По возвращении из сего путешествия, Димитрий назначил святому Ионе жить на митрополичьем дворе. Он остался в Москве, но для того, чтоб быть всегдашним обличителем беззаконного князя и ходатаем за Василия. Святитель непрестанно повторял Димитрию: «Ты поступил несправедливо и меня ввел в грех и стыд. Тебе бы следовало выпустить князя на свободу, а ты и детей его засадил с ним в неволю. Ты мне дал свое правое слово, и сделал меня обманщиком. Какой вред может причинить тебе князь, лишенный зрения, с малыми детьми? Если еще ты сомневаешься в том, возми с него клятву, при свидетельстве нашем епископском». Шемяка решился созвать епископов на совет об этом деле и, положив дать отчину Василию на его содержание, отправился вместе с епископами и знатнейшим духовенством в Углич. Здесь он объявил Темному свободу и дал ему в удел Вологду (в сентябрь 1446 г.). Известно, что Василий не долго оставался в таком положении. Пользуясь усердием людей ему преданных и успокоенный советом любивших отечество иноков, Кирилловского игумена Трифона и Ферапонтовского Мартиниана 24 , он оставил Вологду и чрез пять месяцев (17 февр. 1447 ) снова занял престол великокняжеский, беззаконно у него отнятый 25 . Враги его спешили теперь примириться с ним 26 . Когда же Шемяка и после заключения мирного договора не переставал коварствовать и заводить новые смуты в государстве; тогда Собор пастырей Русских издал против него грозное обличительное послание. Припоминая неправды Юрия и пагубные для России дела Шемяки, особенно осуждая поведение клятвопреступного князя после договора с Великим Князем, пастыри церковные страхом отлучения призывали его к покорности и миру. В числе сих святителей находим и Владыку Рязанского Иону, который по прежнему занимал третье место в сонме иерархов; и может быть, из его уст истекли помещенные в послании укоризны за хульные речи на епитрахили епископския 27 . Так Василий был восстановлен на великокняжеском престоле, и первый шаг к этому сделан чрез освобождение его из Углича, исходатайствованное святым Ионою.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

680 ...в Ынде 4 годы... – Афанасий Никитин пробыл в Индии, как мы можем полагать, с середины 1471 до начала 1474 г.; см. приведенные далее известия индийских хроник ο времени взятия городов, упоминаемых Никитиным, и указания на соотношения между датами русского календаря и мусульманского лунного календаря. 681 ...коли князь Юрьи под Казанию был, тогды его под Казанью застрелили. – Речь идет, очевидно, ο походе на Казань русских войск под предводительством брата Ивана III князя Юрия Васильевича Дмитровского, закончившемся в сентябре 6978 (1469) г.; вне комментируемого памятника сведений ο после Ивана III в Ширван Василии Папине нет. 683 Василий Мамырев (1430–1490) – великокняжеский дьяк, оставленный Иваном III вместе с И. Ю. Ряполовским в Москве во время нашествия хана Ахмата в 1480 г. и руководивший в 1485 г. строительством укреплений во Владимире. 684 За молитву... Афонасья Микитина сына. – Отчество («фамилия») автора «Хождения за три моря» упоминается только в начальной фразе памятника, восполненной в издании по Троицкому списку (в летописном изводе ее нет). 687 ...дориа Стебольская. – Черное море именуется также Стебольским (Стамбульским) по греческому народному и турецкому названию Константинополя – Истимполи, Стамбул. 688 ...от Спаса святаго златоверхаго... – Главный собор Твери (XII в.), по которому и Тверская земля именовалась часто «домом святого Спаса». 691 Борис Захарьич – воевода, возглавлявший тверские войска, помогавшие Василию Темному в борьбе с его противником Дмитрием Шемякой, представитель рода Бороздиных, перешедших впоследствии на московскую службу. 692 ...монастырь Колязин ко святй Троицы... Борису и Глбу. – Троицкий монастырь в тверском городе Калязине на Волге был основан игуменом Макарием, упоминаемым у Никитина; церковь Бориса и Глеба находилась в Макарьевском Троицком монастыре. 694 ...прихалъ... на Кострому ко князю Александру... – Кострома на Волге входила в число непосредственных владений великого князя московского. 695 ...