Отец его, который клеветал и причинял насилие брату и делал худое среди народа своего: этот умер за беззаконие свое. Не удивляйтесь, говорит, если сын праведного человека, уклонившись к порокам и грехам, умирает смертью, между тем как, наоборот, сын грешника и нечестивца, увидев развращенность путей отца своего и обратившись, чтобы не делать худого, а делать доброе, не делается виновным в отцовских злодеяниях. Это можно понимать и по отношению к нам, коим говорится в Псалмах: слыши, дщи, и виждь, и приклони ухо твое, и забуди люди твоя, и дом отца твоего, и возжелает Царь доброты твоея ( Пс. 44:11–12 ), и которые родились от поколения язычников, чтобы оставить преступления отцов, и творить суд и правду и жить ею. Таким образом, он повторяет то, о чем мы выше подробно сказали. Поэтому мы все вкратце пробегаем, желая перейти к более темному и новому. Ueз.XVIII:19–20 А вы говорите: почему сын не понес [вины] за беззаконие отца? Именно потому, что сын творил суд и правду, соблюдал все заповеди Мои и исполнял их, он будет жить жизнью. Душа, которая согрешит, та умрет. Сын не понесет [вины] за беззаконие отца, и отец не понесет [вины] за беззаконие сына. Правда праведного при нем будет и нечестие нечестивого будет при нем. Он решает вопрос, который мог быть противопоставлен слушателям. Вы, говорит, имеете обыкновение говорить: почему сын праведный – не понес [вины] за беззаконие отца? На это он отвечает: именно потому, что сын совершал добрые дела и не делал проступков отца. И справедливость требует, чтобы, подобно тому, как грешник умирает за свое злодеяние, так праведник жил за свои добродетели, и чтобы душа грешившая умирала, а соблюдавшая заповеди Божии жила. Ueз.XVIII:21–22 . Но если нечестивый раскается во всех грехах своих, которые он совершал, и будет соблюдать все заповеди Мои и творить суд и правду; то он будет жить жизнию и не умрет. Всех беззаконий его, какие он совершал, Я не буду припоминать. Настолько, говорит, грехи отцов не простираются на детей, и преступность отца не имеет перевеса над праведностью сына, и одни не наказываются за преступления других, что даже тот самый, который прежде был нечестивцем и грешником, если впоследствии принесет покаяние и, исправившись, загладит прежние грехи, не будет судиться за старые грехи, но будет принят в Мое стадо за новые добродетели.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Отец его, который клеветал и причинял насилие брату и делал худое среди народа своего: этот умер на беззакие свое.    Не удивляйтесь, говорит, если сын праведного человека, уклонившись к порокам и грехам, умирает смертию, между тем как, наоборот, сын грешника и нечестивца, увидев развращенность путей отца своего и обратившись, чтобы не делать худого, а делать доброе, не делается виновным в отцовских злодеяниях. Это можно понимать и по отношению к нам, коим говорится в Псалмах: слыши, дщи, и виждь, и приклони ухо твое, и забуди люди твоя, и дом отца твоего, и возжелает Царь доброты твоея (44, 11—12), и которые родились от поколения язычников, чтобы оставить преступления отцов, и творить суд и правду и жить ею. Таким образом он повторяет то, о чем мы выше подробно сказали. Поэтому мы все вкратце пробегаем, желая перейти к более темному и новому.    Ст. 19—20 А вы говорите: почему сын не понес [вины] за беззаконие отца? Именно потому, что сын творил суд и правду, соблюдал все заповеди Мои и исполнял их, он будет жить жизнию. Душа, которая согрешит, та умрет. Сын не понесет [вины] за беззаконие отца, и отец не понесет [вины] за беззаконие сына. Правда праведного при нем будет и нечестие нечестивого будет при нем.    Он решает вопрос, который мог быть противопоставлен слушателям. Вы, говорит, имеете обыкновение говорить: почему сын праведный — не понес [вины] за беззаконие отца? На это он отвечает: именно потому, что сын совершал добрые дела и не делал проступков отца. И справедливость требует, чтобы, подобно тому, как грешник умирает за свое злодеяние, так праведник жил за своп добродетели, и чтобы душа грешившая умирала, а соблюдавшая заповеди Божии жила.    Ст. 21—22. Но если нечестивый раскается во всех грехах своих, которые он совершал, и будет соблюдать все заповеди Мои и творить суд и правду; то он будет жить жизнию и не умрет. Всех беззаконий его, какие он совершал, Я не буду припоминать.    