Они являются вместе с тем и проповедниками евангелия. Стефан, исполненный веры и силы, совершает великие чудеса и знамения в народе, вступает в спор с учителями иудейских синагог, проповедует в синедрионе ( Деян.6:8 – Деян.7:60 ). Филипп проповедует в Самарии, обращает евнуха ( Деян.8:5–13, 26–40 ) и впоследствии получает имя евангелиста ( Деян.21:8 ) 72 . Таким образом мы не видим здесь строгого разделения церковных служений, отделения так называемых административных функций от проповеди и учения. Напротив, мы наблюдаем здесь то же совмещение служений словом и делом, какое отметили уже в деятельности апостолов, особенно в период до избрания „семи“. Аналогичный факт мы встречаем в иерусалимской церкви и несколько позднее. „Начальствующие (γομενοι) между братиями“ Иуда и Сила, посланные с иерусалимским декретом в Антиохию, Сирию и Киликию ( Деян.15:22 ), были в то же время и пророками, обильным словом преподававшие наставления братьям ( Деян.15:32 ) 73 . Все эти факты устраняют всякие сомнения в том, как следует понимать противопоставление: „их поставим на эту службу, а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова“. Этими словами устанавливается ясное разграничение между учительством (и общественной молитвой) с одной стороны и управлением или администрацией с другой стороны. Мало этого, апостолы ясно выражают мысль, что они предпочитают (εστν στιν) первое служение второму, по крайней мере в том его виде, какой был назначен для „семи“ ( Деян.6:2 ). Но это отнюдь не значит, что между этими двумя служениями существует принципиальная, взаимноисключающая противоположность. Их разграничение есть в сущности разделение труда, вызванное случайными условиями, именно недостатком времени и сил. Когда условия эти не имели места, то естественно эти служения совмещались. Для того, чтобы понять, каким образом происходило в древней церкви это совмещение функций, на наш современный взгляд ничего общего не имеющих, функций учительских и административных и даже экономических или финансовых, надо помнить, чем было для древних христиан церковное имущество, и чем была для них общая трапеза.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcy...

Не менее ясно положение отразилось на том, что произошло в Антиохии, когда император зимой с 360 на 361 г. там резидировал: преемником Евдоксия был сделан Мелетий севастийский, но ненадолго. Когда увидели, что его ошибочно сочли за единомышленника господствующей партии, он был низложен и отправлен императором в ссылку. Кафедру его занял Евзой, осужденный в свое время (в 320 г.) вместе с Арием 1538 . Таково было положение дел, когда политический небосклон стал заволакиваться темными тучами. Римской империи объявил войну Сапор и со своими войсками перешел персидскую границу. Против него на защиту империи выступил Констанций. В походе его ожидало новое огорчение на западе. В Кесарии каппадокийской он получил известие о том, что в Галлии провозгласил себя императором Юлиан. Более заботясь о благе империи, он не прервал похода на Персию и довел его до победоносного конца. Тогда он ополчился на Юлиана. Здесь ему Бог позавидовал. В киликийском городе Мопсукрен он схватил жестокую лихорадку, которая и свела его в могилу. Перед смертью 3 ноября 361 г. он получил крещение от Евзоя. «Подобно кедру склонился он в то время, пал на свое изголовье, почил и успокоился в мире» 1539 . Он был погребен в апостольской церкви в Константинополе. Тело его туда провожал новый август Юлиан, неся в руках снятую с его головы диадему 1540 . V. Устройство церкви в правление императора Констанция Направленное исключительно к созданию догматического единства в церкви царствование Констанция не было плодотворно в развитии церковно-правительственной власти. Устройство церкви было то же, что и при Константине Великом . Высшая церковно-правительственная власть принадлежит императору, действующему при посредстве соборов. Между ним и отдельными митрополитами не выступало еще никакой посредствующей инстанции. Диэцезальное устройство, даже в гражданском управлении сильно ослабляемое комитативой 1541 , в церкви не было еще проведено. Вместо него, как и во времена Константина, выступали доверенные лица, которые своими советами в сущности руководили всей церковной деятельностью императора. В первое время таким руководящим советником Констанция был знаменитый Евсевий никомидийский, затем после его смерти являются Валент мурзийский, Василий анкирский и наконец Акакий кесарийский. В последние годы жизни Констанция Акакий, можно сказать, был душой всей церковной политики императора и по своей воле ставил и низлагал епископов и митрополитов, не исключая самых влиятельных, как-то: римский, александрийский, антиохийский, анкирский и другие 1542 . Объединение епископов по диэцезам в церкви не только не было проведено, но даже и не имелось в виду.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

