579.             440 мучч. Италийских, пострадавших от Лонгобардов. 2 марта. Ок. 580.       Симеон юродивый, и Иоанн спостник его, препп. Палестинские 21 июля. 582.             Евтихий, патриарх Цареградский. 6 апр. 584.             Ерминингелд царевич, муч. Испанский. 1 ноября. 595.            Иоанн постник, патриарх Цареград. 2 сент. 596.            Симеон преп., столпник на Дивной Горе. 21 мая. 600.             Вавила преп., КиликианИн.Субб. с. 7 век Фомаида, мучен. Александрийская 13 апр. Палладий, преп. Александрийский. 27 ноября. Флор преп., еп. Амидский. 18 дек. Зосима преп., еп. Вавилона Египетского. 4 июня. Вендимиан, преп. Вифинский. 1 февр. Аввакир и Лаврентий, препп. Египетские. Субб. с. Елезвой блаженный, царь Ефиопский. 24 окт. Леандр, еп. Испалитанский. 1 ноября. Иаков постник, подвизавшийся близ Кармильской горы. 4 марта. Симеон столпник третий, преп. Киликийский близ Ег. Субб. с. Софроний, архиеп. Кипрский. 9 дек. Леонтий, преп. Ливийский. Субб. с. Препп. Палестинские: Зосима. 4 апр. Агапит, Аноим, Иеремий, Дометиан, ученики Саввы Освященного, и Афродисий. Субб. с. Иоанн Савваит. 7 дек. Косма скопец. 3 авг. Пимен. 27 авг. Христофор. 30 авг. Василий, ученик преп. Феодосия. Субб. с. Мина Синаит. 5 янв. Вонифатий милостивый, еп. Форентийский. 19 дек. Зосима преп. Финикийский. 8 июня. Евстолия и Сосипатра царевна, препп. Цареградские. 9 ноября. Марфа прав., мать Симеона Дивногорца. 4 июля. 601.             Домитиан, еп. Мелитины Армян. 10 янв. 604.             Григорий Двоеслов, папа Римский. 12 марта. 600.             Иоанн Лествичник. 31 марта. 607.             Евлогий, архиеп. Александрийский. 13 февр. 609.             Феодор, архиеп. Александрийский. 3 дек. 610.            Фома, патриарх Цареград. 21 марта. 613.             Феодор Сиксот, еп. Анастасиопольский. 22 апр. 620.             Иоанн милостивый, архиеп. Александрийский. 12 ноября. 633.             Модест, архиеп. Иерусалимский. 18 дек. 610–641.       Анастасий, игумен горы Синайской. 20 апр. Алипий, столпник Адрианопольский в Пафлагонии. 26 ноября.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Святейший Патриарх встретился с членами рабочей группы Православных и Восточных Церквей Москва, 21 ноября 2007 г. 21 ноября по запричастном стихе праздничной Божественной литургии в Архангельском соборе Московского Кремля состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с членами рабочей группы, объединяющей представителей Поместных Православных Церквей, Восточных Церквей дохалкидонской традиции и Объединенных библейских обществ, которая занимается выработкой совместного «Меморандума о понимании». Члены группы собрались в Москве для завершения работы над этим документом. Святейший Патриарх тепло приветствовал членов рабочей группы, пожелав им благословенных успехов в трудах, сообщает Служба коммуникации ОВЦС. В составе группы, посетившей Патриаршее богослужение в день престольного праздника кремлевского собора, вошли митрополит Сассимский Геннадий (Константинопольский Патриархат), митрополит Димитриадский Игнатий (Элладская Церковь), митрополит Константский и Фамагустский Василий (Кипрская Церковь), архимандрит Иаков Халил (Антиохийский Патриархат). Во встрече приняли участие и представители Восточных Церквей — митрополит