В конце жизни Петр Барановский дал толчок общественной борьбе за историческую Москву, создав первый в стране молодежный реставрационный клуб «Родина» (во времена хрущевских гонений старосты закрывающихся церквей обращались туда за помощью, и Барановский с сотрудниками старались отстоять храм) и написав устав для Всесоюзного общества охраны памятников истории и культуры; из этого движения вышли многие активисты церковного возрождения, до которого он сам не дожил — скончался в 1984 году. Петр Дмитриевич был крещен, но не был церковным человеком, не ходил на службы. Однако список храмов, которые спас или хотя бы сохранил на бумаге Петр Барановский, включает более ста названий: собор Василия Блаженного, Казанский собор, Крутицкое подворье, Свято-Андроников монастырь в Москве, Новый Иерусалим (именно Барановский нашел там Кувуклию Гроба Господня), древние церкви Ярославля и Углича, Новгорода и Ростова, Соловков и Архангельска, Юрьева-Польского и Смоленска, Владимира и Чернигова… «Денег он в дом не приносил, — вспоминала потом дочь Барановского. — Приносил книги, камни, чертежи, изразцы — а деньги все до копейки шли на спасение памятников». «Свои» памятники архитектуры он называл детьми. «Я не могу себе простить, что Симонов монастырь уничтожен, а я остался жив», — говорил он. Очевидцы вспоминали, с какой болью — как о гибели близкого друга — он рассказывал о разрушении фашистами Болдинского монастыря, принесшего ему когда-то первое признание и спасенного им в 1930-х от коммунистов. Когда коллеги подали прошение о присвоении ему звания «Заслуженный деятель искусств» и Петр Дмитриевич принес в Минкульт необходимые документы, ему ответили: «Какое вам может быть звание? Вы всю жизнь церкви реставрировали!» Михаил АГАФОНОВ Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

http://pravmir.ru/spasitel-razgrablennog...

Дмитрий Анохин 17 ноября 2014 г. 16:00 Вчера, 16 ноября, Фонд Андрея Первозванного (ФАП) передал на длительное хранение во Владимирский собор Херсонеса Таврического Севастопольский список Казанской иконы Божией Матери. В рамках молитвенной памяти в ознаменование очередной годовщины исхода Русской армии из Крыма в ноябре 1920г. святыня была пронесена Крестным ходом от адмиральской усыпальницы Владимирского собора до Графской пристани у площади Нахимова. Дмитрий Анохин 17 ноября 2014 г. 14:00 Сегодня жюри Всероссийского конкурса буктрейлеров (миниатюрных рекламных роликов, визиализирующих книгу и адресованных ее будущему читателю) опубликовало шорт-лист из 30 работ. В числе финалистов впервые оказались православные книгоиздатели: высоко оценена работа столичного издательства «Никея» «Вопросы — ответы» о насчитывающей два десятка томов серии «Классика русской духовной прозы». Дмитрий Анохин 14 ноября 2014 г. 16:45 В официальном представительстве Республики Сербской в Москве при участии Чрезвычайного и полномочного посла Боснии и Герцеговины в РФ Ивана Барбалича состоялась презентация новых программ религиозного туризма и паломнических туров, разработанных специально для россиян. Помимо многочисленных заинтересованных лиц с российской стороны, в ней приняли участие три специализирующиеся на православных паломнических турах оператора из Боснии и Герцеговины. Дмитрий Анохин 14 ноября 2014 г. 15:45 Перечень наиболее выдающихся с архитектурной точки зрения мест религиозного поклонения на планете составил популярный Интернет-портал AdMe.ru. В него попали Троицкая церковь на российской антарктической станции, 37-метровый Преображенский храм в Кижах с 22 куполами и одна из визитных карточек нашей столицы — собор Василия Блаженного на Красной площади (1555 — 1561г.г.) Дмитрий Анохин 14 ноября 2014 г. 10:45 Законодательный запрет абортов планируют обсудить в ближайший четверг в Храме Христа Спасителя сторонники общественного движения «За жизнь», парламентарии , представители Минздрава, МВД, Минюста и Минфина России. Корреспондент ЦВ попросил  рассказать, что ожидают от этого мероприятия президент Международного фестиваля социальных технологий в защиту семейных ценностей " ЗА ЖИЗНЬ " Сергей Чесноков и вице - президент фестиваля Владимир Потиха.