в Новгород в Нижней... – Нижний Новгород с 1392 г. входил в состав владений великого князя московского; наместник Михаил Киселев – видимо, отец Φ. Μ. Киселева, получившего жалованную грамоту Ивана III до 1485 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Строгим соблюдением иноческих правил преподобный Мартиниан возвысил и прославил Ферапонтову обитель, привел ее в цветущее состояние. Святому игумену помогали многими средствами князья Иоанн Можайский (†1462) и Михаил Верейский (†1484), внуки великого князя Димитрия Донского, в вотчине которых находился монастырь. Преподобный Мартиниан, будучи поборником правды и справедливости, оказал духовную поддержку великому князю Московскому Василию Васильевичу (Темному) (1415 – 1462) в трудное для него время, когда московский престол захватил его двоюродный брат князь Звенигородский Димитрий Шемяка. Князь Василий был ослеплен, сослан в Углич, затем получил в удел Вологду. Когда он выступил в поход, чтобы возвратить потерянный им московский престол, преподобный Мартиниан принял его в своем монастыре, где отслужил молебен Пресвятой Богородице и преподал ему благословение. По молитвам преподобного Мартиниана удалось избегнуть кровопролития: князь Димитрий Шемяка без боя удалился из Москвы. Возвратив великокняжеский престол, Василий Васильевич вызвал в 1448 году преподобного Мартиниана и назначил его игуменом в Троицкой обители преподобного Сергия, а также избрал его своим духовником. Высокое положение игумена Троице-Сергиевой Лавры нисколько не изменило строгого подвижника. Когда великий князь Василий несправедливо осудил одного боярина, преподобный Мартиниан лишил князя благословения. Раскаявшийся князь вынужден был просить прощения. С тех пор он еще более возлюбил своего духовного отца, слушался его во всем и глубоко почитал. Приближаясь к старости и ища уединения, преподобный Мартиниан в 1455 году вернулся в любимую его сердцу Ферапонтову обитель. Несмотря на телесную немощь, он не оставлял не только келейного правила и поста, но и служб церковных; когда же одряхлел и не мог ходить, его водили в храм под руки. Приобщившись Святых Тайн, преподобный Мартиниан мирно преставился ко Господу в воскресенье 12 января 1483 года в возрасте 86 лет, прожив в иночестве более 70 лет. Он был погребен близ церкви Пресвятой Богородицы, слева от алтаря. Спустя 31 год, в 1514 году, были обретены святые мощи преподобного Мартиниана. Впоследствии они прославились многими чудесными знамениями и исцелениями больных, с верою притекавших, а также исцелениями одержимых. Память обретения мощей совершается 7 октября. На месте их обретения сооружен придел, освященный во имя преподобного Мартиниана, а в 1643 г. устроена рака.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Преподобный Варлаам Важский, или Шенкурский (+ 1462) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 19 июня в день преставления и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых Прп. Варлаам, в миру боярин, воевода Василий Своеземцев, принадлежал к древнему новгородскому боярскому посадничьему роду. Деды его ходили на далекий север к диким языческим племенам, отражали их набеги на Новгородские пределы, завоевывали их земли и, присоединяя их ко владениям Господина Великого Новгорода, заселяли новгородскими крестьянами. Они обращали язычников в христианство и вели торговлю с мирными племенами. От отца и деда унаследовал боярин Василий Степанович обширные земли на реке Ваге, в нынешней Архангельской области. Жили там бродячие языческие племена. Чтобы обратить их в христианство и сделать оседлыми, он основал на реке Пинеге город того же имени. Но управлял он этим землями не сам, а через других лиц. Сам он жил в Новгороде и принимал участие в управлении им. Не раз приходилось ездить ему послом к вел. князю Василию II Темному. Не раз приходилось водить войска против воинственных диких языческих племен: так, он победил страшного князя вогуличей — Асыку, убийцу святителя Питирима, епископа Пермского (память его 29 янв.). В преклонном возрасте он удалился в основанный им на реке Ваге вблизи Шенкурска Иоанно-Богословский монастырь, принял там постриг с именем Варлаама и последние годы своей жизни провел в суровых иноческих подвигах. Скончался прп. Варлаам в 1462 г. В 1552 г. было записано первое чудо, совершившееся на его могиле, а в 1630 г. он был причислен к лику святых. Святые мощи его почивали до последнего времени под спудом в церкви его упраздненного монастыря, ставшей приходской. • В 1444 г. на р. Ваге, притоке Северной Двины, был основан Иоанно-Богословский мопастырь. Место это ныне в Шенкурском р-не Архангельской обл. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/437363/

