В том же 1504 или в следующем году несчастный Дмитрий Иоаннович Углицкий, объявленный некогда Великим Князем от своего деда Uoahha III , но скончавшийся в узах при его приемнике Василий Иоаннович, в духовной своей грамоте предоставляя дяде своему, сему Великому Князю, раздел своего имения в случае смерти, завещает дачи в разные монастыри, между прочим и в Николаевский Пешношский 28 . Относящийся к 1523 году рукописи открывают, что Пешношский монастырь, в предшествовавшие годы, и может быть с самого начала своего существования, имел на вотчины и земли грамоты, жалованные от Митрополитов, а вероятно также и от Князей; по существовавшему тогда обычаю, эти грамоты объявляемы были вновь поставляемым Митрополитам. а те рассматривали из, и делали на прежних пошлинные прибавки или убавляли их. По вступлении на Московскую Митрополию в 1522 году Даниила, игумена Иосифова монастыря, Пешношский келарь с братией лично просил Дмитровского Князя Юрия Ивановича, брата Великому Князю Василию Иоанновичу, ходатайствовать у Митрополита о том, чтобы в пошлинах с вотчин и земель монастырских никаких перемен не делать, а все оставить по-прежнему. Князь взял на себя это ходатайство, отправил к Митрополиту нарочного посла, Боярского сына Василия Ивановича Пересветова, и получил письменный ответ, в котором Митрополит изъявил свою готовность исполнить прошение Князя, сообразно впрочем с общими по сему предмету постановлениями 29 . Но о последовавших распоряжениях ничего не известно. Славные и в последствии грозные времена Царя Иоанна Васильевича обильны особенным усердием и расположением к Пешношской обители, как самого Царя, так и многих частных лиц. В 1539 году открылось особенное благоволение к обители и строителю ее Гурию Заболотскому Отрока-Самодержца. Девятилетий Царь определил Пешношскому монастырю ежегодное денежное жалование 25 рублей, распределив оное на утешение братии в праздничные и храмовые дни и на молебны; это жалование производилось до 1620 года в силу данной им за собственноручным подписанием грамоты 30 . Сие Царское благорасположение может быть отнесено и к личному достоинству строителя Гурия, обратившего внимание Государя на себя и монастырь. Вскоре он был сделан архимандритом Симонову монастырю, а в 1543 году хиротонисан во Епископа Смоленского и Брянского. Нет сомнения, что Преосвященный Гурий пользовался в свое время особенной именитостью; ибо в 1551 году он был призван в Москву на собор, состоявший из знатнейших духовных и светских особ, которому Государь говорил речь и предложил на рассмотрение составленный тогда Судебник и Уставные грамоты. Сей же собор участвовал и в составлении Стоглавника 31 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ВАССИАН (ПАТРИКЕЕВ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Вассиан (Патрикеев) (+ после 1532), князь,  монах , канонист, писатель-публицист, один из центральных участников движения нестяжателей В миру князь Патрикеев Василий Иванович, по прозвищу Косой или Кривой. Родоначальником князей Патрикеевых был Патрикий Наримантович, внук вел. кн. Литовского Гедимина, в кон. XIV в. принятый в Великом Новгороде в качестве служилого князя, в 1408 году выехавший в Москву, где был встречен с почетом. Его сын Юрий был женат, согласно Медоварцевской редакции " Сказания о князьях владимирских " и сопровождающей его Литовской летописи, на сестре Московского вел. кн. Василия I Димитриевича Анне (род. 8 января 1387) . В. И. Патрикеев, внук Юрия, следовательно, приходился вел. кн. Василию III Иоанновичу троюродным дядей, а не братом и был, бесспорно, старше его (в 1489 командовал войсками, когда княжичу Василию было 10 лет). Князья Патрикеевы были сподвижниками московских вел. князей, сторонниками их политики, к концу XV века вошли в число знатнейших боярских родов. Отец Вассиана кн. И. Ю. Патрикеев (боярин уже в 1461-1462) был московским наместником (с 1472 вплоть до опалы в 1499), в 1492 году в его доме жил вел. кн. Иоанн III Васильевич с семьей (в связи со строительством нового великокняжеского дворца). В. И. Патрикеев принимал участие в важных политических, дипломатических и военных мероприятиях. В 1491 году, во время конфликта Иоанна III с удельными братьями, в день ареста в Москве кн. Андрея Васильевича, Патрикеев был послан в Углич за его детьми с приказанием их " поимати и посадити за приставы " , что и было выполнено. В 1497  году вместе со своим отцом и великокняжеским дьяком Ф. В. Курицыным принимал участие в оформлении юридического акта, фиксирующего отвод земель при размене (разъезде) вел. кн. Иоанна III и волоцких удельных князей Федора и Ивана Борисовичей. Возможно, при разборе некоторых земельных тяжб был судьей высшей инстанции, выносившим приговор по докладу судей низшей инстанции.

