Так, в 1381 году под Москвой был основан Николо-Угрешский монастырь — по обету, данному святым Димитрием Донским перед Куликовской битвой. В память Куликовской битвы преподобный Сергий по просьбе великого князя Димитрия основал Дубенский Успенский монастырь в сорока верстах от Лавры. Сретенский монастырь в Москве был основан в 1395 году великим князем Василием I в память встречи чудотворной иконы Владимирской Божией Матери, спасшей Москву от полчищ Тамерлана. Василий III воздвиг в 1515 году Вознесенский девичий монастырь в Смоленске и в 1524 году — Новодевичий в Москве в память покорения Смоленска и присоединения его к Московскому царству. Собор Покрова Божией Матери на Рву (святого Василия Блаженного) в Москве построен Иваном Грозным в память взятия Казани. О том, как русские правители берегли веру, соблюдая заветы отцов, можно было бы привести множество примеров. Скажем лишь об одном — как приняли у нас нависшую было над государством и Церковью угрозу заключения унии с латинянами. Вот описание историка: «1441 год. Успенский Собор в Москве. Вернувшийся с Флорентийского Собора митрополит Исидор совершает богослужение в присутствии великого князя Василия II Темного. За литургией вместо вселенских патриархов впервые поминается имя папы Римского Евгения. По окончании службы диакон, став на амвон, прочитывает грамоту Флорентийского Собора, противоречащую православию. Волнение, смущение охватывает присутствующих в храме, подавленных согласием с постановлениями Собора виднейших иерархов восточных, византийского царя Иоанна. Все безмолвствуют... Но вдруг раздается голос ревнителя православия, знатока канонов — великого князя Василия Васильевича. Вступив в спор с Исидором, назвав его “ересным прелестником”, “лютым волком”, губителем душ, великий князь обличает сего предателя... Святители же и бояре прославляли ум великого князя: “Государь! Мы дремали; ты един за всех бодрствовал, открыл истину, спас веру”».   Власть как служение Свое княжеское достоинство и власть святой Даниил понимал не как честь, но как жертвенное служение Богу и Отечеству. Он знал, что отвечает пред Богом за всех и вся в своем княжестве.

http://e-vestnik.ru/history/doklad_names...

С сайта Татарстанской митрополии РПЦ Собор сооружён в 1562 известным псковским архитектором Постником Яковлевым, создателем Собора Василия Блаженного в Москве. Каменный собор был сооружён на месте деревянной церкви, заложенной самим царем и построенной за три дня 4-6 октября 1552, сразу после взятия города. 28 июля 1555 храм стал кафедральным собором новообразованной Казанской епархии, первым предстоятелем которой стал святой Гурий. Собор представляет собой пятиглавый трехапсидный храм с двумя боковыми приделами — Борисоглебским и во имя Муромских чудотворцев. В XVII в. с северной стороны был пристроен каменный храм во имя Рождества Христова, соединявшийся с собором неотапливающимся коридором. В 1736 к западной части собора была пристроена кирпичная одноэтажная трапезная с крыльцом, а шлемовидные маковицы боковых глав были заменены луковичными. В конце XVI — начале XVII века была сооружена каменная пятиярусная колокольня, затем многократно перестраиваемая. В нижнем ярусе колокольни находился самый большой колокол Казани. Его вес составлял 1500 пудов (около 24570 кг). К сожалению этот уникальный памятник снесли в советский период. Первоначально собор был расписан фресками: три фрагмента сохранилось в храме и два в алтарной части. В XIX в. собор был расписан известным иконописцем Сафоновым. Фрески сводов в трапезной части храма рассказывают об истории обретения иконы Казанской Божьей матери. В алтарной же части одна из сохранившившихся фресок XVII века изображает икону Казанской Божьей матери, которая писалась с явленной иконы. Собор сильно пострадал во время пожара в 1815. В 1892 ключарём, а позже и настоятелем храма стал протоиерей Андрей Поликарпович Яблоков, выпускник Казанской духовной академии, оставивший подробное описание собора. В сентябре 1918, во время боёв за Казань с «белочехами», собор подвергся артиллерийскому обстрелу со стороны частей РККА, в результате чего были разрушены все 5 куполов. С сентября 1918 по май 1919 собор был закрыт и опечатан, а кремль объявлен военным городком; было дозволено вынести из собора несколько чтимых икон, и раку с мощами архиепископа Гурия, Казанского чудотворца. С 7 апреля 1920 по 1925 в соборе проводились службы, после чего он был закрыт и передан в ведение Республиканского Государственного архива, который находился в соборе вплоть до 1996. Во время реставрационных работ под собором была найдена келья святого Гурия - первого архипастыря Казани. В настоящее время келья отреставрирована. Благовещенский собор представляет собой одновременно и некрополь, поскольку здесь с XVI в. до революции 1917 г. нашли упокоение многие из Казанских архиепископов. К сожалению не все захоронения сохранились до наших дней.

