Гонцы по возвращенш своем, со слов Новгородцев, заявили, что действительно в этот день и час начался было в Новгороде пожар, но откуда-то появился неизвестный там никому нагой человек, который, поливая огонь из водоноса, быстро прекратил пожар. Через несколько времени, приехавшие в Москву Новгородцы узнали в лице св. Василия человека, погасившого пожар в их городе, и заявили об этом москвичам. – Но многие из современников блаженного, не понимали глубокого смысла юродства блаженного, и, не видя скрытых под этим юродством добродетелей блаженного, смущались его непонятным поведением, странными поступками и – порицали его, а некоторые даже дерзали насмехаться над ним и оскорблять его. Блаженный, желая смирить свою душу, не старался защищаться от наносимых ему оскорблений и терпеливо переносил их и, если наказывал когда кого из оскорбителей, то не затем, чтобы повредить им, а чтобы вразумить их. Однажды он проходил по рынку, где девушки продавали свои рукоделия. Увидав нагого Василия, девушки посмеялись его наготой и все тотчас же внезапно ослепли. Одна из ослепших, искренно сожалея о своем легкомысленном смехе, умоляла блаженного простить её и исцелить, обещаясь более никогда над ним не смеяться. Блаженный усмехнулся, дунул ей в глаза и она прозрела. Исцеленная молила блаженного исцелить и её ослепших подруг. Он согласился и, после того, как они испросили у него прощения, исцелил их, причем дал надлежащее наставление. Но прощая своим оскорбителям и вообще снисходителыно относясь к слабостям человеческим блаженный не терпел безстыдной наглой лжи и строго карал за это. Однажды был такой случай. Св. Василий любил одного боярина и заходил к нему в дом; и боярин любил блаженного и почитал его. Раз в сильный мороз блаженный пришел к этому боярину. Боярин стал просить его, чтобы он в такой мороз прикрыл чем-нибудь свое тело и для этого предложил свою лисью шубу, крытую сукном алого цвета, умоляя принять ее. Блаженный, по любви к боярину, принял этот подарок и, надев шубу, ушел от него. Увидав блаженного в такой дорогой шубе, несколько обманщиков замыслили хитростью взять ее у него. Один из них лег среди дороги и притворился мертвым, а другие, подойдя к блаженному, стали просить у него на погребение товарища, яко бы умершого. Святый, желая привести их к раскаяшии, со вздохом спросил: «действительно ли товарищ ваш мертв?» Те снова солгали: «да, он сейчас умер». При виде такой нераскаянности, св. Василий снял с себя шубу, и, покрывая мнимого умершего, сказал: «будь отныне мертв во веки за твое лукавсто, ибо те которые лукавят, потребятся». И притворившейся умершим действительно умер, его товарищам пришлось погребать его на оставленную блаженным шубу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вскоре вспыхнули Кремль, Китай город и Большой Посад; вся средняя часть Москвы сделалась жертвою огня: царские палаты, соборы, церкви приходские и монастырские со всею казною и сокровищами – все сгорело. О спасении их нечего было и думать, когда от огня железо рдело, как в горниле и расплавленная медь текла по земле, как вода. Одних взрослых (не считая младенцев) сгорело тогда 1700 человек. Вот какое страшное бедствие оплакивал блаженный! – Знал блаженный и тайные мысли других и при случае обличал их, если оне того были достойны. Однажды Грозный, стоя в храме, вместо молитвы думал, как бы красивее выстроить дворец, заложенный на Воробьевых горах близ Москвы. В храме стоял и блаженный, но царь его не заметил во время службы. После литургии блаженный пошел за царем вслед. Царь, как только заметил его, спросил, где ты был? Св. Василий ответил: «там, где и ты». «Как же я тебя не видал?», сказал царь. На это блаженный отвечал: «а я тебя видел и узнал, что истинно – ты был не в храме, а ходил на Воробьевых горах и думал о постройке начатого дома». Царь принужден был сознаться в справедливости слов блаженного.