589 ...на Бетюц... – Река Бетюк (Битюг), приток Дона; поход на Бетюк был совершен, согласно великокняжескому летописанию, в связи с известием ο нашествии татар с юга. 591 Георгиа было в Пятокъ велик Страстныя недли. – Весенний Георгиев (Юрьев) день – 23 апреля; летописец отмечает, что в 1441 г. на это число пришлась пятница Страстной недели – день Великого поста. 592 ...отъ Сиди-Ахметовы орды... – «Сиди-Ахмет» (Сеид-Ахмед) – сын хана Тохтамыша, вытеснивший из орды Улу-Мухаммеда. Сеид-Ахметова орда нападала на русские земли неоднократно с конца 40-х и в течение 50-х гг. XV в. Исследователи отождествляют эту орду с Большой Ордой – основной частью распавшейся Золотой Орды (Джучиева улуса). 593 ...князя Ивана Звенигородскаго, намстника коломенскаго... – Иван Александрович Звенигородский – сын Александра Федоровича Звенигородского, перешедшего на московскую службу из Литвы в начале XV в. Звенигородские, как и Оболенские, вели свой род от Михаила Черниговского. 594 ...царевичь, Сиди-Ахметовъ сынъ... и Едегерь... – Β великокняжеском летописании «царевич», предводительствовавший татарским войском в 1451 г., именуется Мазовшей; ο его родстве с Сеид-Ахметом и об Едигере не упоминается. 595 ...посылалъ... Иоана Васильевичя, Кокшенги воевати. – Поход двенадцатилетнего княжича Ивана (будущего Ивана III, очень рано начавшего помогать Василию Темному в государственных делах) в 1452 г. на реку Кокшенгу (к западу от Устюга, в бассейне Северной Двины) был направлен против Дмитрия Шемяки (параллельно с походом Оболенского и Басенка на Устюг); по известию великокняжеского летописания поход был успешным. 596 ...поятъ княжну Марью... – Марию Борисовну, дочь тверского великого князя, с которой Иван III был обручен в 1447 г. 597 ...Андрй Меньший... – Андрей Васильевич Меньший, удельный князь вологодский с 1462 по 1472 г. 599 ...Дмитрей Шемяка Юрьевич умре со отравы... – Β Ε слухи об отравлении Шемяки переданы подробнее: «...а привозилъ с Москвы Стефанъ Бородатый дьякъ къ Исаку к посаднику к Богородицкому (правильнее Борецкому. – Я. Л.), а Исак деи подкупилъ княжа Дмитреева повара, именем Поганка, тъй же дасть ему зелие в куряти. И пригна с встью на Москву к великому князю Василей Бда подьячей; князь же велики пожаловалъ его дьячествомъ, и проркоша ему людие мнози, яко не надолго будеть времени его, и помал сбысться ему». Β великокняжеском летописании об отравлении ничего не говорится, но указывается, что подьячий Беда, «пригнавший» с вестью ο «напрасной смертьи» Шемяки, «оттол, бысть дьяк».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Несколько лет звание московского митрополита оставалось незанятым. В Киеве, после учреждения Витовтом отдельной митрополичьей кафедры, были свои митрополиты, но Москва не хотела знать их. Рязанский епископ Иона, как уже нареченный русскими духовными митрополит, имел между ними главенствующее значение и влияние, а наконец в 1448 году этот архиерей был возведен в сан митрополита собором русских владык помимо патриарха. Событие это было решительным переворотом: с этих пор восточно-русская церковь перестала зависеть от цареградского патриарха и получила полную самостоятельность. Средоточие ее верховной власти было в Москве. Обстоятельство это окончательно подняло то нравственное значение Москвы, которое намечено было еще митрополитом Петром, поддерживалось Алексием, получило большой блеск от перенесения иконы Богородицы из Владимира. С этих пор русские земли, еще непокорные Москве и думавшие оградить от нее свою самобытность - Тверь, Рязань, Новгород, привязывались крепче к Москве духовною связью. Усевшись в Москве, слепой великий князь назначил своим соправителем старшего сына Ивана, который с тех пор стал называться, как и отец его, великим князем: так показывают тогдашние договорные грамоты. Тогда началась и постепенно расширялась политическая деятельность Ивана: достигнув совершенного возраста, он, без сомнения, вместо слепого родителя, еще при жизни его руководил совершавшимися событиями, которые клонились к укреплению Москвы. Князь Димитрий Шемяка, вынужденный дать так называемую «проклятую грамоту», в которой клятвенно обещал отказаться от всяких покушений на великое княжение, не переставал оказывать вражду к Василию Темному. Духовенство писало Шемяке увещательную грамоту, Шемяка не слушал нравоучений, и московское ополчение, напутствуемое благословениями Ионы, двинулось на Шемяку в Галич вместе с молодым великим князем. Шемяка потерпел поражение и бежал в Новгород, где новгородцы дали ему приют. Галич со своей волостью был вновь присоединен к Москве. Шемяка продолжал злоумышлять против Василия, взял Устюг и там было утвердился, но молодой великий князь Иван Васильевич выгнал его оттуда; Шемяка опять бежал в Новгород.

http://sedmitza.ru/lib/text/435588/

Дело о поставлении Ионы замедлилось вследствие усобиц, начавшихся у кн. Василия с двоюродными братьями. Только в 1448 году святитель Иона собором русских епископов поставлен был в сан митрополита. В Грецию была написана грамота, в которой объяснялось, что русская церковь не разрывает союза с греческой, что поставление митрополита совершено теперь в России по великой нужде от турок, по неудобству сношений, да и потому, что в России неизвестно даже, есть ли патриарх в Царьграде. В 1453 г. Царьград взят был турками. Иона утешил патр. Геннадия посылкой даров и просил благословения. Вероятно, в это время русской церкви дано было право поставлять митрополита независимо от греческой церкви; русская митрополия сделалась самостоятельной и поставлена была первой после иерусалимского патриархата. Во время своего святительства Иона ревностно трудился на благо церкви и много содействовал соединению русского государства и охранению его от врагов. Управляя церковными делами, Иона помогал вел. кн. Василию Темному в борьбе с мятежными удельными князьями, особенно с Димитрием Шемякой. В окружной грамоте он обличал клятвопреступление Шемяки, убеждал всех быть верными вел. князю, а некоторым угрожал проклятием. Когда вел. кн. воевал с татарами, Иона увещал удельных князей и народ общими силами бороться с врагом. «Кому случиться умереть на той брани, – писал он им, – те, подобно древним мученикам, примут от Христа венец за подвиг мучения». Сам святитель показывал пример твердости духа и неустрашимость. Во время одного нашествия на Москву татар, когда страшный пожар опустошал столицу и вражеские стрелы летели в Кремль, он на стенах его спокойно совершал крестный ход. Опасность же была так велика, что один инок, стоявший подле святителя, пал от стрелы врагов. Во дни митроп. Ионы совершилось разделение русской митрополии на две: северо-восточную и юго-западную (1459 г.). Бывали и прежде по временам особые митрополиты для юго–западных епархий, но все же сознание единства преобладало. И святитель Иона был единым митрополитом всей Руси.