Также пришли ко мне иноки из Киева: старец Иона да старец Ефросин и сожительствовали со мной. И поставили церковь прекрасную, во имя Успения Пречистой Богородицы Печерской. Аз же о том весьма возрадовался и упования положил на Бога и на Пречистую Богородицу. Много времени прошло, число учеников стада Христова умножилось, и пришёл к нам старец Феодосий святой горы, весьма добродетельное житие имея к Богу и вериги тяжкие на теле своём нося. И поставил трапезу Иоанна своим именем. И прославилась слава о месте сем святом, и начали приходить от дальних стран постригаться в иноческий чин и сожительствовать с нами. А прежде звалось место сие Мучь остров. Феодосий же инок премудр был книжной мудрости, именовал монастырь Успение Богородицы Муромской. Аз же, грешный инок Лазарь, состарился, и явился мне сподружник мой, Великий Господин Василий, Епископ Великого Новгорода и поведал мне конец жития моего. И о видении сем благодарил Бога и Епископа Василия. Вскоре призвал братию и глаголал им: „братия мои! Уже бо сами видите, конец жития моего приспел, явилась мне кончина моя. Изберите себе из братии вождя и учителя богоизбранному своему стаду“. Они же все единодушно со слезами вопия глаголали: „не оставь нас, отче, сирыми. Поставь, господине, нам своей рукой пастыря, вождя и учителя, богоизбранному своему стаду“. Аз же благословил Феодосия святой горы пастырем и учителем. По моему преставлению быть ему над всей братией старейшиной и учителем». Приписка других к сему Завещанию «И глагола нам: „уже, братия, сия обитель не будет над нами начальства иметь, но от приходящей братии прочих киновий“. Святой Авва, инок Лазарь, причастился святых таин Тела и Крови Христовой Бога нашего, и последнее целование дав братии, и благословил их, и святые руце свои воздав на небо и предал душу Господу. Братия, видя преставление отца своего, скутав святое тело честно со псалмопением и погребли его за алтарём Воскресения друга Божия Лазаря, где впервые преподобный крест поставил». Приписка преемника Лазаря

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Времени же прошло много, и вновь попущением Божиим за грехи наши собралось множество немцев-язычников и с дерзостью пришли к городу, как дикие звери рыкающие, пытаясь поток лютого своего гнева на христиан излить. Что же потом? Бесовскую свою мысль исполняют, обители иноческие сжигают и множество их без милости убивают, разными пытками тела постников мучают. Тогда же убит был преподобный игумен Иоасаф из монастыря Святой горы, и Василий, игумен Мирожского монастыря, и Иосиф пресвитер, – тесный и скорбный путь этой жизни проходя, приняли в конце его мучение и бесконечное получили блаженство. Также и нищих, женщин и детей множество убито было язычниками. Видя это, благочестивый князь Тимофей вновь на молитву о них устремляется к Богу, плачем и рыданием сокрушая себя, победы на язычников прося, которую и получил. На утро следующего дня язычники осадили город, желая окончательно его разорить. Но всеблагой Бог наш, хоть и поразил нас гневом Своим, но милость Свою не отобрал у нас, не забыл душ нищих Своих, не отдал на окончательное уничтожение. врагам, воюющим с нами, но по благости Своей и многой милости беду, которую послал на нас, обратил вспять, как сказано, семикратно – на врагов, и поразил их окончательно рукою раба Своего, позор вечный дав им. Ибо тогда благочестия защитник вышел на битву с малой дружиной и с мужем неким Иваном, называемым Дорогомиловым: вышел, как лев на стада овечьи, и, помощью Всесвятой Троицы укрепившись, разбил полки их рукою крепчайшей. Положил трупы храбрецов пищей для зверей земных и плоть сильных для птиц небесных, пролил кровь их, как воду, многих же неизлечимыми ранами поразил, также и самого военачальника их, называемого командир, тяжело в голову ранил. Многие же другие утонули в воде, некоторые же из них, называемые вильянцами, в плен взяты были. Прочие же, уцелев, стыдом великим облеклись и, оружие бросив, поспешно устремились бежать от страха и от храбрости благочестивого князя Тимофея-Довмонта. Была же эта славная победа в год 1299 марта в 4 день. Тогда видел благочестивый князь, что дал ему Бог такую победу над язычниками, радости великой исполнился, со многими слезами благодарение о том воздал.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Стефановская церковь. 