Настолько, говорит, грехи отцов не простираются на детей, и преступность отца не имеет перевеса над праведностию сына, и одни не наказываются за преступления других, что даже тот самый, который прежде был нечестивцем и грешником, если впоследствии принесет покаяние и, исправившись, загладит прежние грехи, не будет судиться за старые грехи, но будет принят в Мое стадо за новые добродетели.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Очевидно, что прощение грехов Ниневитян было последствием их покаяния (Ионы III, 10); но в последних двух стихах книги (Ионы IV, 10–11) не говорится о покаянии, а стих 11 говорит о вечной любви Божией, проявляющейся к человеку независимо от каких бы то ни было заслуг его. Она выразилась до покаяния в посылке пророка Ионы, который словом Божиим, вложенным в уста его, вызвал в Ниневитянах то движение души к свету и правде, которое спасло их и которое, как известно было Богу, должно было проявиться. Любовь Божия высказалась и в милосердии. Его к темному люду, «не умевшему отличить правой руки от левой» 1150 , и к бессловесным животным. Города долины Сиддимской не были пощажены, потому что там все народонаселение могло отличать добро от зла, и избирало зло 1151 . О Ниневии же Господь говорит: «Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?» На этом стихе кончается книга пророка Ионы, который был послан к язычникам. Дальнейшая судьба пророка нам неизвестна, но она и не нужна для целей Библии. В книге этой указана любовь Божия ко всем людям, и в ней, – хотя прикровенно, – но уже виднеется промысел Божий, уготовляющий спасение всему человечеству: не одному Израилю. Израилю в лице Ионы дается урок: При каждом малейшем несчастии ты вопиешь ко Мне, – как бы глаголет Господь. «Я нашел тебя в степи печальной и дикой, ограждал тебя, смотрел за тобою, хранил тебя... и ты оставил Бога своего» (Второз. XXXII, 10–19). Но в отношении других народов ты уверен, что они ничто пред лицом Моим. Но ты ошибаешься, – говорит Господь Ионе и Израилю: Я жалею их, и они предмет Моей любви и попечений. Таковы были уроки народу обетования, заключающиеся в книге Ионы. Книга о пророке Ионе есть сказание – как те сказания о пророках Илии и Елисее, которые записаны в книгах 3-й и 4-й Царств. Это пророки язычников 1152 . Отныне начинается ряд прямых пророчеств, обращенных к Израилю и Иуде, над которыми царствует род Давида, сидящий в священном граде Иерусалиме, где стоит храм, посвященный Богу завета Единому, Вечно живущему.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

После истребления отцов, павших в пустыне, дает заповеди детям, чрез спасение которых Он помиловал отцов. И пожалело, говорит, око Мое совсем погубить и истребить их, но сохранило отцов чрез детей, и то же свидетельствует Он, что говорил и отцам, – что когда они будут поступать по заповедям Его, и хранить постановления Его и соблюдать освящение субботы, которая дана в знамение, тогда узнают, что Он Господь Бог их. Заповеди же и законоположения отцов и постановления их означают укоренившееся заблуждение: пусть они не подражают грехам тех, наказания которых они видят. Иез.ХХ:21–22 . Но и сыновья преогорчили Меня, по заповедям Моим не поступали, и постановлений Моих не соблюдали, чтобы исполнять их; которые, если бы исполнял человек, то был бы жив чрез них; и субботы Мои оскверняли. И Я угрожал излить ярость Мою на них и исполнить гнев Мой над ними в пустыне. Но Я отклонил руку Мою и поступил ради имени Моего, чтобы оно не осквернялось пред народами, от которых Я удалил их пред глазами их. Но и сыновья, говорит, последовали злодеяниям отцов и делали все, что они делали, почему и заслужили такого же рода приговор: но вследствие того же великого милосердия Моего, как и отцы, они были избавлены [от наказания] и но тем же причинам, как и отцов. Я помиловал их и, как один и тот же Творец тех и других, утишил Свой гнев вследствие подобного же долготерпения. Ясное мы быстро пробегаем, чтобы перейти к более темному. Иез.