http://sobory.ru/article/?object=02525

Летописи свидетельствуют о том, что Святитель ослеп на один глаз. Это несчастье с ним могло случиться во время великого пожара в Москве в 1547 г. Покидая Успенский собор, в котором он чуть не задохнулся от дыма, святитель вынес из него образ Богородицы, написанный чудотворцем Петром. За ним шел соборный протопоп с книгой церковных правил. Лица, сопровождавшие митрополита, погибли от ожогов и удушья. Святитель же чудом спасся, но при пожаре, как записал современник «опалеста ему очи от огня», так что, очевидно, правое око его совсем перестало видеть. После того пожара в Кремле ведутся большие восстановительные работы, восстанавливаются пострадавшие храмы, которые святитель освящает сам. По его указанию строятся также храмы в Костроме, Пскове, Тихвинском монастыре и других местах. В начале 1551 года в царских палатах Москвы начал работу Стоглавый Собор, созванный митрополитом Макарием. На нем рассматривались самые различные вопросы, касающиеся внешности христианина и его поведения и благочестия, церковного благочиния и дисциплины, иконописи и духовного просвещения. После Собора в различные пределы русской митрополии были посланы наказные грамота, которые затем были положены в основу соборных постановлений при их составлении и редактировании. Собор получил в истории именование Стоглавого, т. е. его материалы изложены в ста главах. В 1552 году митрополит Макарий благословил царя Иоанна Грозного идти на Казань и предсказал ему грядущую победу и одоление. Позднее в память об этом событии был построен в Москве собор Покрова на Рву, известный ныне как храм святого Василия Блаженного. Глава Русской Церкви сам освятил этот дивный собор, жемчужину русской архитектуры. После казанской победы в Русской Церкви была создана новая обширная епархия, в которой началась миссионерская деятельность с поставленном туда первого Казанского святителя — архиепископа Гурия (+ 1563). 3 февраля 1555 года святитель Макарий поставляет на новую Казанскую кафедру святителя Гурия (+ 1563), другого же своего современника, преподобного Макария Римлянина, Новгородского (XVI в.), еще раньше посвящает в игумены основанного им монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Moskov...

