«Мужественно, храбрым и смелым сердцем, шествуете на поганых татар, — говорил Римский–Корсаков, — и да поревнуете прежде храбрствовавшим и преславное государство и царство Российской земли расширившим», как царь Иван Васильевич «приобрел с Божией помощью к Российскому царству царства татарские: Казанское, Астраханское и Сибирское», как царь Алексей Михайлович Малую и Белую Россию, «от многих лет польским кралем похищенную… от уст зверя исторг». С исторических позиций рассматривает Игнатий и святых заступников российского воинства. Так, апостол Андрей Первозванный должен, по его словам, выступить за россиян, раз в июле 1644 г. десница его была пренесена к царю Михаилу Федоровичу в Москву. Апостол Павел, при жизни учитель и строитель Церкви, на небесах поддержит новых ее защитников. Василий Великий «во святителях меч есть обоюдосекательный на еретиков и врагов Церкви Христовой», конечно же, он поможет «тезоименному своему, царскому же верному слуге князю Василию, упросит у Христа Бога… простереть меч на варваров магометан и поженет их». Залогом святости ратного дела нынешних воинов называет Римский–Корсаков земную деятельность святого Петра митрополита во славу Москвы, святого Алексия митрополита, «не убоявшегося… ордынских царей», святых Ионы митрополита и Ионы архиепископа Новгородского, что предрекли князю Василию Васильевичу: «Ордынские цари не одолеют Российскую державу!» Вдохновляющим примером в земной жизни был святой Филипп митрополит, среди ужасов опричнины «положивший душу за московские народы и не попустивший разделиться Российскому царству». Видит Игнатий над российским воинством благословение святого Сергия, «иже древле молитвою своею вооружил великого князя Дмитрия Иоанновича… татар победить». Оратор говорит о небесной помощи святых князей Бориса и Глеба сроднику своему Александру Невскому, «на неистовых немцев». Святой князь Александр тоже приведен в пример бессмертного мужества, когда в сече с рыцарями «отступника краля… сам уязвил мечем в лицо». В связи с историческими событиями упоминает Игнатий и Богородицу, помогавшую Мстиславу Удалому и другим ратоборцам. Ведь именно она «во время великого княжения… Василия. Димитриевича» обратила вспять от российских пределов орды Тамерлана!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Ни в одном источнике не названа книга, заранее выбранная для перевода, речь идет лишь о просьбе прислать «переводчика книжного на время». Напротив, из послания великому князю Василию III о переводе Толковой Псалтири следует, что выбор был сделан уже в Москве. 3 На известии послания о выборе книги и осмотре греческих книг великокняжеской библиотеки основан красочный рассказ одного из Сказаний. Собрание греческих книг московской «книгохранительницы», сообщается в нем, вызвало восхищение ученого грека, сказавшего великому князю, что ему не довелось видеть в таком большом объеме «греческие книги» даже у себя на родине. Довольный этими словами великий князь поручил выделить те, которые еще не переведены на «словенский» язык. Особо следует обратить внимание на известие Сказания о том, что прп. Максим составил своего рода опись непереведенных греческих книг царской библиотеки («имена книгам тем явственно сотвори»), а Василий III приказал хранить их отдельно от других в сопровождении «писания». Именно в такой редакции (а не непосредственно в редакции послания Василию III о переводе Толковой Псалтири) известие повлияло на распространенную позже версию об античной библиотеке Ивана Грозного (в Сказаниях речь идет о его отце). Ни в послании, ни в Сказании не уточняется, впрочем, о каких греческих книгах идет речь – античных или христианских. Но редактор – переписчик Сказания в XVII в. счел необходимым добавить, что прп. Максим обнаружил «святые» греческие книги. 4 Василий III Иоаннович В источниках не упоминается о том, что прп. Максим приступил к переводу Толковой Псалтири сразу по приезде в Москву (март 1518 г.). Напротив, записи на рукописях свидетельствуют, что первым был перевод Толкового Апостола, начальная часть которого (Деяния) переведена к марту 1519 г. (запись на одной из самых ранних и авторитетных рукописей РГБ, ф. 304, Троицк. 118, л. 150). Эта часть занимает около четверти всего памятника. Дальнейшие части (Апостольские послания) переводились в течение 1519–1520 гг., возможно, еще в начале 1521 г., хотя записи на рукописях отсутствуют.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/no...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАССИАН (кн. Патрикеев Василий Иванович, по прозвищу Косой или Кривой; † после 4.03.1532, Иосифов Волоцкий в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь), военачальник, боярин, впосл. монах, канонист, писатель-публицист. Родоначальником князей Патрикеевых был Патрикий Наримантович, внук вел. кн. Литовского Гедимина , в кон. XIV в. принятый в Вел. Новгороде в качестве служилого князя, в 1408 г. выехавший в Москву, где был встречен с почетом. Его сын Юрий был женат, согласно Медоварцевской редакции «Сказания о князьях владимирских» и сопровождающей его Литовской летописи, на сестре Московского вел. кн. Василия I Димитриевича Анне (род. 8 янв. 1387). (По данным др. редакций «Сказания» и по сообщениям родословных книг, Анна была сестрой вел. кн. Василия II Васильевича , что менее вероятно, т. к. сестра последнего, также Анна, была супругой визант. царевича Иоанна VIII Палеолога , ставшего уже после ее смерти императором.) В. И. Патрикеев, внук Юрия, следов., приходился вел. кн. Василию III Иоанновичу троюродным дядей, а не братом и был, бесспорно, старше его (в 1489 командовал войсками, когда княжичу Василию было 10 лет). Князья Патрикеевы были сподвижниками московских вел. князей, сторонниками их политики, к кон. XV в. вошли в число знатнейших боярских родов. Отец В. кн. И. Ю. Патрикеев (боярин уже в 1461-1462) был московским наместником (с 1472 вплоть до опалы в 1499), в 1492 г. в его доме жил вел. кн. Иоанн III Васильевич с семьей (в связи со строительством нового великокняжеского дворца). В. И. Патрикеев принимал участие в важных политических, дипломатических и военных мероприятиях. В 1491 г., во время конфликта Иоанна III с удельными братьями, в день ареста в Москве кн. Андрея Васильевича, Патрикеев был послан в Углич за его детьми с приказанием их «поимати и посадити за приставы», что и было выполнено. В 1497 г. вместе со своим отцом и великокняжеским дьяком Ф. В. Курицыным принимал участие в оформлении юридического акта, фиксирующего отвод земель при размене (разъезде) вел. кн. Иоанна III и волоцких удельных князей Федора и Ивана Борисовичей. Возможно, при разборе нек-рых земельных тяжб был судьей высшей инстанции, выносившим приговор по докладу судей низшей инстанции.