Дамьеттский Бишой (Коптская Церковь), председатель Отдела внешних церковных связей Армянской Апостольской Церкви архиепископ Езник Петросян (Армянская Апостольская Церковь — Эчмиадзин), архиепископ Юстинос Сафар (Сирийская Церковь), епископ Нарег Алемезян (Армянская Церковь — Киликийский Католикосат), архидиакон Храч Саркисян (Армянская Апостольская Церковь — Эчмиадзин). Во встрече с Предстоятелем Русской Православной Церкви также участвовали генеральный секретарь Объединенных библейских обществ Миллер Милой, генеральный секретарь Финского библейского общества Маркку Котила и координатор библейских переводов Саймон Крисп. На встрече присутствовали секретарь ОВЦС Московского Патриархата по межхристианским отношениям священник Игорь Выжанов и член рабочей группы со стороны Московского Патриархата священник Сергий Говорун. Во время дружественной беседы Святейший Патриарх Алексий просил передать приветствия Предстоятелям Православных и Восточных Церквей, представители которых приехали в Москву для проведения рабочей встречи. 21 ноября 2007 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/24959.html

Крестоносцы взяли Триполи. Война сельджуков и крестоносцев в Сирии. В Византии усилена борьба с богомилами. В Константинополе публично казнен их глава Василий. Победа Алексея I над византийцами под Никеей. Алексей опустошил районы новой султанской столицы Иконии, разгромил сельджуков во Фригии. Султан вынужден был заключить мир с Византией. 1118.08.15 Смерть Алексея I Комнина. Императором стал его сын Иоанн II Комнин.  Неудавшийся заговор родственников Иоанна в пользу Никифора Вриенния.  Поход Иоанна против турок, захват Лаодики и Созополя. Торки и печенеги бежали из Руси от Мономаха на Дунай. Поход к Дунаю Иоанна против печенегов. Разгром печенегов. Победа Иоанна над сербами. Мир между Византией и Венецией. Поход венгров на Византию, взятие Сердики. Разгром венгров Иоанном. Заключение мира между венграми и Византией. Высылка с Руси полоцких князей в Византию. Трехсторонняя война в Палестине между византийцами, крестоносцами и туркменами Мосула. Поход Иоанна на турок. Взятие Кастамона и Гангры. Поход Иоанна в Киликию, захват Тарса, Анаварза. Война Иоанна с Антиохским княжеством крестоносцев. Крестоносцы признали себя вассалами императора. Совместно с крестоносцами Иоанн вторгся в Северную Сирию и взял Пизу и Сесер. Неудачный поход Иоанна в Каппадокию. 1143.04.07 Эмир Молсула Зенги взял Эдессу. Восстание христиан в Эдессе. Разрушение города Нур-ад-Диномы. II Крестовый поход. Мятежи сербов против Византии. Византийский император Мануил I Комнин одержал победу над венграми у Земуна. Византийские войска под командованием Михаила Палеолога высадились в Южной Италии, захватили Бари, покорили почти всю Апулию и Калабрию. Смерть Михаила Палеолога. Попытка византийцев взять Бриндизи окончились неудачей. Мануил заключил мир с норманнами. Поход Мануила на венгров закончился подписанием мира. Поход Мануила на Восток. Заключение мира с крестоносцами. Мануил Комнин женился на дочери прежнего антиохийского князя Марии. 1167.07 Победа полководца Андроника Кондостефана над венграми под Землином. При заключении мира Византии отошли спорные территории в Хорватии и Далмации.

http://azbyka.ru/shemy/kratkaja-istorija...

