75 Русск. Правд. в Рус. достоп. ч. 2. стр. 31. В договоре Мстислава упоминается о насилии чужой жены и свободной женщины, – чего не видно в Правде, там же стр. 256–257. 78 См. уставную грамоту дмитровского князя Юрия Иоанновича (1509) Каменского стана бобровникам. Акт. экспед. 1. 150. Акт. ист. 1. 105. 137. 188. 81 Это была известная в древних обычаях и законах круговая порука. Вира, в этой поруке платимая, у нас называлась дикою. Русская Правда. Там же стр. 11–12. Тоже и в последующих постановлениях: «оже учинится вира, где кого утенут (убьют), ино душегубца изыщут; а не найдут душегубца, ино дадут десять рублев». сн. уставн. двин. грам. уставн, белозер. грамот. 1488. см. в Акт. археол. экспед. 1. 123. 82 Русск. Правд: «о Ярославе же паки совокупиша сынове его: Изяслав, Святослав, Всеволод и мужи их, и отложиша убиение за голову, кунами ся выкупятъ». 83 Никон. лет. 1. стр. 163. сн. Юридические записки, изд. Редкиным, том. 2. стр. 359–360. – Князь Дмитрий Шемяка ослепил великого князя Василия Васильевича Темного – «за тый гнев, что ослепил Василия Юрьевича (Косаго)». Ист. гос. рос. том. 5. примеч. 334. 84 В уставных грамотах обыкновенно писалось: «досудят наместницы (или волостели) до поля, а ся помирят и они дадут наместником гривну»... Акт. экспед. 1. 143. 144. 150 и пр. 86 В дополнительных статьях к судебнику Uoahha IV установление поля было уже несколько ограничено, так что могло быть заменено свидетельством людей достоверных в пользу истца, или ответчика, могло быть и совсем оставлено по просьбе одного из них (Акт. ист. 1. 154. стр.  8. 9. 15). Впрочем поле упоминается еще в уставных грамотах XVII столетия (Акт. экспед. 3. 36. 37). 87 В договоре Мстислава с Ригою уже упоминается поле вместе с железом и водою. сн. И. г. р. 5. стр. 226. 88 Русск. достоп. ч. 2. стр. 17. При меньших исках можно было ограничиваться ротью, или присягою. 89 После жестокого мщения князя Дмитрия Шемяки великому князю Василию Васильевичу, духовенство русское писало к первому обличительное послание, в котором между прочим говорило: «тебя диавол на него вооружил желанием самоначальства, разбойнически, нощетатством изгнали его, и сотворил еси над ним не меньши прежняго братоубийцы Каина и окаянного Святополка». Акт. ист. 1. сн. 93. также 261. и пр. сн. новгородского архиеп. Феодосия послание к Иоанну Грозному: дополи, к Акт. ист. 1. сн. Акт. ист. 1. и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

Хотя праведным Своим негодованием Ты немало опечалил нас, истребив огнем древнюю доброту святого храма Твоего, но и опять возвратил ее нам не в худшем против прежнего виде, — заботами и трудами верного угодника Твоего Акакия, боголюбивого Твоего епископа, нашего же пастыря и любезного отца, которого, по отходе его отсюда, сопричти к числу избранных Твоих первосвященников и сподоби его с ними воспевать Тебя в бесконечные веки, в пречудном и святом храме божественной славы Твоей (на небе), как возлюбившего от всей души благолепье находящегося на земле святого храма славы Твоей и обновившего оный. И нас, святыми его молитвами, сподоби остальное время нашей жизни проводить в благоугождении Тебе добрыми делами, со всяким смиренномудрьем, и искренно, со всякою чистотою воспевать и благословлять Тебя, безначального Отца, собезначальное Слово и соприсносущного Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.     Слово 23. Голос от амвона к восходящим на него священникам и диаконам   Амвон я, художественно и прекрасно устроенный и украшенный разноцветными узорами и поставленный посреди церкви для проповедания православным людям боговдохновенных писаний. Вы, рабы Божии, восходящие на меня! Смотрите, как восходите: украшены ли души ваши соответственно той проповеди, которую вы громко возвещаете другим, дабы, как исполнители велений Божиих, вы приняли от Него неувядаемый венец и нареклись бы велиими во царствии Его.     Слово 24. Какую надпись следовало бы сделать на амвоне   К числу прочих отличных и превосходных украшений этого божественного храма, которые изобрел славный епископ Тверской Акакий, принадлежит и это прекрасное сооруженье, коим далеко превзошел он вас: и тебя, боговидче Пророче, и тебя, Веселиил первый устроитель скинии.   Слово 25. (По поводу перевода Толковой Псалтири, имеющее следующее надписание в Славянском тексте:) «Благовернейшему и высшему царю и Богохранимому Государю и Великому Князю Василию Иоанновичу всея Русии, иже во иноцех наименьший Максим Святогорский метание, еже о Господе смиренне творю»   «Всякое даяние блого и всяк дар совершен свыше есть, сходяй от Отца светов» (Иак.1, 17), ясно учит боговдохновенное Писанье.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=885...