17 в. Построена на месте более древней (1406 г.); представляет собой надвратный трапезный храм на подклете, к которому примыкают Святые ворота. В архитектуре заметны московские черты. Фасады декорированы белеными кирпичными карнизами, орнаментальными поясами, лопатками. Окна и двери обрамлены колонками, с перехватами и фронтонами. Интерьер храма двусветный, перекрыт сомкнутым сводом. Колокольня, братский корпус, братские кельи. к. 17–19 вв. Колокольня (1879 г.), увенчанная куполообразной кровлей, примыкает к Святым воротам; к ней, в свою очередь, присоединяется двухэтажный Братский корпус, образуя парадный фасад монастыря с северной стороны. Настоятельский корпус. 16–19 вв. Располагается к западу от Преображенского собора: на древнем каменном подклете, вытянутом в плане, надстроен деревянный этаж. Ныне — это место размещения монастырского Иконописного центра, которому передана Стефановская церковь, восстановленная попечением известного современного иконописца архимандрита Зинона. По материалам издания Т.В. Шулакова, Л.Ю. Дудченко «Храмы Пскова» Спасо-Мирожский монастырь, 3 класса, в Пскове, на устье реки Мирожи. В 1156 году преподобным Нифонтом, епископом Новгородским (см. 8 апреля), была устроена здесь церковь во имя Преображения Господня, которая сохранилась и доныне. В восьмидесятых годах прошлого столетия под штукатуркой храма открыты фрески, современные самому храму, которые по своей древности составляют замечательную археологическую редкость на Руси, как памятник древне-русского искусства. В 1902 году окончены были работы по реставрации их, и теперь Мирожский храм с его драгоценными фресками вполне похож на храмы первых времен христианства на Руси. В обители покоятся: первый игумен монастыря Авраамий, скончавшийся в 1158 году, и игумен Василий, убитый Ливонскими немцами в 1299 году. Здесь же находится чудотворная Мирожская икона Знамения Пресвятой Богородицы, явившаяся в 1198 году и особенно прославившаяся в 1567 году чудесным излиянием слез и многочисленными исцелениями от свирепствовавшего тогда морового поветрия. Богоматерь на этой святой иконе изображена во весь рост стоящею с воздетыми руками и с предстоящими Ей святыми князьями Довмонтом Псковским и его супругой Марией Дмитриевной, начертанными на иконе уже после ее явления; празднование в честь ее совершается 24 сентября. В монастыре также хранятся древние иконы: святого Александра Свирского, святителя Николая и святого Нифонта, а также и чаша святого Нифонта, вырезанная из дерева. Во время осады Пскова Стефаном Баторием монастырь служил укрепленным пунктом, откуда поляки штурмовали город. Ежегодно 6 августа из городского собора сюда совершается крестный ход.

http://sobory.ru/article/?object=00264

— Где Мирожский строитель Нифонт, епископ Новгородский? И внезапно перед Ней предстал святитель сей и с глубокой скорбью сказал: — О, Пресвятая Владычице! В моем монастыре в это лето не было литургии. На эти слова Богоматерь отвечала: — Сыну Моему и Богу так угодно было. Вслед за этим Она громким голосом воззвала: — Где избранники Божии, лежащие в церкви св. Троицы? И тотчас перед Ней предстали благоверные князья земли Русской: равноапостольный Владимир, киевский князь Василий и псковские правители Гавриил и Тимофей. Позади них Дорофей усмотрел блаженного Николая Псковского и преподобных Евфросина с Саввой. Все они с великим благоговением преклонились перед Богородицей, а Она в гневе обратила Свои взоры на город и сказала: — О, люди беззаконные! Вы прогневали Сына Соего, Господа и Бога, и осквернили град сей скверными делами. И вот теперь пришла на вас туча и беда великая за то, что вы Сына Моего и Меня не познали. Услышав эти слова Богоматери, стоявшие около Нее преподобные с великим воплем воззвали к Ней: — Владычице Богородице! Есть грех на людях и беззаконие. Но не прогневайся на них и помолись Сыну Твоему и Богу нашему за град сей и за людей согрешивших. С таким же молением обратились к Богоматери и бывшие около Нее князья. Тогда Пресвятая Богородица умилосердилась над несчастным городом. Она позвала к себе старца, созерцавшего видение, и когда Дорофей, как бы подхваченный вихрем, увидел себя стоящим около Богородицы, Она сказала ему: — Старец! Иди немедленно к боголюбивым воеводам, к печерскому игумену и в собор Пресвятыя Троицы и возвести, чтобы прилежно и непрестанно молили Господа Бога и принесли Печерский образ с хоругвями на стену города, на то место, где стою Я. Пусть поставят здесь одну пушку, а другую внизу, и стреляют из них по королевским шатрам и влево за королевские шатры. При этом Богоматерь указала рукой на означенные места и, повелев Дорофею внушить гражданам плач о грехах, в утешение сказала: — А Я буду молиться Сыну Моему и Богу о прощении ваших грехов.