После отправки Никона в ссылку строительство в Воскресенском монастыре замирает. Оно возобновляется, лишь когда царь Федор Алексеевич, изменив свое мнение об опальном иерархе, собственным указом реабилитирует Никона и возвращает ему уже посмертно титул патриарха. Способствовала этому тетка царя Федора — Татьяна Михайловна, ее стараниями строительство в Воскресенском монастыре было продолжено, правда, как отмечают многие исследователи, без учета идей патриарха Никона. В это время здесь появляются стены с башнями и надвратной церковью Входа Господня в Иерусалим, трапезные палаты с церковью Рождества Христова и с Вифлеемской пещерой в ее подклете (нижний, часто полуподвальный этаж), настоятельские и больничные покои, палаты царевны Татьяны Федоровны, братские корпуса. В 1723 году каменный шатер ротонды рухнул, повредив все здание. Собор восстанавливался уже в правление Елизаветы Петровны по проекту известного зодчего Франческо Растрелли, отчего его интерьеры приобрели пышный барочный лепной декор, а шатер был воссоздан из дерева в барочном духе с огромными окнами. Разумеется, наибольший интерес представляют части комплекса, построенные во времена патриарха Никона. Копирование применялось в средневековом зодчестве не столь уж редко (например, Успенский собор Московского Кремля задуман как копия Успенского собора во Владимире, а Успенский собор Троицкой лавры является, в свою очередь, чуть ли не точной копией Успенского собора Московского Кремля), однако случай с Новым Иерусалимом уникален и не имеет аналогов — здесь собраны воедино копии всех святынь храма Гроба Господня и Святой земли. В 1995 году Воскресенский Новоиерусалимский монастырь был возвращен Московскому Патриархату. Сегодня здесь возобновлена монашеская жизнь, часть территории занята музеем.   Никон не был оригинальным в своих идеях воспроизведения христианских святынь на новом месте и о своей неоригинальности знал. Русский Иерусалим уже существовал в Москве как минимум с XVI столетия. По сохранившимся запискам иностранных путешественников того времени мы узнаем, что московиты собор Покрова на Рву величают Иерусалимом. Одиннадцатиглавый храм на Красной площади, больше известный современным москвичам как собор Василия Блаженного, действительно построен в образе города с церквами, стенами и башнями, крышами домов. Цветастая окраска и крыльца XVII века еще более усиливают это впечатление. Рядом с храмом-городом Голгофа, или Лобное место, — место распятия Спасителя. Ежегодно в Москве на праздник Входа Господня в Иерусалим проходили так называемые «шествия на осляти»: патриарх садился на белую лошадь, которую вел под узды царь, за патриархом и царем следовал крестный ход. От Успенского собора Кремля шествие двигалось к собору Покрова, где святейший совершал молебен в западном приделе Входа Господня в Иерусалим.

http://pravmir.ru/lyubimoe-detishhe-opal...

Призовем же на помощь слову и искусство церковное, призовем церковное пение, церковную живопись, церковное зодчество и утварное церковное украшение - взамен того бездарного, безыдейного, грубо-чувственного французского и итальянского рококо, которое совсем, было, хотело оторвать нашу современность петербургского периода от священного, вселенско церковного строя русского быта московской и киевской древности! Да возрождается же церковное искусство древности, да украшается оно новыми и новыми прекрасными цветами молодых талантов, вырастающих на едином корне Иессеовым, соединяющем нашу Русь с Византией, со вселенскими отцами, со святым Евангелием! Приветствуя широкое распространение церковной утвари древнего византийско-русского образца, мы не упомянули о том, еще более отрадном явлении, что, благодаря Высочайшему повелению покойного Государя Александра III-ro, а также и другим условиям, мы начали возвращаться к тому же, истинно церковному стилю и в церковном зодчестве. Посмотрите на Петербургские храмы, выстроенные за последние тридцать лет: вы найдете здесь и стиль эпохи Алексея Михайловича - поднятую центральную часть церкви с пятью главками, и стиль, особенно излюбленный в XVI-м и в начале XVII-ro века - пять толстых куполов на прямоугольном ящике с тремя апсидами, и подражание гениальному храму Василия Блаженного в Москве, и стиль Нарышкинский; таковы церкви: 1) Покрова на Боровой, Скорбящей на Стеклянном, Троицы на Стремянной, 2) Ново-Афонское подворье, 3) Воскресения на Крови и отчасти Андреевское подворье на Песках, 4) новая церковь на Смоленском кладбище. У нас на Волыни в г. Овруче возстановлен из развалин, но еще не отделан, храм XII века св. Василия Великого в точном подобии своей первоначальной постройке; затем строится в Почаевской лавре теплый Троицкий собор - подражание Троицкому собору Сергиевой лавры (начало XV века), но вчетверо обширнее своего оригинала. Постройки эти выполняет талантливейший современный архитектор А. В. Щусев, которому принадлежит и проект храма на Куликовом поле в стиле, современном событию (1380 г.) Псковской архитектуры, - и новосозданный Великою Княгинею храм при Марфо-Мариинском приюте в Москве. Проекты эти удостоились Высочайшего одобрения. Однако, во всех многочисленных на Руси новых храмах древнего стиля недостает того, что составляет главную красоту церковную, - недостает настоящего русского иконостаса. Вот об этом-то предмете и желал бы я побеседовать с достопочтенными читателями «Церковных Ведомостей», составляющих собою весь освященный собор поместной Церкви Российской.

http://ruskline.ru/analitika/2012/03/30/...