http://e-vestnik.ru/news/page/37/

В конце XIX - начале XX века в Березовском приходе служили священники: Николай Добровольский, Семион Фигуровский, Алексей Разумовский. Псаломщиками в те годы были Михаил Мещерский, Гавриил Валединский (заштатный), Александр Чижов, Герасим Лебедев, Павел Ноаров, Василий Сахоров. Долгие годы в причте был священник Алексей Алексеевич Нарбеков, 1875 года рождения. По рассказам строжилов, Алексей Алексеевич Нарбеков с семьей был репрессирован (это подтверждается документами) и в 1938 году был выслан из Березовки; с тех пор сведений о нем не было. Однако, по другим (ненадежным) данным, он был арестован 18 ноября 1937 года, а 26 декабря 1937 года - расстрелян. В должности дьякона служили Степан Павлович Промов (с 1922 года), Иван Петрович Желудков; церковным старостой был Иван Яковлевич Макаров. Решением Березовского сельсовета за подписью председателя А.Орлова и секретаря Агаповой в 1929 году были лишены избирательных прав (т.е. репрессированы) Промов и Желудков, но вскоре они были восстановлены в правах. Церковь была официально закрыта в 1939 году и разорена. Церковная утварь - иконы, книги - разошлись по домам. После закрытия церкви службу правили на общественных началах на дому С.П.Промов в Нижней Березовке, И.Я.Макаров - в Верхней. В начале 60-х годов XX века недостроенный главный храм церкви был завершен строительством, и в его двухэтажном помещении разместили начальную школу, сельскую библиотеку и фельдшерско-акушерский пункт. В отличие от других сел, церковь в Березовке не разрушили, а только убрали колокол. В ней открыли сельский промтоварный магазин (сельмаг) от Давыдовского сельского потребительского общества, который действовал вплоть до 2011 года. По данным Вачского подразделения Нижегородстата на 1 января 2010 года село Березовка относится к Филинской сельской администрации. Здесь имеется 93 хозяйства, где проживает 175 жителей, в том числе 83 мужского пола и 92 - женского. Сведения с сайта Православные приходы Вачского района 28 июля 2017 года в селе Березовка Вачского района Нижегородской области был освящен храм в честь святого благоверного князя Александра Невского. Чин Великого освящения храма и первую Божественную литургию в нем совершил епископ Выксунский и Павловский Варнава. Напротив церкви установлен памятник святому Александру, он в воинских доспехах и шлеме. Купол новой церкви тоже выполнен в форме шлема. Это была идея прораба Виктора Опалева. На здании колокольни установлены часы-куранты. А витые купола напоминают собор Василия Блаженного в Москве. Красотой отличается и внутреннее убранство храма, где даже пол покрыт гранитом. Особенно впечатляет фарфоровый иконостас, какой редко где увидишь. При строительстве храма использовались современные технологии. По словам бригадира, строили на совесть — надежно, на века. Строителей он подбирал верующих. И учил их работать сердцем. Люди старались не ради денег.

