В этом свете узрел он Пресвятую Богородицу, шедшую по воздуху и сопутствуемую по левую руку преподобным Антонием – начальником Киевских пещер, a no правую – Корнилием, игуменом Успенской Псково-Печерской обители. Богоматерь, пройдя по воздуху чрез городскую стену, вошла вместе с сими преподобными в церковь Покровскую. Вышедши из церкви и ставши вместе с теми преподобными на стене города, спросила: – Где Мирожский строитель Нифонт, еп. Новгородский?. При сих словах Ее св. епископ предстад пред Нею и, поклонившись с видом глубокой скорби, сказал: – Владычица! В моем монастыре сего лета не бяше литургии. На сие Богоматерь рекла: – Сыну Моему и Богу тако изволившу. Потом воззвала: – Где избранные Божии, пребывающие в церкви Св. Троицы?. И тотчас предстали пред Нею благоверные князья: Василий Киевский, Гавриил и Тимофей Псковские, позади же их, на расстоянии как бы полусажени, стал блаженный Николай и св. Евфросин с Саввою, – и все с благоговением иоклонились Ей. Богоматерь, взирая на город с видом скорби, сказала: – О, люди беззаконные! Вы прогневали Сына Моего, Господа и Бога, и осодомили град сей скверными делами. И вот теперь пришла на вас беда велия. В это время стоявшие с правой руки игумен Корнилий и Евфросин с Саввою и блаженный Николай, падши пред Нею, со слезами молились: – Владычице! Есть грех на людех и беззаконие, не прогневайся на них до зела, но помолися Сыну Твоему и Богу нашему за град сей и за людей согрешивших. После сего и все благоверные князья, припадши к ногам Ее, со слезами молили Ее о защищении города. Тогда Богоматерь воззвала к Себе старца, удостоившегося видения, и он в то же мгновение увидел себя стоящим у ног Богоматери, Которая сказала ему: – Старец! Иди немедленно к боголюбивым воеводам и к Печерскому игумену и в собор Пресв. Троицы, и возвести им, чтобы прилежно и непрестанно молили Господа Бога и принесли бы старый Печерский образ и хоругвь на стену города, где стою Я, и чтобы поставили здесь одну пушку, а другую внизу, для стреляния из них по королевским шатрам и влево за королевские шатры.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Псковские летописи 1299 года сообщают о неожиданном нападении крестоносцев на Псков: " В тридцать третье лето княжения Довмонтова, отнеле же во Пскове бысть, изгониша немцы безвестно ратью посад у Пскова, марта в 4-й день, и тогда убиша Василия игумена Святого Спаса, Иоасафа игумена Снетныя Горы и черноризец много избиша и жен и детей, а мужей Бог ублюде " (Полное собрание русских летописей, том V, части 1-2). Разорив Снетогорский и Мирожский монастыри, крестоносцы убили (по другим сказаниям сожгли) игумена Снетогорского Иоасафа и игумена Мирожского Василия, монахов, женщин и детей. Летописец подчеркивает, что мученической смертью погибли монахи, женщины и дети, а " мужей Бог ублюде " . Маловероятно, что укрывшиеся в Мирожском и Снетогорском монастырях люди стали случайными жертвами штурма: угрозу для штурмующих могли представлять мужчины, а не женщины и дети. Почему же враги предали смерти монахов, женщин и детей, а не мужей? Можно предположить, что любимые православным народом праведники, а также монахи, женщины и дети стали заложниками, которых крестоносцы хладнокровно казнили, стремясь принудить осажденных псковичей к капитуляции. Узнав о зверствах католиков в захваченных монастырях, князь Довмонт принял решение без промедления атаковать злодеев. 5 марта 1299 года произошло сражение на берегу реки Псковы, близ церкви Петра и Павла, которое закончилось разгромом латинян, возомнивших себя хозяевами Псковской земли. Преподобные Иоасаф и Василий и иже с ними пострадавшие были погребены в храмах своих обителей под спудом. Честная глава и часть мощей преподобного Иоасафа хранились открыто в особом ковчеге в соборе Рождества Богородицы Снетогорского монастыря. В настоящее время в Снетогорской обители воссоздан мощевик с частицей мощей преподобного Иоасафа. Частица мощей преподобного Иоасафа имеется среди святынь московского храма Сошествия Святого Духа на Лазаревском кладбище. Рейтинг: 10 Голосов: 3 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