ХХ:23–26 . Я опять поднял руку на них в пустыне, чтобы рассеять их по народам и развеять по землям, за то, что они постановлений Моих не исполняли, и заповеди Мои отвергли, и субботы Мои оскверняли, и вслед идолов (или помышлений) отцов их были [обращены] глаза их. Поэтому Я дал им заповеди не добрые и постановления, от которых они не могли бы жить, и осквернил их чрез дары их, когда они в жертву приносили (или проводили) все, разверзающее утробу, за грехи свои (вместо чего LXX перевели: чтобы Я истребил их и что они опустили), и узнают, что Я Господь. Когда в Ветхом Завете Господь поднял руку Свою против сыновей их, кои пали в пустыне, чтобы рассеять их по народам, об этом Писание не говорит, но на основании того, что здесь оно сообщает, должно верить, что это действительно было.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Приближался праздник Опресноков, называемый Пасхою. По назначению Синедриона, в этот год надлежало праздновать ее вечером в пятницу, накануне субботы. За два дня до праздника, весь Синедрион собрался во двор первосвященника Каиафы, и стали советоваться, как бы взять Иисуса хитростью и убить; но говорили, «только не в праздник, дабы не произошло возмущения в народе». Этому темному замыслу, князь тьмы нашел готового споспешника в одном из числа двенадцати учеников Иисус-Христовых, в Иуде Искариотском. Недуг сребролюбия, которым заражена была его душа, совсем затмил ум несчастного. В видах, хотя бы какого-нибудь приобретения, он пошел к первосвященникам и начальникам, и сказал им: «что вы дадите мне? я вам предам Его». Те обрадовались, и обещали ему дать тридцать сребреников 34 . Он принял предложение; и с этой минуты стал искать удобного случая продать Его им, тайно от народа. 5. Четверток (День пасхальной вечери у Евреев). В горнице Иерусалимской совершение Иисусом Христом ветхозаветной Пасхи. Омовение ног. Изобличение предателя; и удаление его. Установление Тайной Вечери нового завета, Иисус Христос объявляет о Своем скором отшествии, и дает новую заповедь любви; разрешает возникшее между учениками прение о большинстве, завещает им царство, и предсказывает о рассеянии учеников и троекратном отречении Петра. Прощальная беседа Иисуса Христа с учениками, в которой Он обещает возвратиться к ним, и, между тем, испросить им у Отца иного Утешителя. Напоминание Апостолам о бдительности Промысла, и намек на излишние предосторожности, взятые теперь. По выходе из горницы, решительное предречение о рассеянии учеников и троекратном отречении Петра. На пути к Масличной горе, Иисус Христос беседует о необходимости таинственного соединения с Ним, о бедствиях, ожидающих учеников, об утешении им от Духа Святого, и о силе молитвы во имя Христово. В долине перед потоком Кедрон – первосвященническая молитва Иисуса Христа (Лк. 22:7–18; Мк. 14:12–17, 25; Мф. 26:17–20, 29) Наступила четырнадцатая луна первого весеннего месяца Авив (то есть, колосьев), когда по закону следовало закалать пасхального Агнца. Иисус Христос сказал Петру и Иоанну: – «пойдите, приготовьте нам есть Пасху». – Они спросили Его: «где велишь нам приготовить Тебе Пасху?» Он отвечал: – «когда войдете вы в город, тотчас встретится вам человек с кувшином воды; пойдите за ним; и куда он войдет, скажите хозяину того дома: – Учитель говорит тебе: Мое время близко: где горница, в которой бы Мне есть Пасху с учениками Моими? – И он вам укажет горницу большую, убранную, готовую: там приготовьте нам». – Петр и Иоанн пошли, пришли в город, и нашли, как им было сказано; и приготовили Пасху.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Причем эту реальность, в которой мы живем – реальность греха, болезни, смерти – создал сам человек. И сам по себе, без Бога, он не в силах победить ее. Жизнь в падшем мире, зараженном грехом – это и есть наш общий христианский крест. И если человек этого не понимает, его трудно назвать христианином. Если же вдруг овладеет нами беспокойное желание поиска справедливости в мире (в котором ее не было и нет), то давайте, братья и сестры, начнем с себя. Заглянем к себе в сердце, поищем справедливости. О, мы найдем ее! Но только это будет та справедливость, имя которой эгоизм. Поиск именно этой справедливости выводит на улицы тысячи митингующих и в конце концов сталкивает их лбами между собой, ведь правда-то у всех разная! Да не будет так у нас. Мы будем желать правды Божией, как заповедует Христос. Мы будем помнить слова Господни: «Мне отмщение, Я воздам» (Рим. 12:19). Да не дерзнет