АН. В 1872 г. оба тома «Домашнего быта...» были переизданы с дополнениями и награждены серебряной и золотой медалями имп. Русского Археологического об-ва. Начиная с 50-х гг. З. публиковал работы по истории рус. искусства и архитектуры. Он издал «Материалы для истории русской иконописи» (ВОИДР. 1850. Кн. 7. С. 1-128), монографию «Историческое описание московского ставропигиального Донского монастыря» (М., 1865, 18932), ст. «Благовещенский собор и его древняя стенопись» (Моск. вед. 1884. 119. С. 5). В 1871 г. З. выступил в Московском об-ве любителей художеств с концептуальным докладом «Черты самобытности в древнерусском зодчестве», к-рый впосл. трижды издавался. Анализируя такие памятники, как деревянные церкви в Кижах, Димитриевский собор во Владимире, Спасо-Преображенский храм в Вел. Новгороде, церкви в Коломенском и в Дьякове, З. доказывал, что в XVI в. на основе традиций деревянного зодчества сложился самобытный рус. стиль в архитектуре, образцом к-рого является Покровский собор (храм Василия Блаженного) в Москве. В 1873 г. З. был включен в комиссию по наблюдению за реставрацией Правильной и Книгохранительной палат в Кремле. С этого времени он входил почти во все подобные комиссии по реставрации важнейших памятников архитектуры. Ему принадлежит ведущая роль в восстановлении облика соборов XII в. во Владимире. За труды по реставрации Благовещенского собора в Кремле ученый был награжден в 1896 г. орденом св. Владимира 2-й степени. В 1872-1873 гг. З. издал 2-томник «Опыты изучения русских древностей и истории», в к-ром объединил свои лучшие статьи и очерки, написанные на основе архивных документов. В сборник вошли такие работы З., как «Детские годы Петра Великого», «Три неизвестных гробницы в московском Архангельском соборе», «Московские сады в XVII столетии», «Хроника общественной жизни в Москве с половины XVIII столетия» и др. В 70-х гг. вышли в свет сочинения З. «Большой боярин в его вотчинном хозяйстве» (М., 1871. 2 ч.), «Кунцово и древний Сетунский стан» (М., 1873) и др.

http://pravenc.ru/text/182399.html

Самуил Маскевич в 1611 году насчитывал в соборе 30 приделов, из коих все нижние были обращены Поляками в конюшни, а серебряная рака над мощами бл. Василия оборвана. Может быть, по воспоминанию об этих, существовавших некогда в нижнем этаже собора, церквах, сюда же вниз под своды собора в конце XVII в. были перенесены с соседней с собором Красной Площади некоторой церкви (о них см. ниже). Не в нижние ли церкви ведут (на рисунке Олеария 1636 г.) двери, сделанные в нижних этажах некоторых приделов, напр. теперешнего Адрияновского (тогдашнего Киприяновского), Входо-Иерусалимского, Александра Свирского ? Над последней дверью сделано даже крыльцо, вполне подобное соседнему, с которого идет ход в верхний собор. Вторые этажи собора на высоте своего первого яруса, кажется, позднее были тоже соединены перемычками, на которых была положена крыша, защищавшая внутренние проходы между храмами. Кругом главного Покровского храма снаружи на высоте второго яруса верхнего этажа шла галерея, крыша которой покоилась на столбах. Шатровидный верх из кирпича на этом храме был украшен разноцветными поливными изразцами. Какие первоначально были главы на всех девяти храмах собора неизвестно; но в 1588 г. они были покрыты луженым железом, сделаны разнообразной формы. Вокруг купола Покровского храма над теремками (кружалами) возвышалось 8 главок или башенок, отломанных в 1784 году. Первоначальный вид нижнего этажа собора также был не таков, как теперь: составлявшие этот этаж столбы, нижние этажи храмов, кольцеобразно расположенные, соединены были между собою (как сказано было выше) только арками, под которыми были проходы. Уже впоследствии в разное время наружние арки были заложены, благодаря чему и образовалась нынешняя сплошная стена нижнего этажа собора. Входы на верх, в приделы собора, были, судя по древним рисункам, с северо-западной и юго-западной сторон, в виде наружных лестниц 4 , (с юго-восточной стороны, как будто, был внутренний ход, наружное крыльцо коего примыкало к нижнему этажу Никольского придела; на рисунке здесь, в этом этаже, начинается широкая лестница, ведущая вверх).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