http://pravenc.ru/text/149879.html

К. руководствуется античным политическим идеалом, цитирует большой фрагмент «Этики» (к Никомаху) Аристотеля («10-й книги нравов») о необходимости гармонического сочетания «правды» и «милости»: «Милость бо без справды малодушьство есть, а правда без милости мучительство есть, и сиа два разрушають царство и всяко градосожительство. Но милость, правдою пострекаема, а правда, милостью укрощаема, сохраняють царя царство в многоденьстве». Идеал К.- общественное согласие, «дело народное» (перевод лат. res publica) и общественное благо («общества добро»); царям и начальникам каждого народа необходимо уподобляться играющему на гуслях псалмопевцу Давиду, который направляет струны к согласному звучанию: грешников и нарушителей необходимо принуждать к согласию «грозою закона и правды», «добрых подвластных» жаловать за добрые дела, злых наказывать и обличать, тех же, кто не поддаются исправлению и не хотят любить Бога, «отнюдь истребити». В послании митр. Даниилу обнаружены также цитаты из «Метаморфоз» и «Искусства любви» Овидия; однако неясно, из каких источников заимствованы фрагменты текстов античных авторов, в древнерус. переводах они неизвестны. Послания К., как сохранившиеся, так и те, о к-рых можно судить по пространным ответам на них прп. Максима, свидетельствуют о высокой образованности автора и его гуманистических интересах. К. принадлежит краткое послание старцу псковского Елеазарова монастыря Филофею , в к-ром он восхваляет ученого монаха за то, что его писания «Омировым (гомеровским.- Н. С.) бо словом и риторским разумом пригодне сложени» ( Зимин. 1956. С. 173). Вероятно, К. является автором Похвального слова вел. кн. Василию III Иоанновичу ( Розов Н. Н. Похвальное слово вел. кн. Василию III//АЕ за 1964 г. М., 1965. С. 278-289) и 3 посланий неизвестным, опубликованных Д. М. Буланиным по рукописи РНБ. Q.XVII.50 ( Буланин Д. М. Античные традиции в древнерусской лит-ре XI-XVI вв. Münch., 1991. С. 367-369). К. умер ранее 1545 г. В описи Иосифова Волоколамского монастыря 1545 г.

