Архив Пн ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 26 декабря 2006 года 26 декабря 2006 г. 14:01 ЖУРНАЛ В заседании Священного Синода под председательством ПАТРИАРХА ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ: о епископе Василии (Осборне) .   Справка: 8 июня 2006 года Священный Синод Константинопольского Патриархата вынес решение о принятии Преосвященного епископа Василия (Осборна) , бывшего Сергиевского, в юрисдикцию Константинопольского Патриархата и назначении викарием Преосвященного архиепископа Команского Гавриила в составе Экзархата западноевропейских русских приходов Константинопольского Патриархата. Священный Синод Русской Православной Церкви 12 июня 2006 года (журнал 32), отметив каноническую неправомочность такого деяния при отсутствии у епископа Василия отпускной грамоты от Священноначалия Русской Православной Церкви, вызвал епископа Василия на следующее заседание Священного Синода. В заседании 19 июля 2006 года ( журнал 75 ) Священный Синод Русской Православной Церкви, констатировав, что епископ Василий не явился на заседание Священного Синода, и отметив нарушение им епископской присяги, а также правил Святых Апостолов 33, Карфагенского Собора 32, Двукратного Собора 15, временно запретил епископа Василия в священнослужении и вызвал на следующее заседание Священного Синода. В заседании от 6 октября 2006 года ( журнал ) Священный Синод Русской Православной Церкви, констатировав, что епископ Василий повторно не явился на заседание, вновь вызвал его на следующее заседание Священного Синода и предупредил его, что в случае игнорирования призыва Священноначалия он подлежит суду архиереев. В том же заседании Священный Синод постановил предложить Святейшему Патриарху Константинопольскому Варфоломею ради сохранения церковного единства без промедления рассмотреть создавшуюся ситуацию в рамках двусторонних собеседований. Со стороны Константинопольского Патриархата на это предложение последовал положительный ответ. ПОСТАНОВИЛИ: 1) Констатировать, что Преосвященный епископ Василий (Осборн) вновь не прибыл на заседание Священного Синода.

http://patriarchia.ru/db/text/175655.htm...