205 Приб. к Твор. св. отц. ч. X. Об отношениях иноков Кириллова и Иосифова монастырей в XVI в. 305. Полемич. соч. Вассиана. Прав. Собес., 1863 ч. III, 200–210. 192. 207 Определение собора 1503 г. о вдовых попах напечатано в Актах Археограф. Экспед. т. I, 383, 485–488. 208 Приб. к Творен. св. отц. часть X, 504–505. Полемич. сочин. Вассиана Прав. Собес. 1863 г. ч. III, 206–207. Житие Иос. Волоцкого, составленное неизвестным. Чтен. в Общ. любит. Дух. Просв. 1865 г. т. II. 210 Это сочинение Иос. Волоцкого вошло впоследствии в Стоглав и составляет его 78 главу См. Стоглав изд. Кожанчикова. СПБ. 1863 г. 237–238. 212 Рассуждение Вассиана о неприличии монастырям владеть вотчинами. Чтен. в Общ. Ист. в Древн. 1859 г. III, отд. III, 4. 10. 216 «Царь естеством подобен есть всем человекам, властию же подобен Вышнему Богу,» так говорит Иосиф в одном месте о царях (Просветитель, Слово 16, 602–603). «Ты, государь, от Вышнея Божия десницы поставлен еси самодержец и государь всея Руси, обращается он в послании к вел. кн. Василию Иоанновичу, вас бо Бог в себе место избра на земли и на свой престол вознес посади... (Ркп. Имп. Публ. библ. Q. XVII. 64. л. 202–204.) Отсюда самое исполнение воли государя получает священное значение и приравнивается к исполнению воли Божией. (Послание Иосифа Волоцкого к князю Юрию Ивановичу. См. Памятники старин. Русск. лит. вып. IV. стр. 192. – Ркп. Моск. дух. Ак. (не разборчиво) л. 64–70.) 217 «Милость и живот (т. е. жизнь людей) положи (Бог) у вас», пишет он во втором своем послании к Василию Иоанновичу (Ркп. Имп. Публ. библ. Q. XVII. 50, л. 77–91 и 64, л. 231). Вот где между прочим кроется одна из причин, почему некоторые из бояр и мелких князей не любили Иосифа, о чем последний упоминает в одном из своих сочинений. Ркп. И. П. б. Q. XVII, 15, л. 68–287. Сочинение направлено против грабителей церкви. 218 Ркп. Импер. Публ. библ. F. I. 229, л. (не разборчиво). Послание Иосифа о повиновении соборному определению. 219 «Пожалуй попецыся и промысли о божественных церквах, пишет Иосиф в послании к Василию Иоанновичу, занеже, государь, от великия десницы поставлен самодержец и государь всея Руси». (Ркп. Имп. Публ. библ. Q. XVII. 64, л. 202–204).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