д. Собор действительно поражает свои величием и богатством, а великолепие его внешнего декора может соревноваться разве что с роскошью резиденции Буковинских митрополитов в Черновцах или собором Василия Блаженного, что на Красной площади в Москве. Не менее величественная картина открывается взору посетителя и внутри святыни. Иконостасы (большой и два малых) вырезаны из дуба во Владимире. Иконы написаны отчасти московскими мастерами второй половины XIX столетия, часть же создана в мастерских Палеха в начале ХХ столетия. Иконы были украшены серебряными и золотыми окладами. Расписать диво-собор изнутри должен был знаменитый художник Виктор Васнецов, уже даже изготовивший эскизы росписей. Но осуществить этот замысел не успел - началась Первая мировая, и храм так и остался нерасписанным. Над главным входом собора взмывает ввысь грандиозная высоченная четырёхъярусная колокольня. Её островерхий шпиль покрыт разноцветной черепицей. С вершины колокольни открывается великолепная панорама окрестностей, включая соседнее, старообрядческое село Климовцы. Когда-то единоверцы охотно ходили друг к другу в гости, на службу в храмы, но с 1940-го их разделила полоса государственной границы, которая пролегла и через сёла, и через судьбы старообрядческой общины Буковины. Правда, в наши дни для жителей Белой Криницы установлен упрощённый переход границы, так что традиционные связи восстановлены. Во время Великой Отечественной войны собор сильно пострадал - в помещение попал снаряд, и лишь чудо спасло его от пожара. При советской власти храм конечно же закрыли, превратив его в колхозный склад минеральных удобрений. Церковные святыни перед закрытием были экспроприированы, имущество основательно разграблено, в том числе замечательные иконы, осевшие в коллекциях государственных музеев и частных собраниях. К сожалению, воры-святотатцы не перевелись и в наши дни. Красноречиво свидетельствуют о духовном варварстве многочисленные пустые ниши в боковых иконостасах, из которых были похищены храмовые образа.

