Экзегетические исследования в России развивались гл. обр. после выхода Синодального перевода Библии. Полный комментарий ко всей Библии был осуществлен единственный раз в «Толковой Библии» (СПб., 1904-1913. 11 т.), начатый по инициативе и под ред. проф. СПбДА Лопухина и продолженный его преемниками. Попытка создания еще одного общебиблейского толкования была предпринята в XIX в. Г. К. Властовым , но закончить его автору не удалось. Целый ряд толкований был написан на отдельные части и книги Библии. Среди общедоступных изданий большое распространение получили евангельские толкования еп. Виталия (Гречулевича) , еп. Михаила (Лузина), цикл экзегетических трудов еп. Феофана (Говорова) об апостольских Посланиях, толкование на Апостол еп. Никанора (Каменского) , толкования на новозаветные книги прот. А. Полотебнова и др. ВЗ были посвящены популярные толкования епископов Палладия (Пьянкова) , Петра (Екатериновского) , Виссариона (Нечаева) , Иоанна (Смирнова) , Димитрия (Вознесенского) . Особым успехом пользовалось «Толкование Евангелия» (СПб., 1907. М., 1991р) Б. И. Гладкова , основанное на святоотеческих комментариях и трудах ученых XIX в. Более специальные труды принадлежали П. Юнгерову, еп. Антонию (Храповицкому), архиеп. Василию (Богдашевскому), прот. А. Рождественскому , архиеп. Варфоломею (Ремову) , еп. Феофану (Быстрову), протоиереям В. Платонову, В. Четыркину и др. III. Герменевтика и исагогика. Специальными герменевтическими трудами, посвященными определению фундаментальных принципов толкования, рус. Б. до 1917 г. небогата. К ним относятся книга архиеп. Феоктиста (Мочульского) «Драхма от сокровища божественных писаний Ветхого и Нового Завета, то есть Сокращение правил при чтении Священного Писания к знанию потребных» (М.,1809) и очерки П. И. Савваитова (Библейская герменевтика. СПб., 1844, 1859). Больше сделано в области изучения герменевтики патристического периода, в частности работы проф. МДА И. Н. Корсунского «Новозаветное толкование Ветхого Завета» (М., 1885), в к-рой даны характеристики методов толкования св. отцов и комментаторов нач. XIX в., а также «Иудейское толкование Ветхого Завета» (М., 1882), содержащее анализ палестинской и александрийской герменевтики межзаветной эпохи. Соотношению совр. и патристической герменевтики много внимания уделено в кн. архиеп. (впосл. митрополита) Антония (Храповицкого) «О правилах Тихония Африканского и их значении для современной экзегетики» (М., 1891; переизд.: Альфа и омега. М., 1999. 2(20). С. 92-107).

http://pravenc.ru/text/149119.html

Согласно уставу группы, зарегистрированному 11 нояб. 1922 г., ее целью было «обновление церковной жизни путем приближения ее к первым векам христианства». Для достижения этой цели выдвигались следующие задачи: «предоставление пастырям свободы в исполнении пастырского долга, пересмотр школьной догматики, этики, литургики и вообще очищение от всех сторон церковной жизни, явившихся результатом господства монархического государства над церковью; удаление из церкви политиканствующих элементов». Высказывались предложения о введении белого епископата, автокефалии Церкви на Украине, введении в богослужение «украинского языка там, где этого пожелает большинство верующих», об участии во всех органах церковного управления духовенства наряду с епископатом. Высшим органом управления обновленческого движения на Украине признавался Всеукраинский съезд делегатов (избираемых епархиальными съездами группы по 3 лица от епархии), к-рый в свою очередь избирал высший исполнительный орган сроком на год. В епархиях предполагалась организация местных комитетов, к-рые вели бы всю организационную работу, распоряжались средствами и имуществом группы, издавали журналы, принимали в свое ведение храмы, арендовали помещения (Живая церковь. 1922. 1. С. 3-4). Идейным вдохновителем группы стал бывш. учитель, свящ. Матфей Бережной (впосл. обновленческий архиепископ Омский). Главной задачей группы и ее лидера была не столько реализация реформистских планов, сколько устранение канонического церковного руководства К. е. и разрушение механизма епархиальной власти. Еще 16 нояб. 1922 г. настоятель железнодорожной церкви мест. Казатин Бердичевского у. свящ. Павел Циприанович в письме к еп. Каневскому Василию (Богдашевскому), описывая визит Бережного, передавал его слова о том, что «митрополита Михаила они прогонят, что всех священников, не сочувствующих Живой церкви, они будут удалять и что Живая церковь должна занять господствующее положение в государстве...» (НБУВ ИР. Ф. 191. 888. Л. 7-7 об.). 10-15 дек. 1922 г.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