Богородицы монастырь, устав которого соединял предписания общежительного устава прп. Иосифа Волоцкого и скитского устава («Предания») прп. Нила Сорского , и уединиться в пустыни на Сурском оз. Василий III Иоаннович посетил Корнилиев Комельский монастырь во время поездки в Кириллову Белозерскую обитель (1528–1529) для молитвы о чадородии (он останавливался также в монастырях Переяславля-Залесского, Ростова, Ярославля). Великий князь хотел, чтобы прп. Корнилий вернулся на игуменство в обитель, но первоначально согласился с просьбой преподобного остаться в пустыни и просил молиться о рождении наследника. Однако позже в Москве, куда прп. Корнилий прибыл с просьбой получить разрешение на создание церкви в Сурской пуст., Василий III Иоаннович разрешения не дал и повелел преподобному повернуться на игуменство в Комельский монастырь, которому были даны щедрые пожалования. Василий III Иоаннович покровительствовал также Антониеву Сийскому во имя Св. Троицы муж. монастырю (основан в 1520). Прп. Антоний Сийский направил своих учеников Исаию и Александра с ходатайством о помощи монастырю к великому князю, который в 1525 г. выдал жалованную грамоту «на потребу и на строение монастырю», земельные угодья, церковную утварь, прося при этом преподобного и братию молиться о чадородии великой княгини. Ок. 1526 г. на средства великого князя был построен каменный Троицкий собор в Александровом Свирском во имя Св. Троицы монастыре. Как и к Иоанну III, к Василию III Иоанновичу обращались с просьбой о помощи представители порабощенных Турцией православных народов. Продолжались оживленные сношения со Св. горой Афон, особенно в 1-й период правления В. И.; после 1525 г. они на какое-то время прервались в связи с осуждением на Соборе в Москве прп. Максима Грека и отказом отпустить его на родину. В 1507 г. с просьбой о милостыне афонским монастырям к великому князю приходили архидиак. Пахомий из Пантелеимонова монастыря и мон. Иаков, в ответ Василию III Иоанновичу направил Пантелеимонову монастырю 5 сороков соболей, 5 тыс.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/no...

Егда же крестиша Царя, Великого Князя Ивана Василиевичя всея Русии, и прияста его от святыя купели архимандрит Данила Переяславъский и старец Касиян, и даста на руки отцу его, Великому Князю Василью Ивановичу, всея Русии Самодерзцу; Боголюбивый же Великий Князь приим сына своего у старца Касияна с великою радостию, что желаемое у Бога получил. И егда же прихаша во град Москву, что же Боголюбивый и милостивый отець его, Князь Великий Василие Иванович всея Русии, от великиа радости на многых победных милость показа: овых от казни смертныя свобод и, а иных ис темницы пусти; и во вся монастыри посла милостыню. И во всем граде Москве бысть благоденьство и радость неизреченная; и не токмо же сиа бысть на Москве, но и во всей Русской земли. Архимандрита же и старца Касияна великому чрежению и чести сподоби, и великими дарованми одари, и отпущаеть их во своя» . 4 сентября. Игумен Троицкий Иоасаф, будущий Митрополит Московский, преподобный Даниил Переяславский и столетний инок Иосифо-Волоцкого монастыря преподобный Кассиан Босой крестили в Троице-Сергиевом монастыре младенца Иоанна Васильевича. Крещен будущий Царь в честь Великого Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. По крещении Великий Князь Василий Иоаннович возложил Князя Иоанна на раку Преподобного Сергия Радонежского . Небесным покровителем будущего Царя Иоанна стал Великий Иоанн Пророк, Предтеча и Креститель Господень. 1533 год. 21 сентября. Великий Князь Василий Иоаннович и Великая Княгиня Елена вместе с наследником Князем Иоанном Васильевичем и младшим сыном Георгием Васильевичем отправляются в паломническую поездку в Троице-Сергиев монастырь. 6 октября. Великий Князь Василий Иоаннович прибывает в Волок Ламский. « И на Волоце начат изнемогати ногою, и почат болезнь люта быти». 25–26 октября. В Волоке Ламском Великий Князь и Государь Василий Иоаннович проводит совещание с ближними боярами о своем Духовном завещании. К Великому Князю Василию Ивановичу в Волок Ламский по его указу доставляют духовные грамоты его отца и деда, и Великий Князь начинает составление собственной Духовной грамоты.

http://ruskline.ru/analitika/2023/11/30/...