В период после правления имп. Константина Великого Анатолией, или М. Азией, в широком смысле слова принято называть территорию от рим. провинции М. Армения (Armenia Minor) на Востоке до К-поля на Западе. Монашеская жизнь в этом регионе отличалась большим разнообразием не только по организационным формам, но и по идеологическим установкам. С нач. IV в. здесь существовали группы аскетов, разделявших традиционные для христ. аскетизма представления о девстве (отказ от брака) и воздержании (γκρτεια) лиц, состоящих в браке, однако по-разному обосновывающих эти принципы. Вопрос о контактах между различными группами анатолийских аскетов и их влиянии друг на друга остается открытым. В наст. время признается лишь наличие общего культурного фона ( Mitchell. 1995. P. 91-121). Первые монашеские или полумонашеские городские общины (чаще женские) существовали уже в 312-313 гг. в столице пров. Галатия, Анкире ( Idem. 1982; Elm. 1996. P. 51-59). Имп. Юлиан Отступник , хорошо знакомый с жизнью Каппадокии, Вифинии и К-поля, в 362 г. впервые упоминает о каких-то ποτακτικο (букв.- «живущие отдельно, обособленно»), к-рых свт. Василий Великий в 375 г. называл «отраслью маркионитов», включая их в один ряд с др. неортодоксальными группами аскетов: энкратитов и саккофоров (носящие саккос, т. е. рубище), которые гнушаются браком и воздерживаются от употребления вина ( Julien l " Empereur. Oeuvres complètes/Ed. G. Rochefort. P., 1963. T. 2. Pt. 1. P. 70; Basil. Magn. Ep. 199. 47). Свт. Епифаний Кипрский говорит, что эти группы были распространены во Фригии, Киликии и Памфилии ( Epiph. Adv. haer. [Panarion]. 51. 2; см. также: Lambert. 1907; Calder. 1923; Goehring. 1992). Сократ Схоластик сообщает, что между 325 и 337 гг. возле горы Олимп в Вифинии подвизался аскет Евтихиан, сторонник новациан, которых называли также кафарами (καθαρο, чистые). Евтихиан вел отшельнический образ жизни вместе с молодым учеником ( Socr. Schol. Hist. eccl. I 13. 5). Созомен упоминает и о некоем Арсакии, исповеднике во время гонения имп. Ликиния (ок. 320 - 324), к-рый до 358 г. жил «как философ», т. е. как монах-отшельник, в сторожевой башне акрополя Никомидии ( Sozom. Hist. eccl. IV 16. 6). Характерной особенностью Малоазийского региона является широкое распространение т. н. частного (семейного) аскетизма, идеи которого ярко представлены в многочисленных трактатах «О девстве» анатолийского происхождения ( Camelot. 1952; Amand, Moons. 1953). Инициаторами такой формы М., как правило, выступали состоятельные вдовы, превращавшие свой дом после смерти супруга в своего рода семейный мон-рь.

http://pravenc.ru/text/2564108.html

Патриарх Полиевкт, совершив бракосочетание, запретил императору на один год входить в алтарь под угрозой лишить его причащения. Это было весьма прискорбным и неожиданным для Никифора обстоятельством, тем более для него оскорбительным, что практически Церковь не относилась так строго ко второму браку, как это хотел показать патриарх. Пущен был, кроме того, слух, что этот брак и потому не может быть допущен Церковью, что Никифор был восприемником детей Романа и Феофано и находился, следовательно, в духовном родстве с царицей. Против этого нарекания, которое давало в руки патриарха весьма сильное оружие и даже налагало на него обязательство расторгнуть брак, Никифор защищался самым решительным образом. Он обратился к решению духовного суда, составленного им самим из нескольких епископов, бывших тогда в Константинополе, и из присоединенных к ним членов сената, и поручил ему разрешение дела о канонических правилах, препятствующих законности заключенного им брака. Суд нашел возможным вполне удовлетворить царя: с одной стороны, было им выяснено, что закон, воспрещающий браки между лицами, состоящими в духовном родстве, принадлежит еретику Константину Копрониму и, следовательно, может считаться необязательным для Никифора, с другой стороны – придворный священник Стилиан под клятвой заявил, что Никифор не крестил детей Романа и Феофано; эту клятву подтвердил и отец императора, кесарь Варда Фока. Рассказанные обстоятельства, хотя и не имевшие