Экзегетические исследования в России развивались гл. обр. после выхода Синодального перевода Библии. Полный комментарий ко всей Библии был осуществлен единственный раз в «Толковой Библии» (СПб., 1904-1913. 11 т.), начатый по инициативе и под ред. проф. СПбДА Лопухина и продолженный его преемниками. Попытка создания еще одного общебиблейского толкования была предпринята в XIX в. Г. К. Властовым , но закончить его автору не удалось. Целый ряд толкований был написан на отдельные части и книги Библии. Среди общедоступных изданий большое распространение получили евангельские толкования еп. Виталия (Гречулевича) , еп. Михаила (Лузина), цикл экзегетических трудов еп. Феофана (Говорова) об апостольских Посланиях, толкование на Апостол еп. Никанора (Каменского) , толкования на новозаветные книги прот. А. Полотебнова и др. ВЗ были посвящены популярные толкования епископов Палладия (Пьянкова) , Петра (Екатериновского) , Виссариона (Нечаева) , Иоанна (Смирнова) , Димитрия (Вознесенского) . Особым успехом пользовалось «Толкование Евангелия» (СПб., 1907. М., 1991р) Б. И. Гладкова , основанное на святоотеческих комментариях и трудах ученых XIX в. Более специальные труды принадлежали П. Юнгерову, еп. Антонию (Храповицкому), архиеп. Василию (Богдашевскому), прот. А. Рождественскому , архиеп. Варфоломею (Ремову) , еп. Феофану (Быстрову), протоиереям В. Платонову, В. Четыркину и др. III. Герменевтика и исагогика. Специальными герменевтическими трудами, посвященными определению фундаментальных принципов толкования, рус. Б. до 1917 г. небогата. К ним относятся книга архиеп. Феоктиста (Мочульского) «Драхма от сокровища божественных писаний Ветхого и Нового Завета, то есть Сокращение правил при чтении Священного Писания к знанию потребных» (М.,1809) и очерки П. И. Савваитова (Библейская герменевтика. СПб., 1844, 1859). Больше сделано в области изучения герменевтики патристического периода, в частности работы проф. МДА И. Н. Корсунского «Новозаветное толкование Ветхого Завета» (М., 1885), в к-рой даны характеристики методов толкования св. отцов и комментаторов нач. XIX в., а также «Иудейское толкование Ветхого Завета» (М., 1882), содержащее анализ палестинской и александрийской герменевтики межзаветной эпохи. Соотношению совр. и патристической герменевтики много внимания уделено в кн. архиеп. (впосл. митрополита) Антония (Храповицкого) «О правилах Тихония Африканского и их значении для современной экзегетики» (М., 1891; переизд.: Альфа и омега. М., 1999. 2(20). С. 92-107). |
Согласно уставу группы, зарегистрированному 11 нояб. 1922 г., ее целью было «обновление церковной жизни путем приближения ее к первым векам христианства». Для достижения этой цели выдвигались следующие задачи: «предоставление пастырям свободы в исполнении пастырского долга, пересмотр школьной догматики, этики, литургики и вообще очищение от всех сторон церковной жизни, явившихся результатом господства монархического государства над церковью; удаление из церкви политиканствующих элементов». Высказывались предложения о введении белого епископата, автокефалии Церкви на Украине, введении в богослужение «украинского языка там, где этого пожелает большинство верующих», об участии во всех органах церковного управления духовенства наряду с епископатом. Высшим органом управления обновленческого движения на Украине признавался Всеукраинский съезд делегатов (избираемых епархиальными съездами группы по 3 лица от епархии), к-рый в свою очередь избирал высший исполнительный орган сроком на год. В епархиях предполагалась организация местных комитетов, к-рые вели бы всю организационную работу, распоряжались средствами и имуществом группы, издавали журналы, принимали в свое ведение храмы, арендовали помещения (Живая церковь. 1922. 