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Смоленская икона в кафедральном соборе Смоленска. Фото Прокудина-Горского, 1912 wikipedia.org /Общественное достояние B XIV cmoлemuu, впервые со дня принесения в Смоленск, икона покидает город — ее переносят в Москву. Кто и по какому поводу перенес икону в Москву, достоверно неизвестно — на этот счет есть несколько версий. Так, по одной из версий, последний князь Смоленский, изгнанный из города в 1404 году литовским князем Витовтом, прибыл в Москву, куда и привез икону вместе с другими реликвиями. На новом месте чудотворный образ поместили «в кремлевской церкви Благовещения», то есть в известном теперь Благовещенском соборе Московского Кремля, справа от царских врат. Читайте также: Новодевичий монастырь: там, где Москва простилась со святыней Однако в Москве икона пребывала недолго: уже в следующем, XV beke, горожане решили обратиться к великому князю Василию Темному с просьбой вернуть образ обратно в Смоленск. Для этого в 1456 году в Москву прибыл смоленский епископ Мисаил. Князь дал свое разрешение на возвращение чудотворного образа, и с этим связан еще один важный момент. Дело в том, что икону вынесли из Москвы с крестным ходом и сопровождали ее на протяжении двух верст. В честь возвращения Смоленска под власть русских князей великим князем Василием III ha месте расставания москвичей с иконой был основан в 1524 году Новодевичий монастырь. В новоустроенной обители был поставлен список с чудотворного образа Божией Матери «Смоленская» и установлены праздник и крестный ход в его честь. Смоленская икона Божией Матери. Москва, 1456 год shakko /Wikipedia/ CC BY-SA 4.0 Есть сведения, что чудотворный Смоленский образ Божией Матери побывал в Москве еще один раз. В 1666 году его привез архиепископ Смоленский Варсонофий с целью поновить почерневший от времени образ. Следующие значимые события, связанные со Смоленской иконой Божией Матери, произошли уже в начале XIX beka. Во время Отечественной войны 1812 года икона была вынесена из Смоленска епископом Иринеем (Фальковским), который доставил ее в Москву. Изначально ее поместили в храме святого Василия Неокесарийского на Тверской-Ямской улице, а в дальнейшем перенесли в Успенский собор Кремля (перенесение это возглавил преосвященный владыка Августин). По дошедшим до нас сведениям, в самый день Бородинского сражения — 26 августа (7 сентября) — владыка Августин вместе с грузинскими епископами Ионой и Пафнутием с крестным ходом обносил Смоленскую икону Божией Матери вокруг Белого города, Китай-города и Кремля. Когда войска Наполеона были изгнаны из России, икона была возвращена в Смоленск, где и пребывала вплоть до 1941 года.

http://foma.ru/smolenskaya-ikona-bozhiey...

359 Нсть бо, нсть лз... заточену быти... – Цитата из летописи, восходящей к Московскому летописному своду 90-х гг., возможно Вологодско-Пермской летописи. 364 ...великому князю Тферскому Борису Александровичю... – Борис Александрович, великий князь Тверской (1425–1461), в борьбе за великокняжеский престол союзник сначала Дмитрия Шемяки, затем – Василия Темного. 365 ...великаго князя Иоанна... – Иван III Васильевич, сын Василия Темного, с 1462 г. великий князь Московский, проявил себя как умный политик и талантливый военачальник; добился больших успехов в централизации вокруг Москвы великорусского государства. 366 ...и укрпишася между собой. – Князь Иван был обручен с малолетней дочерью Бориса Тверского Марией, ставшей затем его первой женой. Это обручение как условие помощи Василию Темному Бориса Александровича Тверского отмечает и Устюжский летописец. 367 ...благословляеть его и повелваетъ итти противу супостата... – Мартиниан благословил Василия Темного на борьбу с Димитрием Шемякой следом за игуменом Кирилло-Белозерско-го монастыря Трифоном (о благословении князя игуменом Трифоном говорит летопись). 