http://sobory.ru/article/?object=33573

Все нижние этажи соединялись между собой (для большей прочности и устойчивости здания) вверху каменными сводообразными перемычками – арками, на этих арках во всех промежутках между храмами лежали каменные площадки, как что нижний этаж собора представлял сплошную каменную площадку, поддерживаемую девятью полными внутри столбами, на которой возвышались, как бы на высоком круглом основании, девять церквей (девять вторых их этажей). В нижнем этаже храмов (в строгом смысле этого слова) не было, по крайней мере, при первоначальном устройстве собора, летопись насчитывает и поименовывает только 9 храмов, которые помещались (и помещаются доселе) еси вверху, а о других каких-либо еще храмах не упоминается (за исключешем поставленного отдельно временного деревянного Никольского). Первоначально нижние этажи собора предназначались, кажется, для хранения, как тогда было в обычае, наиболее дорогого имущества живших по близости собора горожан. В тогдашнее время, когда Москва, вся состоявшая из деревянных построек, очень часто чуть не дотла выгорала, а с другой стороны подвергалась почти что каждые десять лет разорительным набегам татарских полчищ, грабивших все, – толстые каменные с надежными, конечно, запорами нижние этажи нашего собора представляли надежные кладовые для хранения всякого рода имущества. В 1595 году хранившееся в этих кладовых имущество, побудило некоторых искателей легкой наживы воспользоваться находившеюся там «казной»; в случившуюся тогда страшную бурю они задумали поджечь Москву с разных концов и затем во время пожара выкрасть эту казну из собора (Новый летописец изд. кн. Оболенского, стр. 2.), но это им не удалось: замысел был открыт, они были схвачены и преданы казни. Впоследствии, кажется, храмы надстраивались и в нижнем этаже собора: по крайней мере, принц Иоанн Датский, бывший в Москве в 1602 г., описывая Покровский собор, говорит, что «его внутренность снизу до верха наполнена приделами, коих считают до 100». Разумеется, число приделов здесь значительно преувеличено, но очень может быть, что их тогда было гораздо больше 9 и некоторые из них помещались внутри собора внизу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Отдельный стенд был посвящен знаменитой идее « Москва – Третий Рим». Здесь наш экскурсовод зачитал большой текст, раскрывающий суть этой идеи. Запомнилось, что в основе ее не «тщеславие, претензии и самодовольство, а ответственность за Церковь и христианский мир». Подчеркивалось, что никто из наших царей не именовал себя государем Третьего Рима. И митрополиты не претендовали на особые привилегии в связи с этим. Это была, прежде всего, огромная ответственность и тяжкий крест. В правление Ивана III произошло знаменитое стояние на Угре, положившее конец монголо-татарскому игу. Зародилась ересь жидовствующих, насаждавшая, как сказано в тексте на стенде, среди русских элит раввинистический иудаизм и каббалу. Прослушав рассказ о браках Василия III (1505-1533 гг.) с Сабуровой и Глинской, подошли к залу, посвященному царю Иоанну Грозному. «Самая неоднозначная личность в нашей истории» - отметил экскурсовод. «Не святой, но и не кровавый тиран» – продолжил он. Рассказал о главных событиях 50-летнего правления царя: завоевание Астрахани и Казани, присоединение Сибири, издание Судебника, начало книгопечатания. Было построено множество церквей и монастырей, в частности, церковь Вознесения в Коломенском и собор Василия Блаженного на Красной площади (первоначально этот храм именовался Покрова-на-рву). Мне, служившему в течение нескольких лет в 90-е годы во все престольные праздники этого храма, было интересно услышать, что главный его купол знаменовал также и Московского царя, а остальные прочих правителей Руси. Прозвучало известное: за все время правления Грозного царя было репрессировано, как бы мы сейчас сказали, около 4 тысяч человек. Все они были скрупулезно вписаны царем в свой синодик. Там нет ни митрополита Филиппа, ни царевича Ивана, ни игумена Корнилия. Как известно за одну Варфоломеевскую ночь погибло около 30 тысяч человек – это к вопросу о цивилизованной Европе и варварской Москве. Именно в правление Иоанна Грозного против Руси была развязана первая информационная война. Например, утверждалось, что в результате похода на Новгород, вновь сейчас ставшего Великим, погибло 700 тысяч человек, в то время как там проживало всего лишь около 40 тысяч…. Упомянул экскурсовод о вскрытии гробниц царя и его близких. Экспертиза показала, что сам царь и его ближайшие родственники были отравлены ртутью. На черепе царевича Ивана не оказалось никаких следов от удара.… Произвело впечатление кредо Грозного, которым он руководствовался в своем правлении: «Царям всегда подобает испытывать: когда быть кроткими, а когда грозными. К добрым надо проявлять милость и кротость, к злым – суровость и расправу. Если кто так не поступает – тот не царь». «Не только о своих согрешениях, но и за подвластных мне людей должен буду дать ответ на суде Божием, если по моему недосмотру согрешают». Когда я это прочитал, вспомнил свергнутого Януковича, часто твердившего: «Капли крови не стоят никакие решения власти». В конечном счете, это привело ко многим тысячам жертв.

http://ruskline.ru/news_rl/2014/11/18/se...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010