Блаженный своим духовным видением созерцал события, совершавшияся вдали от Москвы, и там, когда было нужно, оказывал свою помощь. Так, однажды он был на именинной трапезе у Грозного. По приказанию царя подана была заздравная чаша и блаженному, но блаженный вместо того, чтобы выпить ее с добрым пожеланием царю, вылил ее за окно. Чашу наполнили и подали ему опять, и опять он ее вылил. То же сделал и третий раз. Царь разгневался, но блаженный сказал ему: «не гневайся, царь, знай, что этим я угасил огонь, которым объят был весь Новгород». Затем блаженный быстро вышел из дворца. Слуги царские было хотели догнать его, но без успеха возвратились и доложили, что блаженный, добежав до реки Москвы, прошел по ней, как по сухой земле, и стал невидим. Царь сначала не поверил словам блаженного о пожаре в Новгороде, но, заметив день и час, когда были сказаны эти слова, для проверки их послал гонцов в Новгород.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Перенося тяжелые испытания от природы и от людей, Василий, прозванный «нагоходцем», в ограниченном кругу благочестивых москвичей пользовался любовию, уважением и почитанием. Среди почитателей нагоходца были царь Иоанн Грозный и митрополит Макарий, которые, по свидетельству жития в Прологе, «зело дивишася о его терпении и похвалиша Бога, яко в их время дарова Бог такова свята мужа». В 1552 г. (по Леониду в 1551) 6 настал конец продолжительному и многотрудному подвигу Василия. Он тяжко заболел. Царь Иоанн Васильевич с царицей Анастасией и сыновьями Иоанном и Феодором пришел навестить больного и испросить его молитв. Василий, при последнем издыхании, пророчески сказал царевичу Феодору: «вся прародителей твоих твоя будут, и наследник будеши им» 7 . Юродствовав в Москве 72 года, Василий 88 лет от роду скончался 2 августа 1552 года и погребен на кладбище Троицкой на рву церкви, где в 1554 году 8 по повелению Грозного построен был Покровский собор, в память покорения Казани, известный под именем собора Василия Блаженного. Спустя 36 лет после кончины Василия, в 1588 г. у могилы его стали совершаться чудеса. Царь Феодор Иоаннович и Патриарх Иов повелели над могилою воздвигнуть при Покровском соборе придел во имя святого Василия блаженного, соорудить серебряную раку над мощами и установить празднование памяти его в день его кончины 2 августа. Приблизительно в это же время, по случаю прославления памяти Василия блаженного, было составлено житие блаженного, во всяком случае, не позднее XVI века. Составителем жития был соловецкий монах Мисаил 9 . Переписал творение Мисаила Евфимий, игумен Иосифова (Волоцкого) монастыря. Евфимий был определен с 26 июля 1575 года игуменом из казначеев монастыря и носил фамилию Турков 10 . За этот, более чем столетний период времени, прошедший со дня рождения Василия Блаженного и до составления жития его произошли большие изменения в тех местах, где родился блаженный, и особенно в наименованиях этих мест. И прежде всего на родине блаженного, близ дома его родителей, вырос новый храм Владимирской Богоматери с приделами и образовался новый приход при этом Владимирском храме. В состав этого прихода вошел и родительский дом Василия блаженного. Поэтому составитель жития говорит современным ему (составителю) языком и рисует картину местности в том виде, какой она приняла в его (составителя) время, оставляя истории и историкам разбираться в старине, ее хронологии и номенклатуре.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