наша немощная рука произвести свой суд и свою правду прежде суда Божьего, вопреки правде Божией! Он Судья, он Единый, Ведущий сердца. Он решает, Он судит, Он казнит и милует. Но Он и Помощник, и Утешитель во время скорби – скорби, которую неминуемо суждено христианину нести на земле. Не будем же в скорбях наших терять помощи Вышнего, надеясь на свою силу, на свою правду, на свою справедливость. Как бы трудно ни было тебе, христианин, в любых печалях и напастях помни слова Христовы: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11:28). Претворивший воду в вино способен и нашу скорбь превратить в радость. Сладкими словами об уповании на Бога заканчивается выбранный нами стих. «Мы для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога живого», – говорит Павел. Горе было бы нам, если бы мы трудились и поношения терпели, не имея упования, не имея надежды. «Если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков» (1 Кор.15:19). Жизнь нашу можно уподобить длинному, порой темному туннелю, в конце которого мерцает какой-то свет. Нам тяжело идти, мы то и дело спотыкаемся, падаем, получаем ссадины, царапины. Часто нам кажется, что свет пропадает, и нам становится страшно. И здесь главное – верить и уповать, верить и идти. Идти к свету, который горит для нас, к свету, в котором не будет уже никакой тьмы. От упования и веры – к свету и спасению. От жизни земной – к Царствию Небесному.

http://pravoslavie.ru/119234.html

Прочие, отрекшись себя и взяв крест свой, идут за Христом и последуют Ему терпением, любовию, кротостию и смирением и идут за Ним в вечную жизнь, где поют непрестанно и сладко: аллилуиа, где сладкое и блаженное содружество со Ангелами… Ты чего стал? Для чего туда же, в покойное, мирное и сладкое место, не спешишь?» (святитель Тихон Задонский ). В каком месте ни пребываем, не будем нерадивы о своем спасении. Ибо в законе Моисеевом написано: если продастся тебе брат твой, Еврей или Евреянка, то шесть лет он должен быть рабом тебе, а в седьмой год отпусти его от себя на свободу. Если же он скажет: «не пойду от тебя, потому что я люблю тебя и дом твой», потому что хорошо ему у тебя, то возьми шило и проколи ухо его и будет он рабом твоим навек ( Втор. 15:12, 16–17 ). Монах, отрекся ты от мира, отпущен на свободу, освободил тебя Христос; после этого не люби рабства суетному миру, да не будут последняя твоя горша первых (см. Мф. 12:45 ). Напротив того, поработаем освободившему нас Христу; Ему слава во веки веков! Аминь. Грозный суд Божий над тунеядцами «В одной деревне был крестьянин ленивый. Оставшееся от отца имущество он прожил скоро. Когда же не стало имущества и не было на что жить, он, вместо того чтобы трудиться, отправился в город с женой. Здесь, завязав глаза тряпкой, он водим был женой по рынку да по богатым домам, прося помочь темному и слепому. Добрые люди помогали им. Так не один год обманывали они людей. Но Господь поругаем не бывает: Он действительно наказал тунеядца слепотою» (Странник, 1864 ). Черный труд Черный, тяжелый труд! Как от тебя все сторонятся и бегут, кому представится это возможным! Почему же так? Несомненно потому, что черный труд чернит тело, о котором так хлопочет легкомысленное человечество, делает грубыми руки, ноги, обветренным и загорелым лицо, пропитанною пылью и грязью одежду… Но чернит ли он душу? Нет. Пыль и грязь земли, сухость ветра и солнечный зной не касаются души человека. Напротив, тяжелый, черный труд на пользу душе, ибо она жаждет небесных чертогов, а они «нудятся и нуждницы восхищают их». И Христос обещал Свой неизреченный покой лишь «труждающимся и обремененным». Вот почему и все святые подвижники не чуждались черных трудов и даже слишком черных… Они, признавая их за добровольно терпимые терния спасительного пути, радуясь, переносили их уколы и раны. Если кому-либо из нас предстоит выполнить черный, тяжелый труд и он этим обременяется, вспоминая свое благородное происхождение или ссылаясь на отсутствие необходимости для него труда сего, пусть вспомнит благородного Иоанна Дамаскина , очистившего нечистоты целой лавры. Этот пример довольно поучителен для верующих, но гордящихся своим благородством людей. Из жития преподобного Павла Латрского

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Morda...

