Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Икона Псково-Покровская - описание Эта икона написана в память о чудесном заступлении Пресвятой Богородицы за город Псков во время его осады войсками польского короля Стефана Батория в августе 1581 года. Услышав о приближающемся неприятеле, псковский владыка обратился в Псково-Печерский монастырь с просьбой принести в город чудотворные иконы Божией Матери «УСПЕНИЕ» и «УМИЛЕНИЕ», что и было исполнено. 27 августа, на следующий день после того, как польские войска окружили Псков, Божия Матерь явилась благочестивому старцу Дорофею, который молился в своей келье за городом. Старец видел Её грядущей по воздуху с сонмом святых, поддерживаемой за руки преподобными Антонием Киево-Печерским и Корнилием Псково-Печерским. Пресвятая Богородица указала старцу Дорофею место на стене, где следовало дать бой осаждавшим, и велела принести туда Печерские чудотворные образы. Через несколько дней начался приступ. Он был так силён, что враги пробили выстрелами из пушек пролом и завладели двумя башнями, где водрузили свои знамёна. Оборонявшиеся начали ослабевать, и в эту роковую минуту по приказу воевод к пролому были принесены мощи благоверного князя Гавриила и чудотворные иконы. До самой ночи продолжалась кровавая сеча. Баторий отступил. Вскоре у самого пролома в стене была воздвигнута церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, и для неё написана Покровская икона по видению старца Дорофея, отчего её ещё называют «Явление Божией Матери старцу Дорофею». На иконе изображены Покровский монастырь, Покровская башня, Троицкий собор и некоторые другие храмы, река Великая, крепостные стены, Мирожский и Печерский монастыри. Также изображены Богородица и святые князья Василий-Владимир Киевский, Всеволод-Гавриил и Довмонт-Тимофей Псковские, архиепископ Новгородский и Псковский Нифонт, преподобные Антоний Киево-Печерский и Корнилий Псково-Печерский, блаженный Никола Псковский, а также святые преподобные Евфросин Псковский и Савва Крыпецкий. Изображён и сам старец Дорофей. В 1944 году из Пскова немцами был вывезен старинный список Псково-Покровской иконы Богородицы. В 1970 году неожиданно стало известно его местонахождение. Икона экспонировалась на одной из мюнхенских выставок как экспонат из частного собрания. 31 августа 2001 года образ был передан патриарху Московскому и всея Руси Алексию II послом Германии в РФ. В 2002 году икона вернулась на своё место в главном храме Псковской области – Троицком соборе. Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Статья опубликована участником [ tol ] 2012-05-30. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Псково-Покровская (Явление Богоматери старцу Дорофею) " .

http://pravicon.com/info-467

МЕРКУРИЙ (XIII в. (?)), мч., Смоленский (пам. 24 нояб. и в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых МЕРКУРИЙ И ПАИСИЙ преподобные (пам. 4, 24 нояб. (М.), 19 июля (П.), 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских), Киево-Печерские, в Дальних пещерах почивающие МЕСТНЫЕ РАСПЕВЫ в рус. церковном пении муз. варианты песнопений, обозначенные по их принадлежности к региональной певч. школе или по месту возникновения МЕТАВОЛИ [метабола], термин визант. музыкальной традиции, обозначающий изменение интервального рода, системы или гласа - см. в ст. Модуляция МЕТАЛЛОВ Василий Михайлович (1862-1926), прот., историк и теоретик рус. церковного пения, палеограф, композитор, педагог МЕТЕХИ ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы (не позднее XIII в.; в XIII-XVII вв.- муж. мон-рь) Мцхетско-Тбилисской епархии Грузинской Православной Церкви МЕТЕХИ церковь в честь Успения Пресв. Богородицы (в XIII-XVIII вв.- муж. монастырь) Самтависско-Каспской епархии Грузинской Православной Церкви МЕФОДИЙ (10-20-е гг. IX в. - 885), равноап. (пам. 6 апр., 11 мая), архиеп. Моравский, старший брат и соратник создателя славянской письменности равноап. Кирилла МИКАЕЛ МОДРЕКИЛИ (2-я пол. X в.), грузинский поэт-гимнограф, гимнолог, книжник, каллиграф, мелург, составитель и редактор Нового Иадгари МИКЕЛАНДЖЕЛО БУОНАРРОТИ [Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони], скульптор, архитектор, живописец, рисовальщик, поэт, крупнейший представитель Высокого и Позднего Возрождения в Италии МИРЕЛЕЙОН Мирелейон, визант. церковь в К-поле, возведенная между 920 и 922 гг. по указанию имп. Романа I Лакапина (920-944) на территории его имп. дворца МИРИОКЕФАЛА Мириокефала, дер. в зап. части о-ва Крит неподалеку от г. Ретимно, известна благодаря расположенному там монастырю с ц. Пресв. Богородицы Антифонитрии МИРОЖСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ чудотворный образ, находившийся в Спасо-Преображенском соборе Мирожского монастыря в Пскове (празд. 24 сент.)