1. С. 3-4). Идейным вдохновителем группы стал бывш. учитель, свящ. Матфей Бережной (впосл. обновленческий архиепископ Омский). Главной задачей группы и ее лидера была не столько реализация реформистских планов, сколько устранение канонического церковного руководства К. е. и разрушение механизма епархиальной власти. Еще 16 нояб. 1922 г. настоятель железнодорожной церкви мест. Казатин Бердичевского у. свящ. Павел Циприанович в письме к еп. Каневскому Василию (Богдашевскому), описывая визит Бережного, передавал его слова о том, что «митрополита Михаила они прогонят, что всех священников, не сочувствующих Живой церкви, они будут удалять и что Живая церковь должна занять господствующее положение в государстве...» (НБУВ ИР. Ф. 191. 888. Л. 7-7 об.). 10-15 дек. 1922 г. |
Предвидя свой арест, митр. Михаил 22 янв. 1923 г. издал тайное распоряжение о передаче управления К. е. в случае своего отстранения от должности в порядке очередности и старшинства: епископам Белоцерковскому Димитрию (Вербицкому), Уманскому Макарию (Кармазину), Богуславскому и Липовецкому Георгию (Делиеву), Звенигородскому Алексию (Готовцеву), Бердичевскому Александру (Чекановскому), Радомысльскому Назарию (Блинову) и Каневскому Василию (Богдашевскому). В данный список вошли почти все викарии К. е., кроме Черкасского еп. Николая (Браиловского), не пользовавшегося доверием из-за своих тесных контактов с обновленцами и НКВД. 5 февр. 1923 г. митр. Михаил был арестован у себя в келье в Киево-Печерской лавре и отправлен в Москву. Вскоре о своем переходе к обновленцам заявил Бердичевский еп. Александр (Чекановский). Остальные викарии К. е., не согласившиеся перейти в обновленчество, почти все подверглись репрессиям. В ночь с 22 на 23 марта 1923 г. арестовали еп. Назария (Блинова) (ЦГИАК. Ф. 130. Оп. 3. Ед. хр. 52. Л. 28; впрочем, есть данные, что арест состоялся в апр. 1923). В ночь с 3 на 4 апр. были арестованы епископы Димитрий (Вербицкий) в Пустынно-Николаевском мон-ре, Алексий (Готовцев) в Златоверхом Михайловском мон-ре, Василий (Богдашевский) в Братском Богоявленском мон-ре, епархиальный миссионер архим. Ермоген (Голубев) в Киево-Печерской лавре и двое влиятельных представителей белого духовенства: прот. Василий Словачевский из ц. св. Марии Магдалины на Шулявке и прот. Анатолий Жураковский из ц. свт. Иоанна Златоуста. Почти все арестованные были приговорены к ссылке. Еп. Назария (Блинова) освободили, в июне 1923 г. он вернулся в Киев, но уже через месяц по требованию Киевского ГПУ выехал в Москву. Освобожден был и еп. Алексий (Готовцев), получивший в том же году назначение на Серпуховское викариатство Московской епархии. Митр. Михаил до 1925 г. находился в заключении, позднее в ссылке, на Украину вернулся в кон. 1927 г., поселился в Харькове. 4 апр. 1923 г. в права управляющего К. е. вступил Уманский еп. Макарий (Кармазин), приехавший из Умани. В это время в предместье Киева Святошино поселился живший на покое бывш. Ананьевский еп. Парфений (Брянских). Вместе с ним еп. Макарий совершил тайные хиротонии новых викариев К. е., кандидатуры к-рых предварительно были согласованы с представителями киевского духовенства. В кон. 1923 - нач. 1924 г. были тайно хиротонисаны: Сергий (Куминский) во епископа Радомысльского и Чернобыльского, Филарет (Линчевский) во епископа Черкасского, Афанасий (Молчановский) во епископа Сквирского (см. в ст. Сквирское вик-ство ), Феодор (Власов) во епископа Вышгородского (в ст. Вышгородское вик-ство (ПЭ. Т. 10. С. 112) неверно указано, что вик-ство было создано в 1997), Варлаам (Лазаренко) во епископа Хорольского (вероятно, Хорольское викариатство в связи с арестом всех епископов Полтавской епархии временно входило тогда в К. е.). |
