Брат, потушив свечу, заснул. Но я даже не мог раздеться, лег не раздеваясь и, как только тоже дунул на свечу и на миг забылся, тотчас же увидел себя в зале – и в диком ужасе очнулся. Я сел и с бьющимся сердцем стал смотреть в темноту, слушать малейший шорох. Все было необыкновенно, страшно тихо, – слышалось только отдаленное, невнятное чтение в зале… Я сделал над собой крайнее усилие, скинул ноги с дивана, распахнул дверь кабинета, на цыпочках перебежал темный коридор и прильнул ухом к двери, под которой светилось из зала. – Господь царствует, он облечен величием, облечен Господь могуществом, – негромко, деревянно и поспешно говорил за дверью дьячок. – Возвышают реки, Господи, возвышают реки голос свой, возвышают реки волны свои… В начале ты основал землю, и небеса – дело рук твоих… Они погибнут, а ты пребудешь, и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, ты переменишь их… Да будет Господу слава вовеки, да веселится Господь о делах своих! Дрожь восторженных слез охватила меня, я пошел поспешно по темному коридору в темную заднюю прихожую и на заднее крыльцо. Я обошел дом и остановился среди двора. Было темно и как-то особенно, как бывает только ранней весной, чисто, свежо, тихо. Земля подмерзла, была тугая. Какое-то тончайшее и чистейшее дыхание чуть серебрилось между землей и чистым звездным небом. В тишине, вдали, мерно и глухо шумела в долине весенняя река. Я посмотрел в темноту за долину, на противоположную гору, – там, в доме Виганда, одиноко краснел, светился поздний огонек. – Это она не спит, – подумал я. «Возвышают реки голос свой, возвышают реки волны свои», – подумал я, и огонек лучисто задрожал у меня в глазах от новых слез – слез счастья, любви, надежд и какой-то исступленной, ликующей нежности. Книга третья I Та страшная весенняя ночь в Васильевском памятна мне тем более, что она была накануне похорон. Я заснул в эту ночь лишь под утро. Я не в силах был вернуться в дом сразу, – слишком зловеще темнели в звездном свете его очертания и чернела возле крыльца крышка гроба… Я ушел в поле, долго шел в темноте куда глаза глядят… Вернулся я, когда на востоке уже белело и по всему селу пели петухи, прокрался в дом тем же задним ходом и тотчас заснул.

http://azbyka.ru/fiction/zhizn-arseneva/

Глава 28. ОСОБЫЕ СПОСОБНОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ У ЧЕЛОВЕКА Верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит. Ин. 14, 12 Не должны находиться у тебя... прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых. Втор. 18, 10-11 Помимо обычных у человека могут быть и особые способности, которые надо различать по их происхождению и значению для жизни души и вечности. Высшей степенью очищения сердца человеческого является святость. Святым после совершения ими великих трудов и подвигов и по очищении их сердца даруются от Бога и необычайные способности. Про это знают все, кто читал жизнеописания святых. Сюда относятся чтение чужих мыслей, дар пророчества (предсказание будущего), дар исцеления болезней, изгнание бесов из одержимых ими, хождение по водам и т. д. — включительно до воскрешения мертвых (телом). Для верующих христиан в этом нет ничего удивительного, поскольку Спаситель говорил: «Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: " Перейди отсюда туда " , и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас» (Мф. 17, 20). Также, если бы вы «сказали смоковнице сей: исторгнись и пересадись в море, то она послушалась бы вас» (Лк. 17, в). «Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы» (Мк. 16, 17-18). Можно ли, однако, стремиться христианину к откровениям или к особым дарам благодати? Архиепископ Иоанн так отвечает на этот вопрос: «Не откровений надо искать, а верности. В откровениях Господь служит человеку, а в верности человек служит своему Господу». Но помимо Бога существует и сатана — «князь мира сего» (Ин. 14, 30) — и подвластный ему темный космический мир злых духов. По неисповедимым судьбам Божиим этому темному миру также дана возможность влиять на незащищенных благодатью Божией людей и также давать им особые способности.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1872...

