В русском Прологе XII века содержится запись об установлении особого праздника в честь этого события: " Се убо, егда слышах – помышлях; како страшное и милосердное видение и паче надеяния и заступления нашего, бысть без празднества... восхотех, да не без праздника останет Святый Покров Твой, Преблагая " . В праздничном Богослужении Покрову Божией Матери Русская Церковь воспевает: " С чинми Ангел, Владычице, с честными и славными пророки, с верховными апостолы и со священномученики и со архиереи за ны грешныя Богу помолися, Твоего Покрова праздник в Российстей земли прославльшыя " . Следует добавить, что и святой Андрей, созерцавший дивное видение, был славянин, в молодых годах попавший в плен и проданный в Константинополе в рабство местному жителю Феогносту. В России храмы в честь Покрова Божией Матери появились в XII веке. Всемирно известный по своим архитектурным достоинствам храм Покрова на Нерли был построен в 1165 году святым князем Андреем Боголюбским. Заботами этого святого князя и был установлен в Русской Церкви около 1164 года праздник Покрова Божией Матери. В Новгороде в XII веке существовал монастырь Покрова Пресвятой Богородицы (так называемый Зворинский монастырь); в Москве царем Иоанном Грозным был построен собор Покрова Божией Матери у храма Святой Троицы (известный как храм Василия Блаженного). В праздник Покрова Пресвятой Богородицы мы испрашиваем у Царицы Небесной защиты и помощи: " Помяни нас во Твоих молитвах, Госпоже Дево Богородице, да не погибнем за умножение грехов наших, покрый нас от всякаго зла и лютых напастей; на Тя бо уповаем и, Твоего Покрова праздник чествующе, Тя величаем " . Тропарь Покрову Пресвятой Богородицы Днесь благовернии людие/светло празднуем,/осеняеми Твоим, Богомати, пришествием,/и к Твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем:/покрый нас честным Твоим Покровом/и избави нас от всякаго зла,/молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего,/спасти души наша. Величание Покрову Пресвятой Богородицы Величаем Тя,/Пресвятая Дево,/и чтим Покров Твой честный,/Тя бо виде святый Андрей на воздусе,/за ны Христу молящуюся.

http://pravoslavie.ru/1937.html

Город устоял перед врагами, и в честь этого события был учрежден праздник. Но подобное уже не раз случалось в византийской истории, Константинополь выдерживал немало осад и штурмов и до, и после этого. Может быть, именно поэтому праздник Покрова постепенно исчез из византийского календаря. Зато на Руси он стал одним из самых любимых. С одной стороны, именно в это время года традиционно отмечалось завершение уборки урожая, и Церковь заменила языческие гуляния праздником с новым содержанием. Не случайно именно с Покрова на Руси традиционно начиналось время свадеб. Но дело, конечно, далеко не только в урожае. На Руси почитание этого праздника началось в середине XII века, когда св. князь Андрей Боголюбский вдохновился рассказом из жития другого славянина, своего тезки, и воздвиг на реке Нерли великолепный храм в честь праздника Покрова. Характерно, что наши предки не пожелали отмечать какой-нибудь «день воинской славы» — день победы своих дедов над византийцами, ведь такие победы им удавалось одержать. Напротив, они праздновали день избавления Константинополя от врагов, потому что важнее национальной гордости было для них заступничество Богородицы за всех, кто обращается к Ней с молитвой. В том числе, разумеется, и за наш народ. Самый известный посвященный этому празднику храм в Москве стоит на Красной Площади, и все обычно называют его именем Василия Блаженного. На самом деле это Покровский собор, построенный по приказу Ивана Грозного после победы русских войск над казанскими татарами в день Покрова 1552 года. Впрочем, праздник Покрова напоминает нам не столько о завоеваниях, сколько о защите своих собственных земель. Показательна еще одна история, случившаяся в Пскове в 1581 году во время осады города войсками польского короля Стефана Батория. За несколько дней до решительного штурма старец Дорофей увидел, как Богородица в сопровождении святых спускается с небес в Покровскую церковь, а затем обходит городские стены. Она сурово упрекнула жителей города за их грехи, но обещала Свое заступничество. Когда через несколько дней начался штурм, основной удар был нанесен по Покровской башне возле Покровского монастыря. Полякам удалось пробить брешь в стене, но войти в город они не смогли и сняли осаду.