Поэтому люди, разумно сопоставляющие обстоятельства, соизмеряли бедственные или благополучные события не достоинством или добродетелью императора. Но не погрешит против истины и тот, кто сочтет бедственные события возмездием вообще за грехи человеческие, а благополучие припишет единственно божественному милосердию, а не царской добродетели. Ибо всякое благо нисходит свыше. Но при этом усердная молитва , подкрепляемая благими делами, также преклоняет на милость. На счет царей ставятся события, потому что на них, по справедливости, падает большее порицание и большее неудовольствие за неразумные действия, равно как им принадлежит большая благодарность за разумные действия, совершенно так, как на тех, кто управляет колесницей, a не на самых лошадей, возлагается ответственность за успех или неудачу в состязании». 58 Между тем как Печенеги и Узы тревожили европейские области империи, их восточные соплеменники Сельджуки постоянно расширяли круг своей власти и своих завоеваний в Азии. В 1050 году Тогрильбей вошел в Багдад с Узами (Ghus) и Туркменами, частью приведенными им с берегов Окса (из Бухары и Киргизских степей), частью еще ранее выселившимися во владения халифов. 59 В 1064 году Альп-Арлслан, племянник Тогрильбея, напал на Грузию, покорил Нахичевань, Карс, Ани, главный город Армении. 60 В 1067 году Турки опустошали Месопотамию, Сирию, Киликию и Каппадокию. Они перерезали жителей Кесарии, ограбили в церкви Василия Великого богатства, составившиеся пожертвованиями многих поколений, и остались зимовать в границах империи. Слабая рука женщины не в силах была управлять государством в такое тяжелое время. Разрешенная патриархом от клятвы, данной умирающему мужу, оставаться до смерти вдовой, императрица Евдокия посадила на трон рядом с собою присужденного к казни заговорщика и бунтовщика. 1-го января 1068 года был провозглашен императором героический и несчастный Роман IV Диоген, прославившийся прежде того в войнах с Мадьярами и Печенегами. Печенеги и Узы, поселенные в пределах монархии, очерченных некогда мечем Василия II, принимали деятельное участие в турецких походах Романа IV.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vasile...

По думите на Негово Светейшество, решението да се постави извън закона една религиозна организация, която обединява много милиони последователи, хиляди общини и стотици манастири по цялата страна, «слага украинската държава в една редица с най-зловещите богоборчески режими на миналото». От името на цялата пълнота на Руската Православна Църква Светейшият Патриарх Кирил се обърна към Предстоятелите на Поместните Православни Църква с молба да подкрепят Украинската Православна Църква и всичките верни чеда, търпящи скърби заради словото Божие и заради свидетелството Иисус Христово (Откр. 1:9). Посланието на Светейшия Патриарх беше изпратено до Предстоятелите на Поместните Православни Църкви, Папа Франциск, Патриарха на Коптската Църква Тавадрос II, Главата на Англиканската общност Архиепископ Кентърбърийски Джъстин Уелби, Католикоса на Изтока и митрополит Маланкарски Василий Мар Тома Матей III, Върховния Патриарх и Католикос на всички арменци Гарегин II, Католикоса на Върховния Киликийски Дом на Арменската Апостолска Църква Арам I, Католикоса-Патриарх на Асирийската Църква на Изтока Мар Ава III, Маронитския Патриарх на Антиохия и целия Изток Бешара Бутрос ар-Раи, генералния секретар на Световния съвет на църквите д-р Джери Пилей, президента на Евангелистката асоциация «Били Греъм» Франклин Греъм. В апела си до ръководителите и представителите на международните организации Светейшият Патриарх Московски и на цяла Русия Кирил за пореден път напомни за дискриминационния характер на законопроект 8371: «На 23 март 2023 г. Управлението на Върховния комисар на ООН по правата на човека публикува доклад за състоянието на човешките права в Украйна, в който се признава, че законопроект 8371 може да има дискриминационен характер спрямо Украинската Православна Църква. На 26 юли украинският журналист, писател и привърженик на каноничната Украинска Православна Църква Ян Таксюр говори пред специална сесия на Съвета за сигурност на ООН, като разказа за грубите и масови нарушения на религиозната свобода в Украйна».