3 сент. 1922 г. хиротонисан во епископа Коростенского, викария Волынской и Житомирской епархии. Л. возглавил Коростенское уездное церковное правление. Его кандидатура была утверждена Коростенским и Овручским уездными церковными съездами. Он стал заместителем и ближайшим помощником Волынского еп. Аверкия (Кедрова ; с 1926 архиепископ), к-рый неоднократно арестовывался и высылался из Житомира. В его отсутствие Л. управлял Волынской епархией. После ликвидации Волынско-Житомирского епархиального совета 17 нояб. 1922 г. Л. возглавил созданную 26 нояб. того же года Волынскую епархиальную канцелярию. Жил в Житомире в Богоявленском мон-ре, служил в кафедральном Преображенском соборе. Не позднее 30 апр. 1923 г. Л. уклонился в обновленчество . В мае того же года был участником обновленческого «поместного собора», но акта о низложении патриарха Московского и всея России свт. Тихона не подписал. (Прот. Стефан Недельский сообщал еп. Василию (Богдашевскому) о том, что Л., бывш. ученик прот. Стефана в Холмской ДС, случайно поддался общему течению среди значительной части волынского духовенства, примкнувшей к расколу; это произошло из-за «святой простоты» архиерея, приверженного аскетизму и мистицизму.) 6 февр. того же года вместе с еп. Аверкием подписал постановление пленума Волынского епархиального управления о признании обновленческого Всеукраинского синода в качестве высшей церковной власти до проведения поместного Собора. С нояб. 1924 по апр. 1925 г. еп. Аверкий находился под домашним арестом в Москве, и 25 марта 1925 г. Л. в очередной раз стал временным управляющим Волынской епархией; он обратился к духовенству с циркулярным письмом, где сообщил, что полномочия по управлению епархией ему передал Полонский еп. Максим (Руберовский) . 30 апр. 1925 г. в Житомир вернулся еп. Аверкий, который временно прекратил свои контакты с обновленцами. Л. как викарий Волынской епархии в мае того же года присутствовал на обновленческом 2-м «Всеукраинском соборе» в Киеве, где выступил против женатого епископата, за что был лишен слова «сибирским митрополитом» Петром Блиновым . В окт. 1925 г. еп. Аверкий официально отказался подчиняться обновленческому синоду в Харькове, после чего обновленческий «Волынский и Житомирский епископ» Павел Циприанович обвинил Аверкия и Л. в «уклонении в тихоновщину». С дек. 1926 по окт. 1928 г., во время ареста архиеп. Аверкия, Л. вновь управлял Волынской епархией. |
Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ТИХОН (ЛЯЩЕНКО) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Тимофей Иванович Лященко, свящ. Могила архиепископа Тихона (Лященко) Скончался 24 февраля 1945 года в городе Карлсбаде (ныне Карловы Вары , Чехия ). 27 февраля был похоронен на городском кладбище. Награды Сочинения Литература Использованные материалы Степанов А. Д., Иванов А. А., сост., Воинство святого Георгия. Жизнеописания русских монархистов начала ХХ века [приложение первое], СПб.: Изд-во " Царское Дело " , 2006, с. 769. " Разрядный список учеников Павловского духовного училища, после испытаний, проведённых летом 1889 года " , Воронежские епархиальные ведомости, 1889, 14, с. 282. " Разрядный список студентов Воронежской духовной семинарии, после испытаний, проведённых летом 1895 года " , Воронежские епархиальные ведомости, 1895, 13, с. 337. " Распоряжения епархиального начальства " , Воронежские епархиальные ведомости, 1896, 19, с. 361. " Распоряжения епархиального начальства " , Воронежские епархиальные ведомости, 1898, 24, с. 476. Из писем архим. Тимофея (Лященко) к епископу Василию (Богдашевскому), от 28 ноября/11 декабря 1922 г., см. Биографический словарь выпускников Киевской духовной академии. 1819-1920-е гг. Т. 2: К-П, Киев, 2015, с. 249. Во многих сетевых источниках указана дата преставления 11.02.1945 (т.е. по старому стилю). Новостильная дата 24 февраля видна на могильном кресте, а также приводится в статье М. Шкаровского " Русская церковная эмиграция в Чехии " - http://www.bogoslov.ru/text/302753.html Редакция текста от: 15.12.2016 14:20:48 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны. |