Указом Президента РСФСР от 18 ноября 1991 года Русской Православной Церкви было разрешено проведение регулярных богослужений в кремлевских соборах и соборе Василия Блаженного. В соответствии с этим указом между Министерством культуры Российской Федерации и Московской Патриархией в ноябре 1992 года было заключено Соглашение «Об использовании храмов Московского Кремля и храма Покрова на рву (собор Василия Блаженного) на Красной площади в Москве» между Минкультуры России, Московской Патриархией, Музеями Московского Кремля и Государственным Историческим музеем. Покровский собор используется одновременно как музей (филиал Государственного Исторического музея) и как храм, в котором Русской Православной Церковью проводятся богослужения: в дни главных престолов (Покрова и Василия Блаженного) проходят патриаршие или архиерейские службы. У раки св. Василия Блаженного каждое воскресенье читается акафист. 15 августа 1997 года после реставрации была открыта церковь Василия Блаженного, в которой стали совершаться регулярные богослужения. Покровский собор - один из самых выдающихся памятников русской истории и культуры, он отнесен к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, включен в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО . Настоятели Димитрий (1584 - 1605) Гаврила (Гаврило) (1598 - 1627) Иоанн Лаврентьев 1629 - 1636 Викула Варламов (1636 - 1648) Владимир (1649 - 1653) Григорий (1653) Иоанн (1654) Артемий (в постриге Аврамий) (1654 - сентябрь 1655) Евстратей (1655) Савва (1666) Максим Иванов (1666 - 1679) Дмитрий Григорьев (1679) Иоанн Васильев (1685 – 2 декабря 1689) Иоанн (1689 - 1692) Михаил Григорьев (1693 - 1723) Василий Иванов (1723 - 1726) Григорий Михайлов (1726 - 1731) Иоанн Климонтов (Климентов) (декабрь 1731 – 1744) Тимофей Фёдоров (6 августа 1744 - 3 мая 1751) Иоанн Алексеев (1751 - 1760) Иоанн Васильев (10 июня 1760 - 1763) Прохор Алексеев (1763) Фёдор Иванов (1764 - 1771) Иоанн Антипов (24 ноября 1771 – 3 октября 1773) Иоанн Харламов (1773 - 1790) Афанасий Ильинский (1791 - 1811) Иоанн Шумилин-Платонов (22 февраля 1811 - 1831) Иоанн Левшин (28 апреля 1831 - 13 августа 1853) Александр Воскресенский (31 октября 1853 - 23 ноября 1873) Николай Надеждин (12 декабря 1873 - 30 декабря 1890) Константин Богоявленский (19 января 1891 - 27 мая 1913) сщмч. Иоанн Восторгов (1913 - 5 сентября 1918) Иоанн Ковалевский (1918 - 1921) Иоанн Кузнецов (1921 - 1923) Пётр Сахаров (1923 - 1929)

http://drevo-info.ru/articles/13675480.h...

X. Ризница помещается над северною частью Васильевского храма (там, где с 1680 г. по 1783 г. была церковь св. Феодосии девы); вход в ризницу с площадки, находящейся между Андриано-Наталиевским и Григорьевским приделами (см. на плане верхи, соб.). Здесь между прочим церковным имуществом хранятся следующие достопримечательности: 1., Покров на надгробие бл. Василия, золотой парчи, с вышитым шелком изображением блаженного; кругом главы блаженного в венце 7 драгоценных камней в золотых гнездах: в средине большой изумруд, по сторонам по яхонту и по два лала (с одной стороны, впрочем, лал и лаловая корка). Над главою блаженного вышито шелком и унизано жемчугом изображение Св. Троицы, в венцах в золотых гнездах 9 изумрудов, 9 бирюз и 6 лаликов. Кайма покрова из зеленого штофа, на которой вышиты серебром слова из канона Василию Блаженному и надпись, что этот «покров вклад царя Феодора Иоанновича, и его супруги Ирины в 1589 году». Всего жемчугу на покрове 5311 зерен. Этот покров 2 августа кладется на надгробие блаженного (см. рисунок 17). В ризнице хранятся еще следующие царские вклады: серебряный, вызолоченный, напрестольный крест с мощами, обнизан жемчугом, (положен царем Михаилом Феодоровичем и патриархом Филаретом Никитичем в 1623 году (см. рисунок 18). 2., Такой же серебрянный вызолоченный, крест с мощами, вклад от 1626 года царя Михаила Феодоровича и патриарха Филарета Никитича в соборную церковь св. благ. кн. Михаила Черниговского и боярина его Феодора. (Этот крест из Черниговского собора был передан в Покровский в 1770 году вместе с перенесением из того же собора иконостаса (см. рисунок 19). 