Сурожане прижились в Москве сразу же. Опытные, умелые, состоятельные, видевшие мир и знавшие языки, они могли оказывать великому князю и финансовые, и дипломатические услуги. Известно, что Димитрий Донской взял сурожан в поход на Куликово поле как проводников, ибо они хорошо знали южные дороги, как переводчиков и дипломатов – на случай переговоров, и как свидетелей – «что бы Бог ни устроил, а они расскажут в дальних странах, как купцы знатные». Потом сурожане участвовали в защите Москвы от нашествия хана Тохтамыша. Потом помогали Василию II в его борьбе за московский престол, а Иван III посылал сурожан на судах против Казанского ханства в 1469 году. Сурожане оказывали финансовую помощь и в церковном строительстве. Каменный Спасский собор Андроникова монастыря строился на средства сурожанина Ермолы, который был дедом знаменитого архитектора Василия Ермолина – первого русского зодчего, чье имя сохранила история. Его конкуренты – сурожане Ховрины, родоначальники Головиных, бывшие казначеями московского великого князя, – возводили Симонов и Крестоводвиженский монастыри. Из сурожан же происходил поэт Федор Тютчев. Участвуя в посольствах как торговые представители, всесторонне помогая великому князю, они добивались себе различных привилегий. И первыми видами вознаграждениями были пожалования землей, владениями, домами, вожделенными боярскими титулами и государственными постами. Сурожане имели собственный «суровский» ряд на торгу, где торговали драгоценными камнями и шелком. Селились они в лучших местах, имея возможность поставить жилище рядом с торгом. Часть сурожан обосновалась на Лубянке, где они возвели себе патрональный храм Иоанна Златоуста, будущий соборный храм Златоустьинского монастыря, оставивший ныне лишь имя местным Златоустьинским переулкам. Главным же центром обитания сурожан стал Китай-город – местечко, где они поселились, так и называлось Крымок. Во второй половине XIV века на Варварке появилась богатая усадьба сурожан с домовой деревянной церковью во имя Бориса и Глеба. У этой церкви часто молился святой Максим Блаженный.

http://pravoslavie.ru/3787.html

Успенский Троифонов монастырь создавался в местах, где обосновались так называемые северные " запорожцы " - русские " бывальцы " , " хлыны " и " изгои " разного рода, окружённые инородцами - вотяками, черемисами и татарами. И нравы здесь в XV-XVI веках, как свидетельствуют летописи, царили самые жёсткие и распущенные. На протяжении веков обитель выступала духовным и культурным центром, миссионером и колонизатором новых земель, защитником обездоленных и немощных. Вятский Успенский мужской монастырь основал преподобный Трифон (ок. 1546-1612) - монах Пыскорской обители, выходец из архангельских крестьян. Жители пяти вятских городов, по инициативе монаха, обратились к Ивану Грозному с челобитной о создании монастыря. В июне 1580 года самодержец дал прп. Трифону грамоту на строительство обители на месте старого городского кладбища с двумя ветхими церквами. Вятскому монастырю царь пожаловал " безданно и безоброчно " окрестные сёла и деревни с людьми, пашнями, лугами и озёрами. Царь фёдор Иоаннович, сын Ивана Грозного, даровал монастырю, кроме того, ещё Вобловицкую волость и незаселённые земли в Казанском уезде, где было впоследствии основано селение Полянки (Вятские Поляны). Пустующие земли обитель заселяла крестьянами из Вобловицкой области, способствуя освоению обширного края. В знак особого благоволения, Фёдор Иоаннович отправил в дар вятскому монастырю двенадцать подвод с иконами, книгами, ризами и разной церковной утварью. Богатые пожертвования и доходы с земель позволили преподобному Трифону построить четыре храма - Благовещенский, Успенский, Иоанно-Предтеченский и надвратный Никольский. Среди них выделялся Успенский собор, имевший шесть шатров. О нём сообщает дозорная книга Фёдора Рязанцева (1601): " На Вятке в Хлынове городе монастырь стал... деревян, круглой, о шти приделах и шти верхах, сооружение мирское всех вятских пяти городов " . Современник писал, что церковь та " велия и пречудна " и по своей архитектуре подобных храмов " нигде не обретается " . Историки предполагают, что его архитектурная идея была заимствована у собора Василия Блаженного в Москве, где неоднократно бывал преподобный.

