Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИМИТРИЙ (Вербицкий Максим Андреевич; 4.08.1869, г. Гадяч Полтавской губ.- 14.02.1932, Киев), архиеп. Киевский. По окончании Полтавской ДС (1889) определен учителем народного земского уч-ща. В 1890 г. рукоположен во иерея, служил в с. Ольшана, с 1893 г.- в с. Войтовцы Полтавской губ. В 1895 г. поступил в КДА. Будучи студентом академии, в 1896 г. постригся в монашество с именем Димитрий. В 1899 г. окончил КДА со степенью кандидата богословия. С 1900 г. миссионер-проповедник в Новонямецком в честь Вознесения Господня муж. мон-ре Кишинёвской епархии. В 1901 г. назначен смотрителем Единецкого ДУ, в дек. 1902 г. переведен в той же должности в Киево-Софийское ДУ. В 1904 г. возведен в сан архимандрита. Димитрий (Вербицкий), еп. Уманский. Фотография. 1910 г. Димитрий (Вербицкий), еп. Уманский. Фотография. 1910 г. 31 окт. 1910 г. хиротонисан во епископа Уманского. Хиротонию, состоявшуюся в С.-Петербурге в Троицком соборе Александро-Невской лавры, возглавил Киевский митр. Флавиан (Городецкий) . Д. был назначен викарием Киевской епархии, одновременно являлся настоятелем киевского Николо-Пустынного мон-ря. С 30 июня 1917 г. глава комиссии, образованной Киевской епархиальной радой для подготовки Всеукраинского Православного Церковного Собора (ВПЦС). Вышел из комиссии после объявления Синода РПЦ о нежелательности созыва ВПЦС ввиду ожидавшегося в авг. того же года открытия Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. В кон. 1917 г. получил предложение возглавить организованную сторонниками автокефалии Всеукраинскую Православную Церковную Раду (ВПЦР), но отказался, усмотрев в ее деятельности покушение на канонический строй Церкви. 21 дек. ВПЦР потребовала от Киевского и Галицкого митр. сщмч. Владимира (Богоявленского) покинуть Киев, передав управление одному из викариев-украинцев: Д. или Каневскому еп. Василию (Богдашевскому) . Участник канонического Всеукраинского Православного Церковного Собора 1918 г., созванного с одобрения Поместного Собора Российской Церкви.

http://pravenc.ru/text/178147.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОРОСТЕНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Волынской и Житомирской (1922-1930), Житомирской и Овручской (1992-1993) епархии (см. Житомирская и Новоград-Волынская епархия ) с центром в г. Коростене (ныне Житомирской обл., Украина). 3 сент. 1922 г. архим. Леонтий (Матусевич) был хиротонисан в Киеве во епископа Коростенского, викария Волынской и Житомирской епархии, епископ возглавил Коростенское уездное церковное правление. Его кандидатура была утверждена Коростенским и Овручским уездными церковными съездами. Еп. Леонтий стал заместителем и ближайшим помощником Волынского еп. Аверкия (Кедрова ; с 1928 архиепископ), к-рого начиная с 1922 г. неоднократно арестовывали и высылали из Житомира. С 15 нояб. 1922 по 23 авг. 1923 г., во время заключения еп. Аверкия в Житомирском доме принудительных работ, еп. Леонтий управлял Волынской епархией; большую часть времени викарный архиерей находился в Житомире, жил в Богоявленском мужском монастыре. Постановлением президиума Волынского губисполкома от 17 нояб. 1922 г. был ликвидирован Волынско-Житомирский епархиальный совет. Вместо него 26 нояб. была организована Волынская епархиальная канцелярия под рук. еп. Леонтия, секретарем которой стал мирянин Н. Лехницкий, канцелярию зарегистрировал губисполком. В янв. 1923 г. еп. Леонтий обратился в Житомирский горисполком за разрешением на проведение крестного хода в праздник Богоявления от собора к р. Тетерев, разрешение было получено. Не позднее 30 апр. 1923 г. еп. Леонтий уклонился в обновленчество . С 30 апр. по 7 мая 1923 г. он участвовал во 2-м «поместном всероссийском соборе» обновленцев в Москве, где выступил против женатого епископата, за что был лишен слова «сибирским митрополитом» Петром Блиновым и покинул собор, не подписав его основных решений. (Прот. Стефан Недельский писал еп. Василию (Богдашевскому) о том, что еп. Леонтий, бывш. ученик прот. Стефана в Холмской ДС, случайно поддался общему течению среди значительной части волынского духовенства, примкнувшей к расколу; это произошло из-за «святой простоты» архиерея, приверженного аскетизму и мистицизму.) Фактически еп. Леонтий относился к колеблющейся части духовенства. В нач. 1924 г. он снова был в лоне канонической Церкви. 21 янв. 1924 г. по предложению Коростенского викария еп. Аверкий (Кедров) учредил Волынский епархиальный миссионерский совет.