Путь в Гефсиманию начинается хвалою и сопровождается проявлениями любви. Апостол Иоанн, возлежавший на персях Господа и слышавший биение Его любящего сердца, говорит о Нем в преддверии страстей Христовых: «Он возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их» ( Ин. 13, 1 ). Восчувствуем и мы эту любовь, взирая на настоящий путь! Христос знал, что в этот час ученикам предстоит великое и тяжкое испытание. В преизбытке любви Он желал, так сказать, дать посох Своим ученикам: пусть они опираются на этот посох, когда сила мрака обрушится на Господа и на них! Потому Он ведет их по этому пути к потоку Кедронскому ( Ин. 18, 1 ), к горе Елеонской. Этот путь должен был им служить указанием того, где они в часы скорби должны искать себе утешение. Некогда к этому потоку бежал царь Давид, босый и с обнаженной головой, спасаясь от преследований сына Авессалома и некоторых восставших из народа. Теперь истинный Сын Давида грядет этим путем к темному потоку. Давид, однако, победоносно возвратился в Иерусалим и навеки утвердил там престол свой. Это было залогом того, что и Иисус Христос, Сын Давидов, победоносно претерпит все страдания и чрез них внидет в славу Свою. Милосердый и Любвеобильный Господь еще раз дает своим ученикам руководственный посох, когда говорит им: «Все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь, ибо написано: поражу Пастыря и разыдутся овцы». Господь предвидел, что вскоре все оставят Его и разойдутся при Его взятии под стражу. Он предвидел, что ученики при виде Его страданий поколеблются в своей вере. Он предвидел, что они соблазнятся о Нем: и любящий Иоанн, и пылкий Петр, и энергичный Иаков и меланхоличный Фома. Нужно было подготовить их к предстоящему испытанию, возбудить их мечтательную настроенность. Любвеобильный Спаситель хочет подкрепить их, когда говорит: «Ибо так написано!», но тотчас же Он и успокаивает их: «По воскресении же Моем предварю вас в Галилее». Это яркая звезда утешения, на которую ученики Христовы должны были устремлять свой радостный взор. Он этим возвещает им, что смерть не возобладает над Ним, и Он вскоре восстанет к новой жизни. Он возвещает им, что если они в конце праздника Пасхи возвратятся в Галилею, то Он явится им воскресшим.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/strasti...