370 Новъградъ Великий – Новгород, в то время столица самостоятельного государства, из двух претендентов на московский стол предпочитал галицкого князя Димитрия Шемяку. 371 ...и тамо... смерть бдную приать. – Схожую трактовку причины смерти Димитрия Шемяки дают Ермолинская и Львовская летописи. 373 ...пятому по Сергии чюдотворц. – Пятый игуменом Троице-Сергиева монастыря после Сергия Радонежского был Досифей (1446–1447). 374 ...и дасть ему игуменство... в Сергиев монастыри. – Мартиниан стал игуменом в Троице-Сергиевом монастыре в 1447 или 1448 г. 375 В него же мсто... владычьство дръжалъ. – Неточность автора: игуменами в Ферапонтовой монастыре после Мартиниана были Герман и Иоаким. Ученик и постриженник Мартиниана Филофей стал епископом Пермским в 1471 г. 379 Болшаго же своего сына... скипетръ Русскыа дръжавы. – Иван III был объявлен соправителем отца в 1450-х гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Василийпринёссуму. Из неё юный миссионер вынул лекарства, которые хотел дать больному, но кам сделал вид, что уснул, и отец Макарий стал говорить Тортошу о Боге, пока Василий кипятил чайник. – Вот, если бы душу эту темную тронуть можно было, – говорил он, указывая на кама, он бы мог исцелиться и без лекарств, которым не доверяет. У нашего Господа есть много святых: они жили ранее на земле и знакомы им все скорби и печали мирские. А когда Господь их за светлую жизнь взял на небо, они у Него в награду попросили дар целить болезни людей, и кто им молится, тому они помогают, исцеляя от болезней тела и души. Твоего абагая зовут Тискинек? – Да. – Слушай, Тискинек, я, ведь, знаю, что ты не спишь и слушаешь; видишь, закат догорает, и день тухнет, здесь в долине уже сумерки, так догорает и твоя жизнь. Как день умирает вечером и воскресает утром, так и твоя душа потом воскреснет, и как ей будет страшно там, куда попадет она, служившая в мире демонам и незнающая Христа! И сейчас к тебе, Тискинек, приходят они, черные, страшные, душа кошмарами, леденя твою душу холодом ужаса. Кам сел на своё ложе; его трясущиеся руки протянулись к миссионеру, и всё зло темной души засветилось в глазах, – Замолчи! – захрипел он, – замолчи! – Нет, я не замолчу, – сказал тот, поднимаясь с сиденья. – Призывай их, проклинай, они мне ничего не сделают, ни мне, ни Василию, ни Тортогау, потому что в его душе живет имя Христа. Бедный человек! почему ты отталкиваешь меня? – да потому, что они тебе внушают это, те черные духи, которые овладели твоим телом и душой, а Христос, жалея тебя, послал меня и велел говорить тебе о Своей великой любви, о том, что ты Его дитя заблудшее, что тебя, который ужасает глаза человека видом, Он любит, как отец... послушай меня... Но кам, собирая силы, поднялся и замахал, как бешеный, руками. – Уйди, уйди... моё сердце горит огнем; если ты не уйдешь, я кинусь на тебя и вцеплюсь в твоё горло, пере кушу его и стану пить твою кровь... уходи... уходи... Страшная зевота овладела камом, его тянуло всего, и он корчился перед бледным от ужаса Тортошем и Василием, а отец Макарий своим мягким голосом читал молитвы, подняв глаза к темному прокопченному потолку юрты, в отверстие которой заглянула трепещущая звёздочка, первая заблестевшая на небе. А кам всё трепетал на одном месте: ему дергало глаза, рот, руки, и вдруг из перекошенного рта хлынула кровь, и он, зашатавшись, рухнул на ложе.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/aposto...

