120 1-я ч. «Истории российской иерархии» вышла в свет в 1807 г., II-я в 1810 г:, III-я в 1811 г., 1-я 1812; -я – 1813 и (две половины) – 1815 г. 121 Предполагая такой ход дела мы думаем, что сообщение Евгения Анастасевичу об имеющихся в запасе 2400 экземплярах. «Истории российской иерархии» относится только к последним 5 ее частям. 122 Насколько преосвященный Евгений был заинтересован поправками «Истории российской иерархии», видно между прочим из того факта, что он в июле (6 ч.) 1817 г., когда уже «История» была в продаже, писал Анастасевичу: «Предложите Дипде (июльский ученый), сделать рецензию на «Историю российской иерархии». Польше многое по сей части яснее нашего (стр. 638). Желанной рецензии, однако, не последовало. 123 В письме от 27 января 1814 г. Евгений просит сообщить ему и «поправки Кульчинскому, сделанные Нарушевичем и Чацким» (стр. 340). Ни продолжения, ни поправок этих мы не нашли в оставшихся бумагах преосв. Евгения. Нашли только выписки из книги Кульчинского части – «De Archiepiscopis ае Milropolitis Russiae» (до Афанасия Щептицына включительно). 127 Амвросий, однако, ни того, ни другого из этих трудов не издал. Первый из них не появился даже и в печати. 128 И П. М. Строеву Евгений писал: «Я заметил, что в последующих 5-ти чч. Иерархии много достанется поправлять», («Жизнь и труды П. М. Строева», – Барсукова, стр. 208). 129 Из собрания их, вероятно, Евгений и посылал Анастасевичу 9 декабря 1821 г., потребовавшееся зачем-то ему «Описание Мирожского монастыря черновое», прося «оное (ему) возвратить». (Древняя и Новая Россия, 1881 г., февраля стр. 300). 130 Напечатана она по II т. «Собрания мнений и отзывов Филарета, м. московского и коломенского». Спб. 1885 г., стр. 338–341. Тут же (стр. 338, 341–343) помещен и рассказ о судьбе Амвросиевой поправочной работы, основанный на данных синодального архива. 132 Однако, кто-то и теперь тормозил дело. И. И. Мурзакевич, бывший у Евгения в 1835 г. пишет, что митрополит «вспоминал и о помехах, бывших при 2-ом издании 1-ой ч.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

За Новоторжским Борисоглебским с приписными За Спасским Старо-Русским с приписным Козмодемьянским За Великолуцким Троицким Сергиевым с приписными За Никандровой пустынью За Орденской пустынью с приписными За Шкнятинским За Теребенской пустынью За Сторожевским Николаевским За Перетинским За Спасским Порховским За Посолотиным За Спасской Забережской пустынью (а по другим – 17) За Осиновской пустынью За Никольской Столпенской пустынью За Николаевским Беседным За Богословским Череменецким За Антониевым Дымским За Леохновым За Александро-Свирским За приписными к нему За Крутецким За Воскресенским Устюжским За Николаевским Моденским За Юрегорским За приписной к нему Кодлоезерской пустынью За Кенским За Елгомской пустынью За Кожеозерским За Александрошевенским За Крестным С приписной к нему Сыренской пустынью За За Бежецким Верхоникольским Антониевым с приписными За Введенским За Палеостровским За За Тройской Синозерской пустынью За Преображенским Валаамским За Устюжской Железнопольской Гуриевой пустынью Б) За девичьими монастырями За Евфимиевым За Зверинским За Десятинским За Сырковым За Ильинским За Лазаревым За Сокольницким