В эти же дни к митрополиту Владимиру явилось несколько священников из законоучителей средних учебных заведений, которые потребовали, чтобы он уехал из Киева. Один из священников города Киева, Липковский, явился к епископу Каневскому Василию (Богдашевскому), викарию Киевской епархии, и предложил ему взять на себя управление Киевской митрополией, что тот с негодованием отверг. Тогда Липковский заявил ему, что митрополит Владимир в любом случае будет удален из Киева, равно как и его викарные епископы – Никодим (Кротков) и Назарий (Блинов). К этому времени по приходам Киевской епархии было разослано распоряжение о поминовении в церквях за богослужением Всеукраинской Церковной Рады, возглавляемой архиепископом Алексием (Дородницыным); распоряжение было скреплено печатью киевской духовной консистории и подписано священником, назначенным Радой комиссаром. Противодействуя этому беззаконию, митрополит Владимир распорядился, чтобы члены духовной консистории составили документ, что для епархии имеют значение только те распоряжения консистории, которые будут подписаны действительными ее членами. После этого назначенные Радой комиссары явились в консисторию и заявили, что все подписавшие этот документ члены консистории увольняются, а на их место назначаются новые. В декабре 1917 года между 10 и 12 часами ночи в покои митрополита в Лавре пришел член церковной Рады, священник, в сопровождении военного и стал предлагать митрополиту Владимиру патриаршество в украинской церкви. Митрополит выразил удивление по поводу перемены отношения к нему, но вслед за этим посетители потребовали от него, чтобы он из церковных средств выдал им сто тысяч рублей. Митрополит возразил, что эти средства принадлежат всей епархии, которая одна только и может распоряжаться ими. Они стали угрожать владыке, и он был вынужден пригласить через келейника монастырскую братию, чтобы удалить непрошеных гостей, что и удалось сделать часа через полтора. Об идейном настрое митрополита в то время и его душевном состоянии свидетельствует рассказ очевидца, подпоручика Кравченко, бывшего на приеме у владыки 12 декабря 1917 года, к которому владыка обратился с такими словами: «Я никого и ничего не боюсь. Я во всякое время готов отдать свою жизнь за Церковь Христову и за веру православную, чтобы только не дать врагам ее посмеяться над нею. Я до конца жизни буду страдать, чтобы сохранилось православие в России там, где оно началось». – И, сказав это, архипастырь горько заплакал . |
С началом 1923 г. на митр. Михаила (Ермакова) и киевское духовенство отказывавшееся «присоединиться к ”Живой Церкви”» 6 , начало оказываться очень сильное давление со стороны властей. В одной из сводок ГПУ этого времени имеется следующая характеристика деятельности патриаршего экзарха и его окружения: «Заняв с первых же шагов обновленческого церковного движения в Киевской губернии и на Правобережной Украине явно непримиримую и упорно-враждебную позицию, благодаря своему влиянию и авторитету среди духовенства, способствовал организации крепкого контр-революционно-тихоновского фронта» 7 . Одним из участников «тихоновского фронта» был и еп. Василий (Богдашевский) . В одном из донесений осведомителя ГПУ от 16 января 1923г. имеется следующее свидетельство: «Необходимо всех Епископов г. Киева обязать, чтобы они, кроме своих церквей, монастырей, не служили нигде, а то, получается, от их службы летучие митинги, где они имеют возможность собираться и решать дела; так было в Покровском монастыре, где кроме Епископа Василия собралось до 20 попов и получилось сборище, где они решали дальнейшую тактику» 8 . 