http://pravenc.ru/text/1681151.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИОАСАФ БОРОВСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прмч. Иоасаф Боровский Иоасаф (+ 1610 ), архимандрит Пафнутьев-Боровского монастыря , преподобномученик Память 12 января (Радонеж.), 5 июля (Радонеж.) и в Соборе Радонежских святых Принял монашеский постриг в Пафнутьев-Боровском монастыре . Не позднее февраля 1592 году возведен в сан игумена : в это время он по повелению царя Феодора Иоанновича принимал в обители Тырновского митр. Дионисия. В 1598 году игум. Иоасаф участвовал в Земском соборе , избравшем на царский трон Бориса Годунова . 18 марта 1605 года назначен настоятелем Троице-Сергиева монастыря и был возведен в сан архимандрита . В перечне троицких настоятелей об Иоасафе сказано: " ...взят ис Пафнотьева монастыря, 5 лет неполны " . В Смутное время архим. Иоасаф был идейным вдохновителем и одним из организаторов героической обороны Троицкой обители. Осада, начавшаяся 23 сентября 1608 года, продолжалась до 12 января 1610 года. Перед началом осады Я. Сапега и А. Лисовский отправили в монастырь две грамоты с предложением сдаться: одну - воеводам, другую - архим. Иоасафу, на которые последовал решительный отказ. Воеводы и о. Иоасаф " с соборного приговора со старцами, и дворянами, и всеми воинскими людьми " писали Сапеге и Лисовскому о том, что они не сдадут монастырь еретикам-латинникам и не нарушат крестного целования царю Василию Шуйскому. 3 октября начался артиллерийский обстрел монастыря. В это время архимандрит и монахи молились у мощей прп. Сергия Радонежского. 13 октября последовал первый ночной штурм. Во время штурмов о. Иоасаф служил молебны в Троицком соборе или совершал крестный ход по стенам обители. Настоятель обители принимал участие в совете воевод, на котором разрабатывалась стратегия обороны монастыря. Архим. Иоасаф рассылал грамоты по окрестным волостям с призывом сохранять верность царю Василию Иоанновичу . Настоятель обители исповедовал и постригал в монахи тяжелораненых воинов, заботился о пропитании мирян, укрывшихся за стенами монастыря, чем нередко вызывал недовольство братии, страдавшей от голода.

http://drevo-info.ru/articles/13681729.h...