За Тихвинским Введенским За Новоторжским Воскресенским За Порховым Рождественским За Старо-Русским Успенским За Медовским Итого за монастырями 51.514 Всего за домом Архиерейским и монастырями 73.014 За Епархиальными Число душ 2. Псковская (не в окладе) За Архиерейским домом А) За мужскими монастырями За Псково-Печерским За Снятогорским За Мирожским За Святогорским с приписными За Великопустынским За Елеазаровым с приписными За Крыпецким За Никольским Любятовым За Златоустовым За Козмодемьянским Гремячим За Петропавловским Сереткиным Б) За девичьими монастырями За Предтечевым За Старовознесенским За Воскресенским За Нововознесенским За Ильинскиме с Запсковья За Духовым с Усохи За Архангельским За Варваринским (по другим 97) За Иоакимовским За Зачатейским За Ильинским с Завеличья За Успенским с Опочки За Рождественским с Изборска За Трёхсвятительским Итого за монастырями

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Календарь Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс Выставка «Реставрационные работы В.Д. Сарабьянова» работает в «Фаворе» Выставка посвящена 65-летию со дня рождения выдающегося реставратора и исследователя древнерусской живописи МОСКВА. Открытие выставки «Древние лики. Реставрационные работы В.Д. Сарабьянова», которая посвящена 65-летию со дня рождения выдающегося реставратора и исследователя древнерусской живописи, состоялось 9 апреля в Культурном центре «Фавор» на Маросейке. В экспозиции представлены фотографии произведений древнерусской живописи Пскова, Полоцка и Новгорода, которые реставрировал и изучал Владимир Дмитриевич Сарабьянов (1958 – 2015), а также фотографии его самого в работе и в жизни. На вечере прозвучали воспоминания о мастере его коллег, друзей и учеников. «Что касается древних храмов с фресками, их на всю нашу матушку Россию меньше ста, всего-то… И надо понимать, что такие храмы должны оставаться неким бриллиантовым фондом нашей культуры», – писал Сарабьянов. Сохранению этого драгоценного фонда он посвятил всю свою недолгую, но невероятно плодотворную жизнь. Куратор выставки и сотрудник Сарабьянова, искусствовед Полина Тычинская вкратце рассказала о знаменитых памятниках средневековой фресковой живописи, которые он исследовал и реставрировал. Так, чтобы сохранить находящийся в очень сложном состоянии комплекс фресок XII в. в Спасо-Мирожском монастыре во Пскове, привести их в экспозиционный вид, Сарабьянов разработал уникальную методику укрепления и освобождения первоначальной живописи от позднейших наслоений. Эта методика используется и после смерти мастера. В псковском Снетогорском монастыре он освободил от многих слоев побелки своеобразную живопись XIV века, обнаружил уникальный образ Богоматери с Младенцем в конхе апсиды и, несмотря на многочисленные утраты, смог реконструировать программу росписи храма. Приступая к работе в Георгиевском храме в Старой Ладоге, Сарабьянов изучил огромный объем архивных материалов. Исследования фресок этого памятника он обобщил в кандидатской диссертации и монографии. Тычинская упомянула также другие фундаментальные труды и публикации, изданием которых Сарабьянов занимался параллельно своей реставрационной работе. Эти книги и альбомы тоже представлены на выставке.