http://pravenc.ru/text/2458735.html

К юбилею Киевской духовной академии обновлены надгробия преподавателей учебного заведения архиепископа Василия (Богдашевского) и профессора Ф.И. Мищенко 12 сентября 2013 г. 17:58 11 сентября 2013 года управляющий делами Украинской Православной Церкви, ректор  Киевской духовной академии   митрополит Бориспольский Антоний освятил новые надгробия на могилах последнего дореволюционного ректора КДА профессора архиепископа Каневского Василия (Богдашевского) и профессора Федора Ивановича Мищенко. Надгробия на могилах, находящихся на Лукьяновском кладбище Киева, были обновлены в рамках подготовки к празднованию 400-летнего юбилея Киевских духовных школ. Затем архиерей совершил заупокойную литию по архиепископу Василию, рабу Божиему Феодору и всем почившим профессорам, преподавателям и наставникам духовной школы. За богослужением молились преподаватели, студенты и воспитанники Киевских духовных школ. Обращаясь к собравшимся, митрополит Антоний сказал: «На протяжении уже несколько месяцев Киевские духовные школы на разных киевских кладбищах занимаются поиском могил преподавателей для того, чтобы привести их в порядок. Это продолжение той работы, которую ведет наша академия по сбору и изучению разнообразных материалов, касающихся истории нашей академии и семинарии. И вот сегодня мы стоим у могилы праведного человека — ректора Киевской духовной академии архиепископа Василия (Богдашевского), жизнь которого удивительна: богослов, библеист, многолетний преподаватель, возглавивший академию в самые тяжелые предреволюционные и послереволюционные годы. Его стояние за веру, за каноническое устройство Церкви, твердые моральные принципы и сильная вера укрепили многих в страшную эпоху репрессий, нищеты и голода, хотя сам он, как известно из его жизнеописания, нуждался в самом необходимом и был истощен от постоянного недоедания.  Наша святая обязанность помнить о таких великих людях, которые являются славой Киевских духовных школ. Мы должны молиться, чтобы нам, современным преподавателям и студентам, Господь даровал такое же убеждение, такую же веру, такую же духовную трезвость, такое же дерзновение быть преданным тому, на что нас Господь нас призвал.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/3...

3 сент. 1922 г. хиротонисан во епископа Коростенского, викария Волынской и Житомирской епархии. Л. возглавил Коростенское уездное церковное правление. Его кандидатура была утверждена Коростенским и Овручским уездными церковными съездами. Он стал заместителем и ближайшим помощником Волынского еп. Аверкия (Кедрова ; с 1926 архиепископ), к-рый неоднократно арестовывался и высылался из Житомира. В его отсутствие Л. управлял Волынской епархией. После ликвидации Волынско-Житомирского епархиального совета 17 нояб. 1922 г. Л. возглавил созданную 26 нояб. того же года Волынскую епархиальную канцелярию. Жил в Житомире в Богоявленском мон-ре, служил в кафедральном Преображенском соборе. Не позднее 30 апр. 1923 г. Л. уклонился в обновленчество . В мае того же года был участником обновленческого «поместного собора», но акта о низложении патриарха Московского и всея России свт. Тихона не подписал. (Прот. Стефан Недельский сообщал еп. Василию (Богдашевскому) о том, что Л., бывш. ученик прот. Стефана в Холмской ДС, случайно поддался общему течению среди значительной части волынского духовенства, примкнувшей к расколу; это произошло из-за «святой простоты» архиерея, приверженного аскетизму и мистицизму.) 6 февр. того же года вместе с еп. Аверкием подписал постановление пленума Волынского епархиального управления о признании обновленческого Всеукраинского синода в качестве высшей церковной власти до проведения поместного Собора. С нояб. 1924 по апр. 1925 г. еп. Аверкий находился под домашним арестом в Москве, и 25 марта 1925 г. Л. в очередной раз стал временным управляющим Волынской епархией; он обратился к духовенству с циркулярным письмом, где сообщил, что полномочия по управлению епархией ему передал Полонский еп. Максим (Руберовский) . 30 апр. 1925 г. в Житомир вернулся еп. Аверкий, который временно прекратил свои контакты с обновленцами. Л. как викарий Волынской епархии в мае того же года присутствовал на обновленческом 2-м «Всеукраинском соборе» в Киеве, где выступил против женатого епископата, за что был лишен слова «сибирским митрополитом» Петром Блиновым . В окт. 1925 г. еп. Аверкий официально отказался подчиняться обновленческому синоду в Харькове, после чего обновленческий «Волынский и Житомирский епископ» Павел Циприанович обвинил Аверкия и Л. в «уклонении в тихоновщину». С дек. 1926 по окт. 1928 г., во время ареста архиеп. Аверкия, Л. вновь управлял Волынской епархией.

