893 В следствие сего свидетельствования царь грамотой 1578 г. предписал отмежевать в пользу обители преп. Александра. земли и лесу на 5 верст кругом обители. Истор. а. 1 202. Служба пр. Александру – у Царского 563. 895 Старинные польские стихи, сочинение архимандрита, Михаила Козачинского: Gdie sie zydzi wnet insi pozbegall, Ktorzy bez miloserdzia tam mnie mordowalie. Narzod do zbyt ciemnego lochu mnie wniesiono, J wycignowscy krzyrzem krew z bocu pucziono. Putym instrumentani roznemi dreczyli, Az poki do ostatka krwie nie wysgcyli. 896 Ркп. повесть и стихи о св. Гаврииле. В словаре святых 1836 г. стр. 71 несколько ошибок. Нет сомнения, что иногда и несправедливо обвиняли евреев в краже и убиении младенцев. Но несомненно и то, что находили младенцев с несомненными знаками выпущенной крови. В еврейской книге, печатной в XVI в. «чин пасхи», есть гравюра, изображающая царя в короне, покрытого струпами; он стоит в ванне, пред ним вельможи растворяют младенцам жилы и из них кровь фантаном льется на тело царя и в ванну. Сл. Eusenmenger d. entdecte iudenthum. На новогреческом языке Неофита «открытые таинства жидовской веры». 897 Так говорит в житии Нифонта известный Василий, в иночестве Варлаам. – Это житие и в печ. патерике. 898 Новгор. 3 л. «взят печерского монастыря, из Киева… Положен бысть в киевских пещерах, в монастыре, у своего обещания». Собр. л. 3, 214, 215. 899 Ответы его. «в Царигороде только в лентьи станет, коли мажут и миром, и маслом, рече, не мазать». Еще: «по всей греческой земле и области не дают (молитвы) своим женам попове» (Памят. XII s. 176, 178). В этих словах виден «бывалый человек», но напрасно хотят видеть в них грека: Нифонт не то, что монах пришлый в печерской лавре, а постиженец ее. См. пр. 164. 902 Собр. л. 3, 7. Василий говорит, что Нифонт запрещал брак, по родству жениха с невестой. Но какое могло быть родство у к. Святослава Ольговича с гражданкой новгородской? Догадка – неумная. 905 Собр. л. 3, 9, 12, 212. «Который епископ тако украси святую Софию? Притворы испьса, кивот сотвори и всю извну украси. А Пльскове св. Спаса церковь създа камену, другую св. Климента». На дне чаши серебряная бляха с изображением креста и с надписью: «в л. 6664 апр. 8 в пречестную обитель спасо-мирожского монастыря». – В 1135 г. заложен был каменный храм Успения Богородицы, но так как главный строитель его св. к. Всеволод скоро удален был из Новгорода, то храм окончен только в 1144 г. Собр. л. 3, 7, 124, 214; IV, 4, 7.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В Шенкурске был в древности монастырь Троицкий; а в окрестностях его в 15-ти верстах в 1460 г. посадник Василий Своеземцев построил монастырь Богословский, и сам уединился здесь и впоследствии был почитаем за святого. На Кокшенге упоминается в XV веке монастырь св. Феодора. 505 Вообще в этой стороне было много монастырей, но о точном времени их основания нельзя сказать положительного: даже, неизвестно, когда они уничтожены. Таковы например, у Кандалакской губы мужеские монастыри –Богородицкий и Кокуев при устье реки Порьи: Никольский Яренский, Заволочской в Холмогорском уезде, некогда богатый монастырь на Двине, Моржевский, Кривецкий, там же Николаевский на Двине, и два женских монастыря Емецких при реке Емце, в Мезенском уезде Чирцова пустынь, Кенский или Кяндский в онежском уезде на реке Кене, неизвестно когда основанный иноком Пахомием, но существовавший в конце XV века. 506 Древнейший из известных нам монастырей самого города Пскова – Спасо-Мирожский на устье речки Мирожи, впадающей в Великую на Завеличье. Он основан в 1156 г. Нифонтом, епископом новгородским, 507 построившим