3., Серебряные, местами вызолоченные, священные сосуды потир, дискос без поддона, лжица и 3 блюдца, – вклад в 1638 году царя Михаила Феодоровича. (См. рис. 20) 4., Серебряная лампада, вклад царя Михаила Феодоровича и его супруги и детей в 1638 году! висела прежде в Покровском храме пред главною иконою – Покрова Пр. Богородицы, в настоящее время находится в принадлежащей собору часовне Спасителя у Спасских ворот. Из этой лампады сделана верхняя чана большого подсвечника, стоящего там перед образом Спасителя. Кроме сих царских вкладов замечательны еще: 1., воздухи (для покрытия. Св. Даров) золотного с серебром аксамиту (парчи), шитые крупным жемчугом; (См. рис. 21) 2., покров зеленого атласа на надгробие св. блаж. Васнлия с шитым шелком изображением блаженного, низанный по местам жемчугом; 3., серебрянные, местами вызолоченные, священные сосуды 1681 г. (вклад в придел преп. Александра Свирского ), 4., напрестольный крест, сделанный, как значится в надписи на нем, в 1694 году в церковь Положения Ризы Богородицы, что у Троицы на Рву, в предел, где лежат мощи Иоанна Блаженного. (См. рис. 22).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С сайта Татарстанской митрополии РПЦ Собор сооружён в 1562 известным псковским архитектором Постником Яковлевым, создателем Собора Василия Блаженного в Москве. Каменный собор был сооружён на месте деревянной церкви, заложенной самим царем и построенной за три дня 4-6 октября 1552, сразу после взятия города. 28 июля 1555 храм стал кафедральным собором новообразованной Казанской епархии, первым предстоятелем которой стал святой Гурий. Собор представляет собой пятиглавый трехапсидный храм с двумя боковыми приделами — Борисоглебским и во имя Муромских чудотворцев. В XVII в. с северной стороны был пристроен каменный храм во имя Рождества Христова, соединявшийся с собором неотапливающимся коридором. В 1736 к западной части собора была пристроена кирпичная одноэтажная трапезная с крыльцом, а шлемовидные маковицы боковых глав были заменены луковичными. В конце XVI — начале XVII века была сооружена каменная пятиярусная колокольня, затем многократно перестраиваемая. В нижнем ярусе колокольни находился самый большой колокол Казани. Его вес составлял 1500 пудов (около 24570 кг). К сожалению этот уникальный памятник снесли в советский период. Первоначально собор был расписан фресками: три фрагмента сохранилось в храме и два в алтарной части. В XIX в. собор был расписан известным иконописцем Сафоновым. Фрески сводов в трапезной части храма рассказывают об истории обретения иконы Казанской Божьей матери. В алтарной же части одна из сохранившившихся фресок XVII века изображает икону Казанской Божьей матери, которая писалась с явленной иконы. Собор сильно пострадал во время пожара в 1815. В 1892 ключарём, а позже и настоятелем храма стал протоиерей Андрей Поликарпович Яблоков, выпускник Казанской духовной академии, оставивший подробное описание собора. В сентябре 1918, во время боёв за Казань с «белочехами», собор подвергся артиллерийскому обстрелу со стороны частей РККА, в результате чего были разрушены все 5 куполов. С сентября 1918 по май 1919 собор был закрыт и опечатан, а кремль объявлен военным городком; было дозволено вынести из собора несколько чтимых икон, и раку с мощами архиепископа Гурия, Казанского чудотворца. С 7 апреля 1920 по 1925 в соборе проводились службы, после чего он был закрыт и передан в ведение Республиканского Государственного архива, который находился в соборе вплоть до 1996. Во время реставрационных работ под собором была найдена келья святого Гурия - первого архипастыря Казани. В настоящее время келья отреставрирована. Благовещенский собор представляет собой одновременно и некрополь, поскольку здесь с XVI в. до революции 1917 г. нашли упокоение многие из Казанских архиепископов. К сожалению не все захоронения сохранились до наших дней.