http://mospat.ru/bg/news/90906/

Так мог бы выразиться только ап. Петр]. 14 [Впрочем, на этом не кончаются неудобства «давней» точки зрения. Допустим, что ер. 86 написал и послал Флавиану Феодорит от своего имени; но ведь и «новое» остается непререкаемым фактом: в сирских актах сохранился документ, сомневаться в подлинности которого нет ни малейших оснований, именно послание Домна к Флавиану, в большей части буквально сходное с ер. 86. Таким образом, вместо одного послания, «давняя» точка зрения должна считаться с двумя и – объяснить странное буквальное совпадение между ними. Кто у кого списал? Автор согласится, конечно, что не Феодорит у Домна. Но тогда зачем же епископ кирский поставил своего «святейшего владыку-ексарха» в фальшивое положение, отправив от своего имени Флавиану ер. 86?]. 17 [Или же особое сочинение Феодора мопсуестийского de interpretatione symbols trecentorum decern et octo sanctorum patrum»]. 19 [Столкновение, по моему мнению, произошло в великую субботу 10 апреля 448 г., перед временем крещения просвещаемых. Этим я объясняю и то, что огонь и медный котел χαλκεον, в βαλανεον оказались замешаны в эту сцену (Hoffmann, 60,2–8); вероятно подогревали воду для крещальни. В тот же день, конечно, Палладия и посадили под арест]. 22 [Так как Theodoreli opera доступны лишь немногим, то считаю не лишним заметить, что в тираде πειδ δ το κοσμο – πεποηκεν я поставил только δ вместо δ (в σχτην δ πντων, как читается в наличном греческом тексте). что (не меняя на δ) это δ можно просто опустить (как прибавку интерполятора); что интерполяция οκτι λοιπν νδρωποκτνος – μεν τς στορας (961,2 строк столбца Патрологии Миня=до 3770 букв) вставлена псевдо-Феодоритом между словами νεχομνου и σχτην]. 24 [Так как «similiter» – последнее слово в подписи епископа Магна мархаммского, то возможно конечно, что «Euphratesiae» – не реестровая пометка, a custos, т. е. первое слово следующей страницы, утраченной вместе с целой – может быть – тетрадью. Но в других местах, напр., перед утраченным посланием из Киликии II, нет следа существования таких custodes].