http://sobory.ru/article/?object=03207

Изнуряя, таким образом, всячески свое тело, бл. Василий в тоже время еще более старался смирить свой дух, не дать развиться в себе самомнению, горделивому сознаний важности своих подвигов, которые он считал маловажными и не имеющими никакой ценности, и посему всячески избегал людской похвалы, находя ее, по-своему смиренно, не заслуженною. Но блаженный не хотел бежать от неё в пустыню: для своей деятельности во славу Божию и на пользу ближних святый подвижник шумную столицу предпочитал пустыне: живя здесь, «в мире», он скорее и убедительнее, чем в пустыне, мог поучать христианской жизни любителей суеты мирской. К тому же никто не мог ему поручиться, что людская слава и в пустыне не будет преследовать его. По сему блаженный, не имея возможности скрыть своих подвигов от людей, избрал другое средство для избежания людской похвалы и для смирения своего духа: вместе с подвигом ноготы принял подвиг юродства (безумия) Христа ради и под внешним неприличием этого подвига скрывал от людей, не прозревших далее внешнего, свое добродетельное житие, представляясь как бы лишенным разума, ни чего несмысляищим. Ходя по улицам, он всегда молчал, сам почти никогда не начинал говорить и на вопросы обыкновенно безразсудные, а иногда при начале юродства даже обидные, ничего не отвечал, показывая вид, что он ничего не понимает; если же когда и говорил, говорил темно и безсвязно, загадками; в поступках своих был непонятен: допускал странные действия, входил в близкое соприкосновение с людьми порочными и низко павшими в общественном мнении и т. п. Но во всех этих особенностях своего поведения, в своих странных и иногда, повидимому, безумных речах и поступках блаженный никогда не позволял себе чего-либо греховного, какой либо несправедливости или оскорбления по отношению к другим. Напротив, в своем юродстве блаженный проявлял много мудрой заботливости о спасении людей, любил их и ради этой любви не жалел себя. Сколько, напр., требовалось с его стороны решимости, чтобы отказаться от обычного употребления разума? Но блаженный не усомнился это сделать, зная, что своим юродством он не унижает данного ему от Бога разума, но только необычно употребляет его для высших целей и действий, где обычное употреблеше разума было бы бесполезно и даже вредно.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Так жил и подвизался св. Иоанн в Москве, подражая блаж. Василию. Желая и по смерти покоиться близ сего блаженного, св. Иоанн, получив от Бога откровение о близкой своей кончине, пришел в Покровский собор и стал просить у протоиерея Димитрия места, «где бы ему положиться». Блаженному дали свободу выбрать себе место недалеко от могилы св. блаж. Василия, близ только что построенного тогда храма во имя этого святого. Затем св. Иоанн пошел через «Живой» (ныне Москворецкий) мост в баню. На пути он встретил хромого, именем Григория; хромой поклонился ему, блаженный спросил, довно ли и от чего он хромает. Хромой отвечал, что два года тому назад он свихнул ногу и с тех пор ею не владеет. Блаженный как бы нечаянно, наступил хромому на больную ногу так, что она хрустнула и сказал: «человек Божий, не скрывай исцеления, которое тебе дал Господь Бог через меня. Расскажи обо всем протоиерею и служащим при церкви Покрова Богоматери и св. блаж. Василия». Хромой тотчас же исцелился, а св. Иоанн пошел в баню. Там в первый раз он снял с себя вериги и все носимые им на теле тяжести, трижды облил себя из водоноса водой и, приготовив, таким образом, себя к погребению, лег на скамью, под голову подложил свои вериги и прочия снятые с себя вещи, и сказал присутствующим: «простите меня, братие; когда умру, отнесите меня к церкви Покрова Богородицы, ко гробу блаж. Василия, чтобы протоиерей с братией похоронили мое тело». После этих слов блаженный мирно почил. Это было 3 го июля 1589 г. в третьем часу пополудни. Воля блаженного была исполнена: тело его было перенесено в Покровский собор соборянами, здесь множество народа приходило поклониться его св. мощам и многие исцелялись от болезней. Погребение мощей совершалось весьма торжественно. Присутствовал сам царь Феодор Иоаннович, отпевание, по воле царя, совершал митрополит казанский, рязанский епископ и множество духовенства. Погребение блаженного сопровождалось редким таинственным несчастием: поднялась страшная буря с громом и молнией; молнией опалены были св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Построенный в 1555-1561 годах собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву, который чаще называют храмом Василия Блаженного, первоначально состоял из девяти церквей. Впоследствии к нему были пристроены две нижние церкви над мощами московских святых Василия и Иоанна Блаженных. С 1929 года нижние церкви были недоступны ни для посетителей музея, ни для верующих. Спустя десятилетия Исторический музей, проведя масштабную реставрацию, открывает церковь Иоанна Блаженного. Святой Иоанн по прозвищу Большой Колпак (первая половина XVI века — ок. 1589 года) был похоронен по его просьбе неподалеку от блаженного Василия. Церковь пристроили после обретения мощей юродивого в 1672 году. Предполагают, что первоначальным ее посвящением было Положение Ризы Пресвятой Богородицы. Затем она была освящена в честь праздника Рождества Пресвятой Богородицы. В 1916 году придел переосвятили в честь Иоанна Блаженного. С 1780-х церкви святых Василия и Иоанна Блаженных составляли единое богослужебное пространство, устроенное с помощью внутренних проходов. Во время проведения реставрационных работ в 1930-х эти проходы заложили, а северную и западную стены церкви восстановили как фасадные, расписав их «под кирпич». На длительный период церковь была выведена из экспозиционного и богослужебного пространства храма. Министерство культуры России /Патриархия.ru Календарь ← 10 апреля 2024 г. (28 марта ст.ст.) среда Прп. Илариона Нового, игумена Пеликитского (ок. 754). Прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийского (ок. 815). Прмч. Евстратия Печерского, в Ближних пещерах (1097). Прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского (1476). Мчч. Ионы и Варахисия и других с ними (ок. 330). Мч. Бояна, кн. Болгарского (ок. 830). Св. Николая Постникова исп., пресвитера (1931); сщмч. Василия Малинина пресвитера (1938); мч. Иоанна Чернова (1939). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XXVI, 21 – XXVII, 9 . На веч.: Быт. IX, 18 – X, 1 . Притч. XII, 23 – XIII, 9 . Утреня совершается только по Триоди. Рядовая служба Минеи поется на повечерии. На 1-м часе поклонение Кресту. На часах и изобразительных кондак «Не ктому пламенное оружие...».