http://sobory.ru/article/?object=02525

Все Московские государи были храмоздателями и устроителями монастырей. Родоначальником монашеской жизни в Москве был Данилов монастырь. Многие храмы и обители были основаны великими князьями по обету, в знак благодарности Богу. Так, в 1381 году под Москвой был основан Николо-Угрешский монастырь - по обету, данному святым Димитрием Донским перед Куликовской битвой. В память Куликовской битвы преподобный Сергий по просьбе великого князя Димитрия основал Дубенский Успенский монастырь в сорока верстах от Лавры. Сретенский монастырь в Москве был основан в 1395 году великим князем Василием I в память встречи чудотворной иконы Владимирской Божией Матери, спасшей Москву от полчищ Тамерлана. Василий III воздвиг в 1515 году Вознесенский девичий монастырь в Смоленске и в 1524 году - Новодевичий в Москве в память покорения Смоленска и присоединения его к Московскому царству. Собор Покрова Божией Матери на Рву (святого Василия Блаженного) в Москве построен Иваном Грозным в память взятия Казани. О том, как русские правители берегли веру, соблюдая заветы отцов, можно было бы привести множество примеров. Скажем лишь об одном - как приняли у нас нависшую было над государством и Церковью угрозу заключения унии с латинянами. Вот описание историка: «1441 год. Успенский Собор в Москве. Вернувшийся с Флорентийского Собора митрополит Исидор совершает богослужение в присутствии великого князя Василия II Темного. За литургией вместо вселенских патриархов впервые поминается имя папы Римского Евгения. По окончании службы диакон, став на амвон, прочитывает грамоту Флорентийского Собора, противоречащую православию. Волнение, смущение охватывает присутствующих в храме, подавленных согласием с постановлениями Собора виднейших иерархов восточных, византийского царя Иоанна. Все безмолвствуют... Но вдруг раздается голос ревнителя православия, знатока канонов - великого князя Василия Васильевича. Вступив в спор с Исидором, назвав его " ересным прелестником " , " лютым волком " , губителем душ, великий князь обличает сего предателя... Святители же и бояре прославляли ум великого князя: " Государь! Мы дремали; ты един за всех бодрствовал, открыл истину, спас веру " ».

http://sedmitza.ru/text/1041673.html

В житии говорится, что блаженный, ведя суровую жизнь, вкушая совсем немного пищи и воды, «ни вертеп, ни хлевину же имея, бескровен [без крова.— К. Е.] пребываше» (Житие. С. 45). Однако Пискаревский летописец сообщает, что «в животе блаженного Василия житие его было на Кулишках, у боярыни вдовы именем у Стефаниды Юрловы» (ПСРЛ. Т. 34. С. 200). Род Юрловых (потомки бояр Плещеевых) в XVI в. владел землями в Московском и Тверском уездах, а С. И. Юрлова — историческое лицо. Информация о том, что святой жил и преставился в доме у некоей вдовицы (не названной по имени) есть также в списке сокращенного жития кон. XVII — нач. XVIII в. (Кузнецов. Святые блаженные Василий и Иоанн. С. 78, 152, 242–243). В описаниях прижизненных чудес Василия Блаженного с его наготой связано чудо исцеления святым девицы или торговок, смеявшихся над его обликом и за это наказанных слепотой. Раскаявшись, они исцелились через Василия Блаженного. Василий Блаженный был почитаем также иностранными купцами, приезжавшими в рус. столицу, как покровитель морских путешественников (по сообщению жития, святой, находясь в Москве, утишил бурю на Каспийском море и спас купеческие корабли). В ранних свидетельствах о Василие Блаженном отмечается его дар предвидения. Согласно Степенной книге, святому в кремлевском Успенском соборе в 1521 г. было «огненное видение» от иконы Богоматери, возвещавшее Божий гнев на москвичей и скорое нашествие крымского хана Махмет-Гирея на Москву. По свидетельству Степенной книги, Василий Блаженный предвидел также пожары в Москве в июне 1547 г. Более подробно об этом рассказано в житии: в 1547 г., после апрельских пожаров, Василий Блаженный «прииде на монастырь Воздвижения Честнаго Креста, иже зовется на Острове, и ста пред церковию, к неиже оумилно зря, оумноую молитву деиствоуя и плача неоутешно» (Житие. С. 75). Люди недоумевали о причинах плача, но 21 июня 1547 г. именно с Воздвиженской церкви начался пожар. Поздние жизнеописания святого приводят большое число случаев его прозорливости — предвидение событий, о которых блаженный говорил иносказательно, способность видеть ангелов, бесов, угадывать под внешним благочестием ложь и действие диавола и др.