http://pravoslavie.ru/1476.html

Спасо-Преображенский собор видел в своей жизни многое - моровые поветрия, пожары, нашествия иноземных захватчиков, военные триумфы псковичей. С течением времени он сильно менял свой лик. Загадочная перестройка, осуществлённая на заключительной стадии строительства храма, была первой, но далеко не последней - специалисты насчитывают девять таких реконструкций. Иные из них оказались серьёзнейшими. Одна из таких перестроек состоялась в XVI веке, когда Псков подвергся настойчивому " московскому влиянию " . В 1510 году великий князь Московский Василий III упразднил Псковскую республику, насчитывавшую к тому времени по меньшей мере полувековую историю, и окончательно присоединил Псков к Москве, запретив вече, выслав из города бояр и богатых купцов и посадив в Пскове своих наместников с неограниченными полномочиями. В ближайшие десятилетия после этого многие псковские храмы оказались перестроены по московским образцам. Впрочем, в монастырях этот процесс шёл не столь активно - просто рядом с древними церквями появлялись целые новые ансамбли - разумеется, возведённые по московским лекалам. То же самое случилось и в Мирожской обители - с юга, на высоком берегу Великой, выросли новые постройки, фундаменты которых были обнаружены при археологических раскопках. Несколько изменился и Спасо-Преображенский собор. Разобрали небольшой притвор, примыкавший к западному фасаду и возвели новый, во всю ширину храма, с перспективным порталом посередине. Завершения фасадов, бывшие ранее позакомарными, превратились в пощипцовые. Оригинальная шлемовидная глава (кстати, сохранившаяся под нынешним куполом) была заменена " московской " луковичной, её покрыли керамическим лемехом. С севера и юга в церковь прорубили дополнительные двери, снабжённые перспективными порталами. Одновременно собор " приподняли " - в среднем на полметра: на такую высоту поднялись пол в притворе, пол в самом храме (где появилась солея), подросла центральная апсида. Соответственно пришлось растёсывать вверх арочные дверные проёмы и жертвенник и дьяконник и менять систему окон. Перестройке подверглись и верхние угловые палатки - в юго-западном отныне находилось хранилище. Тогда же в соборе поставили высокий иконостас, практически закрывший алтарное пространство. И самое главное! - как утверждают исследователи, именно в процессе реконструкции середины XVI столетия оказались забелены уникальные фрески, к тому времени сильно повреждённые.