http://patriarchia.ru/db/text/5309005.ht...

Храм был построен благодаря трудам и молитвам владыки Феодосия при финансовой поддержке тамбовского мецената, генерального директора сети мебельных салонов «Юнион» Валерия Владимировича Устюхина. 21 мая 2010 года, накануне праздника Святой Пятидесятницы состоялось торжественное освящение малым чином Свято-Троицкого храма города Тамбова, которое возглавил епископ Тамбовский и Мичуринский Феодосий (ныне митрополит Тамбовский и Рассказовский). Адрес: 392000, г. Тамбов, ул. Карла Маркса, д. 391 Телефон: (4752) 45-02-68 Подробнее... Покровский собор (Тамбов) [ править править код ] Если обратиться к истории Покровского собора города Тамбова и его прихода, то именно эти слова акафиста Покрова Пресвятой Богородицы очень точно будут характеризовать то основное предназначение, которое этот древний собор и его приход осуществляли веками. На Руси в честь важных событий, определяющих судьбы людей, всегда возводили храмы, которые были призваны сохранять, в том числе, и благодарную историческую память людей. Первостроители будущего города Тамбова видели смысл в преображении окраины России, именуемой «диким полем», в цветущий сад, дающий благодатный плод. Поэтому и назван был первый храм крепости Тамбов, заложенный на праздник Святой Пасхи Господней, Преображенским. Именно он с этого времени стал олицетворением сердца города Тамбова. А 1 (14) октября 1637 года, через год после начала градостроительных работ, в день Покрова Пресвятой Богородицы новый город был освящен. Для освящения города был выбран именно праздник Покрова, и это было не случайно. Праздник в честь Покрова Пресвятой Богородицы был связан с чудом, когда Божия Матерь защитила от набега врагов своим Покровом столицу мира – Царьград Константинополь, сохранив тем самым престол Вселенского Константинопольского Патриарха, и спасла символ твердыни Православной веры. Этот праздник получил большое почитание в России, где в городах обязательно стали строить храмы Покрова, которые и становились символами защиты от набегов иноверцев. Яркими примерами тому могут являться Покровский собор на реке Нерли и Покровский собор на Красной площади в Москве, более известный как собор Василия Блаженного.

http://azbyka.ru/palomnik/Тамбов_(храмы)