е) Вскоре по кончине Ивана Васильевича действия Иосифа стали еще более решительными. Он тотчас же написал послание к Василию Иоанновичу. Послание это написано после первого собора, так как Иосиф говорит в нем: «как Государь, в первом обыску, (т.е. на первом против еретиков соборе 1491 г., на котором заседал Василий Иванович вместо отца) все ты, Государь, обыскал и управил, так и ныне подобает тебе Государю попещися;» и после смерти Uoahha III , потому что о нем говорится как о лице уже несуществующем. «Самодержец и Государь всея Русския земли и квязь великий Иван Васильевич отец твой, по проклятии еретиков Захара Чернца, и Дениса Попа, повеле в темницу воврещи 235 и сии зле живот, свой скончаша и никого же от православных непрельстиша, а которые, Государь, почали каятись и отец твой, Государь, их покаянию поверил, и они многа зла сотвориша и многих христиан в жидовство, отведоша, ино, Государь, невозможно никому тое беды утолити, разве тебя Государя и Самодержца всея Русския земли». Потом Иосиф, высказывая благожелание Василию Иоанновичу с Христолюбивым воинством и проч. людьми ничего не говорит об Иоанне Послание написано и до второго собора, потому во-первых, что в нем нет никакого намека на этот собор, и во-вторых потому, что цель, с какой написано это послание, была достигнута на втором соборе, а, следовательно, не было ни какой надобности добиваться ее после этого собора.» Господину Государю, великому князю, так начинает Преподобный свое послание, грешный чернец Иосиф, нищей твой, с священники и с братией вси со слезами челом бьем. Бога ради и Пречистыя Богородицы пожалуй и попещися и промысли о Божественных церквах и православней вере христианстей и о нас нищих своих, и убогих, занеже Государь, от вышнея Божия десницы, поставлен еси Самодержцом и великим князем всея Русии (следуют доказательства того, что цари должны заботиться не о себе только, но о всем своем царстве и что подданные должны только, в свою очередь, доноситъ им о замеченных в государстве безпорядках).

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

Слово 25. По поводу перевода Толковой Псалтири, имеющее следующее надписание в Славянском тексте: «Благовернейшему и высшему царю и Богохранимому Государю и Великому Князю Василию Иоанновичу всея Русии, иже во иноцех наименьший Максим Святогорский метание, еже о Господе смиренне творю» Всякое даяние благо и всяк дар совершен свыше есть, сходяй от Отца светов ( Иак.1:17 ), ясно учит боговдохновенное Писание. Иначе и быть не может. Даже Платон, первый внешний философ, от божественного ли Писания будучи научен, или вразумлен был светом естественного разума, сначала насажденного в человеческом естестве, начало и причину всякого блага приписывает Богу, говоря: «Действительно, благ есть Бог, и Он, поэтому, признается виновником всякого блага, а зла нисколько Он не причинен». После первого же истинного блага, которое есть Сам Бог, имеются бесчисленные блага, истекающие нам от Него, из которых два величайшие суть: священство и царство, как утверждает Великий царь Иустиниан, который говорит об этом так: «Священство и царство суть два величайшие дарования Божии человеческому роду, данные величайшим Его человеколюбием; из них священство служит к устроению дел божественных, а царство заведует делами человеческими, промышляя о них; при чем и то и другое, происходя от одного и того же начала, украшают человеческую жизнь». Доказательством истины сих божественных слов служат многие священники и цари, бывшие в ветхом завете, и из них особенно замечательны: пророк Моисей и священник Аарон – богоизбранное сочетание; также: Иисус Навин и священник Елеазар; пророк Самуил и царь Давид, и другие праведники, одновременно и единомышленно управлявшие священством и царством. Много было таких примеров и в Новом Завете, как то: папа Сильвестр и Царь Константин Великий ; Григорий Богослов и царь Феодосий Великий; Иоанн Златоуст и царь Аркадий, и остальной лик приснопамятных и блаженнейших тех мужей – архиереев и царей нового Израиля. В нашем же роде, примером и доказательством истинности вышеприведенных слов, служит, без сомнения, твоя богохранимая и боговенчанная держава, славнейшая в благочестии и добродетели, которая, собрав совершеннейшие добродетели прежде царствовавших премудрейших мужей, показывает их в себе, как бы в некотором чистейшем зеркале, испускающем всюду блистания чистого благочестия и правды.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/nr...