важных последствий благодаря принятым Никифором решительным мерам, все же не могли не оставить в нем неприятных воспоминаний и, может быть, имели свою долю влияния в дальнейшей его церковной политике. Весной 964 г. император решился сам выступить в поход. Как особенное обстоятельство следует отметить, что Никифора сопровождали в походе царица и оба царевича, Василий и Константин, что, без сомнения, много влияло на всю обстановку походной жизни и так мало соответствовало обычным условиям суровых аскетических привычек царя. Впрочем, прежде чем перейти границу, отделявшую имперские владения от занятых мусульманами Киликии и Сирии, Никифор оставил свою супругу и детей ее в пограничной феме Каппадокии, в специально для того приготовленном укреплении, чтобы не подвергать их опасности в походе по неприятельской стране.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

356 Басилиос, или Барсех (Василий), – католикос города Ани ( 1081–1102), который стал преемником Григора Вкайасера (Мартирофила) и правил католикосатом в 1103/4–1113 гг. Начиная с XI в., в период окончательного политического разложения Армении, духовная власть также распадается – в различных местах появляются одновременно несколько армянских патриархов. Так, Григор II сидел в Египте, Теодор – в Хони (близ Мараша), Барсех – в Ани и Погос – в Мараше. 357 Шугр – видимо, часть Черной горы. М. Орманян и Г. Зарбаналян отождествляют Шугрский и Кармирванский монастыри. Однако, как показывает М. Абегян, это два разных монастыря, Кармир-ванк находился близ Кесуна (см.: М. Абегян. История древнеармянской литературы, кн. II. Ереван, 1946, с. 76, примеч. 3; на арм. яз.). 361 В конце XI в. Эдессой владел армянский князь Торос. Значительная часть ее населения состояла из армян-переселенцев. Торос, радушно принявший крестоносцев, был убит ими, и Эдесса стала отдельным графством, принадлежавшим крестоносцам. Автор описывает события 1144 г., когда Эдесса была взята и разграблена Алеппским эмиром Занги, владевшим почти всей Месопотамией и Сирией. Эти события легли в основу поэмы Нерсеса Шнорали «Плач на взятие Эдессы», написанной в 1145–1146 гг. 362 Тлук – находился недалеко от Иерополя (хеттского Каркемыша); см. Г. Микаелян. История армянского Киликийского царства. Ереван, 1952, с. 62. 363 Местоположение Цовка в одно время ошибочно отмечали в Таврских горах, в области Цопк, у озера южнее Харберда, подробное местоположение Цовка исследовано и определено Кюлесеряном. Г. Алншан уточняет, говоря, что замок Цовк, видимо, находился между Марашем и Айнтапом (Г. Алишан. Нерсес Благодатный и его окружение, с. 96). 364 В конце XI и начале XII вв., в годы царствования Давида Строителя (1089–1125), образовалось единое Грузинское государство, ставшее значительной силой на Ближнем Востоке. Объединенные грузино-армянские войска очистили от сельджуков большую часть армянских земель, на которых образовалось армянское княжество Захаридов.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Впрочем, следует отметить, что далеко не все западные исследователи однозначно разделяют подобную оценку «неохалкидонизма». Так, протестантский ученый С. Хелмер в своей диссертации, подробно анализирующей историю данного богословского течения, констатирует, что оно являлось полемическим, антимонофизитским и отвергающим компромиссы богословием. Правда, по его мнению, «неохалкидониты» потерпели неудачу в своей попытке положительного изъяснения халкидонского «ороса», ибо значимость человеческой природы Господа ими недостаточно акцентировалась; тем не менее они вложили значительную лепту в правильное понимание данного «ороса». 281 Более серьезная критика «лувенской интерпретации» рассматриваемого периода в истории православного богословия дается отцом Иоанном Мейендорфом , который, в частности, подчеркивает, что сторонники подобной интерпретации «не сочувствуют неохалкидонизму. Они видят в нем лишь искусственную попытку примирить св. Кирилла с Халкидоном, в действительности бывшую возвращением к монофизитству. Приставка “нео” употребляется этими учеными в определенно уничижительном смысле, само же движение представляется им практически предавшим Халкидон, утвердившим поверженное монофизитство, которое господствовало, как они полагают, в позднейшем византийском богословии. Напротив, истинно халкидонское учение сохранялось будто бы только представителями первой группы, строгими диофизитами, и, разумеется, теми западными, которые были против осуждения “трех глав” на Пятом Вселенском соборе». 