http://pravenc.ru/rubrics/123062_47.html

Даниила»//ТОДРЛ. 1960. Т. 16. С. 112-131; Водовозов Н. В. «Хождение» Даниила и первый крестовый поход//УЗ МГПИ. М., 1962. Т. 178. С. 16-35; Глушакова Ю. П. О путешествии игум. Даниила в Палестину//Проблемы обществ.-полит. истории России и слав. стран. М., 1963. С. 79-87; Прокофьев Н. И. Рус. хождения XII-XV вв.//УЗ МГПИ. 1970. Т. 363. С. 27-64; Заборов М. А. Известия рус. современников о крестовых походах//ВВ. 1971. Т. 31. С. 84-107; Творогов О. В. Даниил//СККДР. Вып. 1. С. 109-112 [Библиогр.]; Гардзанити М. «Хожение» игумена Даниила в Св. землю: Лит-ра и богословие на Руси XII в.//Славяноведение. 1995. 5. С. 22-37; Пентковский А. М. Историко-литург. анализ повествования игум. Даниила «О свете небесном, како сходит ко Гробу Господню»//БТ. 1999. Вып. 35. С. 145-161; Малето Е. И. Хожения рус. путешественников XII-XV вв. М., 2000; Назаренко А. В. Др. Русь на междунар. путях: Междисциплинарные очерки культурных, торговых, полит. связей IX-XII вв. М., 2001 (по указ.); Письменные памятники истории Древней Руси: Летописи. Повести. Хождения. Поучения. Жития. Послания/Ред.: Я. Н. Щапов. СПб., 2003. С. 85-88 [Библиогр.]. И. Н. Данилевский, А. А. Турилов Рубрики: Ключевые слова: АРСЕНИЙ СОЛУНСКИЙ (не позднее сер. XV в.), диакон одной из церквей в Солуни (греч. Фессалоника), автор описания палестинских святынь ВАРСОНОФИЙ (XV в.), иером., автор Хождений в Сирию и Палестину (1456), в Египет и на Синай (кон. нояб. 1461 - сер. янв. 1462) ДАНИИЛ (XVI - нач. XVII в.), архим. мон-ря «града Корсуня в Белой России», совершивший в 1592 г. хождение в Св. землю и написавший об этом «Книгу Беседы о пути Иерусалимском» АЛЕКСАНДР (кон. XIV в.), дьяк, автор краткого рассказа о святынях К-поля, включенного в Новгородскую IV летопись под 1395 (6903)г., не вполне точно называемого " Хождением " БРЕЙДЕНБАХ Бернхард фон (1440-1497), пребендарий Майнцского собора, совершивший в 1483-1484 гг. паломничество в Св. землю и на Синай ГАГАРА Василий Яковлевич; посл. треть XVI в. - после 1637, казанский купец, паломник, автор «Хождения» в Грузию, в Св. землю, на Синай, в Египет и в К-поль АВРААМИЙ МИРОЖСКИЙ Псковский († 1158), прп. (пам. 24 сент. и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых)