http://sobory.ru/article/?object=05425

Также их пожаловал Наши Новгородские Наместники и их Тиуны и Волостели, и пошлинные люди к ним не въезжают ни по что и не судят их ни в чём, кроме разбоя и душегубства и татьбы с поличным. А ведает их и судит Наш Боярин и Дворецкий кому большой дворец приказан. Дана Грамота на Москве лета зрв года Апреля в ка день». У подлинной грамоты печать красного воска, висящая на красном шёлковом шнуре. А на обороте подписано так: «Царь и Великий Князь Фёдор Иванович всея Русии». У той же грамоты на обороте написано: «Лета зрг Января в к день Царь и Великий Князь Борис Фёдорович всея Русии сей жаловальной грамоты слушал. Михалицкого монастыря Игуменью Александру с сёстрами да Попа Ивана, да Попа Никиту, да Дьякона Игнатия, да Дьячка Прокофия да пономаря Ивашку пожаловал велел им сию грамоту подписать на своё Царёво и Великого Князя Бориса Фёдоровича всея Русии имя, и сей у них грамоты рушить никому ничем не велел. А велел у них ходить о всём по тому, как в сей грамоте писано: а подписал Государев Царёв и Великого Князя Бориса Фёдоровича всея Русии Дьяк Смирной Васильев». «Лета Марта в з день Государь Царь и Великий Князь Василий Иванович всея Русии сей грамоты слушал и, выслушав, Михалицкого монастыря Игуменью Анну с сёстрами, или кто по ней в том монастыре иная Игуменья будет, пожаловал велел им сию грамоту подписать на своё Государево и Великого Князя Василия Ивановича всея Русии имя, и с у них грамоты рушить не велел никому ничем. А велел им ходить о всём по тому, как в сей грамоте писано. А подписал Государев Царёв и Великого Князя Василия Ивановича всея Русии Дьяк Анфиноген Голенищев». «Лета зрке июня в кг день Государь Царь и Великий Князь Михайло Фёдорович всея Русии сей грамоты слушал, а выслушав, Михалицкого девичья монастыря Игуменью Евгению с сёстрами пожаловал велел им сию жаловальную грамоту подписать на своё Государево Царёво и Великого Князя Михаила Фёдоровича всея Русии имя, и сей у них грамоты рушить не велел никому ничем, а велел у них ходить о всем по тому как в сей грамоте писано: а подписал Государев Царёв Великого Князя Михаила Фёдоровича всея Русии Дьяк Иван Болотников». Ниже того на склейке подписано: «Дьяк Иван Фёдоров. Лета зрне Января в л день Божьей милостью Мы, Великий Государь Царь и Великий Князь Алексий Михайлович, всея Русии Самодержец, сей жаловальной грамоты слушал, а выслушав из Великого Новгорода Михалицкого монастыря Игуменью Мавру с сёстрами, или кто по ней иная Игуменья и старицы вперёд будет, пожаловал велел сию жаловальную грамоту подписать на своё Государево Царёво и Великого Князя Алексея Михайловича всея Русии имя, и вперёд сей жаловальной грамоты рушить у них не велел, а велел ходить по тому, как в сей жаловальной грамоте писано. А подписал Государев Царёв и Великого Князя Алексея Михайловича всея Русии Дьяк Иван Фёдоров».

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Или Макариевский Унженский мужской 3 класса монастырь находится в Костромской Губернии и Епархии при уездном городе Макариеве, который от сего монастыря название своё получил, на правом берегу реки Унжи от города в 1½ вёрстах. О начале сего монастыря повествуется следующее: Преподобный Макарий, Основатель Желтоводского монастыря (см. Макариев Троицкий Желтоводский монастырь), в 1439 году по разорению оного Татарами, быв от них отпущен с честью, отошёл в сии места, вселился в пустыню за 15 вёрст от бывшего города Унжи на реке того же имени и там, построив этот монастырь, пребыл в оном до своей кончины, последовавшей в городе Унже в 7012/1504 году, Июля 25, при Великом Князе Василии Иоанновиче, и погребён в сем монастыре. По преставлению Преподобного, в скором времени над мощами его поставлена церковь . И обитель по имени Основателя наименована Макариев, а по реке Унже – Унженский монастырь. После сего до 1596 года никаких сведений о нём не имеется, а в 1596 году Государь Царь Фёдор Иоаннович послал в этот монастырь Строителем монаха, Боярского сына Давида Хвостова (тогда в монастыре сем монашествующих было 20 человек). Этот Строитель по благословению Святейшего Патриарха Иова построил в монастыре сем соборную церковь во имя Живоначальной Троицы с приделом св. Флора и Лавра. В 1607 году по донесению Строителя сего Хвостова, что монастырь строить и содержать нечем, Государь Царь Василий Иоаннович пожаловал на устроение и содержание оного несколько деревень; и с того времени монастырь этот начал приходить в лучшее состояние касательно строения, и монашествующие умножились. Поскольку же здания все были деревянные, то в различные времена от пожаров часто опустошались. Но с 1664 года начались строения каменные, и первой сооружена соборная Троицкая церковь на месте деревянной. В этой обители ныне находится 7 каменных церквей великолепного сооружения, из которых в одной почивают мощи Основателя, Преподобного Макария, в богатой гробнице. До Штатов 1764 года крестьян было за монастырём сим 3.031 душ. Настоятельство Игуменское и Строительское, а по Штатам положен в 3 класс степенью 96 с настоятельством Игуменским, которое и доныне продолжается. Из Настоятелей монастыря сего упоминаются Игумены:

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

В марте 1299 года Немецкий орден вновь попытался покорить Псков. Захватив Снетогорский и Мирожский монастыри, тевтонские инквизиторы предали огню насельников, а также женщин и детей, искавших убежища в монастырских стенах. " Бесовскую свою мысль исполняют, обители иноческие сжигают и множество их без милости убивают, разными пытками тела постников мучают. Тогда же убит был преподобный игумен Иоасаф из монастыря Святой горы, и Василий, игумен Мирожского монастыря, и Иосиф пресвитер, - тесный и скорбный путь этой жизни проходя, приняли в конце его мучение и бесконечное получили блаженство. Также и нищих, женщин и детей множество убито было " , - свидетельствует Житие святого Довмонта, написанное очевидцем событий. В фильме Сергея Эйзенштейна " Александр Невский " экзекуция неверно датирована временем первого нападения крестоносцев на Псков в 1240 году, что вполне оправдывается художественным жанром фильма. Узнав о зверствах католиков в захваченных монастырях, Довмонт принял решение без промедления атаковать злодеев. 5 марта 1299 года, несмотря на преклонный уже возраст, Довмонт сам повел в бой свою малую дружину и псковское ополчение, возглавленное Иваном Дорогомиловым. Сражение на берегу реки Псковы, близ церкви Петра и Павла, закончилось полным поражением крестоносцев. Многие Тевтонские рыцари сдались в плен, а оказавшие сопротивление были сброшены с крутого берега в Пскову, где и утонули. 20 мая 1299 года, заболев от ран, полученных в сражениях за Святую Русь, князь Довмонт преставился в Небесную славу и был погребен в Троицком соборе Пскова. Над гробницей святого благоверного князя псковичи повесили боевой меч Довмонта, спасший Православную Русь от католической агрессии. Своими благодеяниями благоверный князь не оставлял Псков и после своей смерти. Летопись записала, что молитвами благоверного князя Довмонта были одержаны победы псковичей над немцами в 1341 и 1343 годах. Сохранилось древнее сказание о том, как в 1480 году магистр ливонский подступил под Псков со 100-тысячным войском.

http://pravoslavie.ru/archiv/dovmont.htm

В пещерах сего монастыря почивают под спудом мощи Преподобных: отшельника Марка, другого отшельника Ионы, бывшей до иночества сожительницы его, инокини Вассы, затворника Иоанна и игумена Корнилия. СПАСО-ВЕЛИКОПУСТЫНСКИЙ, или ЕЛИЗАРЬЕВСКИЙ, муж. 2 класса, в 25 верстах от губернского города Пскова, при реке Толве, текущей в Псковское озеро; находится под управлением архимандрита, который есть и ректор Псковской семинарии. – Монастырь этот основан в 1447 году Преподобным Евфросином; был прежде общежительным, и назывался Елеазаровским, по мирскому имени основателя, и Трехсвятительским, по главной оного церкви; но когда Псковский Великопустынский монастырь уничтожен (1766) и иноки оного переведены сюда, то и обитель Елизарьевская приняла нынешнее название. Здесь соб. церковь Трех Вселенских Святителей, с приделом Рождества Богородицы, построенная в XV веке Преподобным Евфросином, которого и мощи, вместе с мощами ученика его, Преподобного Серапиона, здесь почивают под спудом. Тут же находится чудотворный образ Спасителя, с которым бывают крестные ходы в Псков: 1, по древнему установлению, в 4 воскресение по Пасхе, а 2, учрежденный в 1813 году, в память избавления Пскова от нашествия французов – в октябре месяце. – Вне монастыря есть еще церковь во имя Преподобного Евфросина. В ризнице этой обители хранится подлинное духовное завещание св. Евфросина, с свинцовою печатью архиепископа Новгородского, Феофила. В XV веке в Елизарьевском монастыре принял иночество Преподобный Иларион Псковский. СПАСО-МИРОЖСКИЙ, муж. 3 класса, в губернском городе Пскове, на устье речки Мирожи; состоит под управлением архимандрита. Основан в 1156 году св. Нифонтом, епископом новгородским, и учеником его, Преподобным Аврамием, который и был тут первым игуменом. Обитель эта в последствии времени подвергалась нередко с прочими Псковскими монастырями разорению от лифляндцев; а особливо в нашествие их, в 1299 году, когда и игумен здешний, Препод. Василий, был ими убит. Ныне здесь три церкви: 1) Соб. Преображения Господня, построенная каменная св. Нифонтом и с XII века доныне существующая; в ней почивают под спудом мощи игуменов: основателя обители Преподобного Аврамия и убиенного Василия. Тут же находится явившаяся в 1198 году икона Знамения Пресвятой Богородицы, известная ныне под названием Мирожской, которой празднество совершается 24 сентября; во время бывшего в Псковской области, в 1567, ужасного морового поветрия, произошли от этой иконы чудотворения и заступлением Богородицы болезнь утишилась. 2) Николая Чудотворца. 3) Архидиакона Стефана, над св. вратами, построена в 1405 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

