27 июля 1888 года в торжественной обстановке состоялась закладка храма. На металлической доске, которая укладывалась в фундамент была отчеканена надпись «Храм сей, во имя Святителя Пантелеймона, заложен 27 июля 1888 года в благополучное царствование Государя Императора Александра III – при главноначальствующем на Кавказе Генерал – адъютанте князе А. М. Дондукове – Корсакове, начальнике Терской области Генерал – лейтенанте А. М. Смекалове и Правительственном Комиссаре Кавминвод Н. П. Щепкине, закладку совершал епископ владикавказский Иосиф. Попечители Генерал - адъютант князь В. А. Долгоруков, домовладельцы действительный статский советник Андрей Байков и купец Герасим Кириллович Безпалов, строитель инженер- капитан С. П. Грязнов». Вслед за этим событием неожиданно умирает Байков, и возведение церкви приостанавливается на несколько лет. Позже для содействия строительству создается специальный Строительный комитет, который, преодолев нехватку денежных средств, разногласия среди своих членов, завершил постройку храма. 30 июня 1896 года состоялось освящение новой Пантелеймоновской церкви архиепископом Казанским и Свияжским Владимиром по просьбе отсутствовавшего местного Владикавказского святителя Владимира. Храм был сделан из высокосортного красного кирпича в модном тогда стиле модерн. Крыша и карнизы покрыты малахитом. Главы церкви выкрашены винтообразно различными красками в полоску, как на Храме Василия Блаженного в Москве. Кресты и шары покрыты марбанным лаком. Внутри церкви в окнах и дверях – узоры из цветного стекла, мозаичные полы, на стенах - библейские сюжеты, два из которых были расписаны учителем рисования Пятигорской гимназии Краснухой. Особую красоту представлял собой великолепный фарфоровый иконостас. Он был подарен храму владельцем московского фарфорового завода М. С. Кузнецовым. По воспоминаниям ессентукских старожил и глядя на дореволюционную открытку, от ворот церкви спускалась вниз «церковная аллея», на ней располагался ключ с чистой холодной пресной водой. Спустя год после освящения храма рядом с ним было построено двухэтажное здание церковноприходской школы с библиотекой, читальней и архивом. В ней велась большая работа по просвещению местного населения и приезжающих на отдых. Священники совместно с представителями интеллигенции читали лекции по истории, литературе, географии и медицине. В храме бывали многие известные деятели искусства, отдыхавшие в то время в Ессентуках, Ф. И. Шаляпин, С. В. Рахманинов, А. И. Куприн, К. С. Станиславский. К 300-летию Дома Романовых в ограде храма была построена часовня, в ней совершались панихиды. В 1932 году храм постигла печальная участь. Сначала его превратили в склад, а через 3 года разрушили.

http://sobory.ru/article/?object=14964

Большинство исследователей русской деревянной архитектуры писали о Преображенской ц. как о продолжении или последнем примере многостенных и многоглавых храмов Др. Руси X-XIII вв., о которых известно лишь из летописей. Вероятно, на выбор многоглавой композиции для завершения К. повлияла идея о многоглавии как об образе Гроба Господня храма в Иерусалиме ; наиболее ярким выражением этой идеи в древнерус. культуре является собор Покрова на Рву (св. Василия Блаженного) в Москве (1555-1561) ( Орфинский. 1999. С. 79; Шургин. 1999. С. 84-85). Неслучайно в бытовом обиходе и народных поговорках Обонежья Преображенская ц. в К. именовалась также «Спасушко - Светломилостивый Еросалим!» ( Агапитов В. А. Кижская топонимия и фольклор//Рябининские чтения, 1995. Петрозаводск, 1997. С. 240). Преображенская ц. была не первой среди многоглавых храмов, возведенных в нач. XVIII в. в Обонежье. Ее предшественница - ц. Св. Троицы Климецкого мон-ря (1712, не сохр.). По композиции Преображенская ц. близка (или непосредственно восходит) к облику Покровской ц. в с. Анхимове (ныне деревня Вытегорского р-на Вологодской обл., 1708, не сохр.; см.: Орфинский. 1972. С. 96-100; Он же. 2004. С. 113; Гущина. К вопросу. 2004. С. 202; Боде. 2010. С. 187-188). Сходство храмовых ансамблей в К. и в Анхимове не ограничивается родством типологии или художественного облика. Как и в Анхимове, где во 2-й пол. XVIII в. был возведен каменный храм, не соответствовавший по стилю и фактуре древней деревянной церкви, в К. в кон. XVIII в. было начато строительство каменного собора. Его остатки были выявлены в 1980 г., во время проведения археологических работ; согласно архивным сведениям, средства были даны с.-петербургским жителем, но оказались недостаточны ( Гущина. 2011. С. 21, 24). Большое количество глав Преображенской ц. не только служило эстетическим и композиционным целям, но и отвечало техническим задачам эксплуатации постройки в сев. условиях, таким, напр., как отвод дождевой воды и растаявшего снега от внутренних перекрытий. Помимо этих глав строители дополнительно предусмотрели специальные водостоки, выведенные на 2 уровнях в боковые стены.

