Спасо-Елеазаров Великопустынский , 2 кл., общ., в 25 в. от Пскова, на р. Толбе. Основан др. Евфросином в 1447 г.; в 1766 г. в него переведен штат закрытого Спасо-Великопустынского мон. Здесь почивают мощи пр. Евфросина, вместе с мощами ученика его пр. Серапиона (см. 15 мая); здесь же находится чудотворный образ Спасителя и список с Цареградской иконы Божией Матери 90 . Из мон. совершается крестный ход в Псков в день Преполовения, a 2 июня – в Александровский посад, на оз. Псковском. При мон. богадельня для лиц духовного звания и школа. Спасо-Мирожский , 3 кл., в Пскове, на устье р. Мирожи. В 1156 г. пр. Нифонтом, еп. Новгородским (см. 8 апр.), была устроена здесь церковь во имя Преображения Господня, которая сохранилась и доныне. В восьмидесятых годах прошлого столетия под штукатуркой древнего храма открыты были фрески, современные самому храму, которые по своей древности составляют замечательную археологическую редкость на Руси, как памятник древнерусского искусства. В 1902 г. окончены были работы по реставрации их, и теперь Мирожский храм с его драгоценными фресками вполне похож на храмы первых времен христианства на Руси. В обители покоятся: первый игумен мон. Авраамий, скончавшийся в 1158 г., и игумен Василий, убитый Ливонскими немцами в 1299 г. Здесь же находится чудотворная Мирожская икона Знамения Пресвятой Богородицы, явившаяся в 1198 г. и особенно прославившаяся в 1567 г. чудесным излиянием слез и многочисленными исцелениями от свирепствовавшего тогда морового поветрия. Богоматерь на этой св. иконе изображена во весь рост стоящей с воздетыми руками и с предстояшими Ей св. кн. Довмонтом Псковским и его супругой Мариею Димитриевной, начертанными на иконе уже после ее явления; празднование в честь ее совершается 24 сен.. В мон. также хранятся древние иконы: св. Александра Свирского , святит. Николая и св. Нифонта, а также и чаша св. Нифонта, вырезанная из дерева. Во время осады Пскова Стефаном Баторием мон. служил укрепленным пунктом, откуда поляки штурмовали город. Ежегодно 6 авг. из городского собора сюда совершается крестный ход.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Вавила, муч. Никомидийский, 4 сент. Вадим, арх. Перск., † 376 г., 9 апр. Вакх муч. † 308 г., 7 октября. Валентина муч. † 308 г., 10 фев. Валентион (Валентин) муч. † IV в., 25 мая. Валент диакон, муч. † около 309 г., 16 февраля. Валериан муч. III в., 22 ноября. Валерий муч. 320 г., 15 сентября. Валерий муч. † 298 г., 7 ноября. Валерия муч. † 64 г., 14 октября. Ваптос муч. (с Харлампием), 10 февраля. Варахисий муч. в Персии † 327 г., 28 марта. Варвара великомуч. IV в., 4 дек. Варвар, бывший разбойник, V в., 6 мая. Варлаам, пр. Шенкурский, † 1462 года, 19 июня. Варлаам Хутынский † 1192 года, 6 ноября. Варлаам муч. † 304 г., 19 ноября. Варлаам (с Иоасафом) 19 ноября. Варлаам Печерский † 1065 года, 19 ноября. Варнава Апостол, 4 янв. и 11 июня. Варнава преп. † 1445 г., 11 июня. Варсава (Иуст, Иосиф, Иосий) ап., 4 января и 30 октября. Варсавий игумен † 345 г., 3 июня. Варсануфий, Египет. подв. VI века, 6 февраля. Варсонофий преп. † 1416 г., 2 мар. Варсонофий, епископ Тверской, † 1576 г., 11 апреля. Варул муч. † 303 г., 18 ноября. Варфоломей Апостол, 11 и 30 июня и 25 августа. Варфоломей преп., ученик Сергия Радонежского, 25 сентября. Василид муч. † 250 г., 23 декабря. Василиск муч. † 308 г., 3 марта и 22 мая. Василиса мученица † 304 г., 8 янв. Василиса Puм. I в., 15 апреля. Василиса, Никомидийская муч., † 309 г., 3 сент. Василий Великий † 379 г., 1 и 30 янв. Василий, муч. Анкирский, † 362 г., 1 января. Василий, архиепископ Новгородский, † 1352 г., 10 февраля и 4 октября. Василий подв. † 747 г., 28 февраля. Василий (Василько), князь Ростовский, † 1238 г., 4 марта. Василий Мирожский † 1299 г., 4 марта. Василий, еписк. Херсонский, IV в., 7 марта. Василий пресвитер муч. † 363 г., 22 марта. Василий Мангазейский † около 1600 г., 23 марта. Василий Новый † 944 г., 26 марта. Василий Парийский IX в., 12 апр. Василий Рязанский † 1360 г., 12 апр. Василий Амасийский † 322 г., 26 апр. Василий Захолмский (в Черногории), 26 апреля. Василий, князь Ярославский, † 1249 г., 3 июля. Василий Юродивый † 1552 г., 2 авг.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

