через признание государством теологии научной специальностью Церковь станет «цензором Академии наук», являются алармизмом. «Речь ведь идет не о появлении теологии, а о восстановлении такой дисциплины в спектре дисциплин, которые всегда присутствовали в российском академическом сообществе. Русская Церковь всегда была и остается очень важным субъектом и общественной жизни, и внешней политики, хотим мы этого или не хотим», — подчеркнул Кожемяков.

http://pravmir.ru/v-nauke-bog-umesten/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010