1059 За отсутствием в Новгороде своих архиепископов в продолжении 17 лет. Ист. Росс. Иерарх. ч. I стр. 185. 1062 Новг. III лет. стр. 249. Кроме этого чуда, в 1533 году, пред ракою чудотворца Варлаама загорелась сама собою свеча и горела постоянно 9 недель, не умаляясь. Летописец, рассказывая о сем, говорит, что от того огня и от той свечи воску послано было В. К. Василию Иоановичу. Полн. Собр. Русск. лет. Т. VI стр. 290. 1064 В Росписи новг. церквей за 1815 год показано: «Монастырь хутынский, а в нем храм боголепное преображенье, да в нем чудотворец Варлаам; в трапезе храм Варлаам преподобный. В колокольнице храм Григорий Арменский; на воротех Илья пророк; да на других воротех два престола: Никола чудотворец да Антоний Великий .» Ист. разг. о древн. В. Новгорода 1808 г. стр. 86. Кроме храмов, остались в целости от Шведов в Хутынском монастыре колокола, сосуды и другие церковные вещи, как известно о существовании их до шведского разорения. 1065 Ист. Росс. Иерарх. ч. VI, стр. 611. Во время шведского разорения не мало потерпел управлявший тогда монастырем архим. Киприан, что после был митрополитом сибирским и наконец новгородским. Прибавл. к Новг. II лет. стр. 188. 1066 В монастыре хранятся 7 подлинных жалованных грамот, из коих самая древняя в. князя Василия Иоанновича III (Ист. Росс. Иерарх. ч. VI стр. 627–638), и около 40 грамот в списках, начиная от в. к. Василия Иоанновича до Петра Великого. 1067 Из вещей вкладных остались: покров с вышитым изображением пр. Варлаама от царевича Федора Иоанновича в 1580 году, другой покров от Марфы Богдановой Кураковой в 1541 году, третий от князя Василия Ивановича Оболенского-Репнина в 1542 году, четвертый покров от сибирского митрополита Корнилия в 1669 году, напрестольный крест 1674 года от Михаила Яковлевича Черкасского, колокол 1599 года от Тимофея (в иноч. Тихона) Андреевича Хлопова, золотые сосуды от императрицы Анны Иоанновны и проч. 1068 По записям в синодиках монаст. известно, что от Uoahha IV дано вкладу в 1534 году 200 рублей на поминовение отца и супруги Елены, потом еще 100 руб. по супруге Анастасии, 50 руб., по брате своем Георгие, 100 руб. и кубок в 16 гривенок с 3 золоти, по супруге Марии, 50 рублей по супруге Марфе, 30 руб., по княжне Александре Юрьевой, 500 руб. по сыне Иоанне; от Богдана Матвеевича Хитрово в 1674 году серебряные сосуды и покровы в 60 рублей, царские двери с сенью, коронами и столбцами в 350 рубл. и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Сходка порешила: бить челом Василию, да оставит царство; и он должен был уступить силе... С 17-го июля 1610 года началось на Руси самое тяжкое безгосударное время, – лихолетье междуцарствия. Верховная власть перешла в руки семи знатнейших лиц боярской думы, в главе которых стоял князь Мстиславский. Настроение народа в Москве было мрачное. Говорили, что пред низложением Василия Иоанновича слышали в полночь в усыпальнице Русских Царей, – Архангельском Соборе, плач великий и чтение 118-го псалма: „Блаженни непорочнии», который читается и поется на Страстной неделе в ночь с великой пятницы на субботу. Слышалось там и пение„вечной памяти». Каждый по своему, объяснял это предзнаменование. Приверженцы самозванца из черни хотели пустить его в столицу, к которой подходил с войсками победитель Димитрия Шуйского польский гетман Жолкевский, для завоевания под власть Польши самой Москвы, в которой было немало польских приверженцев. Среди усиливающегося малодушия, разлада и измены, твердо и мужественно стоял на высоте положения предстоятель церкви патриарх Гермоген и напрягал все свои силы, чтобы не допустить в Москве ни иноземного, ни самозванческого владычества, как гибельных для России. Прежде всего, он старался возвратить на престол беззаконно низведенного Василия Иоанновича, молился за него в храмах, как за Государя законного и венчанного и помазанного на царство церковью, и даже открыто уговаривал народ, чтобы снова призвать его нам престол. Но враги его, совершившие государственный переворот, насильственно постригли в иночество его и его жену. Патриарх объявил незаконным такое пострижение и считал монахом того князя Тюфякина, который читал иноческие обеты за Василия Иоанновича, когда его, держа за руки, облачали в монашескую одежду, Первосвятитель говорил о Василии Иоанновиче: „Егда Владыка мой Христос на престоле владычества моего укрепит мя, совлеку от риз и иночества свобожу его“.Указывал также патриарх и другой выход из безгосударного времени: он советовал призвать на царство нового государя, но непременно Русской крови и Православной Веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Ermogen_Moskov...