На момент сдачи номера информации о каком-либо решении относительно епископа Василия не поступало. Возможно, Священный Синод обсудит этот вопрос сегодня, на этот раз в Москве – в резиденции Патриарха в Чистом переулке. Кризис в Сурожской епархии и разворачивающиеся вокруг него события напоминают своего рода шахматную партию, где среди фигур – церковные иерархи разных юрисдикций, близкие к Церкви политики и, конечно же, простые верующие. Хотя это положение сложилось далеко не сегодня, стремительный оборот оно приняло лишь в этом году. В конце апреля епископ Сергиевский Василий обратился с письмами к главам двух Православных Церквей Московского и Константинопольского Патриархатов. У Варфоломея I Осборн просил о принятии его и паствы в юрисдикцию Вселенской Патриархии, а Патриарха Московского и всея Руси Алексия II – дать отпускную грамоту. Реакция Московского Патриархата, поначалу сдержанная, впоследствии оказалась достаточно резкой. 14 мая было принято решение о смещении епископа Василия с занимаемой церковной должности. При этом сана его не лишили. Одновременно была создана комиссия РПЦ по расследованию кризиса в Сурожской епархии. Кроме клириков Московского Патриархата в ее состав был включен и представитель Русской Православной Церкви Заграницей епископ Берлинский Марк (Арндт). Вскоре свой ответный ход сделал Константинополь, до тех пор никак не реагировавший на послание Осборна. В начале июня Синод Константинопольского Патриархата объявил, что принимает епископа Василия в свою юрисдикцию с титулом епископа Амфипольского. Также он был назначен викарием епископа Команского Гавриила (де Вильдера), главы Западноевропейского Экзархата. В ответ на решение Константинополя в Москве на экстренное совещание собрался Священный Синод РПЦ. Опальному епископу было вторично предписано приехать в Москву для встречи с Патриархом Алексием II. Назначен был и срок – 17 июля (см. об этом «НГР» 10 от 21.06.06). Далекому от церковной проблематики читателю все это говорит о том, что епископ Василий всего лишь предпочел Константинополь Москве.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Безобразов М. В. Творения св. Дионисия Ареопагита.//Богословский вестник. – Сергиев Посад,   1898. – 2. Бердяев Н.А. О назначении человека. – М.: Республика, 1993.   Болотов В.В. К вопросу об Ареопагитских творениях. – СПб., 1914. Болотов В.В. Учение Оригена о Святой Троице//Болотов В.В. Собрание церковно–исторических трудов: Т. 1. – М.: Мартис, 1999. С.366–372. Бриллиантов А.И. Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эригены. – М.: Мартис, 1998. С.172–202. Бросс Ж. Духовные учителя/Пер. с  франц. – СПб.: Академический проект, 1998. Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. – М.: Республика, 1994.   Бычков В.В. 2000  лет христианской культуры sub specie aesthtica. – Т. 1: Раннее христианство. Византия. – М.; СПб.: Университетская книга, 1999 . С.278–295, 335–340. Бычков В.В. CORPUS AREOPAG1TICUM как один из философско–эстетических источ­ников восточно–христианского искусства. — Тбилиси, 1977. Бычков В.В. Идеал любви христианско–византийского мира//Философия любви. – М.: Издательство политической литературы, 1990. Т. 1. Бычков В.В. Из истории византийской гносеологии: (К публикации сочинений Псевдо–Дионисия Ареопагита//Философская и социологическая мысль. – Киев, 1989. Бычков В.В. Малая история византийской эстетики. – Киев, 1991. С.71–92. Бычков В.В. На путях " незнаемого знания " : К публикации малых сочинений из " Corpus Areopagiticum "http://Историко–философский ежегодник. – М.: Наука,  " 90. – М., 1991. Бычков В.В. Об одной форме византийского эстетического сознания//Диалектика эмоционального и рационального в художественном творчестве и восприятии. – М., 1985. Бычков В.В. Эстетика// Культура Византии: вторая половина VII – XII в. – М.: Наука, 1989..   Вагнер Г.К. Византийский храм как образ мира//Византийский временник. –  М.,  1986. – Т. 47.  Василий (Осборн). Философский дискурс и богословская интуиция (Дионисий Ареопагит и Максим Исповедник)//Богословие и философия: аспекты диалога. – М., 2001.  Василий (Осброн)Сергиевский. Антропология Дионисия Ареопагита//Православное учение о человеке: Избранные статьи. – М.; Клин: Христианская жизнь, 2004. То же: Альфа и Омега. – М., 2002. – 1 (31).