http://pravenc.ru/text/2463523.html

Представители Патриарха и Всероссийского Собора провели в Киеве серию встреч с членами ВПЦР, в ходе к-рых последние заняли жесткую позицию в плане достижения церковной независимости Украины, в результате чего переговоры вскоре были прекращены. 21 дек. 1917 г. ВПЦР, признанная Центральной радой законным представителем правосл. Церкви на Украине, в грубой форме попыталась отстранить митр. Владимира от управления Киевской митрополией. Активисты ВПЦР потребовали от митр. Владимира и его викария, Чигиринского еп. Никодима (Кроткова) , покинуть Киев, передав управление викарному епископу укр. происхождения Уманскому еп. Димитрию (Вербицкому) или Каневскому еп. Василию (Богдашевскому) . Члены ВПЦР надеялись таким способом не допустить работы Собора в русле, намеченном канонической церковной властью. Все архиереи ответили отказом на эти требования. Митр. Владимир направил в Центральную раду запрос о причинах, побудивших правительство признать эту самозваную орг-цию в качестве законной церковной власти. Опасаясь влияния на церковную жизнь Украины, поддержанной властью ВПЦР, ряд иерархов решили пойти на компромисс. Волынский архиеп. Евлогий (Георгиевский) и Черниговский еп. Пахомий (Кедров) продолжили переговоры с ВПЦР. В обращении киевского Союза приходских советов в Киевскую митрополию от 26 дек. 1917 г. утверждалось, что Всеукраинский Собор может послужить умиротворению. В кон. дек. 1917 - нач. янв. 1918 г. в укр. епархиях проходили выборы делегатов на Собор. Во мн. местах к идее Всеукраинского Собора отнеслись с недоверием. Представители епархий нередко обращались к митр. Владимиру, прося его подтвердить, что Собор действительно будет проходить на канонических основаниях. В нек-рых местах выборы не удалось провести. В Киевской ДА лишь 6 янв. были избраны делегаты: профессора прот. Николай Гроссу , И. Четвериков и П. П. Кудрявцев . Архиеп. Евлогий сумел добиться компромисса с ВПЦР. Было решено: раду возглавят правосл. епископы укр. епархий, а сама она станет законным органом церковной власти, к-рый и созовет Всеукраинский Собор; выборы делегатов на него будут организованы по образцу выборов на Всероссийский Собор; епископы Украины образуют Соборную раду, автоматически войдут в состав президиума Собора и изберут из своего числа его председателя; члены ВПЦР станут делегатами Собора, однако Собор может исключить их по своему усмотрению (поправка внесена по инициативе митр. Платона). ВПЦР получила согласие церковных властей на проведение Собора и гарантии участия в нем своих членов и легитимизировала свою деятельность, а епископат избежал опасности проведения неканонического Собора и обеспечил себе главенство на Соборе. Открыть Собор было постановлено 12 янв. 1918 г. Председателем созданной для его подготовки Предсоборной рады стал Екатеринославский и Мариупольский еп. Агапит (Вишневский) , товарищем председателя - представитель ВПЦР свящ. А. Марычев.