В 1588 г. было установлено празднование 2 авг. св. Василию Блаженному († 1557), над гробницей к-рого по повелению царя Феодора Иоанновича был построен храм, ставший приделом Покровского собора. Были составлены Житие святого и канон ему. В 1591 г. совершилась канонизация к общерус. почитанию прп. Иосифа Волоцкого. И. дополнил службу святому и написал канон. 9 янв. 1592 г. Казанский митр. сщмч. Ермоген послал И. грамоту о дозволении праздновать память воинов-христиан, погибших в борьбе с татарами, и память христиан, замученных татарами за нежелание отказаться от своей веры,- Иоанна I , Петра и Стефана . Грамотой И. празднование памяти Казанских мучеников было установлено 24 янв., в день кончины мч. Иоанна. В 1592 г. в свияжский в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь были перенесены мощи Казанского архиеп. св. Германа, скончавшегося в 1567 г. в Москве. 4 окт. 1595 г. в Казани были открыты мощи Казанского свт. Гурия , а также Тверского еп. Варсонофия , скончавшегося в 1576 г. на покое в казанском в честь Преображения Господня мон-ре. В 1595 г. было совершено перенесение останков Московского митр. св. Филиппа (Колычева) († 1569) из Твери в Соловецкий в честь Преображения Господня монастырь, что явилось началом его местного почитания. По благословению И. в 1595 г. Казанский митр. Ермоген свидетельствовал мощи угличского кн. Романа Владимировича († 1285). По благословению патриарха воевода С. Р. Олферьев и инок переславль-залесского Данилова во имя Святой Троицы монастыря Сергий написали 2 службы, стихиры и каноны святому. В 1596 г. была установлена соборная память Московских святителей Петра , Алексия и Ионы , подобно празднованию святителям Василию Великому , Григорию Богослову и Иоанну Златоусту ; в честь нового праздника была составлена служба. В Никольском храме патриаршего с. Селятина устроили придел Московских чудотворцев, к-рый И. освятил 13 мая 1596 г. 19 нояб. 1601 г. святитель дал вкладом в придел Трех Московских чудотворцев Служебник ( Горский, Невоструев.

http://pravenc.ru/text/578144.html

– Преставися Царевичь Князь Димитрей. Того же лта, мсяца 4, не стало Царевича Князя въ обьзде въ Кириловьскомъ, назадъ едучи къ Москв; и положили его въ Архаангеле въ ногахъ у Великого Князя Ивановича» . Точно такой же текст воспроизводится в Львовской летописи: « Того же мсяца Июня не стало Царевича Князя Дмитрия въ объезде въ Кириловскомъ, назадъ едучи къ Москв, и положили его въ Архангеле, въ ногахъ у Великого Князя Василья Ивановича» . Самое подробное описание гибели Царевича Димитрия Иоанновича дано в Московском летописце: « Сын Царевичь Дмитрей, в младенъчестве утонул в Шесхне реке тем обычаем, как Государь ходил молитися в Кирилов монастырь в судех вверх Шексною и из стану из шатров на судно Царевича несла кормилица на руках, а кормилицу вели под руки Царевичевы дядьки бояря Данило Рамановичь да Василей Михайловичь Юрьевы, и по грешному делу Царевич из руки у кормилицы упал на сходню, а с сходни в воду, и того часа выхватили, и он залился» . 3 серия. Ливонская война Вскоре кормилица была схвачена и на допросе кинематографический «Царь» сам в гневе убивает ее ножом. Однако нет абсолютно никаких летописных, документальных и каких-либо мемуарных свидетельств того, что по делу гибели Царевича Димитрия Иоанновича проводилось такое детальное расследование. Допрос Царем кормилицы и ее убийство в гневе являются абсолютной выдумкой сценаристов фильма с целью оклеветать Царя и показать его как якобы в гневе творящего суд и убийство. Поскольку Царевич Дмитрий приходился боярину Даниилу Романовичу Юрьеву родным племянником, а Василию Михайловичу Захарьину-Юрьеву троюродным племянником, рассматривать их в качестве заговорщиков против Наследника Престола не представляется реальным. Само их высокое положение при Царе было всецело связано с данной родственной связью в качестве родного и двоюродного братьев Царицы. По здравому смыслу такое их положение при Царе позволяет полагать, что смерть Царевича Дмитрия произошла в результате несчастного случая, а не заговора Старицких. Боярин В.М. Захарьин-Юрьев после того несчастного случая, в котором можно было бы усмотреть его косвенную вину, даже не был подвергнут опале, напротив, он оставался доверенным лицом Царя и был одним из инициаторов в организации Опричнины, как царский приближенный умер в 1567 году. Таким же особо доверенным лицом Царя после несчастного случая с Царевичем Димитрием в 1552 году до своей смерти в 1564 году остался и боярин Даниил Романович.

http://ruskline.ru/analitika/2021/06/25/...