282 Точку зрения покойного протопресвитера в некоторых существенных моментах разделяет и П. Грей. Исходя из того, что Халкидонский собор был по преимуществу «кирилловским собором», хотя и использовал «римский и антиохийский [богословские] языки», он полагает далее, что защита халкидонского «ороса» велась со стороны трехнаправлений православного богословия: со стороны «антиохийцев» («поздний» блаж. Феодорит Киррский , св. Геннадий Константинопольский , Ираклиан Халкидонский, Василий Киликийский), «оригенистов» ( Леонтий Византийский ) и «кирилловских халкидонитов» (Нефалий Александрийский, Иоанн Скифопольский, Иоанн Грамматик Кесарийский, св. Ефрем Антиохийский , император Юстиниан Великий ). В результате П. Грей отрицает как сам термин «неохалкидонизм», считая его вводящим в заблуждение, так и различие между «неохалкидонитами» и «строгими халкидонитами», считая, что во второй половине V в. и в VI в. главная демаркационная линия проходила между «прохалкидонитами» и «антихалкидонитами». 283

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Ани своего викария, сначала некоего Григория, а потом еписк. Барсеха, сделавшегося, по смерти Григория, католикосом. Кроме викария в Ани, упоминаются в это время какие-то армянские католикосы – Павел в Мараше, Феодор в Хони. Восточная Армения жила своей особой церковной жизнию. Здешние христиане не чувствовали потребности в каких либо переменах: положение их под властью гуманного султана Мелик-шаха было спокойное. Султан облегчил тяжесть налогов, обременявших армянское население, освободил от налогов церкви, монастыри и духовенство. В знак своего благоволения к викарию Барсеху, он позволил носить пред ним крест (1086). По смерти Мелик-шаха (1092), когда с одной стороны ухудшилось положение армян, а с другой – на восток прибыли крестоносцы, восточные армяне несколько встрепенулись: много армян, в особенности из духовенства, двинулись в Киликию, к берегам Кезона, где правил армян. князь Василий, и на Черную гору. В это время в области Тавра возникло много новых армянских монастырей. Григорий II умер в 1105 году и был горько оплакан всеми армянами. Матфей Эдесский говорит в своей хронике по поводу кончины этого католикоса: «упал столп веры армянской, ограда церкви восточного народа. Он совершал чудеса среди народов, блистал светом своей добродетели; его жизнь протекла в суровых подвигах. – Он восстановил веру армянскую» 198 . Чрез 8 лет (1113 г.) умер и Барсех, бывший католикосом после Григория II. XXIV. Григорий III и Нерсес Благодатный Поставление Григория в католикосы. Возмущение еп. Давида и основание кафедры католикоса на Ахтамаре. Отношения Григория к латинянам и грекам. Свидание еп. Нерсеса с Алексеем Комниномь. Алексей просит Нерсеса изложить учение армянской церкви По смерти Барсеха, согласно завещанию кат. Григория Векайасера, католикосом был поставлен один из сыновей Григориева племянника Григорий. Григорий III (1113–1165) с детства был воспитан вместе с своим братом Нерсесом в доме своего деда Григория II, а после его смерти в доме католикоса Барсеха. Когда умер Барсех, Григорию было только 20 лет; тем не менее он был поставлен католикосом.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