http://pravenc.ru/text/1684581.html

Во Влахернской церкви сохранилась память о сем дивном явлении Богоматери. В XIV веке русский паломник дьяк Александр видел в церкви икону молящейся за Пресвятой Богородицы, написанную так, как Ее созерцал святой Андрей. Но Греческая Церковь почему-то не отмечает этого праздника. В русском Прологе XII века содержится запись об установлении особого праздника в честь этого события: «Се убо, егда слышах – помышлях; како страшное и милосердное видение и паче надеяния и заступления нашего, бысть без празднества... восхотех, да не без праздника останет Святый Покров Твой, Преблагая». В праздничном Богослужении Покрову Божией Матери Русская Церковь воспевает: «С чинми Ангел, Владычице, с честными и славными пророки, с верховными апостолы и со священномученики и со архиереи за ны грешныя Богу помолися, Твоего Покрова праздник в Российстей земли прославльшыя». Следует добавить, что и святой Андрей, созерцавший дивное видение, был славянин, в молодых годах попавший в плен и проданный в Константинополе в рабство местному жителю Феогносту. В России храмы в честь Покрова Божией Матери появились в XII веке. известный по своим архитектурным достоинствам храм Покрова на Нерли был построен в 1165 г. св. князем Андреем Боголюбским. Повелением этого святого князя и был установлен в Русской Церкви праздник Покрова Божией Матери, поскольку именно в этот день князь покорил волжскую Булгарию (1164 г.), причем своим небесным покровителем святой князь Андрей Боголюбский считал именно св. Андрея, Христа ради юродивого. В Новгороде в XII веке существовал монастырь Покрова Пресвятой Богородицы (так называемый Зворинский монастырь); в Москве Царем Иоанном Грозным был построен собор Покрова Божией Матери у храма Святой Троицы (известный как храм Василия Блаженного). В праздник Покрова Пресвятой Богородицы мы испрашиваем у Царицы Небесной защиты и помощи: «Помяни нас во Твоих молитвах, Госпоже Дево Богородице, да не погибнем за умножение грехов наших, покрый нас от всякаго зла и лютых напастей; на Тя бо уповаем и, Твоего Покрова праздник чествующе, Тя величаем».