Идею генеалогической преемственности власти тверских князей от киевских развивает «Родословец», предвосхитивший появление в XVI в. Степенной книги. Около 1453 г. инок Фома, являвшийся, по предположению А. А. Шахматова, придворным летописцем тверского князя, создает «Слово похвальное о благоверном и великом князе Борисе Александровиче », использовав в качестве литературных образцов «Слово о житии и о преставлении Дмитрия Ивановича», «Житие Александра Невского», анонимное «Сказание о Борисе и Глебе», «Слово о законе и благодати» Илариона, Фома создает риторический панегирик «богоутвержденному на отчем престоле царю и самодержу» Борису Александровичу Тверскому. Хвалу «царствующему самодержавному государю» воздают участники Флорентийского собора: византийский император Иоанн, патриарх и двадцать два митрополита. К такому литературному приему Фома прибегает для того, чтобы придать своему панегирику большую авторитетность. Тверской князь сопоставляется с императорами Августом, Константином, Юстинианом, Львом Премудрым, с библейскими героями Моисеем, Иосифом. Прославляется строительная деятельность Бориса Александровича, создание тверского кремля, монастырей и церквей, которые блестят, как «некий венец благолепия». Фома изображает тверского князя в роли политического руководителя и самодержавного правителя всей Русской земли. Борис помогает Василию Темному в борьбе против Дмитрия Шемяки и скрепляет дружбу с московским князем браком своей дочери с его сыном. Таким образом, Фома стремится подчеркнуть, что политическим центром Руси является Тверь, а ее князья, преемники киевских, – царями и самодержцами всея Руси. Эти идеи не могли получить поддержки в Москве, и после присоединения Твери в 1485 г. «Слово похвальное» утратило свое значение. Именно этим объясняется тот факт, что оно дошло до нас в единственном дефектном списке. Переводная литература Со второй половины XIV в. усиливаются культурные связи Руси с Византией и южнославянскими странами. Центром культурного общения славяно-греческого мира является Афон. Благодаря этому более интенсивной становится переводческая деятельность на Руси, сосредоточенная преимущественно при митрополичьей кафедре в Москве. Здесь значительно пополняется фонд переводной исторической, патристической и агиографической литературы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Первым русским историком был Нестор, инок Киево-Печерской обители. Помогая князьям, умиряя споры их между собою, духовенство приобретало всегда исключительное значение в тяжкие для Руси годины. Во время страшного татарского нашествия митрополит Кирилл, лишенный крова в разрушенном Киеве, весь поглощен был поддержанием духа князей и народа. Разъезжая по государству, он бодрил усталых, успевая устроять и общественный быт. Святой митрополит Петр сумел в 1313 г. получить от хана Узбека ярлык, подтвердивший добытые митрополитом Кириллом права духовенства. «Да никто,– писалось в ярлыке, – не обидит в Руси Церковь соборную, Петра митрополита и людей его, архимандритов, игумнов, попов». Вокруг Церкви сплачивался порабощенный народ, духовенство же, понимая свой религиозный и государственный долг, – поддерживало Великих Князей. Святитель Петр, сам уроженец Волыни – по-нынешнему «украинец», – проникновенно возвеличил значение Московского княжества. Крестник Московского Князя Иоанна Даниловича Калиты, сын черниговского боярина Бяконта, – святой Алексий, митрополит Московский, в малолетство Димитрия Иоанновича Донского правил государством, отстояв для него Велико- княжеский Престол. По его же, святителя Алексия, приказанию приводил Преподобный Сергий Радонежский к повиновению законной власти восстававших против нее: в 1365-м – князей Суздальских, в 1385-м – Олега Рязанского. Святитель митрополит Иона и с ним все проникнутое государственным сознанием духовенство помогло злодейски ослепленному Великому Князю Василию Васильевичу II Темному одолеть сопротивление удельных князей, препятствовавших единодержавию. Духовенство – «служители алтаря», как говорилось в грамоте, – грозили анафемой главному врагу Великого Князя князю Димитрию Шемяке. Когда созрело время свержения татарского ига, духовенство оказало решительное влияние на медлившего, осторожного Uoahha III . Митрополит Геронтий, архиепископ Ростовский Вассиан, игумен Троицкий Паисий и другие убедили Иоанна сразиться с татарами. «Вся кровь падет на Тебя,– говорил ему древний старец Вассиан, – за то, что, выдавши христианство , бежишь прочь, бою с татарами не поставивши и не бившись с ними.