http://sedmitza.ru/lib/text/440308/

В 1521 г. монастырю пожертвовали икону Успения Божией Матери псковские торговые люди Василий и Феодор, писанную живописцем Алексеем Малым. В 1571 г. по повелению Иоанна Грозного икона была украшена драгоценным окладом за счет казенных средств. Названная «Печерской», икона прославилась многочисленными чудотворениями, не раз спасая обитель от многочисленных вражеских нашествий и помогая людям в благодатных исцелениях, особенно от глазных болезней. Другой прославленной Печерской иконой стал список с Владимирского образа Пресвятой Богородицы, именуемый «Умиление». И этот образ явил бесчисленные чудеса и исцеления. Икона была принесена в монастырь в игуменство преподобного Корнилия, при котором Псково-Печерская обитель достигла своего настоящего расцвета. Будущий игумен родился в Пскове и отрочество провел в Мирожском монастыре. Будучи 28 лет, он принял игуменство в Печерах в 1529 г. и скоро своей строгой жизнью и подвижничеством поднял обитель на высокий духовный уровень. Преподобный Корнилий просвящал святым крещением племена эстов, для которых возвел несколько храмов на юге Эстляндии. В монастыре велась «Третья Псковская летопись», и им самим была написана «Повесть о начале Печерского монастыря» и одна из летописей. При нем активно заработали многие мастерские: иконописная, плотницкая, керамическая, была собрана богатая по тем временам библиотека. По повелению Иоанна Грозного вокруг монастыря, занимавшего стратегически важное положение, начинается сооружение мощной крепостной стены, общая длина которой составила 726 м при толщине 2 м. В 1541 г. в обители возводится редкая для псковской архитектуры 2этажная Благовещенская церковь, а для стрельцов, несших службу в монастыре, – надвратная Никольская церковь. Преподобный Корнилий отличался мудростью и образованностью, всегда отстаивал Божию правду. Бывший соратник грозного царя Андрей Курбский, не раз бывавший в обители и переписывавшийся с игуменом, так отзывался о нем: «Корнилий – муж святой и во преподобии мног и славен, ибо от мудрости своей во мнишеских трудах провозсиял».

http://azbyka.ru/fiction/sto-velikix-svy...

ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ СПИСОК Псковских Угодников Божиих, издревле во Пскове почитаемых, из коих иные внесены уже Российскою Церковию и в Месяцесловы Церковные, иных память творится только в Церквах при гробах их, а иные вписаны только во IIckobckue Синодики Церковные. 1 . Святая Благоверная и равно-Апостольная Великая Княгиня ОЛЬГА, супруга Великого Князя Игоря Рюриковича, основательница града Пскова, родилась во Псковской веси Выбутской, преставилась в Киеве 969 года июля и и там ее Мощи почивают. Во Пскове под Благовещенским Собором устроен во имя ее Храм, в коем празднуется день преставления ее. 2 . Святой Благоверный Князь ВСЕВОЛОД МСТИСЛАВИЧ, нареченный во Святом Крещении ГАВРИИЛ, Псковский Чудотворец, сын Великого Князя Мстислава, внук же Великого Князя Владимира Мономаха , сначала княжил в Великом Новгороде, потом изгнан был Новгородцами и пришел в Киев к дяде своему Ярополку, который дал ему княжение в Вышеграде; а оттуда призван на княжение во Псков и пребыв здесь лето едино, преставился в лето 6646, (1138) февраля в 11-й день. Обретены же Мощи его Святые по пятидесяти пяти лет ноября 27-го дня, и доныне под спудом почивают во Псковском Троицком Кафедральном Соборе в правом Приделе, устроенном во имя его. Служба ему сочинена вскоре по обретении Мощей: а память его празднуется на день преставления и обратения Мощей. 3 . Преподобный АВРААМИЙ, первый Игумен и создатель Спасомирожского Монастыря, преставившийся 6666 года (1158) сентября 24. Мощи его почивают в сем Монастыре под спудом. 4 . Преподобные Отцы ВАСИЛИЙ, Игумен Спасомирожский, ИОАСАФ, Игумен Снетогорский, и с ним 17 Монахов, ИОСИФ Пресвитер и многих других Монастырей Чернцы и Черницы, у6огие и малые дети, убиенные 6807-го (1299-го) марта 4 Лифляндцами при нашествии на Псков. Мощи Игумена Василия в Мирожском, а Игумена Иосафа в Снетогорском Монастыре в Соборной Рождества Богородицы Церкви за правым крылосом к стене, где над ним устроена и гробница; а в ковчеге оной открыто положена глава его и две кости. 5 . Преподобная ЕВФР0СИНИЯ, в Монашестве ЕВПРАКСИЯ, Благоверная Княгиня, супруга Псковского Князя Ярослава Владимировича, Княжна Полотская из рода Литовских Князей, дочь Князя Рогволъда Борисовича, тетка Князю Доманту, основавшая на Завеличье Псковский Св. Иоанна Предтечи женский Монастырь, а в 1243 году Мая 8 убиенная пасынком в Лифляндском городе Одемпе. Мощи ее почивают в сем Монастыре под спудом. Над ними того же года и месяца 18 дня через 10 дней по преставлении ее, было чудо от Спасителевой Иконы излиянием мира, как повествуется в Новгородской Летописи и в надписях на гробе ее и на древнем подсвечнике, находящемся при оном.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Это было еще «до начала города Вологды». Тогда был здесь глухой лес и в лесу посад с храмом Воскресения, а на Ленивой площади «малый торжок». Не­давно умер в Вологде купец Пятышев, последний потомок Пятышева, не хотевшего дать блаженному Герасиму земли под монастырь, а после согласившегося с благочестивым желанием преподобного. Подвижник благочестия примером самой жизни и светлыми наставлениями озарил дикую страну – и мирно почил 4 марта 1178 года. Мощи его почивают под спудом в Троицком храме обители его, упраздненной в 1764 году 413 . Убиение преподобных Иоасафа и Василия игуменов В четырех верстах от Пскова, на берегу реки Великой, на Снет- ной горе преподобный Иоасаф основал монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы и был в нем игуменом. В то же время в Ми- рожской обители подвизался игумен Василий 414 . Господу благоугодно было, дабы подвижническая жизнь их увенчалась страдальческой смер­тью, – а смерть других была очищением от грехов. В летописи читаем: «марта 4-го 1299 года немцы неожиданно напали на посад у Пскова, умертвили игумена Василия, Иоасафа игумена Снетной горы, множе­ство черноризцев (17 иноков и инокинь), нищих, жен и детей; мужчин Бог сохранил, но монастыри сожжены». Немцам это не прошло даром. «Князь Довмонт и Иван Дорогомилов вышли против них и разбили их на берегу у Петра и Павла; битва была жаркая: иных (из немцев) убили, другие бросились с берега и потонули; феллинцев, взяв в плен, отослали к князю Андрею Александровичу в Россию; прочие побросали оружие и ударились бежать, устрашась храбрости Довмонта и Ивана Дорогомилова» 415 . Нетленные мощи преподобного Иоасафа почивают в его обители под спудом, а открыто, в особом ковчеге, хранятся две кости и глава его. Мощи преподобного Василия почивают в Мирожской обители, под спудом 416 . День пятый. Память преподобного Адриана Пошехонского Преподобный Адриан обучался иноческому житию у преподобного Корнилия Комельского 417 . По смерти великого наставника (1537 г.) он, как и некоторые другие ученики Корнилия, желал насадить где-либо в глу­хом месте новый рассадник иночества.