Предвидя свой арест, митр. Михаил 22 янв. 1923 г. издал тайное распоряжение о передаче управления К. е. в случае своего отстранения от должности в порядке очередности и старшинства: епископам Белоцерковскому Димитрию (Вербицкому), Уманскому Макарию (Кармазину), Богуславскому и Липовецкому Георгию (Делиеву), Звенигородскому Алексию (Готовцеву), Бердичевскому Александру (Чекановскому), Радомысльскому Назарию (Блинову) и Каневскому Василию (Богдашевскому). В данный список вошли почти все викарии К. е., кроме Черкасского еп. Николая (Браиловского), не пользовавшегося доверием из-за своих тесных контактов с обновленцами и НКВД. 5 февр. 1923 г. митр. Михаил был арестован у себя в келье в Киево-Печерской лавре и отправлен в Москву. Вскоре о своем переходе к обновленцам заявил Бердичевский еп. Александр (Чекановский). Остальные викарии К. е., не согласившиеся перейти в обновленчество, почти все подверглись репрессиям. В ночь с 22 на 23 марта 1923 г. арестовали еп. Назария (Блинова) (ЦГИАК. Ф. 130. Оп. 3. Ед. хр. 52. Л. 28; впрочем, есть данные, что арест состоялся в апр. 1923). В ночь с 3 на 4 апр. были арестованы епископы Димитрий (Вербицкий) в Пустынно-Николаевском мон-ре, Алексий (Готовцев) в Златоверхом Михайловском мон-ре, Василий (Богдашевский) в Братском Богоявленском мон-ре, епархиальный миссионер архим. Ермоген (Голубев) в Киево-Печерской лавре и двое влиятельных представителей белого духовенства: прот. Василий Словачевский из ц. св. Марии Магдалины на Шулявке и прот. Анатолий Жураковский из ц. свт. Иоанна Златоуста. Почти все арестованные были приговорены к ссылке. Еп. Назария (Блинова) освободили, в июне 1923 г. он вернулся в Киев, но уже через месяц по требованию Киевского ГПУ выехал в Москву. Освобожден был и еп. Алексий (Готовцев), получивший в том же году назначение на Серпуховское викариатство Московской епархии. Митр. Михаил до 1925 г. находился в заключении, позднее в ссылке, на Украину вернулся в кон. 1927 г., поселился в Харькове. 4 апр. 1923 г. в права управляющего К. е. вступил Уманский еп. Макарий (Кармазин), приехавший из Умани. В это время в предместье Киева Святошино поселился живший на покое бывш. Ананьевский еп. Парфений (Брянских). Вместе с ним еп. Макарий совершил тайные хиротонии новых викариев К. е., кандидатуры к-рых предварительно были согласованы с представителями киевского духовенства. В кон. 1923 - нач. 1924 г. были тайно хиротонисаны: Сергий (Куминский) во епископа Радомысльского и Чернобыльского, Филарет (Линчевский) во епископа Черкасского, Афанасий (Молчановский) во епископа Сквирского (см. в ст. Сквирское вик-ство ), Феодор (Власов) во епископа Вышгородского (в ст. Вышгородское вик-ство (ПЭ. Т. 10. С. 112) неверно указано, что вик-ство было создано в 1997), Варлаам (Лазаренко) во епископа Хорольского (вероятно, Хорольское викариатство в связи с арестом всех епископов Полтавской епархии временно входило тогда в К. е.).