http://pravenc.ru/text/171234.html

благоверный князь Довмонт Тимофей и супруга его княгиня Мария («Святыни и древности Пскова», стр. 36). 149. Святый блаженный Никрлае иже Христа ради юродивый Псковский бысть в лето 7078, месяца декабря в 6 день По прозванию Салос (юродивый). Ум. 28 февраля 1576 года. Мощи почивают в Псковском Троицком соборе, в закрытом дубовом ящике. Память местно празднуется в день кончины. Когда Грозный царь, разгромив Новгород, направился к Пскову (в 1570 г.), Псковичи встретили его с хлебом – солью, а Никита Салос, юродствуя, по детскому обычаю, верхом на палочке подъехал к Иоанну и твердил: «Иванушко! Иванушко! покушай хлеба-соли, а не христианской крови!» Царь приказал схватить его, но блаженный стал невидим. Пораженный этим, Иоанн забыл свой гнев, слушал молебен в храме св. Троицы, поклонился гробу св. Всеволода – Гавриила и затем зашел в келью к блаженному Николаю. Последний не убоялся обличить Грозного царя в кровопийстве, и так устрашил его, что он немедленно выехал из города. Благодарные Псковичи чтут местно память блаж. Николая в день преставления. Замечателен древний кондак: «Чудотворец явися, Николае, цареву державу и смысла свирепство на милось обратив, и ныне молим тя, святе, пребуди в нас еще, защити от коварств вражиих; ты бо еси граду Пскову и всем христолюбивым людям похвала и утверждение». По «Иконописному Подлиннику»: «подобием надсед гораздо, аки Павел апостол брадою, но токмо главою плешат, наг весь; нецыи пишут его в рубашке». (Филимонов, стр. 40–41). 150. Преподобный Авраамий игумен Спасского монастыря иже на Мирожи реце бысть в лето 6900 месяца сентября в 24 день Первый игумен Спасо-Мирожского монастыря в Пскове. Памятником трудов его доныне остается древний каменный Преображенский храм, в котором мощи его почивают од спудом. Здесь же погребены убиенные 4 марта 1299 года, при нашествии Немцев, местночтимый преп. игумен Василий с несколькими иноками. Память в день кончины. (См. мою книгу: «Святыни и древности Пскова», стр. 66–67). 151. Преподобный Евфросин, игумен Трехсвятительскаго монастыря, иже на Толве реце преставися в лето 6989 месяца маия в 15 день Урожденец погоста Виделебья (близ Пскова), Елеазар, постриженный в Снетогорском монастыре с именем Евфросина, основал в 1447 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Преподобная Харитина Новгородская (Литовская). Октябрь, 5 1281 Благоверный князь Роман Угличский. Февраль, 3 1285 Святитель Игнатий, епископ Ростовский. Май, 28 1288 Святитель Симеон, епископ Полоцкий, епископ Тверской. Февраль, 3 1289 Преподобный Петр, Царевич Ордынский. Июнь, 29 1290 Святитель Василий, епископ Рязанский. Июль, 3 1295 Память Псковских угодников: преподобных Иоасафа Снетногорского и Василия Мирожского и дружины их. Март, 4 1299 Благоверный князь Феодор Ярославский чудотворец. Сентябрь, 19 1299 Благоверный князь Довмонт, во святом крещении Тимофей, Псковский. Май, 20 1299 XIV в. Преподобный Захария Постник, Печерский. Март, 24 XIII-XIV вв. Преподобный Симон Радонежский. Май, 10 XIV в. Преподобные Афанасий и Феодосий Череповецкие. Сентябрь, 25 XIV в. Преподобный Тит Печерский, бывший воин. Февраль, 27 XIV в. Преподобная Марфа Псковская. Ноябрь, 8  Преподобный Макарий Писемский. Январь, 10 XIV в. Благоверный князь Константин Ярославский чудотворец. Сентябрь, 19 XIV в. Преподобные Варлаам и Гедеон Серпуховские. Май, 5 XIV в. Благоверный князь Даниил Московский. Март, 4 1303 Праведный Прокопий, Христа ради юродивый, Устюжский чудотворец. Июль, 8 1303 Святитель Максим, митрополит Киевский и Владимирский. Декабрь, 6 1305 Святитель Феоктист, архиепископ Новгородский и Псковский. Декабрь, 23 1310 Мученик Благоверный Князь Михаил Тверской. Ноябрь, 22 1318 Благоверный князь Давид Ярославский чудотворец. Сентябрь, 19 1321 Святитель Петр, митрополит Московский и всея России, чудотворец. Декабрь, 21 1326 Святой благоверный князь Феодор Стародубский. Июнь, 21 1330 Преподобные схимонах Кирилл и схимонахиня Мария, родители Преподобного Сергия Радонежского. Сентябрь, 28 ок.1337 Преподобная Анна Кашинская. Октябрь, 2 1338 Святые мученики Литовские (Виленские) Антоний, Иоанн и Евстафий. Апрель, 14 1347 Преподобные Сергий и Герман, Валаамские Чудотворцы. Июнь, 28 ок.1353 Святитель Феогност, митрополит Киевский и Владимирский. Март, 14 1353 Святитель Моисей, архиепископ Новгородский. Январь, 25 1362