http://sedmitza.ru/text/10245440.html

Спасо-Елеазаров, Пск. г., I, 444. Спасо-Иванов.-Вяземский, II, 1081. Спасо-Ильин.-Слуцкий, I, 445. Спасоказанский, II, 1167. Спасо-Каменная-Белавинская, Волог. г., I, 446. Спасо-Каменный -Духов – Вологодский, I, 184. Спасо-Каргопольский, II, 1160. Спасо-Маткозерская, Олон. г., II, 1161. Спасо-Мирожский-Псковский, II, 1162. Спасо-Нередицкий-Новгород., II, 1163. Спасо-Никол.-Верхомоломская, Волог. г., II, 1164. Спасо-Николаев.-Змиевский, II, 1000. Спасо – Преображ. – Арзаманский, II, 1184. Спасо-Преображ.-Астраханский, I, 449. Спасо-Преображ.-Белевский, II, 1170. Спасо – Преображ. на Болоте-Каргопольский, II, 1160. Спасо-Преображ.-Геронтиева, Каз. г., I, 459. Спасо-Преображ.-Городолюбльский или Горноезерский, Твер. г., II, 773. Спасо-Преображ.-Дятловичский, Мин. г., I, 462. Спасо-Преображ.-Енисейский, II, 1166. Спасо-Преображ.-Иннокентиев, Волог. г., II, 833. Спасо-Преображ.-Казанский, II, 1167. Спасо-Преображ.-Капитоновская, Волог. г., II, 859. Спасо – Преображ. – Кенская, Олон. г., II, 1039. Спасо-Преобр.-Кинешемский, II, 1168. Спасо-Преображ.-Княгинина, Волог. г., II, 859. Спасо – Преображ. – Краснослободский, II, 1169. Спасо-Преобр.-Лосиноборовский, Енис. г., II, 1171. Спасо-Преображ.-Мазаловский, Могил. г., I, 276. Спасо-Преображ.-Муромский, II, 1181. Спасо-Преображ.-Новград – Северский, I, 457. Спасо-Преображ.-Нуромский, Волог. г., II, 1172. Спасо-Преображ. – Острожский, Волын. г., I, 450. Спасо-Преображ.-Охорский, Могил. г., I, 463. Спасо-Преображ.-Пахомиева, Олон. г., II, 1039. Спасо-Преображ.-Пензенский, I, 451. Спасо-Преображ.-Печенгский, Волог. г., II, 1054. Спасо-Преображ. под Плесом, Костр. г., II, 1165. Спасо-Преображ.-Порховский, 1185. Спасо-Преображ.-Посольский, Забайк. обл., I, 383. Спасо-Преображ.-Пыскорский, Перм. г., II, 1101. Спасо-Преображ.-Рабангский, Волог. г., II, 1173. Спасо-Преображ.-Ржаницина, Волог. г., II, 859. Спасо-Преображ.-Рославльский, I, 455. Спасо-Преображ.-Самарский, I, 464. Спасо-Преображ.-Саратовский, I, 454. Спасо – Преображ.-Святоезерский-Сенегский, Влад. г., I, 423.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Великим князьям помогали в украшении каменными церквами их столицы основатели и настоятели монастырей, частные богатые люди и приходские общины. Плодом общей ревности о церковном украшении столицы государства, которое считалось тогда важнейшим украшением, было то, что ко времени смерти митрополита Макария каменных церквей в Москве было более полусотни и, может быть, значительно более 457 . В течение периода до-монгольского исключительный и исключительно богатый Новгород не только не отстал от Киева в отношении к количеству (хотя и не качеству) каменных церквей, но и превзошёл его. Подобным образом и в наше время Новгород не только не отстал в этом отношении от Москвы, но и весьма значительно превзошёл её. В продолжение нашего времени в нём построено было новых каменных церквей, не считая возобновлённых, около сотни. Младший брат Новгорода Псков в продолжение периода до-монгольского довольствовался и всего двумя каменными церквами, из которых притом одна была построена не самими гражданами города, а архиепископом Новгородским (в Мирожском монастыре архиепископом Нифонтом). Но в наше время, начиная с начала XIV века, он явился в отношении к каменным церквам усердным соревнователем Новгорода, и в продолжение этого времени в нём построено было каменных церквей до сорока. Итак, Москва, Новгород и Псков, – вот три города, которые в продолжение нашего времени украшались и красовались множеством каменных церквей. Что касается до остальных городов Руси, то известен один город, в котором было каменных церквей до пяти или может быть нисколько более пяти, а затем – весьма немногие из них имели каменных церквей множественное число от двух до трёх-четырёх, весьма немногие имели по одной, решительное же большинство не имели их вовсе ни по одной. Единственный известный город, имевший до пяти каменных церквей или, может быть, несколько более, есть Тверь. Подобно Москве, будучи городом новым и став столицей особого удела или перед самым нашествием Монголов или тотчас после него, Тверь ранее Москвы начала помышлять о том, чтобы стать вместо Владимира столицей великого княжения.