http://pravmir.ru/14-oktyabrya-pokrov/

Незатейливая сценическая буффонада, местечковый «break down the wall» – перетягивание сетчатых секций забора со стройплощадки – становятся антитезой серьёзности богослужения, знаменитому екатеринбургскому крестному ходу в память Царственных мучеников, стоянию по пятнадцать-двадцать часов на морозе в Москве за поклонением поясу Пресвятой Богородицы. Не все из участников отрицают Бога, кое-кто декларирует свои христианские убеждения. Новый атеизм не требует вступления в официальный «Союз безбожников», споров по поводу существования Бога и происхождения вселенной. Достаточно отказаться от восприятия истины с точки зрения Божественного взора. Атеизм старого образца рационализовал картину мира, сохраняя при этом тягу к универсальному и абсолютному. В жарких диспутах 1920-х церковники и безбожники отвоёвывали друг у друга единые объективные понятия о смысле бытия. На чём зиждется вселенская гармония? Кто и что является целью и движущими силами истории? Какие мысли, чувства, поступки делают человека человеком? Между верующими и неверующими существовало множество точек соприкосновения: в культуре, общественной морали, связях с природным, естественным миром. В отношении нового атеиста трудно сказать, на чем кроме его «я» и удобств техноурбанистического образа жизни сфокусировано его мировоззрение. Бог как Источник высшей Воли, Силы и Разума, превосходящих индивидуальные человеческие, в данном случае – очевидно лишний, равно как исторические параллели, философско-культурные предпосылки, корни, преемственность, радость от контактов с миром природы и вкуса натуральных продуктов. Новому атеисту «хорошо так», и чем возражать и от чего строить дальнейшую дискуссию после этого непонятно. Фото: Joel Bedford      Постмодерновая вселенная – пространство субъективного. Окна и входы в онтологическое, гуманитарное и естественно-природное измерения закрыты. «Внутренний реализм» Патнэма, освобождение от оков метафизического восприятия реальности оборачиваются неодолимым презрением к прошлому, к любому стороннему и коллективному опыту, ко всему, что стоит за рамкой эгоцентрического комфорта и выгод. Представители прежних поколений, коротавшие свой век без интернета, гладких автодорог и средств от зубной боли, не могут считаться по-настоящему полноценными. Притом, что ими создавались «Троица» и мозаики Равенны, «Гамлет» и «Евгений Онегин», органные фуги и 5-я симфония, Лувр и собор Василия Блаженного.

http://pravoslavie.ru/121983.html

Помощь Божией Матери не замедлила последовать - враги отступили от города. В честь этого события на Руси в XII веке князем Андреем Боголюбским установлен праздник. А в 1165 году он построил храм Покрова на Нерли. В Москве тоже есть собор Покрова Пресвятой Богородицы, но нам он больше известен как храм Василия Блаженного. На Руси сложилось своеобразное отношение к Богоматери, как к Заступнице, Которая всегда защищала и миловала и людей и всю страну, прошедшую сквозь тяжкие испытания. Храм Великий князь задумал построить в грузинско-византийском стиле, который, по его мнению, более всего подходил к суровой, скалистой местности Ореанды. К возведению храма он пригласил лучших специалистов. Проект разработал известный архитектор А. А. Авдеев. Церковь решили строить недалеко от Адмиральского домика, вокруг которого росли большие дубы. Чтобы сориентировать апсиду храма строго на восток, надо было срубить несколько деревьев. Но Великий князь пожелал сохранить могучих великанов, поэтому алтарь храма в Ореанде немного повернут на юго-восток. Для строительства церкви использовали камни, из которых был сложен дворец. Храм получился небольшим, крестообразной формы, с одним куполом. Чудесный звон колоколов с удовольствием слушали императоры Александр III и Николай II. Гравюра церкви в журнале «Нива». М. Рашевский, 1888 год. Торжественное освящение храма Покрова Пресвятой Богородицы состоялось в 1885 году. Эта церковь стала любимым детищем Великого князя Константина Николаевича, в ее создание он вложил частицу своей души и по праву гордился своим творением. Церковь в Ореанде отличалась обилием мозаики, украсившей стены, купол и паруса храма. К сожалению, большинство мозаик Покровской церкви и Ореанде не сохранились до наших дней. Почти полностью уничтожен образ Покрова Богородицы и еще девять икон. Чудом сохранилось изображение Спасителя, восьми апостолов, восьми ангелов, четырех евангелистов, расположенных в куполе и парусах храма, византийский орнамент и два панно «Рождество» и «Воскресение Христово», украшающие западную стену.