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=819

(Ист. списание Москвы Гастева. М. 1841, ч. I.). В 1786 году Лобное Место было возобновлено по прежнему плану, из дикого тесаного камня и с тех пор при ремонтировке вид его не изменялся. С Лобным Местом связано не мало воспоминаний: здесь в 1549 и 1570 г.г. царь Иоанн Васильевич говорил к народу, обещая быть его судьёй и защитником: в 1605 году чернь здесь провозгласила Лжедимитрия Государем Московским и через несколько времени сюда же притащила и на стол положила его труп с маскою, волынкою и дуддкою. Здесь наречен был царем Михаил Феодорович Романов; отсюда патриархи в день своего вступления на паству преподавали народу благословление; здесь на некоторое время останавливалось торжественное шествие патриарха на осле в неделю Ваии (подробности об этом см. стр. 17); здесь в 1682 году раскольники под предводительством Никиты Пустосвята, торжественно читали народу защищение своих верований и бранили патриарха Никона , его «новшества» и приемлющих их. С Лобного Места обявлялись указы и смертные приговоры преступникам. Эти приговоры тут же на Красной площади, близ Лобного Места (но не на самом Лобном Месте) и приводились в исполнение: тут стояли виселицы и столбы; жгли в срубах, сажали на кол, четвертовали, зарывали живыми в землю жен, уличенных в мужеубийстве. В 1727 году Император Петр II велел снять эти столбы и виселицы и с тех пор близ Лобного Места казни больше не производились. Ныне Лобное Место утратило свое политическое назначение, данное ему прежним бытом Москвы, но сохранило религиозное, как место священное. Теперь у Лобного Места останавливаются крестные ходы по выходе из Спасских ворот: участвующий в ходу архиерей с частью духовенства восходит на него, против архиерея помещаются древние хоругви и несомые в ходу святыни, за тем поётся (начатый при выходе из Успенского собора) молебен, по окончании евангелия после эктении архиерей восходит на здешний амвон и осеняет отсюда св. крестом народ на все 4 стороны, затем сходит с Лобного Места и крестный ход обычным порядком продолжает шествие к назначенному месту.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К сожалению, нам неизвестно имя зодчего этой диковинной церкви, которая оригинальным зодчеством своим составляет исключение из господствовавшего в XVI веке стиля; но памятно народное предание, повторенное иностранными писателями, будто Царь Иоанн Васильевич, столь был доволен зданием, что велел выколоть глаза зодчему, дабы он не мог произвести ничего подобнаго. 1094 Сходное с сим сказание разносилось в Италии об участи зодчего Венецианского собора в честь Св. Марка. Выражая удивление современников редкому произведению искусства, такое предание дает повод думать, что зодчим Московского храма был из числа тех Фрязинов, которые украсили Москву памятниками церковного и гражданского зодчества. В начале XVII века, когда сей храм вполне еще сохранял тот вид, какой дал ему художник, Датский Принц Иоанн младший так изображает его в путевых записках. 1095 «Пред замком на южном конце большой четвероугольной площади, на круглом возвышении стоит храм, называемый Иерусалимом. Он построен почти четвероульником, однако с большим разнообразием в Формах; на нем девять башен, покрытых жестью (ßlei?) столь искусно и красиво, что нельзя не удивляться. Внутренность его снизу до верху наполнена капеллами, или приделами, коих считают до ста (?); там стоят образа Святых. В одном из нижних приделов днем и ночью всегда горят восковые свечи; туда всякой ходит молиться». Но Сам. Маскевич 1611 года полагает там не более 30 алтарей, из коих все нижние обращены были у Поляков в конюшни, а серебряная рака над мощами Василия Блаженного оборвана. 1096 После того, спустя 60 лет, I. Struys, обозревавший Московский Иерусалим, говорит, что « церковь Иерусалимская бесспорно прекраснее всех прочих. Хотя и полагают, что она построена по образцу храма Соломонова; но я не видывал ничего ей подобнаго, ни ровнаго. Церковь сия расположена на весьма пространном месте, окруженном богатейшими купеческими лавками» 1097 . Неизвестно, пощажен ли был сей памятник церковного зодчества пожаром, который в Польское нашествие испепелил весь Китай-город; но другие пожары в XVII веке наносили значительной вред этому зданию, окруженному тогда разными строениями, большею частию, деревянными. Так в 1626 году от загоревшегося верха на церкви Живоначальной Троицы на рву распространился пожар по всему городу. Когда в 1668 году, 29 Августа, в день тезоименитства Храмоздателя, в Китае все дворы и ряды сделались жертвою пламени: тогда на церкви Покрова сгорели все главы 1098 и, вероятно, не уцелела и внутренность ее; потому что в следующий праздник Покрова Богоматери крестное хождение было к Николе явленскому, или явленному на Арбате, где находился престол в честь сего праздника. 1099 Вскоре после мора, бывшего в Москве при Царе Алексее Михайловиче, по Государеву указу, уничтожено кладбище при Покровском соборе на рву; он огорожен был деревянными надолбами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Опасность для горожан миновала, но чудесное явление Богородицы не нашло достойного отражения ни в богослужении греческой Церкви, ни в летописях того времени. Лишь спустя два с лишним века, за много сотен километров от Царьграда чуткое верующее сердце не смогло пройти мимо столь явного свидетельства заступничества Матери Божией за всех, требующих помощи и призывающих имя Ее. Это было сердце выдающегося правителя земли Русской - великого князя Андрея Боголюбского, сына Юрия Долгорукого. Перечитывая житие своего небесного покровителя, святого Андрея Юродивого, благоверный князь захотел учредить празднество этого великого явления Пречистой Матери, заступничество и покровительство Которой он явственно ощущал над собой и своими землями. Русский народ принял новую памятную дату в церковном календаре с большим воодушевлением. Покров Божией Матери сразу стал одним из любимейших и самых почитаемых богородичных праздников. В честь этого праздника на Руси освящено огромное количество церквей, среди которых известные на весь мир храм Покрова на Нерли, выстроенный благоверным князем Андреем Боголюбским в 1165 году, и Покровский собор на Красной площади в Москве , более известный в народе как храм Василия Блаженного. Стерлись и поблекли перед величием самого события его детали. Нельзя наверняка назвать не только год, в который сподобился блаженный Андрей видеть Покров Матери Божией, но и имя врага, вынудившего жителей столицы Византии собраться в храме для усиленной молитвы. Но широкое русское сердце с радостью принимает и вероятность поражения оружия своих предков, ведь эта неудача язычников русов под стенами Нового Рима обернулась интересом к неведомому Богу, Который может спасти уповающих на Него из любой беды. А интерес этот в 988 году привел к славнейшей странице в истории нашего государства - Крещению Руси. Собираясь в этот праздничный день в храме, мы вспоминаем не победу византийцев над русами, а победу света веры православной над тьмой язычества. Приняв святое Крещение, Русь вверила себя под Покров Божией Матери, и Она не оставляла нас Своим заступлением. Неисчислимы чудеса, явленные по Ее молитвам, через Ее чудотворные иконы на земле Русской в самые разные моменты нашей истории.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/o...