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Из других чудотворных икон, прославившихся у нас на Родине, замечательны: Ахтырская, Байвузская, Балыкинская, Барловская, или «Блаженное Чрево», Барская, Благовещение, «Благодатное Небо», «Благоуханный Цвет», Боголюбская, Борщаговская, Браиловская, Братская, Беловежская, Взыграние, «Взыскание погибших», Виленская, Волоколамская, Воргольская, «Всех скорбящих Радость», «В скорбех и печалех Утешение», Выдропусская, Галатская, Галичская, Гербовецкая, Глинская, Гребневская, Грузинская, Далматская, Двинская, Девпетерувская, Дехтеровская, Донская, Дувовичская, Дубоемская, Думницкая, Елецкая-Черниговская, Елецкая, Ефесская, «Живоносный Источник», Жировицкая, Заоникиевская, Златоворотская, Игрицкая-Смоленская, «Избавление от бед страждущих», Ильинская-Черниговская, Иссаковская, Иерусалимская, Калужская, Каспероваская, Кипрская, Киево-Печерская, Козельщанская, Колочская, Коневская, Корсунская, Костромская, Купятицкая, Леньковская, Леснянская, Любечская, Максимовская, Мглинская, Межецкая, Мельнинская, Минская, Мирожская, Моденская, Молдавская, Молченская, Мохнатинская, Муромская, Нарвская, «Неопалимая Купина», «Нерушимая Стена», «Неувядаемый Цвет», «Нечаянная Радость», Новгородсеверская, Новодворская, Новоникитская, Овиновская, Озерянская, Оковицкая или Ржевская, Оконская, Оранская, Орловская, Остробрамская, Пермская, Петровская, Пименовская, Писийская, Почаевская, «Призри на смирение», Псково-Печерская, Псково-Покровская, Путивльская, Ратьковская, Ржавская, Руденская, Репицкая, Свенская-Печерская, Святогорская, Себежская, Седмигородная, Седмиезерная, Селигерская, Серафимо-Понетаевская, Словенская, Сокольская, Сосновская, «Споручница грешных», Старорусская, Страстная, Сурдегская, Сырковская, Сямская, Тамбовская, Теребинская, Тобольская, Толгская, «Трех-Радостей», Троеручица, Тотемская, Тупичевская, «Умиление», Успение, Устьнедумская, Устюженская, Устюжская, «Утоли моя печали», Филермская, Хлебенная, Холмская, Хутынская, Царевококшайская, Цареградская, Целительница, Ченстоховская, Черниговская, Чирская, «Чудесно-изобразившаяся», Шуйская, Югская, Ярославская, Яскинская, Яхромская, Феодоровская-Одигитрия, Феодотьевская.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Наверное, общая композиция росписи наоса – та сфера, где полнее всего сказались мастерство и византийская «хитрость» художников. Были ли они поставлены перед задачей ровного заполнения всех поверхностей храма или сами по какой-то причине отказались от орнаментальных тяг, фризов с медальонами, структурно упорядочивающих декорацию, неизвестно. Нерасчлененные поверхности сводов и стен (архитектурная тектоника, как указывалось выше, здесь практически нивелирована) украшены огромным количеством изображений, разделяемых лишь тонкими разгранками. Сочетание тянущихся плоскостей с большим количеством повествовательных сюжетов неизбежно вело к маловыразительной схеме «ковра», 636 равномерно покрывающего оболочку храмового объема. Между тем внешне однообразие системы декорации Мирожа скрывает множество тонких приемов, с помощью которых мастера добивались выделения главных эпизодов, взаимосвязи сцен, расположенных друг над другом или напротив друг друга, насыщая на первый взгляд монотонную роспись скрытой ритмикой, а главное – акцентируя сущностные идеи, заложенные в программу декора. Среди основных инструментов художественного поиска – вариации масштаба изображений, размеров сцен, их композиционные решения. Наиболее значимые в контексте