http://pravenc.ru/text/155554.html

Это милость Божия, что отец Александр не умер от пули. Он почил в больнице Лукьяновской тюрьмы. Его вызывали на допрос 18 раз. И после последнего ему стало так плохо, что священника поместили в больницу, там он и скончался. Но я думаю, что если бы у него осталось хоть чуть-чуть сил, вряд ли его могла ждать иная участь, чем всех пострадавших от советских репрессий священников. Так что, отец Александр известен и как настоящий пастырь, и как преданный Церкви священник, поддерживавший митрополита Константина. Таким образом, эти три человека — два архиерея и священник — значимые фигуры не только для жизни Киевских духовных школ, но и вообще для жизни Церкви в эту сложную эпоху. И важно понимать, что для нас канонизация этих святых нужна не просто для пополнения списка имен святых КДА и не столько для увековечивания их памяти, а ради признания того, что нужно правильно оценивать историческую ситуацию и брать из нее уроки. Ведь канонизация — это не просто некое литургическое возвеличивание человека, это канонизация образа мыслей и образа жизни для подражания им. Мы должны подражать не только жизни в целом, но и поведению подвижников в рамках конкретных условий. Поэтому если спросят, как нужно поступать в таком-то случае, мы можем сказать: в таких условиях поступайте так, как поступали эти три человека. Хоть один из них — владыка Сильвестр — и не дожил до революционных событий, но его образ как человека великого благочестия тоже заслуживает подражания и внимания. Все понимают: история повторяется. Но если мы будем повторять только историю, не повторяя подвигов наших предшественников, это и будет настоящим разрывом традиции. А по-настоящему традиция сохраняется, когда есть передача духовного опыта и одним из звеньев процесса передачи этого опыта и является канонизация. — Почему о канонизации заговорили именно сейчас? Например, протоиерей Александр Глаголев в РПЦЗ был канонизирован еще в 1989 году. — Хороший вопрос. Когда мы начали собирать материалы, то подошли к этому очень основательно. Наши преподаватели и некоторые студенты изучили хранящиеся в архиве (ранее нигде не издававшиеся) рукописные воспоминания о епископе Сильвестре (Малеванском). Один из наших преподавателей полностью изучил следственное дело отца Александра и написал о нем кандидатскую диссертацию, которая стала основанием для подготовки материалов к канонизации. Некоторые наши студенты и преподаватели писали дипломные работы, посвященные владыке Василию (Богдашевскому).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5409977...

Еп. Василий (Богдашевский) проходил по одному делу с арестованными 4 апреля 1923 г. викарными епископами: Дмитрием (Вербицким), еп. Белоцерковским, Назарием (Блиновым), еп. Черкасским, а также архим. Ермогеном (Голубевым) (сыном профессора КДА С. Т. Голубева), прот. В. Словачевским и прот. А. Жураковским . Всем обвиняемым вменялась «антисоветская агитация» . Еп. Василию (Богдашевскому) инкриминировалась, что он «агитировал против советской власти, путем проповедей» . Следует отметить, что по воспоминаниям В. П. Рыбинского, еп. Василий (Богдашевский) «свои пастырские обязанности он до конца дней своих исполнял добросовестно. Безупречный в обычном житейском смысле, он был ревностен к служению и за каждой службой проповедовал» . Сам еп. Василий (Богдашевский) своей вины не признал и в показаниях указывал, что «в своих проповедях никогда не касался политических тем, никогда не был контрреволюционером» . С 14 апреля 1923г. еп. Василий (Богдашевский), вместе с другими обвиняемыми, был переведен в Москву и содержался в Бутырской тюрьме . В соответствии с приговором, вынесенным Комиссией НКВД по административным высылкам 16 мая 1923 г., еп. Василий (Богдашевский) (а также еп. Дмитрий (Вербицкий) и прот. В. Словачевский) подлежали «высылке в Зырянский край сроком на 2 (два) года» . Местом ссылки было с. Ижма . По ходатайству членов ВЦС (Высшего Церковного Совета) РПЦ при патриархе и Священном Синоде, 24 августа 1923 г., по докладу начальника 6-го отделения СО ГПУ (в компетенцию которого входила борьба с религиозными организациями в СССР) Е. А. Тучкова, Комиссия НКВД по административным высылкам приняла постановление: «гр. Богдашевского, высланного в Зырянский край сроком на два года, во изменение постановления Комиссии НКВД от 16.5.23г. от ссылки освободить» . Следует отметить, что митр. Мануил (Лемешевский), пользуясь данными своего архива, приводит данные о том, что по поводу ареста и высылки еп. Василия (Богдашевского) подавала протест Французская Академия наук , однако в следственном деле владыки таких данных нет.