Принимал он участие и в ряде монархических форумов. С 27 сентября по 4 октября (ст. ст.) 1909 года в Москве проходил Съезд Русских Людей. 1 октября, в день праздника монархических организаций , на Съезд прибыл архиепископ Антоний (Храповицкий), избранный почетным председателем Съезда. В сослужении протоиерея Восторгова, архимандритов Макария (Гневушева) и Сильвестра (Братановского) владыка отслужил литургию в Храме-Памятнике Русской Скорби на Ходынском поле и сказал Слово о значении Съезда монархистов. Слово «Храм славы и храм скорби» впервые было опубликовано в газете «Колокол», а затем перепечатано в «Прибавлениях к Церковным ведомостям» (1909.-N41.- С. 1909-1913). Публикацию (приближенную к современной орфографии) специально для Русской Народной Линии (Публикуется по: Антоний (Храповицкий), архиеп. Полное собрание сочинений. В 3-х т. Изд. 2-е. Том I . - СПб.: Изд. И.Л. Тузова, 1911.- С. 214-219) подготовил доктор исторических наук, профессор А.Д.Каплин при участии главного редактора РНЛ А.Д.Степанова. Подзаголовок - составителя. + + + Отрадно нам, братие, молиться вместе в этом святом храме, который воздвигла благоговейная рука, как приятную жертву Богу за души убиенных безбожниками христиан - верных русских граждан. С этого года два храма в первопрестольной столице являются памятниками знаменательных событий нашей гражданской истории: древний Покровский собор, именуемый «Василия Блаженного», и этот, вновь построенный в честь Пресвятыя Богородицы «Отрада и Утешение». Эта двоица святых храмов знаменует собою и свет, и тени нашей родной истории, нашей земли. Скажем прежде о первом. Не всем вам, вероятно, известно, что сегодняшний праздник Покрова Пресвятыя Богородицы стал великим праздником не издревле, а со времени того события, в память которого создан тот Покровский храм, т.е. со времени взятия татарской Казани царем Иваном Грозным. Событие это было великое потому именно, что с него началось постепенное одоление христианства над исламом, уже поработившим церкви Восточные и все еще не уступавшим до того дня Московскому царству.

http://ruskline.ru/analitika/2011/10/14/...