http://drevo-info.ru/articles/13680338.h...

Весной 1516 г. на Афон прибыл посланец из Москвы Василий Копыл Спячий, который находился в составе посольства в Стамбул В. А. Коробова, отправившегося из Москвы 15 мая 1515 г. вместе с тур. послом Ф. Камалом. Копыл привез на Св. Гору богатые дары и милостыню (2 тыс. р.) с прошением вел. кн. Василия III Иоанновича о поминовении родителей и молитве «о наших детях» (брак московского государя вот уже 10 лет оставался бездетным). Была также изложена просьба прислать «на время» «книжного переводчика» (без указания книги для перевода). Прот избрал М. Г. Игумен Ватопеда Анфим, рекомендуя М. Г. московским властям, отметил его высокую образованность и филологическую подготовку, он признал с сожалением, что М. Г. не знает рус. языка, но выразил надежду, что тот быстро им овладеет. Митр. Григорий, прп. Максим Грек и афонские старцы приезжают в Москву к вел. кн. Московскому Василию III. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30–2. Л. 787) Митр. Григорий, прп. Максим Грек и афонские старцы приезжают в Москву к вел. кн. Московскому Василию III. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30–2. Л. 787) М. Г. выехал с Афона летом 1516 г. вместе со святогорскими старцами - своим духовником иером. Неофитом, Лаврентием Болгарином (он, вероятно, выполнял роль переводчика и обучал М. Г. слав. языку) и проигуменом Пантелеимонова мон-ря Саввой. Рус. посольство надолго задержалось в Стамбуле, оно отбыло в Москву лишь в мае 1517 г. и прибыло в столицу в 4 марта 1518 г. (вместе с ним отправилась делегация К-польского патриарха Феолипта I , к-рую возглавлял митр. Григорий Зихновский (Янинский)). Делегация была принята в Москве с почетом, известие «о греках» было включено в офиц. летопись. Греч. посольство оставалось в Москве до осени 1519 г. Главным занятием М. Г. в 1-й период его пребывания в Москве (1518-1525) были переводы, ради к-рых он и был приглашен в Москву. Сначала он перевел начальную часть Толкового Апостола (толкования на «Деяния апостольские», с 31-го зачала до 51-го), вероятно, переводчики не располагали полной рукописью оригинала. Запись о дате перевода (25 мар. 1519) сделана в конце этой части (РГБ. Троиц. 118. Л. 143, 20-е гг. XVI в.). Остальная часть рукописи, толкования на «Послания апостольские», была переведена к марту 1521 г.