273 Так говорит в житии Нифонта известный Василий, в иночестве Варлаам. – Это житие в печатном патерике. 274 Новгород. 3 л.: „взят из Печерского монастыря, из Киева... Положен бысть в Киевских пещерах, в монастыре, у своего обещания“. Собр. л. 3. 214. 215. 275 Ответы его: „в Царигороде только в лентьи станет, коли мажют и миром, и маслом, рече, не мазати“. Ещё: „по всей Гречестей земли и области не дают (молитвы) своим женам попове“ (Памят. XII в. 176. 178). В этих словах виден „бывалый человек“, но напрасно хотят видеть в них Грека: Нифонт не то, что монах пришлый в Печерской лавре, а постриженец её. См. пр. 164. 278 Собр. л. 3, 7. Василий говорит, что Нифонт запрещал брак по родству жениха с невестой. Но какое могло быть родство у кн. Святослава Ольговича с гражданкой Новгородской? Догадка – неумная! 281 Собр. л. 3, 9. 12. 212. „Который епископ тако украси святую Софию? Притворы испьса, кивот сотвори и всю извну украси. А Пльскове св. Спаса церковь сзда камяну, другую св. Климента“. На дне чаши серебряная бляха с изображением креста и с надписью: „в. л. 6664 апр. 8, в пречистую обитель Спасо-Мирожского монастыря“. – В 1135 г. заложен был каменный храм Успения Богородицы; но так как главный строитель его св. кн. Всеволод скоро удалён был из Новгорода, то храм окончен только в 1144 г. Собр. л. 3, 7. 124. 214. IV, 4. 7. 283 Снимок с антиминса – в Христ. Древн. Прохорова 1863 г. 2, 2–4. Изв. Акад. VI, 87. 88. Вероятно звание архиепископа давал блаженному Нифонту только кн. Юрий, но не митрополит. Новгород. летописи говорят, что сан архиепископа получил от митрополита св. Иоанн. См. сентябрь. Г. Беляев (Рассказы из Русск. Ист. 72, 115) на помянутом антиминсе строит догадки и о митрополии Суздальской и о подчинении Нифонта Суздальскому митрополиту. Но в летописях и намёка нет на то, что при кн. Юрии хотели основать особую митрополию на севере. По самому названию храма, храма Георгиева, вероятно, что антиминс освящён в Суздале, по желанию кн. Юрия, а не в Новгороде. 284 Киевск. летоп. о Нифонте: „бысть бо ревнив по Божественному, его же Клим понуживаше служити с собою; он же ему молвяюет: неси приял благословение от святой Софье и святого великого собора и от патриарха; тем же не могу служити, ни воспоминати тебе в святей службе, но поминаю патриарха“. Собр. л. II, 80. 45. 64. III, 10. 11. V, 160.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