http://sedmitza.ru/text/415961.html

В Отечественную войну 1812 года в подклете Покровского собора французские солдаты держали лошадей; затем Наполеон собирался взорвать это здание. Однако его планам не суждено было сбыться. После войны Красную площадь начали благоустраивать. Покровский собор обнесли подпорной стеной по проекту Осипа Бове, уничтожили множество сооружений вокруг него — и он принял знакомый нам современный вид. Ведь в начале XIX века собор для нас тоже был бы неузнаваем. Есть даже легенда: когда император Александр I приехал в Англию, ему показали изображение Покровского собора без пристроек — и он тут же выразил желание иметь подобный храм у себя на Родине. На что ему ответили: он уже с середины XVI века стоит в Москве. За свою историю собор несколько раз освобождался от поздних пристроек, росписей, от «крокодильей кожи», по словам реставраторов 1920-х годов. В старину собор, возведенный на открытом после очередного пожара пространстве, «дышал» и воспринимался совершенно иначе, чем сегодня. Он был задуман как архитектурный калейдоскоп: пока с западной стороны к нему не пристроили нарядное крыльцо, у него не было единого фасада, то есть его надо было обходить по кругу и любоваться им со всех сторон. В созданном в советские годы музее начали проводить выставки: например, в честь годовщины революции 1905 года, съезда ВЛКСМ 1938 года. Это музейные работники пытались уберечь собор и его убранство от уничтожения — Почему его собирались сносить в 1930-е годы? — Нет ни одного официального документа, в котором говорилось бы об этом, но известны генеральные планы Москвы, на одном из которых мы видим абсолютно чистую Красную площадь без храма Василия Блаженного и Исторического музея. Можем только догадываться, почему собор действительно не исчез, опираясь разве что на анекдоты и легенды о некоем партийном заседании, когда Сталин сказал Кагановичу, убравшему было макет собора с карты столицы, вернуть его на место. В 1920-е годы собор активно реставрировали, что, правда, не спасло многие памятники от сноса.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Летописи свидетельствуют о том, что Святитель ослеп на один глаз. Это несчастье с ним могло случиться во время великого пожара в Москве в 1547 г. Покидая Успенский собор, в котором он чуть не задохнулся от дыма, святитель вынес из него образ Богородицы, написанный чудотворцем Петром. За ним шел соборный протопоп с книгой церковных правил. Лица, сопровождавшие митрополита, погибли от ожогов и удушья. Святитель же чудом спасся, но при пожаре, как записал современник «опалеста ему очи от огня», так что, очевидно, правое око его совсем перестало видеть. После того пожара в Кремле ведутся большие восстановительные работы, восстанавливаются пострадавшие храмы, которые святитель освящает сам. По его указанию строятся также храмы в Костроме, Пскове, Тихвинском монастыре и других местах. В начале 1551 года в царских палатах Москвы начал работу Стоглавый Собор, созванный митрополитом Макарием. На нем рассматривались самые различные вопросы, касающиеся внешности христианина и его поведения и благочестия, церковного благочиния и дисциплины, иконописи и духовного просвещения. После Собора в различные пределы русской митрополии были посланы наказные грамота, которые затем были положены в основу соборных постановлений при их составлении и редактировании. Собор получил в истории именование Стоглавого, т. е. его материалы изложены в ста главах. В 1552 году митрополит Макарий благословил царя Иоанна Грозного идти на Казань и предсказал ему грядущую победу и одоление. Позднее в память об этом событии был построен в Москве собор Покрова на Рву, известный ныне как храм святого Василия Блаженного. Глава Русской Церкви сам освятил этот дивный собор, жемчужину русской архитектуры. После казанской победы в Русской Церкви была создана новая обширная епархия, в которой началась миссионерская деятельность с поставленном туда первого Казанского святителя — архиепископа Гурия (+ 1563). 3 февраля 1555 года святитель Макарий поставляет на новую Казанскую кафедру святителя Гурия (+ 1563), другого же своего современника, преподобного Макария Римлянина, Новгородского (XVI в.), еще раньше посвящает в игумены основанного им монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Moskov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010