http://sobory.ru/article/?object=10697

Посол выразил поддержку инициативе министра Кристиана Эстрози по регистрации собора и его содержимого как памятников искусства. По словам А.Авдеева, потребованная Россией инвентаризация тоже является " охранительной мерой " , предпринятой, поскольку " мы можем опасаться, что в любой момент что-то из этих богатств может исчезнуть " . Говоря о церковной составляющей вопроса, А.Авдеев подчеркнул, что " мы уважаем православных верующих Лазурного берега " и " готовы составить с ними новый договор " . Единственное изменение, которое Российская Федерация считает нужным внести в существующее положение вещей – упразднение платы за посещения собора туристами, добавил посол. " На наш взгляд, она неуместна " , – сказал он. В целом, считает А.Авдеев, главная причина конфликта в том, что в Ницце " есть меньшинство, которое враждебно всему тому, что идет от Москвы, как будто мы все еще во временах холодной войны " . Между тем представители Константинопольского Патриархата заявили, что такое предложение является " вмешательством во внутреннюю жизнь ассоциации, лишающее ее автономии " . По их словам, упомянутая плата " покрывает текущие расходы по храму " а также " является частичным источником финансирования прихода " . В конце прошлой недели руководство экзархата русских церквей в Западной Европе (Константинопольский Патриархат) опубликовало коммюнике с " глубочайшим огорчением по поводу сомнений, которые были выражены послом Российской Федерации в отношении честности руководителей Русской православной культурной ассоциации города Ницца " . Николаевский собор в Ницце был построен в 1903-1912 годах главным образом на средства императорской семьи и передан в аренду приходской общине сроком на 99 лет. Аренда истекает в конце 2007 года. Адвокаты, защищающие интересы российского государства намерены доказать, что собственником собора является Россия как правопреемница Российской империи. Храм в Ницце строился по проекту архитектора М.Преображенского в стиле соборов Василия Блаженного в Москве и Спаса-на-Крови в Санкт- Петербурге. Он находится на улице Царевича, названной в память об умершем здесь сыне Александра II, царевиче Николае Александровиче.

http://pravoslavie.ru/16714.html

Это действительно настоящее московское чудо — усадебный парк в окружении панельных многоэтажек, зеленый остров на карте мегаполиса. Шел по городу — и вдруг город исчез, ты оказался в лесу, идешь по волшебной дороге, и через некоторое время твоим взорам открывается старинный барский дом и белоснежный храм. Быть может, что-то похожее переживал Наполеон? Император выехал из сожженной Москвы со всей своей Великой армией. С Калужской дороги он, как и мы, повернул в аллею и оказался у белого храма. По местному преданию, Наполеон забрался на колокольню, расположенную в западной главе Казанской церкви, и осматривал свои войска. Это предание очень точно иллюстрирует эмоциональное состояние завоевателя. Еще в Москве Бонапарт почувствовал неладное и чем дальше, тем больше сомневался в собственной непобедимости. В Узком Наполеон поднялся (взбежал) на колокольню, чтобы удостовериться — все нормально, армия здесь, она огромна и неодолима, стройные ряды солдат и офицеров двигаются согласно его монаршей воле, нет причин беспокоиться, никакой ловушки здесь нет. Церковь Казанской иконы Божией Матери — один из лучших образцов «нарышкинского» стиля в Москве. По преданию, на колокольню этого храма осенью 1812 года поднимался Наполеон Храм в усадьбе Узкое освящен в память Казанской иконы Божией Матери, той иконы, с которой спасало Москву народное ополчение во главе с князем Дмитрием Пожарским. Этого французский император знать не мог, да если бы и знал, вряд ли изменил бы свое решение идти по Старой Калужской дороге. Казанский храм удивителен, в Москве другого такого не сыскать. От всех других нарышкинских храмов конца XVII века он заметно отличается. В плане храм традиционен для своего времени, к четверику пристроены полукруглые выступы — «лепестки», получается четырехлепестковый план. Но вот чудо: над каждым лепестком возвышается дополнительный восьмерик с мощными (не уступающими по масштабу) барабанами и главами. Благодаря этим завершениям Казанский храм смотрится средь усадебных деревьев собором Василия Блаженного, будто на одном основании собрали воедино пять столпообразных объемов. Красиво. Пространство церкви светло, этот свет проникает сюда через многочисленные окна. Но чтобы стало еще светлее, неизвестный нам зодчий увеличил окна второго света (на восьмериках) за счет привычных нам наличников. Храм сегодня не расписан, как было первоначально, в конце XVII столетия. Это новая эстетика начала правления царя Петра: высокое столпное пространство (композиция «восьмерик на четверике») без росписей и тоже высокий иконостас, возносящийся до сводов в объем восьмерика. Здесь ничто не должно отвлекать внимания, даже росписи, только ты пред Царскими вратами, за которыми совершается бескровная жертва — Таинство Евхаристии. Интересно, как показалась Казанская церковь Бонапарту, ведь известно, что невежественный император упорно называл собор Покрова, что на рву (Василия Блаженного) мечетью и хотел его взорвать.