http://azbyka.ru/palomnik/Покровская_цер...

В 1902 г. по инициативе жителей волжских городов в Осташкове был учрежден комитет под председательством столобенского архим. Пахомия по строительству у истока Волги Преображенского собора, проект к-рого, созданный тверским архит. В. Назариным в неорус. стиле, частично повторял формы собора Василия Блаженного в Москве. 29 мая 1902 г. состоялась закладка трехпрестольного храма (с лев. приделом во имя св. Иоанна Предтечи, правым - во имя равноап. кнг. Ольги), к-рую возглавил Тверской архиеп. Димитрий (Самбикин) . На строительстве, производившемся на пожертвования, трудились местные крестьяне. 23 апр. 1912 г. был освящен Преображенский престол собора, однако оформление интерьера не было завершено к 1917 г. Росписи собора предполагалось посвятить кнг. Ольге и всему «древу московской великокняжеской династии», представленному в живописи Золотой палаты и Архангельского собора Московского Кремля, а также собора московского Новоспасского мон-ря . В иконостасе должны были «поместить все лики святых угодников, происходящих от потомства... святой равноапостольной великой княгини русской» (РГАИ. Ф. 799. Оп. 26. Д. 383. Л. 10). Собор в честь Преображения Господня в Волговерховском мон-ре. Фотография. Кон. 90-х гг. ХХ в. Собор в честь Преображения Господня в Волговерховском мон-ре. Фотография. Кон. 90-х гг. ХХ в. К 1906 г. при соборе была создана жен. иноческая Верхневолжская Преображенская община, 28 февр. 1907 г. утвержденная определением Святейшего Синода как приписная к вышневолоцкому в честь Казанской иконы Божией Матери мон-рю . В 1907 г. в В. м. был заложен, 27 июля следующего года освящен деревянный храм во имя свт. Николая Чудотворца, возведенный по проекту архит. Назарина, в 1907-1910 гг. построены деревянная трапезная, 2-этажные деревянные кельи на юж. стороне, 2-этажный дом для сестер и паломников, хозяйственные сооружения, ограда. В 1907 г. в В. м. открылась школа грамоты (с 1911 церковноприходская), для к-рой в юж. части мон-ря был построен одноэтажный деревянный дом. Указом Синода 25 сент. 1909 г. община была преобразована в самостоятельный Волговерховский Преображенский общежительный мон-рь, в 1912 г. переименованный в Волговерховский Ольгинский. Настоятельницей стала игум. Вера. Из служивших в обители священников известны Петр Тугаринов (1913) и Василий Данилов (1917).