Вот важнейшие случаи посольства владычнего. В 1172 г. владыка Иоанн I ходил к Андрею Боголюбскому, для устроения на всю правду (собр. р. лет. III, 15). В 1199 г. вл. Мартурий отправился к вел. кн. Всеволоду за сыном (–V, 171). В 1222 г. вл. Митрофан идет к в. кн. Юрию за кн. Всеволодом (–Ш, 38). В 1240 г. вл. Спиридон идет к в. кн. Александру за сыном (–IV, 37). В 1255 г. вл. Далмат приглашает Александра Невского на престол в Новгород (–III, 56). В 1269 г. вл. Далмат возвращает в Новгород, разгневанного Ярослава (–III, 61). В 1317 г. вл. Давыд идет к Михаилу Тверскому для выкупа заложников ( –III, 72). В 1328 г. вл. Моисей идет в Псков к гонимому князю Михаилу Александровичу Тверскому, с предложением идти в орду (–111, 74). В 1333 г. вл. Василий ходил к Ивану Калите для мирных переговоров. ( – III, 77). В 1340 г. вл. Василий ходил к в. кн. Симеону Гордому для мирных переговоров (–III, 80). В 1341 и 1346 годах тот же владыка ходил к том же князю звагь его в Новгород (–V, 221; III, 83). В 1308 г. вл. Алексей ходил к в. кн. Димитрию Донскому для заключения мира по cmapuhe(–III, 99). В 1386 г. тот же владыка к тому же князю для мирных переговоров (–III, 94). В 1397 г. вл. Иван ΙΙ-й ходил к в. кн. Василю Димитриевичу для мирных переговоров (– IV, 102). В 1428 г. вл. Евфимий I й идет в Псковскую область для мирных переговоров с Витовтом (–IV, 203) В 1441 и 1456 годах вл. Евфимий ходил к в. кн. Василию Темному для заключения договоров Демонского и Яжелбицкого (–IV, 211, 217). Наконец в последнюю эпоху Новгородской независимости последний владыка Феофил многократно (в 1471,–72,–77 и–78 гг.) вступал в переговоры с в. кн. Иоанном III о делах новгородских. (–IV, 242, 250, 258; V, 36, 3 и т. Д) . Иногда вместо владыки в качестве посла отправлялся его уполномоченный . Так при договоре со шведами 1339 г. является от владыки сестричич его Матфей (–V, 221); при договоре с Витовтом 1327 г. наместник владычний Парфей ( – V, 26); при договоре с Дим. Донским 1386 г. два архимандрита и попов семь ( IV,94).

http://azbyka.ru/otechnik/Filipp_Ternovs...

П.В. Долгоруков Бедовы Родоначальник их, подьячий Василий Беда, прислан был, в 1453 году, от новгородского митрополита к великому князю Василию Васильевичу Темному с известием, что князь Дмитрий Шемяка умер в Новегороде. Великий князь пожаловал Беду в дворцовые дьяки, и в 1462 году Беда писал духовную грамоту Государя. Семён Бедов упоминается, в 1575 году, приставом при после Императора Германского. Евсигней Самсонович находился стольником в правление Царевны Софии Алексеевны. В списке владельцем, населённых имений, в 1699 году, встречается один Бедов. Читать далее Источник: Российская родословная книга, издаваемая князем Петром Долгоруковым : в 4-х частях. - Санкт-Петербург : Тип. Карла Вингебера, 1854-1857./Ч. 1. - 1854 (на обл. 1855). - 350 с.; Ч. 2. - 1855. - 327 c.; Ч. 3. - 1856. - 523 c.; Ч. 4. - 1857. - 482 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

   Ст. 18—20. И сказал Я детям их в пустыне: по заповедям (или законоположениям) отцов ваших не ходите и не соблюдайте постановлений их и не оскверняйтесь идолами (или помышлениями) их. Я Господь Бог ваш. Ио Моим заповедям поступайте и Мои постановления соблюдайте и исполняйте их, и святите субботы Мои, чтобы это было знамением между Мною и вами и чтобы било ведомо (или чтобы вы знали), что Я Господь Бог ваш.    После истребления отцов, павших в пустыне, дает заповеди детям, чрез спасение которых Он помиловал отцов. И пожалело, говорить, око Мое совсем погубить и истребить их, но сохранило отцов чрез детей, и тоже свидетельствует Он, что говорил и отцам, — что когда они будут поступать но заповедям Его, и хранить постановления Его и соблюдать освящение субботы, которая дана в знамение, тогда узнают, что Он Господь Бог их. Заповеди же и законоположения отцов и постановления их означают укоренившееся заблуждение: пусть они не подражают грехам тех, наказания которых они видят.    