http://bogoslov.ru/person/2714657

А сколько сейчас в вашей епархии прихожан русского происхождения? Около половины приходов – со славянским языком. В целом в епархии люди русского происхождения составляют около трети или, может быть, больше. Но и среди тех, кто считает, что было бы ошибочно сейчас идти под юрисдикцию Московской патриархии, тоже есть люди, которые отнюдь не отказываются от своей русскости. Я сам, например, получил православие через русскую традицию и совсем от нее не отказываюсь. Но с другой стороны, эта же традиция мне говорит, что нужно в этой традиции миссионерствовать. И как раз история нашей Архиепископии показала, что эта миссия была плодотворной – миссия русской православной эмиграции. Нести православие на западе – это была задача, и миссия имела успех, о чем свидетельствует, в частности, и тот факт, что наш архиепископ – бельгиец. Тоже и Владыка Василий (Осборн), епископ Сергиевский, который сейчас управляет Сурожской епархией, – он американец, долгие годы проживший в Англии. Тех, кто придерживаются «строгой русской традиции» и считает, что путь к поместной церкви должен лежать через Москву, – максимум треть от общего числа делегатов.  А за нынешнего архиепископа Гавриила в прошлом году проголосовало около 80 процентов выборщиков. Но, конечно, епархиальное собрание – это не парламент, приходы по представительству практически равны; например, приход в 200 человек и в 20 могут быть представлены равным числом членов епархиального собрания. С другой стороны, сторонники «русскости» многочисленнее в Париже, чем в провинции или за пределами Франции. Ощущается ли в вашей епархии сегодня приток новых русских эмигрантов? Да, произошло значимое вливание новых русских прихожан в традиционных русских приходах, в первую очередь в кафедральном соборе в Париже, но и в других местах. В некоторых приходах к ним священники так и относятся – как к новой пастве. Это создает пастырские проблемы, требует новых способов катехизации взрослых людей. Надо сказать, что мы мало к этому подготовлены и будем серьезно об этом думать. Например, с моими новыми студентами из России довольно трудно говорить о православии. Так получилось, что у них как правило отрицательное отношение к Церкви. Для них загадка, как западные люди, например, французы, приходят к православию. Тут огромная пастырская задача. В то же время все это не меняет фундаментально образ нашей Архиепископии.

http://religare.ru/2_9933.html

3. Решение вступает в силу после подписания Акта о каноническом общении. Журнал 38 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя организационной комиссии по подготовке мероприятий, связанных с подписанием Акта о каноническом общении и восстановлением единства в Поместной Русской Православной Церкви, о завершительном этапе работы Комиссии. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Утвердить протокол мероприятий, связанных с подписанием Акта о каноническом общении между Русской Православной Церковью (Московского Патриархата) и Русской Православной Церковью Заграницей. 2. Одобрить результаты осуществленной работы комиссии по подготовке мероприятий, связанных с подписанием Акта о каноническом общении и восстановлением единства в Поместной Русской Православной Церкви. 3. Благодарить председателя и членов комиссии за понесенные труды. Журнал 39 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ: о епископе Василии (Осборне). Справка: Преосвященный епископ Василий (Осборн), бывший Сергиевский, был временно запрещен в священнослужении Священным Синодом Русской Православной Церкви в заседании от 19 июля 2006 года (журнал 75) в связи с нарушением епископской присяги, а также правил Святых Апостолов 33, Карфагенского Собора 32, Двукратного Собора 15. Вопрос о каноническом положении епископа Василия обсуждался на встрече делегаций Константинопольского Патриархата и Московского Патриархата в Шамбези 23 января 2007 года. Священный Синод, заслушав в своем заседании 27 марта 2007 года (журнал доклад Преосвященного митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла об этих переговорах, постановил одобрить их результаты и направить, в ответ на запрос, личное дело епископа Василия в адрес Святейшего Патриарха Константинопольского Варфоломея. 12-13 мая 2007 года вопрос о епископе Василии был дополнительно обсужден в ходе встречи Преосвященного митрополита Кирилла со Святейшим Патриархом Варфоломеем в Каппадокии (Турция). ПОСТАНОВИЛИ: 1. Учитывая пожелание, выраженное Святейшим Патриархом Константинопольским Варфоломеем, во избежание дальнейших соблазнов в среде православных верующих на Британских островах и ради мира церковного — снять наложенное на Преосвященного епископа Василия (Осборна) запрещение и предоставить ему отпускную грамоту для перехода в Константинопольский Патриархат.