http://pravenc.ru/text/155144.html

– Во время поездки вы попадали в какие-то ситуации, когда вас не понимали или вы чего-то не понимали? Как вообще реагировали люди на ваш русский? – Даже не всегда понимали, что мы американцы! Иногда догадывались просто по одежде, по внешнему виду. Я была в трех городах: в Москве, в Ленинграде и в Киеве. – Какое впечатление на вас тогда произвела Москва? – Первым ярким впечатлением была Красная площадь. Я просто стояла и смотрела. Для кого-то Нью-Йорк – это сказка и приключение, но для меня это было обычной жизнью. А сказкой было смотреть на Кремль, на собор Василия Блаженного. Я никогда не думала, что буду стоять на Красной площади. А сейчас я была там уже, наверное, раз сто. А в Ленинграде мне нравилось стоять на реке. Я помню, было очень холодно, а в воде были «моржи» – люди, которые плавали в холодной воде. Один из них вышел в шлепанцах, а мой ученик спросил у него: «Вам не холодно?» И он ответил: «Нет, у меня же шлепанцы есть». Фото: Рустам Загидуллин/rustam-zagidullin.blogspot.com – Кстати, об учениках. Как вы поняли, что хотите не просто учить, но и преподавать русский? – Я поняла это не сразу, но всегда знала, что моя работа будет как-то связана с русским языком. А начала я вот как. Я стала работать в одной советско-американской компании, когда училась в Сиэтле, в штате Вашингтон. Это была рыболовецкая компания. Они пригласили студентов, изучавших русский. Работа была только летом. Они пока сами не знали, что получится из этой затеи, поэтому не хотели нанимать взрослых и обещать им постоянное место работы. Мы работали на мостике и переводили переговоры между американским и советским капитаном. Я была первой женщиной, которая работала на мостике, на этом судне! Я жила на советском судне, а лодка с американским ловцом ловила рыбу. Ловили много – несколько тонн. Советское судно ожидало. Там было несколько судов: и советских, и американских. Я должна была знать координаты наших партнеров и докладывать, где они находятся, когда они передадут рыбу, сколько рыбы. Надо было как можно точнее определять вес. Потом надо было сообщать в Вашингтон. Каждый день была радиосвязь американских представителей и советских. Первый советский капитан показал мне мешок с рыбой и спросил: «Сколько там тонн?» Я, конечно, ничего не поняла. Но нам показывали до этого мешки, и я примерно знала. Я сказала: «Может, десять с половиной?» И попала! Он меня так проверял.

http://pravmir.ru/inogda-pryamo-ne-hoche...