http://pravmir.ru/i-uzko-i-yasno/

Английское подворье. Семён Кожин. Затем мы направились в храм Василия Блаженного. Очередь на вход была большая, но проходит быстро, минут за 15. Внутри множество людей, на первом этаже не протолкнуться. Зато можно фотографировать сколько угодно , а на втором этаже народ рассеивается, и можно обследовать все переходы и уголки этого удивительного храма . Собор Василия Блаженного Что можно посмотреть  в этом году? C программой «Ночи музеев» можно ознакомиться на сайте . На разных выставочных площадках проводятся концерты, представления, интерактивные экскурсии, однако некоторые из них по предварительной записи. Посетителям ночи музеев выдаются программы с перечнем объектов. которые можно посетить. В этом году будут предложены специальные бесплатные автобусные маршруты, чтобы можно было посетить несколько мест одновременно. Особо интересный маршрут 3 – по музеям-усадьбам столицы, желающих подвезут через Царицыно (большая концертная программа) , Коломенское, Люблино, Влахернское-Кузьминки, и московскую жемчужину – Кусково. Не попустите возможность увидеть закат в старинном парке. Маршрут 2 позволяет оценить славные страницы военной истории : Бородинская панорама (где будет театрализованное представление), музей на Поклонной горе , музей обороны Москвы. В этом маршруте или отдельно можно посетить Провиантские магазины около метро Парк Культуры. Здание само по себе представляет интерес, а сейчас там организована выставка, посвященная Москве ХХ века. Маршрут 1 пролегает вдоль Садового Кольца. Можно выбрать: прогуляться по городу или подъехать на автобусе до интересного места. по этому маршруту расположено множество небольших музеев, литературных, музыкальных. В ночной программе участвуют: квартира Пушкина на Арбате, музей Скрябина, музей Марины Цветаевой и другие интересные объекты. Конечно, в ночи музеев участвуют Третьяковская галерея, музей А.С. Пушкина (одна из центральных площадок концертной программы), Исторический и Политехнический музеи. Все самое интересное будет открыто вечером 15 мая.

http://pravmir.ru/noch-muzeev/

Святое место Максим Блаженный остался в истории как первый московский юродивый. О нем сохранилось очень мало сведений, но известно, что он жил в первой половине XV века – на столетие раньше святого Василия Блаженного. Известно, что он рано оставил отчий дом и подвизался в районе Варварки. Еще не пало монгольское иго, еще Русь терзалась в междоусобицах, еще русские княжества не сплотились вокруг Москвы, и святой Максим Блаженный своей великой верой и беспримерным терпением утешал москвичей, повторяя: «За терпенье даст Бог спасенье. Хоть люта зима, да сладок рай. Оттерпимся – и мы люди будем: исподволь и сырые дрова загораются». У него находили утешение простые бедняки, коим он говорил: «Не плачь битый, плач небитый». У него каялись грешники, которым он напоминал: «Бог всякую правду сыщет. Ни Он тебя, ни ты Его не обманешь». Он обличал и власть предержащих, и лицемеров, и богачей, потерявших совесть: «Божница домашня, а совесть продажна. Всяк крестится, да не всяк молится». Все время святой проводил в молитвах. И, по преданию, умер он ранним утром 11 ноября 1434 года, когда молился на Варварке около церкви Бориса и Глеба. Оттого своего любимого юродивого москвичи похоронили в ограде этого храма, который и упоминается впервые в летописи в связи с погребением Максима Блаженного. Хоронил его некий «муж благоверный Федор Кокчин», живший рядом, но потом его фамилию исказили на московский лад, и храм долгое время назывался «что у Кочкина двора». На могиле святого совершались чудеса. В 1506 году здесь получил исцеление хромой, потом еще многие москвичи обретали помощь. Случалось, Максим Блаженный являлся людям во сне и исцелял, либо предупреждал об опасностях. А в августе 1547 года были обретены его нетленные мощи. В том же году Московский церковный собор канонизировал его и постановил «праздновати на Москве новому чудотворцу Максиму, Христа ради юродивому». День его памяти стал праздником Москвы, ибо Максим Блаженный почитаем как ее особый покровитель. Считалось, что молитва ему – «Святой Блаженный Максим, моли Бога о нас» – помогает уберечься от несчастья, особенно если благочестиво возносить ее чудотворцу в посвященном ему храме и в дни его праздников: в день памяти (11/24 ноября) и в день обретения мощей (13/26 августа). Именно святой Максим изображался на известной иконе вместе с Василием Блаженным, а также на московской Боголюбской иконе Богоматери, которая находилась на Варварской башне китай-городской стены и прославилась исцелениями больных в чумную эпидемию 1771 года. Здесь он изображен в сонме предстоящих Богоматери великих угодников и святителей Московских.