в нем каменную церковь . В этом монастыре привлекала благочестивых чудотворная икона Знамения Пресвятой Богородицы, с изображением на ней князя Довмонта и его супруги. Два настоятеля монастыря, Авраамий, первый поставленный основателем Нифонтом, и Василий, умерщвленный Литовцами, сделавшими набег на Завеличье в 1299 году, почитались божиими угодниками, хотя мощей их не чтили. Храм Мирожского монастыря – одно из замечательнейших в России древних зданий, как по архитектуре, так и по старинным фрескам, украшавшим стены, но теперь заштукатуренным по невежеству и известным только по отрывкам на алтарной стене. В XIII веке явился Иоанно-Предтеченский женский монастырь, также на Завеличье. Он основан Евпраксиею, супругою князя Ярослава Владимировича, того самого, который продавал свое отечество Немцам. Она была убита своим пасынком в Оденпе. Тело ее было привезено во Псков и погребено в основанном ею монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

    Анастасий струнницкий, 29 авг.     Анатолий затворник печерский, 31 окт.     Анатолий другой затворник печерский, 28 авг.     Ангелина бранкович, 10 декабря, 1 и 30 июля.     Ангеляр, 27 июля.     Андрей Боголюбский, вел. князь, 30 июня.     Андрей, инок Иоасаф, князь белозерский, 10 сент.     Андрей пр. тотем., 10 окт.     Андроник основатель московского Андроникова мон., 13 июня.     Анна, супруга в. к. Ярослава I, 4 окт.     Анна княжна, Янка, 3 ноября.     Антиохийской иконы Божией Матери, 28 мая.     Антоний марткопский, 19 янв.     Антоний дымский, 17 янв.     Антоний заоникиевский, 23 июня.     Антоний леохновский, 17 окт.     Антоний краснохолмский, 17 янв.     Антоний новгородский архиепископ, 10 февр.     Антоний новгородский другой, 3 авг.     Антоний черноозерский, 17 янв.     Аркадий новгородский епископ, 18 сент.     Антоний новоторжский преп., 11 июня.     Арматийской иконы Божией Матери, 17 авг.     Арсений новгородский, 12 июля.     Арсений печерский трудолюбивый, 28 авг.     Арчил царь груз, 21 июня.     Акила диакон печерский, 28 авг.     Ацкурской иконы Божией Матери, 15 авг.     Афанасий брестский муч., 5 сент.     Афанасий высоцкий, 12 сент.     Афанасий высоцкий другий, 12 сент.     Афанасий печерский затворник, 28 авг.     Афанасий череповский, 5 июля.     Афанасий ученик Александра свирского.     Барловской иконы Божией Матери, 23 дек.     Бидзин князь грузинский муч., 18 сент.     Благодатное небо — иконы Богоматери. Прилож. I. стран. 7.     Благоуханный цвет — иконы Божией Матери, 15 ноября.     Блаженное чрево — иконы Божией Матери, 26 дек.     Братской иконы Божией Матери, 26 дек.     Братской иконы Божией Матери, 10 мая.     Боян, князь болгарский, 28 мар.     Варлаам кавказский, 19 июля.     Варлаам шенкунский, 19 июня.     Варнава, основатель Варнавинской пустыни, 11 июня.     Варсонофий печерский преп., 28 авг.     Варсонофий тверский преп., 2 мар.     Василид пр., 18 апр.     Василий, мангазейский муч., 23 марта.     Василий мирожский, 4 мая.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

14 Смотри Летописец Новгородский, начинающийся от 6525/1017 года и кончающийся 6860/1352 годом, печатан в Москве в 1781 году в ¼ долю листа, стр. 62. 15 Елена, супруга Новгородского удельного Князя Ярослава Владимировича, скончавшегося в 1109 году. См. Мальгина, Зерцало Российских Государей, 1794 год, стр. 233. 17 См. Исторические разговоры о древностях Великого Новгорода. Москва, 1808 год, в ¼ долю листа, стр. 85. 20 В списке сем, очевидно, многие места переписчиками испорчены и затмены; но, не поправляя оного, предлагаем читателям в таком виде, в каком он до нас дошёл, а присовокупляем только некоторые примечания. 