5 февраля 1923 г. был арестован митр. Михаил (Ермаков). Незадолго до этого, 22 января 1923 г. он составляет «Послание Киевским викарным епископам о порядке управления Киевской епархией в случае своего ареста» 9 . Еп. Василий (Богдашевский) в этом Послании указан последним из всех викариев. Вскоре, – «в ночь на Великий четверг, 4 апреля 1923 г. отделение Секретно-оперативной части киевского губернского ГПУ провело в Киеве новую серию арестов. Киевская епархия была полностью обезглавлена. Митрополит сидел, – теперь чекисты подобрали викариев» 10 . Накануне, своего ареста еп. Василию (Богдашевскому) был прислан указ Всеукраинского Высшего Церковного Управления (ВУВЦУ), – высшего руководящего органа обновленческого движения, датированный 3 апреля 1923 г., следующего содержания: «Согласно постановлению Президиума ВУВЦУ от 15 января, Вы,за непризнание ВУВЦУ, противодействие церковно-обновленческому движению и церковную контрреволюцию, уволены на покой. При этом ВУВЦУ предупреждает Вас, что оно снимает перед гражданской властью всякую ответственность за дальнейшую Вашу деятельность. Председатель ВУВЦУ митрополит Тихомир» 11 . |
Помимо ректора и профессорско-преподавательского состава института в чтении публичных лекций принимали участие профессора университета, бывшей духовной академии, некоторые лица из духовенства и члены Братства Св. Софии. Привлекали внимание слушателей главным образом лекции апологетического содержания. Публичные лекции были временно отменены в марте 1921 г. когда в городе ввели комендантский час из-за Кронштадского восстания. В августе 1920 г. профессор Н. Н. Глубоковский писал епископу Василию (Богдашевскому), советуя устраивать подобные просветительные лекции в Киеве: «В Питере ведется много религиозных чтений… Обыкновенно бывает здесь так, что чтение, сказанное в одном средоточном месте (напр[имер], в Богосл[овском] институте), повторяется при разных церквах, более центральных или жаждущих — иногда до 5-ти раз, хотя с небольшими вариациями и приспособлениями. Так легче поддерживать непрерывный цикл, и охватить возможно широкий круг» . Организация публичных лекций стоила Совету, Правлению института и лекторам большого труда в силу разбросанности пунктов, отдаленности местожительства лекторов, которым из-за отсутствия трамваев, особенно в «буржуазных» центральных районах города, и особенно по воскресеньям, приходилось иногда проходить пешком до 15 км в день . Значительными событиями в общественно-религиозной и научной жизни Петрограда стали проводимые Богословским институтом религиозные собрания в память о выдающихся деятелях. 1 июня 1920 г. – по случаю исполнившегося 100-летия со дня рождения С. М. Соловьева в институте была совершена литургия с панихидой, перед которой ректор рассказал о замечательном русском историке. На богослужении присутствовали приглашенные ученые и представители высших учебных заведений Петрограда, которые после богослужения устроили в помещении Народного комиссариата просвещения торжественный акт, посвященный памяти историка . На религиозном собрании 18 июля в честь прп. Сергия Радонежского с докладами выступили профессор М. Д. Приселков («Преподобный Сергий и его время»), профессор Ю. |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОРОСТЕНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Волынской и Житомирской (1922-1930), Житомирской и Овручской (1992-1993) епархии (см. Житомирская и Новоград-Волынская епархия ) с центром в г. Коростене (ныне Житомирской обл., Украина). 