музей; сост.: Е. И. Скобельцына. Псков, 1963. С. 59; Грабарь И. Э. Худож. школа древнего Пскова// Он же. О древнерус. искусстве: Исслед., реставрация и охрана памятников. М., 1966. С. 156-157, 166; K ä mpfer F. Das russische Herrscherbild: Von den Anfängen bis zum Peter dem Grossen. Recklinghausen, 1978. S. 145-148; Yamshchikov S. Pskov: Art Treasures and Architectural Monuments, 12th-17th Cent. Leningrad, 1978. Pl. 16; Дмитриева Р. П. Василий (в иноках Варлаам)//СККДР. 1988. Вып. 2. Ч. 1. С. 112-116; Алпатов М. В., Родникова И. С. Псковская икона XIII-XVI вв. Л., 1990. Кат. 10. С. 293; Ebbinghaus A. Die altrussischen Marienikonen-Legenden. Wiesbaden, 1990. S. 96; Охотникова В. И. История Мирожской иконы Богоматери и литературных текстов о ней (кон. XVI - XVII в.)//ТОДРЛ. 1996. Т. 50. С. 739-746; Маханько М. А. Собирание в Москве древних икон и реликвий в XVI в. и его историко-культурное значение//Искусствознание: Журн. по истории и теории искусства. М., 1998. 1. С. 142-154; Круглова Т. В., Сарабьянов В. Д. Образ Богоматери Мирожской//Земля Псковская, древняя и современная: Мат-лы науч.-практ. конф. 2000-2001 гг. Псков, 2002. С. 50-66; Сарабьянов В. Д. Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря: (История и архитектура. Стенопись. Монастырские святыни). М., 2002. С. 60-61; он же. Спасо-Преображенский собор Мирожского мон-ря: Альбом. М., 2010. С. 188-190; Родникова И. С. Образ Богоматери Мирожской//Наше наследие. 2003. 67/68. С. 21-27; Лифшиц Л. И. Очерки истории живописи древнего Пскова: Сер. XIII - нач. XV в.: Становление местной худож. традиции. М., 2004. С. 121-127; Силин Е. И., Реформатская Н. А., Мнёва Н. Е. Краткий путев. по древнерусской станковой живописи и шитью Новгорода и Пскова. 1926/Публ. подгот.: И. Л. Кызласова, А. Н. Трифонова//НовгАВ. 2009. Вып. 8. С. 141; Sainte Russie: L " art russe des origines а Pierre le Grand. P., 2010. N 222. P. 509; Иконы Пскова. М., 20123. Т. 2. Кат. 123. С. 6-11; Преображенский А. С. Ктиторские портреты средневек. Руси: XI - нач.