В 1134 г. К. К. была восстановлена Мехмедом из династии Данишмандидов, к-рые управляли городом и его окрестностями приблизительно с 1090 г. В 1169 г. К. К. перешла под власть иконийских султанов. В 1211 г. город безуспешно осаждал кор. Киликийской Армении Левон II. В 1243 г. Кесарию захватили монголы. Польск. путешественник Симеон описал К. К. как турецко-арм. город с разрушенными домами из сырца, к-рый он видел в 1617 г. В 1895 г. здесь имел место крупный акт геноцида армян. В XIX в. большинство греков покинули К. К., переселившись в крупные приморские города. В нач. ХХ в. Кесарийскому митрополиту подчинялось ок. 40 тыс. православных. В нач. 20-х гг. XX в. ок. 1500 проживавших в К. К. греков вынуждены были переселиться в Грецию. Епископия В 1-м Послании ап. Петр обращается к христианам Каппадокии (1 Петр 1. 1), столицей которой была К. К. По преданию, первыми епископами в городе были св. Лонгин Сотник и ученики ап. Павла Аполлон и Епафродит ( Greg. Nyss. Ep. 17. 15). Точно установлено, что во II в. в К. К. жили христиане. Спасаясь от гонения Септимия Севера , Климент Александрийский бежал в К. К. к своему другу еп. Александру и проповедовал там. В первые 3 века христианства были известны епископы Феокрит (ок. 160), Александр (170-211), Фирмилиан I (ок. 232-268), Феоктист, Фирмилиан II (269) и Леонтий (285). Еп. Лукий принял здесь мученическую смерть ( Fedalto. Hierarchia. P. 20). Еп. Фирмилиан I был одним из крупнейших церковных деятелей своего времени, он вел обширную переписку, в т. ч. со сщмч. Киприаном , еп. Карфагенским. По его приглашению Ориген проповедовал в К. К. 2 года. Еп. Фирмилиан I конфликтовал с Римским папой Стефаном I из-за практики повторного крещения еретиков. Свт. Дионисий , еп. Римский, помогал К. К. в выкупе захваченных готами пленников. В 235 г. из-за начатого после землетрясения легатом Лицинием Серенианом гонения на христиан мн. каппадокийцы бежали в Иерусалим. В это время пострадали мученики Мамант (пам. 2 сент.), Иулитта (пам. 31 июля), Варлаам (пам. 19 нояб.), Евпсихий (известны 2 мученика Кесарие-Каппадокийских с таким именем, пам. 9 апр. и 7 сент.), Дамас , Гордий (пам. 3 янв.) и безымянные святые, принявшие мученическую смерть при Диоклетиане ( Euseb. Hist. eccl. VIII 12. 1). Свт. Василий Великий привез в К. К. мощи св. Саввы Готфийского и 40 мучеников Севастийских.

http://pravenc.ru/text/1684273.html

Это письмо писал св. Григорий богослов , происходивший из Назианза и здесь получивший свое воспитание. Мы заметим здесь мимоходом, что митрополиту Тианы удалось присвоить под свою власть Назианз, этот соседний город с Кессарией, переспорить его у митрополита кессарийского. «Мы погибаем, мы предательски похищены, мы опять приписаны к Каппадокии второй, некогда подлежащие Каппадокии первой, писал по этому поводу св. Григорий». Переходим к истории этого разделения Каппадокии на две части, к истории борьбы митрополита тианского с митрополитом кессарийским. Тиана. Город Тиана был выстроен, по преданию. Семирамидой, и хорошо укреплен. Он находился в весьма удобной местности, на берегу весьма большой реки, которая, впрочем, никогда не выходила из своих берегов. Но что особенно важно было для благоденствия города и влияло на его процветание – это положение его близ киликийских ворот, близь той местности гор Тавра, где был чрез них самый удобный переход из Киликии в Каппадокию. Язычество было очень сильно в Тиане и здесь именно в первый век христианский жил известный философ и совершитель ложных чудес Аполлоний тианский. Хотя потом христианство проникло в Тиан и в гонение Диоклитиана многие из христиан Тианы пострадали за Христа, истинному христианскому учению Тианцы не были глубоко преданы: во времена арианствующего императора Валента был здесь собор в пользу арианского учения. Разделивши Каппадокию на две части, Валент сделал город Тиану митрополией второй Каппадокии. Сасима, Местечко Сасима лежало в 40 верстах от Кессарии и только в 9-ти от Тианы. Это было самое ничтожное местечко. Св. Григорий назианзин говорит, что это была просто станция среди большой-дороги, со строениями, назначенными для проезжающих здесь всадников, в местности лишенной всякого орошения и растительности. Он называет ее просто сасимскими болотами. Но чтобы митрополит Тианы не распространял далеко своей власти, св. Василий Великий , епископ кессарийский, открывает в Сасимах новую епископию и назначает епископом туда лучшего из пастырей церкви, св.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Ternovs...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010