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Аристандр Тельмесский (IV в. до н.э.), греческий писатель, мантик, придворный прорицатель македонских царей, упоминаемый Артемидором, а также Плутархом, Элианом и др.: автор трактата О чудесах, который высоко оценивали Лукиан и Плиний Старший, 11. Аристид, Элий Публий (117-- ок. 185), знаменитый греческий ритор эпохи Антонинов, автор Священных речей и Панегирика Риму, был жрецом Асклепия в Эфесе, 14, 65, 99. Аристотель Стагирид (384--322 гг. до н. э.), крупнейший греческий философ, ученик Платона, основатель перипатетической школы, 99, 121, 137,154,159,166,172,175,191, 155. Арно Антуан (1612--1694), французский теолог и философ, янсенист, один из лидеров научно-философского кружка в Пор-Рояле, 254. Артемон (Артемен) Милетский, (1-я пол. I в. н. э.), греческий писатель и онирокритик, упоминаемый Артемидором, а также Плинием Старшим, Тертуллианом и др., в период правления Нерона написал трактат О толковании снов в 22 кн., 11, 14. Артемидор Далдианский (I--I! вв.) -- популярный греческий писатель, астролог и онирокритик эпохи Адриана и Антонина Пия, автор Сонника в пяти книгах, 9, 11--43. Архедем Тарсский (II в. до н. э.), греческий философ-стоик, в древности ему необоснованно приписывали учение об общности жен, 184. Атеней (Афиней, I в.), греческий врач родом из Киликии, основатель школы " пневматиков " , близкий к стоицизму, практиковал и преподавал медицину в Риме. Из его текстов сохранились фрагменты, включенные в свод Орибасия, а также извлечения Аэция и Диогена Лаэртского, 112, 114, 137, 141, 146. Ахилл Татий (V в.), александрийский литератор, автор романа приключений Левкиппа и Клитофон, написанного в подражание Гелиодору, 12, 238, 240, 247. Аэций из Амиды (VI в.), врач, компилятор, составивший свод из древних медицинских текстов, 132 . Барт, Карл (1886-1968), швейцарский протестантский теолог, один из основоположников диалектической теологии, 254. Бонхеффер А.. 254. Босуэл Дж., 85, 204. Василий Анкирский (IV в.), христианский теолог, епископ, противник арианства, 155.

http://predanie.ru/book/221392-iii-zabot...