http://bogoslov.ru/article/3933556

В мае 1922 г. Н. Н. и А. В. Глубоковские покинули Финляндию. О своих дальнейших планах Николай Никанорович писал митрополиту Антонию (Храповицкому) в Сремски Карловци: «Мало у меня надежды устроиться в Белграде, ибо 1) мне желательно взять новый завет и 2) найти помещение с пансионом (без чего мы сами не справимся и погибнем), а не видно, чтобы все это оказалось. Но есть путь и в Прагу: не знаете ли об условиях жизни и работы там? Буду благодарен за сведения». Глубоковские направились сначала в Берлин в надежде на помощь знакомых и расположенных к Николаю Никаноровичу иностранцев – профессоров А. фон Гарнака и Н. Бонвеча. Однако, по свидетельству самого Глубоковского, после революции те лишились своего «прежнего административного влияния, чтобы доставить беженцу некоторое занятие и обеспечение» 2902 . Из Берлина (где Глубоковские провели около трех недель) 22 мая Николай Никанорович сообщал в Киев епископу Василию (Богдашевскому) : «...пробираюсь пока в Прагу, имея намерение водвориться в Белграде. Судит ли Бог, – не знаю. Молитесь! Тяжело нам двум беспомощным и больным. Писал я многократно Вам из Финляндии, но видимо письма не доходили. Остановились у о. Тихона, много беседуем и со слезами читаем Ваши послания» 2903 . Бывший инспектор КДА архимандрит Тихон (Лященко) покинул Россию еще в 1919 г., некоторое время служил настоятелем посольской церкви в Софии, а весной 1921 г. по приглашению монархистов перебрался в Берлин также настоятелем бывшей посольской церкви на Unter den Linden, 7 (квартира о. Лященко находилась в соседнем доме) 2904 . К 15 июня 1922 г. Глубоковские добрались до Праги. Еще во время пребывания в Финляндии Глубоковский был избран (27/14 октября 1921 г. при участии профессоров Η. Φ. Ястребова и И. И. Лаппо) членом «Учебной коллегии по обеспечению образования русских студентов в Чехословацкой республике» 2905 . В Праге Глубоковский переписал свою речь о Б. А. Тураеве (прочитанную в 40-й день по его кончине, 31/18 августа 1920 г.), указав в примечании: «Просим иметь в виду и помнить, что это – голос «с того света», где и говорят совсем по-иному» 2906 . Оказавшись в Праге «без всякого регулярного и обязательного дела» 2907 , Глубоковский не задержался надолго в чехословацкой столице и, «увлекшись проклятым славянофильством» 2908 (по собственному признанию), направился в Сербию, куда супруги прибыли 3 августа 1922 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

В 1920-е гг. религиозная ситуация в Украине все более осложнялась. Наряду с притеснениями со стороны советской власти, набирали силу раскольнические движения «обновленчества» и националистической автокефалии, также поддерживаемые властью. Еп. Василий (Богдашевский) среди современников имел репутацию верного и последовательного «тихоновца» , и его деятельность, как викарного епископа, была связана с назначенным экзархом митр. Михаилом (Ермаковым). Они были знакомы еще со времен обучения в КДА, которую еп. Василий (Богдашевский) окончил в 1886 г., а митр. Михаил (Ермаков) в 1887 г. Экзарх митр. Михаил (Ермаков), прибывший на Украину для умиротворения церковной жизни, однако националистически настроенные раскольники, во главе с В. Липковским не хотели идти ни на какие соглашения и твердо держали курс на раскол, — провозглашение «Украинской Автокефальной Православной Церкви», что и было осуществлено на скандальном «самосвятском соборе» в октябре 1921 г. Вскоре, в конце 1922 г., помимо автокефалисткого раскола, на Украину начинает проникать обновленчество, активно поддерживаемое советской властью, как альтернатива «тихоновской» Церкви. Видя, как нелегко уже немолодому еп. Василию (Богдашевскому) в сложившейся ситуации, друзья и ученики предлагали выехать ему за границу. Свящ. Г. Олейник, бывший настоятель Турновицкого прихода на Холмщине (служивший в то время в Киевской епархии), находясь в Польше у Варшавского митрополита патриаршего экзарха Георгия (Ярошевского), сообщил ему о просьбе еп. Василия (Богдашевского) о предоставлении соответствующего места в пределах Польши. В письме от 15 января 1922 г., переданном через профессора Познанского университета В. П. Клингера, митр. Георгий (Ярошевский) выражал согласие на просьбу еп. Василия (Богдашевского): « Зная Вас, как своего профессора, по кафедре которого я получил магистерскую степень, и, почитая Вас как ученого, я с удовольствием готов исполнить Ваше желание, — и, тем более что знаю, как тяжело теперь живется на Украине, где и по различным бедам прибавилось еще несчастье — церковные смуты. Здесь Вы могли бы стать или во главе проектируемого богословского православного факультета или получить епархию» . Так же митр. Георгий (Ярошевский) просил передать информацию о себе через посланных им поверенных людей.