Давая своим ученикам пример смирения и покорности судьбе, Спаситель давал им обетования возвышения такого, какого никогда не удостаивались ни подданные, ни правители. Сонму, собравшемуся в назаретской синагоге, Он объявил, что, согласно с древним пророчеством, Он пришел «проповедать евангелие бедным, исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение и отпустить измученных на свободу» ( Лк.4:16–21 ). Галилеянам – народу темному – Он возвещал, что «исполнилось время и приблизилось Царствие Божие», что они должны «покаяться и веровать во евангелие» ( Мк.1:15 ; Мф.4:17 ). Лицам, из каких обыкновенно составляются толпы, давал такого рода обетования: «блаженны плачущие, ибо они утешатся; блаженны кроткие, ибо они наследуют землю; блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» ( Мф.5:4–7 ). «Не бойся, малое стадо , – ободрял Он, – ибо Отец наш благоволил дать вам царство» ( Лк. 12:32 ). Пред этими смиренными и простодушными последователями Он постепенно раскрывал тайны Своего пришествия и благовестия. «Взгляните на птиц небесных; они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы, и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?» ( Мф.6:26 ) – внушал Он толпе народа, которую не раз Ему приходилось чудодейственно питать. Бедным и униженным дается в защитники Сам Отец небесный с Его бесконечным могуществом и с бесконечной же благостью. Итак, люди должны перестать обращать свой взор к божествам страшным или нечистым; им открыт теперь Бог совершеннейшей любви и бесконечной благости, который будет порукой за освобождение человека через Сына. Невидимый мир перестанет для него быть предметом ужаса, поддерживавшего ужасы земные. Бедственное положение человека среди суеверия и страха, не растворяемых ни одной каплей упования и истины, кончилось. Равным образом, человек перестал, по крайней мере в собственном сознании, быть всецелой жертвой угнетения общественного. Его бытие, его привязанности не зависят уже более от его собратий, по крайней мере не зависят от них одних. Все, что он имеет в себе самого благороднейшего, все лучшее, что он надеется получить, все это получено или получится от Бога. Таково было в начале освобождение человека Христом. Бог нисшел к человеку со Своей высоты, чтобы поднять его рабствующий дух из того глубокого унижения, какое приготовили ему человеческое насилие и самолюбие в течении пяти с половиной тысячелетней истории. Небо приблизилось к земле, чтобы человек заглянул в него и узнал, что землей еще не кончается ни мир Божий, ни человеческая жизнь. «Воля пославшего Меня Отца есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную… Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную» ( Ин.6:40–47 ). Истинный христианин – консерватор по преимуществу, потому что небо предоставляет ему то, чего не дает ему земля, или в чем отказывает ему общество; он способен перенести всевозможные лишения, лишь бы его религиозные убеждения были искренни и глубоки.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Predtec...