21 Кто такой был сей Василий, Епископ Царьграда, неизвестно, а Цареградскими Патриархами во времена Василия, Архиепископа Новгородского, то есть с 1333 по 1352 год были: Uoahh XIV, Исидор, Kaллucm I и Филофей. В Апокрифической повести о белом клобуке пишется, что к Василию, Арх. Новгородскому прислан оный от Филофея, Патриарха Константинопольского, в 1352 году. Но ниже Василий Епископ, пославший Преподобного Лазаря в Новгород, именуется уже Епископом Кесарии Великой, а не Царьграда. И потому вероятно, что в сем месте описка переписчика. 22 Вероятно, читать должно Мурманский, так как ниже именован оный Мурманским и озеро Мурмой, может быть, от Мурманов, то есть от Норманнов некогда там живших; ибо, собственно, Муромы народ жил отселе в отдалении, на Оке и Волге. См. Татищева, Российская История, том I, стр. 307 или, может быть, народ Мурома здесь прежде жил. 24 6690 год соответствует 1182 году от Р. Х. Следовательно, здесь очевидная описка, а надлежало сему быть около 6860, то есть в 1352 году от Р. Х. 28 6609 год соответствует 1191 году от Р. Х. Следовательно, здесь описка, а должно быть разве 6899, то есть 1391 год от Р. Х. Читать далее Источник: История российской иерархии, собранная Новгородской семинарии префектом, философии учителем, соборным иеромонахом Амвросием. : В Москве, при Синодальной типографии, в 6-и частях : 1807-1815./Ч. 5. - 1813. - 1-16, 19-737, III, с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Предтеченский женский монастырь, основанный блаженной Евпраксией, теткой святого Довмонта, получил от щедрости его разные угодья. 65 В это время сожжены немцами два монастыря: Снетогорский в 4 верстах от Пскова на берегу реки Великой и Спасо-Мирожский в Завеличье. В первом из них умерщвлен основатель его, преподобный игумен Иоасаф, а в последнем – преподобный игумен Василий, с многими черноризцами, нищими, женщинами и детьми. Мощи преподобного Иоасафа почивают под спудом в соборной церкви Снетогорского монастыря, а в особом ковчеге открыто хранятся две кости и глава его. Преподобный игумен Василий погребен в Мирожской обители, но место могилы его позабыто. 66 Благоверная княгиня-инокиня Марфа по кончине святого князя Довмонта постриглась в Предтеченской обители и преставилась там в 1300 году. Она погребена на южной стороне древнего Предтеченского храма и в рукописных святцах показана в числе святых: память ее местно чтится 6 ноября. На чудотворной Мирожской иконе, прославленной чудесами в 1567 году, представлены молящимися: по правую руку Богоматери святой князь Довмонт, а по левую – блаженная княгиня Мария. 68 Дубовая гробница, заключающая в себе мощи святого Довмонта, имеет вид высокого ящика самой простой работы, с изображением блаженного князя на верхней доске. Она перенесена (неизвестно когда) из нижней церкви в верхнюю и поставлена в приделе святого князя Всеволода, на южной стороне, у окна. В простенке близ гробницы стоит древняя икона святого Довмонта и висит знаменитый меч его – предмет особенного уважения псковитян, которые вручали его князьям, возводимым на княжение в соборном храме Святой Троицы. Этот меч, так же как и меч святого Всеволода-Гавриила, имеет форму креста, но он не так велик и отделка его не так изящна; оба они износятся в крестных ходах. Рисунок меча святого Довмонта в книге моей: «Святыни и древности Пскова». Служба блаженному князю Довмонту составлена в конце XVI века, после спасения Пскова от нашествия Батория. 69 Георгий отправил тело святого Михаила в Москву.