Он удалился в Киликию, где господствовало арианство и там издал исповедание веры, какое прилично было бы написать одному разве Арию и самому близкому из учеников его 221 . Это поразило сердце св. Василия сильною скорбью и он прекратил с ним всякое общение. Но Евстафий к нечестию присоединил еще крайнюю и непримиримую злобу к св. Василию, который так много выражал к нему самой искренней и дружественной любви и так много заботился об охранении его чести. К нечестию присовокупив злобу, – Евстафий говорил, – что не он отчужден от общения со св. Василием, а сам отчуждает его от общения с собою, потому будто-бы, что Василий находится в общении с еретиком Аполлинарием и приводил в доказательство письмо Василиево к Аполлинарию, писанное назад тому двадцать лет, когда он был еще мирянином. Кроме сего, обвинял еще Василия в том, будто он проповедует новое учение о Духе Святом, когда исповедует Его равночестным Отцу и Сыну 222 . Не довольствуясь сим, Евстафий не только в Каппадокии, но и по всему Понту, Галатии, Вифинии даже до Геллеспонта распространял враждебные письма, в которых обвинял Василия в таких пороках, какие могли быть приписаны только самому нечестивому человеку 223 . Все это вместе сколь сильною скорбью поразило душу св. Василия, видно из его писем к Патрофилу и Олимпию. Писал он Патрофилу, епископу церкви в Егеях: «пораженный таким страшным и внезапным переворотом, не мог я и отвечать. Сердце у меня стало связано, язык расслабел, рука онемела и впал я в немощь души немужественной; едва не дошел я до человеконенавидения; мне казалось, что всякий нрав подозрителен, что в природе человеческой нет блага – любви, но есть благовидное слово, служащее какою-то прикрасой для употребляющих его, а на самом деле в сердце человека нет сего расположения… что надобно предположить о других, которым не давал я таких залогов дружбы… Перебирая это сам с собою в душе своей и непрестанно обращая в сердце, или лучше сказать, отвращаясь от этого сердцем (так воспоминание о сем грызет и терзает меня), не отвечал я на это письмо, умолчав не из презрения (не подумай этого, брат; потому что не перед людьми оправдываюсь, но говорю о Христе перед Богом), но от недоумения и затруднительности, не находя, что сказать соответственное печали.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Тем не менее результаты церковных споров 30-х гг. V в. означали фактическое поражение школы Диодора. В последующие десятилетия взгляды и сочинения основных богословов этого круга, уже скончавшихся, изучались все подробнее и в них обнаруживалось все больше положений, к-рые Церкви следовало отвергнуть. В 441 г. Собор в Антиохии рассматривал по запросу архиеп. Прокла К-польского сочинения Феодора Мопсуестийского. Собор признал нек-рые суждения Феодора спорными, но отказался осудить их официально, указывая на запрет посмертного осуждения, а также на сходство мн. тезисов в работах Феодора с идеями каппадокийских отцов ( Theoph. Chron. P. 96). В сер. V в. активным борцом против монофизитства проявил себя еп. Василий Селевкийский. В 448 г. он участвовал в Соборе в К-поле, на котором впервые был осужден архим. Евтихий. На IV Вселенском Соборе в Халкидоне в 451 г. он вновь выступал против монофизитства. Ранее считалось, что еп. Василий был автором Жития св. Феклы, однако в наст. время его авторство отвергается (см.: Dagron. 1974). В 458 г. имп. Лев I и патриарх Анатолий К-польский издали «Энкиклион», окружное послание с вопросом об отношении Церквей Востока к борьбе за Патриарший престол в Александрии. В Церквах Киликии Первой (7 епископов) и Исаврии (17 епископов) были организованы поместные Соборы, которые обратились с письмами к имп. Льву I с осуждением главы монофизитской партии в Александрии Тимофея Элура. Председателями Соборов были Пелагий Тарсийский и Василий Исаврийский. В это же время свое отношение к «Энкиклиону» должна была высказать и Киликия Вторая, где престол Аназарва занимал еп. Орест. Но о Церкви в этой провинции сведений не сохранилось. В 482 г., когда имп. Зинон издал «Энотикон», содержавший тенденцию к соглашению православных с монофизитами, в К. епископы Нестор Тарсийский и Юлиан Мопсуестийский отказались его подписать, за что были низложены ( Theoph. Chron. P. 134). Сопротивление «Энотикону» вообще представляет собой редкий случай в Церкви Востока того времени, а также свидетельствует о крепких позициях антимонофизитства в К. (т. е. еще о сохранении нек-рого влияния школы Диодора). Тем не менее позднее настроения в К. существенно изменились. В 10-х гг. VI в. большинство епископата К. поддерживало Севира Антиохийского, главу монофизитской партии. В 512 г., во время интронизации Севира на кафедру Антиохии, епископы Дионисий Тарсийский и Индак Корикский отказались принять его в литургическое общение. После признания Православия офиц. вероисповеданием Церкви в Византии в 518 г. большое число епископов в Киликии Второй и Исаврии были низложены, в т. ч. Евтрехий Аназарвский, Иоанн Мопсуестийский и Стефан Селевкийский. В то же время Киликия Первая от преследований православных не пострадала.