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2368...

В 1558 г. уже принявший монашество агиограф написал житие Новгородского архиеп. Нифонта ( 1156), основываясь на сказании о святителе из Киево-Печерского Патерика Кассиановской редакции. Варлаам дополнил сказание предисловием, неск. известиями о святителе и похвалой святому. В конце жития сообщается, что канонизация архиеп. Нифонта состоялась при митр. Макарии (по-видимому, на Соборе в 1549). В эти же годы иером. Варлаам по поручению митр. Макария создал 4-ю редакцию жития Новгородского еп. Никиты ( 1108) (ГИМ. Увар. 429. Л. 52-78). Для этого он воспользовался произведением инока Зиновия Отенского , написанным в связи с обретением мощей свт. Никиты в новгородском Софийском соборе в 1558 г. Также по благословению свт. Макария агиограф между 1558 и 1563 гг. создал пространную редакцию жития юрьевского сщмч. Исидора ( 1472) на основе краткой редакции. Помимо лит. обработки текста Варлаам усилил его антикатолич. направленность. Написанное в разгар ливонской войны, житие мч. Исидора было очень актуально, его «призывы, опирающиеся на живой пример русских, героически страдавших на тех землях, где теперь шли бои, не могли не звучать чрезвычайно действенно» (А. И. Рогов). Псковской тематике посвящено также созданное Варлаамом в 1565 г. «Сказание об иконе Знамения Богородицы Мирожской». В «Сказании» описывается «чудо слезного знамения» - заступничество Пресв. Богородицы за Псков и псковичей ввиду угрозы со стороны Литвы. По предположению Е. В. Неберекутиной, В. является автором неск. статей в «Книге Степенной царского родословия» - «Похвалы Василию», «Сказания о Данииле Переяславском» и «Чудес», а также одним из редакторов жития равноап. кнг. Ольги. В рукописях встречаются проложные жития прп. Евфросина (РГБ. Рум. 397), прп. Саввы Крыпецкого ( Серебрянский Н. Очерки по истории монастырской жизни в Псковской земле. М., 1908. С. 532-533), св. Александра Невского, созданное по редакции В. (РГБ. Рум. 397, Л. 348 об.-353),- святых, над чьими жизнеописаниями в свое время трудился В. Однако вопрос о принадлежности проложных редакций псковскому священнику нуждается в дальнейшем изучении.