Далее пророк замечает, что гумно и точило их (служившее той же цели) не доставят им никакой радости. Они даже не прокормят их; надежда на виноградный сок обманет их, предвещая впереди времена постные и безрадостные. Действительно, Господень завет с ними разорван. Бог вывел их из земли Египетской и сделал их Своим народом, но они возвратятся в рабство (в Египет). Бог дал им Свой Закон и сказал им, что значит быть чистыми пред лицем Его (см. в особенности Лев. 11:1–23 и Втор. 14:3–21 ), однако их уведут в Ассирию и вынудят там есть нечистое. Оба этих суда являются знамением их отделенности от Бога. И вина будет недоставать им, его уже не будут возливать Господу, то есть не станут (наряду с другими приношениями) возливать в жертву Господу больших количеств вина. (Эти приношения называются также возлияниями.) И неугодны Ему будут жертвы их, поскольку они, нечистые и оскверненные, не смогут принести жертву, следуя установлениям закона. Еда во время жертвы станет для них как еда на похоронах. Такая пища не послужит религиозной цели: она будет просто утолять голод (4б). Итак, пророк задает им риторический вопрос: Что будете делать в день торжества? Ответ очевиден: нет ничего достойного, чем могли бы они занять себя. Далее Осия замечает, что, даже если они избегут гибели, бежав в Египет (Мемфис – это северный Египет), они умрут там. 9:7–9 Осмеяние Божьих служителей Повторив предупреждение о грядущем суде, Осия начинает новую тему. Израиль настолько глубоко увяз в грехе и вражде к истинному Богу, что преданные слуги Бога, верно передающие Его слова, почитаются здесь глупцами и помешанными (ср.: 4Цар. 9:11 ). Над такими людьми не просто насмехаются, их гонят и преследуют (ср.: 3Цар. 18:4; 19:10 ; Мт. 23:29–36 ). Слова как во дни Гивы (см. также: 10:9) отсылают нас к темному периоду в истории Израиля и к рассказу о наложнице одного левита с горы Ефремовой и последствиях его преступления ( Суд. 19 – 21 ). Вердикт писателя Книги Судей был таков: «В те дни не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливым» ( Суд. 21:25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Из среды всего человечества Сам Господь избирает для Себя этот народ, это возлюбленное потомство друга Своего, Авраама, чтобы он возвещал славу Его между остальными народами земли и был немерцающим истинным светом во откровение темному язычеству ( Ис.41:8–9, 48:21 ), и делает его предметом Своей постоянной и самой нежной любви и попечительности, «начертывает его на дланях Своих» ( Ис.49:16 ). «Во всякой скорби их Он не оставлял их, и Ангел лица Его спасал их; по любви Своей и благосердию Своему Он искупил их, взял и носил их во все дни древние... вел Моисея за правую руку величественной мышцей Своею, разделил пред ним воды, чтобы сделать Себе вечное имя. Как стадо сходит в долину, Дух Господень вел их к покой» ( Ис.63:9, 12–15 ), в страну меда и млека, в страну благ земных и исполнение обетований небесных. Та же любовь и попечительность окружает его постоянно и здесь, устраняя с пути его исторической жизни все вредное и враждебное ( Ис.5:1–2, 27:3–4 ), направляя путь его к целям его призвания и благополучия ( Ис.41:10, 48:17 ), облегчая и споспешествуя самому шествию по этому пути. И, как избраннику Бога всемогущего, ему не страшно грозное величие соседей-врагов и нет нужды в помощи человеческой: «уповайте на Господа вовеки, ибо Господь Бог есть твердыня вечная, дающий спасение своей любовию и силой, а не стенами и валами» ( Ис.26:4, 1 ); «утомляются и юноши и ослабевают, и молодые люди падают; а надеющиеся на Господа обновятся в силе, поднимут крылья, как орлы» ( Ис.40:29–31 ), «в тишине и уповании крепость» его ( Ис.30:15 ); всякая же надежда на людей тщетна и обманчива, ибо если прострет руку свою Господь, споткнется защитник и упадет защищаемый, и все вместе погибнут ( Ис.31:3 ). Для его благоденствия от него требуется только то, что должен был подсказывать здравый рассудок, чего должно было жаждать не испорченное и благодарное сердце, – сыновняя любовь и совершенная преданность воле его Бога. «О если бы ты внимал заповедям Моим! Тогда мир твой был бы как река, и правда твоя – как волны морския.