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Неизвестно в точности, как долго руководил жизнью своих иноков преподобный Иоасаф. И его, как и преподобного Василия, Господь удостоил страдальческой кончины и притом в один день с преподобным Василием. Обители преподобных игуменов находились вне городских стен и не имели защиты. При частых нападениях на Псков немцев, шведов и литовцев они прежде всего подвергались опустошениям со стороны врагов. Так было и 4 марта 1299 года. Немцы в огромном числе напали на Псков, зажгли Спасо-Мирожский и Снетогорский монастыри, и во время пожара в храмах, вместе с другими иноками сожжены были и преподобные Василий и Иоасаф. Число пострадавших с ними их сподвижников древние источники указывают различно: по одним, погибло 17 иноков, по другим известиям, 27. Много пострадало в это время в Пскове и иноков других монастырей, а также женщин и детей; но мужчин, пишет летописец, Господь сохранил. Соединившись под знаменем псковского защитника, благоверного князя Довмонта, они вышли против врага и возле храма святых апостолов Петра и Павла, на берегу реки Псковы, нанесли немцам полное поражение. Устрашенные мужеством псковичей и их вождя, немцы тщетно искали спасения в бегстве: большая часть их была избита или захвачена в плен, часть утонула в реке Пскове, и только немногие спаслись бегством. Тотчас по изгнании врага благоверный князь Довмонт вместе с посадником псковским Иоанном Дорогомиловым позаботились о погребении святых останков иноков-мучеников и о возобновлении сожженных обителей. Преподобные Василий и Иоасаф вместе с их сподвижниками были погребены в храмах их обителей. Там под спудом почивают их мощи и ныне: глава же и две кости преподобного открыто, в особом ковчеге, хранятся в Снетогорском храме. Подвижническая жизнь и мученическая кончина преподобных Василия и Иоасафа, вероятно, очень скоро после их кончины, вызвали церковное прославление их в Пскове. По крайней мере в одном из древнейших пергаментных псковских прологов под 5 числом марта помещена уже их память. В псковской летописи и в старинных псковских синодиках день блаженного успения преподобных помещен под 4 марта. В этот день совершается их память и ныне.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Тем не менее, из имеющейся архитектуры надо использовать все, чтобы воссоздать православные спасительные образы Господа Иисуса Христа, как это было в Преображенском храме. В концепцию храмового изобразительного ряда входит обязательное представление Образа Божественной Евхаристии в Алтаре, несмотря на то, что на Горнем месте имелось большое окно. С двух сторон от этого окна находятся простенки по 2,5 метра шириной. В задачу художникам было поставлено, чтобы они, взяв в основу изображение Евхаристии Киевского Михайло-Златоверхого монастыря (разрушенного большевиками), разместили бы две группы апостолов по этим двум простенкам; на откосах окна (шириной до 70 см) изобразили бы ангелов с рипидами, а само окно закрыли витражом, на котором следовало изобразить Престол, Крест, Чашу и Дискос с Дарами. Для разработки композиции витража художникам был предложен образ Престола, изображенный на фреске XII века в Псковском Спасо-Мирожском монастыре. Заслугой художников была сама компоновка на столь необычном изобразительном пространстве «михайло-златоверховского» образа Евхаристии с «мирожским» образом Престола в технике мозаики и витража. В результате церковная иконография пополнилась новым художественным шедевром. Иные настенные композиции Алтаря должны быть посвящены вселенским святителям и учителям – обязательно должны быть представлены святители Василий Великий , Григорий Богослов , Иоанн Златоуст , Святитель Николай, Спиридон Тримифунтский. Другие