http://pravenc.ru/text/2561634.html

К новым чертам характера Вассиана можно только отнести его желчность и раздражительность, – черты совершенно естественные в человеке, испытавшем в своей жизни не мало превратностей судьбы. Вассиан не особенно долго оставался в Белозерской пустыни. Если прежде гордый и ревнивый охранитель боярских привилегий Вассиан Патрикеев был ненавистен властолюбивому Иоанну и подвергся даже его опале, то теперь, как инок, Вассиан вполне был для него безопасен. Еще менее причин быть недовольным Вассианом имел Василий Иоаннович, видевший в нем не опального боярина, а своего родственника, скромного Белозерского инока. На соборе 1503 г., рассуждавший о монастырских имуществах и других церковных предметах, приглашен, был преп. Нил Сорский . Под защитою этого последнего прибыл в Москву и Вассиан Косой 163 . Начало обсуждения вопроса об отношении к еретикам относится к собору 1490 г., где мнения по этому предмету разделились: одни требовали сожжения еретиков, тогда как другие предлагали против них только одни церковный кары, и последние, как известно, одержали верх. Время от 1490–1503 г. было временем переходным, которое подготовляло торжество православию в его борьбе с ересью. Открытый перевес в пользу православной стороны начался с 1503 г. После собора о церковных землях, на котором присутствовал и Иосиф Волоцкий , последний имел троекратное свидание с Иоанном III и сильно подействовал на престарелого князя: он убедил Иоанна в необходимости строгого преследования еретиков, хотя тот еще несколько и колебался сомнениями на счет законности подобных мер. По возвращении своем из Москвы Иосиф с новою энергию начал действовать в пользу окончательного истребления еретиков. С этою целью он написал послание к духовнику великого князя 164 и к сыну его великому князю Василию Иоанновичу, в последнем послании он формулировал свой односторонний взгляд на еретиков, требуя для них казней и розысков. Послание Иосифа Волоцкого к Василию Иоанновичу и положило собою начало литературной борьбе его с заволжскими старцами.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Икона Казанская Ярославская - описание Чудотворный образ КАЗАНСКОЙ иконы Божией Матери явился в Казани в 1588 году одному благочестивому человеку по имени Герасим. По велению Богородицы он отнёс икону в город Романов, где был построен для неё храм. Двадцать один год этот образ стоял в храме, но в 1609 году город Романов взят был литовцами, и поручик Стравинского полка Иаков Любский взял из церкви чудотворную икону и увез её с собою в Ярославль. Ярославцы предложили Любскому много денег за святую икону, но он отказался от денег и не отдал иконы. Немного времени спустя он сам принес её к старейшему гражданину Василию Лыткину. Икона с торжеством была перенесена в Дмитриевский храм, находившийся за городом. Затем в честь Казанской иконы в городе был воздвигнут храм, в котором от неё начали совершаться чудесные исцеления болящих. Ярославские жители общим усердием устроили при этом храме женский монастырь, где поселились 72 сестры, перешедшие из разорённой прежде поляками ярославской женской обители. В 1610 году жители города Романова, не перестававшие печалиться о лишении чудотворной иконы Богородицы, обратились с просьбою к царю Василию Иоанновичу Шуйскому, чтобы он дозволил им взять из Ярославля свою икону. Получив дозволение, романовцы готовились нести к себе святыню, а ярославцы с горестью и слезами провожать Заступницу своего города, но тут случилось два чуда, совершившиеся от иконы. Неожиданно для всех перед иконой исцелились инокиня Анисия, давно уже не владевшая рукой и ногой, и посадский человек Константин, бывший долгое время в исступлении ума. Эти исцеления дали дерзновение ярославским жителям просить царя, чтобы чудотворная икона была оставлена в их храме. Царь вытребовал подробные сведения о совершившихся событиях и по совету с патриархом Гермогеном повелел быть сей иконе в Ярославле с тем, чтобы жители Ярославля сделали точный список (копию) с чудотворной иконы и отдали его в Романов. Ярославские граждане исполнили всё указанное, и 2 марта 1611 года список с подобающей честью был препровождён в Романов и там поставлен на месте, где стояла прежняя икона. Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Статья опубликована участником [ tol ] 2012-05-30. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Казанская Ярославская " .