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Исцеление хромого произвело нужную реакцию, обнаружив подлинное духовное состояние народа и дало апостолам новый повод горячего свидетельства о Истине этим поверхностным и «жестоковыйным» (даже в добрых чувствах своих) людям. «Жестоковыйность» (плотяность религиозная, фанатичность) одинаково далека от Бога как в зле, так и в добре. Можно себе представить сколь мучительна была для светлого, смиренного духа апостолов эта попытка языческого обоготворения их самих. Они, учившие о совершенном обожении человека во Христе, должны были особенно страдать от человеческих стремлений к темному их обоготворению. С разодранными одеждами, крича, апостолы убеждали в толпе эти младенческие сердца простыми, горячими детскими, педагогически трогательными в эту минуту словами: «Мужи! что вы это делаете? И мы – подобные вам человеки, и благовествуем вам, чтобы вы обратились от сих ложных к Богу Живому, Который сотворил небо и землю, и море, и все, что в них, Который в прошедших родах попустил всем народам ходить своими путями, хотя и не переставал свидетельствовать о Себе благодеяниями, подавая нам с неба дожди и времена плодоносные и исполняя пищею и веселием сердца-наши». Из этих слов так и брызжет непосредственная любовь к Богу. Она и зажгла миллионы сердец в мире... Здесь было и материнское утешение народа в младенческом безумстве его. 17. «Некоторые иудеи из Антиохии и Иконий» (14, 19–20) Таких «некоторых иудеев» довольно много было на путях апостолов... Первое гонение на Церковь , как известно, шло из среды этих не веровавших во Христа иудеев; они же раньше просили у Пилата, чтобы он им отдал Варавву, а Иисуса отправил на распятье; это они избрали не Его, но «Варавву» ( Мф. 27, 21 ). Препятствия от них были повсюду. Вся естественная конъюнктура складывалась очень легко в пользу этих врагов истины Христовой. Победа над миром могла быть только по благодати, чрез веру. Благодать должна была быть практически показана в мире. Не только подлинная высота человеческая, но и практическое доказательство сверхприродной сипы Духа Христова должно было прийти в мир чрез крайнюю и всестороннюю слабость всей человеческой – и апостольской – плоти.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovsk...

– Как боги народов земных не спасли народов своих от руки моей, так Бог Езекии не спасет народа Своего от руки моей. Это были дерзкие слова, ибо в них Сеннахирим сравнивал Истинного Бога с ложными богами и утверждал, что Бог не имеет силы спасти Свой народ. И это богохульство было тогда же наказано. В одну ночь Ангел истребил почти все войско Сеннахирима, а вскоре был убит и сам Сеннахирим. Такая участь постигла царя за богохульство. А. Царевский Ропот на Бога У одной женщины умер муж, а вскоре за ним скончались и все дети. Горько плакала неутешная вдова, оставшаяся теперь одинокой. – Помоги тебе Бог перенести скорби, – утешал ее священник. – Видно, на то Божия воля!.. . – Батюшка! – ответила плакавшая вдова. – Неужели вы думаете, что я плачу только о разлуке с покойным мужем и детьми? Хотя и больно, горько мне, но все-таки я надеюсь на том свете увидаться с ними. Нет, мой родимый! Есть более важная причина моих горючих слез! Смогу ли я, грешница, когда-нибудь омыть моими слезами тяжкую вину свою перед Богом? Нет! Верно, никогда не утолить мне праведного гнева Божия! Ведь знаете, батюшка, что я сделала? Как похоронила своего мужа в воскресенье, на первой неделе Великого поста, пришла домой, заперлась в своей спальне, упала там перед образом Божией Матери и стала, как бешеная, роптать... «Матерь Божия! – кричу. – Прибери ж и меня! Не нужна мне теперь жизнь!.. Возьми ее у меня». И вот видите теперь, что со мной делается? Помолитесь за меня, отец родной! – Люди верующие должны избегать ропота на Бога. Это тяжкий грех , – сказал ей пастырь. – Вспомни, что говорил праведный Иов, когда лишился