Священник Иоанн Кузнецов Вид собора Василия Блаженного в настоящее время (с северной стороны). Vue de la basilique de St. Basile le Bienheureux dans son état actuel, 1900. (Cté nord) Вид собора, Лобного Места и Красной площади в 1787 г. (С картины масляными красками из собрания гр. Шереметева. Кусково). Vue de la basilique, du «lieu de supplice» (lobnoe mesto) et de la «belle place» (Krasnaia ploschad) en 1787. (D’après une peinture à l’huile, tirée de la collection du comte Cherémétiew, à Kouskovo). Вид собора и Лобного Места в 1805 г. (С гравюры из собрания П. А. Ефремова. Москва). Vue de la basilique et du «lieu de supplice», en 1805. (D’après une gravure tirée de la collection de M-r P. A. Efrémow, à Moscou) Вид собора и Лобного Места в 1825 – 36 г.г. (С гравюры из собрания А. П. Бахрушина. Москва). Vue de la basilique et du «lieu de supplice», de 1825 à 1836. (D’après une gravure tirée de la collection de М-г A. P. Bachrouchine, à Moscou) Вид собора в 1840–45 гг. (С картины масляными красками из собрания Д. Г. Бурылина. г. Иваново-Вознесенск. Владим. губ.). Vue de la basilique, de 1840 à 1845. (D " après une peinture à l’huile, tirée de la collection de M-r D. G. Bouriline, à Ivanovo-Voznessiensky, gouv. de Vladimir) Вид собора и Лобного Места в 1672 г. Из «Книги об избрании на царство Михаила Феодоровича. Vue de la basilique et du «lieu de supplice» en 1672 (Tirte de l " ouvrage «Election au trne du tsar Michel Théodorovitch») Вид собора (с восточной стороны) в 1662 г – по рисунку Авг. Майерберга, бывшего тогда послом в Москве от Римского Императора (?) Леопольда. Vue de la basilique (cté Est) en l662. (D’après un dessin d’Aug. Meyersberg, de cette époque ambassadeur de Rome à Moscou) «Шествие на осле» в 1636 г, – по рисунку Олеария, советника Голштинского посольства, бывшего тогда в Москве. «Procession, à âne» en 1636 (D " après un dessin d’Oléarie, Conseiller de l’ambassade du Holstein, alors à Moscou) Вид собора и Лобного Места при ц. Борисе (Фёдоровиче). Из «Geographia Blaviana» Amsterod. 1662 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Перенося тяжелые испытания от природы и от людей, Василий, прозванный «нагоходцем», в ограниченном кругу благочестивых москвичей пользовался любовию, уважением и почитанием. Среди почитателей нагоходца были царь Иоанн Грозный и митрополит Макарий, которые, по свидетельству жития в Прологе, «зело дивишася о его терпении и похвалиша Бога, яко в их время дарова Бог такова свята мужа». В 1552 г. (по Леониду в 1551) 6 настал конец продолжительному и многотрудному подвигу Василия. Он тяжко заболел. Царь Иоанн Васильевич с царицей Анастасией и сыновьями Иоанном и Феодором пришел навестить больного и испросить его молитв. Василий, при последнем издыхании, пророчески сказал царевичу Феодору: «вся прародителей твоих твоя будут, и наследник будеши им» 7 . Юродствовав в Москве 72 года, Василий 88 лет от роду скончался 2 августа 1552 года и погребен на кладбище Троицкой на рву церкви, где в 1554 году 8 по повелению Грозного построен был Покровский собор, в память покорения Казани, известный под именем собора Василия Блаженного. Спустя 36 лет после кончины Василия, в 1588 г. у могилы его стали совершаться чудеса. Царь Феодор Иоаннович и Патриарх Иов повелели над могилою воздвигнуть при Покровском соборе придел во имя святого Василия блаженного, соорудить серебряную раку над мощами и установить празднование памяти его в день его кончины 2 августа. Приблизительно в это же время, по случаю прославления памяти Василия блаженного, было составлено житие блаженного, во всяком случае, не позднее XVI века. Составителем жития был соловецкий монах Мисаил 9 . Переписал творение Мисаила Евфимий, игумен Иосифова (Волоцкого) монастыря. Евфимий был определен с 26 июля 1575 года игуменом из казначеев монастыря и носил фамилию Турков 10 . За этот, более чем столетний период времени, прошедший со дня рождения Василия Блаженного и до составления жития его произошли большие изменения в тех местах, где родился блаженный, и особенно в наименованиях этих мест. И прежде всего на родине блаженного, близ дома его родителей, вырос новый храм Владимирской Богоматери с приделами и образовался новый приход при этом Владимирском храме. В состав этого прихода вошел и родительский дом Василия блаженного. Поэтому составитель жития говорит современным ему (составителю) языком и рисует картину местности в том виде, какой она приняла в его (составителя) время, оставляя истории и историкам разбираться в старине, ее хронологии и номенклатуре.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