2-я Во оны же дни в том граде во Обители Покрова Пресвятыя Богородицы, зовомаго в угле града, некоему человеку, именем Дорфею Кузнецу, седящему в сенях келийцы своея во вторыйнадесять час дне, и плачущу о належащей скорби граду, виде нужными очима своима яве свет велик, шествием осеняющ, яко столп до небеси от Печерския Обители чрез Великую реку об левую страну Мирожскаго Монастыря во град Псков, и под онымь светом идущу на воздусе Пресвятую Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, и с нею шествующи и держащи ею под руки ея, под левую Преподобнаго Отца Антония, Киевския Пещеры Начальника, и за другую страну под десную ея руку Игумена Корнилия, Печерскаго Монастыря Псковския Области, и возшедши чрез градную стену во град в Церковь Покрова Богородицы. 3-я И потом изыде из Церкви с Корнилием Святым, и ста на стене града, и сии Преподобнии с нею, и Пречистая Богородица вопроси: где Мирожский Строитель Нифонт Епископ Новгородски? и в том часе ста пред нею и поклонься сице рече: Госпоже Пресвятая Владычице! в моем Монастыре сего лета не бяше Литургии, и она же рече: Сыну моему и Богу тако изволившу. По сем воззва: где есть избраннии Божии, иже в Церкви у Святыя Троицы лежатъ? Таже вскоре предсташа ту Благовернии Велиции Князи Василий Киевский, Гавриил и Тимофей Псковский, и по них ста позади яко в полусажени Блаженный Николай Псковский, и вси ей поклонишася; она же зря на град яко со гневом сия рече: о злии человецы града сего! прогневали есте Сына моего Господа и Бога. 4-я И осодомиша бо град сей скверными делы. И ныне на вас уже прииде туга и беда велия, и вы Сына моего Господа Бога и мене не познасте.– И в том часе о десныя ея руки Игумен Корнилий и Евфросин и с Саввою и Никола Блаженный падше пред нею прослезишася, и отвещаша: Госпоже Владычица Богородица! есть грех их и беззаконие, не прогневайся на них до зела: 5-я Но помолися Сыну своему и Богу нашему за град сей и за люди согрешшия. И потом вси, и Благоверный Князь восплакашася со слезами припадающе к ногама Владычицы Богородицы. Таже воззва мя от места, идеже седях и обретохся, яко против ног Пречистыя стоя, и рече ми Пречистая: Старче! иди вскоре к Боголюбивым Воеводам и к Печерскому Игумену и в Собор Святыя Троицы, и возвести

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Новгородские власти газифицировали Варлаамо-Хутынский монастырь 23.11.2011 Торжественная церемония пуска природного газа состоялась в деревне Хутынь Новгородской области, сообщает пресс-служба администрации региона. Работы по строительству межпоселкового газопровода позволили газифицировать 50 домовладений и Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский монастырь . На церемонии присутствовал губернатор Новгородской области Сергей Митин, который посетил обитель, где построена котельная и проложен газопровод в трапезную для подключения газовых плит. Ранее газ подвели к Спасо-Преображенскому Мирожскому мужскому монастырю в Пскове. Первое летописное упоминание о Хутынском монастыре, основанном преподобным Варлаамом, относится к 1192 году. Возвышение монастыря как общерусской святыни принято обозначать второй половиной XV века. Уже в 1460 году к мощам прп. Варлаама Хутынского совершали паломничество, будучи в Новгороде, великий князь Василий II и его сыновья Андрей и Юрий. В том же году у мощей преподобного получил исцеление княжеский постельничий Георгий Тумгень. Интерфакс-Религия / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 23.11.2011 16:53:24

http://drevo-info.ru/news/11843.html

Календарь Материалы 13 августа 2003 г. [Встреча с Православием/Проповеди] Архимандрит Алипий (Воронов) В сегодняшний праздник, возлюбленные братья и сестры, выносится Честной и Животворящий Крест Господень в напоминание того, что Господь распялся за нас и этим спасет и уже спас нас от вечного осуждения, лишь бы мы сами усвоили Его искупительные заслуги нашей верой, надеждой и любовию к Нему, каждый с терпением неся крест свой. [Встреча с Православием/Святые и святыни] Юрий Клиценко На иконах преподобный Иоасаф, игумен Снетогорский, и преподобный Василий, игумен Мирожский, изображаются с крестом и красным посохом - символами мученической кончины, которую псковские подвижники приняли 4/17 марта 1299 года. Обстоятельства жизни и смерти преподобномучеников Иоасафа и Василия связаны с попытками насильственного обращения русских в католичество в XIII веке. Новости 13 августа 2003 г.