http://pravenc.ru/text/1684527.html

3 сент. 1922 г. хиротонисан во епископа Коростенского, викария Волынской и Житомирской епархии. Л. возглавил Коростенское уездное церковное правление. Его кандидатура была утверждена Коростенским и Овручским уездными церковными съездами. Он стал заместителем и ближайшим помощником Волынского еп. Аверкия (Кедрова ; с 1926 архиепископ), к-рый неоднократно арестовывался и высылался из Житомира. В его отсутствие Л. управлял Волынской епархией. После ликвидации Волынско-Житомирского епархиального совета 17 нояб. 1922 г. Л. возглавил созданную 26 нояб. того же года Волынскую епархиальную канцелярию. Жил в Житомире в Богоявленском мон-ре, служил в кафедральном Преображенском соборе. Не позднее 30 апр. 1923 г. Л. уклонился в обновленчество . В мае того же года был участником обновленческого «поместного собора», но акта о низложении патриарха Московского и всея России свт. Тихона не подписал. (Прот. Стефан Недельский сообщал еп. Василию (Богдашевскому) о том, что Л., бывш. ученик прот. Стефана в Холмской ДС, случайно поддался общему течению среди значительной части волынского духовенства, примкнувшей к расколу; это произошло из-за «святой простоты» архиерея, приверженного аскетизму и мистицизму.) 6 февр. того же года вместе с еп. Аверкием подписал постановление пленума Волынского епархиального управления о признании обновленческого Всеукраинского синода в качестве высшей церковной власти до проведения поместного Собора. С нояб. 1924 по апр. 1925 г. еп. Аверкий находился под домашним арестом в Москве, и 25 марта 1925 г. Л. в очередной раз стал временным управляющим Волынской епархией; он обратился к духовенству с циркулярным письмом, где сообщил, что полномочия по управлению епархией ему передал Полонский еп. Максим (Руберовский) . 30 апр. 1925 г. в Житомир вернулся еп. Аверкий, который временно прекратил свои контакты с обновленцами. Л. как викарий Волынской епархии в мае того же года присутствовал на обновленческом 2-м «Всеукраинском соборе» в Киеве, где выступил против женатого епископата, за что был лишен слова «сибирским митрополитом» Петром Блиновым . В окт. 1925 г. еп. Аверкий официально отказался подчиняться обновленческому синоду в Харькове, после чего обновленческий «Волынский и Житомирский епископ» Павел Циприанович обвинил Аверкия и Л. в «уклонении в тихоновщину». С дек. 1926 по окт. 1928 г., во время ареста архиеп. Аверкия, Л. вновь управлял Волынской епархией.

http://pravenc.ru/text/2463523.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ТИХОН (ЛЯЩЕНКО) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Тимофей Иванович Лященко, свящ. Могила архиепископа Тихона (Лященко) Скончался 24 февраля 1945 года в городе Карлсбаде (ныне Карловы Вары , Чехия ). 27 февраля был похоронен на городском кладбище. Награды Сочинения Литература Использованные материалы   Степанов А. Д., Иванов А. А., сост., Воинство святого Георгия. Жизнеописания русских монархистов начала ХХ века [приложение первое], СПб.: Изд-во " Царское Дело " , 2006, с. 769.    " Разрядный список учеников Павловского духовного училища, после испытаний, проведённых летом 1889 года " , Воронежские епархиальные ведомости, 1889, 14, с. 282.    " Разрядный список студентов Воронежской духовной семинарии, после испытаний, проведённых летом 1895 года " , Воронежские епархиальные ведомости, 1895, 13, с. 337.    " Распоряжения епархиального начальства " , Воронежские епархиальные ведомости, 1896, 19, с. 361.    " Распоряжения епархиального начальства " , Воронежские епархиальные ведомости, 1898, 24, с. 476.   Из писем архим. Тимофея (Лященко) к епископу Василию (Богдашевскому), от 28 ноября/11 декабря 1922 г., см. Биографический словарь выпускников Киевской духовной академии. 1819-1920-е гг. Т. 2: К-П, Киев, 2015, с. 249.   Во многих сетевых источниках указана дата преставления 11.02.1945 (т.е. по старому стилю). Новостильная дата 24 февраля видна на могильном кресте, а также приводится в статье М. Шкаровского " Русская церковная эмиграция в Чехии " - http://www.bogoslov.ru/text/302753.html Редакция текста от: 15.12.2016 14:20:48 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/23578.html