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Иона в 1447 г., вместе с владыками ростовским, суздальским, коломенским и пермским, от имени всего духовенства, обратился к нему с грозным обличением, сравнивая с «братоубийцами» Каином и Святополком Окаянным. Изложив все его вины и измены, духовенство заканчивало послание так: «Мы, служители алтарей, по своему долгу молим тебя, господин князь Димитрий, очистить совесть, удовлетворить всем праведным требованиям великого князя, готового простить и жаловать тебя из уважения к нашему ходатайству, если обратишься к раскаянию. Когда же в безумной гордости посмеешься над клятвами, то не мы, но сам возложишь на себя тягость духовную: будешь чужд Богу, церкви, вере и проклят на веки со всеми твоими единомышленниками и клевретами». Святитель Иона, уведомляя о посвящении своем в 1448 г. в митрополиты «князей, панов, бояр, наместников, воевод и все Христоименитое Господне людство», обличая Шемяку, призывал их подчиняться Василию Темному. В заключение он писал: «Если же не станете бить челом своему господарю, и прольется от того кровь христианская, то вся эта кровь взыщется от Бога на вас, за ваше окаменение и неразумие; будете чужды милости Божией, своего христианства, благословения и молитвы нашего смирения, да и всего великого священства; Божия благословения не будет на вас; в Земле вашей никто не будет больше называться христианином, ни один священник не будет священствовать, но все Божии церкви затворятся от нашего смирения». Соловьев, в связи с этими выступлениями духовенства, пишет: «Если русское духовенство, в лице своего представителя, митрополита, так сильно содействовало возвеличению Москвы, то одинаково могущественно содействовало и утверждению единовластия, ибо в это время духовенство сознательнее других сословий могло смотреть на стремление великих князей Московских, вполне оценить это стремление. Проникнутое понятиями о власти царской, власти получаемой от Бога и независящей ни от кого и ни от чего, духовенство по этому самому должно было находиться постоянно во враждебном отношении к старому порядку вещей, к родовым отношениям, не говоря уже о том, что усобицы княжеские находились в прямой противоположности с духом религии, а без единовластия оне не могли прекратиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Разгневанный царь лишил святителя его сана, заточил в монастырь и впоследствии приказал умертвить его. Мужественный архипастырь хорошо знал, что ожидало его за такие обличения, «но если умолчу об истине, какой же я епископ?» – говорил он другим святителям, которые были ему преданы (оттуда же). ж) В Киево-Печерский монастырь пришла вдова, которую обидели в суде, и, встретив преподобного Феодосия, спросила, где бы ей найти игумена. «Чего ты ждешь от него? Он человек грешный», – сказал Феодосий. «Грешен ли он – не знаю, – отвечала вдова, – а знаю, что он многих избавляет от бед, потому и я пришла просить его о защите». Феодосий расспросил женщину об ее деле и обещал ей сказать игумену, а сам пошел в суд и устроил так, что все, несправедливо отнятое у вдовы, было ей возвращено (оттуда же). з) Галичский князь Димитрий Шемяка опустошал вологодскую страну, принадлежавшую московскому князю Василию Темному, с которым он был во вражде. Жители бросали свои жилища, скрывались в лесах, умирали с голоду. Пр. Григорий Вологодский (30 сентября) пошел к князю Димитрию и просил прекратить опустошения. «Ты творишь дела не христианские, – говорил ему преподобный, – язычники не знают Бога и Его закона, а ты, князь, православной веры и что делаешь? Твое войско предает смерти своих же соотечественников; одни из православных погибли от голода; другие замерзли, многие неизвестно куда пропали; вопль вдов и сирот вопиет против тебя пред Богом, и Господь скоро отомстит за обиды». Шемяка, разгневавшись, приказал бросить Григория с моста, но после одумался и оставил Вологду (оттуда же). IX. Спасение от смерти ближних. Представим несколько рассказов объясняющих эту св. заповедь христ. веры. а) Император Константин послал трех вельмож во Фригию для усмирения возникшего там мятежа. Буря заставила их на время остановиться в ливийской епархии. Здесь воины, бывшие с ними, стали было обижать граждан ливийских. Святитель Николай, бывший тогда епископом этой области, как только узнал об этом, – тотчас же поспешил сюда и кроткими убеждениями остановил их дерзкие поступки.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