http://pravoslavie.ru/archive/030813.htm

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Христианства АВРААМИЙ (Часовников Василий Сасильевич; 1864-1918), архим., миссионер, редактор " Китайского благовестника " АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых) АВРААМИЙ ЗАТВОРНИК (не ранее 2-й трети XIII - нач. XIV в.), прп., Киево-Печерский (пам. 29 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) АВРААМИЙ ИГУМЕН († между 1377 и 1399, возможно, 1392) прп. Киево-Печерский (пам. 29 окт. в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) АВРААМИЙ МИРОЖСКИЙ Псковский († 1158), прп. (пам. 24 сент. и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых) АВРААМИЙ ПАЛЕОСТРОВСКИЙ [Олонецкий] († сер. XV в.), прп. (пам. 21 авг., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых ) АВРААМИЙ ТРУДОЛЮБИВЫЙ прп. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 21 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) АГАДЖАНЯН Григорий Петр (1895-1971), патриарх Армянской Католической Церкви Григор Петрос XV, кардинал Католической Церкви

http://pravenc.ru/rubrics/121236_4.html

Жены-мироносицы у гроба Господня. Явление Христа женам-мироносицам. Роспись Спасо-Преображенского собора Мирожского мон-ря в Пскове. Рубеж 30-40-х гг. XII в. В субботу поздним вечером (ψ δ σαββτων; в Синодальном переводе: «по прошествии... субботы» - Мф 28. 1), когда начался 1-й день недели (τ πιφωσκοδηι ες μαν σαββτων; в Синодальном переводе: «на рассвете первого дня недели»; на Востоке новые сутки начинались с вечера), галилейские женщины пришли ко гробу, в к-рый положили Иисуса Христа, чтобы, по иудейскому обычаю, помазать тело Его бальзамирующими веществами, чего они не успели сделать в пятницу, вечер к-рой уже считался началом субботы, т. е. «дня покоя». Одни жены упоминаемы ап. Матфеем (28. 1), другие - ап. Марком (16. 1), «а Мария Магдалина была спутницею всех, как самая усердная и ревностная» Его ученица ( Theoph. Bulg. In Matth. 28). Они обнаружили, что камень отвален (Мк 16. 4; Лк 24. 2; Ин 20. 1), а гроб пуст. После вечера субботы Господь Иисус Христос уже воскрес. «Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его» (Деян 2. 24). Как свершилось Воскресение, не сообщает ни одно Евангелие - это Таина всемогущества Божия, к-рая не подлежит описанию. Нек-рые толкователи считают, что вместе с женщинами была и Пресв. Богородица - «другая Мария» (об этом литургическое Предание - в синаксарном чтении во Святую Неделю Пасхи; ср. у Феофилакта Болгарского: «Под Марией, матерью Иакова, разумей Богородицу, ибо Ее так называли как мнимую мать Иакова, сына Иосифова, я разумею брата Божия» - Theoph. Bulg. In Luc. 24. 1-12), иные полагают, что это была Мария Клеопова или Мария Иаковлева (возможно, это одно и то же лицо; ср.: Euseb. Hist. eccl. III 11), Евсевий Кесарийский считает, что было 2 Марии из Магдалы, поэтому 2-я и названа евангелистом «другой Марией» ( Euseb. Quaest. evangel.//PG. 22. Col. 948). Факты косвенного свидетельства о свершении основного события не требуют от евангелистов точности. По Евангелию от Матфея, в момент прихода женщин «сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег» (Мф 28. 2-3). Ангел Господень (или «юноша... облеченный в белую одежду» - Мк 16. 5, или «два мужа в одеждах блистающих» - Лк 24. 4; ср.: Быт 19. 5 слл.) сообщает женам о свершении великой Таины. Ясно только, что Воскресение Иисуса Христа свершилось при закрытом гробе в третий день, как об этом говорил ученикам Сам Христос (Мф 16. 21; 17. 23; 20. 19; Мк 8. 31; 9. 31; 10. 34; Лк 9. 22; 18. 33; Ин 2. 19-22) и как благовествовал женам-мироносицам ангел: «Что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее, сказывая, что Сыну Человеческому надлежит... в третий день воскреснуть» (Лк 24. 5-7; Мф 28. 5-6; Мк 16. 6).