http://sedmitza.ru/lib/text/429916/

Память 1 января и 30 января. Василий  (Осборн) (р. 1938), епископ Сергиевский, в 2003—2006 управляющий Сурожской епархией. Специалист по древним языкам, принял православие в 1963, во время обучения в университете (Буффало, затем Цинциннати, США). Окончил богословский факультет Оксфордского университета, докторская диссертация посвящена Татиану Сирийскому. В 1969 митрополитом Антонием рукоположен в дьякона, служил при Амплфорт-колледже в Йоркшире (Англия). В 1971 устроил православный храм и воскресную школу в студенческом общежитии в Оксфорде. С 1973 священник, настоятель Благовещенского храма в Оксфорде. С 1980 редактор епархиального журнала Sourozh, глава епархиальной комиссии по переводу богослужебных текстов на английский. В 1991 овдовел. В 1993 по ходатайству митрополита Антония по пострижении в монашество хиротонисан в епископа Сергиевского, второго викария Сурожской епархии. В связи с уходом на покой митрополита Антония (за пять дней до его кончины) 30 июля 2003 назначен управляющим Сурожской епархией. Неоднократно посещал Россию, выступал с лекциями и докладами. Автор многих статей, из которых некоторые издавались в переводе на русский язык, и двух сборников проповедей. В 2006 перешел в юрисдикцию Константинопольского Патриарха. В 2010 г. сложил с себя сан. Вениамин  (Федченков) (1880—1961), митрополит. Выпускник Санкт-Петербургской духовной академии. В эмиграции с 1920. Инспектор Свято-Сергиевского богословского института в Париже. После перехода митрополита Евлогия (Георгиевского) (см.) под юрисдикцию Константинопольского патриарха остался в подчинении Московскому Патриархату, в 1931 основал Трехсвятительское подворье в Париже. С 1933 Экзарх Русской православной церкви в США, во время второй мировой войны много потрудился для организации помощи России. В 1948 вернулся в Россию. Скончался на покое в Псково-Печерском монастыре. Венсан де Поль  — см. Винсент де Поль. Вианне,  Жан-Батист Мари (Арский кюре) (1786—1859), св. Католической Церкви, французский священник, служил в местечке Арс. К нему стекались тысячи людей, в последние годы жизни он исповедовал по 16—18 часов в день. Его служение по своему характеру сравнимо с русским старчеством. Причислен Католической Церковью к лику блаженных в 1905, канонизирован в 1925. День памяти 4 августа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=121...

сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь Иконопочитание. Догматическое содержание иконы См. также: Теоретические проблемы и богословское содержание иконописи 2486–2504); Иконографические типы: ...Господа Иисуса Христа и других Лиц Св. Троицы 2509–2520); Иконопочитание. Икона в жизни и культуре 2564–2573); Русская литература: XI-XVII вв. 2969–2970). 1481. Анатолий (Кузнецов), архиеп. Керченский. Православная икона как одно из выражений догматического учения Церкви: [Речь, произнесенная на годичном акте МДА 14 окт. 1970 г.]/Архим. Анатолий//ВРЗЕПЭ. 1970. 70/71. С. 167–181. 1482. Григорий (Круг), иером. Мысли об иконах и иконопочитании/Г.//ВРЗЕПЭ. 1957. 28. С. 257–259. 1483. Мелиоранский Б. М. Философская сторона иконоборчества//ЦиВр. 1991. 2. С. 37–52. Перепеч. из: Вопросы философии и психологии. 1907. Мартапрель. 1484. Михаил (Мудьюгин) , архиеп. Вологодский и Великоустюжский. Православное иконопочитание//ППр. 1993. 2. С. 22–38. 1485. Озолин Н., прот. К вопросу об истоках византийского иконоборчества/Диак. Н. Озолин//ВРЗЕПЭ. 1966. 56. С. 239–252. 1486. Озолин Н., прот. К вопросу об истоках византийского иконоборчества//ИХМ. 2000. Вып. 4. С. 17–26. 1487. Салтыков А., прот. Библейские основы иконопочитания//ЕжБК ПСТБИ, 1992–1996. С. 56–62. 1488. Успенский Л. А. О православной иконе//ВРЗЕПЭ. 1950. 2/3. С. 36–43. Гл. из кн.: Смысл икон (1952). Рус. текст авторский. Ср. 2495 (рец.), 2512, 2515–2517. 1489. Успенский Л. А. Икона в современном мире//ВРЗЕПЭ. 1976. 93/96. С. 91–137. 1490. Флоренский П. А., свящ. Икона//ВРЗЕПЭ. 1969. 65. С. 39–64. Конспект труда о. Павла Флоренского «Иконостас» (см. 2228), сделанный архим. (впоследствии архиеп.) Сергием (Голубцовым). 1491. Чернышев Н., свящ., Жолондзь А. Г. Вопросы современного иконопочитания и иконописания//АиО. 1997. 2(13). С. 259–279. См. также 1665. Учение о последних судьбах мира и загробной жизни человека (эсхатология) 1492. Василий (Осборн), еп. Сергиевский. Жизнь в будущем/Пер. с англ., примеч.: диак. Г. Завершинский; Ред.: М. А. Журинская//АиО. 1999. 4(22). С. 166–176.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  Никифор , свт. Слово в защиту..., 71//Там же. С. 340. Курсив наш, –  В.Н.   Бычков В.В.  Феномен иконы: История. Богословие. Эстетика. Искусство/Российская акад. наук, Ин-т философии. М.: Ладомир, 2009. С. 77.   Давыденков, Олег, иерей . Катехизис: Введение в догматическое богословие. – М,: Изд-во Православного Свято-Тихоновского богословского института, 2000. С. 26.   Бычков В.В.  Феномен иконы. С. 73.  «Еще в 1939 г. Vignon заметил в изображении лица с Туринской плащаницы и древней византийской иконографии 20 общих особенностей: поперечная полоса поперек лба, V-oбpaзhaя форма переносицы, ветвление в бороде и т. д. Он высказал предположение, что древнейшая иконография Христа имеет своим источником отпечаток на Плащанице. А в 1982 г. Whanger использовал для сравнения образов методику наложения изображений в поляризованном свете. Он обнаружил 46 совпадений между чертами лица с Туринской плащаницы и ликом Христа на древнейшей мозаике VI века в монастыре св. Екатерины, которая находится в Египте на горе Синай. Используя ту же методику, он нашел 63 совпадения между отпечатками лица на ткани плащаницы и образом Христа на золотой монете, чеканившейся в VII веке в Византии (солид императора Юстиниана II, датируемый 692–695 гг. н. э.)» (Туринская плащаница//Азбука веры. URL:  http://azbyka.ru/turinskaya-plashhanica ).   Grabar A.  Le premier art chrétien. Paris, 1966. P.192, 212. Подробнее см.  Мень А ., свящ. Иконография Христа и загадка Туринской плащаницы//  Его же . Сын Человеческий (эл. изд. Библия-Центр. URL:  http://www.bible-center.ru/ru/book/son/007/001 )   Кутковой В.С.  Творческий процесс, синергия, духовность художника//  Его же.  Философский универсум православной иконы: В 2 т. Т. 1. Великий Новгород, 2019. С. 218–279.   Лосский В.Н . Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., 1991. С. 233 (сноска 3 на с. 277 в указанной монографии В.С. Куткового).   Василий (Осборн) , епископ Сергиевский. Антропология Дионисия Ареопагита//Православное учение о человеке: Избранные статьи. М.: Клин, 2004. С. 69 (сноска, входящая в цитируемый фрагмент на с. 274 указанной монографии В.С. Куткового, –  В.Н. ).