http://pravenc.ru/text/1684614.html

1130 Келесирия (греч. Полая Сирия) – часть Сирии между горными цепями Ливан и Антиливан. Впоследствии это название стало общим для Южной Сирии и Палестины. 1131 Павлин был священником в Антиохии, затем стал епископом в Тире. В этот период он был сторонником Ария, хотя и с некоторыми колебаниями (Theodoret., НЕ, I, 5–6). В 323 г. он стал епископом Антиохии и вскоре скончался. 1132 Православный епископ Антиохии Евстафий был сослан по ложному обвинению в прелюбодеянии в 330 г. Именно он был преемником арианина Павлина. Арианин Евлалий же был поставлен епископом Антиохии уже после ссылки Евстафия. Феодорит сообщает, что Евлалий вскоре умер (I, 22). 1133 Крупный город в восточной Киликии, расположен на реке Пирам. Впоследствии, при императоре Феодосии, Аназарб стал главным городом Киликии. 1134 Афанасий находился на посту епископа до 325 г. и был среди наиболее видных сторонников Ария (Theodoret., I, 5). 1135 Иезекииль – третий из пророков, был отведен пленником в Вавилон, впоследствии вернулся в Иудею. Его пророческое служение продолжалось 22 года. Книга Иезекииля состоит из 48 глав, в которой кроме пророчеств есть видения, аллегории, притчи, пр. Текст книги достаточно непонятный и подразумевает различные толкования. 1136 Борбориане или борбориты, – еретическая секта гностического направления, появившаяся во времена Адриана. Они не верили в Страшный суд и восхваляли плотские наслаждения. Более того, они сознательно повреждали части тела и лица, выражая этим презрение к божественному творению (см.: Philastr. Haer., s.v.; Epiphan. Haer. gnosticor. XXVI, 3; Thedoret. Haer. I, 13). Согласно Епифанию, это название происходит от греч. bçrborov, обозначавшее «нечистую жизнь». Об этом же говорил и Филастрий. Закон 428 г. (Cod. Theod. XVI.5.65) запрещает борборианам (наряду с прочими еретиками) сходиться на молитвы. 1137 Василий был известным богословом, арианином, лидером партии омиусиан, считавших, что Сын подобен Отцу по своему существу. Василий стал епископом Анкиры в 336 г. после того, как на соборе в Константинополе был низложен его предшественник Маркел, сторонник Афанасия Великого .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКИФОР II ФОКА Иисус Христос. Визант. императоры Никифор II Фока и Василий II Гистаменон. Аверс. Реверс. 963–969 гг. Иисус Христос. Визант. императоры Никифор II Фока и Василий II Гистаменон. Аверс. Реверс. 963–969 гг. (Фока) [греч. Νικηφρος Β Θωκς] (ок. 912 - 11.12.969), визант. император (c 16 авг. 963, совместно с Василием II Болгаробойцей и Константином VIII ). Популярность Н. Ф. как военачальника, положившего начало перелому в военном противостоянии византийцев арабам, позволила ему занять имп. престол. Среди его наиболее значительных военных успехов - освобождение Кипра и Крита, присоединение Киликии и взятие Антиохии. В результате походов Н. Ф. К-поль обогатился мн. чтимыми святынями. Друг и духовный сын прп. Афанасия Афонского , Н. внес решающий вклад в превращение Св. Горы Афон в крупнейший центр правосл. монашества. В то же время правление Н. Ф. отмечено жесткими мерами по ограничению церковного землевладения и ужесточению гос. контроля над Церковью. Принадлежал к семейству Фок, крупных землевладельцев из Каппадокии, к-рые представляли собой одну из аристократических фамилий, выдвинувшихся на рубеже IX и X вв., в период формирования в Византии родовой военной элиты. Его дед, Никифор Фока Старший, занимал высшие посты в армии во время правления императоров Василия I Македонянина (867-886) и Льва VI Мудрого (886-912); его сыновья, в т. ч. отец Н. Ф.- Варда Фока Старший, входили в число наиболее влиятельных визант. полководцев при Константине VII Багрянородном (913-959). В конце правления последнего (954) Н. Ф., служивший до этого под началом своего отца, сменил его на посту доместика схол (главнокомандующего армией) и успешно защищал вост. границу империи от эмиров Алеппо и Мосула. После вступления на престол сына Константина VII Романа II (959-963) Н. Ф. был удостоен высшего сана магистра и стал 1-м лицом в военной администрации империи, а его брат, Лев Фока, получил должность второго доместика схол (959); еще один брат, Константин, занимал должность стратига приграничной фемы Селевкия. Братья Фоки активно действовали против арабов в Киликии, Сирии и Месопотамии. Самым крупным успехом Н. Ф. стало освобождение о-ва Крит от араб. пиратов, владевших им более века (март 961). Эта победа, пышно отпразднованная в К-поле, принесла Н. Ф. огромную популярность, к-рая еще более возросла после взятия Алеппо (Халеба), который был столицей Хамданидского эмирата, главного в то время соперника Византии (дек. 962).

http://pravenc.ru/text/Никифора II ...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010