детей: «Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать». Кощунство Среди жалких полей и обширных болот одной из наших губерний стоит небольшая деревушка Перелетиха. Невеселое зрелище представляет она из себя: куда ни взглянешь – везде одни только убогие хаты с полусгнившими соломенными крышами. Обыкновенно унылая и пустынная улица деревушки оживляется только во время великих праздников, когда измученный трудом рабочий люд желает погулять и разогнуть свою спину. Но отдохнуть как следует не удается темному люду. Последние гроши, добытые тяжелым трудом, идут на водку. И пьяное, безалаберное веселье охватывает бедную деревушку, как охватило оно и всю нашу страдалицу Русь.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Кого называют отцом, тому доверяют. Даже человек способен «нежно обходиться с детьми своими». Даже слуга Божий имеет дерзновение говорить: «мы, из усердия к вам, восхотели передать вам не только благовестие Божие, но и души наши». «Тем более Отец Небесный». Поэтому будем просить с сыновним доверием, и не забывать благодарить за все исполненные просьбы. А еще больше – благодарить за просьбы неисполненные. Потому что именно тут, может быть, сильнее всего сказывается Его любовь, которая «не ищет своего» ( 1Кор.13:5 ), не ищет славы и похвал, а ищет только истинной пользы и совершенного блага своему возлюбленному. Четверг. О разделении сатаны в себе Лк.11:14–23 1Сол.2:9–14 Однажды Господь «изгнал беса, который был нем; и когда бес вышел, немой стал говорить». А фарисеи, вместо того, чтобы прославить Исцелителя, и порадоваться за исцеленного, сказали: «он изгоняет бесов силою веельзевула, князя бесовского». Откуда такая мысль? Лишь бы отмахнуться от истины? Или – кто упорно враждует против истины, тот неизбежно начинает верить только в силу бесов? А Господь далее показывает, что в этих словах не Ему укор, но приговор самому темному царству. Он показывает, что и во лжи может быть прославление истины, и тем большее прославление, чем бессовестнее ложь. Он говорит: даже если вы правы, даже если Я «силою веельзевула изгоняю бесов», то значит «сатана разделился сам в себе». Ну а если так, то «как устоит царство его»? Как часто мы наблюдаем смертельную борьбу зла со злом же. Страсти борются за человека. Гневливость разрушает блудные союзы. Тщеславие не дает воли чревоугодию. А иногда низкие страсти в прах сокрушают гордость. Кажется, победил ту или иную страсть, а на самом деле просто хозяин у тебя переменился, а ты так и остался рабом. А в общественной жизни идет борьба тирании с анархией. Только порадуешься, что свергнута жестокая тирания, как наступает такой разгул анархии, что с тоской вспоминаешь прежние времена. А едва кто-то начнет восстанавливать порядок, сразу такие реки крови потекут, что подумаешь: ну его, этот порядок!

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Народ в Листре (14:8-18). Молниеносное исцеление хромого от рождения в Листре произвело на народ ошеломляющее впечатление. Можно было бы сказать слишком большое. Слепота духовная, как и слепота физическая, оставляет человека либо в неподвижности, либо заставляет его делать движения лишние, не нужные, иногда гибельные. И слепые духовно, пред апостолом, либо цедят сквозь зубы лениво: «об этом послушаем в другое время» (Деян. 17:32), либо кричат: «боги в образе человеческом сошли к нам» (Дн. 14:11). Глухие не хотят слушать апостолов, как некое по-новому скучное учение человеческое, или, видя чудо, впадают в такой же восторг, как после насыщения тысяч людей пятью хлебами, и хотят чудотворца сделать своим царем, или причислить к сонму богов. Если Господь Иисус Христос только скорбно уклонился от людей, Царствия Божия не понимающих, то апостолы Павел и Варнава, естественно, возмутились духом до такой степени, что «разорвали свои одежды». Современный, разумный, осторожный, проповедник пожалел бы, конечно, своей одежды… 1900 лет тому назад все было проще и горячее. С жаром бросились в толпу так плохо ею понятые апостолы, так не к славе Христовой