http://pravenc.ru/text/150691.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АКАКИЙ (Левицкий Артемий Григорьевич; г. р. неизвестен, Москва - 9.12.1874, с. Абай), игум., алтайский миссионер. Закончил ветеринарное отд-ние Московской медико-хирургической академии. В 1839 г. призван на миссионерское служение основателем Алтайской духовной миссии архим. прп. Макарием (Глухаревым), при к-ром служил в миссии как катехизатор и врач. 23 дек. 1845 г. пострижен в монашество, в праздник Рождества Христова, 25 дек. 1845 г., рукоположен во иеродиакона, 30 дек.- во иеромонаха. Первым местом миссионерского служения А. в сане иеромонаха была дер. Мыюта, затем он стал миссионером Черно-Ануйского отд-ния миссии, где обращал в христианство алтайцев-язычников и казахов-мусульман (крестил 1398 чел.). Обучал детей алтайцев и русских грамоте, основал ряд миссионерских поселений для новокрещеных алтайцев, где они, с одной стороны, уже не находились в экономической зависимости от нехрист. родовых начальников и воинственно настроенных против них сородичей, а с др.- легче переходили от кочевого образа жизни к оседлому. В числе основанных А. поселений - с. Абай (ныне в Усть-Коксинском р-не Республики Алтай ). Прославился даром исцелений, а также борьбой с купцами и виноторговцами, обманывавшими и развращавшими новокрещеных алтайцев. В 1852 г. исполнял обязанности начальника Алтайской миссии (из-за отъезда на лечение прот. Стефана Ландышева). В 1866 г. по его молитвам избавилась от нашествия саранчи Абайская долина. За ревностные миссионерские труды возведен в сан игумена. Погребен в ограде молитвенного дома с. Абай. Алтайскими миссионерами почитался как ученик основателя миссии прп. Макария. Соч.: Извлечения из миссионерских записок//ПрТСО. 1858. Т. 17. С. 287-292; Выписка из дневника миссионера Черно-Ануйского отделения Алтайской духовной миссии иеромонаха Акакия за первые семь с половиною месяцев 1866 года//ДЧ. 1867. Ч. 1. 1. С. 15-27; Записки миссионера Черно-Ануйского отделения Алтайской духовной миссии иеромонаха Акакия за четыре с половиною месяца 1866 года//Там же. 1868. Ч. 3. 9. С. 17-27. Лит.: Путинцев М., прот. Алтай - его святыни: Миссионерство. М., 1891. С. 68-69; Макарова-Мирская А. Апостолы Алтая. М., 1997. Прот. Борис Пивоваров Рубрики: Ключевые слова: МАКАРИЙ (Глухарёв Михаил Яковлевич; 1792, - 1847), прп. (пам. 18 мая, в Соборе Алтайских святых, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 10 июня - в Соборе Сибирских святых, в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых), архим., основатель Алтайской духовной миссии АВРААМИЙ (Часовников Василий Сасильевич; 1864-1918), архим., миссионер, редактор " Китайского благовестника " АВРААМИЙ МИРОЖСКИЙ Псковский († 1158), прп. (пам. 24 сент. и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых)