программы праздники 637 помещены на самые выигрышные в храмовом пространстве места (люнеты, восточные склоны центральных сводов, поверхности восточной стены в средокрестье, куда обращены взоры молящихся), приковывая к себе внимание огромным масштабом, намного превосходящим меру повествовательных эпизодов (чудеса, притчи, отчасти христологические сцены). Несомненно, все перечисленное могло быть продиктовано заказчиком. Но композиционные приемы – прерогатива фрескистов. Именно в этом мирожским мастерам присущи тот подлинный артистизм, виртуозность решений, ощущение истинной природы композиционного ритма, которые выдают их столичное происхождение, но, заметим, которых так не хватает многим отдельным изображениям. Именно этими приемами преодолеваются повествовательность, одномерность действия, выводя изображенное за пределы времени – в вечность.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Структура в Мироже – достаточно аморфная, здесь нет резких контрастов тени и света, длинный и вязкий рисунок ориентирует силуэты по вертикали, вытягивает или сплющивает сами фигуры. Именно линии, и только ей, придано особое назначение, своего рода призвание: она должна организовать и упорядочить аморфную форму, придать систематичность её строению. Её каноничность и иерархичность воспринимаются почти как смысловые категории. Намеренное самоограничение выдает монастырское происхождение художников, выстраивается в программу сознательной верности традиции, догматической чистоты и поэзии канона. Комниновский стиль в Мироже ставится на котурны строгих правил, арифметического мышления, открывая многозначительные истины, лежащие в его основе. Доктринерство, учительный смысл, установка на аскетические нормы во фресках Мирожа роднят их, несмотря на временную дистанцию, со стенописями Софии Киевской, придавая интерпретации комниновского стиля драматичность не эмоционального, а духовного порядка, сочетаемую с внешним спокойствием. Близок фрескам Мирожа наиболее резкий при кажущейся сдержанности вариант комниновского искусства – фрески (сцены соборов) и мозаики Гелати 652 (1130). Родственны тип, жесткость и нарочитость белильных светов, расчерчивающих поверхности ликов и тканей, «блочность» фигур с одеяниями, покрытыми обильными параллельными складками, спрямление абрисов лиц в трехчетвертных поворотах, негнущийся рисунок. Еще одна значимая по смыслу аналогия стилю Мирожа – миниатюры Догматического паноплия Евфимия Зегавина (ГИМ, гр. 337 первая половина XII в.). 653 Именно эти качества мирожской живописи делают параллели с одновременными мозаиками Палатинской капеллы и Мартораны в Сицилии 654 неадекватными, несмотря на целый ряд близких примет стиля и совпадение в способах цветовой моделировки. Именно эти качества, отчасти совпадающие в интонациях с ранним этапом христианизации Руси (мозаики и фрески Софии Киевской), вызывают постоянное стремление интерпретировать искусство Мирожа в миссионерском контексте, якобы призванном просвещать язычников, 655 однако смысл его иной.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кондак, гл. 2. Явистеся Христовы ученицы и апостоли всечеснии, Иродионе славне, Агаве и Руфе, Асинкрите, Флегонте со Ермом , присно молитеся Господеви, подати нам согрешений прощение поющим вас. Св. папы Римского. Он известен, как ревностный обличитель ереси Нестория; скончался 6 апр. 432 г.; мощи его в Риме, в храме св. Пракседы. Св. отца нашего Нифнта, епископа Новгородского. Родом из Киева, с отрочества отличавшийся кротостью, послушанием и смирением, он принял иночество в Печерской лавре. В 1130 г., рукоположенный во епископа Новгородского, св. Нифонт построил и украсил многие храмы (см. Мирожский мон., Псков, еп.). Силой слова своего он примирял враждовавших князей и ревностно заботился о добродетельной жизни всех своих пасомых, всегда внушая им не удаляться от закона Божьего и предания