http://bogoslov.ru/article/3933556

На чистой странице этого же письма сохранился ответ еп. Василия (Богдашевского) в виде черновика. В нем он пишет: «Ваше Высокопреосвященство, досточтимый Владыка, сердечно благодарю Вас за Вашу заботливость о мне в нынешнее время. Передвигаться мне куда-нибудь, я думаю, не следует, ибо я всеми силами сросся с Академией и Киево-Братским монастырем, желаю сложит здесь свои кости. Молю Господа, чтоб Он укрепил меня и я мог сказать с Апостолом: “мне, еже жити — Христос, а еже умрете — приобретение ”. Теперь, только, тот пережить это может, кто решился на всякое мучение» . С началом 1923 г. на митр. Михаила (Ермакова) и киевское духовенство отказывавшееся «присоединиться к ”Живой Церкви”» , начало оказываться очень сильное давление со стороны властей. В одной из сводок ГПУ этого времени имеется следующая характеристика деятельности патриаршего экзарха и его окружения: «Заняв с первых же шагов обновленческого церковного движения в Киевской губернии и на Правобережной Украине явно непримиримую и упорно-враждебную позицию, благодаря своему влиянию и авторитету среди духовенства, способствовал организации крепкого контр-революционно-тихоновского фронта» . Одним из участников «тихоновского фронта» был и еп. Василий (Богдашевский). В одном из донесений осведомителя ГПУ от 16 января 1923г. имеется следующее свидетельство: «Необходимо всех Епископов г. Киева обязать, чтобы они, кроме своих церквей, монастырей, не служили нигде, а то, получается, от их службы летучие митинги, где они имеют возможность собираться и решать дела; так было в Покровском монастыре, где кроме Епископа Василия собралось до 20 попов и получилось сборище, где они решали дальнейшую тактику» . 5 февраля 1923 г. был арестован митр. Михаил (Ермаков). Незадолго до этого, 22 января 1923 г. он составляет «Послание Киевским викарным епископам о порядке управления Киевской епархией в случае своего ареста» . Еп. Василий (Богдашевский) в этом Послании указан последним из всех викариев. Вскоре, — «в ночь на Великий четверг, 4 апреля 1923 г. отделение Секретно-оперативной части киевского губернского ГПУ провело в Киеве новую серию арестов. Киевская епархия была полностью обезглавлена. Митрополит сидел, — теперь чекисты подобрали викариев» . Накануне, своего ареста еп. Василию (Богдашевскому) был прислан указ Всеукраинского Высшего Церковного Управления (ВУВЦУ), — высшего руководящего органа обновленческого движения, датированный 3 апреля 1923 г., следующего содержания: « Согласно постановлению Президиума ВУВЦУ от 15 января, Вы,за непризнание ВУВЦУ, противодействие церковно-обновленческому движению и церковную контрреволюцию, уволены на покой. При этом ВУВЦУ предупреждает Вас, что оно снимает перед гражданской властью всякую ответственность за дальнейшую Вашу деятельность. Председатель ВУВЦУ митрополит Тихомир» .

http://bogoslov.ru/article/3933556

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010