http://pravicon.com/info-355

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДИМИТРИЙ ГЕОРГИЕВИЧ Красный (ок. 1415, Звенигород? - 22.09.1440, г. Галич Мерский), св. (пам. 23 сент., 23 янв.- в Соборе Костромских святых, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых), кн. галичский и бежецкий, 4-й сын кн. Георгия (Юрия) Димитриевича и кнг. Анастасии Георгиевны, младший брат кн. Дмитрия Георгиевича Шемяки. Князья Димитрий Красный и Дмитрий Шемяка получают во Владимире весть о кончине отца. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F. IV. 225. Л. 441 об.) Князья Димитрий Красный и Дмитрий Шемяка получают во Владимире весть о кончине отца. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F. IV. 225. Л. 441 об.) Возможно, Д. Г. был назван в честь деда - вел. кн. св. Димитрия Иоанновича Донского. (Сообщение Минейной редакции Жития прп. Григория Пельшемского о том, что прп. Григорий крестил сыновей кн. Георгия Димитриевича, т. е., возможно, и Д. Г., недостоверно.) Д. Г. рано лишился матери, умершей в 1422 г. Почти вся его жизнь пришлась на время борьбы московских и галичско-звенигородских князей за великокняжеский стол, в к-рую он, принадлежа к великокняжескому дому, был втянут. В 1425 г. Д. Г. вместе с отцом, отказавшимся после смерти вел. кн. Московского Василия I Димитриевича принести присягу своему племяннику, 10-летнему Василию II Васильевичу , уехал из Звенигорода в сев. центр княжения - Галич. Одним из пунктов договора, заключенного Василием II и Георгием Димитриевичем между 25 апр. и 28 сент. 1433 г., после возвращения Василия II в Москву, была передача Д. Г. Бежецкого Верха с волостями (кроме тех территорий, которые ранее принадлежали угличскому кн. Константину Дмитриевичу ). Зимой 1433/34 г., когда войска Василия II осадили Галич, кн. Георгий Димитриевич (по-видимому, вместе с Д. Г.) уехал на Белоозеро, поручив оборону города старшим сыновьям - Василию Косому и Дмитрию Шемяке. Василий II не смог захватить Галич и, разорив посад и окрестности, вернулся в столицу. Д. Г. принял участие в ответном походе отца на Москву, в марте 1434 г. галичско-звенигородское войско вошло в сдавшуюся после недельной осады столицу. Через нек-рое время Георгий Димитриевич направил Дмитрия Шемяку и Д. Г. в поход на Н. Новгород, где тогда находился Василий II. В дороге братьев настигло известие о кончине отца 5 июня 1434 г. Согласно духовной грамоте Георгия Димитриевича, Д. Г. получил в удел Галич и Вышгород.

http://pravenc.ru/text/178195.html

" Мужественно, храбрым и смелым сердцем, шествуете на поганых татар, — говорил Римский-Корсаков, — и да поревнуете прежде храбрствовавшим и преславное государство и царство Российской земли расширившим " , как царь Иван Васильевич " приобрел с Божией помощью к Российскому царству царства татарские: Казанское, Астраханское и Сибирское " , как царь Алексей Михайлович Малую и Белую Россию, " от многих лет польским кралем похищенную... от уст зверя исторг " . С исторических позиций рассматривает Игнатий и святых заступников российского воинства. Так, апостол Андрей Первозванный должен, по его словам, выступить за россиян, раз в июле 1644 г. десница его была пренесена к царю Михаилу Федоровичу в Москву. Апостол Павел, при жизни учитель и строитель Церкви, на небесах поддержит новых ее защитников. Василий Великий " во святителях меч есть обоюдосекательный на еретиков и врагов Церкви Христовой " , конечно же, он поможет " тезоименному своему, царскому же верному слуге князю Василию, упросит у Христа Бога... простереть меч на варваров магометан и поженет их " . Залогом святости ратного дела нынешних воинов называет Римский-Корсаков земную деятельность святого Петра митрополита во славу Москвы, святого Алексия митрополита, " не убоявшегося... ордынских царей " , святых Ионы митрополита и Ионы архиепископа Новгородского, что предрекли князю Василию Васильевичу: " Ордынские цари не одолеют Российскую державу! " Вдохновляющим примером в земной жизни был святой Филипп митрополит, среди ужасов опричнины " положивший душу за московские народы и не попустивший разделиться Российскому царству " . Видит Игнатий над российским воинством благословение святого Сергия, «иже древле молитвою своею вооружил великого князя Дмитрия Иоанновича... татар победить». Оратор говорит о небесной помощи святых князей Бориса и Глеба сроднику своему Александру Невскому, " на неистовых немцев " . Святой князь Александр тоже приведен в пример бессмертного мужества, когда в сече с рыцарями " отступника краля... сам уязвил мечем в лицо " . В связи с историческими событиями упоминает Игнатий и Богородицу, помогавшую Мстиславу Удалому и другим ратоборцам. Ведь именно она " во время великого княжения... Василия. Димитриевича " обратила вспять от российских пределов орды Тамерлана!