святители и угодники Божии могут быть разными – все они должны изображаться в основном во весь рост, фронтально, как бы продолжающие апостольский евхаристический ряд. Если в Алтаре от Горнего места имеется возвышающаяся или скругляющаяся кверху стена, то на ней следует изображать Божию Матерь как Оранту или же как сидящую на Троне Царицу Небесную с Богомладенцем на Лоне. Если свод Алтаря куполообразный или своей кривизной занимающий почти все видимое пространство Алтаря, то полезен наш опыт – написание в конхе Алтаря Нерукотворного Образа Спасителя. Небо алтарное будет постоянно являть Божие всевидение и нашу надежду – «Сим победиши!». в. Иконостас

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Н. упоминается также в Житии прп. Антония Римлянина (кон. XVI в.). Если из раннего новгородского летописания известно, что Н. в 1131 г. поставил прп. Антония во игумены основанной им более 20 лет назад (еще при жизни Новгородского свт. Никиты ( 1109)) обители, то в Житии Н. показан как следующий Новгородский архиерей после св. еп. Никиты; он по просьбе братии мон-ря Рождества Пресв. Богородицы последовательно рукополагает прп. Антония во диакона и во иерея, после чего поставляет его во игумена, «бе бо любляше преподобнаго за премногую его добродетель». Далее сообщается о том, что Н. возглавил погребение прп. Антония 3 авг. 1147 г. и поставил во игумена ученика преподобного Андрея, к-рому повелел составить Житие почившего святого; о последнем повелении также ничего не говорится в более ранних источниках (Святые рус. римляне: Антоний Римлянин и Меркурий Смоленский/Подгот. текстов, исслед.: Н. В. Рамазанова. СПб., 2005. С. 265, 271; Житие Антония Римлянина/Подгот. текста, пер., коммент.: О. А. Белоброва//БЛДР. СПб., 2005. Т. 13. С. 30, 34). В ризнице псковского Спасо-Преображенского Мирожского мон-ря хранились реликвии, по преданию связанные с Н., среди них - упоминаемый в Житии Василия (Варлаама) «жезл», оставленный Н. в обители (посох «в длину мерою аршин и шесть вершков, золоченый по дереву и вверху обложенный серебром гладким, на нем камни - хрусталь белый и лазоревый» - Васильев И. И. Псковский Спасо-Мирожский муж. 3-кл. мон-рь: Ист.-стат. очерк. Псков, 1868. С. 21). На посохе имелась резная по серебряной пластине надпись: «Лета 6664 Сей посох Святителя Нифонта Епископа Новгородского чудотворца Создателя Мирожского монастыря построения Михайлы Сарпунова» ( Ильинский Н. Ист. описание города Пскова и его древних пригородов с самого их основания. СПб., 1790. С. 10; М. Б. Сарпунов - псковский мастер серебряных дел кон. XVII - нач. XVIII в.). Посох хранился в обители до 1805 г., был похищен во время чтения Евангелия над скончавшимся архим. Иаковом. Вторая реликвия, связываемая с Н.,- обложенная серебром чаша (ПГИАХМЗ. 99/404) с надписью 1707 г.: «...707 по благословению тое обители архим. Киприана и братии построен жезл тот и чаша сия и серебряным венцем обложена подаянием Михаила Сарпунова». По краям чаши помещался текст с цитатой из Жития о посещении Н. Пскова и основании им Мирожской обители. На круглой пластине на дне чаши также имелась надпись: «В лето 6664 апреля в 8 день в пречестную обитель Преображения Спасова Мирожского монастыря» (цит. по: Круглова. 2008. С. 26-27). По мнению Кругловой, «возможно, посох имел какое-то отношение к этому новгородскому архиепископу, но чаша только в начале XVIII в. была связана с именем Н., так как псковский агиограф Василий (Варлаам) не упоминает о ней в своем агиографическом произведении» (Там же. С. 27). В обители хранилась и частица мощей святителя, заключенная в его икону ( Васильев. 1868. С. 8).