Ст. 21—22. Но и сыновья преогорчили Меня, по заповедям Моим не поступали, и постановлений Моих не соблюдали, чтобы исполнят их, которые если бы исполнял человек то был бы жив чрез них, и субботы Мои оскверняли. И Я угрожал излить ярость Мою на них и исполнить гнев Мой над ними в пустыне. Но Я отклонил руку Мою и поступил ради имени Моего, чтобы оно не осквернялось пред народами, от которых Я удалил их пред глазами их.    Но и сыновья, говорит, последовали злодеяниям отцов и делали все, что они делали, почему и заслужили такого же рода приговор: но вследствие того же великого милосердия Моего, как и отцы, они были избавлены [от наказания] и но тем же причинам, как и отцов. Я помиловал их и, как один и тот же Творец тех и других, утишил Свой гнев вследствие подобного же долготерпения. Ясное мы быстро пробегаем, чтобы перейти к более темному.    Ст. 23—26. Я опять поднял руку на них в пустыне, чтобы рассеять их по народам и развеять по землям, за то, что они постановлений Моих не исполняли и заповеди Мои отвергли и субботы Мои оскверняли и в след идолов (или помышлений) отцов их были [обращены] глаза их. Поэтому Я дал им заповеди не добрые и постановления, от которых они не могли бы жить, и осквернил их чрез дары их, когда они в жертву приносили (или проводили) все, разверзающее утробу, за грехи свои (вместо чего LXX перевели: чтобы Я истребил их и что они опустили), и узнают, что Я Господь.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

      если он перешел на позицию первоубийцы Каина, который сказал Богу: «от лица Твоего я скроюсь» ( Быт.4:14 ). Каин нашел способ, как ему скрыться от Бога: «и исшел Каин от лица Господа и поселился в земле Нод на восток от Эдема» ( Быт.4:16 ). Когда Каин захотел скрыться от лица Божия, он не пошел от Бога, не пошел на запад… Восток – сторона Божественного присутствия, «Восток» – имя Божье 91 . Каин пошел на Бога, на Восток, против Бога. Каждый шаг на этом пути свидетельствовал волю Каина, чтобы Бог от него отвернулся… В Книге Иова говорится, что Бог не хочет видеть тех, кто не хочет видеть Его ( Иов.35:13; 36:13 LXX). Каин не пошел на запад от Бога, потому что знал, что милостив Господь. И действительно, когда Господь воплотился, Он «пришел к темному западу естества нашего» 92 и спас человека. В удаленности от Бога – на «западе» возможна милость, возможно богообщение и спасение 93 . Все это Каин последовательно и сознательно отвергает. Каин пошел на Восток, он начал строить свою историю, свою цивилизацию 94 . Замысел Каина удался: он и его потомки какое-то время жили обособленно и продуктивно 95 , можно сказать, Каин «скрылся от лица Божия» – или «Бог скрыл лицо Свое» 96 ( Пс.10:10 /9:32) от Каина. Так продолжалось до момента, пока потомки Каина не начали внедряться к «сынам Божиим» через своих дочерей ( Быт.6:1–4 ) 97 .        Каин на Церковь Божию не нападал, но его потомки стали вести себя, как лев «в засаде сокрытой» из псалма Давида. Каиниты пришли не с войной и насилием, а как смирные и слабые «дочери человеческие» – с имитацией поведения и с подменой духа: они «смирялись и склонялись», и в результате «пало достояние поклонников (ст.31) – тех, кто в сердце поклонялся Богу. Мистическая ошибка захватчиков была (и остается) в том, что они продолжают думать, как думал Каин: «от лица Твоего я скроюсь», Бог «скрыл лицо Свое». Этого уже никак не могло (и не может) быть, поскольку враг посягнул на церковное «достояние». Под видом «сокрушенных и смиренных» те, кто названы «сильные» (ст.31), охотятся на невинного, грабительствуют на весь мир и при этом думают: «забыл Бог».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010