http://pravoslavie.ru/146576.html

Подлинные открытия человеческого ума не связаны с какой-либо одной культурой, а открыты людям Богом и потому становятся доступными для разумных людей; этот факт рассматривал святитель Григорий Богослов. Оба Вселенских учителя не считали, что у греков своя истина, а у евреев своя, потому что знали, что истина одна — Христова. Основа христианской антропологии — отношение к миру как к училищу, как к месту, где получают образование души людей. Единство христианской традиции снимает ее протяженность во времени и подчеркиает насущность наших сегодняшних забот. Епископ Сергиевский Василий (Осборн) (Оксфорд, Англия) в своем докладе “Антропология Дионисия Ареопагита” 2 излагает антропологический аспект учения одного из самых авторитетных отцов Церкви, рассматривая антропологию как понимание человека и его места в мире. Докладчик ставит своей целью попытку выражения идей Дионисия на современном языке. Изложив вкратце историю изучения творений Ареопагита и отметив, что мысли его были основополагающим образом восприняты преподобными Максимом Исповедником и Иоанном Дамаскином, владыка Василий обращается к современным идеям и теориям и показывает, что “то видение творения, которое предложил Дионисий Ареопагит в первой половине VI века, концептуально может задать такие рамки, внутри которых наука будет делать свое дело, не испытывая никакого дискомфорта”. Все основные положения учения Ареопагита (мир как иерархия бытия двух уровней — Божественного и тварного; иерархичность тварного бытия и взаимоотношение уровней; природа и иерархия ангельских чинов; природа материального мира; место личности в картине мира) не только могут излагаться на языке современных понятий, но и вполне сопоставимы с научной картиной мира. Взгляд на мир отцов содержит ответы, которые ищет научное мировоззрение (“научное предприятие”, как обозначает докладчик основное направление современного развития научных поисков). В докладе “К антропологии блаженного Августина” В. А. Никитин (ОРОК) отмечает роль этого замечательного подвижника и мыслителя IV–V веков в развитии европейского персоналистического и исторического сознания, в выработке синтетической теории личности.

http://pravmir.ru/hronika-bogoslovskaya-...

-       Получив подтверждение того факта, что данное письмо действительно было направлено епископом Василием Предстоятелю иной Поместной Церкви без ведома Священноначалия Московского Патриархата и даже прежде, чем поступило в Москву письмо епископа Василия Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси; -       узнав о заявленном 8 мая отказе епископа Сергиевского от предложения отозвать свое письменное обращение к Патриарху Константинопольскому, что 9 мая было подтверждено и письмом епископа Василия к духовенству епархии, членам епархиального собрания и «другим заинтересованным лицам»; -       ознакомившись с обращениями, поступающими в Москву из Сурожской епархии от верующих, не желающих покидать канонического подчинения Русской Православной Церкви, – Святейший Патриарх Алексий направил епископу Сергиевскому Василию указ, освобождающий его от управления Сурожской епархией с увольнением на покой без права перехода в другую юрисдикцию до окончания разбора кризиса, возникшего в Сурожской епархии, специальной комиссией, назначенной Его Святейшеством. Временно исполняющим обязанности управляющего Сурожской епархией назначен по совместительству Преосвященный архиепископ Корсунский Иннокентий. В состав комиссии, образованной Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием для изучения всех обстоятельств, связанных с кризисом в Сурожской епархии, вошли: 1.     Преосвященный архиепископ Корсунский Иннокентий (председатель комиссии); 2.     Преосвященный архиепископ Берлинский, Германский и Великобританский Марк (Русская Зарубежная Церковь; по согласованию с Высокопреосвященным митрополитом Восточноамериканским и Нью-Йоркским Лавром); 3.     протоиерей Николай Балашов, секретарь по межправославным отношениям Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; 4.     священник Михаил Дудко, секретарь по взаимоотношениям Церкви и общества Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. 14 мая 2006 года, в Неделю о расслабленном, в кафедральном соборе в честь Успения Божией Матери и Всех святых архиепископ Корсунский Иннокентий и архиепископ Керченский Анатолий совершили Божественную литургию в сослужении семи священников и четырех диаконов Сурожской епархии. За литургией молился и причащался Святых Таин епископ Василий (Осборн). В храме были собраны более 600 прихожан, которым после богослужения архиепископ Иннокентий огласил Патриаршие указы. Епископу Василию также была предоставлена возможность обратиться к верующим. В этом слове епископ Василий подтвердил неизменность своего намерения выйти из состава иерархии Русской Православной Церкви.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010