http://pravenc.ru/text/155304.html

Кроме того, имеются еще – по одному – краткие чтения (capitula) из одного-двух библейских стихов. В рассматриваемом случае они таковы: на вечерне, в конце утрени и на третьем часе – Сир. 24: 10; на шестом часе – Сир. 24: 11–13 («Прежде века от начала Он произвел Меня, и Я не скончаюсь во веки», «Я служила пред Ним во святой скинии и так утвердилась в Сионе, Он дал Мне также покой в возлюбленном городе и в Иерусалиме – власть Моя. И укоренилась Я в прославленном народе, в наследственном уделе Господа»). Иконография праздника Рождество Пресвятой Богородицы Середина XVII в. Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Ростове Великом Обстоятельства Рождества Богородицы самым существенным образом сказались на иконографии праздника. При сравнении с изображениями других двунадесятых праздников обращает на себя внимание более земной, человеческий их строй. Образность не является при этом только передачей богословско-литургического содержания праздника, но содержит чрезвычайно субъективные детали, в том числе и бытовые. Исследователи отмечают, что артефакты доиконоборческого периода (VIII в.) не сохранились, и наиболее древние иконы и фрески относят к X–XI столетиям. Однако устойчивая имеющая широко распространение изобразительная тематика и композиция косвенно свидетельствуют о том, что иконография Рождества Пресвятой Богородицы существует с ранних времен. Из древнейших сохранившихся изображений праздника Рождества Богородицы наиболее известными являются фрески Рождества Богородицы в церкви Иоакима и Анны в Сербском монастыре Студеница (1304), Киевского Софийского собора (первая половина XI в.), росписи Преображенского собора псковского Мирожского монастыря (XII в.). На иконографии ранних изводов праведная Анна полулежит или сидит на высоком ложе (принятый тип рождества без страданий), ее изображение крупнее других; ей предстоят жены с дарами, перед ней находится повивальная бабка и служанки, омывающие Богоотроковицу в купели или уже подносящие Ее матери, нередко присутствует и Дева Мария в колыбели.

http://pravoslavie.ru/31991.html

Правда, сейчас у нас другой поворот: «Да, мы грешны, мы слабы, мы лжем, воруем, грубим – а вы разве нет?». Ну, во-первых кое-кто кое-когда и нет, но говорить об этом неприлично: хочешь лучше других быть? А во-вторых, такое каждый может констатировать не только про себя и больше ни про кого, – но и похваляться этим негоже. Это повод для исповеди, а не для рассуждений. Вознесение. Фреска Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря, Псков. Фото: В. Прокофьев Но на самом деле гораздо важнее то, что сказано о спасении. Если эти слова прочесть быстро, то они не вызывают никаких сомнений: при проповеди Евангелия «кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет». То есть некрещеные обречены на вечную гибель. Но поскольку «лишних» слов в Евангелии нет, обратим внимание на каждое. Первое условие – проповедь Евангелия. Это значит, что не обязательно погибнут те, кому Евангелие не проповедано. И слишком щепетильная тема: проповедано должно быть именно Евангелие, а не представление о нем проповедника. Далее говорится о крещении по вере, а не в результате уговоров и доводов, пусть даже сколь угодно пламенных и благочестивых. И самое сложное: Спаситель называет вот такие признаки веры: «Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы». Можно сколь угодно долго и проникновенно рассуждать о том, почему мы не таковы, но этим вряд удастся достичь изменений к лучшему. А можно просто сделать вывод: коль скоро мы не таковы, то нам не следует предъявлять завышенных требований к «внешним». Как говорится, скромнее надо быть. Это – последнее, что говорит Христос в Евангелии от Марка. Хотелось бы еще добавить следующее. Чем дольше я читаю Четвероевангелие, там больше дивлюсь мудрости Отцов, которые отобрали для новозаветного корпуса именно эти четыре изложения – свидетельства земной жизни Господа. Единые в главном, они отличаются стилем и манерой изложения, умениями богодухновенных авторов представить события каждый раз по-своему. Замечу, что Отцы вряд ли были глупее современных критиков Евангелия, которые ликуют, обнаруживая мелкие разночтения. Между тем для людей вдумчивых именно эти разночтения являются сильнейшим аргументом в системе доказательств подлинности Евангелий. Дело в том, что если четверо излагают одну и ту же ситуацию, к тому же сложную, охватывающую множество действующих лиц и длительный отрезок времени, их повествования неминуемо будут расходиться в деталях. Напротив, полное схождение во всех мелочах, наблюдаемое подчас в рассказах о подвигах лже-чудотворцев, заставляет заподозрить фальсификацию.

http://foma.ru/pogruzhenie-v-evangelie-d...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010