Файл 33099.jpg:   Размер: 800x969, 0.78 MPix, 465 Kb. Дата: 2018-11-23, анонимно. Рейтинг изображения: 5 (103) , (0) . Описание: Спас Всемилостивый. (Историко-археологическое описание Вознесенской Давидовой пустыни (Серпуховского уезда, Московской губ.) в связи с историческим сказанием о чудотворной иконе всемилостивого спаса, что у Маскварецкого [!] моста в Москве и жизнеописанием святого преподобного Давида, ученика святого преподобного Пафнутия Боровского, основателя Давидовой пустыни по первоисточникам и главнейшим пособиям составил И.Токмаков. Москва: " Русская " типо-лит., 1892. С.59.) Файл 33282.jpg:   Размер: 549x699, 0.38 MPix, 237 Kb. Дата: 2018-12-22, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (88) , (1) . Описание: Чудотворный Образ Спасителя, находящийся в часовне у Москворецкого Моста в Москве. Кон. XIX - нач. XX века. Дерево, темпера, золочение. 26 х 31 см. Частное собрание. Файл 33283.jpg:   Размер: 769x894, 0.69 MPix, 225 Kb. Дата: 2018-12-22, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (107) , (1) . Описание: Изображение Чудотворного Образа Спаса, иже Находящегося в часовне У москворецкого Моста в Москве. 1850-е гг. Дерево, темпера. 22 х 16 см. Частное собрание. Файл 34036.jpg:   Размер: 845x1100, 0.93 MPix, 372 Kb. Дата: 2019-07-18, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (81) , (0) . Описание: Утерянную 90 лет назад икону «Господь Вседержитель» вернули в Покровский собор Москвы. Икона XVII века " Господь Вседержитель (Спас Москворецкий) " , утерянная в 1920-е годы, возвращена на свое историческое место - в Покровский собор (Храм Василия Блаженного), который является действующим храмом и музеем. С понедельника реликвия доступна для посетителей и прихожан, передает корреспондент ТАСС. " Только что прошел факт передачи Государственному историческому музею уникальнейшего памятника русск[...] Файл 34495.jpg:   Размер: 500x623, 0.31 MPix, 420 Kb. Дата: 2020-04-18, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (62) , (0) . Описание: " Вседержитель " икона. Период создания: 19 век (?) Материал, техника: дерево, левкас, яичная темпера, золото, серебро, живопись. 31 х 26 см. Место создания: — Государственный музей Холуйского искусства, Ивановская обл., Южский р-н, Холуй

http://pravicon.com/icon-423

Предстоятеля Русской Православной Церкви сопровождали директор гимназии Е.Н. Мошкина и духовник гимназии протоиерей Сергий Гомаюнов. Святейший Патриарх осмотрел классы и пообщался с учащимися, в том числе с учениками 9 класса, которые в этот день сдавали государственный экзамен. В домовом храме святой великомученицы Екатерины Святейший Патриарх Кирилл благословил преподавателей и учеников гимназии и в память о посещении передал учебному заведению икону Христа Спасителя. В июне 1580 года царь Иван Грозный дал преподобному Трифону Вятскому грамоту на строительство обители и отвел для нее землю старого городского кладбища с двумя ветхими церквями. Богатые пожертвования и доходы с земель позволили преподобному Трифону построить в монастыре четыре храма Благовещенский, Успенский, Иоанно-Предтеченский и надвратный Никольский. Из них особой красотой отличался Успенский собор, имевший шесть шатров. Историки предполагают, что его идея была заимствована у собора Василия Блаженного в Москве, где неоднократно бывал преподобный. Помимо храмов в монастыре уже к началу XVII века были построены 14 келий для монахов, колокольня, хозяйственные постройки погреба, житницы, поварня с хлебней и квасоварня. По периметру монастырь был обнесен деревянной оградой, имевшей с северной стороны два входа, один из которых назывался Святыми вратами. С восточной стороны Успенского собора стояла деревянная часовня над ключом. За монастырскими стенами располагались конюшенный и скотный дворы. В 1689 году на месте деревянного храма был воздвигнут каменный Успенский собор. В 1690 году туда были торжественно перенесены мощи прп. Трифона. 8 (21) сентября 1918 года по распоряжению советской власти Успенский мужской Трифонов монастырь был ликвидирован. В стенах обители разместились госпиталь, склад изъятых церковных ценностей, советско-партийная школа; монастырские колокола были отданы на переплавку. В 1988 году в поддержку открытия собора было собрано более 12 тысяч подписей. В апреле 1989 года Успенский собор был передан епархии в безвозмездное пользование. В августе 1991 года было подписано постановление о передаче всего ансамбля Успенского Трифонова монастыря Кировскому епархиальному управлению. Вскоре после этого был освящен Успенский собор, который стал кафедральным храмом, а еще через месяц, 25 сентября 1991 года, Священный Синод благословил открытие Успенского Трифонова мужского монастыря в городе Кирове.

http://patriarchia.ru/db/text/4925922.ht...