X. Ризница помещается над северною частью Васильевского храма (там, где с 1680 г. по 1783 г. была церковь св. Феодосии девы); вход в ризницу с площадки, находящейся между Андриано-Наталиевским и Григорьевским приделами (см. на плане верхи, соб.). Здесь между прочим церковным имуществом хранятся следующие достопримечательности: 1., Покров на надгробие бл. Василия, золотой парчи, с вышитым шелком изображением блаженного; кругом главы блаженного в венце 7 драгоценных камней в золотых гнездах: в средине большой изумруд, по сторонам по яхонту и по два лала (с одной стороны, впрочем, лал и лаловая корка). Над главою блаженного вышито шелком и унизано жемчугом изображение Св. Троицы, в венцах в золотых гнездах 9 изумрудов, 9 бирюз и 6 лаликов. Кайма покрова из зеленого штофа, на которой вышиты серебром слова из канона Василию Блаженному и надпись, что этот «покров вклад царя Феодора Иоанновича, и его супруги Ирины в 1589 году». Всего жемчугу на покрове 5311 зерен. Этот покров 2 августа кладется на надгробие блаженного (см. рисунок 17). В ризнице хранятся еще следующие царские вклады: серебряный, вызолоченный, напрестольный крест с мощами, обнизан жемчугом, (положен царем Михаилом Феодоровичем и патриархом Филаретом Никитичем в 1623 году (см. рисунок 18). 2., Такой же серебрянный вызолоченный, крест с мощами, вклад от 1626 года царя Михаила Феодоровича и патриарха Филарета Никитича в соборную церковь св. благ. кн. Михаила Черниговского и боярина его Феодора. (Этот крест из Черниговского собора был передан в Покровский в 1770 году вместе с перенесением из того же собора иконостаса (см. рисунок 19). 3., Серебряные, местами вызолоченные, священные сосуды потир, дискос без поддона, лжица и 3 блюдца, – вклад в 1638 году царя Михаила Феодоровича. (См. рис. 20) 4., Серебряная лампада, вклад царя Михаила Феодоровича и его супруги и детей в 1638 году! висела прежде в Покровском храме пред главною иконою – Покрова Пр. Богородицы, в настоящее время находится в принадлежащей собору часовне Спасителя у Спасских ворот. Из этой лампады сделана верхняя чана большого подсвечника, стоящего там перед образом Спасителя. Кроме сих царских вкладов замечательны еще: 1., воздухи (для покрытия. Св. Даров) золотного с серебром аксамиту (парчи), шитые крупным жемчугом; (См. рис. 21) 2., покров зеленого атласа на надгробие св. блаж. Васнлия с шитым шелком изображением блаженного, низанный по местам жемчугом; 3., серебрянные, местами вызолоченные, священные сосуды 1681 г. (вклад в придел преп. Александра Свирского ), 4., напрестольный крест, сделанный, как значится в надписи на нем, в 1694 году в церковь Положения Ризы Богородицы, что у Троицы на Рву, в предел, где лежат мощи Иоанна Блаженного. (См. рис. 22).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Так, в 1381 году под Москвой был основан Николо-Угрешиский монастырь - по обету, данному святым Димитрием Донским перед Куликовской битвой. В память Куликовской битвы Преподобный Сергий по просьбе Великого Князя Димитрия основал Дубенский Успенский монастырь в сорока верстах от Лавры. Сретенский монастырь в Москве был основан в 1395 году Великим Князем Василием I в память встречи чудотворной иконы Владимирской Божией Матери, спасшей Москву от полчищ Тамерлана. Василий III воздвиг в 1515 году в Вознесенский девичий монастырь в Смоленске и в 1524 году - Новодевичий в Москве в память покорения Смоленска и присоединения его к Московскому царству. Собор Покрова Божией Матери на Рву (святого Василия Блаженного) в Москве построен.Иваном Грозным в память взятия Казани. О том, как русские правители берегли веру, соблюдая заветы отцов, можно было бы привести множество примеров. Скажем лишь об одном - как приняли у нас нависшую было над Государством и Церковью угрозу заключения унии с латинянами. Вот описание историка: " 1441 год. Успенский Собор в Москве. Вернувшийся с Флорентийского Собора митрополит Исидор совершает богослужение в присутствии Великого Князя Василия II Темного. За Литургией вместо вселенских патриархов впервые поминается имя папы римского Евгения. По окончании службы диакон, став на амвон, прочитывает грамоту Флорентийского Собора, противоречащую православию. Волнение, смущение охватывает присутствующих в храме, подавленных согласием с постановлениями Собора виднейших иерархов восточных, византийского царя Иоанна. Все безмолствуют... Но вдруг раздается голос ревнителя православия, знатока канонов - Великого Князя Василия Васильевича. Вступив в спор с Исидором, назвав его " ересным прелестником, " " лютым волком, " губителем душ, Великий Князь обличает сего предателя... Святители же и бояре прославляли ум Великого Князя: " Государь! Мы дремали; ты един за всех бодрствовал, открыл истину, спас веру " . Власть как служение Свое княжеское достоинство и власть святой Даниил понимал не как честь, но как жертвенное служение Богу и Отечеству. Он знал, что отвечает пред Богом за всех и вся в своем княжестве.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2003/0...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010