http://pravoslavie.ru/3787.html

Богоматерь Смоленская. Москва, XVI в. Покровскому Собору царя Фёдора Иоановича и его супруги Ирины Годуновой, и необычная резная икона Смоленской Богоматери, выполненная в объёме. Интересно отметить, что представленные на выставке иконы XVI-XVII веков соимённы святым, в честь которых освящены пределы собора: напрестольные образы «Покров Пресвятой Богородицы», «Святой Александр Свирский», «Святой Василий Блаженный». На иконе XVII века мы в Вериги, состоящие из верижского креста, пояса и цепей, принадлежащие Святому Иоанну Блаженному по прозвищу Большой Колпак московских чудотворцев – святых блаженных Василия и Иоанна. Рядом находится бесспорный раритет – вериги, состоящие из креста, пояса и цепей. По мнению первого летописца Покровского храма, протоиерея Покровского собора И.И.Кузнецова, вериги эти принадлежали святому Иоанну Блаженному по прозвищу Большой Колпак. Трёхчастная дарохранительница, привезённая в Покровский собор из Киево – Печерской Лавры игуменом иеромонахом Игнатием в 1748 году Изяществом исполнения привлекает церковная утварь: напрестольные кресты – мощевики XVII-XVIII веков, ковчег с изображением Александра Невского, серебряная трёхчастная дарохранительница, привезённая в Покровский собор из Киево – Печерской Лавры игуменом иеромонахом Игнатием в 1748 году, о чём свидетельствует идущая по нижнему краю надпись. Необычный наперсный крест в оправе и ковчеге, изготовленный специально для Покровского собора в XVII веке, в Москве, и вложенный в оправу с гравированным изображением Крещения и Воскресения Господня, а позолоченный ковчег, имеющий красивую фигурную, килевидную форму и украшенный гравированными изображениями – Александра Свирского слева и Покровского собора справа – устроен уже в XVIII веке. Еванглие напрестольное, 1672г. Здесь мы можем увидеть золочёные переплёты напрестольных Евангелие 1672 и 1692 годов. Серебряные оклады верхних досок великолепной чеканной работы: на одном изображение Распятия и четырёх евангелистов, а на другом, кроме изображения Воскресения Господня в центре и евангелистов в наугольниках, ещё сцены Страстей Христовых. Здесь же можно увидеть подлинную лицевую рукопись 1672 года – Житие Святого Александра Свирского, переплетённую зелёным бархатом с четырьмя серебряными наугольниками.