В эти же дни к митрополиту Владимиру явилось несколько свя­щенников из законоучителей средних учебных заведений, которые потребовали, чтобы он уехал из Киева. Один из священников горо­да Киева, Липковский, явился к епископу Каневскому Василию (Богдашевскому), викарию Киевской епархии, и предложил ему взять на себя управление Киевской митрополией, что тот с негодо­ванием отверг. Тогда Липковский заявил ему, что митрополит Вла­димир в любом случае будет удален из Киева, равно как и его ви­карные епископы – Никодим (Кротков) и Назарий (Блинов). К этому времени по приходам Киевской епархии было разо­слано распоряжение о поминовении в церквях за богослужением Всеукраинской Церковной Рады, возглавляемой архиепископом Алексием (Дородницыным); распоряжение было скреплено печа­тью киевской духовной консистории и подписано священником, назначенным Радой комиссаром. Противодействуя этому беззако­нию, митрополит Владимир распорядился, чтобы члены духовной консистории составили документ, что для епархии имеют значе­ние только те распоряжения консистории, которые будут подпи­саны действительными ее членами. После этого назначенные Радой комиссары явились в консисторию и заявили, что все под­писавшие этот документ члены консистории увольняются, а на их место назначаются новые. В декабре 1917 года между 10 и 12 часами ночи в покои митро­полита в Лавре пришел член церковной Рады, священник, в со­провождении военного и стал предлагать митрополиту Владимиру патриаршество в украинской церкви. Митрополит выразил удив­ление по поводу перемены отношения к нему, но вслед за этим по­сетители потребовали от него, чтобы он из церковных средств вы­дал им сто тысяч рублей. Митрополит возразил, что эти средства принадлежат всей епархии, которая одна только и может распоря­жаться ими. Они стали угрожать владыке, и он был вынужден при­гласить через келейника монастырскую братию, чтобы удалить не­прошеных гостей, что и удалось сделать часа через полтора. Об идейном настрое митрополита в то время и его душевном состоянии свидетельствует рассказ очевидца, подпоручика Крав­ченко, бывшего на приеме у владыки 12 декабря 1917 года, к кото­рому владыка обратился с такими словами: «Я никого и ничего не боюсь. Я во всякое время готов отдать свою жизнь за Церковь Хри­стову и за веру православную, чтобы только не дать врагам ее посмеяться над нею. Я до конца жизни буду страдать, чтобы сохрани­лось православие в России там, где оно началось». – И, сказав это, архипастырь горько заплакал .