http://pravenc.ru/text/2577705.html

К 1100-летию Пскова: псковские преподобномученики Преподобномученик Иоасаф Снетогорский На иконах преподобный Иоасаф, игумен Снетогорский, и преподобный Василий, игумен Мирожский, изображаются с крестом и красным посохом - символами мученической кончины, которую псковские подвижники приняли 4/17 марта 1299 года. Обстоятельства жизни и смерти преподобномучеников Иоасафа и Василия связаны с попытками насильственного обращения русских в католичество в XIII веке. С благословения вдохновителя крестовых походов в Прибалтику епископа Альберта обычной практикой монашеско-рыцарских орденов в Прибалтике стал захват детей-заложников, а среди православных христиан крестоносцы обрели репутацию мучителей младенцев, слуг фараоновых и иродовых. По мнению историка Е.Л.Назаровой, захват крестоносцами детей был одной из основных причин капитуляции Пскова в сентябре 1240 года: " Вряд ли сдачу города стоит объяснять простым предательством. Важнее, что под Изборском пали лучшие силы Пскова. Кроме того, ливонцы под Псковом " дети поимаша у добрых муж в тали " . Детей взяли в заложники, чтобы заставить их отцов сдать Псков " (Е.Л.Назарова, Князь Ярослав Владимирович и его роль в ливонской политике Пскова: конец 20-х - начало 40-х гг. XIII в., Археология и история Пскова и Псковской земли. Материалы научного семинара 1996-1999, Псков, 2000). Тевтонские рыцари травят ядом литовских детей-заложников. Белорусская гравюра XIX века Изгнанные из Пскова Александром Невским крестоносцы неоднократно пытались овладеть Псковской землей, которую они считали своей собственностью после того, как Герман, католический епископ Дорпата (Юрьев, Тарту), пожаловал ливонскому филиалу Тевтонского ордена половину " королевства, называемого Плесков " . Сохранилась грамота 1299 года, в которой епископ Дорпата Бернхард подтверждает братьям Ливонского ордена их право на пожалованную им во владение епископом Германом часть Псковских территорий (другую половину " Псковского королевства " немцы считали владением Дорпатского епископства).

http://pravoslavie.ru/1476.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОСИФ (Ксенофонт?) († 4.03. 1299), сщмч. (пам. 4 марта, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых), псковский иерей. И. был убит рыцарями католич. Ливонского ордена при нападении на Псков и его окрестности в нач. марта 1299 г., когда погибли настоятель (см. Василий Мирожский , прмч.) и насельники псковского Мирожского в честь Преображения Господня мужского монастыря , игумен (см. Иоасаф , прмч., Снетогорский) и иноки псковского Снетогорского в честь Рождества Пресятой. Богородицы монастыря . Сообщение об этом событии с упоминанием И. содержится в «Сказании о благовернем князи Домонте и о храбрости его» (2-я четв. XIV в.) в Строевском списке Псковской 3-й летописи (ок. 1560): «Изгониша немци изгонною ратью посад у Пскова в лето 6807-е месяца марта в 4 день, на память святого мученика Павла и Ульаны, и избиша игумены. Тогда убиен бысть Василей, игумен святого Спаса, Иосиф презвутер, Иоасаф, игумен Святой Богородицы Снятной горе, и с ними 17 мних; и черньца, и черници, и убогыа, и жены, и малыа детки» (ПСРЛ. Т. 5. Вып. 2. С. 86). 5 марта немцы были разбиты дружиной св. кн. Довмонта , после чего псковичи обрели тела убиенных. «Иосиф поп» указан среди погибших при нападении немцев и в Архивском 1-м списке Псковской 1-й летописи (кон. XVI в.), содержащем ту же редакцию «Сказания о благовернем князи Домонте...», что и Строевский список Псковской 3-й летописи. В списке Пролога 1-й трети XIV в., вероятно псковского писца Явилы, псковский священник, погибший вместе с прмч. Василием Мирожским, назван Ксенофонтом: «Во тъ ж день убиение святаго и преподобнаго отца нашего Василия, игумена Святаго Спаса, и Ксенофонта прозвитера, и инех мних 27 и память преподобнаго игумена Асафа лавры святыя Богородица на Снетной горе» (РГАДА. Тип. 179. Л. 7г; пам. указана под 5 марта). Видеть в Ксенофонте лицо, отличное от летописного И., оснований нет. Возможно, в раннем Прологе (РГАДА. Тип. 179) информация об имени убиенного псковского иерея является более точной, чем в редакциях «Сказания о благовернем князи Домонте...» в составе псковских летописей 2-й пол. XVI в.

http://pravenc.ru/text/578420.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010