http://pravenc.ru/text/63790.html

Обе Псково-Печерские иконы особенно прославились во время нашествия на Псков Стефана Батория, короля польского, в 1581 году. При приближении его к городу архиепископ вызвал из Печерского монастыря игумена Тихона с чудотворными иконами Успения Богоматери и Умиление. За несколько дней до приступа, назначенного Баторием на угол крепости при Покровском монастыре, один благочестивый старец Дорофей, кузнец, сидел в сенях своей кельи и плакал о бедствии города; вдруг увидел он необыкновенный свет в виде столпа, который, возвышаясь до неба, над Печерской обителью, шёл к Пскову через реку Великую по левую сторону Мирожского монастыря. В этом свете узрел он Пресвятую Богородицу, поддерживаемую по левую руку преподобным Антонием, начальником киевских пещер, а по правую – Корнилием, игуменом Успенской Печерской обители. Пресвятая Богородица, пройдя по воздуху чрез городскую стену, вошла в церковь Покровскую. Потом вышла из церкви и, ставши вместе с преподобными, вопросила: «Где мирожский строитель Нифонт, епископ Новгородский?» Святой епископ немедленно предстал пред Нею и с великою скорбью сказал: «Госпоже Пресвятая Владычице! В моем монастыре сего лета не бяше Литургии». На сие Богоматерь рекла: «Сыну Моему и Богу тако изволившу». Потом воззвала: «Где избранные Божии, лежащие в церкви Святой Троицы?» И тотчас предстали пред Нею благоверные князья: Василий Киевский, Гавриил и Тимофей, Псковские, позади же них стали Николай Псковский и св. Евфросин с Саввою, и все с благоговением поклонились Ей. Пресвятая Богородица, взирая с гневом на город, сказала: «О люди беззаконные! Вы прогневали Сына и Бога Моего и осквернили град сей грехами своими. И вот пришла на вас туга и беда велия, и вы Сына Моего Господа Бога и Меня не познали». В это время пали пред Нею преподобные Корнилий и Евфросин с Саввою и блаженный Николай и со слезами молились: «Госпоже Владычице, Богородице! Есть грех на людях и беззаконие, но не прогневайся на них до зела! Помолися Сыну Твоему и Богу нашему за град сей и за людей согрешивших!» Все благоверные князья тоже припали к ногам Её и со слезами молили Её о пощаде города. Тогда Пресвятая Богородица призвала к Себе старца Дорофея, удостоившегося видения, и он в то же мгновение увидел себя у ног Богоматери. Она сказала ему: «Иди немедленно к воеводам, к Печерскому игумену и в собор Святой Троицы и возвести им, чтобы прилежно и непрестанно молили Бога и принесли бы старый Печерский образ и хоругвь на стену города, на то место, где Я теперь стою, и чтобы поставили здесь одну пушку, а другую внизу и стреляли бы из них по королевским шатрам и влево за королевские шатры. Объяви людям, чтоб они плакали о грехах своих и молили бы Милостивого Бога о помиловании, а Я буду молиться Сыну и Богу Моему о прощении ваших грехов».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

В. И. Охотникова Наиболее пространный памятник, посвященный Н.,- Житие, написанное Василием (Варлаамом),- содержит ряд уникальных известий неопределенного происхождения, достоверность нек-рых из них сомнительна. Сообщается, что святитель род. в окрестностях Киева от благочестивых и зажиточных родителей, которые долго молили Бога, чтобы он даровал им «плод чревныи»; называется также мирское имя Н.- Никита, неизвестное более ранним источникам ( Кушелев-Безбородко. Памятники. Вып. 4. С. 2). Следует заметить, что в XII в. еще не сложился обычай присвоения монашеского имени по 1-й букве мирского и вообще смена имени при пострижении не являлась обязательной (см.: Успенский Б. А., Успенский Ф. Б. 2017. С. 82-115); в XVI в. и то и другое уже стало общепринятым правилом. Согласно агиографу, Никита с детства отличался благочестием и аскетическими наклонностями; после смерти родителей, раздав все имущество нуждающимся, он пришел в Печерский мон-рь, желая иноческого пострига, где был пострижен не называемым по имени игуменом. Стремясь восполнить явный недостаток сведений о пребывании Н. в мон-ре, Василий (Варлаам) писал, что тот «бдяще по вся нощи во славословии Божии, мало сна приимая, и воздежася от всех похотей телесных; в среду же и в пяток, такоже и понеделник, ни единощи вкушаше хлеба, но в молитвах пребываше и в коленопреклонениих, такоже и в посты четыре постяся и бдя и на земли легая, тело свое изнуряя и своима рукама делая на братию, яко дивитися игумену и всей братии смирению и покорению, и великому послушанию святаго Нифонта и воздержанию его и бодрости» ( Кушелев-Безбородко. Памятники. Вып. 4. С. 3-4). После поставления на Новгородскую кафедру Н. вместе со св. блгв. кн. Всеволодом (Гавриилом) Мстиславичем возводил не только храмы, но и основывал мон-ри; после кончины князя в Пскове (о его конфликте с новгородцами ничего не сообщается) Н. также прибыл в Псков, где основал Мирожский мон-рь, собрал для него братию, украсил храм и даровал села (Там же. С. 4). После рассказа о непризнании Н. Климента Смолятича на митрополичьей кафедре следует текст послания, к-рое направил Новгородскому епископу патриарх К-польский (не называемый по имени) (Там же. С. 5). Хронологически совмещены пребывание Н. в Киеве по вызову кн. Изяслава Мстиславича и митр. Климента Смолятича в 1149 г. и события, связанные с кончиной Н. в Печерском монастыре в 1156 г., куда он прибыл для встречи митр. Константина I. В Житии сообщается также, что Н. скончался в Печерском мон-ре после болезни, к-рая длилась 13 дней; далее приводятся предсмертная молитва святителя и Похвальное слово ему (Там же. С. 6-9).