Служба святым Киприану и Иустинии была издревле известна на Руси и сохранилась до наших дней в новгородской Минее XI век а 21 . В XVI веке святитель Макарий (†1563; пам. 30 дек.), составляя Великие Четьи Минеи, собрал в них памятники духовной письменности о священномученике Киприане: проложные жития 22 , житие “святыа Устины девица” 23 , “мучение святаго Киприана, Иустины девы” 24 и “покаание Киприаново” 25 . Существуют разные формы почитания святых: тезоименитое, почитание святых, имеющих особую благодать в определенных обстоятельствах и пр. Кроме того, если в день памяти святого произошло какое-то важное событие, то данный святой чтится в связи с конкретным событием. Именно это произошло в середине XVI века с памятью святителя Киприана. В 1552во время третьего, победоносного похода была покорена Казань. Второго октября, в воскресенье день памяти священномученика Киприана, в походном храме во имя преподобного Сергия совершалась Божественная Литургия, и во время чтения святительского Евангелия при конечных словах и будет едино стадо и един Пастырь (Ин 10:16) раздался взрыв в подкопе под крепостными стенами Казани 26 . После этого начался решительный штурм, в образовавшийся в стенах пролом ринулись русские воины и Казань пала, как отмечает летопись, “на память святых великомученик Киприяна и Устиньи, в день неделныи” 27 . В покоренном граде затем воздвигли православные храмы и среди них — “третью церковь святых великомученик Киприяна и Устиньи” 28 . Позднее на Красной площади в Москве в память казанской победы был построен храм-памятник Покрова на Рву, ныне известный как собор Василия Блаженного (†1557; пам. 2 авг.). Среди девяти приделов, устроенных в нем, северный был посвящен святым Киприану и Иустинии 29 . В 1586 году в Москву прибыл Антиохийский Патриарх Иоаким (1586–1587), который во время приема у царя Феодора Иоанновича (1584–1598) вручил ему различные святыни, и среди них были частицы мощей священномученика Киприана и мученицы Иустинии 30 . Но в целом их святые мощи находятся в Италии. Архиепископ Сергий пишет: “Св. мощи их перевезены соплеменными Киприану мореплавателями в Рим, где они почивают и доныне” 31 . Рядом с кафедральным собором во имя Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна в Риме находится баптистерий святого императора Константина (†337; пам. 21 мая), в котором имеется несколько приделов. Кроме того, к баптистерию сделана пристройка, в которой находятся два придела. Второй “в той же пристройке (налево от входа из крещальни) — придел во имя священномученика Киприана и святой мученицы Иустинии девы, память 2 октября. Внутри находящегося в приделе престола, как видно сквозь имеющееся в передней доске его отверстие с решеткой, стоит белая мраморная гробница, в которой почивают мощи священномученика Киприана и мученицы Иустины” 32 . Русские паломники, посещая Рим, стремятся поклониться их святым мощам.

http://pravmir.ru/svyashhennomuchenik-ki...