http://sedmitza.ru/lib/text/443328/

Между тем в 1515 году умер Менгли-Гирей. Сын и наследник его, Махмет-Гирей, не имевший никаких достоинств отца, попеременно был союзником то Русского, то Литовского государя, смотря по тому, кто из них давал ему больше денег. Однажды Махмет, получив от Сигизмунда огромную сумму, ворвался со своими Крымцами в Россию и едва было не напомнил ей времена Батыя и Тохтамыша! Наконец, вот что несколько усмирило Крымского хана: услышав, что в Москву приехал посол из Константинополя и привез великому князю ласковое письмо от знаменитого и страшного для всей Европы Турецкого султана Солимана, Махмет-Гирей испугался, что он вступится за Русских, и на некоторое время отложил свои нападения на наши области. Сигизмунд также боялся своего соседа, опасного Солимана, и уже не споря о Смоленске, заключил с великим князем мир на пять лет. Пользуясь этим спокойствием, Василий Иоаннович спешил исполнить намерение своего великого отца и свое собственное: совершенно уничтожить уделы. Правда, их оставалось уже очень немного: главным было Рязанское княжество и другое — Северское. Молодой Рязанский князь Иоанн первый подал повод Василию исполнить это намерение: он так подружился с дерзким Крымским ханом Махметом, что хотел жениться на его дочери и объявить себя полностью независимым от великого князя. Государь узнал об этом и посчитал своим долгом наказать замыслы, вредные для Отечества: Рязань была взята в полное владение великого князя, а Иоанн посажен в темницу, откуда убежал в Литву и там скончался. Окончив без всякого кровопролития покорение Рязанского княжества, больше 400 лет бывшего отдельным и независимым, Василию еще легче было присоединить к своей короне Северское княжество. Его князем был Василий Шемякин, внук того Дмитрия Шемяки, которого вы, верно, помните. Будучи смел, горд, непримирим, он напоминал собой деда и сильно беспокоил великого князя: несколько раз Василий подозревал его в дружбе с Литвой и, наконец, в 1523 году открыл его переписку с Сигизмундом. Князь Шемякин был заключен в темницу, где и умер.

http://azbyka.ru/fiction/istoriya-rossii...