В предпринятом против Великого Новгорода походе участвовали войска рус. князей - союзников вел. князя: правителей Нижнего Новгорода, Городца-Радилова на Волге, Ростова, Ярославля, Стародуба. Объединенное войско подошло к Вел. Новгороду, и новгородцы вынуждены были удовлетворить требования вел. князя, выплатив ему за «княжчины» и ущерб, нанесенный его землям,- 8 тыс. р. Это были первые шаги для подчинения Вел. Новгорода сильной великокняжеской власти. Одним из важнейших итогов правления великого княза Димитрия стало превращение земель Владимирского великого княжения в наследственное владение московских князей, что окончательно сделало их самыми сильными среди правителей Северо-Восточной Руси. В завещании, составленном незадолго до смерти, Димитрий Иоаннович передал старшему сыну Василию «великое княжение» как свою вотчину. Отношения между духовной и светской властями В правление Димитрия Иоанновича церковно-государственные отношения длительное время определялись тесным сотрудничеством между молодым великим князем и его воспитателем митр. Алексием . Впоследствии в Константинополе святителя укоряли в том, что он, став опекуном вел. князя, «весь предался этому делу и презрел Божественные законы и постановления, приняв на себя вместо пасенья и поучения христиан мирское начальствование» . Конечно, митр. Алексий происходил из рода, тесно связанного с московской княжеской семьей, он заботился о своем воспитаннике, но его поддержка молодого вел. князя объяснялась не только мирскими интересами. К нач. 1360-х годов положение Православия на территории Киевской митрополии было неблагоприятным. Огромные территории оказались под властью литовских князей-язычников. В их владениях Православие было не господствующей, а только терпимой религией. На территории Юго-Западной Руси под властью польского короля господствующей религией стал католицизм , здесь уже в 1350-х годах создавались первые католические епископства. Митр. Алексий в молодом князе видел будущего сильного православного правителя, который объединит русские земли под своей властью и утвердит в них православную веру. В первые годы правления князя Димитрия митр. Алексий не только направлял политику московского правительства, но и использовал средства, которые были у него как у главы Русской Церкви. Так, осенью 1363 г. послы митрополита пригласили городецкого кн. Бориса Константиновича в Москву, но тот отказался приехать, тогда они «церкви затвориша» в Нижнем Новгороде. Когда в спорах между тверскими князьями Тверской еп. Василий занял позицию, благоприятную для другого врага Москвы - владевшего Микулином кн. Михаила Александровича , по жалобе его тверских противников в 1367 г. приставы митрополита вызвали епископа в Москву, где «про тот суд владыце Василию бышет истома и протор велик».

http://drevo-info.ru/articles/25172.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010