форме. Особенно замечательны в этом житии слова святителя великому князю Василию Темному, при увещании не поднимать оружия против Новгорода: «Не твори неправды и не дерзай порабощать людей свободных». (Мои Рассказы из Ист. рус. Церкви, изд. 1873 г., стр. 285). По «Иконописному Подлиннику»: «подобием стар, сед, в белом клобуке, брада доле Сергиевы, риза святительская». (Филимонов, стр. 186). 120. Святый Серапион архиепископ преставися во изгнании в лето 7067 месяца марта в 16 день и положен быть у Троицы в Сергиеве монастыре Постриженник основанного преп. Сергием Радонежским Успенского Дубенского монастыря, что на острову; с 1493 года игумен Троицкой Сергиевой обители, а в 1506 году архиепископ Новгородский. За то, что преподобный игумен Волоколамский Иоасаф, состоявший в Новгородской епархии, без его ведения и разрешения, перешел с своею обителью в область великого князя и митрополита, отлучил он Иосифа от Церкви. Великий князь Иоанн принял это за оскорбление своей власти, и Серапион, вызванный в Москву в мае 1509 г., заключен был в Андрониев монастырь, даже подвергся запрещению; но потом дозволено ему жить на покое в Сергиевой Лавре, где он свято почил 16 марта 1516 года. В оправдание свое писал он послание к митроп. Симону, где смело защищал свое дело и доказывал несправедливость других правилам церкви. Послание – в Новгородской Соф. библ. (Филарет «Обзор. Р. Дух. Литерат.» стр. 184). В житии его легко заметить цель биографа – оправдать архиепископа от обвинений, взводимых на него сторонниками Иосифа Волоколамского. Это усиливает интерес жития (Ключевский, стр. 201). Мощи под спудом почивают близ Троицкого собора Лавры, в так называемой Серапионовской палатке. Память совершается в день преставления. По «Иконописному Подлиннику» под 16 марта: «преставление иже во святых отца нашего Серапиона архиепископа Новгородскаго чудотворца: подобием стар, сед, аки Сергий Радонежский, брада таковаж, власы не с ушей, мантия со источники, испод дич с белилом, в руках Евангелие». (Филимонов, стр. 294). О монастыре, в котором пострижен и первоначально настоятельствовал св. Серапион см. статью мою «Успенский Дубенский монастырь» в Чтениях Имп. Общ. Ист. и Древн. Российских. (1859, кн. 4). 121. Святый Феоктист архиепископ преставися в лето 6800

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Св. митрополит Иона. После бегства м. Исидора, русские епископы, по желанию великого московского князя, собрались и выбрали своим митрополитом рязанского епископа Иону, которого и раньше, еще до Исидора, желали иметь своим первосвятителем. Русские епископы сами посвятили м. Иону, так как в Греции в то время, по случаю нашествия турок, происходили большие смуты и прервались сношения между Русью и Грецией. Великий князь Василий Темный послал в Царьград грамоту, в которой писал, что м. Иона посвящен русскими архиереями по великой нужде, а не по гордости, как и прежде иногда делалось; что русская церковь до скончания века пребудет в православии, всегда будет искать благословения греческого патриарха и во всем будет согласна с ним. С того времени московские митрополиты начали поставляться у себя на Руси своими русскими архиереями и перестали ездить за посвящением в Царьград. Так русская церковь со времени м. Ионы сделалась уже самостоятельною, независимою от константинопольского патриарха. В то же самое время литовский князь добился назначения особого митрополита для западно-русских православных епархий, входивших в состав литовского княжества. Так, со времени м. Ионы, русская, прежде бывшая единая, церковь разделилась надолго на две церкви-митрополии: северо-восточную, или московскую, и юго-западную, или киевскую. Митрополит Иона отличался великим благочестием. В то же самое время он проявил широкую патриотическую деятельность. Вместе с другими русскими иерархами он горячо стоял за установившийся в Москве к тому времени порядок престолонаследия от отца к сыну. Поэтому, он деятельно помогал Василию Темному в борьбе с его противниками и особенно с Димитрием Шемякою. Так, вскоре по вступлении на митрополичью кафедру, Иона писал во все русские области окружную грамоту. В этой грамоте он горячо и сильно обличал клятвопреступление Шемяки, увещевал его сторонников пощадить свои души, не проливать христианской крови, покориться великому князю, причем непокорным угрожал проклятием. Когда затем Шемяка ушел в Новгород, то митрополит Иона несколько раз отправлял туда своих послов с грамотами, в которых убеждал новгородцев не поддерживать Шемяку и не иметь общения с ним, как с отлученным от церкви, если он не примирится с московским великим князем. Митрополит Иона скончался 31 марта 1461 г. Русская церковь причислила его к лику святых. VII. Возвышение Москвы

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/ot...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010