http://fond.ru/kalendar/89/vladimir/

С началом 1923 г. на митр. Михаила (Ермакова) и киевское духовенство отказывавшееся «присоединиться к ”Живой Церкви”» 6 , начало оказываться очень сильное давление со стороны властей. В одной из сводок ГПУ этого времени имеется следующая характеристика деятельности патриаршего экзарха и его окружения: «Заняв с первых же шагов обновленческого церковного движения в Киевской губернии и на Правобережной Украине явно непримиримую и упорно-враждебную позицию, благодаря своему влиянию и авторитету среди духовенства, способствовал организации крепкого контр-революционно-тихоновского фронта» 7 . Одним из участников «тихоновского фронта» был и еп. Василий (Богдашевский) . В одном из донесений осведомителя ГПУ от 16 января 1923г. имеется следующее свидетельство: «Необходимо всех Епископов г. Киева обязать, чтобы они, кроме своих церквей, монастырей, не служили нигде, а то, получается, от их службы летучие митинги, где они имеют возможность собираться и решать дела; так было в Покровском монастыре, где кроме Епископа Василия собралось до 20 попов и получилось сборище, где они решали дальнейшую тактику» 8 . 5 февраля 1923 г. был арестован митр. Михаил (Ермаков). Незадолго до этого, 22 января 1923 г. он составляет «Послание Киевским викарным епископам о порядке управления Киевской епархией в случае своего ареста» 9 . Еп. Василий (Богдашевский) в этом Послании указан последним из всех викариев. Вскоре, – «в ночь на Великий четверг, 4 апреля 1923 г. отделение Секретно-оперативной части киевского губернского ГПУ провело в Киеве новую серию арестов. Киевская епархия была полностью обезглавлена. Митрополит сидел, – теперь чекисты подобрали викариев» 10 . Накануне, своего ареста еп. Василию (Богдашевскому) был прислан указ Всеукраинского Высшего Церковного Управления (ВУВЦУ), – высшего руководящего органа обновленческого движения, датированный 3 апреля 1923 г., следующего содержания: «Согласно постановлению Президиума ВУВЦУ от 15 января, Вы,за непризнание ВУВЦУ, противодействие церковно-обновленческому движению и церковную контрреволюцию, уволены на покой. При этом ВУВЦУ предупреждает Вас, что оно снимает перед гражданской властью всякую ответственность за дальнейшую Вашу деятельность. Председатель ВУВЦУ митрополит Тихомир» 11 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bogdas...

Помимо ректора и профессорско-преподавательского состава института в чтении публичных лекций принимали участие профессора университета, бывшей духовной академии, некоторые лица из духовенства и члены Братства Св. Софии. Привлекали внимание слушателей главным образом лекции апологетического содержания. Публичные лекции были временно отменены в марте 1921 г. когда в городе ввели комендантский час из-за Кронштадского восстания. В августе 1920 г. профессор Н. Н. Глубоковский писал епископу Василию (Богдашевскому), советуя устраивать подобные просветительные лекции в Киеве: «В Питере ведется много религиозных чтений… Обыкновенно бывает здесь так, что чтение, сказанное в одном средоточном месте (напр[имер], в Богосл[овском] институте), повторяется при разных церквах, более центральных или жаждущих — иногда до 5-ти раз, хотя с небольшими вариациями и приспособлениями. Так легче поддерживать непрерывный цикл, и охватить возможно широкий круг» . Организация публичных лекций стоила Совету, Правлению института и лекторам большого труда в силу разбросанности пунктов, отдаленности местожительства лекторов, которым из-за отсутствия трамваев, особенно в «буржуазных» центральных районах города, и особенно по воскресеньям, приходилось иногда проходить пешком до 15 км в день . Значительными событиями в общественно-религиозной и научной жизни Петрограда стали проводимые Богословским институтом религиозные собрания в память о выдающихся деятелях. 1 июня 1920 г. – по случаю исполнившегося 100-летия со дня рождения С. М. Соловьева в институте была совершена литургия с панихидой, перед которой ректор рассказал о замечательном русском историке. На богослужении присутствовали приглашенные ученые и представители высших учебных заведений Петрограда, которые после богослужения устроили в помещении Народного комиссариата просвещения торжественный акт, посвященный памяти историка . На религиозном собрании 18 июля в честь прп. Сергия Радонежского с докладами выступили профессор М. Д. Приселков («Преподобный Сергий и его время»), профессор Ю.