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Игуменом новой обители святой Нифонт поставил «единаго от братии, честнаго и свята» преподобного Аврамия. Никаких сведений ни о ранней жизни подвижника, ни об управлении им обителью не сохранилось. Надо думать, что свой монашеский искус преподобный Аврамий прошел в каком-нибудь другом монастыре, может быть, в Киеве, где ранее подвизался и сам святой Нифонт, а может быть, в одном из древнейших монастырей Новгорода. Недолго, по-видимому, управлял преподобный Спасо-Мирожской обителью: скончался он в 1158 г. 24 сентября. Мощи его почивают под спудом в Спасо-Преображенском соборе. Память преподобного Аврамия Мирожского чтится местно. Место гробницы преподобного в соборе, к сожалению, точно неизвестно в настоящее время. Год основания Спасо-Мирожского монастыря и построения каменного собора точно не известен. Летопись упоминает об устроении храма под 1156 г. (последний год жизни святого Нифонта) как бы об одном из славных дел его святительства, но, вероятно, и храм, и монастырь устроены ранее. Как память об основателе монастыря до сих пор в обители хранится чаша, сделанная из корня неизвестного дерева, покрытая красной краской. Монастырь существует доныне, несмотря на то что, стоя на краю города, много раз подвергался нападениям врагов и был разоряем. В 1229 г. при нашествии немцев был умерщвлен местночтимый игумен монастыря Василий с несколькими иноками (память его 5 марта). Главная святыня обители – чудотворная икона (Мирожская) Знамения Божией Матери; празднование ей в 24 день сентября. Собор сохранился до настоящего времени почти в том же виде, как был построен в половине XII века святым Нифонтом. Замечательна фресковая стенопись собора, сохранившаяся благодаря закрывавшей ее штукатурке доныне без всякой переделки или поновления. Стенопись относится также ко времени построения и украшения собора, который является поэтому драгоценным памятником древнерусского церковного искусства. Тропарь и Кондак общие. Сведения о преподобной Евпраксии (в миру Евфросинии), Псковской 9 княгини Память ее празднуется месяца октября в 16-й день † 1243 Евпраксия, в миру Евфросиния, преподобная Псковская, супруга Ярослава Владимировича, который княжил в Пскове в 1214 г., а потом ушел к Лифляндским рыцарям.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАСАФ Прмч. Иоасаф Снетогорский. Икона. 90-е гг. ХХ в. (ц. свт. Николая Чудотворца Снетогорского мон-ря) Прмч. Иоасаф Снетогорский. Икона. 90-е гг. ХХ в. (ц. свт. Николая Чудотворца Снетогорского мон-ря) († 4.03.1299), прмч. (пам. 4 марта, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых), Снетогорский, Псковский, игум. Снетогорского в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря. Игумен и иноки Снетогорского мон-ря были убиты рыцарями католич. Ливонского ордена во время нападения на Псков и его окрестности в нач. марта 1299 г., тогда же погибли настоятель (см. Василий Мирожский ) и насельники псковского Мирожского в честь Преображения Господня мужского монастыря . Сообщение об этом событии содержится в псковских летописях, включающих «Сказание о благовернем князи Домонте и о храбрости его» 2-й четв. XIV в.: «Изгониша немци изгонною ратью посад у Пскова в лето 6807-е месяца марта в 4 день, на память святого мученика Павла и Ульаны, и избиша игумены. Тогда убиен бысть Василей, игумен святого Спаса, Иосиф презвутер, Иоасаф, игумен Святой Богородицы Снятной горе, и с ними 17 мних; и черньца, и черници, и убогыа, и жены, и малыа детки» (ПСРЛ. Т. 5. Вып. 2. С. 18, 86; ср.: Там же. Вып. 1. С. 14 (во 2-м случае не названо число убитых)). В число погибших 17 монахов, очевидно, включены монахи Мирожского и Снетогорского монастырей. Сведения о них, вероятнее всего, были заимствованы агиографом или летописцем из монастырских синодиков. После того как 5 марта немцы были разбиты дружиной св. кн. Довмонта , псковичи обрели тела убитых монахов. По мнению Н. И. Серебрянского , И. мог быть основателем пригородной псковской обители на Снетной (Снятной) горе, т. к. мон-рь ранее 1299 г. не упоминается. Свт. Дионисий, архиепископ Суздальский и Нижегородский , посетив в 1382/83 г. Псков в качестве патриаршего экзарха, выдал Снетогорскому мон-рю уставную грамоту, в к-рой, в частности, записано: «Приде же в слухи наша и се, яко ктитор сего честнаго монастыря, рекше создатель, создав сий монастырь, и братью совъкупив, и устав въведе святых отець общее житие, яже многым наказанием известив и клятвами утвердив» (ПДРКП. Ч. 1. 24. Стб. 210). Вероятнее всего, И. не был создателем обители, поскольку церковные правила запрещали ктиторам быть игуменами мон-рей (см. в ст. Игумен ).