http://pravoslavie.ru/259.html

В его работах прослеживается уже сложившийся к тому времени особый московский иконописный стиль. Сам преподобный Андрей  много лет жил, а после кончины был погребен в столичном Андрониковском монастыре на берегу Яузы, где сейчас действует музей его имени. Но лучше всего говорят о преподобном его работы, и в первую очередь знаменитая Троица . На этой иконе нет лишних деталей и каждый элемент несет особую богословскую символику. Чтобы создать подобный шедевр недостаточно было быть гениальным художником. Троица, как и все творчество Рублева, стало вершиной русской иконописи, но кроме того она является свидетельством той духовной высоты, которую достиг преподобный Андрей своим монашеским подвигом. Василий Блаженный. Юродивый, испугавший царя Главный символ Москвы – храм Покрова Пресвятой Богородицы на Рву, но большинство знают его как собор Василия Блаженного . Второе имя он получил в честь святого, чьи мощи покоятся в одном из его приделов . Василий родился в московском селе Елохово, прямо на паперти храма, куда его мать пришла молиться о благополучных родах. В шестнадцать лет Василий принял на себя подвиг юродства: круглый год он ходил без одежды, ночевал на улице и соблюдал строгий пост. Каждый в Москве знал юродивого Василия. Его любили за добрый нрав и доверяли его словам. Но в тоже время он был чуть ли не единственным, кого действительно боялся царь Иван Грозный . Известно, что разгул опричнины, принесший царю недобрую славу, начался лишь во второй половине его жизни. К тому моменту уже были мертвы люди, умевшие сдерживать гнев царя: его супруга Анастасия, митрополит Макарий и московский юродивый Василий. Смотрите также: Василий Блаженный. История в картинках Митрополит Филипп. Аристократ и правозащитник Но даже в годы разгула опричного террора в стране нашлись люди, не побоявшиеся выступить против него. Федор Колычев  происходил из влиятельной боярской семьи, близкой к царю. Его ждала блестящая карьера при дворе, но он выбрал иной путь: оставил все и ушел на север, приняв в Соловецком монастыре постриг с именем Филипп. Со временем он стал настоятелем знаменитой обители, при нем она достигла своего расцвета, а позже по личному приглашению царя Филипп был назначен московским митрополитом.

http://foma.ru/8-takih-raznyih-moskovski...

Верещагин В.В. Внутренний вид церкви Иоанна Богослова на Ишне близ Ростова Ярославского Жезл апостола-евангелиста Иоанна Богослова был взят царем Иоанном Грозным в поход на Казань. Дальнейшая судьба святыни неизвестна. Но навершие жезла – шестиконечный медный крест оставался в обители, он был вставлен в барельеф на северном столпе Богоявленского собора, где почивали мощи основателя обители преподобного Авраамия. После революции монастырь был подвергнут поруганию и разграблению, его святыни частью исчезли, частью оказались в Ростовском музее. Мощи преподобного Авраамия, милостью Божией, не исчезли, они находились в запасниках музея и в 1991 году были с честью перенесены в возрождающийся Спасо-Иаковлевский Димитриев монастырь. Там они и пребывают до сего дня, открытые для поклонения верующим, сообщает корреспондент Православия.Ru Людмила Данилова. Ростов Великий. Авраамиев монастырь. Надвратная Никольская церковь. Фото с сайта www.v-rostove.ru. Богоявленский Авраамиев монастырь был возвращен Церкви в 1992 году, службы начали совершаться в надвратной Никольской церкви, действующей тогда как приходской храм (Авраамиев монастырь имел статус Патриаршего подворья Спасо-Андроникова монастыря г. Москвы - примечание Православия.Ru ). В 2004 году решением Священного Синода здесь была учреждена женская обитель, настоятельницей назначена игумения Миропия из Угличского монастыря. Службы проходят пока только в Никольском храме, Богоявленский собор (повторяющий собой архитектуру собора Василия Блаженного в Москве) и Свято-Введенская церковь находятся в аварийном состоянии. С приходом игумении Миропии в монастыре начались восстановительные работы, уже меняется облик Введенского собора, значительно улучшился вид Никольского храма, где сейчас проходят богослужения. Ростов Великий. Авраамиев монастырь. Богоявленский собор. Фото с сайта www.v-rostove.ru. В запасниках Ростовского музея находятся некоторые святыни и утварь Авраамиева монастыря – две вышитые пелены с мощей преподобного Авраамия середины XVI века и XVII века, плащаница XVI века (вклад царя Бориса Годунова). Находится в музее и медный крест с апостольского жезла Иоанна Богослова. Правда, специалисты считают, что это всего лишь отливка с подлинника, датируемая XIV веком.

http://pravoslavie.ru/11814.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010