3 сент. 1922 г. архим. Леонтий (Матусевич) был хиротонисан в Киеве во епископа Коростенского, викария Волынской и Житомирской епархии, епископ возглавил Коростенское уездное церковное правление. Его кандидатура была утверждена Коростенским и Овручским уездными церковными съездами. Еп. Леонтий стал заместителем и ближайшим помощником Волынского еп. Аверкия (Кедрова ; с 1928 архиепископ), к-рого начиная с 1922 г. неоднократно арестовывали и высылали из Житомира. С 15 нояб. 1922 по 23 авг. 1923 г., во время заключения еп. Аверкия в Житомирском доме принудительных работ, еп. Леонтий управлял Волынской епархией; большую часть времени викарный архиерей находился в Житомире, жил в Богоявленском мужском монастыре. Постановлением президиума Волынского губисполкома от 17 нояб. 1922 г. был ликвидирован Волынско-Житомирский епархиальный совет. Вместо него 26 нояб. была организована Волынская епархиальная канцелярия под рук. еп. Леонтия, секретарем которой стал мирянин Н. Лехницкий, канцелярию зарегистрировал губисполком. В янв. 1923 г. еп. Леонтий обратился в Житомирский горисполком за разрешением на проведение крестного хода в праздник Богоявления от собора к р. Тетерев, разрешение было получено. Не позднее 30 апр. 1923 г. еп. Леонтий уклонился в обновленчество . С 30 апр. по 7 мая 1923 г. он участвовал во 2-м «поместном всероссийском соборе» обновленцев в Москве, где выступил против женатого епископата, за что был лишен слова «сибирским митрополитом» Петром Блиновым и покинул собор, не подписав его основных решений. (Прот. Стефан Недельский писал еп. Василию (Богдашевскому) о том, что еп. Леонтий, бывш. ученик прот. Стефана в Холмской ДС, случайно поддался общему течению среди значительной части волынского духовенства, примкнувшей к расколу; это произошло из-за «святой простоты» архиерея, приверженного аскетизму и мистицизму.) Фактически еп. Леонтий относился к колеблющейся части духовенства. В нач. 1924 г. он снова был в лоне канонической Церкви. 21 янв. 1924 г. по предложению Коростенского викария еп. Аверкий (Кедров) учредил Волынский епархиальный миссионерский совет. |
Бережной созвал Киевский съезд духовенства, стоящего на платформе «Живой церкви». На открытии съезда присутствовало 34 депутата из Киева, Богуславского, Бердичевского, Радомысльского, Таращанского и Звенигородского уездов. На 1-м же заседании съезда 10 дек. 1922 г. в Михайловской домовой ц. Покровского мон-ря после выборов президиума во главе со свящ. М. Бережным (председатель), прот. С. Соколовским, Ф. К. Руденко (товарищи председателя) был поднят вопрос о необходимости привлечения на съезд правосл. епископата, к которому был принят текст соответствующего обращения. На следующий день депутация от духовенства «Живой церкви» направилась к митр. Михаилу и епископам Димитрию (Вербицкому) и Василию (Богдашевскому). Митр. Михаил на приглашение благословить съезд и возглавить его ответил отказом, также поступили, сославшись на позицию митр. Михаила, и епископы Димитрий и Василий. На съезде был принят текст резолюции о лояльности советской власти, в котором между прочим декларировалось желание «помогать ему (правительству) в проведении в жизнь начал революции...» (Живая церковь. 1923. 2/3. С. 3-6). 12 дек. 1922 г. съезд признал необходимыми церковные реформы и на основе доклада прот. из Бердичевского у. С. Соколовского проголосовал за необходимость введения белого епископата. Были также заслушаны доклады об отношении к «УАПЦ Липковского», которая была признана самочинной и контрреволюционной организацией, а в качестве действенного средства ликвидации церковной распри было признано образование особой согласительной комиссии. Затем члены комиссии съезда вновь отправились к митр. Михаилу и в епархиальное управление с целью окончательно прояснить отношение православного епископата к съезду. 13 дек. 1922 г. митр. Михаил в своем пастырском послании просил делегатов съезда: «…прекратите ваши заседания, возвратитесь в свои приходы, и затем все будем молиться и ждать, когда Господь увенчает успехом наши старания исходатайствовать у Государственной Власти разрешение на созыв упомянутых канонических съездов со всей Киевской епархии и со всей Украины» (Вестн. |
| |