http://pravenc.ru/text/2563324.html

Деревянные конструкции иконостаса и иконы украшены орнаментами в визант. стиле. В иконостасе собраны как старые, так и новые иконы, написанные рус. мастерами, послушником псковского Мирожского в честь Преображения Господня мужского монастыря Димитрием Михайловым и его братом Романом. Фреска Деисус, расположенная над иконостасом, создана архим. Зиноном (Теодором) и завершена иером. Арсением. Под царскими вратами расположены иконы святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого. Авторы литургий изображены на столбах рядом с царскими вратами: слева - свт. Иоанн Златоуст (вверху) и свт. Василий Великий (внизу), справа свт. Григорий Богослов (вверху) и ап. Иаков, брат Господень (внизу). Над вратами - «Причащение апостолов». Диаконская дверь одна, на ней изображен св. Иоанн Предтеча. На юж. стене находится рельефный резной Голгофский крест, созданный по образцу рус. резных крестов XIV в. и крестов, выполненных в т. ч. в романском стиле. Резьба по дереву выполнена архит. С. Сиитоненом, иконописная часть - иером. Арсением. У зап. стены размещены выносные иконы для крестного хода работы совр. фин. художницы Т. Муртола. На одной из них на лицевой стороне - Владимирская икона Божией Матери, на обороте - «Спас Нерукотворный»; на другой - «Прмц. Параскева» на лицевой стороне, на обороте - «Свт. Николай Чудотворец». Храм Всех святых, на Валааме просиявших, до 1977 г. был главным храмом Н. м. Освящен 6 дек. 1940 г. в честь Преображения Господня и во имя преподобных Сергия и Германа Валаамских. Переосвящен во имя Всех святых, на Валааме просиявших, архиеп. Карельским и всей Финляндии Львом (Макконеном) 28 июня 2010 г. Скромный деревянный храм был построен летом 1940 г. путем соединения в одно здание 2 стоявших рядом амбаров. Первоначально предполагалось, что храм будет временным, т. к. братия по-прежнему надеялась на скорое возвращение на о-в Валаам, однако храм прослужил в качестве кафоликона Н. м. почти 40 лет. Внутренним убранством храма занимался послушник В. Н. Кудрявцев, чей брат Иван впосл.

http://pravenc.ru/text/2577805.html

В пяти поясах алтарного иконостаса помещены образа Новогородского, Московского, Строгановского и монастырского письма, драгоценные для любителя и знатока в иконописи, неоцененные для верующего. Они те же самые, коим в течение стольких десятилетий молились в часовнях своих последователи беспоповщинского толка. Освященные по чиноположению, теперь они составляют не только сокровищницу отечественной иконописи, но и святыню Христианского храма. На поклон, по правую сторону от Царских врат предстоят взорам молящихся образа: Спасителя на престоле, Распятия Господня, как храмовой, и Успения Божией Матери, так называемого, облачного; по левую сторону: образа Мирожской Божией Матери, Преподобного Сергия с деяниями и Рождества Богородицы, тоже с деяниями. Иконы сии разнятся своим пошибом, местом и временем их написания; по-видимому, все они не ранее и не позднее XVII столетия. Царские двери, писанные в Греческом пошибе, на красках, а не на золоте, почитаются весьма древними; на них изображено Благовещение Божией Матери. Приснодева Мария, с веретеном в руке, подобно прославленной Соломоном жене, которая «руце свои утверждает на вретено;» 6 Архангел предстоит ей с жезлом, увенчанным монограммой имени Христова. При Евангелистах нет известных символов. На сени святых врат иконостаса написано Отечество и Тайная вечеря под двумя видами; сверх сени, возвышается резная с позолотой коруна, какую находим нередко в древних наших церквах. В остальных поясах алтарного иконостаса соблюдена та же иерархическая постепенность и порядок, какие усвоены давно в православной Церкви. К числу господских праздников присоединены: Распятие Господне и Положение во гроб Спасителя. Над ними иконы Господа в силах, Отечества и Спаса; от первого следуют в лике Апостольском по обе стороны предстоящие в молении: Богоматерь и Предтеча, Архангелы Михаил и Гавриил, за тем представители прочих чинов: первоверховные Апостолы Петр и Павел, Вселенские Святители Василий Великий и Иоанн Златоуст , Преподобные Сергий Радонежский и Александр Свирский , Св. мученики Флор и Лавр. По обе стороны Отечества Пророки. Верх иконостаса венчается ликами Праотцев, коих письмо древнее и отчетливее прочих. На алтарных дверях изображены Архангелы с жезлами. В такой святолепной чинности алтарный иконостас являет нам небесную торжествующую Церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010