церковного. Он был знатоком, строгим поборником и самоотверженным блюстителем церковных правил, и современные ему епископы, а равно и другие лица, обращались к нему за разрешением недоуменных канонических вопросов и разных случаев церковной жизни, свидетельством чего могут служить дошедшие до нас ответы св. Нифонта некоему Кирику, содержащиеся в «Вопрошениях» последнего. Св. Нифонт скончался 21 апр. 1156 г. в Киеве. Сему святителю есть особая служба с славословием. См. 28 сент. Муч. После долгих мучений при Адриане, во II веке, он осужден был на усечение мечом. На пути к месту казни с него спали оковы. Чудесно скрывшись от мучителей, он скоро скончался. 9 . Св. муч. Родом из Кесарии Каппадокийской, он, пылая христианской ревностью, разрушил в день своего брачного торжества языческое капище Фортуны. Юлиан Отступник подверг его за это страшным истязаниям. Будучи «кожи одираемь», «по ребрам стружемь», «даже до внутренних своих», св. Евпсихий «благодушно» «страдами сконча», «побеждая безумныя терпением и удивляя неверныя, болезней нестерпимых наведенми». После этих жесточайших пыток его обезглавили, в 362 г. Мучч. Дисана епископа, пресвитера, и прочих 270. Взятые в плен (в 362 или 364 г.) Персидским царем Сапором II, они были принуждаемы отречься от Христа и за твердость в вере умерщвлены.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

На стенах еще остались фрески, одна из которых изображает Святую равноапостольную княгиню Ольгу. Архитектура [ править править код ] Четверик храма бесстолпный, одноапсидный, имеет плоское деревянное перекрытие, служащее опорой для декоративного глухого барабана, который завершается луковичной главой. Алтарная полуцилиндрическая апсида понижена. С запада к четверику примыкают притвор и крыльцо. Крыльцо имеет большие проемы, заложенные с юга и севера. С южной стороны к церкви примыкает придел, имеющий прямоугольную апсиду. Над ним — палатка и главка луковичной формы на декоративном барабане. Западная стена придела завершается звонницей, имеющей три столпа и, соответственно, два пролета, перекрытая двухскатной кровлей. Столпы скруглены в средней части и имеют щипцовое завершение. Звонница несимметрична — она сдвинута к юго-западной части стены. Благодаря этому объемная композиция приобретает особую живописность. Декоративное оформление фасадов не богато. Южный и северный фасады четверика имеют частично сохранившиеся лопатки. На южной стороне небольшая ниша, имеющая килевидную арочку. Столбы на крыльце и вратах имеют широкие каннелюры; столбы подобной формы — на вратах Стефановской церкви Мирожского монастыря. Южная и северная стены четверика имеют большие оконные проемы, украшенные арочными луковичными перемычками. Дверной проём в юго-западном углу четверика ведет в южный придел. Симметрично ему в северной стене — малый проём. Абсида имеет два оконных проёма. Южный придел и расположенная над ним светелка перекрыты коробовым сводом, имеющим распалубки над оконными проемами. Восточная часть придела имеет остатки керамического пола, датируемого XVII в., не имеющего аналогов среди псковских церквей и гражданских зданий. Рисунок пола состоит из квадратов, ромбов, параллелограммов и узких прямоугольников. Они образуют полосы, ограничивающие дорожку, идущую вдоль придела по центру. Изразцы имеют красновато-коричневатый, темно-коричневый и светло-желтый цвета. При реставрации керамический пол укрыт слоем песка и деревянным полом. В первозданном виде сохранились южный фасад придела и светелки. В южном фасаде имеются два окна с луковичными арочными перемычками. Светелка имеет два небольших щелевидных окна, между которыми небольшая ниша с килевидной арочкой. Светелка перекрыта двускатной крышей с декоративным барабаном, главой и металлическим крестом.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Образс...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010