С нач. XVII в. в источниках фигурируют Трехсвятская башня Белого города и одноименные ворота у устья Неглинной, с 1658 г. (Всехсвятские ворота) к 3 святителям было добавлено имя четвертого - митр. сщмч. Филиппа II (Колычева) . О молитвенной помощи взывает к 4 святителям патриарх Никон (Минов) (грамота 1656 г. о моровой язве). В гос. грамотах времени Никона и более поздних упоминаются 4 святителя, так же как и в иконописном подлиннике. Во вновь созданный Валдайский Святоозерский в честь Иверской иконы Божией Матери мужской монастырь патриарх Никон поместил частицы мощей святителей П., Алексия, Ионы и Филиппа ( Васильева Е. Е. «Богоначальным мановением»: песнопение святыням Моск. Кремля//Патриарх Никон: Стяжание Св. Руси. М., 2010. Ч. 2. С. 1038-1050). Во время занятия Москвы Великой армией имп. Наполеона I Бонапарта в 1812 г. гробница П. в Успенском соборе была частично разорена. Архиеп. Дмитровский Августин (Виноградский) с разрешения Синода торжественно открыл мощи П. при освящении 1-й придельной церкви Успенского собора. Совр. серебряная рака с бронзовым посеребренным балдахином сооружена в 1819 г. В 1872 г. в Москве было основано Петра митрополита братство . В 1875 г. было официально установлено празднование Собору 4 Московских святителей, в т. ч. П., по ходатайству митр. Московского и Коломенского свт. Иннокентия (Вениаминова) . Текст акафиста П. составлен А. Ф. Ковалевским и получил одобрение Синода в 1889 г. (изд. в 1900, см.: Попов А. В. Православные рус. акафисты. М., 2013). Реликвии Крест чудотворца П. как главная святыня московской великокняжеской семьи упоминается в завещании вел. кн. Василия II Васильевича Тёмного, к-рый в 1461-1462 гг. передал его старшему сыну Иоанну III Васильевичу (ДДГ. 61. С. 197), а тот в 1504 г. своему наследнику, Василию III Иоанновичу (Там же. 89. С. 362) . Перед своей кончиной в 1533 г. Василий III «снем с собе крест Петра чюдотворца, и приложил ко кресту сына своего и благословил его крестом, и рече ему: «Буди на тебе милость Божия и Пречистыя Богородици, и благословение Петра чюдотворца, как благословил Петр чюдотворец прародителя нашего великого князя Ивана Даниловича, и до ныне; и буди на тебе благословение Петра чюдотворца, и на твоих детех и на внучатех, от рода в род»» (БЛДР. Т. 10. С. 38). Так же поступил Иоанн IV Васильевич Грозный, завещав крест царевичу Иоанну Иоанновичу и отметив, что этим крестом «чудотворец благословил прародителя нашего великого князя Ивана Даниловича и весь наш род» (ДДГ. 104. С. 433 (1572 г.?)).