Служба святым Киприану и Иустинии была издревле известна Руси и сохранилась до наших дней в новгородской Минее XI века 21 . В XVI веке святитель Макарий (†1563; пам. 30 дек.), составляя Великие Четьи Минеи, собрал в них памятники духовной письменности о священномученике Киприане: проложные жития 22 , житие «святыа Устины девица» 23 , «мучение святаго Киприана, Иустины девы» 24 и «покаяние Киприаново» 25 . Существуют разные формы почитания святых: тезоименитое, почитание святых, имеющих особую благодать в определенных обстоятельствах и пр. Кроме того, если в день памяти святого произошло какое-то важное событие, то данный святой чтится в связи с конкретным событием. Именно это произошло в середине XVI века с памятью святителя Киприана. В 1552 году во время третьего, победоносного похода была покорена Казань. Второго октября, в воскресение, день памяти священномученика Киприана, в походном храме во имя преподобного Сергия совершалась Божественная Литургия, и во время чтения святительского Евангелия при конечных словах и будет едино стадо и един Пастырь ( Ин.10:16 ) раздался взрыв в подкопе под крепостными стенами Казани 26 . После этого начался решительный штурм, в образовавшийся в стенах пролом ринулись русские воины и Казань пала, как отмечает летопись, «на память святых великомученик Киприяна и Устиньи, в день неделныи» 27 . В покоренном граде затем воздвигли православные храмы и среди них – «третью церковь святых великомученик Киприяна и Устиньи» 28 . Позднее на Красной площади в Москве в память казанской победы был построен храм-памятник Покрова на Рву, ныне известный как собор Василия Блаженного (†1557; пам. 2 авг.). Среди девяти приделов, устроенных в нем, северный был посвящен святым Киприану и Иустинии 29 . В 1586 году в Москву прибыл Антиохийский Патриарх Иоаким (1586–1587), который во время приема у царя Феодора Иоанновича (1584–1598) вручил ему различные святыни, и среди них были частицы мощей священномученика Киприана и мученицы Иустинии 30 . Но в целом их святые мощи находятся в Италии. Архиепископ Сергий пишет: «Св. мощи их перевезены соплеменными Киприану мореплавателями в Рим, где они почивают и доныне» 31 . Рядом с кафедральным собором во имя Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна в Риме находится баптистерий святого императора Константина (†337; пам. 21 мая), в котором имеется несколько приделов. Кроме того, к баптистерию сделана пристройка, в которой находятся два придела. Второй «в той же пристройке (налево от входа из крещальни) – придел во имя священномученика Киприана и святой мученицы Иустинии девы, память 2 октября. Внутри находящегося в приделе престола, как видно сквозь имеющееся в передней доске его отверстие с решеткой, стоит белая мраморная гробница, в которой почивают мощи священномученика Киприана и мученицы Иустины» 32 . Русские паломники, посещая Рим, стремятся поклониться их святым мощам.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Советская пропаганда пыталась объяснить эту ненависть якобы тем, что город на Неве в то время носил имя Ленина. Дескать, именно ненависть к «колыбели трех революций» побуждала нацистов к подобным директивам. Но эта пропаганда не имеет под собой никакого серьезного основания. Достаточно посмотреть на зверски взорванный немцами памятник Тысячелетию России в Новгороде, на сожженные и ограбленные дотла дворцы Павловска, Пушкина, Петергофа, на сожженную и разграбленную Ясную Поляну, на музей Чайковского в Клину, на сотни тысяч взорванных и разрушенных храмов, музеев и памятников – чтобы понять: дело было не в Ленине и не в революции, а в ненависти к России, к её культуре и к ее народу, которая была вообще присуща западным завоевателям. Гитлер мечтал сравнять Ленинград с землей по той же причине, по какой Наполеон пытался взорвать храм Василия Блаженного в Москве, а Пилсудский собор святого Александра Невского в Варшаве. Для взятия Ленинграда германское верховное командование выделило огромные силы. Разгром советской группировки и взятие города было возложено Гитлером на группу армий «Север», которой командовал генерал-фельдмаршал В. фон Лееб, тот самый, что получил Железный крест за взятие Парижа. Общая численность группы армий «Север» была 500 тысяч человек. Кроме того, непосредственно против Ленинграда были нацелены две финские армии Юго-Восточная и Карельская. Юго-Восточная армия должна была уничтожить советские войска на Карельском перешейке и прорваться к Ленинграду с севера. Финский главнокомандующий К. Маннергейм, которого нынче модно описывать чуть ли не как врага Гитлера и большого друга России, не скрывал, что в его планы входит присоединение «земель, на которых стоит Петербург» к Великой Финляндии. Что будет с самими городом, в котором будущий финский диктатор закончил Пажеский корпус Его Императорского Величества, Маннергейма волновало мало. Группа армий «Север» получила задачу нанести главный удар в направлении Даугавпилс, Ленинград, уничтожить оборонявшиеся в Прибалтике войска Советской Армии и, захватив порты на Балтийском море, включая Ленинград и Кронштадт, лишить советский Балтийский флот его баз.

http://pravoslavie.ru/37248.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010