понятые. Бросились в народ, крича («громогласно говоря») все, что приведено в стихах 15-17. Исцеление хромого произвело нужную реакцию, обнаружив подлинное духовное состояние народа и дало апостолам новый повод горячего свидетельства о Истине этим поверхностным и «жестоковыйным» (даже в добрых чувствах своих) людям. «Жестоковыйность» (плотяность религиозная, фанатичность) одинаково далека от Бога, как в зле, так и в добре. Можно себе представить сколь мучительна была, для светлого, смиренного духа апостолов, эта попытка языческого обоготворения их самих. Они, учившие о совершенном обожении человека во Христе, должны были особенно страдать от человеческих стремлений к темному их обоготворению. С разодранными одеждами, крича, апостолы убеждали в толпе эти младенческие сердца простыми, горячими детскими, педагогически трогательными в эту минуту словами: «Мужи! что вы делаете? И мы – подобные вам человеки, и благовествуем вам, чтобы вы обратились от сих ложных к Богу живому, Который сотворил небо и землю и море, и все, что в них; Который в прошедших годах допустил всем народам ходить своими путями, хотя и не переставал свидетельствовать о Себе благодеяниями, подавал нам с неба дожди и времена плодоносные и исполняя пищею и весельем сердца наши». Из этих слов так и брызжет непосредственная любовь к Богу. Она и зажгла миллионы сердец в мире… Здесь было и материнское утешение народа в младенческом безумстве его.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1902...

Необходимо повиноваться властителю, " верховодцу верховного согласия " , в любви и понимании его великого значения - вот как вполне по-библейски мыслит Гоголь вслед за другими русскими поэтами. Весьма показательно в этом отношении стихотворение Пушкина " К " , приводимое Гоголем, где государь уподобляется двум великим ветхозаветным пророкам. С одной стороны, пророку Елисею: " Ты проклял нас, бессмысленных детей " (Когда он (Прор. Елисей - В.Ф.) шел дорогою, малые дети насмехались над ним... Он оглянулся и увидел их и проклял их именем Господним. 4 Царств, 2:23-24). С другой стороны, пророку Илье: " Ты любишь гром небес " (Когда они шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо 4 Царств, 2:11). Более того, государь (Император Николай I) сравнивается даже с древним боговидцем Моисеем: " И вынес нам свои скрижали " . Это заставило Гоголя задаться вопросом: а вправе ли Пушкин делать такие сравнения? И его ответ был следующим: " Тот из людей, на рамена которого обрушилась судьба миллионов его собратий, кто среди самих развлечений слышит вечный, неумолкаемо раздающийся в ушах клик Божий, - тот может быть уподоблен древнему боговидцу... " . Пушкин, по словам Гоголя, " сам же упал во прах перед величием возникнувшего в его душе ответа " . Рисуя картину " страданий душевных всего человечества " , которому никто не может помочь, как евангельскому расслабленному, Гоголь показывает, что исцеления можно ждать только от " доселе небывалой любви " , загореться которой может только государь. Вот " высшее, библейское значенье монарха " , которое прозревает автор " Выбранных мест... " . Требуется только, по Гоголю, " воздвигнуть в себе самом ту же брань всему невежественному и темному " (ср. у апостола Павла - наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных Ефес. 6:12). Гоголь завершает эту главу пламенным гимном нашим поэтам, которые " слышали полное определение царя в книгах Ветхого Завета и которые видели волю Бога на всех событиях в нашем отечестве " ; которые " умеют не только простить, но еще торжествовать это прощение, как победу над врагом " ; которых само звание русского писателя обязывает к духовному благородству - им, им песнь и хвала автора. И не в том ли заветная мысль Гоголя, что служение писательское достигает у нас высоты поистине пророческой, а величия поистине царского? Но столь же велика и ответственность. И в этом, наверное, главная дума Гоголя. Дума воистину библейская.

http://pravoslavie.ru/29376.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010