http://pravenc.ru/text/2580092.html

И вот внезапно прибыл в обитель Пречистой Богородицы державный и милостивый великий князь московский Василий Иоаннович (1505–1533) с великой верой и любовью и пожаловал братию многими брашнами, которые привез с собою. Узнав, что прп. Иосиф кормит столько народа, занимая для сего у других и покупая, державный государь тотчас повелел из сел своих привезти ржи и овса, сколько необходимо. И сказал он Иосифу: «Если сего не хватит, вели взять из села моего, сколько тебе нужно». Узнав о сем, стали присылать милостыню и удельные князья и другие многие христолюбцы. И милостью Бога и Пречистой Его Матери появилось изобилие во всем. Лето случилось плодородное, и терпевшие голод разошлись из монастыря и поселились в своих прежних домах, благодаря Бога и отца Иосифа. Видя, что братия умножается, преподобный написал им устав о благочинии церковном и монастырском и о всех службах обители. Удрученный многими подвигами и склоняясь под бременем глубокой старости, прп. Иосиф позаботился, чтобы и после его смерти сохранилось в монастыре устроенное им благочиние. Посему написал он христолюбивому самодержцу всея России Василию Иоанновичу послание, в коем просил его взять монастырь Пречистой Богородицы на его, государево, попечение, не посылать в обитель игумена из другого монастыря, не по мысли братии, и следить за верностью иноков преданному им уставу. «Уже, государь, с одра встать не могу, — писал Иосиф, — не могу и в церковь дойти, нет у меня сил управлять братиею ни телесно, ни духовно». Прочитав это послание, государь Василий Иоаннович был весьма им опечален. Во исполнение же завета преподобного стал он заботится о монастыре как при жизни Иосифа, так и по его кончине. Немощь все более и более овладевала престарелым игуменом, и, наконец, он лишился зрения, подобно патриарху Исааку, но внутренние очи его и тогда оставались по–прежнему ясными. Так, случалось, прикажет он брату иноку прочесть что–нибудь из книг Божественного Писания, инок же, по незнанию, нескоро находил в книге указанное для чтение место; тогда прп. Иосиф повелевал подать ему книгу и, разогнув ее, сразу находил требуемое место.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

супругою великого князя Димитрия Иоанновича Донского Евдокиею, в иночестве Евфросиниею, и сделавшийся усыпальницею для русских государынь ; е) Афанасиевский, упоминаемый в 1385 г.; ж) Сретенский, основанный в 1395 г. по воле великого князя Василия Димитриевича и митрополита Киприана на том самом месте, где встречена была москвитянами чудотворная икона Божией Матери Владимирская, которую переносили из Владимира в Москву по случаю нашествия Тамерланова и которой приписали неожиданное удаление этого воителя из пределов русских; з) Николаевский, или Старо-Николаевский: тут три года с половиною (1401–1404) прожил Новгородский архиепископ Иоанн, задержанный митрополитом в Москве по воле великого князя Василия Димитриевича; и) Иоанно-Златоустовский, упоминаемый в 1410 г., и й) Иоанно-Предтечевский под бором, где в 1415 г. жил один святой старец, предсказавший великому князю Василию Димитриевичу рождение от него сына Василия . В Твери существовали монастыри: Софийский девич, в котором приняла пострижение великая княгиня Мария, супруга Михаила Ярославича Тверского, убитого в Орде (1319), и скончался малолетний правнук его Александр у своей бабки Софии (1358); Николаевский над ручьем или с Заволочья, откуда взят был (1374) на кафедру Тверской епископ Евфимий Вислин и куда снова (1386) должен был удалиться; Желтиков Успенский на реке Тмаке, построенный (1395) святым Арсением, епископом Тверским; Афанасиевский, где (1399) принял пострижение и схиму великий князь Михаил Александрович Тверской ; Богородицкий на Бору и Богородицкий на Гостомле, упоминаемые около 1361 г.; Воскресенский на Шоше; Воскресенский Бардинский на той же реке; Воскресенский за Волгою и Спасский во Зезях, упоминаемые 1361–1437 гг.; Саввин на реке Тме, в 20 верстах от Твери, основанный в 1397 г. Недалеко от Рязани мы видим два монастыря: Ольгов Успенский, основанный еще в 1-й половине XIII в. , и Солотчинский Рождество-Богородицкий, устроенный в 1390 г. двумя первыми его игуменами Василием и Евфимием. Оба эти монастыря получили жалованные грамоты на разные владения от рязанского великого князя Олега Иоанновича (около 1350–1402 гг.) .

http://sedmitza.ru/lib/text/435891/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010