Современный, разумный, осторожный проповедник пожалел бы, конечно, своей одежды... Две тысячи лет тому назад все было проще и горячее. С жаром бросились в толпу так плохо ею понятые апостолы – так не к славе Христовой понятые. Бросились в народ и «громогласно говорили: мужи! что вы это делаете? И мы – подобные вам человеки…» (14–15). Исцеление хромого произвело нужную реакцию, обнаружив подлинное духовное состояние народа, и дало апостолам новый повод горячего свидетельства об Истине этим поверхностным и «жестоковыйным» (даже в добрых чувствах своих) людям. «Жестоковыйность» (плотскость религиозная, фанатичность) одинаково далека от Бога как в зле, так и в добре. Можно себе представить, сколь мучительна была для светлого, смиренного духа апостолов эта попытка языческого обоготворения их самих. Они, учившие о совершенном обожении человека во Христе, должны были особенно страдать от человеческих стремлений к темному их обоготворению. С разодранными одеждами, крича, апостолы убеждали в толпе эти младенческие сердца простыми, горячими, детскими, трогательными в эту минуту словами: «Благовествуем вам, чтобы вы обратились от сих ложных к Богу Живому, Который сотворил небо и землю, и море, и все, что в них, Который в прошедших родах попустил всем народам ходить своими путями, хотя и не переставал свидетельствовать о Себе благодеяниями, подавая нам с неба дожди и времена плодоносные и исполняя пищею и веселием сердца наши» (15–17). Из этих слов так и брызжет непосредственная любовь к Богу. Она и зажгла миллионы сердец в мире. Здесь было и материнское утешение народа в младенческом безумстве его. 17. Некоторые иудеи из Антиохии и Иконии (гл. 14) «Некоторых иудеев» довольно много было на путях апостолов... Первое гонение на Церковь , как известно, шло из среды этих не веровавших во Христа иудеев; они же раньше просили Пилата, чтобы он им отдал Варавву, а Иисуса отдал на распятие; это они избрали не Его, но Варавву ( Мф. 27:21 ). Препятствия от них были повсюду. Вся естественная конъюнктура складывалась очень легко в пользу этих врагов истины Христовой. Победа над миром могла быть только по благодати, через веру. Благодать должна была быть практически показана в мире. Не только подлинная высота человеческая, но и практическое доказательство сверхприродной силы Духа Христова должно было прийти в мир через крайнюю и всестороннюю слабость всей человеческой – и апостольской – плоти.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovsk...

Ст. 7. В то время будет принесен дар Господу воинств от народа ниспровергнутого и растерзанного, от народа страшного, после которого не было другого, от народа ожидающего, ожидающего и попранного, реки которого разрезали землю его, – на место имени Господа воинств, на гору Сион. После опустошения Египта и уничтожения его власти, Израиль не будет полагаться на тень суеты его, но обратится ко Господу и дары свои принесет на гору Сион, т. е. в храм Божий, молясь Ему единому, Коего помощь есть истинная и вечная. Мы разумеем это исполнившимся при Зоровавеле и Иисусе, Ездре и Неемии. LXX, вместо поставленного нами: ожидающего, ожидающего и вместо написанного в еврейском: надеющегося, надеющегося перевели напротив νλπιστον, т. е. не надеющегося, и поэтому дали Евсевию повод думать, что это скорее следует понимать о язычниках, которые не имеют ни надежды, ни завета Божия, ни пророков, чем об Иудеях, и что в последствии ими будут посылаемы дары Церкви, которая поставлена на высоте, и будут приносимы жертвы духовные. Глава XIX. Ст. 1. Бремя Египта. Вот Господь взойдет на облако легкое и войдет в Египет, и потрясутся идолы Египетские от лица Его, и сердце Египта истает среди Его. Писаниям обычно к темному присоединять ясное и то, что прежде выражено загадочно, высказывать ясными словами. Поэтому и в настоящем месте после угрозы Египту: горе земле осеняющей крыльями, которая находится по ту сторону рек Эфиопских и прочего изложенного в речи пророческой, теперь делает смысл более ясным и угрозу обращает прямо к Египту, – что не чрез ангелов, а Сам Господь придет на облаке легком, т. е. быстром, и войдет в Египет, и идолы Египетские вострепещут и истает сердце храбрых и исполнится пророчество Иезекииля: истреблю изваяния и упраздню идолов в Мемфисе ( Иез. 30:13 ). Некоторые все это пророчество относят ко временам Спасителя, когда Он вошел на облако легкое, т. е. тело человеческое, которое принял от Девы, не отягченное никаким семенем человеческого смешения, или что Он поднят был облаком легким, т. е. телом девственным, и при входе Его вострепетали все демоны, и тогда-то произошло первое падение демонов, не могшее перенести присутствие Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010