http://sedmitza.ru/lib/text/9929588/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОРОСТЕНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Волынской и Житомирской (1922-1930), Житомирской и Овручской (1992-1993) епархии (см. Житомирская и Новоград-Волынская епархия ) с центром в г. Коростене (ныне Житомирской обл., Украина). 3 сент. 1922 г. архим. Леонтий (Матусевич) был хиротонисан в Киеве во епископа Коростенского, викария Волынской и Житомирской епархии, епископ возглавил Коростенское уездное церковное правление. Его кандидатура была утверждена Коростенским и Овручским уездными церковными съездами. Еп. Леонтий стал заместителем и ближайшим помощником Волынского еп. Аверкия (Кедрова ; с 1928 архиепископ), к-рого начиная с 1922 г. неоднократно арестовывали и высылали из Житомира. С 15 нояб. 1922 по 23 авг. 1923 г., во время заключения еп. Аверкия в Житомирском доме принудительных работ, еп. Леонтий управлял Волынской епархией; большую часть времени викарный архиерей находился в Житомире, жил в Богоявленском мужском монастыре. Постановлением президиума Волынского губисполкома от 17 нояб. 1922 г. был ликвидирован Волынско-Житомирский епархиальный совет. Вместо него 26 нояб. была организована Волынская епархиальная канцелярия под рук. еп. Леонтия, секретарем которой стал мирянин Н. Лехницкий, канцелярию зарегистрировал губисполком. В янв. 1923 г. еп. Леонтий обратился в Житомирский горисполком за разрешением на проведение крестного хода в праздник Богоявления от собора к р. Тетерев, разрешение было получено. Не позднее 30 апр. 1923 г. еп. Леонтий уклонился в обновленчество . С 30 апр. по 7 мая 1923 г. он участвовал во 2-м «поместном всероссийском соборе» обновленцев в Москве, где выступил против женатого епископата, за что был лишен слова «сибирским митрополитом» Петром Блиновым и покинул собор, не подписав его основных решений. (Прот. Стефан Недельский писал еп. Василию (Богдашевскому) о том, что еп. Леонтий, бывш. ученик прот. Стефана в Холмской ДС, случайно поддался общему течению среди значительной части волынского духовенства, примкнувшей к расколу; это произошло из-за «святой простоты» архиерея, приверженного аскетизму и мистицизму.) Фактически еп. Леонтий относился к колеблющейся части духовенства. В нач. 1924 г. он снова был в лоне канонической Церкви. 21 янв. 1924 г. по предложению Коростенского викария еп. Аверкий (Кедров) учредил Волынский епархиальный миссионерский совет.

http://pravenc.ru/text/2458735.html

Бережной созвал Киевский съезд духовенства, стоящего на платформе «Живой церкви». На открытии съезда присутствовало 34 депутата из Киева, Богуславского, Бердичевского, Радомысльского, Таращанского и Звенигородского уездов. На 1-м же заседании съезда 10 дек. 1922 г. в Михайловской домовой ц. Покровского мон-ря после выборов президиума во главе со свящ. М. Бережным (председатель), прот. С. Соколовским, Ф. К. Руденко (товарищи председателя) был поднят вопрос о необходимости привлечения на съезд правосл. епископата, к которому был принят текст соответствующего обращения. На следующий день депутация от духовенства «Живой церкви» направилась к митр. Михаилу и епископам Димитрию (Вербицкому) и Василию (Богдашевскому). Митр. Михаил на приглашение благословить съезд и возглавить его ответил отказом, также поступили, сославшись на позицию митр. Михаила, и епископы Димитрий и Василий. На съезде был принят текст резолюции о лояльности советской власти, в котором между прочим декларировалось желание «помогать ему (правительству) в проведении в жизнь начал революции...» (Живая церковь. 1923. 2/3. С. 3-6). 12 дек. 1922 г. съезд признал необходимыми церковные реформы и на основе доклада прот. из Бердичевского у. С. Соколовского проголосовал за необходимость введения белого епископата. Были также заслушаны доклады об отношении к «УАПЦ Липковского», которая была признана самочинной и контрреволюционной организацией, а в качестве действенного средства ликвидации церковной распри было признано образование особой согласительной комиссии. Затем члены комиссии съезда вновь отправились к митр. Михаилу и в епархиальное управление с целью окончательно прояснить отношение православного епископата к съезду. 13 дек. 1922 г. митр. Михаил в своем пастырском послании просил делегатов съезда: «…прекратите ваши заседания, возвратитесь в свои приходы, и затем все будем молиться и ждать, когда Господь увенчает успехом наши старания исходатайствовать у Государственной Власти разрешение на созыв упомянутых канонических съездов со всей Киевской епархии и со всей Украины» (Вестн.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010