После июня 1511 г. В. был поставлен во игумена Мефодиева Пешношского во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря , 21 мая 1522 г.- во игумена Соловецкого в честь Преображения Господня мон-ря . 2 апр. 1525 г. состоялась хиротония В. во епископа Коломенского, к-рую возглавил митр. Даниил . Тогда же (в апр.), будучи уже епископом, В. присутствовал на Соборе, на к-ром вместе с архим. московского Чудова мон-ря Ионой обвинил прп. Максима Грека и Силуана в произвольных переводах с греческого и искажении богослужебных текстов. 5 февр. 1531 г. В. вместе с др. иерархами и боярами подписал крестоцеловальную запись выходца из Великого княжества Литовского служилого кн. Ф. М. Мстиславского на верность вел. кн. Василию III Иоанновичу (СГГД. Ч. 1. 159). В том же году под надзор В. в Коломну был отправлен писец-каллиграф М. Я. Медоварцев , прежде трудившийся вместе с прп. Максимом Греком над исправлением церковнослав. книг, с наказом «держати в крепости в велицей неисходно» (Судные списки. С. 120). В мае 1531 г. В. и его брат Досифей не только поддержали на Соборе митр. Даниила против старца Вассиана (Патрикеева) , В. выступил по этому делу в качестве одного из главных свидетелей. Коломенский архиерей был доверенным человеком вел. кн. Василия III, особенно в последние годы его правления (кн. А. М. Курбский , враждебный В., называл последнего «великим похлебником» Василию III - РИБ. Т. 31. Стб. 221). В. вместе с митр. Даниилом содействовал разводу правителя с бездетной Соломонией Юрьевной Сабуровой (см. София Суздальская , прп.). 3 сент. 1532 г. митр. Даниил, архиеп. Кирилл Ростовский, епископы В. и Досифей Крутицкий вместе с «архимандриты, и игумены, и священными соборы» освящали ц. Вознесения Господня в великокняжеской резиденции в с. Коломенском, воздвигнутую в честь рождения наследника престола - буд. царя Иоанна IV Васильевича . В кон. нояб.- нач. дек. 1533 г., во время предсмертной болезни Василия III, В. в числе немногих имел право посещать вел. князя, обсуждал с ним его завещание и монашеский постриг. 3 дек. 1533 г. вместе с митр. Даниилом В. причащал и соборовал вел. князя, 4 дек. участвовал в его отпевании и погребении в Архангельском соборе Московского Кремля.

http://pravenc.ru/text/149883.html

и о совершенном поражении русских. Весть эта поразила всех в Смоленске, особенно же некоторых бояр и епископа; думали, что русские теперь уже не в силах отстоять город; не могли не ожидать страшных для себя последствий и казней от литовского государя. Под влиянием таких мыслей епископ в согласии с некоторыми боярами поспешил отправить королю Сигизмунду своего племянника с известием: «Если теперь двинешься к Смоленску сам или пошлешь воевод со многими людьми, то возьмешь город без труда». Но другие бояре и мещане передали об этом умысле наместнику русского государя в Смоленске князю Шуйскому, который немедленно велел схватить заговорщиков. И хотя вскоре князь Острожский явился под Смоленском с шеститысячным отрядом, но не имел никакого успеха: все злоумышленники в городе, на которых он рассчитывал, были повешены на городских стенах в виду литовского войска, за исключением одного Варсонофия. А этот несчастный епископ был потом отправлен к великому князю Василию Иоанновичу, который приказал сослать его на Кубенское озеро в Каменный монастырь» ( Макарий (Булгаков) , митрополит Московский и Коломенский. История Русской церкви. Кн. 4. Ч. 1. M., 1996. С. 86). 4282 Первая дата – дата поставления, по Постниковскому летописцу (ПСРЛ. Т. 34. С. 11–12). По ААО. Т. 1. С. 162 вторая дата иная: 22.07.1532. 4283 Поставлен в 1539 г. (Историко-статистическое описание Смоленской епархии. СПб., 1864. С. 88). В 1555 г. после Стоглавого Собора ушел на покой. 4284 Упоминается в числе участников Собора 1572 г., по случаю четвертого брака Иоанна Грозного (Там же). В 1589 г. участвовал в выборах первого русского Патриарха. 4285 Часто упоминается при опросе жителей Смоленска в связи с изменой царю Борису Годунову в феврале 1605 г. (Отрывок расспросных речей об измене смоленских жителей//Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею. Т. 2. СПб., 1841. С. 62–63). 4286 В конце сентября 1609 г. сообщил царю Василию о приходе под Смоленск войск короля Сигизмунда и начале осады (Отписка Царю смоленского архиепископа Сергия...//Там же.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010