http://pravenc.ru/text/578060.html

В 1581 году августа с 26-го числа Стефан Баторий обступил с своими войсками Псков. Августа 27-го числа, за несколько дней до приступа, назначенного Баторием, на угол крепости при Покровском монастыре, ныне приходской церкви, один благочестивый старец, именем Дорофей, кузнец, сидел в сенях своей кельи и скорбел о бедствии города. Вдруг увидел он необыкновенный свет, который, подобно столпу, возвышался до небес над Печерской Псковской обителью, шёл от неё ко Пскову через реку Великую, по левую сторону Мирожского монастыря. В этом свете узрел он Пресвятую Богородицу, шедшую по воздуху и сопутствуемую по левую руку преподобным Антонием, начальником Киевских пещер, а по правую – Корнилием, игуменом Успенской Псково-Печерской обители. Богоматерь, пройдя по воздуху через городскую стену, вошла вместе с сими преподобными в церковь Покровскую. Вышедши из церкви и ставши вместе с теми преподобными на стене города, спросила: «где Мирожский строитель Нифонт, еп. Новгородский?» При сих словах её св. епископ предстал пред Ней и, поклонившись с видом глубокой скорби, сказал: «Владычица! в моём монастыре сего лета не бяше литургии». На сие Богоматерь рекла: «Сыну Моему и Богу тако изволившу». Потом воззвала: «где избранные Божии, пребывающие в церкви Св. Троицы?» И тотчас предстали перед Ней благоверные князья Василий Киевский, Гавриил и Тимофей Псковские, позади же их, на расстоянии как бы полусажени, стал блаженный Николай и св. Евфросин с Саввой, и все с благоговением поклонились Ей. Богоматерь, взирая на город с видом скорби, сказала: «о, люди беззаконные! Вы прогневали Сына Моего, Господа и Бога, и осодомили град сей скверными делами. И вот теперь пришла на вас беда, велия». В это время стоявшие с правой руки игумен-Корнилий и Евфросин с Саввой и блаженный Николай, падши перед Ней, со слезами молились: «Владычице! Есть грех на людех и беззаконие, не прогневайся на них до зела, но помолися Сыну Твоему и Богу нашему за град сей и за людей согрешивших». После сего и все благоверные князья, припадши к ногам её, со слезами молили Её о защищении города. Тогда Богоматерь воззвала к Себе старца, удостоившегося видения, и он в то же мгновение увидел себя стоящим у ног Богоматери, Которая сказала ему: «старец! иди немедленно к Боголюбивым воеводам и к Печерскому игумену, и в собор Пресв. Троицы, и возвести им, чтобы прилежно и непрестанно молили Господа Бога и принесли бы старый Печерский образ и хоругвь на стену города, где стою Я, и чтобы поставили здесь одну пушку, а другую внизу, для стреляния из них по королевским шатрам и влево за королевские шатры». Указывая рукой означенные места, Пречистая Богоматерь повелевала ему объявить людям, чтобы они плакали о грехах своих и молили милостивого Бога; «а Я, присовокупила Богоматерь, буду молиться Сыну Моему и Богу о прощении ваших грехов».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010