http://pravenc.ru/text/2577705.html

Иосиф , 1742, 45, 47. Игнатий , 1751. Симон , 1752, 56. Варфоломей , 1761–1764, 4 мар. перев. в Московский Знаменский. Дионисий , 1764–74. Герасим , 1774–80. Архимандриты Афанасий перев. из Снетогорского 1804; † 1810. Афанасий Телятьев , 1810–19, 30 окт. перев. в Новый Иерусалим. Зосима Смирягин , с 1819; † 23 февр. 1821. Иероним , с авг. 1821 по июль 1823, перев. в Боголюбов. Мелетий Леонтович 1823 перев. из Кутеенского, а 1824 – в Киево-Братский. Иннокентий Сельнокринов , 1824–27, 23 мая хирот. в викария Московского. Антоний , 1827 и 28. Мельхиседек Золотинский в исх. 1828 перев. из Вологодского Каменного Духова; 6 авг. 1841 хирот. в викария Пермской епархии. Антоний , 1841–45. Митрофан 1845 перев. из Спасо-Мирожского; до 1854. Порфирий , 1855–59. Полиевкт Пясковский , 1860–62, 4 мая перев. в Вологду инспектором семинарии, а 31 мар. 1864 архим. Спасо-Прилуцкого монастыря. Илиодор , 1863–66. Платон , 1869. Великопустынского, ныне упразднённого [IV, 84]: Игумены Александр , 1627–31. Харитон , в июне 1664. Геннадий , 1677. Митрофан , 1682–1694. Симеон , 1698. Иоаким , 1719 и 20. Геннадий Андреевский в 1746 перев. в Печерский. 3 Спасо-Мирожский, в Пскове, основан св. Авраамием в половине XII веха; упом. 1188 (Новг., I, 19). Ныне третьеклассный. [V, 69.] Игумены Св. Авраамий † 24 сент. 1158. Исидор , 1269. Василий убит 1295. Карп , 1404. Герман , в исх. XVI века. Геннадий , 1617–20. Герасим , 1623. Александр , 1630. Онуфрий , в дек. (sic) 1630. Макарий , в дек. 1636. Арсений , 1641. Иона , 1648. Митрофан в 1650 перев. в Печерский. Афанасий , 1662–70. (Перев. в Снетогорский?). Никандр , 1673–77. Архимандриты Герасим , 8 февр. 1684–91. Корнилий , 1691–99, перев. в Печерский. Аарон , 1702–13. Маркелл , 1719 и 20. Иоасаф Лисянский , 1755–1761, 2 дек. хирот. в еписк. Архангельского. Иоанникий , 1762 и 63. Иринарх , 1763–68, перев. в Снетогорский. Игумены Стефан , 1768–74. Варлаам Головин , 1774 и 75, перев. в Снетогорский. Иустин Трипольский , 1775–84, перев. в Белгородский Николаевский.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010