Также Президент России осмотрел собор в честь иконы Божьей матери «Всех скорбящих радость». С 2010 года за счет средств федерального бюджета начались масштабные работы по реставрации храма. Выполнены ремонтно-строительные работы. Запланирована реставрация храма и консервация масляной живописи собора. Далее Владимир Путин посетил Успенский собор. Неподалеку от входа в собор его встретили местные жители, они поприветствовали главу государства, поблагодарив за поддержку, оказанную в восстановлении храмов в Свияжске. В их числе были и ученики лицея им.Пушкина г.Зеленодольска, на память они сфотографировались с почетными гостями. Собор строился с 1556 по 1560 гг. из белого тесаного камня. Автор – Постник Яковлев-Барма – выдающийся русский зодчий, создатель храма Василия Блаженного в Москве. В XVII в. к храму с западной стороны была пристроена трапезная, с северной стороны – придел во имя Святителя Германа (разобран в конце XVIII в.), в 1857 г. – крыльцо. В 1894 г. проведено калориферное отопление. В конце XVII - начале XVIII в. фасады собора частично приобрели архитектурные формы русского барокко. Главной достопримечательностью Успенского собора являются уникальные фресковые росписи – один из наиболее сохранившихся циклов монументальной живописи эпохи Ивана Грозного. Фрески собора не имеют полных аналогов по манере написания и цветовому колориту ни в одной из древнерусских школ фресковой росписи. Главе государства была представлена уникальная фреска Святого мученика Христофора – избавителя от эпидемий, принявшего христианство и обезглавленного в дальнейшем. Это уникальное изображение, где Христофор показан с лошадиной головой в отличие от других его изображений в храмах Западной Европы с песьей головой. Кроме того, это единственное сохранившееся изображение. В российских церквях изображения Христофора повсеместно уничтожены. С 2010 г. в храме начались ремонтно-реставрационные работы. Планируется реставрация внутренних помещений, восстановление фресок и приобретение церковной утвари.

http://pravoslavie.ru/55731.html

В 1529 г. святитель взял на себя великий труд собирания и систематизации русского календарного агиографического года и сведение его в единый корпус Четий-Миней. Труд этот занял у святителя 12 лет. Особое внимание было уделено составлению житий и установлению памяти местночтимых святых. Все годы святитель жил радостями и горестями своей паствы, одинаково относясь к бедным и богатым, малым и великим. Он приобрел заслуженную любовь у своих пасомых чад. В 1542 г. в Русской Церкви встал вопрос об избрании на освободившуюся Московскую кафедру нового митрополита. Усмотрением Божиим выбор пал на новгородского владыку Макария. Ко времени избрания святителя на Московский престол было ему около 60 лет. Когда в 1547 г. в России воцарился первый царь, то Промыслом Божиим было уготовано венчать его на царство митрополиту Макарию. При святителе Макарий в Москве был освящен собор Покрова «что на рву» (храм Василия Блаженного), воздвигнутый как дар благодарения Богу от русского народа, одержавшего победу над нехристианским миром. Все годы пребывания святителя на первосвятительской кафедре ознаменованы активной деятельностью как устроителя русской церковной жизни. В 1547 и 1549 гг. святитель Макарий созывает в Москве два Собора, на которых была проведена большая работа по канонизации русских святых. Прославление святых требовало написание им служб и житий, требовались литургические указания. Так на Руси появилась типологически новая книга — «Книга Новых Чудотворцев». При митрополите Макарии начинается в Русском государстве печатание книг. По благословению святителя в этот период оживляется монашеская жизнь, увеличивается насельничество в обителях, в которых почивали останки новопрославленных святых, основываются новые монастыри. Современниками святителя Макария были прпп. Адриан Пошехонский (память его 5 марта), Макарий Римлянин, Новгородский (память его 15 авг.), Александр Свирский (память его 30 авг.). Не только внешними делами славен святитель, внутренняя жизнь подвижника укреплялась постничеством и пребыванием в молитве, которые были повседневным правилом святителя.

http://sedmitza.ru/lib/text/438017/

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010